Презентация на тему "рисование натюрморта". Презентация на тему "рисование натюрморта" Мир наших вещей

Слайд 2

Цели урока:

Расширить знания детей о натюрморте Формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, Определений пропорций, в передаче светотени средствами живописи Познакомить с творчеством П.П. Кончаловского. Воспитывать любовь к прекрасному.

Слайд 3

Натюрморт(от франц.- «мертвая натура»)-это изображение неодушевленных предметов, объединенных в одну композицию В своих картинах художники обычно изображают цветы, фрукты, овощи, посуду, разнообразную снедь, предметы быта В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру, раскрывается его понимание прекрасного

Слайд 4

Правила постановки натюрморта

1.Натюрморт должен быть помещен так, чтобы нижние части предметов (основания) и их расположение на столе были бы видны. Для этого группу надо поставить ниже уровня глаз. 2. Натюрморт должен помещаться на каком-либо фоне. Фон лучше всего гладкий, спокойный и не темный – стена, картон, ткань без складок и т.п. 3. Подбирая предметы надо учитывать, насколько трудно будет их рисовать. Более трудными надо считать предметы, форма которых раздроблена мелкими деталями, украшениями и трудно воспринимается по конструкции.

Слайд 5

Драпировка Метод визирования

Слайд 6

Светотень на предмете

Блик Свет Полутень Собственная тень Рефлекс Падающая тень

Слайд 7

1. Размещение на листе.

2. Сравните фрукты по ширине и высоте, определите форму предметов. 3. Выполнить линейное построение натюрморта, нанести складки драпировки и светотени на предметах. Этапы построения натюрморта

Слайд 8

Компоновка натюрморта на листе

А. Б. В. Г. Какой из четырех рисунков содержит правильное построение натюрморта?

Слайд 9

Большую и интересную работу представляет рисование с натуры фруктов и овощей, которые наряду с цветами и листьями служат элементами орнаментальных композиций, украшающих торты и пирожные.

Слайд 10

Бесформенных предметов в природе нет, одно из свойств любого объемного тела - форма.

Слайд 11

Локальная природная окраска овощей

скромнее по сравнению с фруктами, цветовой диапазон которых необы­чайно широк. Поэтому в изображениях отдельных овощей и натюрмортов из них можно использовать цветные карандаши.

Слайд 12

Морковь Слива

  • Слайд 13

    Клубника Вишня

  • Слайд 14

    Арбуз Огурец

  • Слайд 15

    О творчестве П.П. Кончаловского

    Петр Петрович Кончаловский(1876-1956 советский живописец. Более 5000 произведений- картин, портретов, натюрмортов, акварелей создал он за 60 лет творчества. Среди его работ-портреты современников, букеты цветов, пейзажи

    МБУО «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

    Презентацию выполнила:

    учитель начальных классов Кавылина Надежда Васильевна

    Что такое натюрморт?

    Натюрмоо́рт (фр. nature morte -

    «мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной , жанровой, исторической ипейзажной тематики.

    Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию - либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас ), либо - в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения . Это значение

    передаётся посредством использования предметов - в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

    Цветочный натюрморт

    Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в

    нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр . Одним из

    самых первых выделился цветочный натюрморт в

    произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст , и

    натюрмортах Яна Давидса де Хема и его

    последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно

    найти в особенностях быта нидерландского общества - традиции иметь сады, загородные виллы

    или комнатные растения - а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

    Учёный натюрморт

    Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует » или «memento mori » и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли ). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта - так называемых «обманок » (trompe l’œil ). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

    Нидерландский натюрморт XVII века

    Нидерландский натюрморт представлял собой

    уникальное культурное явление XVII века , оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской

    живописи. «Малые голландцы » отразили в своих

    работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь»

    (голл. stilleven , нем. stilleben , англ. still-life ) стал

    употребляться для обозначения жанра в середине XVII

    века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет:

    «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного

    термина, встречающийся в литературе - «тихая, неподвижная жизнь».

    Натюрморт в русской живописи 18-20 веков

    Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека.

    Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

    Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

    В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

    Урок ИЗО

    На тему: Натюрморт.

    Вид урока : рисование с натуры.
    Цель урока: научить рисовать натюрморт.
    Задачи: - дать представление о натюрморте;- научить построению рисунка с натуры;- способствовать развитию чувства цвета через использование живописных приёмов;- обучать учащихся навыкам самоконтроля.
    Оборудование: Для учителя : муляжи фруктов и овощей, драпировка, рамки для визирования, методические таблицы «Контрастные цвета», «Ошибки при построении рисунка», репродукции картин известных художников, бумага, акварельные краски, кисти, карандаш, стирательная резинка, банка с водой, салфетки.Для учащихся: бумага для рисования, краски, кисти, баночки-непроливайки с водой, палитра, карандаш, стирательная резинка, салфетки, рамки для кадрирования.

