Иван 3 его сын молодой. Как делили наследие «собирателя земель. Так что же, Георгий был

Холодной зимой 1458 года в деревянных палатах Московского Кремля пятнадцатилетняя Мария родила сына. Мальчика назвали в честь отца Иваном. Через несколько лет Иван, прозванный Молодым, стал наследником московского престола, а затем и соправителем отца - Ивана III.

Интересно, что ученые говорят, что именно Иван Молодой стал прообразом Ивана Царевича - главного супергероя русского народного эпоса.

Лицо матери

Однажды, когда Ивану было 9 лет, отец уехал по делам государственным в Коломну. В его отсутствие Мария Борисовна, мать Ивана, стройная, красивая, молодая, внезапно заболела и умерла. Поговаривали, будто её отравили, будто бы жена дворянина Алексея Полуевктова относила её пояс ворожее. Вернувшийся в Кремль Иоанн Третий слухам не поверил. Тем не менее, Полуевктовы испугались и на 6 лет исчезли со двора.

Юный Иван, сын Великого князя и княгини Марии, тоже не сразу смог поверить, что его мать умерла. Не её он видел лежащей на постели и в гробу, какую-то другую женщину: расплывшуюся, уродливую, неподвижную, с закрытыми глазами, со странным, отекшим лицом.

Казанский поход

На следующий год отец взял юного княжича в поход. Войско собралось великое: шли на Казань, уже в третий раз после двух набегов осенью и зимой, и свои полки привели почти все дядья Ивана Молодого - оба Юрия, Андрей, Симеон и Борис, - все удельные князья, бояре. Шли не просто воевать: шли брать Казань, побеждать опасного врага. Иван Молодой чувствовал себя важной частью этого войска, ему нравилось здесь, нравилось думать, что он наравне с взрослыми участвует в важном деле.

Но одним утром Иоанну III доложили, что в Москву прибыл посол польский. Иоанн, стоявший тогда в Переяславле, наказал послу явиться к нему и после переговоров отослал с ответом к Королю, а сам вместе с сыном и большей частью войска вернулся в Москву.

Иван Молодой, расстроившись, твёрдо решил когда-нибудь победить татар.

Непоколебимый

Иоанну III было 22 года, когда он стал единоличным правителем московских земель. Его сыну – те же 22, когда он из княжеского сына превратился в одного из героев, прогнавших татар с русских земель.

Рассорившись с ордынским ханом, Иоанн собрал огромное войско и повёл его к южным рубежам, к реке Угре. Но снова нерешительность, чем ближе к полю боя, тем сильнее овладевала им. В конце концов, он приказал своему сыну, стоявшему с передовым отрядом, отступить. Но Иван Молодой ослушался отца: «Ждём татар», - коротко ответил он отцовскому посланцу. Тогда державный государь послал к сыну князя Холмского, одного из крупнейших политиков того времени, но и тот не смог переубедить Ивана Ивановича. «Лучше мне умереть здесь, нежели удалиться от войска», - таков был его ответ отцу.

Татары подошли к Угре. Иван Молодой и его дядя князь Андрей Меньшой четыре дня перестреливались с ханским войском и вынудили его отойти от берега на две версты. Как оказалось впоследствии, это была единственная атака татар. Прождав до наступления холодов, безуспешно попытавшись испугать Иоанна Третьего угрозами, хан Ахмат отступил окончательно.

Волошанка

Зимой 1482 года Ивана Молодого пригласили к бабке в Вознесенский монастырь Московского Кремля (она жила там, постригшись в монахини). Когда Иван явился, его познакомили с невестой, дочерью молдавского господаря Еленой. Как в сказке, Елена, которую прозвали Волошанкой, была и прекрасна и мудра. Она понравилась не только молодому князю, но и его бабке, и отцу.

Несколько дней, может быть, месяц, молодые встречались. А в Крещение были обвенчаны. И снова, как в сказке, через девять месяцев у них родился сын Дмитрий. Казалось, Русь обречена крепнуть и развиваться по смерти Иоанна Васильевича: его наследник, которого поддерживали бояре и большинство князей, станет достойным государем, а ему на смену также придёт достойный сын.

Но не тот Иван стал Четвёртым в Московии, и с именем не того Дмитрия оказалась связана целая эпоха в жизни страны.

Скандал с узорочьем

Рождение внука стало праздником для Иоанна III. На радостях он решил подарить невестке, Елене Стефановне, узорочье, то есть жемчужное украшение, которое носила его первая жена, мать Ивана Молодого, Мария. Великий князь послал за узорочьем, но, сколько слуги не искали его, найти не смогли.

Оказалось, что вторая жена Иоанна, византийская деспотиня София Палеолог, подарила украшение своей племяннице, Марии Палеолог, жене князя Верейского Василия. Иоанн пришёл в ярость. Разумеется, он планировал подарить украшение «со смыслом»: таким образом Иоанн подчёркивал, кого он считает своим наследником (ведь от Софии у него тоже были сыновья).

Великий князь приказал вернуть всё приданное Марии Палеолог. В страхе Василий Верейский бежал с женой в Литву. Иоанн объявил Василия изменником и отобрал его удел. Тем не менее, Елене узорочье так и не досталось.

Хвост змеи

Под тем же предлогом, государственной измены, Иоанн Васильевич окончательно аннексировал Тверское княжество. Убедившись, что Михаил, князь Тверской, ведёт переписку с польским королём, призывая того к войне с Москвой, отец Ивана Молодого, по своему обыкновению, собрал великое войско и вышел в поход.

Три дня осады выдержала Тверь и, когда струсивший Михаил бежал в Литву, открыла ворота новому государю.

