Родители петра гринева из капитанской дочки сочинение. Родители петра гринева из капитанской дочки сочинение Несколько интересных сочинений

Сержант гвардии

Главный герой романа Петр Андреевич Гринев вспоминает. Родился он в семье мелкого помещика. Отец Гринева – отставной офицер. Еще до рождения сына он приписал его сержантом к Семеновскому гвардейскому полку.

Когда Петру исполнилось пять лет, отец приставил к нему слугу Архипа Савельича, чтобы тот воспитывал маленького барина. Слуга научил мальчика русской грамоте и разбираться в охотничьих собаках. В двенадцать лет для Пети выписали француза-учителя Бопре. Но тот пристрастился к водке и не пропускал ни одной юбки, совсем забыв про свои обязанности.

Однажды служанки пожаловались на учителя, и отец Гринева явился прямо на урок. Пьяный француз спал, а Петя мастерил из географической карты воздушного змея. Разгневанный отец выгнал француза. На том учеба Пети закончилась.

Гриневу исполняется шестнадцать, и отец отправляет его на службу. Но не в Петербург, а к своему хорошему приятелю в Оренбург. Вместе с Петей едет и Савельич. В Симбирске на постоялом дворе Гринев знакомится с гусарским ротмистром Зуриным, который учит его играть в бильярд. Петр напивается и проигрывает военному сто рублей. Утром он едет дальше.

Глава II

Вожатый

По дороге к месту службы Гринев и Савельич сбиваются с пути. Одинокий странник выводит их к постоялому двору. Там Петру удается рассмотреть провожатого. Это чернобородый мужик лет сорока, крепкий, живой и самого разбойничьего вида. Он вступает с хозяином постоялого двора в странный разговор, полный иносказаний.

Гринев дарит провожатому свой заячий тулуп, поскольку чернобородый практически раздет. Провожатый натягивает на себя тулуп, хотя тот трещит на нем по швам, и обещает век помнить доброту молодого барина.

На следующий день Гринев прибывает в Оренбург и представляется генералу, который, по совету отца Пети, отправляет юношу в Белогорскую крепость под начало капитана Миронова.

Глава III

Крепость

Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Она представляет собой деревню, обнесенную частоколом с единственной пушкой. Капитан Иван Кузьмич Миронов – седой старик, под началом которого проходят службу около сотни старых солдат и два офицера. Один из них – пожилой одноглазый поручик Иван Игнатьич, второй – Алексей Швабрин, сосланный в это захолустье за дуэль.

Петра поселяют в крестьянскую избу. Этим же вечером он знакомится со Швабриным, который в лицах описывает семейство капитана: его жену Василису Егоровну и дочь Машу . Василиса Егоровна командует и мужем, и всем гарнизоном, а Маша, по мнению Швабрина, ужасная трусиха. Гринев сам знакомится с Мироновым и его семьей, а также с урядником Максимычем. Он в ужасе от предстоящей службы, которая видится ему бесконечной и скучной.

Глава IV

Поединок

Представление о службе оказалось неверным. Гриневу быстро понравилось в Белогорской крепости. Никаких караулов и учений тут нет. Капитан иногда муштрует солдат, но пока не может добиться, чтобы они отличали «лево» и «право».

Гринев становится почти своим в доме Миронова и влюбляется в Машу. А Швабрин нравится ему все меньше. Алексей всех высмеивает, плохо отзывается о людях.

Гринев посвящает Маше стихи и читает их Швабрину, поскольку это единственный в крепости человек, который понимает поэзию. Но Алексей жестоко высмеивает молодого автора и его чувства. Он советует вместо стихов подарить Маше серьги и уверяет, что сам испытал правильность такого подхода.

Гринев оскорблен и называет Швабрина лжецом. Алексей вызывает юношу на дуэль. Петр просит Ивана Игнатьича стать секундантом. Однако старый поручик не понимает такого жестокого выяснения отношений.

После обеда Гринев сообщает Швабрину о своей неудаче. Тогда Алексей предлагает обойтись без секундантов. Противники договариваются встретиться утром, но как только сходятся со шпагами в руках, их арестовывают солдаты во главе с поручиком.

Василиса Егоровна заставляет дуэлянтов примириться. Швабрин и Гринев делают вид, что мирятся, их отпускают. Маша рассказывает, что Алексей к ней уже сватался и получил отказ. Теперь Петру понятна злоба, с которой Швабрин клевещет на девушку.

