Вероятностно-статистические методы принятия решений. Вероятностно-статистические методы исследования и метод системного анализа Вопросы для самоконтроля знаний

3. Суть вероятностно-статистических методов

Как подходы, идеи и результаты теории вероятностей и математической статистики используются при обработке данных – результатов наблюдений, измерений, испытаний, анализов, опытов с целью принятия практически важных решений?

Базой является вероятностная модель реального явления или процесса, т.е. математическая модель, в которой объективные соотношения выражены в терминах теории вероятностей. Вероятности используются прежде всего для описания неопределенностей, которые необходимо учитывать при принятии решений. Имеются в виду как нежелательные возможности (риски), так и привлекательные («счастливый случай»). Иногда случайность вносится в ситуацию сознательно, например, при жеребьевке, случайном отборе единиц для контроля, проведении лотерей или опросов потребителей.

Теория вероятностей позволяет по одним вероятностям рассчитать другие, интересующие исследователя. Например, по вероятности выпадения герба можно рассчитать вероятность того, что при 10 бросаниях монет выпадет не менее 3 гербов. Подобный расчет опирается на вероятностную модель, согласно которой бросания монет описываются схемой независимых испытаний, кроме того, выпадения герба и решетки равновозможны, а потому вероятность каждого из этих событий равна ½. Более сложной является модель, в которой вместо бросания монеты рассматривается проверка качества единицы продукции. Соответствующая вероятностная модель опирается на предположение о том, что контроль качества различных единиц продукции описывается схемой независимых испытаний. В отличие от модели с бросанием монет необходимо ввести новый параметр – вероятность р того, что единица продукции является дефектной. Модель будет полностью описана, если принять, что все единицы продукции имеют одинаковую вероятность оказаться дефектными. Если последнее предположение неверно, то число параметров модели возрастает. Например, можно принять, что каждая единица продукции имеет свою вероятность оказаться дефектной.

Обсудим модель контроля качества с общей для всех единиц продукции вероятностью дефектности р . Чтобы при анализе модели «дойти до числа», необходимо заменить р на некоторое конкретное значение. Для этого необходимо выйти из рамок вероятностной модели и обратиться к данным, полученным при контроле качества. Математическая статистика решает обратную задачу по отношению к теории вероятностей. Ее цель – на основе результатов наблюдений (измерений, анализов, испытаний, опытов) получить выводы о вероятностях, лежащих в основе вероятностной модели. Например, на основе частоты появления дефектных изделий при контроле можно сделать выводы о вероятности дефектности (см. обсуждение выше сиспользованием теоремы Бернулли). На основе неравенства Чебышева делались выводы о соответствии частоты появления дефектных изделий гипотезе о том, что вероятность дефектности принимает определенное значение.

Таким образом, применение математической статистики опирается на вероятностную модель явления или процесса. Используются два параллельных ряда понятий – относящиеся к теории (вероятностной модели) и относящиеся к практике (выборке результатов наблюдений). Например, теоретической вероятности соответствует частота, найденная по выборке. Математическому ожиданию (теоретический ряд) соответствует выборочное среднее арифметическое (практический ряд). Как правило, выборочные характеристики являются оценками теоретических. При этом величины, относящиеся к теоретическому ряду, «находятся в головах исследователей», относятся к миру идей (по древнегреческому философу Платону), недоступны для непосредственного измерения. Исследователи располагают лишь выборочными данными, с помощью которых они стараются установить интересующие их свойства теоретической вероятностной модели.

Зачем же нужна вероятностная модель? Дело в том, что только с ее помощью можно перенести свойства, установленные по результатам анализа конкретной выборки, на другие выборки, а также на всю так называемую генеральную совокупность. Термин «генеральная совокупность» используется, когда речь идет о большой, но конечной совокупности изучаемых единиц. Например, о совокупности всех жителей России или совокупности всех потребителей растворимого кофе в Москве. Цель маркетинговых или социологических опросов состоит в том, чтобы утверждения, полученные по выборке из сотен или тысяч человек, перенести на генеральные совокупности в несколько миллионов человек. При контроле качества в роли генеральной совокупности выступает партия продукции.

Чтобы перенести выводы с выборки на более обширную совокупность, необходимы те или иные предположения о связи выборочных характеристик с характеристиками этой более обширной совокупности. Эти предположения основаны на соответствующей вероятностной модели.

Конечно, можно обрабатывать выборочные данные, не используя ту или иную вероятностную модель. Например, можно рассчитывать выборочное среднее арифметическое, подсчитывать частоту выполнения тех или иных условий и т.п. Однако результаты расчетов будут относиться только к конкретной выборке, перенос полученных с их помощью выводов на какую-либо иную совокупность некорректен. Иногда подобную деятельность называют «анализ данных». По сравнению с вероятностно-статистическими методами анализ данных имеет ограниченную познавательную ценность.

Итак, использование вероятностных моделей на основе оценивания и проверки гипотез с помощью выборочных характеристик – вот суть вероятностно-статистических методов принятия решений.

Подчеркнем, что логика использования выборочных характеристик для принятия решений на основе теоретических моделей предполагает одновременное использование двух параллельных рядов понятий, один из которых соответствует вероятностным моделям, а второй – выборочным данным. К сожалению, в ряде литературных источников, обычно устаревших либо написанных в рецептурном духе, не делается различия между выборочными и теоретическими характеристиками, что приводит читателей к недоумениям и ошибкам при практическом использовании статистических методов.

Предыдущая

Как используются теория вероятностей и математическая статистика ? Эти дисциплины - основа вероятностно-статистических методов принятия решений . Чтобы воспользоваться их математическим аппаратом, необходимо задачи принятия решений выразить в терминах вероятностно-статистических моделей. Применение конкретного вероятностно-статистического метода принятия решений состоит из трех этапов:

  • переход от экономической, управленческой, технологической реальности к абстрактной математико-статистической схеме, т.е. построение вероятностной модели системы управления, технологического процесса, процедуры принятия решений , в частности по результатам статистического контроля, и т.п.;
  • проведение расчетов и получение выводов чисто математическими средствами в рамках вероятностной модели;
  • интерпретация математико-статистических выводов применительно к реальной ситуации и принятие соответствующего решения (например, о соответствии или несоответствии качества продукции установленным требованиям, необходимости наладки технологического процесса и т.п.), в частности, заключения (о доле дефектных единиц продукции в партии, о конкретном виде законов распределения контролируемых параметров технологического процесса и др.).

Математическая статистика использует понятия, методы и результаты теории вероятностей. Рассмотрим основные вопросы построения вероятностных моделей принятия решений в экономических, управленческих, технологических и иных ситуациях. Для активного и правильного использования нормативно-технических и инструктивно-методических документов по вероятностно-статистическим методам принятия решений нужны предварительные знания. Так, необходимо знать, при каких условиях следует применять тот или иной документ, какую исходную информацию необходимо иметь для его выбора и применения, какие решения должны быть приняты по результатам обработки данных и т.д.

Примеры применения теории вероятностей и математической статистики . Рассмотрим несколько примеров, когда вероятностно-статистические модели являются хорошим инструментом для решения управленческих, производственных, экономических, народнохозяйственных задач. Так, например, в романе А.Н. Толстого "Хождение по мукам" (т.1) говорится: "мастерская дает двадцать три процента брака, этой цифры вы и держитесь, - сказал Струков Ивану Ильичу".

Встает вопрос, как понимать эти слова в разговоре заводских менеджеров, поскольку одна единица продукции не может быть дефектна на 23%. Она может быть либо годной, либо дефектной. Наверное, Струков имел в виду, что в партии большого объема содержится примерно 23% дефектных единиц продукции. Тогда возникает вопрос, а что значит "примерно"? Пусть из 100 проверенных единиц продукции 30 окажутся дефектными, или из 1000-300, или из 100000-30000 и т.д., надо ли обвинять Струкова во лжи?

