IV. Беседа по рассказу «Гранатовый браслет. II. Прототипы рассказа

Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?

(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе - она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная», с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа ХХ «Но равнодушною княгиней, / Но неприступною богиней / Роскошной, царственной Невы») - тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности а в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой генералом Аносовым, другом их отца.)

(Куприн «собирает всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна».)

Какие подарки получила Вера? В чем их значение?

(Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном переплете... любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.)

Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?

(Подарок Желткова - «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь! - это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть, - фамильную драгоценность.)

Каково символическое звучание этой детали?

(Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, - нитку красных бус.)

Как развивается тема любви в рассказе?

(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».

Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда - короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» - говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас - пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство - ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» - любовь.)

Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

(Мертвый Желтков приобретает глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев - Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)

Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

(Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто не доступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка.

Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)

Разработка урока по литературе

Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Учитель: Санникова Н.Н.

Цель: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Оборудование: портрет А.И.Куприна.

Методические приемы: рассказ учителя, доклад ученика, аналитическая беседа.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Творчество И.А.Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870-1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца 50-х годов 20 века.

Этих писателей много объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л.Н.Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное- созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.

2. Сообщение ученика о биографии А.И.Куприна.

3. Слово учителя.

Куприн 13 лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях:

Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, И управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом.

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий…Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!»- писал о Куприне К.И.Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества. «Ты –репортер жизни… Суйся решительно всюду…влезь в самую гущу жизни»,- так определил Куприн свое призвание. Куприн- темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы(лирики он не писал).

Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.

4. Беседа по повести «Олеся».

- Какое значение имеет место действия рассказа?

(Действие происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств «со странными обычаями, своеобразным языком», с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и при пояснении авторской идеи).

- Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

(Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех… Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом.

Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня». Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа- пробуждаются чувства. В последней главе- внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град- природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается- «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.

Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному», корыстному миру).

- Как рисует Куприн образ главной героини?

(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит «свежий, звонкий и сильный» голос Олеси, и наконец появляется она сама- «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть,..но трудно было его описать»: «лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости.(гл.3) Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (гл.4) Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности- эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)

- В чем особенность изображения героя-рассказчика?

(Героя описывает сама Олеся: « человек вы хоть и добрый, но только слабый…Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин…Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете.)

- Как построен сюжет повести?

(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей- картина бурной весны, объяснение любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима,

что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (гл.11) Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных…и живут прекрасно… Не буду же я несчастнее других, в самом деле?». А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы в ее природности.)

-Какой цвет сопровождает образ Олеся?

(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги»красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега(первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, «кораллов»,- единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе6 и об ее нежной, великодушной любви» (последний эпизод).

- Почему счастье героев оказалось таким коротким?

(Олеся владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна,- темой недостижимости счастья.)

-В чем, по-вашему, идея повести?

(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)

5. Подводятся итоги.

6. Домашнее задание: перечитать повесть Куприна «Поединок».

Данные об авторе

Климов Сергей Александрович

Место работы, должность:

Билярская средняя общеобразовательная школа, учитель русского языка и литературы

Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Воспитывающая: воспитать любовь к художественному слову; побудить ответственность за выражение человеческих чувств, самосовершенствование. Развивающая: развить творческие возможности учащихся, культуру диалогического общения в ходе обсуждения рассказа, развить умения выделять главное, обобщать и делать выводы. Обучающая: показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.

Тип урока:

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

1. «Поурочные разработки по литературе ХХ века; 11 класс, 1 полугодие.- 4-е изд., перераб. И доп.-М.; ВАКО, 2005.

Используемая методическая литература:

1. Л.Любимов « На чужбине»; М.;1963.

2. Чалмаев В.А., Зинин С.А. «Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. Ч.1.- 2-е изд., испр. И доп.-М.: «ТИД «Русское слово- РС», 2003.

3. Рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Используемое оборудование:

запись Второй сонаты Бетховена, графопроектор, портрет А.И.Куприна.

Краткое описание:

Закрепление материала по творчеству Куприна

Ход урока:

- оргмомент.

1) Слово учителя:

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 году, посвящен одной из главных тем его творчества- любви. В эпиграфе стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского,героя «Поединка», о том, что любовь- это талант сродни музыкальному. В основе произведения лежит реальный факт- история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова.

