Слышит ли нас бог. Бог слышит молитвы и отвечает на них

Для этого вам нужно просто передать контроль над этими заботами Богу.

Еще раз проведем аналогию с вашим детством: тогда вы чувствовали себя беззаботными, потому что передавали контроль за всеми заботами родителям. Вы знали, что они позаботятся, чтобы вы не остались без пищи и воды, без одежды и крыши над головой. Вы знали, что они позаботятся, чтобы у вас было все необходимое, и вам ничего для этого не надо делать.

Знаете ли вы, что в идеале отношения родителей и детей в семье были задуманы как модель отношений человека и Бога? Вы сами иногда называете себя детьми Бога, а Бога - Отцом, и в этом есть истина. Да, на практике все иначе, и редко встречается такая семья, где отношение родителей к детям можно сопоставить с отношением Бога к людям. Бог любит всех без исключения ни от чего не зависящей любовью, любовью, не ставящей условий. А в родительской семье люди подчас приучаются к любви условной, требующей причин.

Вырастая, вы можете понять разницу. Вы можете сделать выбор - следовать ли по-прежнему любви, ставящей условия, и никогда не делающей вас счастливыми, или следовать любви подлинно Божественной, безусловной, ни от чего не зависящей. Вырастая, вы можете все изменить, и начать любить своих детей безусловной любовью, при этом сохранив благодарность к своим земным родителям за то, что они дали вам жизнь, за те уроки, которые вы благодаря им прошли, и, конечно, за то чувство уверенности и безопасности, которое вы испытывали в детстве.

То чувство уверенности и безопасности у вас было от того, что вы соглашались передать контроль над своей жизнью своим родителям. Вырастая, вы можете передать контроль над своей жизнью своим Небесным родителям. По традиции вы называете Бога Отцом, но многие из вас уже знают, что у Бога на самом деле нет пола, Бог - не женщина и не мужчина, и вместе с тем Бог сочетает в себе мужское и женское начало, и правильнее было бы говорить, что Бог - это Отец-Мать, или Мать-Отец всего сущего, и каждого человека в том числе.

Бог сочетает в себе ваших Небесных родителей, Отца и Мать. И неужели вы думаете, что Бог позаботится о вас хуже, чем это делали ваши земные родители? Неужели вы думаете, что у Него для этого меньше возможностей, меньше сил и средств?

О да, многие из вас говорят: «Но Крайон, я пережил в моей жизни множество трудностей, я сталкивался с проблемами, которые казались мне неразрешимыми, были случаи, когда я отчаянно нуждался в помощи - и я молил о помощи, так что не говори, что я не просил! Я просил, но помощь не пришла, и тогда я почувствовал себя ужасно одиноким и покинутым. И после этого ты говоришь, что у меня есть Небесные родители, которые всегда помогут мне? Или это относится к кому угодно, только не ко мне, или эти родители не такие уж заботливые, или их просто не существует в природе. Возможно, они лишь плод моего воображения».

Дорогие, не думайте, что ваши заботы мне непонятны. Мне понятны и ваши тревоги, и ваши сомнения. Я знаю, что ваши молитвы иногда остаются без ответа - вернее, вам кажется, что они остаются без ответа. Каждая ваша молитва слышна Богу, дорогие. Каждая! Если вы молитесь от сердца, искренне, если вы молитесь со страстью... Такая молитва не может быть не услышана.

Почему же вам порой кажется, что помощи нет?

Давайте рассмотрим такой пример. Вот маленький ребенок, который только учится ходить. Без помощи матери он не может сделать и шага - и мать всегда рядом, она подставляет свои руки, она делает все, чтобы малыш учился ходить, и при этом не упал и не причинил себя вреда. Но что будет, если она так и не отпустит руки? Что будет, если она будет продолжать его держать даже тогда, когда он уже должен самостоятельно не только ходить, но и бегать? Правильно, он сам никогда не сделает и шага. Он будет ждать поддержки, подпорки, он будет жаждать помощи от материнских рук всю свою жизнь.

Поэтому любая мать знает, что в определенный момент она должна отпустить ребенка и дать ему пойти самостоятельно. И ей больно смотреть, как он падает - падает вновь и вновь! И она приходит ему на помощь, чтобы он поднялся - но все же снова и снова дает ему шансы шагнуть самостоятельно, и снова упасть, и подняться теперь уже тоже самостоятельно, и снова шагать, шагать и шагать.

Вы понимаете? То, что вы подчас воспринимаете как отсутствие помощи - это на самом деле призыв, обращенный к вам: «Вставай! Иди! Сделай этот шаг самостоятельно! Ты уже можешь! А иначе ты никогда не вырастешь, никогда не сможешь ничего сделать сам!»

Бывает, что ваше Божественное «Я» и ваши ангельские помощники кричат вам в оба уха: «Сделай это! Поверни сюда! Обернись, и ты увидишь замечательную возможность!» Но вы не слышите. Вы слишком заняты своими переживаниями, и потому не слушаете голос Бога. А после говорите, что этого голоса не было и вам никто не хотел помочь. Это еще одна причина, почему вам кажется, что Бог не помогает вам.

Ну и наконец еще одна причина очень хорошо отражена в известном вам анекдоте про лотерейный билет. Вы думаете, Бог не знает, что такое юмор?

Вы думаете, Бог не знает анекдотов? Бог очень любит анекдоты! Мы вместе с вами смеемся над ними. Так вот, вы, как герой анекдота, тоже часто просите о выигрыше в лотерее, но сами при этом даже не додумываетесь купить лотерейный билет!

