Зотова, Татьяна Владимировна - Азбука природолюбия. Подборка конспектов и презентаций, а также программа к курсу внеурочной деятельности "знакомые незнакомцы" Скачать рассказы о животных в зотова

Чтение рассказа Владимира Зотова "Белка

Программные задачи: закрепить знания о белке, о её образе жизни, чем питается, как устраивает гнездо, выводит потомство, некоторых повадках зверька. Активизировать речь детей за счёт слов: гайно, названий животных и птиц. Воспитывать бережное отношение к животным, природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятие по методике экологического образования в старшем

дошкольном возрасте

Чтение рассказа Владимира Зотова

Тема: «БЕЛКА»

Программные задачи: закрепить знания о белке её образе жизни, чем питается, как устраивает гнездо, выводит потомство, некоторых повадках зверька. Активизировать речь детей за счёт слов: гайно, названий животных и птиц. Воспитывать бережное отношение к животным, природе.

Подготовка воспитателя: изучила «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. стр. 123 - 12 5.,прочитал а сказку из книги Владимира Зотова «Лесная мозаика» стр.89 - 93, продумала методы и приёмы.

Подготовка детей: рассматривали картину «Белки».

Оборудование: картина «Белки», иллюстрации бурундука, клеста, синицы, ястреба, поползня, дятла, зайца, сороки.

Ход занятия

1.Часть. Организационный момент. Дети сидят на стульчиках полукругом.

Загадка.

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко,

Ну, конечно, это белка.

  • Как вы догадались, что в загадке говориться о белке? Вношу картину, предлагаю её рассмотреть.
  • Кто изображён на картине?
  • Какое время года изображено на картине?
  • Что делает белка?
  • Что делают бельчата? Предлагаю описать.

Где живут белки?

Чем они питаются? 2. Часть занятия.

Чтение рассказа.

Белка с ветки на ветку скачет - пушистый хвост, острые зубки.

  • Здравствуй, Белка! С весной тебя поздравляю! - улыбнулся Бурундук.
  • Спасибо! И я тебя тоже поздравляю,- ответила Белка.
  • Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?
  • Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.
  • Белка! Ты что, покрасилась? - удивился зверек с темными полосками на спине.- Шерстка у тебя разноцветная.
  • Я ведь два раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий, летний. А осенью - наоборот. Увидишь меня через недельку-другую, я вся рыжая буду,- сказала и побежала по колючей ветке.

Потом - прыг! Перелетела по воздуху на соседнее дерево. Быстро ухватилась за ветку, пробежала до ствола и взвилась на самую верхушку. Села и смотрит по сторонам.

На кончиках ушей у белки длинные кисточки, пушистый хвост за спиной красиво выгнут.

  • Когда я перепрыгиваю с дерева на дерево или соскакиваю на землю,- процокал зверек,- хвост служит мне рулем и парашютом.
  • Красивая ты, Белка! - восхитился Клёст - еловик. - Посиди с нами немножко, давай с тобой поговорим.
  • Извините, но я не привыкла долго сидеть без дела.

Увидела Белка еловую шишку и запрыгала к ней. Схватила ее лапками и уселась вышелушивать из шишки семечки.

Ты взгляни, как ловко она это делает! - обратился Клёст к Синице.

Любо-дорого на нее смотреть,- согласилась желтогрудая.-
Держит шишку, вертит ее лапками, пока не найдет под чешуйкой

семечко. Вытаскивает его острыми зубами, очищает и съедает вкусное маслянистое ядрышко.

Вдруг Белка испугалась, уронила шишку, сжалась, став еще меньше, и замерла.

Что случилось, кого ты испугалась? - забеспокоились птицы,

Тише, над лесом пролетает ястреб, - шепотом пояснил зверек.
На этот раз зоркие глаза хищной птицы не заметили Белку, и ястреб

Белка еще немного посидела неподвижно. Пушистая подумала, что на этом дереве она вряд ли будет в безопасности. И, перепрыгивая с ветки на ветку, с дерева на дерево, исчезла в лесной чаще...

