Игры Пата Парелли.
Пат Парелли - известный американский тренер лошадей, мастер родео и рейнинга, ковбой, учитель. Известность Парелли принесла программа естественного обучения лошадей Natural Horsemanship, которую он не только обогатил своими методиками, но и сделал популярной во всем мире.
Пат Парелли родился в Калифорнии, США, с детства занимался лошадьми, долгое время успешно занимался родео, но в связи с полученной травмой эту карьеру вынужден был прекратить. В тот же период, когда Пат было отчаялся на возможность дальнейшей работы с лошадьми, он познакомился с рядом наставников, в корне изменивших его отношение к воспитанию и работе с лошадьми. Парелли понял, что методы, используемые в его краях, жестоки и неэффективны. Он также пришел к выводу, что обучать лошадь необходимо, используя ее психологические особенности и задатки. Таким образом родилась система Пата Парелли как путь к успеху в отношениях с лошадью.
Что такое «система Парелли»?
Это работа с лошадьми на основе естественности отношений, она учит тому, что Парелли назвает «пониманием». Конечной целью обучения является достижение полного взаимопонимания с конем. Ни одна обучающая программа в мире не начинается с тех же азов, что система Парелли, и уж конечно ни одна из них не приводит к таким впечатляющим результатам. Пат работает над своей системой более двадцати лет, обучая лошадей и людей по всему миру. За это время он пришел к выводу: если научить конника «пониманию», то есть глубокому проникновению в психологию лошади, то этому человеку удастся не только решить проблемы в отношениях с животными, но и открыть в себе богатейший потенциал для дальнейшей работы с лошадьми. Основной принцип программы Пата - самосовершенствование. Прежде чем что-то требовать от лошади, надо изменить себя. Первые три уровня посвящены именно обучению человека системе «понимания» Парелли. Последующие этапы ориентированы на обучение лошадей, в частности «трудных» животных, работе с жеребятами, трюкам и т.д. К этому моменту система становится более детализированной, а занятия интенсивнее, главной их составляющей является работа в руках. Изучение всех десяти уровней ведет к настоящему мастерству, но насколько сильно вы хотите погрузиться в «понимание», зависит только от вас и от ваших целей.
Уровень 1. Партнерство
Этот уровень учит человека, как завоевать доверие лошади посредством общения, любви и уважения. Вам придется научиться играть в «Семь игр», которые помогут разрушить межвидовой барьер и создать особый язык, на котором вы будете говорить со своим конем. Они также помогут обучить вашу лошадь выполнять «в руках» все те команды, которые вы будете впоследствии давать ей, сидя верхом. Вы будете совершенствоваться в управлении лошадью, пользуясь поводом, центром тяжести и «морковным хлыстиком» (этот термин обозначает тоненькую палочку, которая по сути своей является золотой серединой между небезызвестными «кнутом и пряником») - это три первых и самых важных кирпичика в фундаменте свободной посадки. Программа «Партнерство» рассчитана на срок от трех недель до трех месяцев, за время которых вам необходимо будет уделять своей лошади не менее шести часов каждую неделю. При этом, между прочим, предварительный опыт верховой езды не требуется.
Проверьте себя сами. У вас уже сложились партнерские отношения с конем, если он:
-подходит к вам сам, нет необходимости его ловить;
- безупречно слушается любой команды «в руках»;
- радуется работе, готов к сотрудничеству, спокоен, дружелюбен и легко адаптируется ко всему незнакомому;
- легко контролируется, но при этом вы не применяете грубую силу для того, чтобы подчинять его себе;
- активен и хочет двигаться вперед самостоятельно, не требуя посыла или применения шпор;
- спокоен при седловке, с удовольствием дает ноги для расчистки;
- в его отношении к вам больше доброжелательности и уважения, чем агрессии, страха или раздражения;
- коневозка не вызывает у него никаких отрицательных эмоций.
Уровень «Партнерство» является основополагающим для всей программы. Его краеугольные камни: безопасность, уважение и доверие. Овладев этими премудростями, вы научитесь подавлять сопротивление лошади, так называемой «реакции противоборства» (лошадь бьет по стенкам денника или коневозки, может ударить человека, не слушается, демонстрирует дурные манеры при расчистке и т.д.).
