Программа по развитию речи пояснительная записка. Рабочая программа по развитию речи в старшей группе по программе "От рождения до школы" рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему Универсальные учебные действия

Елена Вельгорецкая
Развитие речи. Пояснительная записка

Развитие речи .

Пояснительная записка .

Извлечение из ФГОС ДО

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества ; развитие речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

2-я младшая группа

Задачи образовательной деятельности Содержание образовательной деятельности

1. Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками : здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого

предложения или высказывания из 2-3-х простых фраз.

4. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

6. Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно

пользоваться речевым дыханием.

7. Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук. Владение речью как средством общения и культуры

Освоение умений : по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут, учитывать их при общении : пожалеть, развеселить , использовать ласковые слова.

Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения : приветствие (здравствуйте, просьба (дайте, пожалуйста, благодарность (спасибо, знакомство (как тебя зовут, меня зовут., давай играть) ; различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте -здравствуй) ; называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.

Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи

Освоение умений диалогической речи : отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и т. п.) .

Освоение умений монологической речи : по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4-х предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе : кошка -котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.

Обогащение активного словаря Использование в речи : названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка; названий некоторых качеств и свойств предметов; материалов; объектов и явлений природы : растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши.

Понимание значения обобщающих слов : игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха Развитие умений : правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]) ; слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук . Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата;

Знакомство с книжной культурой детской литературой Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.

Публикации по теме:

Пояснительная записка к программе «Вижу, узнаю, творю» Программа «Вижу, узнаю, творю» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «Вижу, узнаю, творю» Обоснование необходимости разработки и внедрения.

Пояснительная записка к программе по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка Калайда Виктория Викторовна. Я работаю с программой по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.

Пояснительная записка к методической разработке «Моя страна» Пояснительная записка к методической разработке «Моя страна» Один из целевых ориентиров ФГОС ДО гласит: «. ребенок обладает установкой.

Пояснительная записка к программе «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Пояснительная записка к музыкальному занятию «Органы чувств» Пояснительная записка к музыкальному занятию «Органы чувств» Занятие для детей средней группы по художественно-эстетическому направлению,.

1. Пояснительная записка

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи-диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Занятия по коммуникации в подготовительной к школе группе проводятся 2 раза в неделю в помещении группы. Общее количество учебных занятий в год 74. Продолжительность занятия 30 минут. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (октябрь), итоговая (апрель).

Методика даётся в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Занятия проводятся фронтально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №48 комбинированного вида» Советского района г.Казани

Рабочая программа

по образовательной области

«Речевое развитие» (коммуникация)

на 2014-2015 учебный год

(подготовительная к школе группа)

Составлена на основе Примерной

основной общеобразовательной

программы дошкольного образования

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой

Воспитатели: Конова А.А,

г.Казань

1. Пояснительная записка

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи-диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Занятия по коммуникации в подготовительной к школе группе проводятся 2 раза в неделю в помещении группы. Общее количество учебных занятий в год 74. Продолжительность занятия 30 минут. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (октябрь), итоговая (апрель).

Методика даётся в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Занятия проводятся фронтально.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Задачи:

Приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средства общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.

Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим их обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Развитие всех компонентов устной речи,

практическое овладение нормами речи

Задачи:

Формирование словаря

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

Побуждать детей интересоваться смыслом слов.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи

Задачи:

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Задачи:

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

Связная речь

Задачи:

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте

Задачи:

Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Планируемые результаты:

Пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Употребляют в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находят в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

Адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве).

2.Календарно-тематический план

Месяц

Неделя

Лексическая тема недели

Программное содержание

Тема занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте

Сентябрь

1 неделя

Детский сад .

Цели : закрепить и расширить знания детей о профессиях работников детского сада. Формировать уважительное отношение к работникам детского сада. Обогащать словарь существительными, обозначающими профессии (воспитатель, логопед, повар, прачка, кастелянша). Расширять и активизировать в речи детей предметный словарь, словарь действий и признаков.

Совершенствовать грамматический строй речи: умение согласовывать существительные с числительными и прилагательные с существительными. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в употреблении винительного и дательного падежей имен существительных. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы). Закрепить понятие слог, умение оперировать им.

2 неделя

Игрушки.

Цели : расширение и систематизация словарного запаса по теме "Игрушки" Их назначение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны. Развитие грамматического строя речи с помощью игр и упражнений.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных согласование прилагательных с существительными, согласование существительных с числительными 2 и 5, согласование местоимения существительного в роде и числе).

Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и
внимания.

Адаптационный период после лета. Обследование детей.

3 неделя

Части тела.

Цели : познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу и т. д; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие аккуратности и чистоплотности.

Речевые и неречевые звуки.

Цель: Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру.

Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.

Развитие внимания, слуховой памяти

4 неделя

Фрукты.

Цели : обобщить и расширить имеющиеся знания о фруктах. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными суффиксами. Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с сущ. Образование сущ. Ед. и мн. Числа в разных падежах. Обогащение речи словами – антонимами Составление предложений с однородными членами, с противопоставлением. Составление описательного рассказа – описания по схеме. Учить составлять описательные рассказы о фруктах.