Или другой пример. Монетка, которую используют как жребий, должна быть "симметричной", т.е. при ее бросании в среднем в половине случаев должен выпадать герб, а в половине случаев - решетка (решка, цифра). Но что означает "в среднем"? Если провести много серий по 10 бросаний в каждой серии, то часто будут встречаться серии, в которых монетка 4 раза выпадает гербом. Для симметричной монеты это будет происходить в 20,5% серий. А если на 100000 бросаний окажется 40000 гербов, то можно ли считать монету симметричной? Процедура принятия решений строится на основе теории вероятностей и математической статистики.

Рассматриваемый пример может показаться недостаточно серьезным. Однако это не так. Жеребьевка широко используется при организации промышленных технико-экономических экспериментов, например, при обработке результатов измерения показателя качества (момента трения) подшипников в зависимости от различных технологических факторов (влияния консервационной среды, методов подготовки подшипников перед измерением, влияния нагрузки подшипников в процессе измерения и т.п.). Допустим, необходимо сравнить качество подшипников в зависимости от результатов хранения их в разных консервационных маслах, т.е. в маслах состава и . При планировании такого эксперимента возникает вопрос, какие подшипники следует поместить в масло состава , а какие - в масло состава , но так, чтобы избежать субъективизма и обеспечить объективность принимаемого решения.

Ответ на этот вопрос может быть получен с помощью жребия. Аналогичный пример можно привести и с контролем качества любой продукции. Чтобы решить, соответствует или не соответствует контролируемая партия продукции установленным требованиям, делается выборка . По результатам контроля выборки делается заключение обо всей партии. В этом случае очень важно избежать субъективизма при формировании выборки, т.е. необходимо, чтобы каждая единица продукции в контролируемой партии имела одинаковую вероятность быть отобранной в выборку. В производственных условиях отбор единиц продукции в выборку обычно осуществляют не с помощью жребия, а по специальным таблицам случайных чисел или с помощью компьютерных датчиков случайных чисел.

Аналогичные проблемы обеспечения объективности сравнения возникают при сопоставлении различных схем организации производства , оплаты труда, при проведении тендеров и конкурсов, подбора кандидатов на вакантные должности и т.п. Всюду нужна жеребьевка или подобные ей процедуры. Поясним на примере выявления наиболее сильной и второй по силе команд при организации турнира по олимпийской системе (проигравший выбывает). Пусть всегда более сильная команда побеждает более слабую. Ясно, что самая сильная команда однозначно станет чемпионом. Вторая по силе команда выйдет в финал тогда и только тогда, когда до финала у нее не будет игр с будущим чемпионом. Если такая игра будет запланирована, то вторая по силе команда в финал не попадет. Тот, кто планирует турнир, может либо досрочно "выбить" вторую по силе команду из турнира, сведя ее в первой же встрече с лидером, либо обеспечить ей второе место , обеспечив встречи с более слабыми командами вплоть до финала. Чтобы избежать субъективизма, проводят жеребьевку. Для турнира из 8 команд вероятность того, что в финале встретятся две самые сильные команды, равна 4/7. Соответственно с вероятностью 3/7 вторая по силе команда покинет турнир досрочно.

При любом измерении единиц продукции (с помощью штангенциркуля, микрометра, амперметра и т.п.) имеются погрешности. Чтобы выяснить, есть ли систематические погрешности, необходимо сделать многократные измерения единицы продукции, характеристики которой известны (например, стандартного образца). При этом следует помнить, что кроме систематической присутствует и случайная погрешность .

Поэтому встает вопрос, как по результатам измерений узнать, есть ли систематическая погрешность . Если отмечать только, является ли полученная при очередном измерении погрешность положительной или отрицательной, то эту задачу можно свести к предыдущей. Действительно, сопоставим измерение с бросанием монеты, положительную погрешность - с выпадением герба, отрицательную - решетки (нулевая погрешность при достаточном числе делений шкалы практически никогда не встречается). Тогда проверка отсутствия систематической погрешности эквивалентна проверке симметричности монеты.

Целью этих рассуждений является сведение задачи проверки отсутствия систематической погрешности к задаче проверки симметричности монеты. Проведенные рассуждения приводят к так называемому "критерию знаков" в математической статистике.

При статистическом регулировании технологических процессов на основе методов математической статистики разрабатываются правила и планы статистического контроля процессов, направленные на своевременное обнаружение разладки технологических процессов, принятия мер к их наладке и предотвращению выпуска продукции, не соответствующей установленным требованиям. Эти меры нацелены на сокращение издержек производства и потерь от поставки некачественных единиц продукции. При статистическом приемочном контроле на основе методов математической статистики разрабатываются планы контроля качества путем анализа выборок из партий продукции. Сложность заключается в том, чтобы уметь правильно строить вероятностно-статистические модели принятия решений , на основе которых можно ответить на поставленные выше вопросы. В математической статистике для этого разработаны вероятностные модели и методы проверки гипотез, в частности, гипотез о том, что доля дефектных единиц продукции равна определенному числу , например, (вспомните слова Струкова из романа А.Н. Толстого).

Задачи оценивания . В ряде управленческих, производственных, экономических, народнохозяйственных ситуаций возникают задачи другого типа - задачи оценки характеристик и параметров распределений вероятностей.

Рассмотрим пример. Пусть на контроль поступила партия из N электроламп. Из этой партии случайным образом отобрана выборка объемом n электроламп. Возникает ряд естественных вопросов. Как по результатам испытаний элементов выборки определить средний срок службы электроламп и с какой точностью можно оценить эту характеристику? Как изменится точность , если взять выборку большего объема? При каком числе часов можно гарантировать, что не менее 90% электроламп прослужат и более часов?

Предположим, что при испытании выборки объемом электроламп дефектными оказались электроламп. Тогда возникают следующие вопросы. Какие границы можно указать для числа дефектных электроламп в партии, для уровня дефектности и т.п.?

Или при статистическом анализе точности и стабильности технологических процессов надлежит оценить такие показатели качества , как среднее значение контролируемого параметра и степень его разброса в рассматриваемом процессе. Согласно теории вероятностей в качестве среднего значения случайной величины целесообразно использовать ее математическое ожидание, а в качестве статистической характеристики разброса - дисперсию, среднее квадратическое отклонение или коэффициент вариации . Отсюда возникает вопрос: как оценить эти статистические характеристики по выборочным данным и с какой точностью это удается сделать? Аналогичных примеров можно привести очень много. Здесь важно было показать, как теория вероятностей и математическая статистика могут быть использованы в производственном менеджменте при принятии решений в области статистического управления качеством продукции.

Что такое "математическая статистика" ? Под математической статистикой понимают "раздел математики, посвященный математическим методам сбора, систематизации, обработки и интерпретации статистических данных, а также использование их для научных или практических выводов. Правила и процедуры математической статистики опираются на теорию вероятностей, позволяющую оценить точность и надежность выводов, получаемых в каждой задаче на основании имеющегося статистического материала" [ [ 2.2 ] , с. 326]. При этом статистическими данными называются сведения о числе объектов в какой-либо более или менее обширной совокупности, обладающих теми или иными признаками.

По типу решаемых задач математическая статистика обычно делится на три раздела: описание данных, оценивание и проверка гипотез.

По виду обрабатываемых статистических данных математическая статистика делится на четыре направления:

  • одномерная статистика (статистика случайных величин), в которой результат наблюдения описывается действительным числом;
  • многомерный статистический анализ, где результат наблюдения над объектом описывается несколькими числами (вектором);
  • статистика случайных процессов и временных рядов, где результат наблюдения - функция;
  • статистика объектов нечисловой природы, в которой результат наблюдения имеет нечисловую природу, например, является множеством (геометрической фигурой), упорядочением или получен в результате измерения по качественному признаку.

