Презентация на тему "рисование натюрморта". Презентация на тему "рисование натюрморта" Мир наших вещей
Слайд 2
Цели урока:
Расширить знания детей о натюрморте Формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, Определений пропорций, в передаче светотени средствами живописи Познакомить с творчеством П.П. Кончаловского. Воспитывать любовь к прекрасному.
Слайд 3
Натюрморт(от франц.- «мертвая натура»)-это изображение неодушевленных предметов, объединенных в одну композицию В своих картинах художники обычно изображают цветы, фрукты, овощи, посуду, разнообразную снедь, предметы быта В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру, раскрывается его понимание прекрасного
Слайд 4
Правила постановки натюрморта
1.Натюрморт должен быть помещен так, чтобы нижние части предметов (основания) и их расположение на столе были бы видны. Для этого группу надо поставить ниже уровня глаз. 2. Натюрморт должен помещаться на каком-либо фоне. Фон лучше всего гладкий, спокойный и не темный – стена, картон, ткань без складок и т.п. 3. Подбирая предметы надо учитывать, насколько трудно будет их рисовать. Более трудными надо считать предметы, форма которых раздроблена мелкими деталями, украшениями и трудно воспринимается по конструкции.
Слайд 5
Драпировка Метод визирования
Слайд 6
Светотень на предмете
Блик Свет Полутень Собственная тень Рефлекс Падающая тень
Слайд 7
1. Размещение на листе.
2. Сравните фрукты по ширине и высоте, определите форму предметов. 3. Выполнить линейное построение натюрморта, нанести складки драпировки и светотени на предметах. Этапы построения натюрморта
Слайд 8
Компоновка натюрморта на листе
А. Б. В. Г. Какой из четырех рисунков содержит правильное построение натюрморта?
Слайд 9
Большую и интересную работу представляет рисование с натуры фруктов и овощей, которые наряду с цветами и листьями служат элементами орнаментальных композиций, украшающих торты и пирожные.
Слайд 10
Бесформенных предметов в природе нет, одно из свойств любого объемного тела - форма.
Слайд 11
Локальная природная окраска овощей
скромнее по сравнению с фруктами, цветовой диапазон которых необычайно широк. Поэтому в изображениях отдельных овощей и натюрмортов из них можно использовать цветные карандаши.
Слайд 12
Морковь Слива
Слайд 13
Клубника Вишня
Слайд 14
Арбуз Огурец
Слайд 15
О творчестве П.П. Кончаловского
Петр Петрович Кончаловский(1876-1956 советский живописец. Более 5000 произведений- картин, портретов, натюрмортов, акварелей создал он за 60 лет творчества. Среди его работ-портреты современников, букеты цветов, пейзажи
МБУО «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Презентацию выполнила:
учитель начальных классов Кавылина Надежда Васильевна
Что такое натюрморт?
Натюрмоо́рт (фр. nature morte -
«мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной , жанровой, исторической ипейзажной тематики.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию - либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас ), либо - в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения . Это значение
передаётся посредством использования предметов - в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.
Цветочный натюрморт
Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в
нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр . Одним из
самых первых выделился цветочный натюрморт в
произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст , и
натюрмортах Яна Давидса де Хема и его
последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно
найти в особенностях быта нидерландского общества - традиции иметь сады, загородные виллы
или комнатные растения - а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.
Учёный натюрморт
Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует » или «memento mori » и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли ). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта - так называемых «обманок » (trompe l’œil ). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.
Нидерландский натюрморт XVII века
Нидерландский натюрморт представлял собой
уникальное культурное явление XVII века , оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской
живописи. «Малые голландцы » отразили в своих
работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь»
(голл. stilleven , нем. stilleben , англ. still-life ) стал
употребляться для обозначения жанра в середине XVII
века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет:
«Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного
термина, встречающийся в литературе - «тихая, неподвижная жизнь».
Натюрморт в русской живописи 18-20 веков
Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека.
Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.
Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.
В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.
Урок ИЗО
На тему: Натюрморт.
Вид урока : рисование с натуры.Цель урока: научить рисовать натюрморт.
Задачи: - дать представление о натюрморте;- научить построению рисунка с натуры;- способствовать развитию чувства цвета через использование живописных приёмов;- обучать учащихся навыкам самоконтроля.