Слышит ли Бог молитву грешника? Часто ли Бог отвечает на молитвы неверующих людей? У меня есть несколько друзей, которые, возможно, не спасены. В говорится, что Бог слышит молитвы праведников, т.е., в моем понимании, тех, кто спасен (Послание Иакова 5:16, 1-е Послание Петра 3:12, Псалом 33:18, Притчи 15:29 и т.д.).

Так исповедуйтесь же в грехах своих друг перед другом и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. праведника имеет большую силу. (Иакова 5:16)

Ибо взор Господень на тех, кто праведен, и слух Его открыт их молитвам. Но от тех, кто творит зло, Господь отворачивает Свой лик». (1-е Петра 3:12)

Зовут Его праведные, и Господь от всех неудач избавляет. (Псалтирь 33:18)

Господь от злых людей далёк, но слышит Он всегда молитвы добрых. (Притчи 15:29)

Но неверующий, согласно Библии, также может молиться о том, что в согласии с Божьей волей. Для примера:

  • пример хананеянки в Послании от Матфея 15:21-28, где она просила Иисуса исцелить ее дочь;
  • пример сотника в Послании от Матфея 8:5-13, когда ответил на его просьбу;
  • люди Ниневии молились, и Бог ответил им.

Кроме того, Бог является независимым, сострадательным и заботится о людях. Возможно ли, что Он может ответить на молитву любого, кто искренне обращается к Нему, вне зависимости от того, является ли человек истинным христианином или нет?

Я полагаю, что вы сами для себя уже ответили на вопрос относительно того, слышит ли Бог молитвы грешников. Позвольте мне добавить пару мыслей.

Очевидно, что спасенный человек имеет более близкие отношения с Богом, чем человек, который еще не спасен, но также очевидно, что Бог может слышать молитвы грешников. В Евангелии от Иоанна 9:31 утверждение, что «Бог не прислушивается к грешникам», было использовано автором, чтобы высказать свое мнение, но он не говорит об этом со властью.

В ответ прозревший сказал им: «Странно, что вы не знаете, откуда Он, а Он дал мне зрение. Мы знаем, что Бог не прислушивается к грешникам, а только к тем, кто предан Ему и исполняет Его волю. Никогда ещё не было слышно, чтобы кто-то дал зрение человеку, который родился слепым. Если бы Этот Человек не был послан Богом, Он не смог бы ничего такого сделать». (От Иоанна 9:30-33)

В Книге пророка Исаии 59:2 используется следующая фраза: «Господь видит ваши грехи и отворачивается от вас», — но этот поворот относителен, как я понимаю, в том числе и на основании того, что вы указали.

Повторю, Бог более внимательно слушает молитвы спасенных людей, с кем Он имеет близкие отношения и в ком живет Святой Дух. Но также мы можем указать десятки примеров в Библии, когда Бог слышал молитвы грешников — тех, кто не являлся христианами в , и тех, кто не принадлежал к народу Божьему (евреям) — в Ветхом.

Мой любимый пример – Деяния 10:1-6, где Корнилию недвусмысленно сказано, что его молитвы и дары бедным привлекли внимание Бога.

В Кесарии жил человек по имени Корнилий. Он был центурионом Италийского полка. Он сам, как и все домашние его, был богобоязнен и предан Богу. Он щедро жертвовал на помощь бедным и постоянно молился Богу. Однажды, около трёх часов дня, было ему видение, и увидел он ясно ангела Божьего, который явился ему и сказал: «Корнилий!» Он же в страхе устремил на него взгляд и сказал: «Что, Господи?» Ангел ответил ему: «Молитвы твои и дары бедным запомнил Бог. Теперь же пошли людей в Иоппию за неким Симоном, прозванным Петром, остановившимся у Симона-кожевника, дом которого рядом с морем». (Деяния 10:1-6)

, если у вас возникли вопросы, связанные с христианской верой.

Пройдите , если хотите проверить свои знания Библии и основ христианства.

В издательстве «Никея» вышла книга игумена Нектария (Морозова) «Что нам мешает быть с Богом». Она сложилась из приходских бесед, которые священник, будучи настоятелем саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», вел на протяжении нескольких лет. Представляем вашему вниманию главу из книги.

Мы все так или иначе чего-то просим у Бога. Просим по-разному и в разных случаях. Просим, когда оказываемся в каких-то сложных жизненных ситуациях и обстоятельствах, когда нам помощь Божия особенно нужна; иногда просим у Бога что-то, оказавшись в таком положении, когда, кроме Него, нам и помочь-то никто не может; порой просим Его о чем-то, когда должны были бы что-то сделать сами, но делать этого не хочется.

И конечно, каждый день, если мы читаем утренние и вечерние молитвы, если мы ходим в храм, мы просим о самом важном – просим о том, чтобы Господь нас помиловал, спас, просим о том, чтобы дал нам все потребное для нашей земной жизни и для нашего вечного благобытия.

Когда человек чего-то ждет от Бога, то, во-первых, исполнение этого прошения бывает очень важным само по себе, а во-вторых, это очень значимо для нас, как отклик на наши молитвы, как свидетельство о том, что Бог действительно есть, что Он слышит нас, что Он милосерд и по Своему милосердию и любви наши прошения исполняет. И вместе с тем практически постоянно приходится слышать вопрос: почему я молюсь, но Господь не исполняет моих просьб? Почему я молюсь, и Господь как бы не слышит меня? Вот об этом я и хотел бы немного поговорить.