Исторически первыми появились некоторые области статистики объектов нечисловой природы (в частности, задачи оценивания доли брака и проверки гипотез о ней) и одномерная статистика . Математический аппарат для них проще, поэтому на их примере обычно демонстрируют основные идеи математической статистики.

Лишь те методы обработки данных, т.е. математической статистики, являются доказательными, которые опираются на вероятностные модели соответствующих реальных явлений и процессов. Речь идет о моделях поведения потребителей, возникновения рисков, функционирования технологического оборудования, получения результатов эксперимента, течения заболевания и т.п. Вероятностную модель реального явления следует считать построенной, если рассматриваемые величины и связи между ними выражены в терминах теории вероятностей. Соответствие вероятностной модели реальности, т.е. ее адекватность , обосновывают, в частности, с помощью статистических методов проверки гипотез.

Невероятностные методы обработки данных являются поисковыми, их можно использовать лишь при предварительном анализе данных, так как они не дают возможности оценить точность и надежность выводов, полученных на основании ограниченного статистического материала.

Вероятностные и статистические методы применимы всюду, где удается построить и обосновать вероятностную модель явления или процесса. Их применение обязательно, когда сделанные на основе выборочных данных выводы переносятся на всю совокупность (например, с выборки на всю партию продукции).

В конкретных областях применений используются как вероятностно- статистические методы широкого применения, так и специфические. Например, в разделе производственного менеджмента, посвященного статистическим методам управления качеством продукции, используют прикладную математическую статистику (включая планирование экспериментов). С помощью ее методов проводится статистический анализ точности и стабильности технологических процессов и статистическая оценка качества. К специфическим относятся методы статистического приемочного контроля качества продукции, статистического регулирования технологических процессов, оценки и контроля надежности и др.

Широко применяются такие прикладные вероятностно-статистические дисциплины, как теория надежности и теория массового обслуживания. Содержание первой из них ясно из названия, вторая занимается изучением систем типа телефонной станции, на которую в случайные моменты времени поступают вызовы - требования абонентов, набирающих номера на своих телефонных аппаратах. Длительность обслуживания этих требований, т.е. длительность разговоров, также моделируется случайными величинами. Большой вклад в развитие этих дисциплин внесли член-корреспондент АН СССР А.Я. Хинчин (1894-1959), академик АН УССР Б.В. Гнеденко (1912-1995) и другие отечественные ученые.

Коротко об истории математической статистики . Математическая статистика как наука начинается с работ знаменитого немецкого математика Карла Фридриха Гаусса (1777-1855), который на основе теории вероятностей исследовал и обосновал метод наименьших квадратов , созданный им в 1795 г. и примененный для обработки астрономических данных (с целью уточнения орбиты малой планеты Церера). Его именем часто называют одно из наиболее популярных распределений вероятностей - нормальное, а в теории случайных процессов основной объект изучения - гауссовские процессы.

В конце XIX в. - начале ХХ в. крупный вклад в математическую статистику внесли английские исследователи, прежде всего К. Пирсон (1857-1936) и Р.А. Фишер (1890-1962). В частности, Пирсон разработал критерий "хи-квадрат" проверки статистических гипотез, а Фишер - дисперсионный анализ , теорию планирования эксперимента, метод максимального правдоподобия оценки параметров.

В 30-е годы ХХ в. поляк Ежи Нейман (1894-1977) и англичанин Э. Пирсон развили общую теорию проверки статистических гипотез, а советские математики академик А.Н. Колмогоров (1903-1987) и член-корреспондент АН СССР Н.В. Смирнов (1900-1966) заложили основы непараметрической статистики. В сороковые годы ХХ в. румын А. Вальд (1902-1950) построил теорию последовательного статистического анализа.

Математическая статистика бурно развивается и в настоящее время. Так, за последние 40 лет можно выделить четыре принципиально новых направления исследований [ [ 2.16 ] ]:

  • разработка и внедрение математических методов планирования экспериментов;
  • развитие статистики объектов нечисловой природы как самостоятельного направления в прикладной математической статистике;
  • развитие статистических методов, устойчивых по отношению к малым отклонениям от используемой вероятностной модели;
  • широкое развертывание работ по созданию компьютерных пакетов программ, предназначенных для проведения статистического анализа данных.

Вероятностно-статистические методы и оптимизация . Идея оптимизации пронизывает современную прикладную математическую статистику и иные статистические методы . А именно - методы планирования экспериментов, статистического приемочного контроля, статистического регулирования технологических процессов и др. С другой стороны, оптимизационные постановки в теории принятия решений , например, прикладная теория оптимизации качества продукции и требований стандартов, предусматривают широкое использование вероятностно-статистических методов, прежде всего прикладной математической статистики.

В производственном менеджменте, в частности, при оптимизации качества продукции и требований стандартов особенно важно применять статистические методы на начальном этапе жизненного цикла продукции, т.е. на этапе научно-исследовательской подготовки опытно-конструкторских разработок (разработка перспективных требований к продукции, аванпроекта, технического задания на опытно-конструкторскую разработку). Это объясняется ограниченностью информации, доступной на начальном этапе жизненного цикла продукции, и необходимостью прогнозирования технических возможностей и экономической ситуации на будущее. Статистические методы должны применяться на всех этапах решения задачи оптимизации - при шкалировании переменных, разработке математических моделей функционирования изделий и систем, проведении технических и экономических экспериментов и т.д.

В задачах оптимизации, в том числе оптимизации качества продукции и требований стандартов, используют все области статистики. А именно - статистику случайных величин, многомерный статистический анализ , статистику случайных процессов и временных рядов, статистику объектов нечисловой природы. Выбор статистического метода для анализа конкретных данных целесообразно проводить согласно рекомендациям [

Рассматриваемая группа методов является наиболее важной в социологических исследованиях, данные методы применяются практически в каждом социологическом исследовании, которое можно считать действительно научным. Они направлены в основном на выявление в эмпирической информации статистических закономерностей, т.е. закономерностей, выполняющихся "в среднем". Собственно, социология и занимается изучением "среднего человека". Кроме того, еще одна важная цель применения вероятностных и статистических методов в социологии – оценка надежности выборки. Насколько велика уверенность, что выборка дает более-менее точные результаты и какова погрешность статистических выводов?

Главный объект изучения при применении вероятностных и статистических методов – случайные величины . Принятие случайной величиной некоторого значения является случайным событием – событием, которое при осуществлении данных условий может как произойти, так и не произойти. Например, если социолог проводит опросы в сфере политических предпочтений на улице города, то событие "очередной респондент оказался сторонником партии власти" является случайным, если ничего в респонденте заранее не выдавало его политических предпочтений. Если же социолог опросил респондента у здания Областной Думы, то событие уже не случайное. Случайное событие характеризуется вероятностью его наступления. В отличие от классических задач на игральные кости и карточные комбинации, изучаемых в рамках курса теории вероятностей, в социологических исследованиях вычислить вероятность не так просто.

Важнейшей базой для эмпирической оценки вероятности является стремление частоты к вероятности , если под частотой понимать отношение, сколько раз произошло событие к тому, сколько раз оно теоретически могло бы произойти. Например, если среди 500 случайно отобранных на улицах города респондентов 220 оказались сторонниками партии власти, то частота появления таких респондентов составляет 0,44. В случае репрезентативной выборки достаточно большого размера мы получим примерную вероятность события или примерную долю людей, обладающих заданным признаком. В нашем примере при удачно подобранной выборке получим, что примерно 44% горожан – сторонники партии власти. Разумеется, поскольку опрошены не все горожане, а некоторые в процессе опроса могли солгать, то имеется некоторая погрешность.

Рассмотрим некоторые задачи, возникающие при статистическом анализе эмпирических данных.