2) Прототипы рассказа:

Зачитывание отрывка из воспоминаний Л.Любимова:

«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось- Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе, в одном письме он сообщил, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом моя мать перестала их даже читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желткову. Но Желтый, как и Желтков, жил на шестом этаже. Он ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Отец больше молчаливо время объяснения. Он рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его ничего не известно».

3) Аналитическая беседа сопоставительного характера:

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?

Какие социальные преграды отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?

Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?

4) Беседа по рассказу «Гранатовый браслет».

-Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?

(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе- она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению. Она чувствующий, деликатный, самоотверженный человек. Она нежно любит свою младшую сестру, с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой», генералом Аносовым, другом их отца).

(Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна»).

-Какие подарки получила Вера? В чем их значение?

(Она получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном переплете… любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры).

-Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?

(Подарок Желткова- «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо- красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь!»- это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть, - фамильную драгоценность).

-Каково символическое звучание этой детали?

(Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной любви).

- Как развивается тема любви в рассказе?

(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры- человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Но окончание истории пророческое: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».

Далее тема любви приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, где любовь- браки людей по расчету. Разговор о любви выводит на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую не способны мужчины»).

(Куприн развивает тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встает над мелочной суетой жизни. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, смыслом его жизни. Уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения).

-Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

(Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность». Лицо умершего напоминает Верепосмертные маски «великих страдальцев- Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев)

-Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

( Финал проникнут чувством светлой грусти. Желтков умирает, но пробуждается Вера, ей открывается любовь. В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веру, через музыку ее душа соединяется с душой Желткова).

5) Заключительное слово учителя:

Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивает это. Куприн писал: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».

Звучит мелодия Второй сонаты Бетховена .

-подведение итогов урока (активные учащиеся получают оценки в дневник и в журнал).

-Домашнее задание:

Подготовиться к написанию сочинения по творчеству А.И.Куприна.












^

»


  1. Как рисует Куприн главную героиню рассказа, Веру Шеину?

  2. Как был воспринят Верой и ее семьей подарок – гранатовый браслет? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали?

  3. Что говорит генерал Аносов о любви?

  4. Кому и почему в рассказе сочувствует автор?

  5. Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании настроения играет музыка?

  6. В ком и как проявилось благородство, в ком и как – духовная нищета перед лицом большой и чистой любви?

  7. Согласны ли вы с тем, что в рассказе изображен жестокий мир? Если да, то в чем вы эту жестокость увидели?

  8. Как вы считаете, что является самым волнующим в рассказе?

  9. Тема любви, в чем ее трагизм в данном рассказе?

  10. Как повлияла смерть телеграфиста на Веру Шеину?

  11. Почему история любви Желткова к княгине продолжает волновать и сегодня?
^

А.И. Куприн «Гранатовый браслет » (выделены задания повышенной сложности)


  1. Как рисует Куприн главную героиню рассказа, Веру Шеину?

  2. Как был воспринят Верой и ее семьей подарок – гранатовый браслет? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали?

  3. Что говорит генерал Аносов о любви?

  4. Кому и почему в рассказе сочувствует автор?

  5. Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании настроения играет музыка?

  6. В ком и как проявилось благородство, в ком и как – духовная нищета перед лицом большой и чистой любви?

  7. Согласны ли вы с тем, что в рассказе изображен жестокий мир? Если да, то в чем вы эту жестокость увидели?

  8. Как вы считаете, что является самым волнующим в рассказе?

  9. Тема любви, в чем ее трагизм в данном рассказе?

  10. Как повлияла смерть телеграфиста на Веру Шеину?

  11. Почему история любви Желткова к княгине продолжает волновать и сегодня?
Разноуровневые задания по пьесе М. Горького «На дне».
1 вариант

  1. Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Дать описание ночлежки.

  2. Разделить всех персонажей на две группы по социальному положению.

  3. Проследите, как в пьесе «На дне» развивается ее первая сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает? Где достигает своего апогея?

  4. Чем объединены одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана?

  5. Где, по – вашему, завязка пьесы? Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами?

  6. Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой?

  7. Какова цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами? Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина?

  8. С пьесами какого русского писателя сопоставима драма Горького по своей композиционной организации?

2 вариант

  1. Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе.

  2. Теплится ли надежда у героев пьесы в экспозиции? Докажите.

  3. Что такое монолог, диалог, полилог? Какова их роль в пьесе?

  4. Восстановите событийный рад пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие - за «кулисами»?