Во-первых, наверное, прежде чем судить о том, слышит ли нас Господь или же не слышит и милосерд Он или же немилосерд из-за того, что не исполняет наших просьб, нужно бывает разобраться: а действительно ли мы просим то, что нам полезно, что нам необходимо, что послужит ко благу и не причинит вреда? Часто бывает так, что мы «вымаливаем» у Бога что-либо по страсти, по неразумию – и при этом хотим, чтобы Господь исполнил нашу молитву во что бы то ни стало.

Конечно, человек церковный, имеющий определенный опыт христианской жизни, скорее всего, не будет просить о том, что напрямую греховно и вредно. Не будет требовать, чтобы Господь кому-то за него отомстил, не будет искать того, чтобы Господь помог ему удовлетворить какую-то постыдную страсть; не будет молиться о том, что является проявлением корыстолюбия, сребролюбия, тщеславия. И тем не менее даже если порой мы просим у Бога о вещах каких-то, на первый взгляд, богоугодных, то нужно всегда поразмыслить: а точно ли это в настоящий момент полезно нам?

Порой мы просим о том, чтобы Господь дал нам возможность жить спокойно, бесскорбно и предаваться подвигам христианского благочестия без помех – чтобы нам не мешали в этом ни наши близкие, ни наши ближние, ни какие-то обстоятельства нашей жизни, ни работа. И Господь нам этого не дает, а если мы попытаемся уразуметь почему, то поймем, что как раз все то, что является помехой, и выявляет некое намерение, стремление нашего сердца: действительно ли мы так хотим того, чему оно «мешает»? И если хотим, то все эти помехи удастся преодолеть.

А кроме того свойство помех таково, что посредством преодоления мы стяжеваем опыт, приобретаем христианское мужество и становимся искусными в духовной жизни.

Если бы Господь Сам устранял те помехи, которые есть на нашем пути, то что бы тогда оставалось делать нам? Получать «готовое спасение»? Но оно таковым не бывает, потому что надо всей своей жизнью доказать, что мы его действительно ищем, жаждем. Это спасение должно стать для нас как бы «родным», «нашим». И для кого-то оно действительно становится родным, а для кого-то так и остается чем-то чужим.

Ну и конечно, то, что мы порой воспринимаем как помехи, нередко является тем, мимо чего Господь не хотел бы, чтобы мы проходили. Так например, «помехами» мы очень часто считаем людей ― людей, которые о чем-то просят, людей, которые о чем-то говорят, людей, которые требуют внимания к себе, но на самом деле наше спасение через этих людей и совершается. Вот лишь один из распространенных примеров того, из-за чего Господь может не откликаться на наши молитвы.

И таких вещей на самом деле очень много, вещей, которых мы ждем от Бога и которые нам в данный момент на самом деле не нужны или даже противопоказаны. И поэтому просить-то, может быть, и надо, но вместе с тем надо Богу доверять и надеяться на то, что Его мудрость и любовь помогут избрать то, что нам действительно полезно, и не дать нам того, что вредно.

Бывает и по-другому. Бывает так, что мы просим о том, что нам действительно необходимо – о том насущном, без чего не обойтись. И опять-таки Господь почему-то нас «не слышит» и почему-то нам этого не дает. В таком случае всегда бывает необходимо проверить расположение сердца, с которым мы молитву Богу возносим.

Вот, например, говорит преподобный Исаак Сирин о том, что молитва злопамятного подобна сеянию на камне. И действительно, если человек злопамятен, если держит на кого-то обиду, не говоря уж о том, что желает кому-то зла, то сколько бы он ни молился – даже если он молиться будет часами, днями, ночами, сутками напролет,– никакой пользы эта молитва приносить не будет, и человек только лишь, как говорят, преуспеет на горшее: пребывая в такой молитве и не понимая, что между ним и Богом стоит его желание зла другому человеку, он будет ожесточаться и приходить в еще худшее состояние.

Но не только злопамятность, а и всякая другая страсть, с которой христианин не хочет бороться, которую он любит, которую он принимает, которую он не отвергает и не отторгает от сердца, тоже встает между ним и Богом, как стена, когда он приступает к молитве. Одно дело, когда мы молимся с осознанием своего страстного состояния, когда кто-то из нас говорит: «Господи, я понимаю, что грешен и в этом, и в том, и прошу Тебя, чтобы Ты мне помог с этими грехами справиться, но, помимо этого, прошу еще и о том, чего требует в этот момент мое сердце».

Другое дело, когда мы оставляем все, что Сам Бог считает первостепенным, то есть борьбу со страстями, и просим о чем-то, что беспокоит нас, забывая о том, что в нашей жизни, скажем так, беспокоит Бога. В таком случае молитва наша тоже очень часто остается без ответа.

Есть и еще одна причина, почему Господь не исполняет наших прошений. Но здесь, наверное, нужно говорить именно о тех случаях, когда мы молимся о чем-то, хотя и нужном, но тем не менее житейском. Просим о том, чтобы Господь исцелил болезнь, помог нам в каких-то семейных или рабочих обстоятельствах.

Порой бывает так, что одни верующие люди об этом просят как о чем-то само собой разумеющемся, а другие люди, также церковной жизнью живущие, говорят: а надо ли у Бога об этом просить? Ведь это же не что-то необходимое для нашего спасения и, наверное, нужно просто стараться приобрести то, в чем мы нуждаемся, справиться с тем, с чем нужно справиться, избавиться от того, от чего нужно избавиться, если речь идет о каких-то житейских вопросах. И не беспокоить по этому поводу Бога. Как правильно здесь рассудить?