Звук(А). Выделение ударного гласного из начала слова

Анализ звукового ряда Буква «А» Конструирование из палочек.

Чтение. Печатание

Октябрь

1неделя

Овощи.

Цели : обобщить и расширить имеющиеся знания об овощах. Дифференциация имён существительных единственного и множественного числа.Образование относительных прилагательных. Согласование числительных 2, 5 с существительным в роде, числе, падеже. Обогащение речи словами – антонимами. Учить составлять описательные рассказы об овощах.

Звук(У).

Выделение ударного гласного из начала слова. Буква «У». Чтение. Конструирование из палочек

Печатание.

2 неделя

Осень. Грибы.

Цели : уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи, учить составлять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Звук(И). Выделение ударного гласного из начала слова. Буква « И». Чтение прямых слогов. Печатание.

3 неделя

Осень. Деревья.

Цели : уточнение и расширение словаря по теме: “Осень. Деревья”; совершенствование умения образовывать и использовать в речи относительные прилагательные;
развивать умение составлять связные монологические высказывания описательного характера;
улучшение
общей моторики и координации движений;
развивать коммуникативные навыки;

Воспитание бережного отношения к лесу, любви к родному краю.

Звук (Ы). Позиция звука ы в слове (середина, конец). Составление схем слогов тип аыу. Деление слов на слоги хлопками. Буква « Ы». Чтение. Печатание.

4 неделя

Осень. Хлеб.

Цели: закреплять знания детей , что хлеб – ценнейший продукт питания , без которого не могут обходиться люди ; как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных. Учить подбирать слова – антонимы. Обогащать слова детей существительными. Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду , его выращивающих.

Звук (О) .

Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а – у - о. Буква « О.» Чтение. Печатание.

5 неделя

Осень. Перелётные птицы.

Цели : расширить и закрепить представления детей о перелетных
птицах: граче, скворце, ласточке, кукушке, соловье, утке;
о частях тела и образе жизни птиц.

Совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа. Совершенствование навыка рассказывания по картине «Отлёт птиц». Составление описательного рассказа по план – схеме о перелётной птице.

Рассказывание сказки «Как лебедь остался один».

Звук (Э). Буква « Э». Преобразование слов ЭХО – ЭТО – ЭТА - ЭТАЖ.

Составление предложений со словами ТОТ, ЭТО.

Ноября

1 неделя

Россия-родина моя.

Цели : обобщить и систематизировать знание детей о России. Закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схеме; продолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экскурсовод); закреплять умение образовывать новые формы существительного (Москва-москвичи). Обобщать знания детей о Москве.

Развивать умение объяснения смысла пословиц и переносного значения выражения (Москва – сердце России).Чтение, составление пересказа «Наше Отечество» по К.Ушинскому. Заучивание стихотворения И.С.Никитина «Русь».

Закрепление полученных навыков. Гласные звуки.

Цель: закреплять понятие «гласный звук»;

Закреплять навык определения места гласного звука в слове (начало, середина, конец слова);

Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;

Формировать навык плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных.

2 неделя

Домашние птицы.

Цели : систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.
Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивать память, внимание, мышление, речь.
Воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.

Звук (Н). Позиция звука в слове.

Буква « Н». Чтение прямых и обратных слогов. Печатание.

3 неделя

Домашние животные.

Цели : закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышах, упражнять в согласовании слов по падежам: активизировать и расширить словарь по теме «Домашние животные»; чем питаются, как подают голос, какую пользу приносят. Упражнять детей отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитывать любовь и заботу к домашним животным, умение внимательно слушать; формирование самостоятельности и активности. Совершенствование навыка рассказывания по картине «Лошади и жеребята».

Развитие навыков составления описательного рассказа о животном по план – схеме.

Звук (М). Выделение начального согласного. Твёрдость, мягкость. Полный анализ слова (мак). Буква « М». Чтение прямых слогов МА, МО, МЫ, МУ, слово МАК. Печатание слова МАК.

4 неделя

Дикие животные готовятся к зиме.

Цели : пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей в зимнее время года (как готовятся к зиме: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму) Активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, вести диалог. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование навыка рассказывания по картине «Медведица с медвежатами». Составление рассказа – сравнения о двух животных

Звук (Х.) Выделение начального согласного и последующего гласного из слов. Позиция звука в слове. Буква « Х.»

Печатание слова ПУХ. Составление звуковой схемы слова. Анализ прямого слога типа ХА. Полный анализ слов типа УХА, ХАТА. Печатание слова ПУХ. Чтение слов ПУХ, УХО, УХА, ХАТА

Декабрь

1 неделя.

Зима. Зимняя одежда.

Цели: обобщить и систематизировать у детей представления о характерных признаках зимы, об изменениях в живой и неживой природе, о зависимости изменений живой и неживой природы от изменений в неживой природе, о сезонных изменениях в одежде людей; закрепить знание названий зимних предметов одежды, обуви, головных уборов. Учить составлять описательные рассказы.