  5. Странник недаром носит имя одного из апостолов Христа. Что он обещает, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»?

  6. При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? Чем мотивирована его отповедь Барону? Осуждает или защищает Луку в своем монологе Сатин?

  7. Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле:»если веришь, то есть»?

  8. Так что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция – Луки или Сатина – вам ближе?

  9. Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку после ухода старика?
Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».
3 вариант

  1. Изменилась ли жизнь ночлежников с появлением Луки?

  2. Для чего живут герои? О чем мечтают обитатели «дна»?

  3. Как утешает Лука ночлежников? Как они относятся к его словам?

  4. Что привлекает в облике и суждениях Луки? Что вы принимаете в нем?

  5. Есть ли вина Луки в том, что произошло в последних сценах?

  6. Меняютмя ли в пьесе Актер, Пепел, Настя? Как и почему?

  7. Нужна ли ложь слабым? Всегда ли жалость, сопереживание, сострадание унизительны?

  8. Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции?

  9. Почему именно Сатину Горький доверил важный монолог о человеке?
Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».
4 вариант

  1. Какое событие опрокинуло все иллюзии, посеянные Лукой?

  2. Что изменилось в жизни ночлежников после убийства Костылева и исчезновения Луки?

  3. Судьбы каких героев вас особенно потрясли и почему?

  4. Так что же нужнее: истина или сострадание?

  5. Определите композиционные элементы пьесы.

  6. Каков итог спора о правде?

  7. В чем новаторство Горького – драматурга?

  8. В чем философский смысл пьесы?

  9. Выделите повторяющиеся, зеркально отражающиеся эпизоды в пьесе. Какова их роль в композиции произведения?












  1. Портрет Захара. (1 балл)







Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы

  1. Портрет Обломова. (1 балл)









Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы










Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы










1 вариант



  1. Жанр пьесы «Гроза»




  2. В чем трагедия Катерины?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
2 вариант




  1. Особенности композиции.


Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
3 вариант



  1. Композиция пьесы.



  2. Смысл названия пьесы.
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
4 вариант






Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
5 вариант






Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
6 вариант






  1. .

Контрольная работа по творчеству С.Есенина.
(Вопросы выбираются учеником по желанию)


  1. Какие стихи С.Есенин посвятил «братьям меньшим»?

  2. Как изображает Есенин природу?

  3. Согласны ли вы с тем, что ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? обоснуйте свой ответ.

  4. Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречали в ранних стихах поэта?

  5. Какой предстает жизнь деревни в ранних стихах Есенина?

  6. Можно ли по этой поэзии судить о том, как жила деревня, какие процессы в ней происходили?

  7. Какие стихи Есенина, на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля, в свое деревенское небо, в животных и цветы»?

  8. Какие чувства вызывают известные стихи Есенина о животных.

  9. Какие стихи Есенина о родине показались вам наиболее значительными, интересными?

  10. Что «новое, незнакомое, молодое» отмечает в стихотворении «Русь Советская»? Согласны ли вы с тем, сто Есенин, судя по этому стихотворению, не находил себе места в этом новом? Обоснуйте свой ответ.

  11. Согласны ли вы с тем, что, рассказывая о себе хулигане, поэт притворяется? Обоснуйте свой ответ.

  12. Как вы понимаете определение «декаданс»? Согласны ли вы с тем, что «Москва кабацкая» демонстрирует «элементы общественного и литературного декаданса»? Аргументируйте свой ответ.

  13. Согласны ли вы с тем, что даже в самых «кабацких» стихах Есенин остается нежным лириком? Обоснуйте свой ответ.
Разноуровневая контрольная работа по творчеству В.Маяковского
Ответьте на два вопроса (на выбор)

  1. Чем обусловлен новаторский характер поэзии Маяковского?

  2. Какие художественные приемы использует Маяковский?

  3. Почему поэт пришел именно к футуризму?

  4. Чем отличается изображение революции в произведениях Маяковского и Блока?

  5. «Революцией мобилизованный и призванный»… Подтвердите эти слова Маяковского фактами его биографии и творчества.

  6. Кому адресованы сатирические произведения Маяковского?

  7. Какое место в творчестве Маяковского занимает тема поэта и поэзии?

  8. Почему некоторые современные критики хотели «сбросить с парохода поэзии» самого Маяковского? Актуальны ли стихи поэта для сегодняшнего дня?
^ Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
1 вариант

  1. Что Вы узнали о Катерине из 1 д.? Чем она отличается от других персонажей? Кто из них ближе всего к Катерине?

