Понятия «культура» и «цивилизация. Культурная деградация россии Что такое «статусный набор»

РАБОТА С ТЕКСТОМ

1. Прочитайте и проанализируйте отрывок произведения
Ч. Миллса «Социологическое воображение»:

«Идея рассматривать социальную структуру как ключевую единицу исследований исторически теснейшим образом связана с социологией, классическими ее выразителями были именно социологи. Традиционным объектом и социологии, и антропологии является все общество в целом, или, как его называют антропологи, "культура". Специфически "социологическим" элементом изучения любой отдельной черты общества было постоянное стремление соотнести эту черту с другими с тем, чтобы достичь понимания целого. Как я уже отмечал, социологическое воображение в значительной своей части является результатом усилий осуществить эту цель. Но в настоящее время подобный взгляд и соответствующая практика ни в коем случае не свойственны только социологам и антропологам. То, что являло собой перспективное направление в этих дисциплинах, превратилось в непоследовательные попытки осуществить это намерение в общественных науках в целом.

Мне не кажется, что культурная антропология, в своей классической традиции и в развитии современных направлений, чем-то принципиально отличается от социологического исследования. В те времена, когда современные общества практически не обследовались, антропологам приходилось собирать материалы о дописьменных народах в труднодоступных местностях. Другие общественные науки, особенно история, демография и политическая наука, с самого своего зарождения основывались на документальных материалах, накопленных в письменную эпоху. Это обстоятельство и привело к разделению дисциплин. Но сейчас всякого рода "эмпирические обследования" проводятся во всех общественных науках; фактически, их техника наиболее полно разрабатывалась психологами и социологами в связи с историей обществ. В последние годы антропологи также включились в изучение развитых сообществ и даже национальных государств; в свою очередь социологи и экономисты взялись за изучение "неразвитых народов". В настоящее время ни особенности метода, ни границы объекта исследования по существу не отделяют антропологию от экономики и социологии.»

Миллс, Ч. Социологическое воображение / пер. с англ. О.А. Оберемко; под общ. ред. и с предисловием Г.С. Батыгина. – М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. –
264 с. / материалы Интернета, см.: http://janex.narod.ru/Shade/socio.htm.

1. Какие различия видит Ч. Миллс между культурной антропологией и социологией? Какие общества изучает антропология, а какие социология?

2. Какие ещё науки (кроме социологии), по мнению Ч. Миллса, изучают общество и культуру?


3. Что, с точки зрения Ч. Миллса, является традиционным предметом изучения для социологии?

4. Какие общие тенденции намечаются, по мнению Ч. Миллса, во всех общественных науках?

2. Прочитайте и проанализируйте отрывок из произведения Никласа Лумана «Понятие общества»*.

«Если понятие системы не следует более применять к языку, то это, само собой разумеется, не означает, что феномен языка теряет значение. Имеет место как раз обратное. Освободившееся место в теории можно заполнить иначе, а именно: с помощью понятия структурного соединения <...>. Проблема, которую решает это понятие, состоит в том, что система может определить себя лишь через собственные структуры, а именно: через структуры, которые можно построить и изменить посредством собственных операций; но, конечно, не может быть оспорено то, что такой вид оперативной автономии предполагает содействие окружающей среды, ее пригодность для этого. <...>.

Применительно к коммуникации это понятие позволяет сказать, что язык, благодаря своему очевидному своеобразию, служит структурному соединению языка и сознания. Язык обеспечивает отдельное существование коммуникации и сознания, а также общества и индивидуума. Мысль никогда не может быть коммуникацией, но и коммуникация – мыслью. В рекурсивной сети своих собственных операций коммуникация всегда имеет другие предшествующие и другие последующие события, протекающие в поле зрения индивидуального сознания. На оперативном уровне какие-либо пересечения отсутствуют, речь идет о двух оперативно закрытых системах. Решающее значение имеет то, что языку удаётся соединять системы несмотря на это и при их различных способах оперирования. Язык достигает этого за счет своей искусственной необычности в акустической среде звуков и, затем, в оптической среде письменности. Он может очаровывать сознание, центрировать его и одновременно воспроизводить коммуникацию. Таким образом, его функция состоит не в опосредовании референции и в отношении внешней среды, а исключительно в структурном соединении. Однако это все-таки одна сторона его вклада. Как и все структурные соединения, язык обладает эффектом включения и исключения. Он повышает возбудимость сознания посредством коммуникации и возбудимость общества посредством сознания, так что собственные состояния превращаются в язык и в понимание или, соответственно, в непонимание. Но одновременно для общественной системы исключаются другие источники возбуждения. Это значит: язык изолирует общество почти от всех событий окружающей среды физического, химического рода или событий, формирующих образ жизни, за исключением единственного возбуждения импульсами сознания. Подобно мозгу, который за счет исключительно малой способности глаз и ушей к резонансу почти полностью изолирован по отношению ко всему, что происходит в окружающей среде, общественная система почти полностью изолирована от всего, что происходит в мире, с помощью узких путей для раздражения, которые канализируются сознанием. Также, как в случае мозга, эта почти полная изоляция общества является условием оперативной закрытости и возможностью построения высокой собственной сложности.»