Уровень 2. Гармония
Этот уровень совсем иной, он построен на эмоциональных всплесках, положительных рефлексах и удовольствии от общения. Вы получаете огромный эмоциональный заряд, множество приятно проведенных минут и приобретаете первый опыт единения с лошадью, будто по волшебству становитесь как бы ее частью. «Гармонию» можно подразделить на четыре подуровня «понимания»: «сиюминутное», «свободное», «вольное» и «изощренное». Они уводят взаимоотношения с конем далеко за обычные рамки, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Результатом станет гармоничное общение с конем, который день ото дня будет становиться мягче и доброжелательнее. Этот уровень также обостряет импульсы, благодаря которым вы испытываете все меньше необходимости использовать повод в качестве средства контроля над животным, он постепенно становится просто инструментом, помогающим понимать друг друга. Если вы полностью освоили программу «Партнерство», то изучение уровня «Гармония» займет у вас от шести до восемнадцати месяцев. За это время вы научитесь вызывать у лошади «положительные реакции». Это означает, что лошадь станет выполнять любую вашу просьбу без негативных эмоций. У вас появится реальная возможность работать с лошадью только на тоненьком эластичном поводке, привязанном к недоуздку, и управлять конем посредством легкого движения пальцами. Лошадь с «положительными реакциями» охотно работает сама, от вас требуется только корректировать направление движения и давать верные команды.
Уровень 3. Совершенствование
На этом уровне взаимное уважение и гибкость в отношениях идут рука об руку. Взаимоотношения с конем к этому моменту становятся предельно утонченными, практически незаметными постороннему глазу. Этот этап оттачивает ваше мастерство, вы учитесь работать еще более аккуратно. Если вы выходите на этот уровень после завершения двух предыдущих, то он займет у вас примерно от шести до восемнадцати месяцев. Это последний уровень, который требует прочной теоретической основы, все последующие представляют собой, главным образом, практику.
Уровень 4. Многогранность
Данный этап предназначен для профессионалов. Его главная цель: углубленная работа с различными лошадьми, в том числе с молодыми и «трудными», а также обучение различным трюкам. Каждое из этих направлений само по себе является предметом тщательного изучения. Такая работа требует длительного времени и чаще всего не обходится без консультаций с самим Патом Парелли или его ведущими инструкторами. Этот уровень нереально завершить в течение одного года. После полного обучения на предыдущих трех уровнях программа «Многогранность» займет у вас от четырех до шести лет, поскольку вам придется столкнуться с множеством лошадей и связанных с ними разнообразных ситуаций.
Уровень5. Единение
Уровень 6. Полное единение Теперь все сконцентрировано на вашей работе с одной единственной лошадью. Уже к ней одной вы будете применять все полученные на предыдущих уровнях знания. В это время у вас появится еще один наставник - теперь вы уже многому сможете научиться от собственной лошади.
Уровни7 ,8, 9. Оттачивание мастерства в «Полном единении»
Вы суммируете все полученные знания и оттачиваете свой опыт в работе с несколькими лошадьми, к этому моменту естественные отношения с лошадью уже начинают граничить с тонким искусством. Бесспорно, это является некой вершиной мастерства для конника. Единение духовное, эмоциональное и физическое является тем результатом, к которому следует стремиться.
Уровень 10. Абсолютное единение
На этом уровне вы рискуете остаться на всю жизнь - закончить его невозможно. Единственный, кто реально может оценить степень вашей подготовленности, - это ваш конь. Можно лишь сказать, что итогом всей программы естественных отношений с животным можно считать ваше ощущение себя как части природы, а значит и части лошади, одного из прекраснейших ее творений!
Семь игр Пата Парелли.
- Дружелюбная игра.
Суть этой игры заключается в том, что лошадь должна понять, что вы не являетесь хищником, и заслуживаете доверия с ее стороны. Она должна понять, что даже если вы совершаете рядом с ней резкие движения или шумите- ей бояться нечего. Начните с тактильного контакта с лошадью, аккуратных и мягких касаний и поглаживаний. У многих лошадей есть места, прикосновения к которым они не любят, вы должны поэтапно шаг за шагом добиться того, что лошадь будет свободно позволять вам касаться любой ее части без малейшего неприятия. Важно не применять насилия, а действовать поэтапно. Во время этой игры у коня должна сохраняться свобода выбора- возможность убежать от мнимой «опасности».
- Дикообразная игра.
Такое название она получила для того, чтобы напомнить человеку о том, что лошадь не должна сопротивляться, если ощущает физическое давление, она должна учиться уходить от него. (Сродни прикосновению к иглам дикобраза: этого зверя вполне можно потрогать «по шерстке» и не уколоться, но вот против «шерсти» лучше не гладить!). Это важный момент, обучающий лошадь правильно откликаться на движение повода, давление трензеля или шенкеля. Эта игра учит лошадь уступать. К дикобразу можно прикоснуться и не пораниться, если действовать осторожно и гладить «по шерсти». Так и лошадь должна понимать, что нужно уступить давлению трензеля, шенкеля или повода, чтобы избежать лишнего дискомфорта. Начинать «игру» нужно с мягкого, но настойчивого нажатия, и усиливать его до момента, пока лошадь не уступит и не отодвинется. Важно быть настойчивым и показать лошади, что для достижения комфорта нужно уступить вам. Не прекращайте давления, пока лошадь не отреагирует на него, а как только она уступила- прекратите давить и похвалите животное, поощрите ее.