  2. Жанр пьесы «Гроза»

  3. В чем сходство и различие характеров Бориса и Тихона? Как они относятся к Катерине?

  4. В чем проявляется самодурство Дикого?

  5. В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит: «Батюшки, погибаю я!» Объясните причину страданий Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?

  6. В чем трагедия Катерины?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
2 вариант

  1. Кого мы можем считать «хозяевами» жизни?

  2. Что вы знаете об обстановке, в которой воспитывалась Катерина?

  3. Почему Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»? Докажите.

  4. Особенности композиции.

  5. В 1 действии «Грозы» два персонажа говорят о красоте природы. Чем отличаются эти высказывания? Какие черты персонажей отразились в их словах о природе?

  6. Почему Островский не назвал драму «Гроза» именем главной героини?Какой нравственный смысл заключен в названии драмы?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
3 вариант

  1. Чем отличается от жителей города Кулигин?

  2. Расскажите о семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?

  3. Композиция пьесы.

  4. Достоин ли Борис любви Катерины?

  5. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

  6. Смысл названия пьесы.
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
4 вариант

  1. По каким законам живут в городе Калинове?

  2. Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?

  3. Почему Варваре не понять страданий Катерины?

  4. Докажите правоту слов Варвары, что «любить Тихона на за что».

  5. В чем суть основного конфликта?

  6. Сможет ли город Калинов жить по – старому после смерти Катерины?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
5 вариант

  1. Борис говорит о себе: «Я вольная птица», но, по сути дела, кто свободней, Катерина или Борис?

  2. Почему Катерина считает свою любовь к Борису «преступной»?

  3. Кого мы можем считать «жертвами темного царства»?

  4. Уверены ли самодуры в своей правоте?

  5. Проиграла или победила Кабаниха?

  6. Докажите, что смерть Катерины – это протест?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
6 вариант

  1. Катерина – по –гречески «чистая».Почему Островский дает это имя своей героине?

  2. Расскажите о взаимоотношениях матери с сыном (Кабанова и Тихон). Любовь? Уважение? Покорность? Боязнь? Лень спорить?

  3. Сцена с ключом, ее роль в пьесе.

  4. Для чего просит Кулигин деньги у Дикого? Как это его характеризует?

  5. Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлению к свободе, прямоте?

  6. Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины другой выход .
Вопросы повышенной сложности по роману И.Гончарова «Обломов»

  1. Только ли «мирные и незлобливые» стороны «обломовщины» вы видите в романе?

  2. Сравните образ жизни Обломовки с петербургской жизнью героя. В чем они похожи и чем отличаются?

  3. Вам внушает доверие Штольц? Вы верите, что он «великолепный малый»? Почему?

  4. Можете лт вы назвать Штольца «общественным деятелем»? На что направлена деятельность этого героя?

  5. Какие черты Ольги Ильинской вы бы назвали определяющими? Почему?

  6. Вы могли бы объяснить, «за что» полюбила Ольга Ильинская Илью Обломова? Можно ли, на ваш взгляд, назвать их отношения любовью?

  7. Современен ли Обломов сегодня?

  8. Может ли Обломов вызвать симпатию? Чем?
1 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов».
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы

  1. Как произошло знакомство Ольги Ильинской с Обломовым? (1балл)

  2. Расскажите об Обломовке и ее жителях?(1балл)

  3. Портрет Захара. (1 балл)

  4. Сравните отношение к Обломову Ольги и Агафьи Матвеевны.(2 балла)

  5. Каков образ жизни Штольца? Каковы его нравственные идеалы?(2 балла)

  6. Можно ли охарактеризовать внутренний мир Обломова на материале 1 части.(2 балла)

  7. Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? (3 балла)

  8. Какие романы принадлежат перу И.Гончарова? В чем их основной конфликт?(3 балла)

  9. Почему смерть Обломова Гончаров сравнивает со сном? (3 балла)
2 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы

  1. Портрет Обломова. (1 балл)

  2. Как проходили годы ученичества Ильи? (1 балл)

  3. Расскажите, как жила после смерти Обломова Агафья Матвеевна? (1 балл)

  4. Какую черту Обломова хотел подчеркнуть Гончаров словами «поэты задели его за живое»? (2 балла)

  5. Выскажите свое отношение к Обломову, Штольцу, Ильинской, Пшеницыной (на выбор двух героев) (2балла)