Преподобный Исаак Сирин говорит, что наша молитва должна быть сообразна с нашей жизнью. Если нас что-то беспокоит, то это что-то, нас беспокоящее, обязательно должно обращаться в повод для молитвы. Если мы можем о чем-то не беспокоиться – например, если мы болеем и совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно об этом не молиться, а просто поблагодарить Бога за то, что Он нам эту болезнь послал. Если мы живем в нищете и тоже совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно не молиться о том, чтобы Господь послал нам работу или кого-то, кто бы нам помог. Но чаще бывает иначе. Мы сталкиваемся с каким-то житейским испытанием и приходим и в смятение, и в состояние скорби, печали. А раз так, то, значит, обязательно Богу помолиться надо.

И вот бывает так, что человек усердно молится, а помощь не приходит и ничего в жизни не меняется. И опять-таки задает он вопрос: «Господи, где Ты и почему Ты не отвечаешь на мою молитву? Или хуже я всех людей?». От такой мысли христианин приходит порой в состояние не смирения, а уныния. А порой и еще какие-то, худшие мысли закрадываются в сердце человека.

А причина неисполнения прошения здесь часто бывает одна и та же: Господь не дает просимого, чтобы не уподобились мы тем самым прокаженным, которые, будучи очищенными, тотчас же радостно удалились по своим делам и не возвратились, чтобы поблагодарить. Господь заранее знает нашу неблагодарность, нашу легкомысленность и ведает, что мы, получив просимое, тотчас же от Него отойдем в сторону или, по крайней мере, уже не будем молиться столь же усердно.

И вот за эту нашу потенциальную неблагодарность Господь оставляет нас пребывать в состоянии прошения, потому что сама эта молитва – молитва прошения – уже нашей душе определенную пользу приносит. И вместе с тем страшный вред нам могло бы причинить неблагодарное оставление молитвы после исполнения просимого.

Тот же преподобный Исаак Сирин говорит о том, что нет такого дара, который Господь бы дал человеку и который остался бы потом не умноженным, кроме того дара, за который человек бывает неблагодарен. Господь готов не только давать, но и давать гораздо больше, чем дал однажды, но если мы Его не благодарим за то, что Он дал, то рука Божия как бы закрывается и мы уже ничего не получаем, чтобы это полученное нам не обратилось в осуждение.

И поэтому, когда мы о чем-то просим, в чем испытываем потребность по-житейски, надо обязательно испытать свое сердце и спросить себя: а буду ли я Богу благодарен, когда Он мне даст то, в чем я сейчас так нуждаюсь? И если мы не можем себе дать однозначный ответ, то, наверное, можно проверить себя еще так: а бываю ли я благодарен в таких случаях людям?

Ведь человек, который умеет быть благодарным людям, скорее всего будет благодарен и Богу. И наоборот, человек, который бывает неблагодарным по отношению к тем людям, которые для него делают что-то благое, и Богу будет точно так же неблагодарен.

Если говорить о тех утренних и вечерних молитвах, которые мы читаем каждый день, и о тех прошениях, с которыми мы в них обращаемся к Богу, то на самом деле, наверное, нужно удивиться вот чему. Мы просим, читая ежедневное правило, о вещах самых важных, самых великих – о том, о чем просили Бога святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, преподобный Макарий Египетский и другие великие святые, потому что молимся их словами. Понятно, что о чем-то пустом, суетном они просить не могли и молились о спасении и о тех добродетелях, которые для спасения человеку потребны.

И возникает вопрос: почему мы каждый день об этом просим, но у нас никак то, о чем мы просим, не появляется? Ведь совершенно очевидно, что святые, которым эти молитвы принадлежат, просимое от Бога в конце концов получили – стяжали эти добродетели не только своими трудами, но и по благодати и по милости Божией.

Очень хорошо говорил об этом в своих поучениях святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он спрашивал: если ты молишься Богу, но при этом самого себя не слышишь, то имеешь ли ты право надеяться на то, что тебя услышит Господь? По-другому можно было бы сказать, что наша «неуслышанность» в молитве имеет свои причины в том, что мы сами не понимаем и не берем на себя труд понять, насколько действительно нуждаемся в тех духовных дарах, которые у Бога в утренних и вечерних молитвах испрашиваем.

Ну и, наверное, очень важно сказать о том главном правиле, которое нужно иметь в виду, когда мы вообще к молитве Богу приступаем. Преподобный Миос Киликийский говорил, что послушание дается за послушание: Бог слушает тех, кто слушается Его. Вот, в сущности, самый главный ответ. Наша жизнь, далекая не только от духа евангельского, но даже от стремления следовать на деле евангельским заповедям, бывает самым великим препятствием к тому, чтобы Бог наши молитвы исполнил.

И наоборот, если жизнь человека всецело посвящена тому, чтобы заповеди Божии здесь, на земле, исполнить, то Господь всю жизнь такого человека просто превращает в чудо, потому что осуществляет все, что только он ни попросит. Вот знаете, родители, которые видят, что их ребенок все делает, чтобы им угодить,– и учится замечательно, и убирается дома, и следит за собой,– как правило, на своего ребенка не нарадуются и готовы бывают ему сделать любой подарок, о котором он попросит, а может быть, даже и не попросит, а они сами догадаются, что ему это нужно. Почему? Потому что они не боятся его испортить и хотят хоть чем-то вознаградить его усердие. Так бывает и с нами: Господь не вознаграждает либо потому, что нечего вознаграждать, либо потому, что это послужит к нашему вреду, а не к нашей пользе.