Оценка распределения величины

Если некоторый признак можно выразить количественно (например, политическую активность гражданина как величину, показывающую, сколько раз за последние пять лет он участвовал в выборах различного уровня), то может быть поставлена задача оценить закон распределения этого признака как случайной величины. Другими словами, закон распределения показывает, какие значения величина принимает чаще, а какие реже, и насколько чаще/реже. Чаще всего как в технике и природе, так и в обществе встречается нормальный закон распределения . Его формула и свойства изложены в любом учебнике по статистике, а на рис. 10.1 приведен вид графика – это "колоколообразная" кривая, которая может быть более "вытянута" вверх или более "размазана" по оси значений случайной величины. Суть нормального закона в том, что чаще всего случайная величина принимает значения близ некоторого "центрального" значения, называемого математическим ожиданием , а чем дальше от него, тем реже туда "попадает" величина.

Примеров распределений, которые с небольшой погрешностью можно принять за нормальные, много. Еще в XIX в. бельгийский ученый А. Кетле и англичанин Ф. Гальтон доказали, что распределение частот встречаемости любого демографического или антропометрического показателя (продолжительности жизни, роста, возраста вступления в брак и т.д.) характеризуется "колоколообразным" распределением. Тот же Ф. Гальтон и его последователи доказали, что и психологические осооенности, например, способности, подчиняются нормальному закону .

Рис. 10.1.

Пример

Самый яркий пример нормального распределения в социологии касается социальной активности людей. Согласно закону нормального распределения получается, что социально-активных людей в обществе обычно около 5–7%. Все эти социально- активные люди ходят на митинги, конференции, семинары и т.д. Примерно такое же количество вообще отстраняются от участия в социальной жизни. Основная масса людей (80–90%) вроде бы равнодушна к политике и общественной жизни, однако отслеживает те процессы, которые ей интересны, хотя в целом относится к политике и обществу отстраненно, значительной активности не проявляет. Такие люди пропускают большинство политических событий, но время от времени смотрят новости по телевидению или в Интернете. Также они ходят голосовать на наиболее важные выборы, особенно если им "грозят кнутом" или "поощряют пряником". Члены этих 80–90% с общественно-политической точки зрения почти бесполезны поодиночке, но центрам социологических исследований эти люди вполне интересны, так как их очень много, и их предпочтения нельзя игнорировать. То же касается и околонаучных организаций, выполняющих исследования по заказам политических деятелей или торговых корпораций. И мнение "серой массы" по ключевым вопросам, связанным с прогнозированием поведения многих тысяч и миллионов людей на выборах, а также при острых политических событиях, при расколе обществе и конфликтах разных политических сил, этим центрам не безразлично.

Разумеется, нс все величины распределены по нормальному распределению. Кроме него, наиболее важными в математической статистике являются биномиальное и показательное распределения, распределения Фишера-Снедекора, "Хи-квадрат", Стьюдента .

Оценка связи признаков

Простейший случай – когда требуется просто установить наличие/отсутствие связи. Наиболее популярным в этом вопросе является метод "Хи-квадрат". Данный метод ориентирован на работу с категориальными данными. Например, такими явно выступают пол, семейное положение. Некоторые данные на первый взгляд кажутся числовыми, но могут "превратиться" в категориальные путем разбиения интервала значений на несколько малых интервалов. Например, стаж работы на заводе можно разбить на категории "менее одного года", "от одного до трех лет", "от трех до шести лет" и "более шести лет".

Пусть у параметра X имеется п возможных значений: {х1,..., х г1}, а у параметра Y– т возможных значений: (у1,..., у т}, q ij – наблюдаемая частота появления пары (x i, у j), т.е. количество обнаруженных появлений такой пары. Вычисляем теоретические частоты, т.е. сколько раз должна была появиться каждая пара значений для абсолютно нс связанных между собой величин:

На основе наблюдаемых и теоретических частот вычисляем значение

Также требуется вычислить количество степеней свободы по формуле

где m , n – количество сведенных в таблицу категорий. Кроме того, выбираем уровень значимости . Чем более высокую надежность мы хотим получить, тем ниже уровень значимости следует брать. Как правило, выбирается значение 0,05, которое означает, что мы можем доверять результатам с вероятностью 0,95. Далее в справочных таблицах находим по количеству степеней свободы и уровню значимости критическое значение . Если , то параметры X и Y считаются независимыми. Если , то параметры X и Y – зависимые. Если, то опасно делать вывод о зависимости либо независимости параметров. В последнем случае целесообразно провести дополнительные исследования.

Заметим также, что критерий "Хи-квадрат" с очень высокой уверенностью можно использовать, лишь когда все теоретические частоты не ниже заданного порога, которым обычно считается равным 5. Пусть v – минимальная теоретическая частота. При v > 5 можно уверенно использовать критерий "Хи-квадрат". При v < 5 использование критерия становится нежелательным. При v ≥ 5 вопрос остается открытым, требуется дополнительное исследование о применимости критерия "Хи-квадрат".

Приведем пример применения метода "Хи-квадрат". Пусть, например, в некотором городе проведен опрос среди молодых болельщиков местных футбольных команд и получены следующие результаты (табл. 10.1).

Выдвинем гипотезу о независимости футбольных предпочтений молодежи города N от пола респондента на стандартном уровне значимости 0,05. Вычисляем теоретические частоты (табл. 10.2).

Таблица 10.1

Результаты опроса болельщиков

Таблица 10.2

Теоретические частоты предпочтений

Например, теоретическая частота для юношей-болельщиков Звезды получена как

аналогично – другие теоретические частоты. Далее вычисляем значение "Хи-квадрат":

Определяем количество степеней свободы . Для и уровня значимости 0,05 ищем критическое значение:

Поскольку , причем превосходство существенное, практически наверняка можно говорить, что футбольные предпочтения юношей и девушек города N сильно различаются, за исключением случая нерепрезентативной выборки, например, если исследователь не стал получать выборку из разных районов города, ограничившись опросом респондентов в своем квартале.

Более сложная ситуация – когда нужно количественно оценить силу связи. В этом случае часто применяются методы корреляционного анализа. Данные методы обычно рассматриваются в углубленных курсах математической статистики.

Аппроксимация зависимостей по точечным данным

Пусть имеется набор точек – эмпирических данных (X i, Yi), i = 1, ..., п. Требуется аппроксимировать реальную зависимость параметра у от параметра х, а также выработать правило вычисления значения у, когда х находится между двумя "узлами" Хi.

Существуют два принципиально разных подхода к решению поставленной задачи. Первый заключается в том, что среди функций заданного семейства (например, полиномов) выбирается функция, график которой проходит через имеющиеся точки. Второй подход не "принуждает" график функции проходить через точки. Наиболее популярный в социологии и ряде других наук метод – метод наименьших квадратов – относится ко второй группе методов.

Суть метода наименьших квадратов состоит в следующем. Дано некоторое семейство функций у (х, а 1, ..., а т) с m неопределенными коэффициентами. Требуется подобрать неопределенные коэффициенты за счет решения оптимизационной задачи

Минимальное значение функции d может выступать в качестве меры точности приближения. Если данное значение слишком велико, следует выбрать иной класс функций у либо расширить используемый класс. Например, если класс "полиномы степени не выше 3" не дал приемлемой точности, берем класс "полиномы степени не выше 4" или даже "полиномы степени не выше 5".

Чаще всего метод используют для семейства "полиномы степени не выше N":

Например, при N = 1 это семейство линейных функций, при N = 2 – семейство линейных и квадратичных функций, при N = 3 – семейство линейных, квадратичных и кубических функций. Пусть

Тогда коэффициенты линейной функции (N = 1) ищутся как решение системы линейных уравнений

Коэффициенты функции вида а 0 + а 1х + а 2х 2 (N = 2) ищутся как решение системы

Желающие применить этот метод для произвольного значения N могут сделать это, увидев закономерность, по которой составлены приведенные системы уравнений.