Тверским князем стал Иван Молодой, племянник и единственный наследник Михаила. Таким образом, по плану Иоанна Третьего, в лице его старшего сына объединялись два сильных русских княжества в одно сильнейшее государство.

По случаю вокняжения Ивана Ивановича в Твери была отчеканена монета, на которой изображён молодой князь, рубящий хвост змеи.

Венецианский лекарь

Итальянцы, особенно венецианцы, сами того не желая, оставили несколько следов в средневековой истории Руси. Так один венецианский посол в Орду был уличён в обмане: живя в Москве, он скрыл от государя цель своего путешествия, за что чуть не был казнён.

Другой его соотечественник, лекарь по имени Леон, напакостил куда больше.

Тридцати двух лет от роду Иван Молодой серьёзно заболел: его одолевала камчюга, то есть ломота в ногах, симптом нередкий в медицине. Медик пообещал вылечить князя, ставил ему горячие банки, давал какое-то лекарство, но Ивану становилось только хуже и, в конце концов, он умер.

Через сорок дней после его смерти незадачливого медика казнили, а по Москве поползли слухи, что пасынка отравила София Палеолог.

После смерти Ивана III престол занял его сын Василий, однако это был далеко не очевидный выбор. Будущий великий князь прошел непростой путь, чтобы завоевать доверие отца и престол. Главным претендентом на трон поначалу был старший сын Ивана III от его первой жены Марии Борисовны, дочери тверского князя. Иван Молодой родился в 1458 году, когда мальчику не было и 10 лет, его мать скончалась. Ходили слухи, что ее якобы отравили, а все причастные к этому попали в опалу. Мария умерла 25 лет от роду, но ее муж на похороны не явился, а остался в Коломне.

Второй женой Ивана III стала византийская царевна Зоя (Софья) Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XI. Ее предложил в жены великому князю папа римский, который рассчитывал через нее воздействовать на Ивана III и убедить его в необходимости признать унию. В 1469 году великий князь, посовещавшись со своей матерью, боярами и митрополитом, решил дать согласие на этот брак. Переговоры о союзе продолжались три года и окончились приездом Софьи. В 1472 году князь обвенчался с заграничной царевной.

Встреча царевны Софии Палеолог

Отношения у новой жены со старшим сыном Ивана III складывались напряженные. Очень скоро при дворе образовались две группировки — те, кто поддерживал Ивана Ивановича Молодого, и те, кто выступал на стороне Софьи. При этом современники отмечали непостоянство настроений великого князя по отношению к сыну. Если в 1476 году Иван Молодой был у отца в немилости из-за распрей с мачехой, то через год он уже упоминается как соправитель Ивана III. Сын даже принимал участие в знаменитом «стоянии на Угре», что говорило об отношении к нему великого князя.

Но вскоре ситуация стала меняться. В 1479 году Софья родила Ивану III мальчика, которого назвали Василием. Затем у них появилось еще четыре сына и четыре дочери, число наследников росло. Обзавелся семьей и Иван Молодой. В начале 1483 года он женился на дочери господаря Молдавии Елене Волошанке. Осенью у них родился сын, которого нарекли Дмитрием. После присоединения Твери отец отдал Ивану Молодому эти земли в княжение, а в источниках Иван III с сыном упоминаются как «самодержцы».

Позиции Ивана Молодого в тот период были вполне прочными, чего нельзя сказать о Софье. Она не смогла добиться должностей для своих родственников, план папы римского с унией тоже провалился, а побег племянницы Софьи с мужем в Литву сказался на великой княжне не лучшим образом. Но в 1490 году старший сын великого князя неожиданно заболевает подагрой. Жена Ивана III выписывает из Венеции лекаря, который клянется исцелить наследника, но у него не выходит. В марте 1490 года Иван Молодой умирает. Великий князь казнит шарлатана-лекаря, а по Москве ползут слухи, что наследника отравили. Несмотря на то, что спустя сто лет эта версия стала основной, до сих пор нет никаких доказательств, свидетельствующих в ее пользу.


Иван Молодой

Наследником престола остается внук Ивана III Дмитрий. Теперь он ведет борьбу за внимание великого князя со старшим сыном Палеолог Василием. К 1497 году противостояние достигает своего пика. Великий князь хочет решить вопрос престолонаследия и собирается короновать Дмитрия. Сторонники Василия готовят заговор, который в декабре 1497 года был раскрыт. План предусматривал не только «отъезд» (переход на службу к другому сюзерену) Василия, но и убийство Дмитрия и захват великокняжеской казны. Вероятно, заговор провалился, так как не нашел поддержки среди высшего боярства и людей, близких к великому князю. После этого Софья попала в опалу, Василия посадили под домашний арест, а главных заговорщиков из числа боярских детей казнили. Кроме того, выяснилось, что Софья обращалась к различным ведуньям и ворожеям, над которыми разгневанный князь тоже учинил расправу. В феврале 1498 года наконец состоялась коронация Дмитрия Внука. На ней присутствовали все знатные бояре, митрополит и высшие иерархи церкви, не было на церемонии только Софьи и ее сына. Иван III благословил своего внука и пожаловал ему великое княжение. На Дмитрия возложили шапку Мономаха, и закатили в честь праздника богатый пир. Уже к концу года Дмитрия стали упоминать в официальных документах как великого князя.