*Текст составлен по источнику: Проблемы теоретической социологии / под. ред. А.О. Бороноева; перевод, адаптация Н.А. Головина. – СПб., 1994 – С. 25 – 42 / материалы Интернета, см.: http://janex.narod.ru/Shade/socio.htm

Ответьте на вопросы по тексту:

1. Каким понятием предлагает заменить понятие «система» в отношение общества Н. Луман?

2. Какую функцию выполняет язык как структурное соединение, по мнению Н. Лумана? Что он соединяет?

3. Что Н. Луман подразумевает под термином «оперативная закрытость»? Что такое «оперативно закрытая система»?

4. Какое место отводят языку как элементу культуры социологи?

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Самостоятельно ознакомьтесь с литературой по социологии и культурологии и заполните схему «Структурная архитектоника культуры»*:

* При составлении данного задания использован источник .

ТЕМЫ ДЛЯ СООБЩЕНИЙ И ДОКЛАДОВ

1. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире.

2. Циклические и волновые теории развития общества (О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, К. Ясперс, А. Тойнби, Н.Д. Конратьев, А. Янов,
А. Шлезингер, П. Сорокин, Н. Макклоски, Д. Залер, Р. Ингельхарт).

3. Национальный характер и менталитет белорусов.

4. Проблемы становления постиндустриального общества в Беларуси.

5. Ценности в современном обществе.

6. Роль информации в современном мире.

1. Смелзер, Н. Культура как социальная система / Н. Смелзер // Социологические исследования. – 1991. – № 7. – С. 24 – 30.

2. Чучин-Руссов, А.Е. Культурно-исторический процесс: форма и содержание / А.Е. Чучин-Руссов // Вопросы философии. – 1996. – № 4. –
С. 17 – 28.

3. Жвитиашвили, А.Ш. Концептуальные истоки глобализации / А.Ш. Жви­тиашвили // Социологические исследования. – 2003. – № 6. – С. 3 – 13.

4. Сорокин, П. Человек, цивилизация, личность / П. Сорокин. – М., 1992.

5. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 1995.

6. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – М., 1993.

7. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.

8. Моисеева, Н.А. Менталитет и национальный характер / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова // Социологические исследования. – 2003. – № 2. – С. 45 – 55.

9. Бабосов, Е.М. Глобализация как предмет социологического анализа / Е.М. Бабосов // Социология. – 2000. – № 4. – С. 3 – 15.

10. Нечипоренко, О.В. Глобализация и будущее социального государства / О.В. Нечипоренко // Социология. – 2007. – № 1. – С. 21 – 27.

11. Водопьянов, П.А. Факторы социальной эволюции: субординация или координация / П.А. Водопьянов, Ч.С. Кирвель // Социология. – 2004. – № 4. – С. 22 – 35.

12. Ластовский, А.А. Специфика исторической памяти среди различных возрастных групп жителей Беларуси / А.А. Ластовский // Социальное знание и белорусское общество: материалы Междунар. науч.-практ. конф.; Минск, 3-4 декабря 2009 г. (К 20-летию институционализации социологии в Беларуси и 20-летию создания института социологии НАН Беларуси) / редкол. И.В. Котляров (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Право и экономика,
2009. – С. 269 – 271.