Ну и еще, наверное, нужно раз за разом самим себе и другим напоминать такую простую истину. Когда мы что-то у Бога просим, никогда не надо усиливаться что-то выпросить. Кроме, пожалуй, одной ситуации: когда мы просим о прощении и спасении нас и наших ближних. В этой молитве можно и колени стереть, и сердце сокрушить, и ничего не будет лишним.

Во всех остальных случаях, когда мы просим о чем-либо, обязательно нужно добавлять те слова, которые добавлял в своей молитве Сам Господь: впрочем не как Я хочу, но как Ты. Это настолько должно соединиться с духом нашей молитвы, чтобы мы могли порой эти слова и не произносить, но они как бы сами собой подразумевались. И, как ни странно, именно это оставление исполнения нашей молитвы на усмотрение Божие – наш отказ от того, чтобы настаивать на том, что мы хотели бы для себя попросить, является зачастую залогом того, что Господь нашу молитву исполнит. Впрочем, исполнит, возможно, совсем не так, как мы того ожидали.

Мы просим, если перефразировать евангельские слова, не рыбу, а змею – Господь же дает нам рыбу, просим мы камень – Он дает нам хлеб. А на самом деле мы постоянно просим и змею, и камней, и еще что-то более вредное для себя, но если говорим при этом: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь», то Господь дает нам то, в чем мы на самом деле нуждаемся.

Вопросы после беседы

– Уже в двух духовных книгах я встретила такой совет: когда молишься сам, нужно дать возможность Богу сказать что-то тебе, то есть, как я понимаю, не только говорить в одну сторону, а как-то слышать и ответ от Него. Как практически этого достичь? Медленнее молиться или что делать?

– Я думаю, что здесь, скорее всего, идет речь о том совете, который дал митрополит Антоний Сурожский одной старой монахине и который затем цитировался многими авторами. Но дело в том, что этот совет, неправильно понимаемый, многим людям приносит существенный духовный вред, потому что человек, следуя ему, подчас не просто старается дать в своей душе действовать и говорить Богу, а начинает нетерпеливо ждать некоего ответа. А когда человек что-то подобное сильно ждет, то, как правило, приходит враг и дает ему то, что он ждет, а вернее, то, что человек принимает за ожидаемое. И таким образом нетрудно обмануться.

Этого ответа ждать не надо, просто в молитве должно быть как можно меньше человеческого «я». Господь наполняет Собою все, кроме того места, которое занимает человек: ничто в мире – ни растения, ни животные, ни неживая природа – не может «выталкивать» из себя Бога, а человек может. Только в человеке Господь постоянно встречает сопротивление. За каждым всенощным бдением мы слышим возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши». Что значат эти слова: «во святых почиваеши»? То, что Господь может как бы отдохнуть в сердцах святых, потому что святые с Ним не борются. А мы постоянно с Богом боремся. И когда гордый и страстный человек встает на молитву и о чем-то просит Бога, то он во всем этом имеет настолько много самого себя, что эта масса требований и условий не оставляет Богу места в его жизни и в его молитве. Если же мы оставляем Богу место в нас действовать, если действительно хотим поступить так, как желает того Господь, то ответ последует – не в этот момент что-то будет сказано или открыто, а вся последующая жизнь будет ответом на эту молитву.

Если же говорить о совете митрополита Антония, то он давал этот совет пожилой монахине, которая старалась не молиться постоянно Иисусовой молитвой, а именно твердить ее. И он понял, что она настолько надеялась на частоту повторения этой молитвы, на свое усердие в ней и прилагала столько сил, чтобы твердить ее безостановочно, что, судя по всему, молитва как таковая совершенно от этого ушла. Она уже не была тем покаянным деланием, которым по существу должна являться. И он сказал что-то вроде: остановись и дай Богу как-то действовать, а не только сама все время что-то делай. И когда она из этого круга, в котором, как белка в колесе, крутилась, на мгновение вышла, то ее усердие и ревность, которые, безусловно, имели место, и стали основанием того, чтобы Господь действительно ее сердце успокоил. А если взять сейчас «человека с улицы», который о Боге даже не думает, и дать ему совет, который дал митрополит Антоний этой женщине – вот ты сядь в кресло, ни о чем не думай, и ты услышишь ответ от Бога в своем сердце,– я не знаю, что услышит человек. Она потому и услышала, что она все время Его искала, но не знала, что для этого нужно упраздниться от самой себя хотя бы на мгновение.

– Если молишься и вдруг зазвонил телефон, то что делать?

– Лучше всего, как показывает опыт, в большинстве случаев выключать телефон, начиная молиться, то есть сделать так, чтобы этот выбор просто перед нами не стоял. Бывают исключения: допустим, если мы знаем, что у нас есть кто-то из наших родных и близких, кто тяжело болен и в любой момент может нам позвонить и попросить о помощи. Да, наверное, тогда можно телефон не отключать.

Если мы заняты каким-то делом – по церковному послушанию, на работе, по долгу – и у нас выдалось время помолиться, но мы знаем, что нас в любой момент могут потребовать вернуться к делу, то да, тоже надо быть готовым прервать молитву и подойти к телефону, потому что мы молимся, воспользовавшись этим свободным временем. Если же мы дома и ничто нас не связывает, то надо отключать телефон и молиться без оглядки на него.

– А если не телефон звонит, а кто-то из близких зовет в этот момент?

– Что касается близких… Если что-то с близким человеком случилось в этой квартире, то, конечно, надо оставить молитву и идти ему помогать. Но надо своих близких научить, что в это время просто не нужно вас беспокоить без действительной нужды, что нужно отнестись с уважением к тому, что вашей душе необходимо, тем более что время молитвы не такое уж продолжительное: не три, не четыре и не пять часов она, к сожалению, у нас занимает, а гораздо меньше.