Звук (П.) Термин «Согласный «звук.

Анализ обратного слога типа АП. Выделение согласного в начале слова. Буква «П.» Преобразование слогов АП - ПА. Чтение слогов

ПА, ПО, ПУ.

2 неделя

Зимующие птицы.

Цели : закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу, почему не улетают в теплые края, а остаются зимовать. Как помочь птицам перенести суровую русскую зиму. Активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными. Воспитать заботливое отношение к птицам в зимний период и вызвать желание вспомнить все, что они знают о птичьих трудностях в зимнее время. Разучивание стихотворения С. Насонькина «Ёлка для птиц». Совершенствование навыка пересказа текста «Птичья ёлка».

Звук (Б). Звонкость – глухость. Полный анализ слов типа БУСЫ.

Буква « Б».

Чтение БЫК, БАК, БОК,СОБАКА. Печатание БАБА.

3 неделя

Животные жарких стран.

Цели : закрепление представлений о диких животных жарких стран, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме "Дикие животные жарких стран": 1) обогащение предметного словаря (Юг, Африка, пустыня, джунгли, зверь, хищник, рога, бивни, хобот, грива, пасть, панцирь, зебра, жираф, антилопа, крокодил, панда, коала, попугай, какаду, пантера, павлин, ягуар, леопард, гепард, тигр, газель, утконос, горилла, колибри, кенгуру, удав, питон, кобра, варан, страус, шакал и т.д.); 2) обогащение словаря признаков (пятнистый, косолапый, огромный, лохматый); 3) словарь наречий (быстро, жарко, тепло); 4) глагольный словарь (прыгает, плавает, рычит, ныряет). Воспитание любви и бережного отношения к природе. Составление описательного рассказа по плакату «Животные холодных и жарких стран».

Разучивание стих – я С.Михалкова «Где обедал, воробей?». Совершенствование диалогической речи с опорой на сказку «Про львёнка» О. Онисимовой с пересказом.

Звук (К). Согласные звуки. Выделение начального согласного и гласного после согласного (КОТ). Буква « К». Чтение. Печатание. Схема слова типа КОТ.

4 неделя

Новый год. Зимние забавы

Цели : закрепить название зимних игр и забав, и название спортивного инвентаря для развлечений зимой; учить детей образовывать новые слова; употреблять имена существительные в родительном падеже; развивать внимание и память; воспитывать интерес к окружающему миру. Составление рассказа по сюжетной картинке «На новогоднем празднике».

Составление рассказа по личному опыту.

Звук (Г). Мягкий звук ГЬ.

Буква « Г».

Чтение слов ГУСИ, ГУБЫ, САПОГИ. Предложения

ВОТ ГУСИ.

Январь.

2 неделя

Театр. Музыкальные инструменты.

Цели : развитие речи посредством театрализованной деятельности. Дать возможность детям побывать в разных социальных ролях, что поможет им осмыслить свои собственные действия и переживания других людей. Формировать готовность понимать другого человека и сопереживать ему. Доставить детям удовольствие. Расширять словарь по теме «Музыкальные инструменты», закреплять названия музыкальных профессий.

Звук (Т). Согласные звуки.

Выделение последнего согласного из слова.

Буква «Т». Преобразование обратных слогов в прямые.. Чтение прямых слогов.

3 неделя

Транспорт. Правила дорожного движения .

Цели : Придумывание рассказа с опорой на рисунок ребёнка. Совершенствование навыка пересказа текста В.Суслова «Кто сильнее?» с опорой на мнемотехническую таблицу.

Закреплять представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Продолжать учить детей пересказывать произведение, свободно пользуясь простыми предложениями. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнить представления детей о правилах поведения на улице; закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»; дать знания о том, что пешеход тоже должен соблюдать правила дорожного движения; закрепить знания о сигналах светофора, их назначении (красный, желтый, зеленый); дать понимание о том, что переходить улицу необходимо при разрешающем сигнале светофора; вспомнить назначение других знаков, встречающихся на дороге. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме.

Звук (Д). Буква « Д». Составление и чтение предложений

ВОТ ДОМ.

ТУТ ДУБЫ. Графическая схема предложения.

4 неделя

Профессии. Материалы и инструменты .

Цели : расширять и конкретизировать представления о профессиях людей. Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме, развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога). Научить различать и называть профессии по инструментам. Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства. Совершенствование навыка пересказа

Текста В.Суслова «Где работает мама?». Разучивание по ролям стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Звук (В). Буква « В». Чтение слов ВАТА, СОВА, ИВА.

Предложения ВОТ СОВА.

Схема предложения из 2 – х слов.

Февраль

1 неделя

Профессии. Строительство. Дом.

Цели : расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Продолжать знакомить детей с разными строительными материалами из которых строят дома; развивать умение сравнивать, анализировать, экспериментировать. Воспитывать интерес и уважение к труду строителей, пробуждать желание работать так же добросовестно, ответственно, быстро, красиво, как мастера. Расширить представление о том, что их труд - коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать связную речь, внимание, мышление; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Звук (Ф.) Буква « Ф.»