13. Соколова, Г.Н. Становление постиндустриального общества: белорусский феномен / Г.Н. Соколова // Социальное знание и белорусское общество: материалы Междунар. науч.-практ. конф.; Минск, 3-4 декабря 2009 г. (К 20-летию институционализации социологии в Беларуси и 20-летию создания института социологии НАН Беларуси) / редкол. И.В. Котляров (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Право и экономика, 2009. – С. 43 – 49.

14. Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д.Г. Ротман [и др.]; под ред. Д.М. Булынко, А.Н. Данилова, Д.Г. Ротмана. – Минск: БГУ, 2009. – 231 с.

15. Философия и рациональность в культуре глобализирующегося мира: материалы Междунар. науч. конф., Минск, 22-23 окт. 2009 г. / редкол.: А.И. Зеленков [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 246 с.

16. Информационное поле Республики Беларусь. Структура и подходы к изучению. Формирование и развитие / В.В. Правдивец, Д.Г. Ротман, В.В. Русакевич. – Минск: Зималетто, 2009. – 184 с.

17. Беляева, Е.В. Метаморфозы нравственности: динамика исторических систем нравственности / Е.В. Беляева. – Минск: Экономпресс, 2007. – 464 с.


ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ

1. Человек как биосоциальная система.

2. Структура личности в социологии.

3. Социальные статусы и роли личности.

4. Социализация личности.

Жизнь конкретного человека определяется социокультурной реальностью, состоящей из ряда символов, поэтому в социологии существует понятие «культурная парадигма» - это модель образа жизни и мировосприятия определённой культурной эпохи. Это значит, что эмоциональное состояние, система ценностей и мышления, способов постановки и решения различных проблем, носит конкретный исторический характер.

Культурное развитие – это смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий и является основой для дальнейшего более совершенного развития культуры, т.е. это развитие по восходящей линии.

Культурная деградация – это развитие по нисходящей линии; это утрата достигнутого прежде, невозврату к старому; процесс качественного обновления системы, в котором уровень развития новых форм менее высок, чем в предыдущем; это упрощение культурной жизни и ослабление ранее устойчивых форм.

Культурный застой – это состояние длительной неизменности и повторимости норм и ценностей, и запрет нововведений.

В 1922 году Огборн создаёт теорию культурного отставания: Культурные ценности и нормы меняются гораздо медленнее, чем происходит технический прогресс, когда наступает такой момент, образ время нестабильности. Всё это создаёт серьёзные проблемы для общества. Люди не имеют чётких ориентиров своей деятельности.

13. Мультикультуризм и этноцентризм.

Мультикульт-зм - теория, а также политика, кот.направлена на сохранение и развитие в пределах одной страны культурных развитий. В отличии от политич. Либерализма мультикульт. предполагает наличие возможностей эпических обществ открывать объекты культового значения школы. Идея мульти­куль­т. исключает слияние культур в единое целое. Идея мульти­куль­ту­ра­лиз­ма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В соврем. Европе мульти­куль­т. предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».Третий мир - географ-ий термин второй половины XX века, обозначавший страны, не участвующие прямо в холодной войне и сопутствующей ей гонке вооружений.Этноцентризм - такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней. Этноцентристские суждения не позволяют справедливо оценивать другие культуры. Этноцентристнеспособен или не желает рассматривать другие культуры в их собственных рамках.

14. Личность как система. Концепции личности.

Для социологии важным явл.2 проблемы:

1)формирование личности в связи с развитием соц.общностей

2)проблема регуляция соц. поведения личности.наиболее универсальным для характеристики признаком явл – человек.

Понятие индивид означает человека с индивидуальнойхар-кой. Понятие личность означает соц. модификацию человека. Человек становится личностью только вступая в обществ.отношения.

Индивидуальность - отдельно взятый чел. с его природными, психол-кими, общественными качествами. Концепции личности:

1)марксиская Рез-тат историч-го развития, а также рез-тат включения индивида в соц.систему посредством предметной деятельности и общения. Личность-совокупность соц.качеств, кот.обуславл.принадлежн.копредел.этносу.

