Значение слова «Нефтида. Тёмные (Нефтида) Нефтида бог чего

Нефтида

Нефтида (Νέφθυς, "владычица дома") или Небетхет, в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут.

Отец - Геб

Мать - Нут

Супруг - Сет

Дети - Анубис

Родилась на 5й день:

в 1й день - родился Осирис

во второй - Гор

на третий - Сет

на четвертый - Исида

на пятый - Нефтида

Центр поклонения - город Диополис Парва (Ху) , столица 7го нома Верхнего Египта

Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове. Считалась женой бога Сета, но, судя по сохранившимся текстам, крайне мало с ним связана. Собственно, сущность богини Нефтиды в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего.

Нефтида, как сестра Осириса и Исиды, является последним представителем великой эннеады; она чисто искусственное женское дополнение Сета, который, как бог разрушения, не нуждался в нем. Нефтида была двойником Исиды; она родила от Осириса Анубиса и оплакивала его вместе с Исидой. В Египте были весьма часты изображения на саркофагах этих двух сестер, будучи представленными двумя жрицами. Когда имя Сета стало заменяться Тотом, Нефтида стала выступать иногда супругой последнего, отожествляясь с Сафхет в Фивах. В последний день года праздновалось ее рождение.

Согласно "Текстам пирамид", Нефтида плавает в ночной барке, тогда как Исида в дневной ладье. Нефтида и Исида отождествляются с соколицами, поэтому их часто изображают крылатыми женщинами. Отсутствие самостоятельной роли у Нефтиды создает впечатление искусственно придуманной богини, служащей парой для демонического бога Сета. Плутарх отождествляет Нефтиду с неплодородными землями, в то время как богиня Исида олицетворяла плодородные земли.

Тёмная материя

Материя где сосредоточена основная сила гравитации , 4е измерение материии. В 1922м году Джемс Джинс и Якобус Каптейн ввели в оборот термин - тёмная материя. Якобы составляет 22 % Вселенной . С тёмной материей связаны чёрные дыры.

Первое указание на то, что с подсчетом массы Вселенной что-то не так, появилось в середине 30-х годов XX века. Швейцарский астроном Фриц Цвикки измерил скорости, с которыми галактики скопления Волосы Вероники (а это одно из самых больших известных нам скоплений, оно включает в себя тысячи галактик) движутся вокруг общего центра. Результат получился обескураживающим: скорости галактик оказались гораздо больше, чем можно было ожидать, исходя из наблюдаемой суммарной массы скопления. Это означало, что истинная масса скопления Волосы Вероники гораздо больше видимой. Но основное количество материи, присутствующей в этой области Вселенной, остается по каким-то причинам невидимой и недоступной для прямых наблюдений, проявляя себя только гравитационно, то есть только как масса. О наличии скрытой массы в скоплениях галактик свидетельствуют также эксперименты по так называемому гравитационному линзированию. Объяснение этого явления следует из теории относительности. В соответствии с ней, любая масса деформирует пространство и подобно линзе искажает прямолинейный ход лучей света. Искажение, которое вызывает скопление галактик, столь велико, что его легко заметить. В частности, по искажению изображения галактики, которая лежит за скоплением, можно рассчитать распределение вещества в скоплении-линзе и измерить тем самым его полную массу. И оказывается, что она всегда во много раз больше, нежели вклад видимого вещества скопления. Через 40 лет после работ Цвикки, в 70-е годы, американский астроном Вера Рубин изучала скорости вращения вокруг галактического центра вещества, расположенного на периферии галактик. В соответствии с законами Кеплера (а они напрямую следуют из закона всемирного тяготения), при движении от центра галактики к ее периферии скорость вращения галактических объектов должна убывать обратно пропорционально квадратному корню из расстояния до центра. Измерения же показали, что для многих галактик эта скорость остается почти постоянной на весьма значительном удалении от центра. Эти результаты можно истолковать только одним способом: плотность вещества в таких галактиках не убывает при движении от центра, а остается почти неизменной. Поскольку плотность видимого вещества (содержащегося в звездах и межзвездном газе) быстро падает к периферии галактики, недостающую плотность должно обеспечивать нечто, чего мы по каким-то причинам увидеть не можем. Для количественного объяснения наблюдаемых зависимостей скорости вращения от расстояния до центра галактик требуется, чтобы этого невидимого «чего-то» было примерно в 10 раз больше, чем обычного видимого вещества. Это «нечто» получило название «темная материя» (по-английски «dark matter ») и до сих пор остается самой интригующей загадкой в астрофизике.

Тёмная энергия

Альтернативная, сверхскоростная энергия. Якобы занимает 74 % Вселенной . Предмет изучения новых наук . Что может быть быстрее света?