Полотно, изображающее коронацию Дмитрия Внука

Казалось бы, коронация состоялась, Дмитрий теперь «великий князь», но Василий не намерен сдаваться. Несмотря на официальный титул, Дмитрий не получил ни земель, ни реальной власти. К 1499 году обстановка внутри страны накаляется, Иван III приказывает казнить ряд своих бояр. При этом точно неизвестно, чем была вызвана их опала: то ли разногласиями по внешней политике, то ли непрекращающейся династической борьбой. Как бы то ни было, в то же время происходит усиление позиций Василия. Ему удается вернуть доверие отца, и Иван III жалует своему сыну Новгород и Псков. Псковичи, конечно, возмутились, но к осени конфликт удалось уладить.


Великий князь Василий III Иванович

С началом очередной русско-литовской войны Василий окончательно перетягивает одеяло на себя. В 1500 году происходит рост влияния сына Палеолог, несмотря на то, что были предположения о том, что Василия попытались захватить литовцы и даже что он сам собирался перейти на сторону неприятеля. Как бы то ни было, но к сентябрю Василий уже именуется не иначе, как великий князь «всея Руси». С этого момента позиции Василия усилились, а в 1502 году династическая борьба и вовсе завершилась. Дмитрий вместе с матерью Еленой попал в опалу, Иван III приказал больше не поминать их в церковных службах и посадить их под домашний арест. Через несколько дней Василий был пожалован великим княжением, а внук Ивана III с матерью отправились в заточение. Там они и умерли спустя какое-то время. Многолетняя вражда двух группировок завершилась победой князя Василия Ивановича, который стал соправителем отца, а после его смерти в 1505 году и наследником огромной державы.

Иван III Васильевич (Иван Великий) род. 22 января 1440 - умер 27 октября 1505 - великий князь Московский с 1462 по 1505 г., государь всея Руси. Собиратель русских земель вокруг Москвы, создатель общерусского государства.

В середине XV века русские земли и княжества находились в состоянии политической раздробленности. Было несколько сильных политических центров, к которым тяготели все остальные области; каждый из таких центров проводил вполне независимую внутреннюю политику и противостоял всем внешним врагам.

Такими средоточиями власти были Москва, Новгород Великий, уже не раз битая, но все еще могучая Тверь, а также литовская столица - Вильно, которая владела всей колоссальной русской областью, именовавшейся «Литовская Русь». Политические игры, междоусобья, внешние войны, экономические и географические факторы постепенно подчиняли слабых сильнейшим. Появилась возможность создания единого государства.

Детские годы

Родился Иван III, 22 января 1440 г. в семье великого московского князя Василия Васильевича. Матерью Ивана была Мария Ярославна, дочь удельного князя Ярослава Боровского, русская княгиня серпуховской ветви дома Даниила. Он родился в день памяти апостола Тимофея и в его честь получил свое «прямое имя» - Тимофей. Ближайший церковный праздник был день перенесения мощей святого Иоанна Златоуста, в честь которого княжич и получил имя, под которым он больше всего известен в истории.


В детские годы княжич перенес все тяготы междоусобиц. 1452 год – его уже посылали номинальным главой войска в поход на устюжскую крепость Кокшенгу. Наследник престола с успехом выполнил полученное поручение, отрезав Устюг от новгородских земель и жестоко разорив Кокшенгскую волость. Возвратившись из похода с победой, 4 июня 1452 г. княжич Иван обвенчался со своей невестой. В скором времени длившаяся четверть века кровавая междоусобица пошла на убыль.

В последующие годы княжич Иван стал соправителем отца. На монетах Московского государства появляется надпись «осподари всея Руси», сам он, так же как и отец его, Василий, носит титул «великий князь».

Вступление на престол

1462 год, март – тяжело заболел отец Ивана - великий князь Василий. Незадолго до этого им было составлено завещание, по которому делил великокняжеские земли между своими сыновьями. Как старший сын Иван получал не только великое княжение, но и основную часть территории государства - 16 главных городов (не считая Москвы, которой он должен был владеть совместно с братьями). Когда 27 марта 1462 г. Василий скончался, Иван без каких-то проблем стал новым великим князем.

Правление Ивана III

На протяжении всего правления Ивана III главной целью внешней политики страны было объединение северо-восточной Руси в единое государство. Став великим князем, Иван III начал свою объединительную деятельность с подтверждения прежних договоров с соседними князьями и общего усиления позиций. Так, были заключены договоры с Тверским и Белозерским княжествами; на престол Рязанского княжества был посажен князь Василий Иванович, женатый на сестре Ивана III.

Объединение княжеств

Начиная с 1470-х годов деятельность, направленная на присоединение остальных русских княжеств, резко усилилась. Первым стало Ярославское княжество, которое окончательно потеряло остатки самостоятельности в 1471 г. 1472 год – скончался князь дмитровский Юрий Васильевич, брат Ивана. Дмитровское княжество перешло к великому князю.

1474 год – пришла очередь Ростовского княжества. Ростовские князья продали в казну «свою половину» княжества, окончательно превратившись в результате в служилую знать. Великий князь передал полученное в состав удела своей матери.

Взятие Новгорода

По другому развивалась ситуация с Новгородом, что объясняется различием в характере государственности удельных княжеств и торгово-аристократического Новгородского государства. Там была сформирована влиятельная антимосковская партия. Столкновение с Иваном III было не избежать. 1471 год, 6 июня – десятитысячный отряд московских войск под командованием Данилы Холмского выступил из столицы в направлении Новгородской земли, еще спустя неделю в поход выдвинулась армия Стриги Оболенского, а 20 июня 1471 г. из Москвы начал поход сам Иван III. Продвижение московских войск по землям Новгорода сопровождалось грабежами и насилием, призванными устрашить противника.