2)ролевая(Парсонс) Личность -производное от соц. статусов индивида и тех соц. ролей, которые он исполняет в обществе. 3)психоаналитическая (З.Фрейд)

Теория акцентирует внимание на психолог.аспекты взаимодействия личности и общества. Три структ-ных компонента: 1)бессознательное(природн.инстинкты) 2)сознание 3)суперэго (законы и запреты,кот.усвоил индивид в процессе воспитания) Наличие этих комп-тов делает личность противоречивой, т.к. в кажд. чел. идет борьба между его желаниями и требованиями в обществе. Соц. кач-вами личности явл.:сознание, самосознание, самооценка, убеждения, интересы, ценностные ориентации.

15. Структура личности. Социальные типы личности С т.зрения Сорокина личность формир.в системе конкретных соц.координат. Каждый чел.одновремен.принадл.целому ряду соц.групп, т.е.профессион.,политич.и др.

Т.о., личность имеет многоплановую и мозаичную стр-ру.

Личность с одной стороны целостна,а с др.множественна.

Всякая соц.группа дает нормы поведения, кот.не всегда совпад.с нормами др.соц.групп.

Изменение соц.положения человека в обществе ведет за собой изменение и в его поведении. Лучше всего это заметно в экстремальной ситуации, а при значит.измен.соц.ситуации в центре личн.стр-ры может оказаться один изее мозаичной стр-ры. Америк.социолог Дьюбой с разраб. след. типологию.

Типы личностей:

1)модальный-наиболее встреч.тип личности на определ.этапе развития общества 2)базисны-нравственный идеал или эталон

3)маргентальный-чел., кот.нах-ся на границе между 2-мя и более группами,ноне принимается ни одной из них в кач-ве полноправного участника.

4)мафиозный-склад.вусл.нарастающей криминализации, он готов на любые нарушения норм и законов для высоких доходов.

16. Социализация личности, механизмы социализации. Ресоциализация, десоциализация. Социализация-вид соц.взаимод-я, в ходе кот. происх. формирование личности, как полноценного и полноправного члена общества. Социализация осущ-ся через определ. людей, кот.передаюткульт.опыт, а также через институты социализации. Т.о.,в ходе социал-ции происходит: 1)взаимод. людей на основе соц.ролей 2)сохранение общества, благод. усвоению его членами сложившихся ценностей. Социализ. личности начинается с рождения и продолж. всю жизнь. Можно выделить неск. этапов социализ.: 1)первичная (в этот период приобрет. Общие культ. знания, осваиваются нач. представл. о мире и хар-рывзаимоотнош.) людей. 2)вторияная (включ.в себя:

Профес.социализацию,связ-ую с овлад.спец.знаний и навыков

Включ.индивида в сист.общ-готруда,т.е.процесс адаптации в профес.среде) В современ. обществе возрастает скорость соц. изменений, что приводит к необх-стиресоциализации , т.е. усвоение принципиально новых знаний, ценностей, норм. Десоциализация - утрата индивидом по каким-либо причинам соц-го опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возм-сти самореализации в соц.среде.Различ.2 формы социализ.:

1)не направленная(стихийн.формир-е соц.качеств в процессе пребывания индивида) 2)направленная(спец.разраб.обществом система средства действия на личность с целью формир-я качеств и ценностн.ориентаций) Механизмы: 1.Традиционный предст.собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, кот.хар-ны для его семьи и ближайшего окружения 2.Институциональный действует в процессе взаимод-вия чел.с институтами общества, различными организациями 3.Стилизованный действует в рамках субкультуры 4. Межличностный функционирует в процессе взаимод-вия чел.с субъективно значимыми для него лицами и предст.собойпсихолог-ий механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации.5.Рефлексивный связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д

Юрий Лоза, довольно давно закончивший собственную музыкальную карьеру и довольствующийся звукозаписывающим бизнесом и не частыми тихими гастролями, стал редким, но весьма резонансным критиком общественных событий. Так текущие новогодние программы, попали под уничтожающий огонь его критики, хотя низкое качество новогодних шоу уже не первый год вызывает общественное недовольство.

Самое неприятное в том, что критика Лозы достаточно глубока, объективна и отдает безнадежностью. Отечественный шоу-бизнес гнить начал не вчера и можно отметить лишь факт, что его разложение достигло определенного совершенства.