Приведем пример применения метода наименьших квадратов. Пусть численность некоторой политической партии менялась следующим образом:

Можно заметить, что изменения численности партии за разные годы не сильно отличаются, что позволяет нам аппроксимировать зависимость линейной функцией. Чтобы было проще вычислять, вместо переменной х – года – введем переменную t = х – 2010, т.е. первый год учета численности возьмем как "нулевой". Вычисляем М 1; М 2:

Теперь вычисляем М", М*:

Коэффициенты a 0, a 1 функции у = a 0t + а 1 вычисляются как решение системы уравнений

Решая данную систему, например, по правилу Крамера или методом подстановки, получаем: а 0 = 11,12; а 1 = 3,03. Таким образом, получаем приближение

которое позволяет не только оперировать одной функцией вместо набора эмпирических точек, но и вычислять значения функции, выходящие за границы исходных данных, – "предсказывать будущее".

Также заметим, что метод наименьших квадратов можно использовать не только для полиномов, но и для других семейств функций, например, для логарифмов и экспонент:

Степень достоверности модели, построенной на основе метода наименьших квадратов, может быть определена на основе меры "R-квадрат", или коэффициента детерминации. Он вычисляется как

Здесь . Чем ближе R 2 к 1, тем адекватнее модель.

Выявление выбросов

Выбросом ряда данных называется аномальное значение, резко выделяющееся в общей выборке или общем ряде. Например, пусть процент граждан страны, положительно относящихся к некоторому политику, составлял в 2008–2013 гг. соответственно 15, 16, 12, 30, 14 и 12%. Легко заметить, что одно из значений резко отличается от всех остальных. В 2011 г. рейтинг политика почему-то резко превысил обычные значения, державшиеся в пределах 12–16%. Наличие выбросов может быть обусловлено разными причинами:

  • 1) ошибки измерения;
  • 2) необычная природа входных данных (например, когда анализируется средний процент голосов, полученных политиком; это значение на избирательном участке в военной части может существенно отличаться от среднего значения по городу);
  • 3) следствие закона (резко отличающиеся от остальных величины могут быть обусловлены математическим законом – например, в случае нормального распределения в выборку может попасть объект со значением, резко отличным от среднего);
  • 4) катаклизмы (например, в период короткого, но острого политического противостояния уровень политической активности населения может резко измениться, как это произошло в ходе "цветных революций" 2000– 2005 гг. и "арабской весны" 2011 г.);
  • 5) управляющие воздействия (например, если в год накануне исследования политик принял очень популярное решение, то в этот год его рейтинг может оказаться значительно выше, чем в другие годы).

Многие методы анализа данных неустойчивы к выбросам, поэтому для их эффективного применения нужно очистить данные от выбросов. Яркий пример неустойчивого метода – упомянутый выше метод наименьших квадратов. Простейший метод поиска выбросов основан на так называемом межквартильном расстоянии. Определяем диапазон

где Q m значение т- го квартиля. Если некоторый член ряда не попадает в диапазон, то он расценивается как выброс.

Поясним на примере. Смысл квартилей состоит в том, что они делят ряд на четыре равные или примерно равные группы: первый квартиль "отделяет" левую четверть ряда, отсортированного по возрастанию, третий квартиль – правую четверть ряда, второй квартиль проходит посередине. Поясним, как искать Q 1, и Q 3. Пусть в отсортированном по возрастанию числовом ряду п значений. Если п + 1 делится на 4 без остатка, то Q k суть k (п + 1)/4-й член ряда. Например, дан ряд: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 20, здесь количество членов п = 11. Тогда (п + 1)/4 = 3, т.е. первый квартиль Q 1 = 5 – третий член ряда; 3(п + 1)/4 = 9, т.е. третий квартиль Q:i= 13 – девятый член ряда.

Немного сложнее случай, когда п + 1 не кратно 4. Например, дан ряд 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 30, 32, 100, где число членов п = 10. Тогда (п + 1)/4 = 2,75 -

позиция между вторым членом ряда (v2 = 3) и третьим членом ряда (v3= 5). Тогда берем величину 0,75v2 + 0,25v3 = 0,75 3 + 0,25 5 = 3,5 – это и будет Q 1. 3(п + 1)/4 = 8,25 – позиция между восьмым членом ряда (v8= 30) и девятым членом ряда (v9=32). Берем величину 0,25v8 + 0,75v9 = 0,25 30 + + 0,75 32 = 31,5 – это и будет Q 3. Существуют и другие варианты вычисления Q 1 и Q 3, но рекомендуется использовать изложенный здесь вариант.

  • Строго говоря, на практике обычно встречается "приближенно" нормальный закон – поскольку нормальный закон определяется для непрерывной величины на всей действительной оси, многие реальные величины не могут строго удовлетворять свойствам нормально распределенных величин.
  • Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб, пособие. СПб.: Речь, 2004. С. 49–51.
  • О важнейших распределениях случайных величин см., например: Орлов А. И. Математика случая: вероятность и статистика – основные факты: учеб. пособие. М.: МЗ-Пресс, 2004.

В настоящей лекции представлена систематизация отечественных и зарубежных методов и моделей анализа риска. Различают следующие методы анализа риска (рис. 3): детерминированные; вероятностно-статистические (статистические, теоретико-вероятностные и вероятностно-эвристические); в условиях неопределенности нестатистической природы (нечеткие и нейросетевые); комбинированные, включающие различные комбинации перечисленных выше методов (детерминированных и вероятностных; вероятностных и нечетких; детерминированных и статистических).

Детерминированные методы предусматривают анализ этапов развития аварий, начиная от исходного события через последовательность предполагаемых отказов до установившегося конечного состояния. Ход аварийного процесса изучается и предсказывается с помощью математических имитационных моделей. Недостатками метода являются: потенциальная возможность упустить редко реализующиеся, но важные цепочки развития аварий; сложность построения достаточно адекватных математических моделей; необходимость проведения сложных и дорогостоящих экспериментальных исследований.

Вероятностно-статистические методы анализа риска предполагают как оценку вероятности возникновения аварии, так и расчет относительных вероятностей того или иного пути развития процессов. При этом анализируются разветвленные цепочки событий и отказов, выбирается подходящий математический аппарат и оценивается полная вероятность аварии. Расчетные математические модели при этом можно существенно упростить по сравнению с детерминированными методами. Основные ограничения метода связаны с недостаточной статистикой по отказам оборудования. Кроме того, применение упрощенных расчетных схем снижает достоверность получаемых оценок риска для тяжелых аварий. Тем не менее, вероятностный метод в настоящее время считается одним из наиболее перспективных. На его основе построены различные методики оценки рисков , которые в зависимости от имеющейся исходной информации делятся на:

Статистические, когда вероятности определяются по имеющимся статистическим данным (при их наличии);

Теоретико-вероятностные, используемые для оценки рисков от редких событий, когда статистика практически отсутствует;

Вероятностно-эвристические, основанные на использовании субъективных вероятностей, получаемых с помощью экспертного оценивания. Используются при оценке комплексных рисков от совокупности опасностей, когда отсутствуют не только статистические данные, но и математические модели (или их точность слишком низка).



Методы анализа риска в условиях неопределенностей нестатистической природы предназначены для описания неопределенностей источника риска – ХОО, связанных с отсутствием или неполнотой информации о процессах возникновения и развития аварии; человеческими ошибками; допущениями применяемых моделей для описания развития аварийного процесса.

Все перечисленные выше методы анализа риска классифицируют по характеру исходной и результирующей информации на качественные и количественные .


Рис. 3. Классификация методов анализа риска

Методы количественного анализа риска характеризуются расчетом показателей риска. Проведение количественного анализа требует высокой квалификации исполнителей, большого объема информации по аварийности, надежности оборудования, учета особенностей окружающей местности, метеоусловий, времени пребывания людей на территории и вблизи объекта, плотности населения и других факторов.