– А если во время молитвы начинаешь вспоминать свои грехи, то как быть?

– Продолжать молитву, молясь, в том числе, и о прощении этих грехов. Бросаться и тотчас записывать их, чтобы затем исповедовать, не надо. Ничего страшного: если нам напоминает об этих грехах Господь, то Он напомнит и после молитвы, то есть не даст о них забыть.

– Можно ли слушать молитвы в аудиозаписи? Сейчас есть разнообразные диски с утренним и вечерним правилом, последованием ко Причащению…

– Для кого, в первую очередь, предназначены эти аудиозаписи? В первую очередь, для людей слепых и слабовидящих; еще для людей неграмотных (таких, правда, мало, но им тоже подходит такой вариант); для человека, который лежит в состоянии тяжелой болезни и не в силах подняться и помолиться; ну и, наверное, для тех людей, которые настолько расслаблены, что для них молитва – это что-то невозможное, и слушание молитв в потенциале может постепенно привести их к молитве на практике, в реальности.

Мне приходилось неоднократно видеть людей, которые первый раз приходили в храм на службу после того, как посмотрели пасхальное богослужение по телевизору – и такое, конечно, бывает. Но в принципе, если мы не слепые, не больные и не совсем расслабленные, то, конечно, надо молиться самим. И слушание молитв в этом случае не заменяет собственной молитвы. Наверное, человек, желающий лучше узнать псалмы, может слушать запись псалмов – это вполне будет уместно. Но именно с целью ознакомительной, а не вместо чтения Псалтири. Поэтому лучше для себя традиционный способ молитвы избирать.

– Скажите, пожалуйста, если человека не знаешь, а просят за него молиться, как это правильно делать? Трудно, когда почти не имеешь представления, о ком молишься…

– Преподобный Варсонофий Великий, когда ему подобные вопросы задавали, говорил, что не надо брать на себя именно некий подвиг молитвы о незнакомом, неизвестном нам человеке, а достаточно хотя бы однажды обратиться к Богу с прошением о том, чтобы Господь этого человека помиловал. Если же наша жизнь такова, что мы часто молимся о разных людях – и о знакомых, и о незнакомых, и это уже какое-то сроднившееся с нашей жизнью занятие, то, наверное, можно молиться и более постоянно, но тогда и вопрос такой не возникнет. По существу же Вы исполните просьбу о молитве, если помолитесь хотя бы однажды.

– Вот у меня тоже возникает этот вопрос: как молиться? Просит кто-то помолиться об общем знакомом, а знаешь, что знакомый этот, допустим, алкоголик, наркоман, экстрасенс. Нужно ли брать благословение для того, чтобы молиться о таком человеке или же можно не спрашивать?

– Я прошу прощения, это совершенно разные вещи – алкоголик, наркоман и экстрасенс. Что касается наркомана или алкоголика, то если есть возможность задать вопрос об этом священнику, которому исповедуешься, и взять благословение на такой молитвенный подвиг, ради этого человека подъемлемый, лучше это сделать.

Единственное, что нужно всегда иметь в виду, – это когда мы о человеке, в такой бездне пребывающем, молимся, Господь может каким-то образом потребовать, чтобы мы за эту молитву в своей жизни ответили, потому что когда мы просто молимся, это имеет одну силу, а когда мы готовы молиться за этого человека, невзирая на те или иные скорби, на нас обрушивающиеся, тогда, конечно, совершенно другую силу наша молитва имеет.

А что касается молитвы за экстрасенсов, я думаю, не стоит на себя такое брать, и в том числе даже не стоит на это спрашивать благословения священника, потому что, как правило, ничего хорошего из этого не получается. Можно просто сказать: «Господи, спаси этого человека и отведи его от этого заблуждения, а меня, грешного, помилуй». Но брать на себя регулярную молитву о нем не стоит.

Открытая свободная дискуссия на тему:
СЛЫШИТ ЛИ НАШИ МОЛИТВЫ БОГ?
Под Богом понимается Абсолют, Творец мира и человека, Аллах, Будда, то есть тот кто сотворил мир и его управляющие законы.

Я стоял на коленях в церкви и молился. Молился за детей Беслана.

И Бог не услышал меня. Погибли дети. Погибла вера в то что Бог может услышать какие то молитвы человека, пуская даже человек молился со всей своей верой, со всем жаром и пылом души, молился так что ни кто ни когда не молился, молился из...

Как молиться и кому? Сила и слабость молитвы.

Молитва это обращение к высшим силам. Просто обращение не является молитвой.

Молитва может быть "услышана" а может быть оставлена без ответа. В чем дело?

Надо разобраться кто такой кому обращается молитва.

Кто такой Бог, хозяин, царь или добрый друг? Вспомните из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", " как челобитную подаешь смерд?". Понятно что все это относится к такому уровня понимания, что Бог и Творец Вселенной есть добрый или...

В современных дискуссиях вокруг проблем теории эволюции считается почти общепризнанным, что теория эволюции сталкивается с серьезными трудностями в объяснении явлений живой природы и не в состоянии решать возникающие здесь проблемы.

К числу таких проблем можно отнести, в частности, реальность видообразования и макроэволюции, возможность прогрессивного усовершенствования в эволюции, механизмы формирования и трансформации сложных структур в эволюции, целесообразность строения живых организмов...

Существует связь, которая связывает каждого из нас с Создателем. Это связь, от которой зависит вся наша судьба, наш успех на этой земле, наше благополучие, как в этом мире, так и в мире Вечном. Если нарушится эта связь, то в обществе настанет хаос, человек начнёт деградировать, станет преступником и перейдёт пределы, установленные Всевышним.