В отечественной культуре достаточно долго проявляется общее разложение. Оно победно шествует под девизом торжества примитивизма. Для чего создавать свое, если его можно купить на мировой барахолке? При этом, ассигнованное намного легче и проще «распилить». Для чего устранять проблемы, если под них можно организовать министерства, или новые органы контроля. Зачем, вообще, искоренять проблемы, если их можно объявить происками врагов?

Когда же купить нечего, то приходится эксплуатировать идеи 60 — летней давности.

Кризис достиг таких величин, что вдруг стал всем очевиден до тошноты. Отечественные таланты оттеснены «культурными монополистами», у которых, кроме бесконечных повторов нет ничего. Нет авторов, нет идей. Нет сценаристов, операторов и осветителей, нет певцов или просто хороших голосов. Зато в избытке есть осточертевшая тусовка «Брежневых от культуры». Было бы забавно, если бы не было страшно: музыкальные вузы, конкурсы молодых исполнителей исправно штампуют оригинальные одноразовые типажи, вовсе не таланты. Это выгодно всем: бездарностям, попадающим в лучи славы, культурным «авторитетам», которых некому сменить. И, даже политикам, поскольку им выгодно, что народ недоволен не их воровством и бездарностью, а низким качеством культурного контента. То, что это невыгодно обществу, мало кого заботит.
Прогноз – также негативен. Вместо веры людям подсовывают суеверия и мракобесие. Вместо культуры – культурные эрцацы. Вместо музыки – ритмичную тошниловку или головоломный «дыц-дыц», для разнообразия. Что героями настоящего времени стали серийные убийцы и извращенцы оригинальной закваски – не стоит и говорить. Потом будут удивленные глаза при очередном кризисе, когда все рухнет, вдруг и сразу. И поиск виноватых. И рецепты неосуществленного спасения, один примитивнее другого.
Спасти мир возможно, даже если он того не стоит. Только, для этого нужен труд. Большой и неблагодарный. Есть ли на него желающие?

Сегодня смотреть телевизор смертельно опасно - через него нам навязывают такие стереотипы поведения, которые являются симптомами психических болезней.


Детский психолог Ирина Медведева, которая является директором Института демографической безопасности в одном из интервью:

Вы говорили раньше, что среда, в которой мы сейчас живем, неблагоприятна для психики, и из-за этого много детей и взрослых находятся в пограничном состоянии, то есть они не больны душевно, и при этом у них есть какие-то небольшие отклонения. Почему наша среда неблагоприятна?

Потому что в нашей стране после так называемой Перестройки начались попытки произвести культурный слом. Они до сих пор не прекращаются, хотя сейчас они уже не столь агрессивны, как вначале. В моей практике подтверждается открытие величайшего швейцарского психиатра и психоаналитика Карла Густава Юнга о наличии у людей так называемого коллективного бессознательного. Юнг так назвал глубинную память человека, в которой каким-то загадочным образом закодированы основные модели поведения, мирочувствование, мировоззрение, свойственное той или иной культуре, в которой живет человек и в которой жили его предки. Если в семье нарушаются фундаментальные нормы русской культуры, то психика ребенка от этого страдает. И напротив, когда мы просим родителей вернуться в воспитании ребенка к нашей культурной традиции, уже от одного этого возвращения к корням его психика может гармонизироваться.

В чем состоит наш менталитет и каким образом его ломают?

Об этом не скажешь коротко. Один из основных принципов, который пытаются сломать — это отношение к бедности и богатству.

Разве когда-либо в России полагалось относиться к богатству, как к главной цели в жизни? Никогда богатство не ставили во главу угла. Никогда богатство не было критерием положительности человека.

Потом русская культура общинна. У нас всегда люди любили вместе работать, вместе радоваться, вместе горевать. В Церкви это называется соборностью. В советское время это называлось коллективизмом. В последние десятилетия пытаются человека оторвать от других людей, пытаются внушить ему, что он должен быть сам по себе.

Я помню как в первое время, когда в моду вошло выражение «это твои проблемы», оно травмировало слух. Сделано все, чтобы общинный дух ушел из нашей жизни, но он уйти не может, потому что он в генетической памяти все равно есть. Он просто находится в подавленном состоянии. От любого давления происходит какая-то обратная реакция. То есть откуда-то из под спуда этот общинный дух, не имея возможности выйти на поверхность, подает бессознательные сигналы человеку. Из-за попыток культурного слома страдают и дети, и взрослые. Первый шаг к оздоровлению психики — это перевод бессознательного недовольства, бессознательной тревоги, бессознательного чувства чужеродности того, чему в последнее время приходится подчиняться и чувства чужеродности псевдоэталонов, в сознание. А затем надо сознательно отвергнуть все чужеродное.