Составление схем слов типа КОФТА, ШКАФ.

Схема предложения из 3 – х слов типа.

В САДУ ФОНТАН.

2 неделя

Посуда. Продукты питания.

Цели : уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными). Продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире. Расширять представления о продуктах питания, их значении для здоровья человека. Обогащать речь существительными, обозначающими названия продуктов питания, блюд, напитков. Знакомить детей с разными способами образования слов. Учить образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения. Составление рассказа – описания по план – схеме. Разучивание стихотворения Р Сефа «Совет». Совершенствование навыка пересказа текста «Мамина чашка».

Звук (С). Выделение начального согласного и последующего гласного из слов СУМКА, САНИ. Деление слов на слоги. Анализ прямого слога типа су. Составление слоговой схемы слова. Составление звуковой схемы слова СУП. Полный анализ слов типа СУП. Буква «С». Чтение. Печатание слова СУП.

3 неделя

Защитники отечества.

Цели : воспитание уважения, любви и благодарности к защитникам Родины, защитившим страну от врагов и гордости за свой народ, любовь к родине. Развивать представление о разных родах войск, закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества. Продолжить знакомство с пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение, воспитывать чувство гордости за свой народ, армию, желание защитить свою страну. Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников различных военных профессий. Развитие связной речи. Заучивание с детьми стихов С.Маршак «Пограничники», «Дуют ветры в феврале», А.Жаров «Пограничник», З.Александрова «Дозор».

Звук (З). Буква « З». Чтение слогов ЗДО, ЗДА, ЗДЫ. Слов ЗОНТ, ЗАМОК.

Составление схем слов.

4 неделя

Семья.

Цели : формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью; закрепить знания детей о членах семьи, знания о «генеалогическом древе». Активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные).. Упражнение в кратком рассказывании о своих близких и объединение небольших рассказов в один рассказ о своей семье.

Составление рассказа из 5 – 6 предложений по сюжетной картине «Семья», небольшой рассказ из личного опыта «Дома вечером».

Пересказ литературного текста В. Осеева «Просто старушка».

Звук (Ц.)

Позиция звука в слове.

Буква « Ц».

Чтение слогов типа ЦВА, ЦВУ.
Подбор слов к заданным схемам.

Март

1 неделя

Цели : учить детей составлять описательный рассказ по серии сюжетных картин.

Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Весна» (с опорой на схемы), навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна». Разучивание стих – й о весне Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Толстого. Формировать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопросы. Воспитывать в детях любовь к маме, бабушке, сестре, воспитывать чувство доброты и благодарности. Придумывание рассказа по личному опыту ребёнка «Чтобы я сделал, если бы мама заболела». Составление сложноподчинённых предложений со словами «потому что».

Звук (Ш).

Позиция звука в слове.

Буква « Ш».

Чтение, печатание слов.

2неделя

Весна в природе.

Цели : уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной; закрепить приметы весны и названия весенних месяцев.

Обогащать и активизировать словарь по теме «Весна». Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания. Формировать творческие способности.

Совершенствование навыка рассказывания по картине И. Грабаря «Март».

Звук (Ж). Позиция звука в слове.

Буква « Ж».

Преобразование

слогов и слов

УЖ - УЖИ - УЖИН

3 неделя

Мебель.

Цели : обогащение словарного запаса детей по лексической теме «Мебель». Расширение и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Составление загадок – описаний. Рассказывание стих – я С. Маршака «Откуда стол пришёл?»

Составление сравнительных рассказов – описаний о мебели.

Звук (Ч). Позиция звука в слове.

Буква « Ч.»

Чтение и преобразование

Слов.

дочка – дачка- пачка

4 неделя

Электроприборы.

Цели :
обобщить знания по теме «Электробытовые приборы».

Составление и использование в речи сложных предложений с союзами чтобы, потому что.

Составление загадок – описаний о бытовых приборах.

Звук (Щ.)

Буква « Щ». Преобразование слов ЩИТ – ЩИ – ИЩИ-ПИЩИ- ПИЩА.

Составление, чтение и анализ предложения

В ШКАФУ ПЛАЩ.

Апрель

1 неделя

Весна. Возвращение птиц.

Цели : закрепить знания детей о весне, весенних явлениях и перелетных птицах. Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова к слову весна. Закреплять знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни.

Звук (Л), мягкий(ЛЬ).

Полный анализ слов типа БУЛКА. Буква «Л.»

Чтение слов: ЛУК, ЛАПА, ЛОТО, МЫЛО.

Схема предложения из 3 – х слов.

МИЛА МЫЛА ПОЛ.

2 неделя

Космос.

Цели : сформировать у детей понятие «космос»; «солнечная система».

Уточнить знания о планетах солнечной системы, о первых космонавтах. Закрепить умение четко, кратко отвечать на поставленные вопросы, подбирать родственные слова.

Совершенствовать умение составлять короткие рассказы по схеме. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление, любознательность.

Воспитать любовь к своей планете.