Новгород тоже не сидел сложа руки. Из горожан сформировали ополчение, численность этой армии достигала 40 000 человек, но ее боеспособность, в связи с поспешностью формирования из не обученных военному делу горожан, была низкой. 14 июля между противниками началось сражение. В ходе новгородская армия была наголову разгромлена. Потери новгородцев составили 12 000 человек, около 2 000 человек было взято в плен.

1471 год, 11 августа – заключили мирный договор, по которому Новгород обязывался выплатить контрибуцию в 16 000 рублей, сохранял свое государственное устройство, но не мог «отдаватися» под власть литовского великого князя; великому князю московскому была уступлена значительная часть обширной Двинской земли. Но до окончательного поражения Новгорода прошло еще несколько лет, пока 15 января 1478 г. Новгород сдался, вечевые порядки были упразднены, а вечевой колокол и городской архив были отправлены в Москву.

Нашествие татарского хана Ахмата

Иван III разрывает ханскую грамоту

Отношения с Ордой, и без того бывшие напряженными, к началу 1470-х годов окончательно испортились. Орда продолжала распадаться; на территории прежней Золотой орды, помимо непосредственного преемника («Большой Орды»), образовались также Астраханская, Казанская, Крымская, Ногайская и Сибирская Орды.

1472 год – хан Большой Орды Ахмат начал поход на Русь. У Тарусы татары встретились с многочисленным русским войском. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынское войско сожгло город Алексин, но поход в целом окончился провалом. В скором времени Иван III прекратил уплату дани хану Большой Орды, что неминуемо должно было привести к новым столкновениям.

1480 год, лето – хан Ахмат двинулся на Русь. Иван III, собрав войска, направился на юг, к реке Оке. На протяжении 2-х месяцев готовая к бою армия ждала противника, но хан Ахмат, также готовый к бою, не начинал наступательных действий. В конце концов, в сентябре 1480 г. хан Ах-мат переправился через Оку южней Калуги и направился по литовской территории к реке Угре. Начались ожесточенные столкновения.

Попытки ордынцев переправиться через реку были успешно отбиты русскими войсками. Вскоре Иван III отправил к хану посла Ивана Товаркова с богатыми дарами, прося его отступить прочь и «улус» его не разорять. 1480 год, 26 октября – река Угра замерзла. Русская армия, собравшись вместе, отошла к городу Кременцу, после к Боровску. 11 ноября хан Ахмат отдал приказ отступить. «Стояние на Угре» завершилось фактической победой Русского государства, получившего желанную независимость. Хан же Ахмат в скором времени был убит; после его смерти в Орде разгорелась междоусобица.

Расширение Русского государства

В состав Русского государства были также включены народы Севера. 1472 год – была присоединена «Великая Пермь», населенная коми, карельские земли. Российское централизованное государство становилось многонациональным суперэтносом. 1489 год – к Русскому государству была присоединена Вятка - отдаленные и во многом загадочные для современных историков земли за Волгой.

Большое значение имело соперничество с Литвой. Стремление Москвы подчинить все русские земли все время наталкивалось на противодействие имевшей ту же цель Литвы. Иван направил усилия на воссоединение русских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского. 1492 год, август – против Литвы были посланы войска. Во главе их стоял князь Федор Телепня Оболенский.

Были взяты города Мценск, Любутск, Мосальск, Серпейск, Хлепень, Рогачев, Одоев, Козельск, Перемышль и Серенск. На сторону Москвы перешли ряд местных князей, что усилило позиции русских войск. И хотя итоги войны были закреплены династическим браком между дочерью Ивана III Еленой и великим князем литовским Александром, в скором времени война за северские земли вспыхнула с новой силой. Решающая победа в ней была одержана московскими войсками в битве при Ведроше 14 июля 1500 года.

К началу XVI века у Ивана III были все основания называть себя Великим князем всея Руси.

Личная жизнь Ивана III

Иван III и Софья Палеолог

Первая жена Ивана III, тверская княжна Мария Борисовна, умерла еще 22 апреля 1467 г. Иван начал искать другую жену. 1469 год, 11 февраля – в Москве появились послы из Рима, чтобы предложить великому князю жениться на жившей в изгнании после падения Константинополя племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Иван III, одолев в себе религиозное неприятие, выписал царевну из Италии и женился на ней в 1472 г. В октябре того же года Москва встречала свою будущую государыню. В недостроенном еще Успенском соборе состоялся обряд венчания. Греческая принцесса стала великой княгиней московской, владимирской и новгородской.

Основным значением этого брака было то, что женитьба на Софье Палеолог способствовала утверждению России преемницей Византии и провозглашению Москвы Третьим Римом, оплотом православного христианства. После брака на Софье Иван III впервые отважился показать европейскому политическому миру новый титул государя всея Руси и заставил признать его. Иван именовался «государем всея Руси».

Образование Московского государства

В начале правления Ивана Московское княжество окружали земли других русских княжеств; умирая, он передал своему сыну Василию страну, объединившую большую часть этих княжеств. Смогли сохранить относительную самостоятельность только Псков, Рязань, Волоколамск и Новгород-Северский.

Во время правления Ивана III произошло окончательное оформление независимости Русского государства.

Полное объединение русских земель и княжеств в могучую державу требовало целого ряда жестоких, кровавых войн, в которых одному из соперников надлежало сокрушить силы всех остальных. В не меньшей степени были нужны внутренние преобразования; в государственной системе каждого из перечисленных центров продолжали сохраняться полузависимые удельные княжества, а также города и учреждения, имевшие заметную автономию.

Их полное подчинение центральной власти обеспечивало тому, кто первый сможет это сделать, крепкие тылы в борьбе с соседями и увеличение собственной военной мощи. Говоря по другому, наибольшие шансы на победу имело отнюдь не государство, обладавшее наиболее совершенным, наиболее мягким и демократичным законодательством, но государство, внутреннее единство которого было бы непоколебимым.