Что еще идет вразрез с нашим коллективным бессознательным?

Традиционная русская культура очень патриотична. Люди за свою землю тут всегда готовы были отдать жизнь. А им, когда произошла Перестройка, стали внушать, что у них позорная рабская история, что у них ужасное настоящее, что у них нет будущего, и многие люди на уровне сознания поверили в это, потому что люди привыкли относиться с пиететом к средствам массовой информации.

Что еще находится в нашей генетической памяти?

Огромную роль играет то, что русская культура очень возвышенна. Она вся обращена в сферу идеального. В русской культуре не принято было придавать большое значение тому, что сегодня называется качеством жизни — что у тебя на столе, во что ты одет, какая у тебя мебель и так далее. В русской культуре было принято детей как можно раньше обращать к сфере идеального, учить их любить невещественное, а если вещественное, то не то, что можно было купить за деньги, а красоту Божьего мира. Любовь к природе, радость от нее доступны любому человеку, вне зависимости от его достатка. Любить родину, любить друзей, вообще любить ближних, любить настоящее искусство — этому всему придавалось большое значение. Русское традиционное воспитание всегда было направленно на подавление низменного в человеке и на пробуждение и развитие верхних этажей психики.

А что мы видим сейчас?

В последние десятилетия все делается наоборот. Сфера влечения растормаживается.

Человека провоцируют жаждать низменных удовольствий. Все время рекламируют какие-то новые сорта йогуртов, шоколада, колбас, сыров, мебели, машин, одежды. Кроме того, происходит растормаживание сексуальной сферы, разрушение стыда — это не просто ошибка, это страшное преступление и перед детьми, и перед взрослыми.

Я думаю, что ничего страшнее разрушения стыда вообще не существует, потому что чувство интимного стыда — это один из главных показателей психической нормы. И когда людей призывают к бесстыдному поведению как к эталону, и говорят, что нужно отбросить ложный стыд, поскольку что естественно, то не стыдно, фактически их призывают к искусственной инвалидизации психики.

При каких психических болезнях у людей нет интимного стыда?

Это самые тяжелые психиатрические заболевания. Например, некоторые виды шизофрении в стадии дефекта. Стадия дефекта — это последняя стадия любого заболевания. Шизофрения в стадии дефекта — это полный распад личности. Это тяжелая психическая инвалидность. И фактически массу нормальных людей призывают подражать поведению тяжелобольных.

Если нормальный человек будет жить с отсутствием интимного стыда, это как-то может сказаться на психике?

Я просто уверена, что это не может не сказаться. Это не значит, что здоровые люди заболеют шизофренией, но какие-то отклонения — те или иные — рано или поздно, явно или скрыто, конечно, появятся.

Какое сейчас психологическое состояние людей?

Конечно, у части людей оно не в лучшей форме, потому что многие стараются идти в ногу со временем, стараются подчиниться новым стереотипам, и, будучи нормальными, имитируют поведение душевнобольных. Ведь навязываемые сейчас стереотипы очень напоминают психиатрические симптомы. Сейчас масса неправильных диагнозов, потому что нормальные люди могут вести себя какдушевнобольные.

Вы не могли бы привести примеры поведения, которое имитирует поведение психически больных людей?

Можно привести в пример агрессивное поведение, которое демонстрируется в триллерах, когда главный герой все крушит и ломает на своем пути, выбивает двери, окна, прыгает с двадцатого этажа, а попутно по дороге с абсолютно холодным сердцем, не в состоянии аффекта, а потому что какие-то люди ему мешают, убивает их. Здесь имитируется поведение гебоидного шизофреника. При гебоидной шизофрении в человеке сочетается подростковая агрессия и подростковая безответственность с абсолютно каменным сердцем. То есть такой пациент не от своей горячности набрасывается на людей и вышибает двери и окна, а от полного безразличия к окружающему.