    Ход урока:

    Этап урока

      Определение натюрморта (понятие)

      Показ репродукций на доске.
    Поль Сезан «Натюрморт с кустом герани и фруктами»

    Пьер Ренуар «Натюрморт с южными плодами»

    Франсиско де Сурбаран. «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой».

    Винсент Ван Гог «Натюрморт».

    Валентин Серов «Девочка с персиками»

    Кузьма Петров-Водкин «Яблоки»

      Молодцы, все правильно.

      Теперь послушайте, что же такое натюрморт (Слайд 4) :

    Изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта. Т.о., натюрморт – это такой жанр в живописи.

      Известные живописцы часто обращались к этому жанру, они любят этот жанр за то, что в нём можно использовать яркие краски, получать необычайные сочетания цвета:

      Французские художники : Жан Батист Шарден, Поль Сезанн, Анри Матис; Пьер Ренуар. Испанский художник Франсиско де Сурбаран; Русские художники Валентин Серов (мы с вами писали сочинение по его картине); Кузьма Сергеевич Петров-Водкин . Нидерландский художник Винсент Ван Гог (показ репродукций).

    Так же натюрморты нам интересны с той точки зрения, что в них отражена история –художники запечатлили на своих картинах предметы быта того времени (посуда, еда, оформление комнат и другое).

      Постановка натюрморта

      Композиция
      Кадрирование
      Контрастные цветовые пары.


      Построение рисунка








    Ребята, сейчас мы будем обсуждать, как правильно и красиво составить натюрморт (Слайд 5) :
    - Посмотрите – фоном является драпировка . Драпировка составлена из тканей двух оттенков: тёмного и светлого. На фоне светло-голубого цвета тёмно-красное яблоко выглядит чётко и выразительно, жёлтая груша подчеркнута тёмно-синим цветом драпировки.
    - Итак, на стул мы весим ткань темного цвета, как на нашем слайде, а рядышком – ткань светлого цвета. (Учитель на стул весит ткань сначала темного, а рядом – светлого оттенка).
    - Теперь мы должны разместить фрукты (Учитель кладёт светлый фрукт на темный фон и наоборот).
    - Теперь давайте вы самостоятельно составите ещё один натюрморт. Паша и Женя, выходите к доске.(Это нужно для того, чтобы ракурс (вид) у всех при рисовании был примерно одинаков).
    -Хорошо, наши натюрморты составлены. Теперь я расскажу вам, как его изобразить на листе бумаги.
    Прежде чем начать построение, учитель прикрепляет на доску 3 таблицы с рисунками:

      Как вы думаете, на какой таблице рисунок построен правильно? Почему вы так думаете?
    Учитель объясняет, что в первом рисунке много свободного пространства, так называемой «мертвой зоны» картины. На третьем рисунке фруктам тесно, они почти упираются в края рамы картины. Второй рисунок построен грамотно, изображение пропорционально плоскости картины, фрукты соразмерны.-Для правильного расположения на листе, и чтобы не допусткать таких ошибок, мы с вами можем использовать приём, который называется «кадрирование». Делается это с помощью таких вот рамочек. (Лежат на партах учащихся). (Слайд 6) Учитель показывает как пользоваться рамочкой. Это нужно для того, чтобы выделить из окружающей картинки собственно натюрморт; фокусирует наше восприятие более точно).- Держите в левой руке (если правша), один глаз можно закрыть, и смотрим сквозь рамку на наш натюрморт, как показано на слайде.
    -Как должен быть расположен альбом, вертикально или горизонтально?
    -Посмотрите, как удобно использовать контрастные цвета (это такие цвета, которые на цветовом спектре располагаются напротив друг друга, контраст – значит противоположность.) Эти цвета, когда они располагаются рядом друг с другом на картине, выглядят ярче. (Работа со схемой «Контрастные цвета» и показ не репродукциях одновременно) .

    В каком ряду ярче цвет? В верхнем или нижнем?
    - Итак приступим. Делаем всё вместе со мной – не спешим, и не отстаём.- Возьмите в руки простые карандаши, и общим пятном (с помощью рамочек) обозначим, где будут располагаться наши фрукты.- Затем необходимо провести сверху вниз центральную линию.-Затем намечается нижний край яблока.-Яблоко расположено ближе к зрителю, значит… Как вы думаете, на листе оно будет расположено выше или ниже груши?- Намечаем нижний край груши.-Какое яблоко по форме?- Правильно. А круг хорошо вписывается в квардрат. (Показ на табличке). Мы аккуратно рисуем квардрат, и внутрь него вписываем круг.-Форма груши продолговатая. В какую фигуру она вписывается?-Правильно. Мы также аккуратно его строим, и в нем рисуем грушу.- Вспомогательные линии стираем. (Всё это время учитель ходит по классу, исправляет ошибки учащихся.)