Никак не мог понять, кто же здесь живет,- увидев только что прибежавшую к дуплу Белку, начал разговор Поползень. - Оказывается, это твой дом.

  • Спасибо Дятлу! Он мне свое дупло оставил. Я только сегодня в него поселилась,- улыбнулся зверек.- Порядок в доме навести еще не успела. Если бы не он, пришлось бы строить гнездо самой.
  • Видел, как умело строите свои домики, похожие на шары. Мастера вы

хорошие!

Если белка не находит дупло, то устраивает несколько шарообразных жилищ. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала белка сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху - крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайничком.

Прошло время, и в дупле у нашей знакомой появились бельчата.

  • Поздравляем тебя, Белка! - перебивая друг друга, защебетали птицы.- Можно посмотреть на твоих малышей?
  • Пока они у меня еще голенькие, слепые и беспомощные,- улыбнулся зверек.- Прилетайте через месяц, тогда и увидите моих бельчат.

Первое время мама-белка ухаживает за малышами. Кормит их молоком, согревает, а когда уходит из гнезда, то заботливо укрывает мягкой подстилкой.

В теплую погоду белка выносит на землю своих малышей погреться. Вынесет одного, за другим возвращается. Бывает так, что именно в это время ребята иногда встречают на земле маленького бельчонка, считают, что он потерялся, и забирают его к себе домой. Вот горе-то для мамы-белки и для малыша!

Но вот бельчата подросли: все им хочется узнать, получше рассмотреть...

  • Далеко никуда не ходите,- предупреждает Белка малышей.
  • Я только вниз спущусь, чтобы получше рассмотреть вон того, с длинными ушами,- засмеялся один, самый шустрый,- и мигом поднимусь обратно.
  • Так это Заяц в гости к нам пожаловал! - улыбнулась мама.
  • Значит, того зверька зовут Заяц. А он не дерется?
  • Зайка нас не обижает.

Бельчонок спустился вниз. Немного пробежал по земле, поцокал и поднялся обратно вверх по дереву.

Белки - хорошие хозяйки. Летом они всегда делают запасы на зиму. Зверьки питаются орехами, желудями, ягодами и грибами. Любят цветочные почки, ловят жуков и бабочек.

Белки прячут орехи в лесной подстилке, а грибы закладывают за отставшую кору деревьев или укрепляют их на развилке ветвей.

  • А вдруг в лесу уродится мало шишек и орехов. Что тогда будешь делать? - спросила Сорока. Она опять оказалась в центре событий.
  • Если будет голодно, мы соберемся в большую стаю и перекочуем в другое место,- объяснила Белка.
  • Но это же очень опасно! - воскликнула белобокая.

Опасно, но голод страшнее. Через деревни мы перебегаем по крышам домов и по заборам, можем переплывать реки, и даже овраги нам нипочем. Бежим до тех пор, пока не доберемся до леса, где мнит грибов, орехов и ягод. Там и устраиваем себе жилище и выводим детёнышей

Вот такой славный и удивительный зверек белка, быстрая и заботливая мама, и хорошая хозяйка!

Вопросы:

Вам понравился рассказ?

  • Какой отрывок вам больше всего понравился? (Зачитать 1-2 отрывка).
  • Почему белку называют: пушистый хвост, острые зубки?
  • Что у белки на ушах?
  • Как и в чём белке помогает её хвост?
  • Сколько раз в году белка меняет свой наряд?
  • Каких зверей и птиц она боится?
  • Где белка устраивает себе дом?
  • Как она его делает? Кто её в этом помогает?
  • Почему нельзя брать домой встретившегося в лесу маленького бельчонка?
  • Что едят белки?

Почему о белках говорят: хорошие хозяйки?
З.Часть занятия. Загадываю загадку.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

О каком животном мы с вами сегодня беседовали?
- Что нового вы о нём узнали?

Даю дифференцированную оценку, заканчиваю занятие.


«Лесная азбука» 3

Познавательные сказки детского писателя В.Зотова о животном и растительном мире в исполнении Ю.Яковлева, О.Табакова, В.Невинного, Г.Жженого, В.Гафта, В.Ланового.
Бонус - "Голоса птиц и зверей".