До Ивана III, взошедшего на великокняжеский престол в 1462 г., такого государства еще не было, да и вряд ли кто-то мог вообразить себе саму возможность его возникновения в столь короткий промежуток времени и в столь впечатляющих границах. Во всей русской истории нет события или процесса, сравнимого по своему значению с образованием на рубеже XV–XVI вв. Московского государства.

«А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?..». НЕРАЗГАДАННАЯ ТАЙНА БЕЗЫМЯННОЙ МОГИЛЫ

Летом 1934 года произошло открытие, важность которого историки смогли почувствовать лишь долгое время спустя. Директор Суздальского краеведческого музея Алексей Дмитриевич Варганов, производя раскопки в соборе Покровского монастыря, вскрыл небольшую гробницу. Гробница находилась между погребениями некоей "старицы Александры", умершей в 1525 году, и "старицы Софьи", известной в миру под именем Соломонии Юрьевны Сабуровой, великой княгини Соломонии, первой жены Василия III Ивановича...


Кто прав? На маленькой белокаменной плите, лежавшей в усыпальнице Покровского собора, надписи не было. По орнаменту на камне, по способу его обработки надгробие можно было отнести скорее к первой половине XVI века, а не к началу XVII, как следовало бы, будь это могила Анастасии. А по костям ребенка вообще трудно точно определить, мальчик это или девочка. Но под плитой, в деревянной колоде, лежал не скелет ребенка, а... просто сверток тряпья! Шелковую, шитую серебряной нитью рубашечку перепоясывал шитый жемчугом свивальник.

Эта находка поставила археологов в тупик. Подобные ложные захоронения носят наименование кенотафов. Они известны по мировой практике. Встречаются пустые курганы-кенотафы древнерусского времени, но для периода XIV– XVI вв. ничего похожего ранее не находилось. Инженером Г. Л. Григорьевым была выдвинута интересная версия, позднее развитая и дополненная писателем А. Л. Никитиным. Они предположили, что разгадка таится в семейной драме великого князя московского Василия III и его первой супруги Соломонии (Соломониды) Сабуровой.

Большинство летописцев согласно указывают, что в последних числах ноября 1525 года великий князь Василий III развелся со своей женой - великой княгиней Соломонией после примерно двадцати одного года совместной жизни. Причина развода - отсутствие наследников, "бесплодие" супруги.


Развод нужен был Василию III, чтобы жениться на Елене Васильевне Глинской. То был беспримерный шаг для Руси того времени. Во-первых, уход в монастырь одного из супругов дозволялся православной церковью лишь при обоюдном согласии обоих; во-вторых, ни о каком новом браке при живой первой жене и речи быть не могло! Если вообще второй брак (после смерти жены) церковь допускала с трудом, считая его?полузаконным?, то этот никаким образом не мог быть оправдан и расценивался как прелюбодеяние.

Очевидец описываемых событий барон Сигизмунд Герберштейн дважды посетил Москву в первой четверти XVI века, исполняя дипломатические поручения германского императора Максимиллиана I и эрцгерцога Фердинанда. Первый раз он появляется в России 1517 году, вторично? в конце 1525 года.

Герберштейн владел русским, польским словенским языками. В предисловии к своей книге " Записки о московских делах" он предупреждает, что излагаемые сведения получены им не от одного какого-либо собеседника, но тщательно проверены путем "перекрестных допросов" нескольких.

Герберштейн рассказывает о "деле Соломонии" чрезвычайно любопытные подробности. Соломония, по словам Герберштейна, от пострижения отбивалась, сорвала с себя и топтала ногами монашеский куколь. "Возмущенный этим недостойным поступком, Иоанн Шигоня, один из первых советников, не только выразил ей резкое порицание, но и ударил ее бичом, прибавив: "неужели ты противишься воле Государя? Неужели медлишь исполнить его повеление?" После этих слов она, упав духом, громко заявляет в присутствии всех, что надевает куколь против воли и по принуждению, и призывает Бога в мстители столь великой обиды".

Свободный теперь Василий женится на Елене Глинской. Но вдруг возникает слух, что Соломония беременна и даже скоро разрешится. Этот слух подтверждали две почтенные женщины, супруги первостепенных советников, казнохранителя Георгия Малого и постельничего Якова Мазура, и уверяли, что они слышали из уст самой Соломонии признание в том, что она беременна и скоро разрешится.

Услышав это, государь сильно разгневался и удалил от себя обеих женщин, а одну, супругу Георгия, велел даже подвергнуть бичеванию за то, что она своевременно не донесла ему об этом. Затем, желая узнать дело с достоверностью, он посылает в монастырь, где содержалась Соломония, советника Теодорика Рака и некоего секретаря Потата и поручает им тщательно расследовать правдивость этого слуха.

" Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые утверждали нам за непреложную истину, что Соломония родила сына по имени Георгий, но никому не желала показать ребенка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, то она, говорят, отвечала им, что они недостойны того, чтобы глаза их видели ребенка, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, будто она родила." (ц)

Интересно? Безусловно! Приводя две версии слухов, Герберштейн фактически передает мнения двух враждебных группировок. Для первой из них рождение сына у Соломонии выгодно, оно демонстрирует?неправоту? Василия III, для другой? появление этого сына крайне нежелательно. Ведь если слух справедлив, сын Соломонии должен стать законным наследником престола, даже если бы на следующий год родился сын и у Елены! Старший сын великого князя и, что не менее важно, от первой, законной жены! Другое дело, если бы Соломонию удалось уличить в измене, в?прелюбодеянии?, но даже о самой возможности этого, судя по документам, речи никогда не заходило.