      Приступаем к живописи, т.е. к раскрашиванию нашего натюрморта. Берём в руки кисточку среднего размера и на палитре получаем нужный цвет (показывает). Всё время смотрим на наш натюрморт, цвет должен быть максимально близким как на нём.
    Учитель обращает внимание на основные свойства материалов:
      Кисточку всегда класть на палитру; Акварель – чтобы получить более светлый оттенок, нужно добавить воды; Гуашь – чтобы получить более светлый оттенок, добавляем белый цвет (на палитре). Стараемся писать красками «по-сырому», чтобы получить более мягкие переходы. В традиционной живописи никогда не используется чёрный цвет, поскольку чисто чёрного цвета нет в природе – похожий цвет получаем, смешивая, например синий и зелёный. Живопись – по-сырому, по-сухому («многослойная»), примакивание.
      Беру красный цвет, смешиваю его с оранжевым на палитре… Сравниваю с натюрмортом. Если похоже, переношу его на рисунок. Обязательно нужно вначале обозначить блики – отражения света на фруктах. Эти места будут самыми светлыми, практически белыми. (Приём – осветление водой, салфеткой). Чем дальше от блика, тем цвет ярче. Падающие тени – тёмные, цвет предмета + какой-то тёмный цвет. Тени располагаются с противоположной стороны от источника света. Когда фрукт раскрашен, берём более тонкую кисть, и прорисовываем детали – черенок.

    Ребята, мы заканчиваем. У вас получились замечательные работы, прекрасные натюрморты. Давайте я повешу их на доску, Саша и Геля, помогите мне.

    Учитель предлагает назвать самые вкусные натюрморты (при этом без внимания не остаётся ни одна работа).Анализируя работы ребят, учитель акцентирует внимание на художественных приёмах, с помощью которых фрукты получились такими аппетитными.
    - Мы использовали правила построения рисунка, правильно подбирали цвета, учитывали освещение, использовали яркие и чистые цвета, учитывали правила использования акварели и гуаши, использовали технику по-сырому и по-сухому…
      Я надеюсь, что вы поняли, что натюрморт это … изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта.
      Сегодня мы попробовали нарисовать натюрморт из двух фруктов, надеюсь, вам понравилось, и дома вы ещё потренируетесь в составлении натюрмортов, а также в их рисовании. А на следующем уроке мы будем учиться рисовать другие, более сложные натюрморты.
      Итак, что же такое натюрморт? (Слайд 7)
      В переменку дадите дневники, я поставлю вам оценки.

      Вы хорошо поработали, спасибо за урок! (Слайд 8).

    Отмечают все работы.


    Ахроматические цвета

    (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα - цвет, то есть бесцветных)

    Черный, белый и все оттенки серого.

    Хроматические цвета (Хрома, хроматос)- в переводе с греческого «цвет»


    Основные

    Желтый

    Красный

    Синий

    Составные

    Оранжевый

    Фиолетовый


    Синий + красный = фиолетовый

    Желтый + красный

    = оранжевый

    Желтый + синий

    = зеленый


    • Красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвет солнца, огня, жары.
    • В цветовом круге они держатся вместе.

    • Холодные цвета- цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, голубой, фиолетовый и их смеси.

    Красный- зеленый

    Синий -

    Желтый - фиолетовый



    Цветы на картине,

    Фрукты и торт.

    Картину такую зовём…

    НАТЮРМОРТ



    • Натюрморт (фр. Nature morte – «мертвая природа») – изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве.




    В натюрморте 1916 года наличие других героев - яблок, груш, посуды, драпировки - отвлекают наше внимание от персиков. Это уже персики “социализированные”, впитавшие в себя цвета, линии, движения и повадки “других”. И здесь можно уже сказать о сюжете типа “Завтрак” или “Чаепитие”, здесь уже видна рука человека ,



    Хруцкий Иван Фомич

    (1810-1885 гг. ) .

    Цветы и плоды.

    От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов. Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя «новые» предметы, которые вносили в композицию атмосферу человеческого присутствия. Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836г. он был удостоен большой серебряной медали.