Придумывание сказки с опорой на рисунок ребёнка. Совершенствование навыка пересказа

Сказки Н. Носова «Как на Незнайку упал кусок солнца» с опорой на серию сюжетных картин.

Звук (Р), мягкий (РЬ.)

Буква «Р». Составление схем слов типа БАРАНЫ, КРЫША.

3 неделя

Животные весной.

Цели : закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни и повадках в весеннее время года. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят («Назови семью») Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные («Чей? Чья? Чьё?») Учить образованию множественного числа существительных («Один – много») Закреплять подбор существительных к прилагательным и глаголам («Кто больше?»)

Учить согласованию существительных с числительными («Сосчитай») Учить подбору антонимов («Противоположности») Составление описательного рассказа.

Звук (й). Буква « Й».

Закрепить правильное произношение звука й в речи ,.

Составление схем слов типа МАЙ, ЧАЙ.

4 неделя

Насекомые.

Цели : актуализация словаря по теме "Насекомые" (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Закрепление навыков составления и употребления в речи сложных предложений (разных видов) Заучивание загадок о насекомых. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Рассказывание сказки «Как кузнечик помогал слабым».

Буква «Ё», буква «Е»

Учить называть слова с буквой «Е », определять место звука в слове.
Читать слоги и слова с буквой;

Воспроизводить звуко-слоговые дорожки со звуком Ё;

Печатать букву Ё и слоги с этой буквой в тетрадях;

Проводить звуко-буквенный анализ слов типа МЁД, ЛЁД.

Май

1 неделя

Моя республика. Мой город.

Цели : дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн). Расширить знания детей о родном городе. Развивать монологическую речь детей, память, мышление. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней. Вызвать интерес к истории возникновения Казани, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости в настоящее время. Обогащать и расширять новыми знаниями детей о столице Татарстана городе Казани. Воспитывать толерантность к людям разных национальностей.

Буквы «Ю», «я».

Познакомить с буквой «ю»;

выделять звук «ю» в ряду гласных звуков;

определять позицию звука «ю» в словах;

2 неделя

Праздник Победы.

Цели : закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы. Дать знания о том, как защищали свою родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, что не только армия но и партизаны, среди которых были дети, поднялись на борьбу с фашистами. Вспомнить какие памятники напоминают о героях. Учить детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям, обогащать через речь личный опыт детей знаниями об окружающем, пополнять лексику разнообразием слов, Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину, за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание помогать и заботиться о них. Составление сложных предложений по сюжетной картине Разучивание стих – й. Чтение рассказов о войне: В. Катаев «Сын полка» (отрывок «В разведке») с последующим пересказом.

Буквы « ь» , «Ъ» . Синтез звуков в слове. Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове подъезд. Звуковой анализ слова карась

3 неделя

Школа.

Цели : уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; учить составлять рассказ по картине. Совершенствование навыка диалогической речи с опорой на картину «На уроке».

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок». Разучивание стих – й о школьных принадлежностях.

А. Шанько «После школы» с составлением плана или В. Голявкина «Под партой».

4 неделя

Времена года.

Цели : обобщить и систематизировать знания детей о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы через игры и игровые упражнения.

Учить составлять небольшой рассказ, используя ранее полученные знания и представления. Учить образовывать наречия (весна теплая, а лето теплее и т. д.)

Учить подбирать определения к словам зима, весна, лето, осень. Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки.

Учить называть слова с заданным звуком.

Учить делить слова на слоги. Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережное к ней отношение.

Закрепление пройденного материала.

5 неделя

Лето.

Цели : уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе летом; закрепить приметы лета и названия летних месяцев.

Обогащать и активизировать словарь по теме «Лето». Употребление в речи глаголов в разных временных формах. Подбор определений к существительным. Закрепление навыка согласования прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.

Усвоение будущего сложного времени глаголов. Составление сложноподчинённых предложений с придаточными предложениями причины (потому что).

Закрепление пройденного материала.

3.Список литературы

Методические пособия

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010..

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010.

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников,- М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Наглядно-дидактические пособия

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет: Наглядно-дидактическое пособие.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Серия «Грамматика в картинках»

Антонимы. Глаголы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010,

Антонимы. Прилагательные, -М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Говори правильно. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Множественное число. -М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Многозначные слова. -М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Один -много. -М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Словообразование. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Ударение. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой , детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи.

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие речи.

(от 6 до 7 лет)

Развивающая речевая среда. Приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями .

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах , о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Художественная литература.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора .

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» СТАРШАЯ ГРУППА

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи.

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Развитие речи.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края , Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун - озорник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с - з, с - ц, ш - ж, ч - ц, с - ш, ж - з, л - р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях : существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка - зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь - медведица - медвежонок - медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал - выбежал - перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени ; несклоняемые существительные.

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Художественная литература

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006 год.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Цели и задачи:

1. Расширить и уточнить представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности.

2. Обогатить словарный запас учащихся.

3. Активизация речевой деятельности.

4. Развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, речь и мышление.