Такова юридическая сторона дела. Но историк не в праве основываться на одном известии, даже рассказе очевидца, если оно не подтверждается другими свидетельствами. А их нет! Вот почему обычно считали, что сообщение Герберштейна всего лишь передает слух, пущенный сторонниками Соломонии, в первую очередь Сабуровыми.

Открытие А. Д. Варганова снова поставило этот вопрос на обсуждение. Но здесь мнения историков разделились! Для тех, кто отрицал существование Георгия, "кукла" была доказательством, что Соломония инсценировала смерть ребенка, когда в Покровский монастырь Прибыла вторая комиссия, могущая уличить ее в обмане.

Другие историки полагали, что опальной великой княгине удалось спасти сына, и ложное погребение - один из способов помешать проискам Глинских, которые не остановились бы перед ядом и кинжалом, чтобы уничтожить возможного претендента на престол. В пользу второй версии говорили и некоторые факты.

Во-первых, никто из духовенства и "руководства" Покровского монастыря не пошел бы на чреватый опасностью обман властей только ради репутации Соломонии.

Во-вторых, совершение погребального обряда над "куклой" - святотатство, самое страшное преступление для мирян, не говоря уже о духовных лицах!

В-третьих, требует объяснения сама рубашечка. По определению реставратора Исторического музея Е. С. Вигдоновой, она принадлежала мальчику 3-5 лет из?высшего класса? общества начала XVI века. В спешке перед приездом "комиссии" могли вообще ничего не класть! А здесь - как бы "часть" человека, над которым совершалось отпевание.

Так что же, Георгий был?

Предполагаемый сын Соломонии и Василия мог родиться в июле, самое позднее - в августе 1526 года. А в сентябре этого года, через месяц или два, Василий делает старице Софье поистине царский подарок. Вот этот знаменательный документ, датированный 19 сентября 7035 (1526) года.

"Се яз Князь Великий Василий Иванович всеа Русии пожаловал есми Старицу Софью в Суздале своим селом Вышеславским с деревнями и с починки..."

По какому случаю такой подарок опальной? За "обиду" развода? Возможно. Но, кроме совпадения дат, настораживает и другое соображение. Такие подарки получали великие княгини от своих супругов в случае рождения наследников! Нельзя ли увидеть в этой дарственной первый шаг Василия к "признанию" Георгия?

Еще один документ. Воскресенская летопись под тем же годом сообщает: "Того же лета поставил киязь великий... церковь камену у Фроловских (теперь Спасских) ворот Кремля святого мученика Георгия".

Почему поставил? По какому обету? В честь какого события? Об этом документы умалчивают. Но известно, что строительство храма в честь святого патрона новорожденного у великокняжеской семьи того времени было в обычае.

Через год после рождения Ивана IV Василий тоже ставит церковь в честь его святого. Таким образом, устройством храма в честь "святого мученика Георгия" Василий как бы публично признавался в рождении у него сына!.

Сопоставив это известие Герберштейна с поволжскими легендами о разбойнике Георгии Кудеяре, Л. Г. Григорьев и А. Л. Никитин пришли к выводу, что сын Соломонии был ею укрыт и впоследствии выжил. Чтобы спасти Георгия и был создан суздальский кенотаф. Он должен был показать московским властям – мальчик умер и проблема тайного наследника (а мифический Георгий был на пять лет старше сына Василия III и его второй жены Елены Глинской, Ивана Грозного) решилась. Тем не менее слухи о том, что «братец» жив, достигли Грозного. Тогда, как полагают Г. Л. Григорьев и А. Л. Никитин, царь создал опричный корпус, гонялся за Георгием по всей стране, и наконец настиг и убил в Новгороде, для чего разорил по дороге Тверь, а затем, за компанию, еще и Псков.

Выдающийся знаток XVI в. академик М. Н. Тихомиров предложил свою любопытную гипотезу. Ее особенность уже в том, что она высказана в художественной форме. Это небольшой рассказ «Соломонида», созданный ученым в 1960-е гг. Он посвящен трагической истории великой княгини и завершается повествованием о второй свадьбе Василия III и рождении у него сына Ивана.

«Весть о рождении великого князя Ивана Васильевича, – пишет М. Н. Тихомиров, – быстро распространилась по городам и селам, дошла она и в Суздаль до Покровского монастыря, где томилась Соломонида, но Соломонида отнеслась к этому известию равнодушно. Она качала на руках тряпичную куклу, ласкала ее и называла своим любимым Юрочкой, великим князем Юрием Васильевичем, глядя радостными и в то же время бессмысленными глазами на небеса и плывущие по ним облака, на далекие облака, безмолвно смотревшие на людские преступления». Итак, согласно литературной версии М. Н. Тихомирова, несчастная Соломония сошла с ума, и придумала себе «ребенка» в виде тряпичной куклы.

И все же постараемся найти другой возможный ответ. Дают его этнографические параллели. У северных хантов зафиксирован обычай, когда при отсутствии тела умершего (он мог утонуть или пропасть без вести) делали заменитель погребального сооружения – «ура-хот» («ура-дом»). Это небольшое сооружение, подобное тому, в котором помещали тело покойника. Внутрь него клался собственно «ура» – изображение умершего, представлявшее собой комплект миниатюрной одежды, как правило без твердой основы.

По представлениям угров подобные кенотафы позволяли умершему, чье тело не найдено в загробном мире, занять свое место среди родственников.