Оборудование: Для учителя : муляжи фруктов и овощей, драпировка, рамки для визирования, методические таблицы «Контрастные цвета», «Ошибки при построении рисунка», репродукции картин известных художников, бумага, акварельные краски, кисти, карандаш, стирательная резинка, банка с водой, салфетки.Для учащихся: бумага для рисования, краски, кисти, баночки-непроливайки с водой, палитра, карандаш, стирательная резинка, салфетки, рамки для кадрирования.
Ход урока:
Этап урока
- Определение натюрморта (понятие)
- Показ репродукций
на доске.
Пьер Ренуар «Натюрморт с южными плодами»
Франсиско де Сурбаран. «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой».
Винсент Ван Гог «Натюрморт».
Валентин Серов «Девочка с персиками»
Кузьма Петров-Водкин «Яблоки»
Молодцы, все правильно.
Теперь послушайте, что же такое натюрморт (Слайд 4) :
Изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта. Т.о., натюрморт – это такой жанр в живописи.
Известные живописцы часто обращались к этому жанру, они любят этот жанр за то, что в нём можно использовать яркие краски, получать необычайные сочетания цвета:
- Французские художники
: Жан Батист Шарден, Поль Сезанн, Анри Матис; Пьер Ренуар.
Испанский художник
Франсиско де Сурбаран;
Русские художники
Валентин Серов
(мы с вами писали сочинение по его картине);
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
.
Нидерландский художник
Винсент Ван Гог
(показ репродукций).
Так же натюрморты нам интересны с той точки зрения, что в них отражена история –художники запечатлили на своих картинах предметы быта того времени (посуда, еда, оформление комнат и другое).
- Постановка натюрморта
- Композиция
- Кадрирование
- Контрастные цветовые пары.
- Построение рисунка
Ребята, сейчас мы будем обсуждать, как правильно и красиво составить натюрморт (Слайд 5)
:
- Посмотрите – фоном является драпировка
. Драпировка составлена из тканей двух оттенков: тёмного и светлого. На фоне светло-голубого цвета тёмно-красное яблоко выглядит чётко и выразительно, жёлтая груша подчеркнута тёмно-синим цветом драпировки.
- Итак, на стул мы весим ткань темного цвета, как на нашем слайде, а рядышком – ткань светлого цвета. (Учитель на стул весит ткань сначала темного, а рядом – светлого оттенка).
- Теперь мы должны разместить фрукты (Учитель кладёт светлый фрукт на темный фон и наоборот).
- Теперь давайте вы самостоятельно составите ещё один натюрморт. Паша и Женя, выходите к доске.(Это нужно для того, чтобы ракурс (вид) у всех при рисовании был примерно одинаков).
-Хорошо, наши натюрморты составлены. Теперь я расскажу вам, как его изобразить на листе бумаги.
Прежде чем начать построение, учитель прикрепляет на доску 3 таблицы с рисунками:
- Как вы думаете, на какой таблице рисунок построен правильно? Почему вы так думаете?
-Как должен быть расположен альбом, вертикально или горизонтально?
-Посмотрите, как удобно использовать контрастные цвета (это такие цвета, которые на цветовом спектре располагаются напротив друг друга, контраст – значит противоположность.) Эти цвета, когда они располагаются рядом друг с другом на картине, выглядят ярче. (Работа со схемой «Контрастные цвета» и показ не репродукциях одновременно) .
В каком ряду ярче цвет? В верхнем или нижнем?
- Итак приступим. Делаем всё вместе со мной – не спешим, и не отстаём.- Возьмите в руки простые карандаши, и общим пятном (с помощью рамочек) обозначим, где будут располагаться наши фрукты.- Затем необходимо провести сверху вниз центральную линию.-Затем намечается нижний край яблока.-Яблоко расположено ближе к зрителю, значит… Как вы думаете, на листе оно будет расположено выше или ниже груши?- Намечаем нижний край груши.-Какое яблоко по форме?- Правильно. А круг хорошо вписывается в квардрат. (Показ на табличке). Мы аккуратно рисуем квардрат, и внутрь него вписываем круг.-Форма груши продолговатая. В какую фигуру она вписывается?-Правильно. Мы также аккуратно его строим, и в нем рисуем грушу.- Вспомогательные линии стираем. (Всё это время учитель ходит по классу, исправляет ошибки учащихся.)