(68 часов; 2 часа в неделю)

Сезонные изменения в природе (17 часов). Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молнии, гром). Летние работы в деревне. Название летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Название осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрепит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Название зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улице и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Название весенних месяцев.

Семена цветковых растений (1час). Сбор и хранение семян. Практическая работа по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек,

Одежда (5 часа). Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего шита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

Обувь (3 часа). Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

Город, село, деревня (4 часа). Главная улица города, села, учреждение города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.)

Дорожное движение (1 час). Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).

Овощи, фрукты, ягоды (1 часа). Определение и различение.

Орехи (2 часа). Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

Птицы перелетные и зимующие (4 часа). Время прилета и отлета разных птиц.

Домашние животные (3 часа). Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза приносимая людям.

Дикие животные (3 час). Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

Дикие птицы(1 час). Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

Домашние птицы (1час). Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Квартира, комната (2 часа). Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.

Мебель(2 часа). Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.

Посуда (3часа). Название посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

Комнатные растения (4 часа). Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.

Деревья (4 часа). Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна - хвойные деревья.

Полевые растения (1 час). Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

Грибы(1час). Части гриба. Грибы съедобные и не съедобные.

Насекомые вредные и полезные (2 часа). Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

Рыбы (1 час). Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, Чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Охрана здоровья (2 часа). Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (8 экскурсий в год). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий).

Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян (11 практических работ).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь :

Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

Активно участвовать в беседе;

Связно выказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;

Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

Соблюдать правила личной гигиены;

Соблюдать правила дорожного движения;

Учащиеся должны знать :

Название и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
-правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

Список учебно-методической литературы

1.Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развитие речи в 4классе СКОУ VIII вида.- М.:АРКТИ, 2003.

2. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать - Ярославль: Академия развития, 1997.

3.Усвайская А.В. Изучение природы в младших классах в\ш. - М.: Просвещение, 1978.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.

5. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. - М.: Руссико, 1994.

6. Костина Е.П., Морозова С.А. Развитие речи учащихся начальных классов: Учебно-методическое пособие - Краснодар: Краснодарский учебник -2001.

7. Под ред. Петровой В.Г. Обучение учащихся 1 - 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей - М., 1986.

8. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе (практическое пособие для подготовки детей). - М.: Аквариум, 1997.

9. Под ред. Воронковой В.В. Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение

Психологическая игра для
старших дошкольников и младших школьников

О дной из наиболее важных особенностей детей пяти–семи лет является возрастание значимости роли сверстников. Как отмечает В.С. Мухина, у ребенка «потребность в признании появляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «быть лучше, чем все». Следствием этого становится появление чувства зависти в форме специфических символических действий (например, высказывания: «Не попадешь! Мимо!» - как сопровождение игры другого), злорадство, пренебрежение, хвастовство. Это негативно сказывается на атмосфере группы, требует серьезной воспитательной работы по формированию групповой сплоченности.
Наиболее эффективным способом работы в данном направлении является игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста и первоклассников. Нами была выбрана и модифицирована для дошкольников игра «Все вместе» (авторы М.А. Ступницкая и В.А. Родионов). Игру можно проводить как в подготовительной группе детского сада в качестве завершения годичного цикла психологических занятий, так и в первом классе на начальном этапе обучения. При этом надо быть уверенными, что дети обладают следующими навыками: умение читать, знание букв и цифр, умение различать и отображать в рисунке основные эмоции (радость, злость, удивление, страх).

Цель игры : формирование групповой сплоченности.
Условия проведения: игру лучше всего проводить в физкультурном зале.
Оборудование: 2 мольберта, мелки, 12 метров веревки или тесьмы, булавки, колокольчик, свеча в подсвечнике, спички, обруч или веревка со связанными концами, карта маршрута на листе ватмана, маленькие листы с изображением этапов, подарки, бланки «Свидетельство об окончании Школы волшебников» - по количеству участников.
Время проведения: 1 час.
Советы ведущим: для проведения игры самым важным является создание «волшебной» атмосферы, ведущие одеваются как волшебники (плащи, шляпы и т.д.), им присваиваются «магические» имена (например, Милениус и Асториус), в зале расставляются «волшебные» атрибуты, соответствующие этапам игры.