Сложные и дорогостоящие расчеты зачастую дают значение риска, точность которого невелика. Для опасных производственных объектов точность расчетов индивидуального риска, даже в случае наличия всей необходимой информации, не выше одного порядка. При этом проведение количественной оценки риска более полезно для сравнения различных вариантов (например, размещения оборудования), чем для заключения о степени безопасности объекта. Зарубежный опыт показывает, что наибольший объем рекомендаций по обеспечению безопасности вырабатывается с применением качественных методов анализа риска, использующих меньший объем информации и затрат труда. Однако количественные методы оценки риска всегда очень полезны, а в некоторых ситуациях – единственно допустимы для сравнения опасностей различной природы и при экспертизе опасных производственных объектов.



К детерминированным методам относят следующие:

- качественные (проверочного листа (Check-list); “Что будет если?” (What - If); Предварительный анализ опасности (Process Hazard and Analysis) (PHA); “Анализ вида и последствий отказов” (АВПО) (Failure Mode and Effects Analysis) (FMEA); Анализ ошибочных действий (Action Errors Analysis) (AEA); Концептуальный анализ риска (Concept Hazard Analysis) (CHA); Концептуальный обзор безопасности (Concept Safety Review) (CSR); Анализ человеческих ошибок (Human Hazard and Operability) (HumanHAZOP); Анализ влияния человеческого фактора (Human Reliability Analysis) (HRA) и ошибки персонала (Human Errors or Interactions) (HEI); Логического анализа;

- количественные (Методы, основанные на распознавании образов (кластерный анализ); Ранжирование (экспертные оценки); Методика определения и ранжирования риска (Hazard Identification and Ranking Analysis) (HIRA); Анализ вида, последствий и критичности отказа (АВПКО) (Failure Mode, Effects and Critical Analysis) (FMECA); Методика анализа эффекта домино (Methodology of domino effects analysis); Методика определения и оценки потенциального риска (Methods of potential risk determination and evaluation)); Количественное определение влияния на надежность человеческого фактора (Human Reliability Quantification) (HRQ).

К вероятностно-статистическим методам относятся:

Статистические: качественные методы (карты потоков) и количественные методы (контрольные карты).

К теоретико-вероятностным методам относятся:

- качественные (Причины последовательности несчастных случаев (Accident Sequences Precursor) (ASP));

- количественные (Анализ деревьев событий) (АДС) (Event Tree Analysis) (ETA); Анализ деревьев отказов (АДО) (Fault Tree Analysis) (FTA); Оценка риска минимальных путей от инициирующего до основного события (Short Cut Risk Assessment) (SCRA); Дерево решений; Вероятностная оценка риска ХОО.

К вероятностно-эвристическим методам относятся:

- качественные – экспертного оценивания, метод аналогий;

- количественные – балльных оценок, субъективных вероятностей оценки опасных состояний, согласования групповых оценок и т.п.

Вероятностно-эвристические методы используются при недостатке статистических данных и в случае редких событий, когда возможности применения точных математических методов ограничены из-за отсутствия достаточной статистической информации о показателях надежности и технических характеристиках систем, а также из-за отсутствия надежных математических моделей, описывающих реальное состояние системы. Вероятностно-эвристические методы основываются на использовании субъективных вероятностей, получаемых с помощью экспертного оценивания.

Выделяют два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный. На качественном уровне определяются возможные сценарии развития опасной ситуации из-за отказа системы, выбор окончательного варианта решения и др. Точность количественных (балльных) оценок зависит от научной квалификации экспертов, их способностей оценивать те или иные состояния, явления, пути развития ситуации. Поэтому при проведении экспертных опросов для решения задач анализа и оценки риска необходимо использовать методы согласования групповых решений на основе коэффициентов конкордации; построения обобщенных ранжировок по индивидуальным ранжировкам экспертов с использованием метода парных сравнений и другие. Для анализа различных источников опасности химических производств методы на основе экспертных оценок могут использоваться для построения сценариев развития аварий, связанных с отказами технических средств, оборудования и установок; для ранжирования источников опасности.

К методам анализа риска в условиях неопределенности нестатистической природы относятся:

- нечеткие качественные (Метод анализа опасности и работоспособности (АОР) (Hazard and Operability Study) (HAZOP)и Методы, основанные на распознавании образов (нечеткая логика));

- нейросетевые методы прогнозирования отказов технических средств и систем, технологических нарушений и отклонений состояний технологических параметров процессов; поиска управляющих воздействий, направленных на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, и идентификации предаварийных ситуаций на химически опасных объектах.

Заметим, что анализ неопределенностей в процессе оценки риска – это перевод неопределенности исходных параметров и предположений, использованных при оценке риска в неопределенности результатов.

Для достижения желаемого результата освоения дисциплины, будут подробно рассмотрены на практических занятиях следующие СМММ СТО:

1. Основы вероятностных методов анализа и моделирования СС;

2. Статистические математические метолы и модели сложных систем;

3. Основы теории информации;

4. Методы оптимизации;

Заключительная часть. (В заключительной части подводится краткий итог лекции и даются рекомендации по самостоятельной работе для углубления, расширения и практического применения знаний по данной теме).

Таким образом, были рассмотрены основные понятия и определения техносферы, системный анализ сложных систем и различные способы решения задач проектирования сложных техносферных систем и объектов.

Практическое занятие по данной теме будет посвящено примерам проектов сложных систем с использованием системного и вероятностного подходов.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

2) доработать конспект лекции примерами систем большого масштаба: транспорт, связь, промышленность, коммерция, системами видеонаблюдения и системы глобального контроля за лесными пожарами.

Разработал:

доцент кафедры О.М. Медведева


Лист регистрации изменений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Распределение "хи-квадрат"

Заключение

Приложение

Введение

Как подходы, идеи и результаты теории вероятностей используются в нашей жизни? математический квадрат теория

Базой является вероятностная модель реального явления или процесса, т.е. математическая модель, в которой объективные соотношения выражены в терминах теории вероятностей. Вероятности используются, прежде всего, для описания неопределенностей, которые необходимо учитывать при принятии решений. Имеются в виду, как нежелательные возможности (риски), так и привлекательные ("счастливый случай"). Иногда случайность вносится в ситуацию сознательно, например, при жеребьевке, случайном отборе единиц для контроля, проведении лотерей или опросов потребителей.

Теория вероятностей позволяет по одним вероятностям рассчитать другие, интересующие исследователя.

Вероятностная модель явления или процесса является фундаментом математической статистики. Используются два параллельных ряда понятий - относящиеся к теории (вероятностной модели) и относящиеся к практике (выборке результатов наблюдений). Например, теоретической вероятности соответствует частота, найденная по выборке. Математическому ожиданию (теоретический ряд) соответствует выборочное среднее арифметическое (практический ряд). Как правило, выборочные характеристики являются оценками теоретических. При этом величины, относящиеся к теоретическому ряду, "находятся в головах исследователей", относятся к миру идей (по древнегреческому философу Платону), недоступны для непосредственного измерения. Исследователи располагают лишь выборочными данными, с помощью которых они стараются установить интересующие их свойства теоретической вероятностной модели.

Зачем же нужна вероятностная модель? Дело в том, что только с ее помощью можно перенести свойства, установленные по результатам анализа конкретной выборки, на другие выборки, а также на всю так называемую генеральную совокупность. Термин "генеральная совокупность" используется, когда речь идет о большой, но конечной совокупности изучаемых единиц. Например, о совокупности всех жителей России или совокупности всех потребителей растворимого кофе в Москве. Цель маркетинговых или социологических опросов состоит в том, чтобы утверждения, полученные по выборке из сотен или тысяч человек, перенести на генеральные совокупности в несколько миллионов человек. При контроле качества в роли генеральной совокупности выступает партия продукции.