" Стрекоза. Липа.Черника. Вороний глаз. ит.д."

«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок о животном и растительном мире нашего леса, которые помогут детям ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей. Сказки написаны в увлекательной игровой форме. В их озвучивании принимали участие известные артисты театра и кино.

Владимир Рафаилович Зотов - 1821г.
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (СПб., 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 - «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855-1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов - постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861-1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876-1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года.
http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post174154053/

«Лесная азбука» 1

Познавательные сказки детского писателя В.Зотова о животном и растительном мире в исполнении Ю.Яковлева, О.Табакова, В.Невинного, Г.Жженого, В.Гафта, В.Ланового.
Бонус - "Голоса птиц и зверей".

1.Белка. Волк. Заяц-беляк. Ёж

«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок о животном и растительном мире нашего леса, которые помогут детям ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей. Сказки написаны в увлекательной игровой форме. В их озвучивании принимали участие известные артисты театра и кино.

Владимир Рафаилович Зотов - 1821г.
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (СПб., 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 - «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855-1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов - постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861-1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876-1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года.

Конспект занятие по методике экологического образования в старшем
дошкольном возрасте
Чтение рассказа Владимира Зотова
Тема: «БЕЛКА»
Программные задачи: закрепить знания о белке её образе жизни, чем питается, как устраивает гнездо, выводит потомство, некоторых повадках зверька. Активизировать речь детей за счёт слов: гайно, названий животных и птиц. Воспитывать бережное отношение к животным, природе.
Подготовка воспитателя: изучила «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. стр. 123 - 12 5.,прочитал а сказку из книги Владимира Зотова «Лесная мозаика» стр.89 - 93, продумала методы и приёмы.
Подготовка детей: рассматривали картину «Белки».
Оборудование: картина «Белки», иллюстрации бурундука, клеста, синицы, ястреба, поползня, дятла, зайца, сороки.
Ход занятия
1.Часть. Организационный момент. Дети сидят на стульчиках полукругом.
Загадка.
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко,
Ну, конечно, это белка.
Как вы догадались, что в загадке говориться о белке? Вношу картину, предлагаю её рассмотреть.
Кто изображён на картине?
Какое время года изображено на картине?
Что делает белка?
Что делают бельчата? Предлагаю описать.
- Где живут белки?
- Чем они питаются? 2. Часть занятия.
Чтение рассказа.
Белка с ветки на ветку скачет пушистый хвост, острые зубки.
Здравствуй, Белка! С весной тебя поздравляю! улыбнулся Бурундук.
Спасибо! И я тебя тоже поздравляю, ответила Белка.
Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?
Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.