  6. Почему Обломов отказывается от последней встречи с Ольгой? (2 балла)

  7. Проведите сравнительный анализ жизни Обломова на Гороховой, в доме Пшеницыной и воспоминаний Ильи Ильича об Обломовке. (3 балла)

  8. С каким известным вам литературным персонажем можно сравнить Обломова при первом знакомстве? (3 балла)

  9. Почему для Штольца духовная смерть Обломова наступила раньше физической? (3 балла)
3 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы

  1. Что говорит о характере и образе жизни героя обстановка в его квартире? (1 балл)

  2. Расскажите о службе Обломова в канцелярии. (1 балл)

  3. Расскажите о родителях Андрея Штольца. Какими принципами они руководствовались в воспитании сына?(1 балл)

  4. Почему, на ваш взгляд, отношения Ольги и Обломова лишены будущего? (2 балла)

  5. Когда и при каких обстоятельствах появляется в романе слово «обломовщина»? (2 балла)

  6. Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? (2 балла)

  7. Почему брак Ольги со Штольцем стал возможен только после любви Ольги к Обломову? (3 балла)

  8. Какие черты сближают Штольца с Обломовым? (3 балла)

  9. Каким вырастет Андрей Обломов? (3 балла)
4 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы

  1. Какие два «несчастья» занимают Обломова? Какие трудности он видит в решении этих проблем? (1 балл)

  2. Посетители Обломова. Цель их визитов (1 балл)

  3. Как проводил свободное время И.И.Обломов? (1 балл)

  4. Расскажите о том, как складываются отношения Ольги и Ильи. (2 балла)

  5. Какое место занимает Тарантьев в системе образов романа? Какова его роль в жизни Обломова? (2 балла)

  6. Как относится Обломов к нововведениям в деревне, о которых рассказывает Штольц? (2 балла)

  7. Сравните совместную жизнь Ольги Ильинской и Андрея Штольца. Достигли ли они идеала? (3 балла)

  8. Какие художественные детали использует автор при создании портретной характеристики Обломова? (3 балла)

  9. Какова роль Пшеницыной в жизни Обломова? (3 балла)

Александр Васильевич Куприн родился в 1880 г. в Борисоглебске. Отец его был преподавателем уездного училища. С 1893 г. семья Куприных жила в Воронеже. Здесь Куприн учился; потом нужда заставила его поступить конторщиком на железную дорогу. В эти годы влечение к искусству привело его в вечерние классы Общества любителей художеств. Затем, решив стать художником, он в 1902 г. отправляется в Петербург. Там он учится в школе А.Е.Дмитриева-Кавказского, но в 1904 г. бросает ее и переезжает в Москву. Здесь он поступает в студию К.Ф.Юона. Пробыв в ней два года, Куприн начинает учиться в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В училище он оказывается весьма неуживчивым учеником. В 1908 г. он впервые увидал в частных собраниях московских меценатов новую французскую живопись. Увлекся ею и в том же году начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. В 1909 г. он участвует в салоне «Золотого руна», где было собрано все то, что создавалось в те годы в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. Это не прошло даром для Куприна. В 1910 г. он был вынужден уйти из училища и с тех пор на много лет с головой окунулся в эксперименты. Куприн становится одним из деятельных членов объединения « ». С 1910 г. почти четырнадцать лет он пишет главным образом натюрморты. Сначала это были кубистические произведения, затем в них постепенно смягчается геометричность форм. Но все это оставалось в пределах программы «Бубнового валета». В 1920 г. он уезжает в Нижний Новгород, где руководит нижегородскими и сормовскими художественными мастерскими. Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для его искусства. Он обращается к реалистическому пейзажу, а в 1926-1930 гг. совершает ежегодные поездки в Бахчисарай, где и пишет свои первые значительные реалистические картины. В 1930-1934 гг. наступает новый период в его искусстве. Художник работает над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, нефтяные промыслы в Баку. В эти годы он вновь обращается к Крыму, а перед самой войной — к мотивам русской природы. С 1945 г. крымские пейзажи вновь завладевают вниманием художника, и, наконец, в последних своих произведениях он возвращается к индустриальным темам.