Еще какие бывают навязываемые модели поведения, которые являются симптомами психических болезней?

Скажем, когда взрослые люди рекламируют какие-то новые сорта продуктов, облизываясь и сладострастно закатывая глаза, они имитируют поведение душевнобольных. Взрослые люди, которые с таким сладострастием относятся к еде, что готовы обо всем на свете забыть, если им хочется достать что-то вкусное, и у которых еда становится сверхидеей, так что они уже не могут ни о чем ни думать, ни говорить, называются шизоидными инфантилами. А бесстыдство, которое многие люди, особенно молодые, считают проявлением здоровой раскованности, свойственно не только пациентам с шизофренией, но еще и больным, которые страдают истерическими заболеваниями, например, истерическим психозом.

А то, что многие женщины летом ходят в полуголом виде, является симптомом какой-нибудь болезни?

Обнажение на людях называется в психиатрии эксгибиционизмом. До поры-до времени психика таких женщин может быть сохранна — пока они себя заставляют в силу моды надевать такую одежду, пока совершают над собой некоторое насилие. А потом, когда это уже начинает нравиться, надо ставить вопрос — все ли у них в порядке с головой? Люди, которые смотрят всякие непристойности, например, реалити-шоу, ведут себя как психиатрические больные, страдающими заболеванием под названием вуайеризм. Такие пациенты обычно подглядывают в замочную скважину, в чужие спальни, в туалет. Фактически к такому поведению сегодня располагают нормальных людей.

А можно что-то сказать о юмористических телепередачах?

Здесь индуцируется вторичное слабоумие. Когда люди каждый день смеются над тем, над чем даже обезьяны не стали бы смеяться, их как бы заражают слабоумием. Собственно, появляются вопросы и к современным названиям точек общепита: «Картошечка», «Ням-ням». Ням-ням — это же лепетная речь. Так говорят дети до года. Зачем такая вывеска на ларьке? Чтобы взрослые люди деградировали.

Про тех людей, которые смеются во время просмотра юмористических передач, можно сказать, что у них слабоумие?

Нет, так сказать нельзя, но, конечно, о какой-то деградации или инволюции приходится говорить. И я не знаю, так ли легко этих людей будет вернуть в нормальное состояние, если из людей перестанут делать идиотов.

Личность и общество.

Семинар 2

Общество как социокультурная система. (вопрос из темы Семинара1)

1 Социальное взаимодействие: понятие, типология социального взаимодействия по сферам (экономическая, политическая, профессиональная и т.д.).

Теории социального взаимодействия

Теория социального обмена (Д.Хоманс)

Символический ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (Д.Мид, Г.Блумер)

Управление впечатлениями (Э.Гоффман)

Психоанализ (З.Фрейд)

ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Практические задания:

Как соотносятся понятия «личность», «индивид», «человек»?

Дайте определения понятия «личность».

Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Дайте краткую характеристику взглядам М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Маркса на эту проблему.

Изложите теорию формирования личности Дж. Мида.

Расскажите о теории «зеркального Я» Ч. Кули.

Как представлял структуру личности З. Фрейд?

Какие типы личности выделят современные социологи?

Что такое «базис личности»? Чем это понятие отличается от понятия «базисной личности»?

Опишите структуру личности как взаимодействие биофизиологического «Я» и психосоциального «Я».

Какие социальные механизмы способствуют формированию личности?

Что такое «социальный контроль»?

Дайте определение понятия «социальный статус».

Что такое «социальная роль»?

Какие виды социальных статусов Вам известны?

Что такое «статусный набор»?

Что такое «ролевой набор»?

Всегда ли, на Ваш взгляд, совпадают ролевые ожидания и ролевое исполнение?

Какие факторы предопределяют исполнение индивидом социальной роли?

Когда возникает ролевой конфликт? Каков выход из конфликта?

Что такое социализация личности? Охарактеризуйте этот процесс.



Какие формы социализации Вам известны?

Что такое ресоциализация?

Назовите элементы социализации.

Какие факторы социализации Вы можете назвать.

Расскажите об агентах социализации

Перечислите и охарактеризуйте периоды и стадии социализации

Назовите средства социализации.

Творческое задание:

1.