Белка! Ты что, покрасилась? удивился зверек с темными полосками на спине. Шерстка у тебя разноцветная.
Я ведь два раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий, летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку-другую, я вся рыжая буду, сказала и побежала по колючей ветке.
Потом прыг! Перелетела по воздуху на соседнее дерево. Быстро ухватилась за ветку, пробежала до ствола и взвилась на самую верхушку. Села и смотрит по сторонам.
На кончиках ушей у белки длинные кисточки, пушистый хвост за спиной красиво выгнут.
Когда я перепрыгиваю с дерева на дерево или соскакиваю на землю, процокал зверек, хвост служит мне рулем и парашютом.
Красивая ты, Белка! восхитился Клёст - еловик. Посиди с нами немножко, давай с тобой поговорим.
Извините, но я не привыкла долго сидеть без дела.
Увидела Белка еловую шишку и запрыгала к ней. Схватила ее лапками и уселась вышелушивать из шишки семечки.
- Ты взгляни, как ловко она это делает! обратился Клёст к Синице.
- Любо-дорого на нее смотреть, согласилась желтогрудая.Держит шишку, вертит ее лапками, пока не найдет под чешуйкой
семечко. Вытаскивает его острыми зубами, очищает и съедает вкусное маслянистое ядрышко.
Вдруг Белка испугалась, уронила шишку, сжалась, став еще меньше, и замерла.
- Что случилось, кого ты испугалась? забеспокоились птицы,
- Тише, над лесом пролетает ястреб, шепотом пояснил зверек.На этот раз зоркие глаза хищной птицы не заметили Белку, и ястреб
полетел дальше.
Белка еще немного посидела неподвижно. Пушистая подумала, что на этом дереве она вряд ли будет в безопасности. И, перепрыгивая с ветки на ветку, с дерева на дерево, исчезла в лесной чаще...
Никак не мог понять, кто же здесь живет, увидев только что прибежавшую к дуплу Белку, начал разговор Поползень. Оказывается, это твой дом.
Спасибо Дятлу! Он мне свое дупло оставил. Я только сегодня в него поселилась, улыбнулся зверек. Порядок в доме навести еще не успела. Если бы не он, пришлось бы строить гнездо самой.
Видел, как умело строите свои домики, похожие на шары. Мастера вы
хорошие!
...Если белка не находит дупло, то устраивает несколько шарообразных жилищ. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала белка сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайничком.
Прошло время, и в дупле у нашей знакомой появились бельчата.
Поздравляем тебя, Белка! перебивая друг друга, защебетали птицы. Можно посмотреть на твоих малышей?
Пока они у меня еще голенькие, слепые и беспомощные, улыбнулся зверек. Прилетайте через месяц, тогда и увидите моих бельчат.
Первое время мама-белка ухаживает за малышами. Кормит их молоком, согревает, а когда уходит из гнезда, то заботливо укрывает мягкой подстилкой.
В теплую погоду белка выносит на землю своих малышей погреться. Вынесет одного, за другим возвращается. Бывает так, что именно в это время ребята иногда встречают на земле маленького бельчонка, считают, что он потерялся, и забирают его к себе домой. Вот горе-то для мамы-белки и для малыша!
Но вот бельчата подросли: все им хочется узнать, получше рассмотреть...
Далеко никуда не ходите, предупреждает Белка малышей.
Я только вниз спущусь, чтобы получше рассмотреть вон того, с длинными ушами, засмеялся один, самый шустрый, и мигом поднимусь обратно.
Так это Заяц в гости к нам пожаловал! улыбнулась мама.
Значит, того зверька зовут Заяц. А он не дерется?
Зайка нас не обижает.
Бельчонок спустился вниз. Немного пробежал по земле, поцокал и поднялся обратно вверх по дереву.
...Белки хорошие хозяйки. Летом они всегда делают запасы на зиму. Зверьки питаются орехами, желудями, ягодами и грибами. Любят цветочные почки, ловят жуков и бабочек.
Белки прячут орехи в лесной подстилке, а грибы закладывают за отставшую кору деревьев или укрепляют их на развилке ветвей.
А вдруг в лесу уродится мало шишек и орехов. Что тогда будешь делать? спросила Сорока. Она опять оказалась в центре событий.
Если будет голодно, мы соберемся в большую стаю и перекочуем в другое место, объяснила Белка.
Но это же очень опасно! воскликнула белобокая.
Опасно, но голод страшнее. Через деревни мы перебегаем по крышам домов и по заборам, можем переплывать реки, и даже овраги нам нипочем. Бежим до тех пор, пока не доберемся до леса, где мнит грибов, орехов и ягод. Там и устраиваем себе жилище и выводим детёнышей
Вот такой славный и удивительный зверек белка, быстрая и заботливая мама, и хорошая хозяйка!
Вопросы:
-Вам понравился рассказ?
Какой отрывок вам больше всего понравился? (Зачитать 1-2 отрывка).
Почему белку называют: пушистый хвост, острые зубки?
Что у белки на ушах?
Как и в чём белке помогает её хвост?
Сколько раз в году белка меняет свой наряд?
Каких зверей и птиц она боится?
Где белка устраивает себе дом?
Как она его делает? Кто её в этом помогает?
Почему нельзя брать домой встретившегося в лесу маленького бельчонка?
Что едят белки?
- Почему о белках говорят: хорошие хозяйки?З.Часть занятия. Загадываю загадку.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
- О каком животном мы с вами сегодня беседовали?- Что нового вы о нём узнали?
Даю дифференцированную оценку, заканчиваю занятие.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.