В начале прошлого века Альберт Эйнштейн, желая обеспечить космологической модели в общей теории относительности независимость от времени, ввел в уравнения теории так называемую космологическую постоянную, которую обозначил греческой буквой «лямбда» — Λ. Эта Λ была чисто формальной константой, в которой сам Эйнштейн не видел никакого физического смысла. После того как было открыто расширение Вселенной, надобность в ней отпала. Эйнштейн очень жалел о своей поспешности и называл космологическую постоянную Λ своей самой большой научной ошибкой. Однако спустя десятилетия выяснилось, что постоянная Хаббла, которая определяет темп расширения Вселенной, меняется со временем, причем ее зависимость от времени можно объяснить, подбирая величину той самой «ошибочной» эйнштейновской постоянной Λ, которая вносит вклад в скрытую плотность Вселенной. Эту часть скрытой массы и стали называть «темная энергия». О темной энергии можно сказать еще меньше, чем о темной материи. Во-первых, она равномерно распределена по Вселенной, в отличие от обычного вещества и других форм темной материи. В галактиках и скоплениях галактик ее столько же, сколько вне их. Во-вторых, она обладает несколькими весьма странными свойствами, понять которые можно, лишь анализируя уравнения теории относительности и интерпретируя их решения. Например, темная энергия испытывает антигравитацию: за счет ее присутствия темп расширения Вселенной растет. Темная энергия как бы расталкивает саму себя, ускоряя при этом и разбегание обычной материи, собранной в галактиках. А еще темная энергия обладает отрицательным давлением, благодаря которому в веществе возникает сила, препятствующая его растяжению. Главный кандидат на роль темной энергии — вакуум. Плотность энергии вакуума не изменяется при расширении Вселенной, что и соответствует отрицательному давлению. Еще один кандидат — гипотетическое сверхслабое поле, получившее название квинтэссенция. Надежды на прояснение природы темной энергии связывают прежде всего с новыми астрономическими наблюдениями. Продвижение в этом направлении, несомненно, принесет человечеству радикально новые знания, поскольку в любом случае темная энергия должна представлять собой совершенно необычную субстанцию, абсолютно непохожую на то, с чем имела дело физика до сих пор.

Нефтида - сестра Осириса, Исиды и Сета. Ее образ в мифологии не разработан, функции неясны. Существует предположение, что она была искусственно придумана в качестве пары для Сета.

Богиня Нефтида

Нефтида, сестра Исиды и Осириса, редко изображалась в полном одиночестве, без брата или сестры. Действительно, образ этой богини неразрывно связан с непростой историей ее семьи.

Обычно Нефтида появляется, когда возникает необходимость в охране умершего, и, разумеется, она совершала бдение и над телом своего брата Осириса. Ту же услугу богиня оказывает всем смертным, начиная с самого фараона, когда приходит их черед.

Ее изображение

Нефтида предстает перед нами в двух обличьях. Чаще всего она предстает в образе женщины с головным убором в форме иероглифов, обозначающих ее имя Небетхет (греч. - Нефтида), - дома со строительной корзиной наверху. Как правило, рядом с портретом Нефтиды, мы можем рассчитывать увидеть и ее сестру Исиду. Из-за роли этих богинь в погребальных обрядах их образы часто встречаются в предметах погребального искусства: декоре гробниц, саркофагов, росписях и барельефах... Также Нефтида могла принимать обличье хищной птицы - коршуна. Однако и в этом случае она не теряла связи со своей сестрой. Нефтида-коршун обычно охраняла умершего, будь то Осирис (с культом которого она неразрывно связана) или фараон. И, наконец, встречаются изображения, сочетающие в себе оба обличья богини: женщины с крыльями коршуна за спиной. Такой она предстает перед нами на великолепном нагрудном украшении Тутанхамона; вместе со своей сестрой Нефтида стережет колонну джед (символ постоянства). Похожие изображения украшают монументальные каменные вместилища саркофагов, которые принадлежали фараонам Нового царства. Особенно знаменита усыпальница Тутмоса IV.

Нефтида как покровительница и защитница умерших часто изображается с распростертыми в оберегающем жесте руками.

Мифы о Нефтиде

Рассказывая о Нефтиде, невозможно не упомянуть о ее семье. Ее возлюбленный Осирис, супруг Сет и сестра Исида вовлекли Нефтиду в круговорот самых невероятных событий. Однако эта хладнокровная, скрытная и осторожная богиня никогда не давала себя обмануть.

Нефтида предстает личностью, вполне способной самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И страшные события, потрясшие ее семью, никак не сказались на ее амбициях. Тем не менее, Нефтиде суждено было всегда оставаться в тени своей прославленной сестры Исиды. Их отношения наверняка несколько отравляла зависть, но все же не настолько, чтобы их разлучить. Вот почему древние египтяне редко изображали Нефтиду в одиночестве и даже не упоминали о ней без ее сестры!