Куприн пережил, проверил своими собственными руками, испытал почти все художественные увлечения и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых художников. К реализму Куприна привел сложный процесс сложения нового человека и нового художника, процесс слияния творчества художника с общественной и художественной жизнью страны. Неправильно было бы сказать, что Куприн в молодости и Куприн-реалист в пору своей творческой зрелости — это два абсолютно разных художника. Есть определенная система его творческих интересов, которые свойственны были раннему и остались свойственны зрелому периоду его искусства. Это внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов, пейзажа и т.д. Его творчеству свойственна большая интеллектуальная сила; влюбленный в живую красоту природы, он вдохновляется стремлением проверить разумом свои впечатления, в его искусстве светится огонек творческого, познавательного проникновения в изображаемый им мир.

Еще в годы обучения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, пораженный новой французской живописью, Куприн с пламенной страстью обратился к поискам открытого чистого звучания цвета. Известно, что в те годы он, например, писал натурщицу чистым желтым цветом. Молодого художника интересовала выразительность колорита. Лаконизм элементарных цветовых сочетаний сменился примерно в начале 1910-х гг. кубистическими увлечениями. Куприна увлекло стремление отыскать в зрительно воспринимаемых формах мира их внутреннюю структуру, открыть в кажущейся случайности внутреннюю закономерность. Так появляются многочисленные натюрморты, которые художник пишет примерно до 1923 г. В них главным оказывается четкое построение обобщенных и геометрических форм. В этих работах господствуют жесткие объемы, подчиненные своей внутренней логике, не совпадающие с формой предметов. Более того‚ художник ставит себе натюрморты из муляжей: он пишет искусственные цветы, модели плодов и фруктов, которые делает сам. Через эти картины проходило, то угасая, то постепенно укрепляясь‚ стремление художника охватить зримый мир не только взором, но и разумом, стремление создать выверенную им самим, а не воспринятую на веру художественную программу.

Мальвы на черном фоне (1910)

Обнаженная натурщица с красной ленточкой в волосах и с синим подносом (1910)

Пейзаж с горой. Гудауты (1911)

Гудауты. Дома (1912)

Натюрморт с хлебами (1914)

Натюрморт с кактусом (1917)

Натюрморт с трубкой (1917)

Натюрморт со шляпой (1917)

Древнерусская архитектура. Москва (1918)

Москва. Пейзаж с церковью (1918)

Сельский домик. Село Зюзино (1918)

Большой натюрморт с искусственными цветами, красным подносом и деревянной тарелкой (1919)

Натюрморт на круглом столе. Молочник, медный кофейник и красный перец (1919)

Натюрморт со статуэткой Б.Д.Королева (1919)

Сокольники. Каланча (1919)

Чайная лавка (1919)

Фили. Кутузовская церковь (1921)

Весенний пейзаж. Яблоня весной (1922)

Восточный город (1922)

Городской архитектурный мотив (1922)

Натюрморт (1922)

Пейзаж с церковью (1922)

Старинный замок (1922)

Храм с колокольней у моста (1922)

Букет осенних листьев на голубом фоне. Село Крылатское (1923)

Крылатское. Группа деревьев (1923)

Стремление отойти от отвлеченного геометризма‚ ощутить реальную плоть изображаемой материи обнаруживается в написанном в 1917 г. натюрморте с глиняным кувшином. Линии, плоскости и грани более ранних натюрмортов сменяет здесь ощущение тяжелой весомой массы; форма строится прежде всего с помощью переходов цветовых тонов, и светотеневая моделировка сливается с движением цвета. Такая живопись представляет собой один из наиболее реалистических вариантов творчества «Бубновото валета».

Натюрморт с глиняным кувшином и фиолетовой драпировкой на круглом столе (917)

В эти годы шел еще один важный процесс. Ко дню переезда Советского правительства из Петрограда в Москву он пишет вместе с А.В.Лентуловым знамя, которое поднимается на здании Московского Совета. В Нижнем Новгороде исполняет кубо-футуристические декорации для постановки в театре пьесы Василия Каменского «Степан Разин».

Ленинский натюрморт (1927)

Вторая половина 20-х гг. считается так называемым первым бахчисарайским периодом творчества Куприна. Он пишет в те годы огромное количество этюдов, в некоторых из них мы обнаружим известную случайность композиции, рассчитанную на то, чтобы создать эффект непосредственного взгляда на природу. В них цвет становится динамичным и скользящим, а геометризм рисунка сменяется более быстрым очерком предметов. Разумеется, все эти свойства представляют собой лишь оттенки в искусстве Куприна, сохранявшем свои основные качества — стремление к конструктивности, логической стройности. Наконец, мы увидим в его работах этого времени и постепенно укрепляющееся ощущение внутренней значительности изображаемого мотива природ.