ХОД ИГРЫ

Игра начинается с того, что директор Школы волшебников (педагог или психолог) приглашает детей на игру.
Директор. Дорогие ребята! Только сегодня у нас работает Школа волшебников. Я ее директор. Я приглашаю вас пройти обучение в нашей школе и узнать, сможете ли вы стать волшебниками.
Дети в сопровождении взрослого идут в физкультурный зал. Там их встречают два учителя-«мага».
Директор. Встаньте, пожалуйста, в круг. Итак, мы рады приветствовать вас в нашей школе. Это наш волшебный колокольчик, его звон будет обозначать окончание одного урока и начало другого. Разрешите представить вам двух моих помощников - учителей Милениуса и Асториуса. Они будут вести занятия.
Милениус (первый ведущий). Давайте начнем наше занятие с приветствия. Настоящие волшебники умеют понимать друг друга без помощи слов, сейчас мы с вами потренируемся в этом. Каждый из нас, по очереди, будет здороваться только жестами. Мы все становимся его зеркалами. Наша задача - как можно точнее повторить его приветственное движение. Давайте я начну...
Ведущий показывает замысловатое движение приветствия, группа повторяет. Далее участники выполняют задание по кругу.
Асториус (второй ведущий). Кто из вас хотел бы стать волшебником, поднимите руки. Хорошо. А теперь поднимите руки те, кто уже общался с волшебниками. Отлично. Сейчас поднимите руки те из вас, кто уже делал в своей жизни что-нибудь волшебное. Молодцы!
Милениус. А еще отличительным свойством настоящих волшебников является умение видеть с закрытыми глазами. Давайте и мы с вами попробуем. Закройте глаза. Чур, не подглядывать! А теперь найдите себе пару. Я считаю до трех: один, два, три. Открываем глаза... Давайте посмотрим, что у нас получилось.
А теперь снова закрываем глаза и строимся по три человека. Я считаю до трех: один, два, три. Открываем глаза. У всех получилось? А теперь закрываем глаза и строимся по...
(называется цифра, соответствующая числу половины детей группы). У нас получились две команды. Подумайте, как вы назовете свою команду, и выберите капитана. У вас есть одна минута.
Дети с помощью ведущих придумывают названия команд. У нас были такие названия: «Термонсы», «Динамо Шерон», «Лэгги», «Магия разоблачения», «Сим-сим», «Волшебник Богомол».
Асториус. А теперь подойдите и посмотрите на нашу карту. Вы видите, какой путь нам предстоит пройти. Где пройдут наши уроки?
Дети читают названия этапов, мест, где пройдут уроки («Пещера», «Мост», «Болото», «Замок»).
Асториус. Найдите, с какого места начнется наш путь.
Дети находят картинку этапа в физкультурном зале (она приклеена к стене или стоит на подставке).
Асториус. Правильно, это пещера. Итак, 1-й урок начинается. (Звонит колокольчик.) А теперь встаньте по командам так, чтобы получилось два паровозика. Скажите мне, пожалуйста, светло ли в пещере? Правильно, там темно и узкие проходы. Нам с вами нужно передать волшебное заклинание, и тогда мы сможем выбраться из пещеры и попасть на второй урок. Я напишу это заклинание на спине у того, кто стоит последним. Он должен понять, что я пишу, и таким же образом передать дальше. Тот, кто стоит первым, назовет заклинание вслух. Если оно окажется правильным, стены пещеры раздвинутся и мы сможем выбраться. А сигналом будет звонок колокольчика.
В качестве заклинаний могут выступать буквы или цифры. Если дети путают и искажают начальное «заклинание», им дается еще одна попытка. Может случиться, что дети не отгадают «заклинание», тогда ведущий объявляет, что им дается еще один шанс. В пещере на секунду становится светлее, и у участников команды появляется возможность увидеть «заклинание». Ведущий рисует заклинание в воздухе перед всеми детьми. Их задача - догадаться, что это, и произнести вслух. После того как дети прошли первый этап, директор звонит в колокольчик, подзывающий к карте.
Милениус. Итак, мы вышли из пещеры. Что же теперь перед нами? Правильно, мост. Но мост не простой, а волшебный. Злая колдунья Гургулина произнесла страшное заклятье, и мост разделился на две половины. Чтобы пройти на другую сторону, вам нужно справиться со следующим заданием.
Капитаны, подойдите ко мне и возьмите карточку для своей команды
(на карточках - названия эмоций). После того как вы прочитаете карточку, нарисуйте на мольберте волшебный портрет человека, который испытывает написанную на вашей карточке эмоцию. При создании портрета каждый участник команды должен нарисовать какую-нибудь деталь. Портрет должен быть достаточно большим, чтобы участники другой команды смогли увидеть и догадаться, что вы нарисовали.
Если обе команды правильно поймут и назовут зашифрованные эмоции, половинки моста соединятся и вы сможете пройти дальше.

На этом этапе целесообразно поставить мольберты на некотором расстоянии, чтобы участники команд не мешали друг другу. Дети рисуют портреты, показывают и угадывают «зашифрованные» эмоции. Здесь ведущие могут помочь детям в точном обозначении эмоциональных состояний. После того как этап пройден, раздается звон колокольчика, детей подзывают к карте.
Асториус. Посмотрите, мы прошли с вами пещеру и мост, что ждет нас впереди? Правильно, это болото.
Ведущий и дети подходят к этапу «Болото». Оно представляет собой расчерченный на полу (или проложенный веревкой/тесьмой и закрепленный булавками на ковре) квадрат (см. рис.).