На другой день противники снова сходятся у реки. Швабрин удивлен, что Гринев может дать такой достойный отпор. Петру удается потеснить офицера, но в это время юношу окликает Савельич. Гринев резко оборачивается и получает ранение в грудь.

Глава V

Любовь

Рана серьезная, Петр приходит в себя только на четвертые сутки. Швабрин просит прощения и получает его от соперника. Маша ухаживает за Гриневым. Петр, воспользовавшись моментом, объясняется ей в любви и узнает, что девушка также испытывает к нему нежные чувства. Гринев пишет письмо домой, в котором просит родительского благословения на брак. Но отец отказывает и грозится перевести сына в другое место, чтобы не дурил. В письме также говорится, что матушка Гринева слегла.

Петр в подавленном состоянии. Он ничего не писал отцу о дуэли. Откуда же матери стало о ней известно? Гринев решает, что это донес Савельич. Но старый слуга оскорблен таким подозрением. В доказательство Савельич приносит письмо отца Гринева, в котором он ругает старика за то, что не сообщил о ранении. Петр узнает, что Миронов тоже не писал его родителям и не докладывал генералу. Теперь юноша уверен, что это сделал Швабрин, чтобы расстроить их брак с Машей.

Узнав, что родительского благословения не будет, Маша отказывается от свадьбы.

Глава VI

Пугачевщина

В начале октября 1773 года приходит сообщение о пугачевском бунте. Несмотря на все предосторожности и попытки Миронова оставить это в тайне, слух распространяется мгновенно.

Капитан посылает урядника Максимыча в разведку. Через два дня тот возвращается с известием, что движется огромная сила. Среди казаков поднимается волнение. Крещеный калмык Юлай доносит, что Максимыч виделся с Пугачевым и перешел на его сторону, а теперь подбивает казаков к бунту. Миронов арестовывает Максимыча, а Юлая ставит на его место.

События развиваются стремительно: урядник бежит из-под караула, казаки недовольны, схвачен башкирец с воззванием Пугачева. Допросить его не удается, поскольку у пленного нет языка. На совещание офицеров врывается Василиса Егоровна с плохими известиями: взята соседняя крепость, офицеры казнены. Становится ясно, что скоро бунтовщики будут под стенами Белогорской крепости.

Решено отправить Машу и Василису Егоровну в Оренбург.

Глава VII

Приступ

Утром Гринев узнает, что казаки покинули крепость и насильно увели с собой Юлая. Маша выехать в Оренбург не успела – дорога перекрыта. Уже на рассвете появились возле крепости казацкие и башкирские дозоры. По приказу капитана их отгоняют выстрелами из пушки, но вскоре появляется основная сила пугачевцев. Впереди – сам Емельян в красном кафтане на белом коне.

К стенам крепости подъезжают четыре казака-изменника. Они предлагают сдаться и признать Пугачева государем. Казаки перебрасывают через частокол голову Юлая прямо к ногам Миронова. Капитан велит стрелять. Одного из переговорщиков убивают, остальные бросаются прочь.

Начинается штурм крепости. Миронов прощается с женой и благословляет перепуганную Машу. Василиса Егоровна уводит девушку. Коменданту удается выстрелить из пушки еще раз, затем он велит открыть ворота и бросается на вылазку. Но солдаты не следуют за командиром. Нападающие врываются в крепость.

Гринева связывают и приводят на площадь, где пугачевцы сооружают виселицу. Собирается народ, многие встречают бунтовщиков хлебом и солью. Самозванец сидит в кресле на крыльце комендантского дома и принимает от пленных присягу. Иван Игнатьич и Миронов присягнуть отказываются. Их тут же вешают.

Доходит очередь до Гринева. С удивлением он узнает в кругу мятежников Швабрина. Петра подводят к виселице, но тут в ноги Пугачеву падает Савельич. Слуге удается вымолить помилование, и Гринева освобождают.

Из дома выводят Василису Егоровну. Увидев своего мужа на виселице, она называет Пугачева беглым каторжником. Старуху убивают.

Глава VIII

Незваный гость

Гринев пытается узнать о судьбе Маши. Оказывается, что она лежит в беспамятстве у попадьи, которая выдает девушку за свою тяжелобольную племянницу.