Бахчисарай. Уличка с тремя фигурами (1927)

Бахчисарай. Чурук-Су. Полдень (1927)

Пейзаж с луной (1927)

Вечер в Бахчисарае (1928)

Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-Су (1930)

Бахчисарай. Заброшенная мечеть (1930)

Бахчисарай. Полдень (1930)

Бахчисарай. Скалы в Русской слободе (1930)

Феодосия. Храм XI века (1930)

Баку. Вечер в старом городе (1931)

В Крыму в эти годы художник пишет свою картину «Тополя» (1927). После ранних натюрмортов Куприна эта картина выглядит настоящим откровением. В ней звучит радостное, взволнованное приятие художником красочной картины природы, захватывающей своей яркой жизнью. Непосредственные впечатления от пейзажа одухотворяют это произведение. После натюрмортов особенно бросается в глаза увлечение художника динамической, движущейся картиной жизни.

Тополя. Бахчисарай (1927)

Композиция картины строится уходящими в глубину и вверх ступенями. За мягкими массами зелени первого плана, над тяжелыми геометрическими формами домиков, на фоне гор с их размеренными ритмами, возносятся силуэты тополей. Они вырастают подобно струям фонтана, бьющим вверх, и движение это, теряя силу на излете, завершается мягкими очертаниями вершин, а затем как бы вновь возвращается вниз. Мелкие, дробные пятна облаков вплетаются в эту полную внутренней трепетности картину природы. Куприн с увлечением рассказывает о том, что он увидел в южной природе, учит видеть в ней то, что мог бы не заметить и не почувствовать невнимательный наблюдатель. В его глазах и горы, и тополя, и небо с облаками становятся единой материальной средой, охваченной единой жизнью. И в самой живописи, в приемах письма художник заставляет зрителя воспринять эти свои представления. Верхушки тополей не просто написаны на фоне неба, они окружены массой неба. Мазки красок светлых желтоватых оттенков, которыми Куприн пишет вечереющее небо, обходят вокруг очертаний тополей, как бы описывая их, вмещая в свою среду деревья. Проложенные легкими мазками верхушки тополей кажутся быстро возносящимися кверху, но ниже, к корням дерева, мазки краски становятся густыми и тяжелыми, краска словно стекает вниз, давая возможность в самой фактуре живописи ощутить и прочное строение дерева и эффект взлетающего вверх движения.

Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки (1924)

Осенний букет (1925)

Сад под Москвой. Руза (1925)

Розовые, лиловые и черные цветы на розовом фоне (1926)

Кремль зимой (1929)

1929 Судак. Гора святого Георгия (1929)

Начало 30-х гг. дало совершенно новые темы искусству. На рубеже 20-30-х гг. индустриальная тема привлекает к себе внимание многих художников. Обратились к ним и те мастера, которые в начальную пору своего творчества были связаны с «Бубновым валетом». Куприн обратился в эти годы к индустриальному пейзажу. Из работы над индустриальными пейзажами художник вынес новое идейное начало своего искусства. Работая над этими пейзажами, Куприн оказался в авангарде советских художников, боровшихся за идейную значительность и общественную действенность искусства. Его пейзажи отныне не выглядят частным собеседованием художника с природой. В них звучат мысль и чувства художника-общественного деятеля.

Завод под Москвой (1915)

Донбасс (1921)

Днепропетровск. Металлургический завод им. Г.И.Петровского. Доменный цех (1930)

Днепропетровск. Металлургический завод им. Г.И.Петровского-Каупера (1930)

Днепропетровский коксовый завод (1930)

Баку. Нефтяные промыслы. Вид с моря (1931)

Завод «Серп и Молот» в Москве. Мартеновский цех. Литье стали (1931)

Московский металлоаффинерный завод (1931)

В индустриальном пейзаже утверждается то начало, которое вносит в природу человеческий труд. Перед нами выступает присущее Куприну пристальное внимание к активному человеческому началу в художественном образе. Впечатление от природы становится той живой формой, в которую облекается мысль художника, несущая в себе весомое общественное содержание. Пейзаж Куприна, утверждающий деяние человека, становится документом эпохи индустриализации. В первой половине 30-х гг. художник вновь возвращается к привычным и известным ему бахчисарайским мотивам. Но в этот второй бахчисарайский период мысль, проникающая в жизнь природы, органично сливается с яркостью живого впечатления.