- Приступаем к живописи, т.е. к раскрашиванию нашего натюрморта. Берём в руки кисточку среднего размера и на палитре получаем нужный цвет (показывает). Всё время смотрим на наш натюрморт, цвет должен быть максимально близким как на нём.
- Кисточку всегда класть на палитру; Акварель – чтобы получить более светлый оттенок, нужно добавить воды; Гуашь – чтобы получить более светлый оттенок, добавляем белый цвет (на палитре). Стараемся писать красками «по-сырому», чтобы получить более мягкие переходы. В традиционной живописи никогда не используется чёрный цвет, поскольку чисто чёрного цвета нет в природе – похожий цвет получаем, смешивая, например синий и зелёный. Живопись – по-сырому, по-сухому («многослойная»), примакивание.
- Беру красный цвет, смешиваю его с оранжевым на палитре… Сравниваю с натюрмортом. Если похоже, переношу его на рисунок. Обязательно нужно вначале обозначить блики – отражения света на фруктах. Эти места будут самыми светлыми, практически белыми. (Приём – осветление водой, салфеткой). Чем дальше от блика, тем цвет ярче. Падающие тени – тёмные, цвет предмета + какой-то тёмный цвет. Тени располагаются с противоположной стороны от источника света. Когда фрукт раскрашен, берём более тонкую кисть, и прорисовываем детали – черенок.
Ребята, мы заканчиваем. У вас получились замечательные работы, прекрасные натюрморты. Давайте я повешу их на доску, Саша и Геля, помогите мне.
Учитель предлагает назвать самые вкусные натюрморты (при этом без внимания не остаётся ни одна работа).Анализируя работы ребят, учитель акцентирует внимание на художественных приёмах, с помощью которых фрукты получились такими аппетитными.- Мы использовали правила построения рисунка, правильно подбирали цвета, учитывали освещение, использовали яркие и чистые цвета, учитывали правила использования акварели и гуаши, использовали технику по-сырому и по-сухому…
- Я надеюсь, что вы поняли, что натюрморт это … изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта.
- Сегодня мы попробовали нарисовать натюрморт из двух фруктов, надеюсь, вам понравилось, и дома вы ещё потренируетесь в составлении натюрмортов, а также в их рисовании. А на следующем уроке мы будем учиться рисовать другие, более сложные натюрморты.
- Итак, что же такое натюрморт? (Слайд 7)
- В переменку дадите дневники, я поставлю вам оценки.
Вы хорошо поработали, спасибо за урок! (Слайд 8).
Ахроматические цвета
(от греч. α- отрицательная частица + χρώμα - цвет, то есть бесцветных)
Черный, белый и все оттенки серого.
Хроматические цвета (Хрома, хроматос)- в переводе с греческого «цвет»
Основные
Желтый
Красный
Синий
Составные
Оранжевый
Фиолетовый
Синий + красный = фиолетовый
Желтый + красный
= оранжевый
Желтый + синий
= зеленый
- Красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвет солнца, огня, жары.
- В цветовом круге они держатся вместе.
- Холодные цвета- цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, голубой, фиолетовый и их смеси.
Красный- зеленый
Синий -
Желтый - фиолетовый
Цветы на картине,
Фрукты и торт.
Картину такую зовём…
НАТЮРМОРТ
- Натюрморт (фр. Nature morte – «мертвая природа») – изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве.
В натюрморте 1916 года наличие других героев - яблок, груш, посуды, драпировки - отвлекают наше внимание от персиков. Это уже персики “социализированные”, впитавшие в себя цвета, линии, движения и повадки “других”. И здесь можно уже сказать о сюжете типа “Завтрак” или “Чаепитие”, здесь уже видна рука человека ,
Хруцкий Иван Фомич
(1810-1885 гг. ) .
Цветы и плоды.
От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов. Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя «новые» предметы, которые вносили в композицию атмосферу человеческого присутствия. Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836г. он был удостоен большой серебряной медали.
Репин Илья
Натюрморт не был основным жанром живописца, но посмотрите на эти яблоки, лежащие на столе вместе с осенними листьями! Они осязаемы, душисты их хочется взять в руки, поднести к лицу и вдохнуть густой аромат сада. Как не похожи они на блестящие лакированные фрукты некоторых мастеров натюрморта. Натуральные, живые, они такие же, как в нашем с вами саду. 1879 год, когда был написан натюрморт «Яблоки и листья», был периодом творческого подъема художника.