Гринев возвращается в свою разграбленную квартиру. Савельич объясняет, почему Пугачев вдруг пощадил юношу. Это – тот самый провожатый, которому молодой офицер пожаловал заячий тулуп.

Пугачев посылает за Гриневым. Юноша приходит в комендантский дом, где обедает с мятежниками. За трапезой проходит и военный совет, на котором бунтовщики решают идти на Оренбург. После все расходятся, но Гринева Пугачев оставляет для разговора наедине. Он снова требует присягнуть на верность, но Петр отказывается. Гринев не может обещать, что не будет воевать против Пугачева. Он – офицер, поэтому обязан выполнять приказы своих командиров.

Честность молодого человека подкупает предводителя бунтовщиков. Пугачев отпускает Петра.

Глава IX

Разлука

Утром самозванец выступает из крепости. Перед отъездом к нему подходит Савельич с перечнем добра, которое отняли у Гринева бунтовщики. В конце списка упоминается заячий тулуп. Пугачев гневается и отшвыривает бумагу. Он уезжает, оставив Швабрина комендантом.

Гринев бросается к попадье, чтобы узнать о состоянии Маши. Ему сообщают, что девушка в горячке и бредит. Петру приходится оставить любимую. Ни вывезти ее, ни находиться в крепости он не может.

С тяжелым сердцем Гринев и Савельич бредут пешком в Оренбург. Внезапно их нагоняет бывший казацкий урядник Максимыч, который ведет отличную башкирскую лошадь. Это Пугачев велел подарить молодому офицеру лошадь и бараний тулуп. Гринев с благодарностью принимает дар.

Глава Х

Осада города

Петр прибывает в Оренбург и докладывает генералу о происшедшем в крепости. На совете принимается решение не выступать против самозванца, а оборонять город. Петр тяжело переживает, что не может ничем помочь Маше.

Вскоре появляется войско Пугачева, начинается осада Оренбурга. Гринев часто выезжает на вылазки. Благодаря быстрой лошади и везению, ему удается оставаться невредимым.

В одной из вылазок Петр сталкивается с Максимычем, который передает ему письмо от Маши. Девушка пишет, что Швабрин забрал ее из дома попадьи и принуждает стать женой. Гринев просит у генерала роту солдат, чтобы освободить Белогорскую крепость, но получает отказ.

Глава XI

Мятежная слобода

Гринев собирается бежать из Оренбурга. Вместе с Савельичем он благополучно выезжает в сторону Бердской слободы, занятой пугачевцами. Петр надеется объехать слободу в темноте, но натыкается на отряд дозорных. Однако ему удается уйти. К несчастью, задерживают Савельича.

Петр возвращается, чтобы вызволить старика и тоже попадает в плен. Пугачев сразу узнает Гринева и расспрашивает, зачем молодой офицер покинул Оренбург. Петр рассказывает, что хочет освободить сироту, которую обижает Швабрин.

Пугачев гневается на Швабрина и грозится его повесить. Советник самозванца беглый капрал Белобородов не верит рассказу Гринева. Он считает, что молодой офицер – шпион. Неожиданно за Петра вступается другой советник Пугачева – каторжник Хлопуша. Дело едва не доходит до драки, но самозванец усмиряет советников. Пугачев берется устроить свадьбу Петра и Маши.

Глава XII

Сирота

Прибыв в Белогородскую крепость, Пугачев требует показать ему девушку, которую Швабрин держит под арестом. Алексей оправдывается, но самозванец настаивает. Швабрин приводит Пугачева и Гринева в комнату, где на полу сидит измученная Маша.

Пугачев спрашивает у девушки, за что ее наказал муж. Маша возмущенно отвечает, что скорее умрет, чем станет женой Швабрина. Пугачев недоволен обманом Алексея. Он велит Швабрину выписать пропуск и отпускает молодую пару на все четыре стороны.

Глава XIII

Арест

Гринев и Маша отправляются в путь. В крепостях и селениях, захваченных восставшими, им не чинят препятствий. Проходит слух, что это едет кум Пугачева. Пара въезжает в городок, в котором должен стоять большой отряд пугачевцев. Но оказывается, что это место уже освобождено. Гринева хотят арестовать, он врывается в комнату, где сидят офицеры. К счастью, во главе гарнизона – старый знакомый Зурин.