Таким образом, суздальский кенотаф с тряпичным «мальчиком» может быть подобным заменителем могилы. Ребенок погиб и тело его не было обнаружено. Для родственников, а также для свершения заупокойных служб и изготовили ложную могилу. Смущает одно: изготовление подобной могилы в храме противоречит православным канонам. Однако в далеком XVI в., могли и не смущаться по таким поводам...

Василий III Иванович

Великий князь Московский(1506-34). Сын Ивана III Васильевича Великого и византийской царевны Софьи Фоминичны Палеолог.

Детство и юность


Детство и ранняя молодость Василия прошли в тревогах и испытаниях. Далеко не сразу он был провозглашен наследником своего отца, поскольку у Ивана III был старший сын от первого брака - Иван Молодой. Но в 1490 году Иван Молодой умер. Иван III должен был решать, кому завещать престол - сыну Василию или внуку Дмитрию Ивановичу. Большинство бояр поддерживало Дмитрия и его мать Елену Стефановну. Софью Палеолог в Москве не любили, на ее сторону встали только дети бояр и дьяки. Дьяк Фёдор Стромилов известил Василия, что отец хочет пожаловать великим княжением Дмитрия, и вместе с Афанасием Яропкиным, Поярком и другими детьми боярскими начал советовать молодому князю выехать из Москвы, захватить казну в Вологде и на Белоозере и погубить Дмитрия. Главные заговорщики набрали себе и других соумышленников и привели их тайно к крестному целованию. Но заговор был открыт в декабре 1497 года. Иван III велел держать сына на его же дворе под стражей, а приверженцев его казнить. Шестерых казнили на Москве-реке, многих других детей боярских бросили в тюрьмы. В то же время великий князь рассердился и на жену свою за то, что к ней приходили ворожеи с зельем; этих лихих баб отыскали и утопили в Москве-реке ночью, после чего Иван стал остерегаться жены.

4 февраля 1498 года он венчал в Успенском соборе Дмитрия-"внука" на великое княжение. Но торжество бояр не было продолжительным. В 1499 году опала настигла две знатнейшие боярские семьи - князей Патрикеевых и князей Ряполовских. Летописи не говорят, в чем состояли их крамолы, но нет сомнений, что причину надо искать в их действиях против Софьи и ее сына. После казни Ряполовских Иван III начал, по выражению летописцев, нерадеть о внуке и объявил сына Василия великим князем Новгорода и Пскова. 11 апреля 1502 года он положил опалу на Дмитрия и его мать Елену, посадил их под стражу и не велел называть Дмитрия великим князем, а 14 апреля пожаловал Василия, благословил и посадил на великое княжение Владимирское, Московское и всея Руси самодержцем.

Следующей заботой Ивана III было найти для Василия достойную супругу. Он поручил своей дочери Елене, бывшей замужем за великим князем Литовским, разузнать, у каких государей будут дочери на выданье. Но старания его на этот счет остались безуспешны, равно как и поиски женихов и невест в Дании и Германии. Иван принужден был уже в последний год своей жизни женить Василия на Соломонии Сабуровой, выбранной из 1500 девиц, представленных для этого ко двору. Отец Соломонии, Юрий, не был даже боярином.

На престоле


Став великим князем, Василий шёл во всём по пути, указанном его родителем. От отца же он наследовал страсть к строительству.

В августе 1506 года умер литовский великий князь Александр. Враждебные отношения между двумя государствами после этого возобновились. Василий принял к себе литовского мятежника князя Михайла Глинского. Только в 1508 году заключён был мир, по которому король отказался от всех отчин, принадлежавших князьям, перешедшим при Иване III под власть Москвы.

Обезопасив себя со стороны Литвы, Василий решил покончить с независимостью Пскова. В 1509 году он поехал в Новгород и приказал прибыть к себе псковскому наместнику Ивану Михайловичу Ряпне-Оболенскому и псковичам, чтобы он мог разобрать их взаимные жалобы. В 1510 году на праздник Крещения он выслушал обе стороны и нашёл, что псковские посадники наместника не слушались, и было ему от псковичей много обид и насилий. Также Василий обвинил псковичей в том, что они государево имя презирали и не проявляли к нему должных почестей. За это великий князь наложил опалу на наместников и велел их схватить. Тогда посадники и другие псковичи, признав свою вину, били Василию челом, чтоб он пожаловал свою отчину Псков и устроил ее как ему Бог известил. Василий велел сказать: "Вечу в Пскове не быть, а быть в Пскове двум наместникам". Псковичи, собрав вече, стали думать, выступить ли против государя и за переться ли в городе. Наконец решили покориться. 13 января сняли они вечевой колокол и со слезами отправили в Новгород. 24 января Василий приехал в Псков и устроил здесь все по своему усмотрению. 300 самых знатных семей, бросив всё свое добро, должны были переселиться в Москву. Деревни выведенных псковских бояр были отданы московским.