- Направляющая игра.
В эту игру все лошади в табуне играют постоянно- стоит лидеру прижать уши, как подчиняющиеся лошади отойдут от него. Эта игра учит вашего коня следить за вами и двигаться после вашего намекающего движения, без касания. Суть обучения этой игре в том, что если лошадь не отреагировала на ваш жест, вы должны применить физическое давление. Главное- если вы дали лошади команду, всегда добивайтесь ее выполнения, иначе вы рискуете потерять уважения лошади.
- Игра Йо-Йо.
Суть игры в том, что вы осаживаете коня, а потом возвращаете обратно на корде. Лошадь, повинуясь вам, должна послушно двигаться, подобно Йо-Йо на веревочке. Начните с того, что подайте лошади знак покачиванием указательного пальца в ее направлении (когда игра будет освоена, в ответ на этот жест лошадь тут же отойдет назад), потом сделайте движение запястьем, чтобы корда слегка шевельнулась, далее согнутой в локте рукой по трясите корду, и только затем сделайте движение рукой, запустив по корде в сторону лошади волну. Как только конь начнет отсаживаться, сразу прекращайте движение- этим вы дадите ему знак, что он все делает правильно. Обратно лошадь должна возвращаться мягким движением руки и смотреть на вас, если она отворачивается, повторите упражнение сначала.
- Кружащая игра.
Не подумайте, что Вы будете просто ходить по кругу с лошадью. Окружающим со стороны может показать именно так, но на самом деле данная игра разовьет лошадь эмоционально, морально и физически. Во время этой игры она научится сохранять аллюр и темп, указанный Вами, до тех пока от Вас не последует иной команды.
Данная игра содержит 3 части:
•«посыл»
•«вседозволенность»
•«возвращение»
Во время этой игры Вам надо будет делать минимум движений. Чтобы «послать» лошадь, поверните благодаря «Направляющей» игры ее нос в направлении, необходимом Вам. Когда лошадь пойдет по кругу, в центре которого стоите Вы, улыбнитесь ей в ответ, более не делайте не единого движения, повод пусть проходит за спиной, тем самым Вы будете давать лошади шанс выбрать аллюр и направление самостоятельно. Это уже вторая часть игры «вседозволенность». Минимум два круга, максимум - четыре (далее лошади станет не интересна игра, а этого не должно произойти). Если Вам необходимо лошадь упрашивать продолжить выполнять движение, то Вы проиграли. Доверьтесь лошади и дайте ей право выбора. Если он или она останавливается, то поверните морду лошади к своему лицу, посмотрите ей в глаза, затем вновь поверните нос лошади по направлению движения и начните игру сначала. Лошадь пошла - улыбайтесь.
•Первая фраза при возвращении лошади к Вам - это поворот морды к Вам.
•Вторая фаза - сматывайте корду.
•Третья фаза - занесите петлю корды по направлению крупа лошади.
•Четвертая фаза - прикоснитесь к крупу лошади и не убирайте руку до того момента, пока лошадь не переступит с ноги на ногу, и не окажется «лицом к лицу» с Вами.
При правильном действии со стороны лошади поощряется улыбкой с Вашей стороны и прекращением какого-либо действия по отношению к лошади. Когда лошадь будет около Вас, похвалите её осторожными движениями, вспоминая 1-ую «Дружелюбную» игру. Удаление задних ног лошади в противоположную сторону от человека - один из важнейших компонентов игры. По результатам «Круговой» игры у Вас будет полный эмоциональный и психологический контроль над лошадью.
- Принимание.
Эта игра учит вашу лошадь легко двигаться в стороны, направо и налево. Надо определить две рабочие зоны у лошади: зона 1-нос, зона 2- задние ноги. Начните с того, что поиграйте в «Направляющую» игру с обоими зонами по очереди. Можно использовать корду, но не переусердствуйте и не применяйте насилия. В идеале лошадь должна свободно двигаться в сторону, поначалу полезно использовать забор, чтобы лошадь не шла вперед, пытаясь понять, что вы от нее добиваетесь.
- Выжимающая игра.
Лошади страдают клаустрофобией от природы. Эта игра сделайте вашего любимца выдержаннее и смелее, а также, без страха заходить в тесные помещения без принуждения. Для начала вам понадобиться узкий проход. Направьте голову лошади в проход, потяните за повод и дотроньтесь до спины лошади. Повторяйте эти действия, пока конь не попытается войти в проход. Как только добьетесь первых результатов, улыбнитесь и похвалите лошадь. После того, как освоите упражнение с поводом, можно усложнить лошади задачу, отдавайте ей команду на расстоянии, и постепенно сужайте проход. Со временем можно добиться того, что конь будет без страха входить в коневоз и другие тесные помещения.