Петр отправляет Машу с Савельичем к своим родителям, а сам остается в отряде Зурина. Вскоре правительственные войска снимают осаду с Оренбурга. Приходит известие об окончательной победе. Самозванец схвачен, война окончена. Гринев собирается домой, но Зурин получает приказ арестовать его.

Глава XIV

Суд

Гринева обвиняют в предательстве и шпионаже в пользу Пугачева. Главный свидетель – Швабрин. Гринев не хочет оправдываться, чтобы не втягивать в судебное разбирательство Машу, которую вызовут как свидетельницу или даже пособницу.

Петра хотят повесить, но императрица Екатерина, пожалев его престарелого отца, меняет казнь на вечное поселение в Сибири. Маша решает броситься в ноги императрице и просить о помиловании. Она едет в Петербург.

Остановившись на постоялом дворе, девушка узнает, что хозяйка приходится племянницей придворному истопнику. Эта женщина помогает девушке попасть в сад Царского Села, где Маша встречает важную даму. Девушка рассказывает свою историю, и та обещает помочь.

В этой статье мы рассмотрим произведение, которое написал А. С. Пушкин в 1836 году: опишем его краткое содержание и проведем анализ. "Капитанская дочка" по жанру - историческая повесть. Напомним краткое содержание произведения.

В нем повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринева, 50-летнего человека. Он вспоминает время, когда он повстречал предводителя восстания крестьян.

Происхождение и детство Петра Гринева

Петр родился и вырос в семье одного небогатого дворянина. Мальчик практически не получил образования - он лишь к 12 годам с помощью Савельича выучился грамоте. Петр вел до 16 лет жизнь типичного недоросля. Он играл с мальчишками из деревни и мечтал о веселой жизни в Петербурге, поскольку был записан в сержантом, еще когда находился в чреве матери.

Однако отец его решил иначе - он отправил Петрушу, 17-летнего юношу, в армию, а не в Петербург, чтобы тот "понюхал пороху". Прощаясь, он дал наставление Петру, которое вынесено в эпиграф "Капитанской дочки": "Береги честь смолоду". Так Гринев оказался в Оренбургской крепости. Вместе с Петром отправился сюда и Савельич, его воспитатель.

Путь в крепость

Савельич с Петром на подъезде к городу заблудились, попав в буран. Их спасла лишь помощь незнакомца, который вывел героев на дорогу к жилью. Петруша в благодарность за свое спасение подарил этому незнакомцу заячий тулуп, а также угостил его вином.

Знакомство с Белогорской крепостью

Вот Петр приезжает в Белгородскую крепость на службу. Она не была похожа на укрепленное сооружение. Лишь несколько "инвалидов" составляет войско, единственное ее орудие - пушка. Миронов Иван Кузьмич управляет крепостью. Это честный и хотя и не отличающийся образованностью. Все дела ведет в крепости Василиса Егоровна, его жена. Гринев сходится довольно близко с семейством коменданта. Он проводит много времени с ним.

Взаимоотношения Гринева со Швабриным

Его другом поначалу становится также офицер Швабрин, который служит в этой крепости. Однако вскоре они ссорятся из-за того, что Швабрин нелестно отозвался о Маше, дочери Миронова, которая нравится Гриневу (образ капитанской дочки будет рассмотрен ниже). Петр вызывает на дуэль Швабрина и получает ранение. Маша, ухаживая за ним, рассказывает Гриневу, что Швабрин когда-то просил ее руки, но она ему отказала. Гринев решает жениться на этой девушке и пишет отцу письмо, прося благословения. Но тот не согласен на такой брак, поскольку бесприданницей является капитанская дочка. Главные герои произведения, таким образом, не могут пожениться. Маша не хочет заключать брак без отцовского благословения.

Пугачевцы в Белогорской крепости

В 1773 году, в октябре, Миронов получает письмо. В нем сообщается о Пугачеве, который выдает себя за погибшего Петра III. Он уже собрал большое войско, состоящее из крестьян, смог захватить несколько крепостей. Готовится встретить Пугачева и Комендант собирается свою дочь отправить в Оренбург, но сделать это не успевает - пугачевцы уже здесь. Жители деревни хлебом-солью встречают захватчиков. Все те, кто служит в крепости, взяты в плен. Они должны присягнуть на верность Пугачеву. Однако комендант принести присягу отказывается, его вешают. Жена его также погибает. А вот Гринев оказывается неожиданно на свободе. Савельич говорит ему, что Пугачев и есть тот незнакомец, которому когда-то подарил Гринев заячий тулуп.