Пятый ребенок в сложной семье

Нефтида была самой младшей из пятерых детей, родившихся от союза Геба и Нут. Союза, который, напомним, вызвал в свое время гнев солнечного бога Ра. Итак, в результате любовной связи земли (Геба) и небес (Нут) на свет появились Исида и Нефтида, Осирис, Сет и Гор Древний. И случилось это не в один из трехсот шестидесяти дней древнего календаря, а в пять дополнительных (или эпагоменальных) дней, которые Тот, бог времени, хитростью выиграл у Луны в партию сенет. Необычайное событие, произошедшее против воли Ра! Надо сказать, Ра не зря относился с большим подозрением к этим беспокойным отпрыскам! Ведь они постоянно причиняли ему немалые хлопоты. Особенно показательна история спора двух братьев, ставших заклятыми врагами, - Осириса и Сета.

Из этой пятерки Нефтида, похоже, оказалась самой уравновешенной.

В легенде об Осирисе она занимает место скорее свидетельницы, нежели участницы. Богиня проявила в этих обстоятельствах завидную выдержку, ведь она была одновременно сестрой и супругой Сета, сестрой и любовницей Осириса, сестрой и подругой Исиды, которая была супругой Осириса!

Исида и Нефтида - неразлучные сестры

Исида и Нефтида из любви к Осирису всегда были на стороне своего брата в борьбе за его дело. Дело, о котором можно рассказать при помощи одного только слова - законность. Законность власти Осириса как наследника Геба на египетском троне. Законность, которую так грубо пытался оспорить Сет. И борьба эта привела в конце концов к убийству: ревнивый Сет жестоко расправился со своим братом и соперником. Нефтида тут же поспешила к Исиде, безутешной вдове, и с того времени две богини почти никогда не расставались. Вместе они стерегли покойного брата: Сет не желал, чтобы от того оставался даже прах. Вместе они искали части тела Осириса, которое убийца разрубил и разбросал по всему Египту. Вместе богиням удалось собрать эти части воедино. И снова они денно и нощно охраняли останки...

Эта эпопея, в которой богини были неразлучны, объясняет, почему египтяне всегда изображали Нефтиду вместе с Исидой. «Я, как и Исида, плакальщица Осириса». Нефтида не могла бы лучше выразить поддержку, которую она оказала своей сестре, и любовь, которую она питала к своему покойному брату. К слову, из-за этой любви богиня не раз «согрешила»...

Много незаконных детей!

Для богини, которая слыла бесплодной, Нефтида обольстила многих и произвела на свет немало детей! Помимо сына, которого она родила своему мужу Сету, и Анубиса, которого она родила своему любовнику Осирису, у Нефтиды было еще двое или трое отпрысков божественного происхождения: например, некий Анубис-Сотис, плод связи между богиней и ее предком Ра! А еще у нее была дочь, рожденная, по преданию, от бога-сокола Хемена.

Супруга Сета...

Древние египтяне дали Нефтиде в братья и мужья бога Сета. Но дальше свидетельства расходятся. Некоторые тексты намекают на бесплодие богини, из-за которого та не могла подарить своему мужу детей. Другие же наоборот заостряют внимание на ее материнстве. Якобы Нефтида родила от Сета сына, которого бросила, чтобы тот не навредил сыну Осириса, Гору! В любом случае, похоже, что богиня была не слишком счастлива в браке. По крайней мере, гомосексуальные наклонности ее супруга заставляют это предполагать. К тому же, по преданию Нефтида питала к Осирису тайную страсть.

...и любовница Осириса

Хотя сегодня это может показаться нам странным, если не сказать шокирующим, но кровосмесительная связь Нефтиды и Осириса нисколько не уменьшила привязанности богини к ее сестре Исиде. Судя по всему, боги, как и люди, порой переносят свои чувства на другой объект! От этой связи родился внебрачный ребенок, которого назвали... Анубисом! Теперь мы понимаем, почему последний с такой заботой забальзамировал и мумифицировал тело Осириса, когда оно было обнаружено. Кроме того, Нефтида всегда оберегала своего племянника, ребенка, которого Исида родила от покойного мужа Гора. «Он Гор; его мать Исида произвела его на свет, а его тетка Нефтида вынянчила его». Она окружила мальчика всеми заботами, тем более что Гор в этом действительно нуждался: напомним, что он был очень болезненным ребенком. Чтобы делать своему племяннику компрессы для лечения ран и других болезней, Нефтиде приходилось прясть и ткать, как простой смертной. Однако вскоре добрый бог Тот, пораженный подобной самоотверженностью, послал к ней на помощь ткачих богини Нейт.

Поиск тела Осириса

После того как Сет убил своего брата, расчленил его тело и разбросал куски по египетской земле, у наших богинь осталась одна только цель: восстановить тело возлюбленного и защитить его от новых покушений. Они пересекли весь Египет и один за другим нашли все куски, которые спрятал злокозненный Сет: «Сестра моя, - говорит Исида Нефтиде, - это наш брат. Пойдем же и поднимем его голову. Пойдем же и соберем его кости! Пойдем же и соберем в нужном порядке все части его тела! Пойдем же и построим дамбу рядом с ним. Да не останется он безжизненным под нашим присмотром! Теки же, лимфа, исходящая из этого блаженного! Наполни каналы, создай имена рек! Осирис, живи, Осирис!»