Асториус. Наша задача - перебраться на другую сторону болота. Это трудно. Здесь есть кочки, на которые можно наступать, но если наступить мимо, можно утонуть. Посмотрите, в нашем болоте кочки не видны. Нам придется путем проб и ошибок находить кочки и устанавливать безопасный маршрут. Начнем по очереди движение с нижнего левого квадрата .
Если на этом месте есть кочка, то мы с Милениусом будем молчать, а если кочки нет, то мы скажем: «Буль!» Это значит, что этот ученик не может продолжать движение. Он уступает свое место следующему, а сам встает последним. Переходить можно только в соседний квадрат. Все должны внимательно следить и запоминать, где располагаются спасительные кочки, чтобы можно было и самому пройти, и друзьям помочь. Итак, начали...
Ведущие помогают детям соблюдать очередность, напоминают правила, поощряют запоминать спасительные кочки, не наступая повторно на опасные «топкие» места. Если кто-то из игроков с трудом запоминает маршрут, других детей просят помогать, подсказывать своим друзьям, куда наступать.
Когда переправа через «болото» завершается, звенит колокольчик, снова приглашая всех подойти к карте.
Милениус. Посмотрите на карту. Куда теперь мы должны попасть?.. (Дети отвечают). Найдите место нашего последнего урока. (Все подходят к «Замку».) Здесь вас ждет огненное испытание. У меня в руках волшебный обруч (если детей много, можно использовать закольцованную веревку). Чтобы стать настоящими волшебниками, вам нужно всем дружно встать в обруч, когда я положу его на пол. В этот момент вокруг вспыхнет магический огонь. Он будет гореть 1 минуту. Все это время вам надо стоять внутри обруча, не выходя из него. Вначале потренируемся. Давайте будем внимательны друг к другу. Не толкайтесь, поддерживайте стоящих рядом, иначе вы не сможете устоять в этом испытании.
Дети под руководством обоих ведущих пытаются поместиться внутри обруча.
Обруч или веревка должны быть такого размера, чтобы все дети группы с некоторым трудом смогли поместиться внутри.
Милениус. Молодцы! Тренировка прошла успешно. Теперь по моему сигналу, когда я начну считать: один, два, три», - заходим в обруч.
Ведущие проверяют точность выполнения инструкции, а также следят, чтобы дети проявляли заботу друг о друге. Если не удается справиться с первой попытки, стоит предоставить вторую. Когда все дети окажутся внутри обруча, ведущие начинают изображать быстро разгорающийся огонь, бегая вокруг, подражая шуму полыхающего огня и размахивая краями плащей. Примерно через минуту ведущие показывают, что пламя утихает. Дети могут выходить из круга. Раздается звон колокольчика, означающий, что испытание пройдено.
Асториус. Ну что же, вам удалось справиться со всеми испытаниями. Как вы думаете, какие качества помогали вам в этом? (Дети отвечают. Чаще всего они говорят о взаимной поддержке, помощи, о том, что они были дружными.)
А теперь давайте попробуем себя в волшебстве. Какими бы вы хотели стать волшебниками: добрыми или злыми? (Дети отвечают, в нашем случае все вместе, что хотели бы стать добрыми.) А знаете, чем отличаются добрые волшебники от злых? Да, добрые волшебники делают людям только добро. Сейчас мы с вами будем осуществлять доброе волшебство.
(Ведущий зажигает свечу. Для соблюдения правил безопасности на этом этапе игры ведущий должен переходить по кругу от участника к участнику, контролируя передачу свечи.) По кругу я буду передавать свечу заклинаний, а каждый из вас будет желать что-нибудь нашей группе, детям нашего детского сада или всем людям. И если заклинание будет доброе и от чистого сердца, оно обязательно сбудется. Об этом вам сообщит звон нашего волшебного колокольчика. Только передавайте свечу осторожно и бережно, чтобы не загасить ее волшебный огонь.
Это один из наиболее драматичных моментов игры. Чаще всего дети высказывают самые заветные желания, дарят свою мечту всем. В нашем случае были такие пожелания: «Чтобы все папы стали добрыми», «Чтобы все родители любили друг друга и не ругались», «Чтобы у всех сбылась заветная мечта» и т.д.
После того как круг пожеланий закончен, директор звонит в колокольчик, дети строятся в линию.
Директор. Дорогие ребята! Поздравляю вас, вы успешно прошли обучение в нашей Школе волшебников. Теперь каждый из вас - немножко волшебник. Всей вашей группе наша школа дает вот такое свидетельство о том, что вы окончили Школу волшебников. А еще каждый из вас получает маленький подарок ученика Школы волшебников.
Далее один из ведущих по очереди называет имя каждого ученика, они выходят и получают подарки, все остальные хлопают. Подарки желательно связать с тематикой игры. Это могут быть, например, блокноты и карандаши для записи «волшебных заклинаний», ручки- корректоры (одна сторона пишет, другая стирает) и т.п.
Милениус. А теперь встаньте еще раз в круг. Учеба в нашей школе подошла к концу. Давайте попрощаемся по-волшебному. Для этого возьмемся за руки и все вместе дружно скажем: «До свидания!»
Все громко говорят.
Милениус и Асториус. На этом наша школа закрывается. Счастливо!

Елена ЛАНГУЕВА,
Анна ФОМИНА,
психологи ДОУ № 1599, г. Москва
ЛИТЕРАТУРА

1. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2002.
2. Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5–9 классов. - Ярославль, 2002.