Судьба Маши после прибытия в крепость Пугачева

Несмотря на то что главный герой открыто оказывается присягнуть Емельяну, тот его отпускает. Гринев уезжает из крепости, но в ней остается капитанская дочка. Главные герои, любящие друг друга, не могут воссоединиться. Девушка больна и скрывается под видом племянницы местной попадьи. Швабрин назначен комендантом крепости. Он присягнул Пугачеву. Это беспокоит Гринева. В Оренбурге главный герой просит помощи, но не находит ее. Он получает вскоре от Маши письмо. Девушка пишет, что Швабрин вынуждает ее выйти за него замуж. В случае отказа он обещает рассказать людям Пугачева, что она - капитанская дочка. Описание всех этих событий в произведении дается подробно - мы выделили лишь основные моменты.

Пугачев освобождает Машу

В Белогорскую крепость едут Гринев с Савельичем. Но они попадают по дороге в плен к пугачевцам и встречаются вновь с их предводителем.

Петр честно рассказывает Емельяну, куда он едет и зачем; и неожиданно для Гринева Пугачев решает ему помочь "наказать обидчика сироты". Пугачев в крепости освобождает Машу. Его не останавливает даже рассказ Швабрина о том, кто она такая на самом деле.

Помилование Гринева императрицей

Историческая повесть "Капитанская дочка" заканчивается следующими событиями. Гринев отвозит девушку к своим родителям. Сам же он возвращается в армию. Проваливается выступление Пугачева, но Гринева арестовывают, так как Швабрин на суде говорит, что Петр - шпион Пугачева. Главного героя приговаривают к ссылке в Сибирь, и лишь визит к императрице, который совершает Маша, помогает добиться помилования Гринева. А вот Швабрина отправляют на каторгу.

Тематика произведения "Капитанская дочка"

Проблемы, рассмотренные в произведении, весьма многочисленны. Наиболее важной из них, конечно, является проблема чести. Вообще по широте охвата действительности, значительности темы, поставленной автором, художественному совершенству произведения повесть "Капитанская дочка" - вершинное достижение, шедевр, созданный Пушкиным-реалистом. Она была закончена за 3 месяца до смерти автора. Таким образом, стала последним крупным его произведением "Капитанская дочка".

Проблемы, поставленные автором, во многом касаются очень важной темы для того времени - темы крестьянской войны, крестьянского восстания. Пушкину изучение истории пугачевского восстания дало возможность правдиво и точно рассказать об изображенных в повести событиях. Смысл "Капитанской дочки" заключался, в частности, в том, чтобы показать психологию его участников.

Отец Петра, Гринев Андрей Петрович

Гринев Андрей Петрович отрицательно относился к бесчестным и легким способам делать при дворе карьеру. Поэтому он не захотел отправить в Петербург на службу в гвардию своего сына Петра. Он желал, чтобы тот "понюхал пороху" и стал солдатом, а не бездельником. Именно он произносит слова, которые вынесены в эпиграф "Капитанской дочки": "Береги честь смолоду".

Гринев-отец не лишен присущих представителю того времени отрицательных черт. Вспомним, например, его суровое обращение с безропотной и любящей женой, матерью Петра, учиненную им расправу над учителем-французом, возмутительно грубый тон письма к Савельичу, в котором тот называет его "старым псом". Перед нами в этих эпизодах предстает типичный дворянин-крепостник. Однако есть и у Гринева-отца. Это сила характера, прямолинейность, черты и вызывают естественную и невольную симпатию к нему читателя - к этому строгому к другим и к самому себе суровому человеку.

Характер Петра Гринева

Характер Петра Гринева, 16-летнего юноши, показан автором в движении, развитии, которое произошло под влиянием жизненных условий, в которых он оказался. Петруша поначалу - легкомысленный и беспечный помещичий сынок, недоросль-бездельник, практически фонвизинский Митрофанушка. Он мечтает об исполненной удовольствий легкой жизни гвардейского офицера в столице.