Что же это за связь и как её обрести? Она осуществляется через молитву, которую Всевышний нам предписал. Если эта связь крепкая, не разрывается - то раб...

Будьте уверены, Бог отвечает на молитвы! Всегда. Но для того, чтобы вы могли понять это, вы должны знать разницу между просьбой и молитвой.

Молитва связана с верой, живущей глубоко в вашей душе. Скажем, вы думаете, что подхватили насморк.

Но глубоко внутри вы знаете, что вы не можете быть нездоровы, потому что Бог дал вам идеальное здоровье. В молитве вы выражаете благодарность за отличное самочувствие, и ответ на эту молитву будет получен, потому что она базируется на истинной вере.

Социальным христианам следует молится не Святой Троице, но более высокому космическому началу, Святой Семье в Развитии. Святая Троица подчиняется Святой Семье в Развитии.

Синонимы Святой Семьи в Развитии - Святая Тетрада, Святая Тетра, Святой Крест.

Святая Троица - это Бог Сын, Бог Дух, Бог Отец. В своей глобальной форме Бог Отец - это и есть Святая Троица. Поэтому православия патриархально по своей сути. Матриархат - это Тантра, сатанинское учение.

Святая Семья в Развитии - это Бог Сын...

ОСИРИС (УСИР)

Осирис - бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира.

О том, каким уважением и поклонением пользовался Осирис (по-египетски - Усир), можно судить по гимну, начертанному на стеле, датируемой приблизительно XV в. до н. э. (так как на ней уничтожено имя Амона - а это делалось по указанию Эхнатона).

Как видим, египтяне не скупились на славословия в адрес Осириса, наделяя его едва ли не верховной властью. Правда, упоминается и Атон-Ра, но ему предопределено...

Часто слышу - я тебя понимаю, или - я тебя не понимаю.

Некоторые ставят под сомнения. А чего он там понимает. И понимающий человек вынужден доказывать, уже этому не понимающему - а что должен был сказать автор данного послания, раскрывать ту мысль, что автор не смог или не сумел раскрыть автор свою центральную мысль.

ПОНИМАНИЕ - качество Бога. Только Бог может все понимать, принимать и прощать.

Как же так, тогда смысл во всем этом? Что нет наказания и вознаграждения?

Отис Гейтвуд

Природа свидетельствует о том, что Бог позаботился о наших нуждах

Наш мир и то, как он удивительно устроен, является свидетельством того, что Бог замечательно позаботился о всех наших нуждах. Человеческое тело больше чем на девяносто процентов состоит из воды, и Бог так устроил, что поверхность нашей планеты на три четверти покрыта водой. Разнообразие продуктов питания, которые Бог насадил на земле, вполне достаточно для удовлетворения наших нужд. Когда мы устаем, мы закрываем наши глаза на несколько часов сна, и у нас полностью восстанавливается израсходованная энергия. Когда мы заболеваем, мы обращаемся за лекарством к великому фармацевту-природе. Все это говорит о том, что Бог удивительным образом позаботился о всех наших ежедневных нуждах.

Бог создал нас зависимыми от Него

А теперь разрешите задать вопрос: «Вы думаете, что Бог ежедневно производит новые солнечные закаты и восходы для радости людей, что Он простер безграничное пространство со звездными мирами для нашего созерцания, что Он обеспечил нас всем необходимым и вложил в наше сердце понимание того, что только через молитву мы можем получать от Него все необходимое и после этого Он отвернулся от нас и не слышит наших прошений?»

Если бы человек был совершенным, то Бог мог бы спокойно обитать на своем престоле и не было бы необходимости Ему вникать в нужды людей. Но, к сожалению, мир, в котором мы живем, несовершенен. Человек подвержен болезням, страданиям и смерти. Boг создал нас такими, чтобы мы нуждались в Его помощи. И если Он создал нас такими, то не может быть, чтобы Он отвернулся от нас и не внимал нашим просьбам, чтобы Он оставил нас одних на произвол судьбы.

Бог создал мир для человека

Этот мир был бы несовершенным без человека. Человек был создан для мира, и мир был создан для человека. Что животные могли бы делать с электричеством, металлами, нефтью, каменным углем, подземной водой, атомом, радио и телевидением? Эти вещи представляют определенную ценность только для человека. Природа была бы незавершенной без человека. Человек усовершенствовал сельское хозяйство и породы домашнего скота. Даже собаки и кошки стали домашними животными благодаря стараниям человека. Где обитает человек, там поля более плодоносят, цветы более красочны, птицы поют более мелодично, вырастают города, строятся дороги и возводятся дома. Только человек наделен способностью управлять, покорять и приспосабливать природу для себя. Таким образом, Бог приспособил эту землю для нужд человека вполне сознательно и благословил труд его рук, и Он использует человека как Своего помощника для завершения Его работы.

Бог приглашает нас обращаться к Нему с нашими нуждами

Бог не только заботится о нас, но Он приглашает нас обращаться к Нему за помощью. Он оставил нам такое обетование: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» /Мф.7:7/. Христос сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» /Мф.7:11/. А в Петр.З:12 сказано: «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их». В Евр.4:16 говорится: «Поэтому да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».

Почему Бог часто не отвечает

Может быть, есть те, кто готов возразить: «Я молился, и Бог мне не ответил,и потому я не верю, что есть Бог».