Чтобы перенести выводы с выборки на более обширную совокупность, необходимы те или иные предположения о связи выборочных характеристик с характеристиками этой более обширной совокупности. Эти предположения основаны на соответствующей вероятностной модели.

Конечно, можно обрабатывать выборочные данные, не используя ту или иную вероятностную модель. Например, можно рассчитывать выборочное среднее арифметическое, подсчитывать частоту выполнения тех или иных условий и т.п. Однако результаты расчетов будут относиться только к конкретной выборке, перенос полученных с их помощью выводов на какую-либо иную совокупность некорректен. Иногда подобную деятельность называют "анализ данных". По сравнению с вероятностно-статистическими методами анализ данных имеет ограниченную познавательную ценность.

Итак, использование вероятностных моделей на основе оценивания и проверки гипотез с помощью выборочных характеристик - вот суть вероятностно-статистических методов принятия решений.

1. Распределение "хи-квадрат"

С помощью нормального распределения определяются три распределения, которые в настоящее время часто используются при статистической обработке данных. Это распределения Пирсона ("хи - квадрат"), Стьюдента и Фишера.

Мы остановимся на распределении ("хи - квадрат"). Впервые это распределение было исследовано астрономом Ф.Хельмертом в 1876 году. В связи с гауссовской теорией ошибок он исследовал суммы квадратов n независимых стандартно нормально распределенных случайных величин. Позднее Карл Пирсон (Karl Pearson) дал имя данной функции распределения "хи - квадрат". И сейчас распределение носит его имя.

Благодаря тесной связи с нормальным распределением, ч2-распределение играет важную роль в теории вероятностей и математической статистике. ч2-распределение, и многие другие распределения, которые определяются посредством ч2-распределения (например - распределение Стьюдента), описывают выборочные распределения различных функций от нормально распределенных результатов наблюдений и используются для построения доверительных интервалов и статистических критериев.

Распределение Пирсона (хи - квадрат) - распределение случайной величиныгде X1, X2,…, Xn - нормальные независимые случайные величины, причем математическое ожидание каждой из них равно нулю, а среднее квадратическое отклонение - единице.

Сумма квадратов

распределена по закону ("хи - квадрат").

При этом число слагаемых, т.е. n, называется "числом степеней свободы" распределения хи - квадрат. C увеличением числа степеней свободы распределение медленно приближается к нормальному.

Плотность этого распределения

Итак, распределение ч2 зависит от одного параметра n - числа степеней свободы.

Функция распределения ч2 имеет вид:

если ч2?0. (2.7.)

На Рисунке 1 изображен график плотности вероятности и функции ч2 - распределения для разных степеней свободы.

Рисунок 1 Зависимость плотности вероятности ц (x) в распределении ч2 (хи - квадрат) при разном числе степеней свободы

Моменты распределения "хи-квадрат":

Распределение "хи-квадрат" используют при оценивании дисперсии (с помощью доверительного интервала), при проверке гипотез согласия, однородности, независимости, прежде всего для качественных (категоризованных) переменных, принимающих конечное число значений, и во многих других задачах статистического анализа данных.

2. "Хи-квадрат" в задачах статистического анализа данных

Статистические методы анализа данных применяются практически во всех областях деятельности человека. Их используют всегда, когда необходимо получить и обосновать какие-либо суждения о группе (объектов или субъектов) с некоторой внутренней неоднородностью.

Современный этап развития статистических методов можно отсчитывать с 1900 г., когда англичанин К. Пирсон основал журнал "Biometrika". Первая треть ХХ в. прошла под знаком параметрической статистики. Изучались методы, основанные на анализе данных из параметрических семейств распределений, описываемых кривыми семейства Пирсона. Наиболее популярным было нормальное распределение. Для проверки гипотез использовались критерии Пирсона, Стьюдента, Фишера. Были предложены метод максимального правдоподобия, дисперсионный анализ, сформулированы основные идеи планирования эксперимента.

Распределение "хи-квадрат" является одним из наиболее широко используемых в статистике для проверки статистических гипотез. На основе распределения "хи-квадрат" построен один из наиболее мощных критериев согласия - критерий "хи-квадрата" Пирсона.

Критерием согласия называют критерий проверки гипотезы о предполагаемом законе неизвестного распределения.

Критерий ч2 ("хи-квадрат") используется для проверки гипотезы различных распределений. В этом заключается его достоинство.

Расчетная формула критерия равна

где m и m" - соответственно эмпирические и теоретические частоты

рассматриваемого распределения;

n - число степеней свободы.

Для проверки нам необходимо сравнивать эмпирические (наблюдаемые) и теоретические (вычисленные в предположении нормального распределения) частоты.

При полном совпадении эмпирических частот с частотами, вычисленными или ожидаемыми S (Э - Т) = 0 и критерий ч2 тоже будет равен нулю. Если же S (Э - Т) не равно нулю это укажет на несоответствие вычисленных частот эмпирическим частотам ряда. В таких случаях необходимо оценить значимость критерия ч2, который теоретически может изменяться от нуля до бесконечности. Это производится путем сравнения фактически полученной величины ч2ф с его критическим значением (ч2st).Нулевая гипотеза, т. е. предположение, что расхождение между эмпирическими и теоретическими или ожидаемыми частотами носит случайный характер, опровергается, если ч2ф больше или равно ч2st для принятого уровня значимости (a) и числа степеней свободы (n).

Распределение вероятных значений случайной величины ч2 непрерывно и ассиметрично. Оно зависит от числа степеней свободы (n) и приближается к нормальному распределению по мере увеличения числа наблюдений. Поэтому применение критерия ч2 к оценке дискретных распределений сопряжено с некоторыми погрешностями, которые сказываются на его величине, особенно на малочисленных выборках. Для получения более точных оценок выборка, распределяемая в вариационный ряд, должна иметь не менее 50 вариантов. Правильное применение критерия ч2 требует также, чтобы частоты вариантов в крайних классах не были бы меньше 5; если их меньше 5, то они объединяются с частотами соседних классов, чтобы в сумме составляли величину большую или равную 5. Соответственно объединению частот уменьшается и число классов (N). Число степеней свободы устанавливается по вторичному числу классов с учетом числа ограничений свободы вариации.

Так как точность определения критерия ч2 в значительной степени зависит от точности расчета теоретических частот (Т), для получения разности между эмпирическими и вычисленными частотами следует использовать неокругленные теоретические частоты.

В качестве примера возьмем исследование, опубликованное на сайте, который посвящен применению статистических методов в гуманитарных науках.

Критерий "Хи-квадрат" позволяет сравнивать распределения частот вне зависимости от того, распределены они нормально или нет.

Под частотой понимается количество появлений какого-либо события. Обычно, с частотой появления события имеют дело, когда переменные измерены в шкале наименований и другой их характеристики, кроме частоты подобрать невозможно или проблематично. Другими словами, когда переменная имеет качественные характеристики. Так же многие исследователи склонны переводить баллы теста в уровни (высокий, средний, низкий) и строить таблицы распределений баллов, чтобы узнать количество человек по этим уровням. Чтобы доказать, что в одном из уровней (в одной из категорий) количество человек действительно больше (меньше) так же используется коэффициент Хи-квадрат.

Разберем самый простой пример.

Среди младших подростков был проведён тест для выявления самооценки. Баллы теста были переведены в три уровня: высокий, средний, низкий. Частоты распределились следующим образом:

Высокий (В) 27 чел.

Средний (С) 12 чел.

Низкий (Н) 11 чел.

Очевидно, что детей с высокой самооценкой большинство, однако это нужно доказать статистически. Для этого используем критерий Хи-квадрат.