В Петре Гриневе соединились любящее, доброе сердце его матери со смелостью, прямотой, честностью, присущими его отцу. Эти качества Гринев-отец укрепил в нем в твердом напутствии верно служить, слушаться начальников и, самое главное, беречь честь смолоду.

Доброта главного героя проявилась в щедром подарке "мужичку", указавшему ему дорогу во время бурана и сыгравшему в дальнейшей судьбе героя решающую роль. И после, рискуя всем, Гринев бросился на выручку Савельичу, захваченному в плен. Глубина его натуры сказалась в чистом и большом чувстве, которое возникло в нем к Маше Мироновой.

Честь в "Капитанской дочке" - очень важная характеристика личности. И Петр Гринев своим поведением доказал верность отцовским заветам, не изменил тому, что считал своей честью и своим долгом. Хорошие задатки и черты, свойственные ему, закалились, окрепли и восторжествовали окончательно под воздействием суровой школы жизни, в которую отец отдал его, послав в глухую степную окраину вместо Петербурга. Крупные события истории, участником которых стал Гринев, не позволили ему после личного огорчения (отец не дал согласие на брак с Машей) опуститься и пасть духом, сообщили душе юноши "сильное и благое потрясение".

Швабрин Алексей Иванович

"Капитанская дочка" - книга, в которой среди главных героев мы найдем и Швабрина Алексея Ивановича, соперника Гринева - полную противоположность прямому и честному Петру. Автор и этого персонажа не лишает положительных черт. Он наблюдателен, умен, образован, интересный собеседник, остер на язык. Однако ради личных целей Алексей готов совершить бесчестный поступок. Он оклеветал Машу Миронову, бросает тень также и на ее мать. Швабрин наносит вероломный удар Гриневу на дуэли и пишет вдобавок лживый донос на Петра его отцу. Алексей Иванович не по идейным убеждениям переходит на сторону Пугачева: он рассчитывает тем самым сохранить себе жизнь, а в случае успеха надеется сделать при Емельяне карьеру. Но главное, он жаждет расправиться с Гриневым и жениться насильно на Маше, которая не любит его.

Семья Мироновых и Иван Игнатьевич

Познакомимся вкратце и с характерами других персонажей, которые создал Пушкин в произведении "Капитанская дочка". Герои, о которых пойдет речь, принадлежат к рядовому офицерству, как и Швабрин. Они тесно связаны с солдатской массой. Речь идет об Иване Игнатьевиче, кривом гарнизонном поручике, и самом капитане Миронове, который по происхождению не был даже дворянином - он вышел из солдатских детей в офицеры. И Василиса Егоровна, его жена, и сам капитан, и кривой поручик из призведения "Капитанская дочка" - герои эти были необразованными людьми, с ограниченным кругозором, не дававшим им возможности разобраться в целях и причинах народного восстания.

Они были не лишены недостатков, типичных для того времени. Вспомним хотя бы "правосудие" капитанши. Она говорит, что не разберешь, кто прав, кто виноват - Прохор или Устинья. Следует наказать обоих. Однако Мироновы были добрыми и простыми людьми, преданными долгу, готовыми бесстрашно умереть за "святыню своей совести".

Образ Маши Мироновой

Продолжим анализ. Капитанская дочка (в честь которой и было названо интересующее нас произведение) - очень яркая героиня. Пушкин с особой теплотой и симпатией создает образ Маши Мироновой. В ней таятся под нежностью внешнего облика сила и стойкость, раскрывающиеся в любви к Гриневу, сопротивлении Швабрину, ее поездке в Петербург к императрице ради спасения своего жениха. Такова в произведении, которое создал Пушкин, капитанская дочка. Анализируя поступки этой героини, Александр Сергеевич ей явно симпатизирует.

Савельич, дядька Гринева

Автор очень правдиво показывает образ Савельича, дядьки Гринева, Его преданность господам далека от простой рабской принадлежности, как показывает проведенный нами анализ. "Капитанская дочка" - повесть, в которой Савельич показан не как унижающийся перед господами слуга. Так, в ответ на несправедливые и грубые упреки Гринева-отца он в своем письме называет себя "верный ваш слуга", "раб", как это было принято в то время при обращении к господам крепостных. Однако тон письма этого героя проникнут чувством человеческого достоинства. Душевное богатство, внутреннее благородство его натуры полностью раскрывается в глубоко человеческой и совершенно бескорыстной привязанности одинокого, бедного старика к своему питомцу.