Возвращение Осириса или тщетная надежда

Эта ужасная история потрясла всех богов без исключения. И хотя исход был предопределен, все до последнего надеялись, что примирение возможно. Все, начиная с самой Нефтиды, которая, как супруга одного и любовница другого, оказалась между двумя героями чудовищной драмы, как между двух огней. Однако ничто не могло предотвратить убийство Осириса и скорбь женщин. В этом отношении тексты единодушны, описывая всепоглощающую страсть, которую обе сестры питали к своему брату, любовнику и мужу: «Благодаря нам ты забыл горе. Мы соберем твои члены для тебя и придумаем, как защитить твое тело. Вернись же к нам, чтобы мы могли забыть о твоем враге. Вернись в том самом обличье, которое было у тебя на этой земле. Оставь гнев и яви нам свое милосердие, о Господин! Воссядь же вновь на престоле Обеих Земель, ибо ты единственный бог, чьи планы благоприятны для божеств... Вернись же без страха в свое обиталище». Но Осирис остался глух к этому призыву. Никогда больше он не вернется к живым. С этих пор он будет владыкой Царства мертвых и верховным судьей нашего мира.

Вкус к власти

В Нефтиде столько же от тени, сколько в Исиде - от света. Это объясняет, почему она получила в супруги Сета: более мрачного и подозрительного персонажа сложно сыскать. Если говорить о фактической стороне дела, разумеется, Нефтиде проще, чем Исиде, было войти в контакт с умершим Осирисом. Действительно, эта богиня с легкостью путешествовала по сумрачному Царству мертвых. Рассказывают, что эпизодические любовные встречи с Осирисом придали ей уверенности в своих силах, и Нефтида попыталась воспользоваться этой связью, чтобы стать правительницей умерших, воцарившись рядом со своим покойным возлюбленным. Однако все ее старания пропали втуне. Осирис будет единолично и безраздельно править подземным миром.

Среди звезд

Не сумев стать царицей мертвых, Нефтида нашла себе место на небесах, среди звезд! Появляясь над горизонтом и исчезая в своем ритме, звезды делили небосвод на тридцать шесть частей (или деканов). Это деление придумали древние жрецы-астрономы. Как бы то ни было, эти тридцать шесть деканов образовывали пояс, замыкающий вселенную, и за год Ра, путешествуя по нему, совершал полный круг. И в каждом из деканов, которые пересекал Ра, в течение десяти дней пребывал кто-нибудь из богов или богинь. Свое место среди звезд было и у Нефтиды. Кроме того, ей принадлежал один из одиннадцати дополнительных дней, получившихся в результате расхождения между календарным годом и годом астрономическим. Так, и на земле, и на небесах Нефтида была, подобно своим братьям и сестрам, частицей вселенной!

Коршун-нефтида

«Тексты пирамид» - первый источник, рассказывающий нам об обличье, которое приняла Нефтида во время поисков тела Осириса: «Исида отправилась, и Нефтида отправилась, одна на запад, другая на восток, одна в обличье соколихи, другая - самки коршуна. И обе нашли Осириса...». Или «Соколиха летит, самка коршуна летит, Исида и Нефтида отправляются на поиски брата своего, Осирису». В гробнице Нефертари, великой царской супруги фараона Рамсеса II (1290-1224 гг. до н. э.), обнаружено великолепное изображение этих хищных птиц. Их можно узнать по иероглифам над головами. Сокол Исиды размещен справа, а коршун Нефтиды - слева. Обе птицы стерегут маленькую беседку, в которой на кровати из черного дерева покоится саркофаг с останками Осириса.

Нефтида на службе у Ра

Однако тот факт, что Нефтида пребывала в одном из небесных деканов, означает, что она, несмотря на давний гнев Ра, была защитницей бога солнца (даже Сет охранял его вместе с остальными богами). Действительно, «Тексты пирамид» отождествляют Исиду и Нефтиду (как всегда, неразлучных) с двумя солнечными ладьями: дневной и ночной соответственно. Также богини превращались в змей, охранявших последние врата в подземное царство Дуат. Именно через эти врата проходило солнце каждый вечер, отправляясь в свое ночное путешествие. И, наконец, они были двумя пилонами, отмечавшими и охранявшими вход в величайшие храмы Древнего Египта.

Однако Нефтида оказала Ра еще одну, куда более необычную услугу. Об этом рассказывает нам Папирус Весткар, удивительный документ XVIII династии, в котором историческая правда тесно сплелась с мифологией.

Нефтида, или божественный пилон

Мы уже знаем, что Нефтида, как и Исида, отождествлялась с двумя пилонами, которые в религиозной архитектуре Древнего Египта отмечали и охраняли вход в величайшие храмы. Ювелирное искусство подарило нам великолепные изображения - царские нагрудные украшения, на которых образы Исиды и Нефтиды заключены в фигуру, напоминающую пилон. Наиболее знаменито украшение, принадлежавшее Тутанхамону (Египетский музей в Каире). На нем в пилоне из золота и драгоценных камней Исида и Нефтида стерегут колонну джед (которую связывают с Осирисом). А на нагрудном украшении фараона Псусеннеса (XXI династия), также хранящемся в Каирском музее, две богини охраняют скарабея Хепри, утренний лик солнечного Ра. Короткая фраза, выгравированная перед Нефтидой, напоминает о миссии сестер: «Мы явились, чтобы быть твоей защитой».