Наша задача проверить, отличаются ли полученные эмпирические данные от теоретически равновероятных. Для этого необходимо найти теоретические частоты. В нашем случае, теоретические частоты - это равновероятные частоты, которые находятся путём сложения всех частот и деления на количество категорий.

В нашем случае:

(В + С + Н)/3 = (27+12+11)/3 = 16,6

Формула для расчета критерия хи-квадрат:

ч2 = ?(Э - Т)І / Т

Строим таблицу:

Эмпирич. (Э)

Теоретич. (Т)

(Э - Т)І / Т

Находим сумму последнего столбца:

Теперь нужно найти критическое значение критерия по таблице критических значений (Таблица 1 в приложении). Для этого нам понадобится число степеней свободы (n).

n = (R - 1) * (C - 1)

где R - количество строк в таблице, C - количество столбцов.

В нашем случае только один столбец (имеются в виду исходные эмпирические частоты) и три строки (категории), поэтому формула изменяется - исключаем столбцы.

n = (R - 1) = 3-1 = 2

Для вероятности ошибки p?0,05 и n = 2 критическое значение ч2 = 5,99.

Полученное эмпирическое значение больше критического - различия частот достоверны (ч2= 9,64; p?0,05).

Как видим, расчет критерия очень прост и не занимает много времени. Практическая ценность критерия хи-квадрат огромна. Этот метод оказывается наиболее ценным при анализе ответов на вопросы анкет.

Разберем более сложный пример.

К примеру, психолог хочет узнать, действительно ли то, что учителя более предвзято относятся к мальчикам, чем к девочкам. Т.е. более склонны хвалить девочек. Для этого психологом были проанализированы характеристики учеников, написанные учителями, на предмет частоты встречаемости трех слов: "активный", "старательный", "дисциплинированный", синонимы слов так же подсчитывались.

Данные о частоте встречаемости слов были занесены в таблицу:

Для обработки полученных данных используем критерий хи-квадрат.

Для этого построим таблицу распределения эмпирических частот, т.е. тех частот, которые мы наблюдаем:

Теоретически, мы ожидаем, что частоты распределятся равновероятно, т.е. частота распределится пропорционально между мальчиками и девочками. Построим таблицу теоретических частот. Для этого умножим сумму по строке на сумму по столбцу и разделим получившееся число на общую сумму (s).

Итоговая таблица для вычислений будет выглядеть так:

Эмпирич. (Э)

Теоретич. (Т)

(Э - Т)І / Т

Мальчики

"Активный"

"Старательный"

"Дисциплинированный"

"Активный"

"Старательный"

"Дисциплинированный"

Сумма: 4,21

ч2 = ?(Э - Т)І / Т

где R - количество строк в таблице.

В нашем случае хи-квадрат = 4,21; n = 2.

По таблице критических значений критерия находим: при n = 2 и уровне ошибки 0,05 критическое значение ч2 = 5,99.

Полученное значение меньше критического, а значит принимается нулевая гипотеза.

Вывод: учителя не придают значение полу ребенка при написании ему характеристики.

Заключение

Студенты почти всех специальностей изучают в конце курса высшей математики раздел "теория вероятностей и математическая статистика", реально они знакомятся лишь с некоторыми основными понятиями и результатами, которых явно не достаточно для практической работы. С некоторыми математическими методами исследования студенты встречаются в специальных курсах (например, таких, как "Прогнозирование и технико-экономическое планирование", "Технико-экономический анализ", "Контроль качества продукции", "Маркетинг", "Контроллинг", "Математические методы прогнозирования", "Статистика" и др. - в случае студентов экономических специальностей), однако изложение в большинстве случаев носит весьма сокращенный и рецептурный характер. В результате знаний у специалистов по прикладной статистике недостаточно.

Поэтому большое значение имеет курс "Прикладная статистика" в технических вузах, а в экономических вузах - курса "Эконометрика", поскольку эконометрика - это, как известно, статистический анализ конкретных экономических данных.

Теория вероятности и математическая статистика дают фундаментальные знания для прикладной статистики и эконометрики.

Они необходимы специалистам для практической работы.

Я рассмотрела непрерывную вероятностную модель и постаралась на примерах показать ее используемость.

И в конце своей работы я пришла к выводу, что грамотная реализация основных процедур математико-статического анализа данных, статическая проверка гипотез невозможна без знания модели "хи-квадрат", а также умения пользоваться ее таблицей.

Список используемой литературы

1. Орлов А.И. Прикладная статистика. М.: Издательство "Экзамен", 2004.

2. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1999. - 479с.

3. Айвозян С.А. Теория вероятностей и прикладная статистика, т.1. М.: Юнити, 2001. - 656с.

4. Хамитов Г.П., Ведерникова Т.И. Вероятности и статистика. Иркутск: БГУЭП, 2006 - 272с.

5. Ежова Л.Н. Эконометрика. Иркутск: БГУЭП, 2002. - 314с.

6. Мостеллер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями. М.: Наука, 1975. - 111с.

7. Мостеллер Ф. Вероятность. М.: Мир, 1969. - 428с.

8. Яглом А.М. Вероятность и информация. М.: Наука, 1973. - 511с.

9. Чистяков В.П. Курс теории вероятностей. М.: Наука, 1982. - 256с.

10. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: ЮНИТИ, 2000. - 543с.

11. Математическая энциклопедия, т.1. М.: Советская энциклопедия, 1976. - 655с.

12. http://psystat.at.ua/ - Статистика в психологии и педагогике. Статья Критерий Хи-квадрат.

Приложение

Критические точки распределения ч2

Таблица 1

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Вероятностная модель и аксиоматика А.Н. Колмогорова. Случайные величины и векторы, классическая предельная проблема теории вероятностей. Первичная обработка статистических данных. Точечные оценки числовых характеристик. Статистическая проверка гипотез.

    методичка , добавлен 02.03.2010

    Правила выполнения и оформления контрольных работ для заочного отделения. Задания и примеры решения задач по математической статистике и теории вероятности. Таблицы справочных данных распределений, плотность стандартного нормального распределения.

    методичка , добавлен 29.11.2009

    Основные методы формализованного описания и анализа случайных явлений, обработки и анализа результатов физических и численных экспериментов теории вероятности. Основные понятия и аксиомы теории вероятности. Базовые понятия математической статистики.

    курс лекций , добавлен 08.04.2011

    Определение закона распределения вероятностей результатов измерения в математической статистике. Проверка соответствия эмпирического распределения теоретическому. Определение доверительного интервала, в котором лежит значение измеряемой величины.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2012

    Сходимость последовательностей случайных величин и вероятностных распределений. Метод характеристических функций. Проверка статистических гипотез и выполнение центральной предельной теоремы для заданных последовательностей независимых случайных величин.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2012

    Основные этапы обработки данных натуральных наблюдений методом математической статистики. Оценка полученных результатов, их использование при принятии управленческих решений в области охраны природы и природопользования. Проверка статистических гипотез.

    практическая работа , добавлен 24.05.2013

    Сущность закона распределения и его практическое применение для решения статистических задач. Определение дисперсии случайной величины, математического ожидания и среднеквадратического отклонения. Особенности однофакторного дисперсионного анализа.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2013

    Вероятность и ее общее определение. Теоремы сложения и умножения вероятностей. Дискретные случайные величины и их числовые характеристики. Закон больших чисел. Статистическое распределение выборки. Элементы корреляционного и регрессионного анализа.

    курс лекций , добавлен 13.06.2015

    Программа курса, основные понятия и формулы теории вероятностей, их обоснование и значение. Место и роль математической статистики в дисциплине. Примеры и разъяснения по решению самых распространенных задач по различным темам данных учебных дисциплин.

    методичка , добавлен 15.01.2010

    Теория вероятностей и математическая статистика являются науками о методах количественного анализа массовых случайных явлений. Множество значений случайной величины называется выборкой, а элементы множества – выборочными значениями случайной величины.