Яблоки и листья 1879.
Яблоки и листья 1879.
- Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. В. В. Стасов
тест
- Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
- Как называется картина, на которой изображена природа?
- Какой жанр называется "мертвая натура"?
Мир наших вещей.
Натюрморт
Художники всегда любили изображать что-то необычное, фантастическое, но гораздо больше во все времена их волновало изображение окружающей жизни.
Изображая ее события и ее повседневное течение, художники запечатлевают лицо
своей эпохи .
В мире прекрасного.
(Юная художница)
Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.
В Древнем Египте – это были рисунки-обозначения, имеющие свой ритуальный смысл.
Фрагмент настенной росписи.
Древний Египет.
В Древней Греции, Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен домов, которые покрывали росписями и мозаикой, достигая большой достоверности в изображении.
Караваджо . Ваза с фруктами. Италия. XVI в.
Сохранилась легенда о соревновании двух знаменитых древнегреческих живописцев. Сначала победил Зевксис: он так убедительно написал виноградную гроздь, что птицы пытались склевать ее ягоды. Но вскоре он сам был введен в заблуждение Перрассием, когда пытался отдернуть нарисованную тем занавеску.
В качестве самостоятельного жанра натюрморт появился в западноевропейском искусстве только в конце XVI – начале XVII в.
Натюрморт превратился в картину, на которой изображены только вещи, цветы и плоды, а изображение человека отсутствует.
Натюрморт с золотым кубком
В.- К.Хеда.
XVII в.
Поль
Сезанн. Натюрморт с драпировкой. Франция. XIX в.
Хотя натюрморт – неподвижная, «мертвая натура» (так переводится это слово), он состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности.
Ф.П.Толстой.
Букет цветов и бабочка.
Россия. XIX в.
А.Ван Бейерен. Натюрморт с омарами. Голландия.XVII в.
Англичане называют натюрморт иначе – «тихая жизнь».
Собранные вместе предметы могут отражать духовный мир человека.
Натюрморт с атрибутами искусств Ж.Б.Шарден. XVIII в.
Вещи, которыми мы пользуемся, в натюрморте создают свою среду, как бы перенося в свое измерение, они рассказывают об обществе, о человеке, о его образе жизни.
Натюрморт «Скрипка» рассказывает нам о бедном, одиноком скрипаче, живущем в большом городе.
Скрипка. К.С.Петров-Водкин. Россия. XX в.
Б.М.Неменский
Память
смоленской
земли.
Россия. XX в.
Картина Б.М.Неменского «Память смоленской земли» это натюрморт – памятник. Она повествует о том, сколько горя принесла людям Великая Отечественная война. Это и страшные годы разрухи и голода, о чем символизирует треснутый чугунок,
а простреленная каска напоминает о миллионах погибших в годы войны.
Всякий натюрморт строго организован художником, и все выразительные средства изобразительного языка раскрывают задуманный образ.
Картина В.Ф.Стожарова тоже памятник. Она о красоте уходящего крестьянского быта. Ее изобразительный язык мягче, но тоже подчеркивает значимость каждого предмета.
В.Ф.Стожаров. Лен . Россия. XX в.
Не только сочетание простых предметов могут выражать самые разные и сложные чувства, но также и цвет, который является мощнейшим инструментом воздействия.
Андре Матисс .
Красные рыбки.
Франция. XIX в .
Картины Андре Матисса – это воплощение радости бытия. Нарядность его цвета кажется фантастической. Художник писал, что большое влияние на него оказали впечатление от восточного и древнерусского искусства.
А.Матисс.
Красная комната.
Франция. XIX в.
В картине Р.Р.Фалька красное выглядит драматичным. Резкие контрасты создают атмосферу напряженного конфликтного разговора .
Р.Р.фальк. Красная мебель.
Россия. XX в.
Цвет не только передает реальную окраску, но так же передает настроение – печальное или радостное, вносит драматизм или спокойствие, ясность или таинственность.
И.П.Обросов.
Осень. Гроза над полем.
Россия. XX в.
К.С.Петров-Водкин.