Образ Емельяна Пугачева в произведении

Пушкин ("Капитанская дочка") анализировал образ Емельяна Пугачева. В 1830 годы он усиленно изучал историю его восстания. Образ Емельяна, созданный в интересующем нас произведении, резко отличается от предшествующих изображений Пугачева. Без всяких прикрас показал Пушкин этого вождя народного бунта. Его образ дан во всей суровой реальности, иногда жестокой.

В изображении автора Емельян отличается "сметливостью" - мятежным и вольным духом, ясностью ума, героической удалью и хладнокровием, широтой натуры. Он рассказывает Гриневу сказку о вороне и орле. Ее смысл состоит в том, что миг яркой и вольной жизни лучше долгих лет прозябания. Пугачев говорит о себе, что его обычай - "казнить так казнить, миловать так миловать".

Композиционный параллелизм

Александр Сергеевич назвал повестью "Капитанскую дочку". Мы в последней главе произведения вновь переносимся в дворянское имение Гриневых, в ту же обстановку. Такой параллелизм начала и конца композиции повести придает законченность и стройность. Однако Пушкин добавляет новые штрихи в описание обстановки. Так, Гринев-отец свой календарь перелистывает рассеянно, мать не варит на этот раз медового варенья, а вяжет фуфайку для Петруши, которого должны сослать на вечное поселение в Сибирь. Тяжелой семейной драмой сменилась семейная идиллия.

Языковые особенности

Язык, которым написано произведение, является замечательной стороной повести. Каждое действующее лицо Пушкин наделяет особой языковой манерой, которая соответствует уровню его развития, умственному кругозору, характеру, общественному положению. Поэтому из реплик персонажей, их высказываний перед читателями возникают необыкновенно живые и выпуклые человеческие образы. В них обобщены характерные стороны жизни русского общества того времени.

На этом завершаем анализ. "Капитанская дочка" - произведение, писать о котором можно очень долго. Его, как выразился Н. В. Гоголь, характеризует "чистота и безыскусственность", возведенные в такую степень, что действительность кажется карикатурной и искусственной перед ним. Гоголь отметил, что все русские повести и романы кажутся всего лишь "приторной размазнею" перед произведением "Капитанская дочка", описание которого было представлено в этой статье.

Эпистолярный жанр, сложившийся на Руси уже к 16 веку, был не только средством общения, но позже и средством создания литературного произведения. Вслед за французами (в частности – Руссо) появляются в России повести и романы в письмах. Письма давали возможность писателю характеризовать индивидуальность автора письма.

Использует этот прием и Пушкин. Причем в его произведениях письмо, выражение мыслей и чувств на бумаге, становится своеобразной проверкой для героя. "Ум" и "сердце", "чувства" и "разум" обязательно

Соседствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с двух этих позиций.

Весь роман Пушкина "Капитанская дочка" предстает перед читателями в виде большого письма, послания, "записок" - так определяет их сам Пушкин, - написанных Петром Гриневым и адресованных, возможно, внукам. Не случайно автор разделяет себя и рассказчика (Гринева), тем самым позволяя и себе сделать заключительную приписку (от издателя).

Как влияют письма на развитие действия? Какова их художественная роль в структуре романа?

Итак, с одной стороны, жанр исторического романа определял задачи произведения

Полностью раскрыть эпоху, но с другой - само название ("Капитанская дочка") обнаружило еще один план произведения - показать простую человеческую жизнь, понять человека в его времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причем оба эти "плана" взаимосвязаны, и поэтому можно говорить о нескольких конфликтах в романе: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют письма героев, "вносящие" живую струю в роман.

В произведении представлены письма, описывающие исторические события или предвещающие их. Письмо генерала капитану Миронову даже написано подобно исторической записке, как на лексическом так и на стилистическом уровне, и является завязкой исторического конфликта. Само письмо построено как целостное произведение: сначала экспозиция (вводится образ Пугачева - "раскольник", "злодей", "самозванец"), затем динамичная картина его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм ("собрал", "произвел", "разорил", "учиня", "произведя"), и вывод (приказ отразить, а то и истребить "указанного злодея"). Но это письмо поднимает не только исторические, но и бытовые и философские вопросы.