Настурции (1930)

Букет полевых цветов в белой вазе на черном фоне (1939)

В 1937 г. Куприн создает свое лучшее произведение тех лет. Это его лучшее полотно — «Беасальская долина»; здесь создается живущий собственной закономерностью богатый и величественный мир природы. В живых, непосредственно, зрительно убедительных формах раскрывается движение внутренних сил природы. Понятно, что эти внутренние силы, которыми полна изображенная в картине природа, принадлежат не столько самой природе, сколько человеку, художнику, который вносит свои мысли и чувства в пейзаж, находя в нем отзвук своим представлениям. Натуральность передачи цвета предметов сочетается со стройностью внимательно проработанной художником единой цветовой гаммы, появляющейся здесь как плод сложной обобщающей работы живописца. Естественность облика природы несет в себе внимательно продуманную и богатейшим образом разработанную систему пространственно-объемного и ритмического построения картины.

Беасальская долина. Крым (1937)

«Беасальская долина», по существу, завершила собой все предвоенное творчество Куприна. Уже с конца 30-х гг. он начинает внимательно работать над мотивами среднерусского пейзажа. Они стали главными в его искусстве военных лет, когда он с той же тонкостью и глубиной, как это было в крымских пейзажах, запечатлевает лирическую картину тихого летнего вечера. С новой силой искусство Куприна зазвучало с 1945 г., когда художник вновь обращается к полюбившейся ему крымской природе. На этот раз живописи Куприна все больше становится свойственна сила и строгость обобщающих суждений.

1947 г. — новый этап в его искусстве. Он отмечен двумя большими картинами. Это его «Замерзающее болото» и «Дорога в Беасалы». Творчество художника уже находится на той ступени знания природы, когда он обретает возможность свободно повествовать о мыслях и раздумьях, оперируя уже претворенными в его сознании мотивами природы. И действительно, композиции картины «Дорога в Беасалы» присуще устойчивое равновесие. Скалы справа и слева, уходящая прямо в глубину по дну ущелья дорога, светлые горы на заднем плане — все это создает проникнутую внутренней логикой панораму величавой природы. В картине изображены люди, но ни масштаб их фигур, ни их чувства и содержание не соразмерены с содержанием, наполняющим образ природы. Маленькие фигуры людей лишь обогащают пейзаж, не вносят в него ничего нового. Природа живет по своим внутренним законам. Образ картины не проникнут непосредственными человеческими чувствами и не повествует о лирических переживаниях человека, а содержит выраженные в формах природы обобщенные философические суждения о мире, о его грандиозности, о его величии, о тех живущих в нем силах, которые человек постигает интеллектом, но не чувствами. Соответственно все средства художественного выражения подчиняются этой задаче.

Дорога в Беасалы (1945-1946)

Неверно было бы полагать, что искусство Куприна 40-х и 50-х гг. утратило связь с живым наблюдением над жизнью. Мы встречаем в эти годы этюды и картины, написанные под воздействием непосредственного впечатления. Ни в одной из новых картин мы не найдем отступлений от жизненной правды. Несомненно стремление художника оперировать более обобщенными и очищенными от частных наблюдений категориями. Успехи на этом пути даются лишь тогда, когда искусство пейзажиста вооружено опытом изучения жизни, когда он много знает о той природе, которую запечатлевает в картине, и о том, что можно выразить в художественном произведении в зримых формах этой природы.

В 1954 г. Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 г. был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Но на этом не кончился творческий путь художника, всю жизнь неустанно стремившегося к правде и совершенству, смело обращавшегося, не считаясь с предрассудками, к новаторским поискам. В марте 1960 г. на выставке московских художников были показаны его последние работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». Вновь на склоне лет художника увлекли индустриальные мотивы — это написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 г. заводские виды.

Трудный путь испытаний прошло искусство Куприна. Закономерности этого пути привели его к воплощению своих самых светлых, самых сокровенных замыслов о создании художественно совершенных произведений. Александр Васильевич Куприн умер в Москве 18 марта 1960 г.

Натюрморт с фаянсовым кувшином, синим бокалом и корзинкой на зеленой скатерти (1945)

Могила И.К.Айвазовского у древнего армянского храма (1946)

Деревья в Коломенском (1950)

Хотите быть всегда красивыми и неотразимыми? В этом вам поможет наращивание ресниц двойной объем от Richis. Потрясающий результат и адекватные цены.