2. Подготовьте обсуждение на «круглом столе» темы Примите к сведению тот факт, что социализация взрослых людей часто предполагает уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, которые были сформированы в предыдущие годы. В этом случае принято говорить о ресоциализации. Ресоциализация может охватить целые слои общества.

Темы для сообщений и докладов:

Социокультурные ориентации современной молодёжи.

Социологические концепции личности. Кули, Эриксон, Пиаже. Мид

Многообразие социальных ролей личности.

Неравенство в обществе и социализация.

Социализация личности.

6. В чём состоит сущность теории аномии Э. Дюргейма?

Творческое задание:

1. Подготовьте и объясните логическую схему по теме:

“Факторы социализации молодёжи ”.

2. Подготовьте выступление на тему:«Права и обязанности личности как факторы взаимоотношений личности и социальной среды».

3. Социализация взрослых людей часто предполагает уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, которые были сформированы в предыдущие годы. В этом случае принято говорить о ресоциализации. Ресоциализация может охватить и целые слои общества.

Подготовьте обсуждение по теме «Ресоциализация некоторых социальных групп современного белорусского общества».

Дополнительный вопрос к обсуждению («мозговой штурм»):

Всем ли личностям присуща индивидуальность или это характеристика только талантливых людей?

1. Бекетов, Н.В. Анализ процессов социализации молодёжи как фактор развития современного общества / Н.В. Бекетов // Социальные проблемы современной молодёжи: сборник материалов международной научно-практической конференции (3-4 декабря 2008 г.) / Под ред. Ф.А. Мустаевой. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 476 с.

2. Анурин, В.Ф., Кравченко, А.И. Социология / В.Ф. Анурин, А.И. Кравченко. – Санкт-Петербург: Питер, 2004, с. 222 – 229.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Практические задания:

Дайте определение понятия «социальный контроль».

Перечислите санкции социального контроля

Какие формы контроля выделяет Р. Парк?

Перечислите методы социального контроля, выделенные Т. Парсонсом.

Что такое девиантное поведение?

Назовите причины девиантного и деликвентного поведения среди молодых людей.

В чём различие между девиантным и деликвентным поведением?

Как отличить деликвентное поведение от преступного?

Можно ли назвать причуды некоторых гениальных людей девиацией? Почему?

Темы для сообщений и докладов (дополнительно):

1. Ценность как элемент механизма социальной регуляции.

2. Девиантное поведение как нарушение социальных норм.

3. «Аномия» в обществе. (по произведению Р. Мертона «Социальная структура и аномия»).

Творческое задание:

1. Охарактеризуйте концепцию социального контроля П. Бергера.

2. Подготовьте для обсуждения тему: «Средства массовой информации как инструменты косвенного мягкого контроля».

1. Тихонова, Е.Н. Бюрократия: часть общества или его контрагент? / Е.Н. Тихонова // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 4 – 8.

2. Петухова, В.В. Бюрократия и власть / В.В. Петухова // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 9 – 15.

3. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Социология в 3 т. Т.3. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 520 с. (Концепция социального контроля П. Бергера на с. 186 – 192; девиантное поведение на с. 447 – 469).

4. Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов – Минск: Бел. наука, 2006. – 591 с.

5. Бабосов, Е.М. Социология управления / Е.М. Бабосов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2002. – 288 с.

КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ.

Практические задания:

Кто из социологов изучал культуру?

Дайте определение термина «культура».

Что такое «культурные универсалии»? Кто из учёных разработал это понятие?

Назовите причины существования культурных универсалий и причины различий между культурами.

Дайте определение понятия «цивилизация». Какие трактовки этого понятия предлагают различные учёные.

Перечислите функции культуры. Разъясните их.

Какие две противоположные тенденции отмечают социологи в социокультурном процессе?

Что такое этноцентризм и культурный релятивизм? Приведите исторические примеры этих явлений.

Назовите основные структурные элементы культуры. Расскажите о языке как элементе культуры.

Чем определяется специфика отдельных культур? Что такое менталитет? Что такое национальный характер?

Дайте определение терминов «культурный прогресс» и «культурный регресс».

Что такое «культурная эволюция» и «культурная революция»?

Приведите конкретные исторические примеры культурной деградации и отставания.

Творческие задания:

1. Оформите в виде таблицы ответ на следующий вопрос.