Фараоны, родившиеся под присмотром Нефтиды

Итак, переместимся в середину третьего тысячелетия до нашей эры. В то время у великого Ра было одно только желание: положить конец правителям IV династии. Именно тогда он втайне сочетался браком с Реджедет, супругой великого жреца Раусера. И простая смертная понесла в своем чреве трех детей. Ра пожелал, чтобы их оберегали со всем возможным тщанием. Пять богов и богинь отправились в человеческом обличье в дом роженицы. Этими богами были Хнум, Исида, ее сестра Нефтида, Месхенет и Хекет. Они «умели оказывать помощь в родах». И вот пришел час, когда Реджедет должна была разрешиться от бремени. Четыре богини окружили женщину: «Исида встала перед ней, а Нефтида - позади нее; Хекет же помогала ей в родах». Реджедет произвела на свет Усеркафа. В этом же произведении мы находим удивительное описание младенца-фараона: «Это был ребенок ростом в локоть с крепкими костями. Члены его были покрыты золотом, а головной убор его сделан из ляпис-лазури... "Вот царь, который будет править всей этой страною!" - громко провозгласила Месхенет». Два других малыша были столь же красивы и сильны. Их назвали Сахура и Неферирикара. И случилось так, что три брата основали V династию и, один за другим с блеском правили Египетским царством.

Культ Нефтиды

Неразлучные в мифологических текстах Исида и Нефтида были неразделимы и в религии Древнего Египта. От храма, где им поклонялись, до саркофагов, которые они оберегали вдвоем... И, кажется, ничто не могло их разлучить.

Нефтида, прожившая столько времени рядом с Исидой, в результате стала систематически отождествляться с ней, так что у нее не было своих собственных храмов. С древнейших времен эта богиня неизменно связывалась с культом своей старшей сестры. И, как правило, последняя охотно принимала младшую сестру в своих святилищах.

Второстепенный культ

Культ Нефтиды всегда был связан с культами других богов или богинь. Помимо уже не раз упомянутой Исиды, поклоняясь которой, люди естественным образом вспоминали и о ее сестре, среди них была (в Поздний период) Анукет, богиня острова Сехель, расположенного близ Элефантины. Разумеется, Нефтиде поклонялись и в святилищах ее вспыльчивого и коварного супруга Сета. Особенно в Омбосе, в Верхнем Египте. Нам известно, что правители династии Рамсесов (т. е. XX династии) особенно чтили эту божественную пару. Пару, к которой весь Египет с давних пор относился с некоторым недоверием из-за непростого характера бога и богини.

Праздники Нефтиды

Богине Нефтиде было посвящено по меньшей мере два праздника. Первый, более значимый, отмечался в храме бога Гора, расположенном в Эдфу. В этом предназначенном для торжеств и паломничеств месте на двадцать восьмой день месяца фармути (февраль-март) египтяне праздновали событие, известное под названием «Сердце Нефтиды ликует». Похоже, что это ликование следует связывать с самим Гором... Быть может, с его окончательной победой над Сетом? Ведь мы помним о том двойственном положении, которое Нефтида занимала между своими вечно враждовавшими супругом и племянником.

Менее радостным событием был «День плача Исиды и Нефтиды», отмечавшийся в том же сезоне перет (с ноября по март по григорианскому календарю). Связь этого праздника (о проведении и обрядах которого нам мало что известно) и культом Осириса очевидна. На это намекает его название, в котором имя Нефтиды снова поставлено рядом с именем ее сестры.

С 22 по 26 день месяца хойяк (с октября по ноябрь по нашему календарю) вновь наступало время рыданий. Египтяне жалобными голосами, которым вторили профессиональные плакальщицы, молились о воскресении земляных статуэток (или образов) двух богов: Осириса и Сокара. Считалось, что этот плач Нефтида исполняла вместе с Исидой, и он был свидетельством их скорби и мольбой о возрождении. Скорбные, но проникнутые бесконечной надеждой праздники!

Одна из наиболее часто изображавшихся богинь

Парадоксально, что, несмотря на отсутствие святилищ, Нефтида была одной из наиболее часто изображавшихся богинь Древного Египта. Однако это объясняется ее ролью в погребальных обрядах. Поэтому больше всего шансов встретить богиню в гробницах. В частности, в гробницах Хаэмуаса (XX династия) и Нефертари (XIX династия), расположенных в Долине Цариц.