От псковских дел Василий вернулся к литовским. В 1512 году началась война. Главной целью её был Смоленск. 19 декабря Василий выступил в поход с братьями Юрием и Дмитрием. Шесть недель он осаждал Смоленск, но безуспешно, и вернулся в Москву в марте 1513 года. 14 июня Василий вторично выступил в поход, сам остановился в Боровске, а к Смоленску отправил воевод. Они разбили наместника Юрия Сологуба и осадили город. Узнав об этом, Василий сам приехал в лагерь под Смоленск, но и на этот раз осада была неудачной: то, что москвичи разрушали днём, смоляне заделывали ночью. Удовлетворившись опустошением окрестностей, Василий велел отступить и возвратился в Москву в ноябре. 8 июля 1514 года он выступил в третий раз к Смоленску с братьями Юрием и Семеном. 29 июля началась осада. Артиллерией руководил пушкарь Стефан. Огонь русских пушек наносил смолянам страшный урон. В тот же день Сологуб с духовенством вышел к Василию и согласился сдать город. 31 июля смоляне присягнули великому князю, и 1 августа Василий торжественно вступил в город. Пока он устраивал здесь дела, воеводы взяли Мстиславль, Кричев и Дубровны. Радость при московском дворе была необычайная, поскольку присоединение Смоленска оставалось заветной мечтой еще Ивана III. Неудовлетворен был один Глинский, хитроумию которого польские летописи главным образом и приписывают успех третьего похода. Он надеялся, что Василий даст ему Смоленск в удел, но ошибся в ожиданиях. Тогда Глинский завел тайные сношения с королем Сигизмундом. Очень скоро его разоблачили и в оковах отправили в Москву. Некоторое время спустя русское войско под командованием Ивана Челядинова потерпело тяжелое поражение от литовцев под Оршею, но литовцы не смогли после этого взять Смоленск и таким образом не воспользовались своей победой.

Тем временем собирание русских земель шло своим чередом. В 1517 году Василий вызвал в Москву рязанского князя Ивана Ивановича и велел схватить его. После этого Рязань была присоединена к Москве. Сразу вслед за тем присоединили Стародубское княжество, а в 1523 году - Новгород-Северское. Князь Новгород-Северский Василий Иванович Шемякин, подобно рязанскому князю, был вызван в Москву и заключен в темницу.

Хотя война с Литвой фактически не велась, мир заключен не был. Союзник Сигизмунда крымский хан Магмет-Гирей в 1521 году совершил набег на Москву. Московское войско, разбитое на Оке, бежало, и татары подступили к стенам самой столицы. Василий, не дожидаясь их, уехал в Волоколамск собирать полки. Магмет-Гирей не был, однако, расположен брать город. Опустошив землю и захватив несколько сот тысяч пленников, он ушел обратно в степь. В 1522 году опять ждали крымцев, и Василий с большим войском сам караулил на Оке. Хан не пришел, но его нашествия нужно было постоянно опасаться. Поэтому Василий сделался более сговорчивым в переговорах с Литвой. В том же году заключено было перемирие, по которому Смоленск остался за Москвой.

Личная жизнь


Итак, государственные дела потихоньку образовывались, но будущность русского престола оставалась неясной. Василию было уже 46 лет, но он еще не имел наследников: великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, - детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: "Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют". На этот вопрос послышался ответ между боярами: "Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда". Так думали бояре, но первый голос принадлежал митрополиту Даниилу, который одобрил развод. Неожиданное сопротивление Василий встретил со стороны инока Вассиана Косого, бывшего князя Патрикеева, и известного Максима Грека. Несмотря, однако, на это сопротивление, в ноябре 1525 года был объявлен развод великого князя с Соломонией, которую постригли под именем Софьи в Рождественском девичьем монастыре, а потом отослали в Суздальский Покровский монастырь. Так как на это дело смотрели с разных точек зрения, то неудивительно, что до нас дошли о нем противоречивые известия: в одних говорится, что развод и пострижение последовали согласно желаниям самой Соломонии, даже по ее просьбе и настоянию; в других, наоборот, пострижение ее представляется делом насильственным; распустили даже слухи, что вскоре после пострижения у Соломонии родился сын Георгий.

В январе следующего 1526 года Василий женился на Елене, дочери умершего князя Василия Львовича Глинского, родной племяннице знаменитого князя Михаила. Новая супруга Василия во многом отличалась от тогдашних русских женщин. Елена усвоила от отца и дяди иноземные понятия и обычаи и, вероятно, пленила великого князя. Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий III даже обрил для нее свою бороду, что, по тогдашним понятиям, было несовместимо не только с народными обычаями, но и с православием. Великая княгиня все более и более овладевала своим супругом; но время проходило, а желанная цель Василия - иметь наследника - не достигалась. Возникло опасение, что и Елена останется так же бесплодна, как и Соломония. Великий князь вместе с женой совершал путешествия по разным русским монастырям. Во всех русских церквях молились о чадородии Василия - ничего не помогало. Прошло четыре года с половиной, пока наконец царственная чета не прибегла в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому. Тогда только Елена сделалась беременной. Радость великого князя не имела пределов. Наконец 25 августа 1530 года Елена родила первенца Ивана (будущего Ивана Грозного), а через год и несколько месяцев - другого сына, Юрия.

Но едва старшему, Ивану, минуло три года, как Василий серьезно занемог. Когда он ехал от Троицкого монастыря в Волок Дамский, на левом бедре, на сгибе, у него показалась багровая болячка размером с булавочную головку. После этого великий князь начал быстро изнемогать и приехал в Волоколамск уже без сил. Врачи принялись лечить Василия, но ничего не помогало. Из болячки вытекало гною больше таза, вышел и стержень, после чего великому князю стало легче. С Волока он по ехал в Иосифе-Волоколамский монастырь. Но облегчение было недолгим. В конце ноября Василий совсем без сил приехал в подмосковное село Воробьеве. Лекарь Глинского Николай, осмотрев больного, сказал, что осталось уповать только на Бога. Василий понял, что смерть близка, написал завещание, благословил своего сына Ивана на великое княжение и скончался.

Василий III, судя по рассказам современников, был нрава сурового и крутого; он был типичным московским князем, но, по мнению некоторых историков, без дарований отца. Скончался Василий III от злокачественного нарыва 3 декабря 1533, успев постричься в агонии под именем Варлаама. Погребен в Москве, в Архангельском соборе.