    Репин Илья

    Натюрморт не был основным жанром живописца, но посмотрите на эти яблоки, лежащие на столе вместе с осенними листьями! Они осязаемы, душисты их хочется взять в руки, поднести к лицу и вдохнуть густой аромат сада. Как не похожи они на блестящие лакированные фрукты некоторых мастеров натюрморта. Натуральные, живые, они такие же, как в нашем с вами саду. 1879 год, когда был написан натюрморт «Яблоки и листья», был периодом творческого подъема художника.

    Яблоки и листья 1879.

    Яблоки и листья 1879.


    • Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. В. В. Стасов


    тест

    • Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
    • Как называется картина, на которой изображена природа?
    • Какой жанр называется "мертвая натура"?

    Мир наших вещей.

    Натюрморт


    Художники всегда любили изображать что-то необычное, фантастическое, но гораздо больше во все времена их волновало изображение окружающей жизни.

    Изображая ее события и ее повседневное течение, художники запечатлевают лицо

    своей эпохи .

    В мире прекрасного.

    (Юная художница)


    Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.

    В Древнем Египте – это были рисунки-обозначения, имеющие свой ритуальный смысл.

    Фрагмент настенной росписи.

    Древний Египет.


    В Древней Греции, Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен домов, которые покрывали росписями и мозаикой, достигая большой достоверности в изображении.

    Караваджо . Ваза с фруктами. Италия. XVI в.

    Сохранилась легенда о соревновании двух знаменитых древнегреческих живописцев. Сначала победил Зевксис: он так убедительно написал виноградную гроздь, что птицы пытались склевать ее ягоды. Но вскоре он сам был введен в заблуждение Перрассием, когда пытался отдернуть нарисованную тем занавеску.


    В качестве самостоятельного жанра натюрморт появился в западноевропейском искусстве только в конце XVI – начале XVII в.

    Натюрморт превратился в картину, на которой изображены только вещи, цветы и плоды, а изображение человека отсутствует.

    Натюрморт с золотым кубком

    В.- К.Хеда.

    XVII в.


    Поль

    Сезанн. Натюрморт с драпировкой. Франция. XIX в.


    Хотя натюрморт – неподвижная, «мертвая натура» (так переводится это слово), он состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности.

    Ф.П.Толстой.

    Букет цветов и бабочка.

    Россия. XIX в.


    А.Ван Бейерен. Натюрморт с омарами. Голландия.XVII в.


    Англичане называют натюрморт иначе – «тихая жизнь».

    Собранные вместе предметы могут отражать духовный мир человека.

    Натюрморт с атрибутами искусств Ж.Б.Шарден. XVIII в.


    Вещи, которыми мы пользуемся, в натюрморте создают свою среду, как бы перенося в свое измерение, они рассказывают об обществе, о человеке, о его образе жизни.

    Натюрморт «Скрипка» рассказывает нам о бедном, одиноком скрипаче, живущем в большом городе.

    Скрипка. К.С.Петров-Водкин. Россия. XX в.


    Б.М.Неменский

    Память

    смоленской

    земли.

    Россия. XX в.

    Картина Б.М.Неменского «Память смоленской земли» это натюрморт – памятник. Она повествует о том, сколько горя принесла людям Великая Отечественная война. Это и страшные годы разрухи и голода, о чем символизирует треснутый чугунок,

    а простреленная каска напоминает о миллионах погибших в годы войны.


    Всякий натюрморт строго организован художником, и все выразительные средства изобразительного языка раскрывают задуманный образ.

    Картина В.Ф.Стожарова тоже памятник. Она о красоте уходящего крестьянского быта. Ее изобразительный язык мягче, но тоже подчеркивает значимость каждого предмета.

    В.Ф.Стожаров. Лен . Россия. XX в.


    Не только сочетание простых предметов могут выражать самые разные и сложные чувства, но также и цвет, который является мощнейшим инструментом воздействия.

    Андре Матисс .

    Красные рыбки.

    Франция. XIX в .


    Картины Андре Матисса – это воплощение радости бытия. Нарядность его цвета кажется фантастической. Художник писал, что большое влияние на него оказали впечатление от восточного и древнерусского искусства.

    А.Матисс.

    Красная комната.

    Франция. XIX в.


    В картине Р.Р.Фалька красное выглядит драматичным. Резкие контрасты создают атмосферу напряженного конфликтного разговора .

    Р.Р.фальк. Красная мебель.

    Россия. XX в.


    Цвет не только передает реальную окраску, но так же передает настроение – печальное или радостное, вносит драматизм или спокойствие, ясность или таинственность.

    И.П.Обросов.

    Осень. Гроза над полем.

    Россия. XX в.

    К.С.Петров-Водкин.