Саркофаги под защитой Нефтиды

Было бы удивительно, если бы Нефтида, защитница по своей природе, не относилась к божествам, охраняющим саркофаги и сосуды-канопы. Именно поэтому древние художники и скульпторы изображали ее в изголовье великолепных царских саркофагов. Наиболее знаменитый из них, датированный 1391 годом до н. э., вмещал мумию Тутмоса IV и по-прежнему хранится в Долине Царей. На его внешних стенках мы можем увидеть богиню, стоящую с поднятыми в жесте поклонения (и защиты) руками. Она - покровительница фараона, ставшего солнцем (отсюда воздетые к небу руки Нефтиды). Более поздний, но не менее изящный саркофаг из розового гранита, обнаруженный в гробнице Рамсеса III (1198-1166), выставляется сегодня в парижском Лувре. В изголовье этого гроба, высеченного из одной каменной глыбы, тоже выгравирована стройная фигура Нефтиды. Однако на сей раз богиня стоит на коленях. Она не поднимает к небу руки, а простирает их вперед, словно окружая саркофаг своей защитой. За спиной у Нефтиды красуются крылья коршуна, как на изображениях, которые дошли до нас из некоторых посвященных богине текстов.

Амулеты с образом Нефтиды

Логично предположить, что среди охранных амулетов, помещавшихся на забальзамированные и мумифицированные тела, должны быть изделия с изображениями Нефтиды. Однако, как ни странно, до нас дошло всего два или три экземпляра, датирующихся, самое раннее, XXII династией. И только при XXVI династии амулеты с образом Нефтиды получили широкое распространение. В гробницах XXX династии, обнаруженных при раскопках в Абидосе (городе Осириса), были во множестве найдены красивейшие изделия этого рода, изготовленные из фритты, покрытой эмалью традиционного синего цвета. Значительную часть сегодня можно увидеть в Эшмоловском музее Оксфорда. И все они были найдены среди других предметов погребальной обстановки, рядом с амулетами... кого бы вы думали? Конечно, Исиды!

Позднее верование

Судя по всему, египтяне очень долго верили в покровительство, которое Исида и ее сестра Нефтида оказывали умершим. Об этом свидетельствуют катакомбы Комэль-Шукафа. Здесь были обнаружены фрески с изображениями двух женщин в трауре, стоящих по обеим сторонам гроба. Мы никогда не узнали бы о том, кто это, если бы на одной стеле позади них не красовались две хищные птицы: сокол Исиды и коршун Нефтиды.

Канопы

По преданию, Нефтида охраняла одну из четырех каноп. Эти сосуды, в которые помещались внутренние органы, извлеченные из тела перед бальзамированием, в момент погребения египтяне ставили по углам саркофага. И каждую канопу стерегло какое-нибудь божество. Более того, каждый сосуд связывался с определенной стороной света, как показывает таблица внизу. Так, Нефтида охраняла Легкие, и ее стороной был север.

Сосуд с головой...

Божество-покровитель

Внутренние органы

Сторона света

Павиана (Хапи)

Шакала (Дуамутефа)

Человека (Амсета)

Сокола (Кебексенуфа)

Кишечник

Богиня рождения и смерти в древнеегипетской мифологии . Богиня гелиопольской Эннеады .

Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). Нередко вместе с Исидой изображалась соколицей, крылатой женщиной, сидящих у ног и изголовья ложа с телом умершего .

Согласно древнеегипетской мифологии, Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его жены Исиды, зачала от него сына Анубиса (по другим версиям - отцом Анубиса был Сет или Ра) . Опасаясь гнева супруга Сета Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где с помощью собак его нашла Исида . Сет решил отомстить брату. Согласно ранней версии легенды, он подстерёг Осириса на охоте и убил его. Более поздние версии сообщают, что Сет действовал в союзе с 70-ю заговорщиками . На один из праздников он приказал доставить красивый саркофаг и обещал подарить его тому, кому он придётся впору. Едва Осирис лёг в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, заколотили и бросили в Нил . (Согласно мемфиской легенде, тело Осириса бросили в реку, где тот пролежал три дня и три ночи, поедаемый рыбами) .

Услышав об убийстве мужа, Исида обрезала волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на поиски Осириса. Ей во всём помогала Нефтида, бежавшая от Сета . Обретя тело Осириса женщины спрятали его в болотах близ города Буто , чтобы оплакать . Но Сет нашёл и разрубил тело брата на 14 (или 16, или 18) частей, а затем разбросал по Дельте .

Когда Анубис создал из собранных воедино членов Осириса мумию , Нефтида стояла у изголовья, а затем вместе с Исидой встречала умершего на восточном горизонте . Нефтида присматривала и оберегала маленького Гора . В «Текстах пирамид » Исида названа «родившей матерью», а Нефтида «кормящей матерью» Гора.

Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам. Согласно «Текстам пирамид», Нефтида плавает в ладье вечности ночью, Исида - днём . Плутарх описывал Нефтиду как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным». Нефтида рассматривалась одними авторами [какими? ] как богиня смерти, а другими [какими? ] - как аспект Чёрной Исиды. Часто Нефтида изображалась вместе с Исидой как её противоположность и в то же время как её дополнение, символизирующее ущербность, пассивность, неплодородные земли.