Мы можем задать встречный вопрос: «Как вы знаете, что Бог вам не ответил?» Может быть, вы ответите: «Потому что я не получил того, что просил». Но, может быть, есть уважительная причина, что вы не получили то, что просили.

Апостол Иаков говорит, что вы «просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» /Иак.4:3/. Другими словами, если мы молимся эгоистичной молитвой только для удовлетворения наших собственных желаний, то мы ничего не получим. Не эгоистична ли наша молитва? Может быть, она сконцентрирована только на нас самих?

Бог дает нам то, что мы просим

Необходимо иметь в виду, что Бог отвечает на молитвы четырьмя различными способами. Во-первых, Бог может дать нам то, что мы просим, и даже больше, чем мы просим. Соломон, царь Израильский, молился о мудрости, и Бог наделил его обильно этим даром, и так как его молитва не была эгоистична, то Бог вдобавок дал ему богатство. Бог отвечает на наши молитвы и посылает нам даже больше того, о чем мы просим.

Во-вторых, Бог может дать нам только то, что мы просим. Илия молился о дожде, и Бог послал дождь и больше ничего.

В-третьих, Бог может дать нам что-то другое взамен того, что мы просим. Апостол Павел трижды просил Бога, чтобы Он удалил жало из плоти его /2Кор.12:8/, но Бог ответил: «Довольно для тебя благодати Моей…» Бог не дал ему того, что он просил. Павел просил, чтобы Бог удалил жало от него, а Бог вместо этого дал ему великую благодать. Бог таким образом ответил на его молитву. Если Бог в ответ на нашу молитву не дает нам того, чего мы просим, а посылает нам взамен что-то другое, не будем обвинять Бога, что Он нам не отвечает. Он отвечает, но Он посылает нам то, что больше служит нашему благу. Даем ли мы нашим детям все, что они желают? Не говорим ли мы иногда им, что то, что они просят, не полезно им? Разве, поступая таким образом, мы перестаем любить их? Если мы угождаем всем прихотям наших детей, то это значит, что мы не любим их настоящей любовью, потому что дети часто не знают, что им полезно, а что нет. Бог знает наши нужды гораздо лучше нас, и если Он посылает нам иногда что-то другое взамен просимого, то вместо сомнения, огорчения и недовольства мы должны прославлять Его за Его любовь к нам, потому что Он посылает нам все, что служит нашему благу.

Бог может отказать в нашей просьбе

Четвертым способом ответа Бога на наши молитвы есть отказ. Может быть, мы думаем, что если Бог нам отказывает в нашей просьбе, то это значит, что Он нам не отвечает. Но это не так, Он отвечает. Если мы говорим «нет» нашему ребенку, то разве это не есть наш ответ? Христос молился в Гефсиманском саду: «…Отче, да минует Меня чаша эта» /Мф.26:39/. Но в заключение своей молитвы Христос сказал: «…впрочем не как Я хочу, но как Ты». В 1Иоан.5:14 сказано: «…когда мы просим чего по воле Его, Он слушает нас». Если Бог отказывает нам в нашей молитве, то это значит, что наша просьба не была по воле Божьей. Значит, мы должны стараться, чтобы наша воля была в согласии с волей Божьей, ибо в противном случае мы будем получать отказ в нашей молитве. Вы можете спросить: «Как я могу знать волю Божью?» Вы не всегда можете знать волю Божью. Христос тоже не знал воли Божьей в Гефсиманском саду, и Он просил в молитве то, что Он желал, но Он говорил в заключение Своей молитвы: «Не Моя воля да будет а Твоя». Так и мы, когда молимся, должны говорить Богу: «да будет воля Твоя». И когда Бог откажет нам в нашей просьбе, мы должны благодарить Его, а не восставать против Него. Наша любовь к Богу и наша вера в Его заботу о нас должны проявляться не только тогда, когда Он посылает нам то, что мы просим в молитве, но и тогда, когда Он отказывает нам. Мы любим Его и тогда, когда Он говорит нам «нет», и верим, что если Он посылает нам не то, что мы просим, а может, даже нечто противоположное, Он любит нас даже тогда, когда Он отказывает нам, хотя, может быть, нам это непонятно. Если мы идем путем праведности, мы можем быть уверены, что Его отказ служит к нашему благу, потому что Он посылает своим детям только добрые дары.

Бог может не слышать нас по причине греха

Если мы не живем праведно, то должны знать, что Бог не будет отвечать на наши молитвы по причине наших грехов. В Ис.59:2 сказано: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать». А в Пр.28:9 говорится: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость».

Бог является Богом не только во время беды

Некоторые люди смотрят на Бога только как на Того, Кто может выручить человека из беды, и обращаются к Нему только во время болезни, а остальное время не нуждаются в Нем. Если мы не любим Бога и не служим Ему в доброе время, мы не можем ожидать, что Он услышит и благословит нас в день скорби. Если мы хотим, чтобы Он слышал наши молитвы и отвечал на них, мы должны стараться жить праведно. В 1Петр.3:12 сказано, что «лицо Господне против делающих зло». А в Иоан.9:31 говорится: «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает».

Бог отвечает на молитвы праведных

Если вы являетесь дитем Божьим и стараетесь жить праведно, вы можете быть уверены, что Бог слышит ваши молитвы, даже если Он отказывает вам в ваших просьбах или посылает вам что-то другое вместо просимого. В Еф. 3:20 сказано, что Бог может «сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем». Если вы сомневаетесь, что Бог есть, поверьте Его слову, обратитесь к Нему в молитве, и Он простит все ваши грехи, и вы станете христианином.

Отис Гейтвуд, Есть Бог на небесах