НЕБТУИ, богиня, олицетворяющая плодородие. Имя переводится как «владычица полей». Она покровительствовала городу Латополису. Жена Хнума. Функции ее близки функция Исиды, Хатор, Менхит. Впоследствии почитание Небтуи был оттеснено культом Нейт.

НЕЙТ. В Нейт соединялись одновременно мужское и женское начало, она имела функции демиурга. Нейт является создательницей семени богов и людей. Её называли «отец отцов и мать матерей». Считалось также, что Нейт обладает магической силой: лечит больных, отгоняет злые силы, поэтому она часто изображалась на подголовнике ложа в жилищах египтян. Богиня города Саис. Почитание ее было самым сильным в западной части дельты Нила и в Ливии, а впоследствии распространилось по всему Египту. Нейт считалась женой Хнума. Нейт изображали в виде женщины в короне Нижнего Египта, часто - кормящей грудью двух маленьких крокодилов. Её изображения обязательно содержат щит с двумя перекрещенными стрелами. Сначала на острове Элефантина и в Латополе главной богиней была богиня плодородия Небтуи, но со временем культ Нейт становится главнее. Нейт участвует также и в загробных церемониях, она связана с заупокойным культом тем, что является главой «дома бальзамирования». Вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах в ящиках для канон. Когда ее сближали с Хатор, она получала функции богини войны и охоты. Один из эпитетов Нейт - «открывательница путей» (на запад, к Красному морю), то есть покровительница купцов и путешественников. Ей также подвластны воды реки и моря, в связи с этим она почитается как мать бога-крокодила Себека, а также вообще всех крокодилов. У древних феков была похожая богиня - Афина.

НЕМТИ, в более ранние времена его имя читали как Анти, бог в образе сокола. Его почитание пошло из города Иеракополя. В «Текстах пирамид» его называют «начальником своего нома» или «главой восточного нома». Особенно развилось его почитание, когда стали развиваться экономические связи с восточной пустыней и караванные пути к Красному морю.

1. Нейт. Настенная роспись

2. Статуэтка Нейт в виде женщины в короне Нижнего Египта

3. Немти, в более ранние времена его имя читали как Анти, бог в образе сокола. Резьба по дереву

НЕПЕРИ, его имя происходит от «непер» - «зерно», бог зерна. Изображался толстым человеком с туловищем, разрисованным колосьями. Сын Рененутет. Ему принадлежит эпитет «молодая вода», чтобы подчеркнуть его связь и покровительство им разливов Нила, которые способствуют урожаям зерна.

В более позднее время была создана сопутствующая ему богиня Непит. Ненери связан с загробным культом: олицетворяя семя, которое, будучи посеянным, всходит и помогает умершему возродиться. В заклинаниях о снабжении умерших нищей Непери выступает как бог нива, необходимого для ритуальных возлияний. День рождения Непери праздновали в первый день жатвы.

Непери - бог зерна. Изображался толстым человеком с туловищем, разрисованным колосьями или с колосьями в руках. Рельеф из Храма в Эдфу

НЕФЕРТУМ, бог растительности. Его почитание пошло из Мемфиса. Считался сыном Птаха и Сехмет. Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера. Атрибут Нефертума - лотос, символ рождения, процветания. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра».

НЕФЕРХОТЕП, имя переводится как «прекрасный доволен», бог луны. В Фивах найдены самые выдающиеся изображения его, так как там он особо почитался.

1. Нефертум - изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса. Рельеф

2. Неферхотеп переводится как «прекрасный доволен», бог луны

НЕФТИДА, т ак древние греки называли египетскую богиню Небетхет, что переводится как «владычица дома». Она была младшей из детей Геба и Нут (Осирис, Исида, Сет, Нефтида). Во многих мифах выступает как жена Сета, но ее действия направлены против него. Ее собственная настоящая роль в египетской мифологии неясна, возможно, она существует лишь как пара Сету. Или как отождествление с неплодородными землями, тогда как Исида олицетворяла плодородные земли.

Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове. Она очень близка к своей сестре Исиде. Нефтида выступает вместе с Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Изображения Нефтиды (вместе с Исидой, Нейт, Серкет) часто помещали на саркофагах и ящиках Для канон. Нефтида (как и Исида) выступает также покровительницей рожениц. Нефтида плавает в Ладье вечности ночью (Исида - днем). Нефтида и Исида изображаются соколицами, часто крылатыми женщинами.

1. Нефтида крылатая. Резьба по камню

2. Нефтида, Ра и Исида

3. Исида и Нефтида у трона Осириса, перед Осирисом лотос с четырьмя сыновьями Гора. Рисунок из «Книги мертвых» Хунифера. Ок. 1300 до н. э.

НЕХБЕТ, богиня царской власти, Нехбет почиталась как олицетворение могущества фараона, считалось, что она обеспечивает ему победу над врагами. Нехбет переводится как «розовый лотос». Ее почитание ведется из города Иераконноля, столицы Верхнего Египта, поэтому её изображали в белой короне Верхнего Египта. Священное животное Нехбет - коршун, поэтому к ее изображению прибавлялось изображение женщины с хохолком коршуна на голове. Иногда, сближая Нехбет с Уто, воплощавшейся в образе кобры, Нехбет изображали в виде змееголового коршуна. Эпитеты Нехбет - «белая из Нехена», «глаз Гора», позже к ним прибавлется эпитет «солнечное Око», тат как в народном сознании она сближается с другими богинями, почитавшимися как Око Ра, например Сехмет. Являлась также владычицей восточной пустыни, покровительницей горных работ (добычи золота и серебра), имела функции богини-матери, помогала при родах, поэтому её сближали с богиней плодородия Хекет. Во время праздника тридцатилетнего юбилея фараона «Хебсед» изображение Нехбет устанавливали на носу царской ладьи.

Нехбет - богиня-коршун, которая держит в своих лапах печать и кнут

НЕХЕБКАУ, имя переводится как «подающий души». Ему принадлежала власть над временем, также он способствовал плодородию и подавал пропитание. В загробных церемониях, Нехебкау стоит у входа в подземное царство. Обычно выступает как помощник Ра. Изображали его в образе змеи.

НУН, бескрайний и бездонный океан, олицетворение первозданного водного хаоса, изначальное космическое божество. Нун и его жена Наунет (олицетворение неба, но которому солнце плавает ночью) - первая пара богов, от них произошли все боги. Они члены гермопольской огдоады. От Нуна произошел Атум, глава гелиопольской эннеады.

Мрачное представлял зрелище Нун! Окаменевшие, холодные воды его, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: все окутывал первозданный мрак, всюду царила тишина. И ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным.

Но однажды свершилось чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум.

Эпитет Нуна - «отец богов», его считали отцом Хапи, Хнума, иногда - Хенри и Атума. В Мемфисе Нун отождествлялся с Птахом, в Фивах - с Амоном. В мифе об истреблении людей Нун (или Атум) возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет поручено наказать людей, замысливших зло против Ра.

НУТ, богиня неба. Входит в гелиопольскую эннеаду. Она дочь Шу и Тефнут, жена (одновременно сестра) Геба. Дети Нут - звёзды, движением которых она управляет, и солнце - Ра. Нут ежедневно проглатывает их, а затем рождает снова (гак происходит смена дня и ночи). Согласно мифу, Геб поссорился с пожиравшей детей Нут, и Шу разъединил супругов, оставив Геба внизу, а Нут подняв наверх. В Гелиополе детьми Нут являлись также Осирис и Сет, Исида и Нефтида. Эпитеты Нут - «великая», «огромная мать звезд», «рождающая богов». В Нут заключена тысяча душ. Нут связана с культом мертвых. Она поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице. Изображение Нут как бы смотрящей на мумию нередко помещалось на внутренней стороне крышки саркофага. Нут часто близка к другим богиням-матерям: Мут, Таурт, небесным коровам Хатор, Ихет и др.

1. Статуэтка Нехебкау из зеленого камня

2. Нун - бескрайний и бездонный океан изображался чаще всего в виде человека, держащего на воздетых кверху руках лодку. Фрагмент рисунка на папирусе

3. Нут, богиня неба

4. Дети Нут - звёзды, движением которых она управляет

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
  • Нефтида (греч.), Небетхет (др.-егип. «Госпожа обители») - в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут, родилась в последний день года. Богиня гелиопольской Эннеады.

    Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). Считалась и почиталась женой Сета, но, судя по текстам, очень мало с ним связана. Её сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. В мифологических текстах, однако, Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам.

    Нефтида, чье имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами как богиня смерти, а другими - как аспект Чёрной Исиды. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. В этом облике она тесно ассоциировалась с Сешат, богиней - покровительницей архива царствующего дома фараонов, определяющей продолжительность их правления.

    Особым временем суток для Нефтиды были предрассветные и закатные сумерки. Считалось, что она родилась в Секхеме, который был центром её культа. Плутарх описывал Нефтиду как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным».

    Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живёт во всем». Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания.

    Часто Нефтида изображалась вместе с Исидой как её противоположность и в то же время как её дополнение, символизирующие ущербность, пассивность, неплодородные земли. Согласно сказкам папируса Весткар Нефтида вместе с Исидой, Хнумом и Хекет помогает роженице. Иногда вместе с Исидой она представляется в облике одной из соколиц, сидящих у ног и изголовья ложа с телом умершего. В эпоху Нового царства, Нефтида как одна из четырёх великих богинь-защитниц усопшего, часто изображалась на царских саркофагах, на северной стенке, непосредственно около головы усопшего.

    Согласно «Текстам пирамид», Нефтида плавает в ночной барке (Исида - в дневной). Нефтида, Исида и Селкет отождествлялись с соколицами, поэтому их часто изображают на саркофагах в виде крылатых женщин, как защитниц умерших. В качестве ипостаси Нефтиды нередко выступала Сешат.

    В честь Нефтиды назван астероид (287) Нефтида, открытый в 1889 году.