Так приписка "по секрету" обыгрывается Пушкиным в добром и немного ироничном эпизоде попытки Ивана Кузьмича скрыть положение дел от Василисы Егоровны; употребление же единственного числа по отношению всех действий Пугачева как бы создает образ его одиночества; и именно за этим письмом следует вопрос, поставленный Гриневым, который можно расценивать как риторический: "Как ты думаешь, чем это кончится?"

Есть в произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание Пугачева). Противопоставление двух этих посланий дается Пушкиным относительно лексики и интонации, служит для создания характеристик обоим лагерям; это начальная точка сравнения их (особенно эта тема будет развита далее при описании двух советов).

Письма Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и Савельичу, оренбургскому генералу раскрывают бытовой и нравственный конфликты. Не случайно при прочтении последнего письма генерал постоянно делает поправки от себя, что создает образ единения написанного и действительного, на страницы романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического произведения.

Письмо Маши является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов (полностью раскрываются характеры Маши, Швабрина и Гринева).

В приписке издателя вкратце дается текст еще одного письма (Екатерины II отцу Гринева). Причем в нем поднимается одна из главных проблем всего произведения - согласие ума и сердца: "…похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова", - говорится в нем, и невольно напрашивается сравнение с текстом Грибоедова ("Ум с сердцем не в ладу").

То есть, как уже говорилось, каждый герой расценивается с позиций разума и чувства, но мотив Грибоедова "живой" и "не живой" жизни вводится с помощью писем и их влияния на развитие сюжета и в действие романа (вспомним совет оренбургских чиновников, образы Швабрина и Гринева, да и само противопоставление мира и бунта).

Итак, письма помогают раскрытию конфликта. Но это не единственная их роль в произведении. Большое значение имеют они и в композиции, повороте сюжета, и в раскрытии характера героя.

Каждое письмо опровергает намерение или предположение, сделанное раньше, и совершенно неожиданно направляет события в другое русло. Итак, рассмотрим их согласно "хронологии" романа. Все "блестящие надежды" Петруши "рушатся", ибо отец его пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу, что, в общем-то, и является началом всех событий, произошедших с ним, можно даже сказать, что это и есть завязка всего произведения.

Текст письма появляется на страницах романа позже и вновь рушит все надежды Гринева (эпизод с "ежовыми рукавицами"). Этим постоянным приоритетом воли отца над мечтами сына Пушкин поднимает еще один вечный вопрос русской литературы - проблему "отцов" и "детей", "мудрости и неопытности"…

Письмо Зурина Гриневу является своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича, ибо заставляет его перейти к решительным мерам ("сейчас" или "никогда"). Письма отца Гринева Петру и Савельичу есть развитие любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивают сюжет (открывается невозможность Маши и Гринева быть вместе; раскрываются характеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина).

С помощью аллитерации звуков [с], [т] и [п] и интонации (обилия восклицательных и вопросительных предложений) Пушкин передает негодование отца. "Сын мой Петр!" - начинается письмо, адресованное Гриневу, и фраза эта, благодаря восклицательному знаку и всему фонетическому составу, звучит как "Сын мой Камень!" (ведь Петр в переводе с греческого - "камень"), и становится ясно, почему Петр Андреевич с первых же строк увидел, что все дело не состоялось. Обращение же к Савельичу еще более сурово. "Стыдно тебе, старый пес!", "пошлю свиней пасти!" - пишет ему отец Гринева. Но все же Пушкин изображает его и как отца заботящегося, как о физическом ("Хорошо ли его залечили?"), так и о духовном здоровье ("Что из тебя будет?") сына.

В ответном письме Савельич пытается вернуть все на прежнее место. "Грамота" его имеет кольцевую композицию (повествование начинается и заканчивается пересказом письма оппонента), что, возможно, символизирует попытку его помирить отца с сыном и "восстановить" ход событий жизни. Но она неумолима, поэтому приходит еще одно, секретное, письмо, меняющее уже не только судьбу Гринева, но и судьбу всех обитателей белогородской крепости.

И вот… в крепости появляется уже знакомый по письму "злодей" Пугачев, который и здесь производит грабежи и убийства и по счастливой случайности спасает Гринева. Но преподнесенный ему Савельичем список "разграбленного добра" и последующий "припадок великодушия" не позволяет расценивать его лишь как тирана. А Маша спасена и отправляется вместе с Савельичем к родителям Гринева.

И вот… в "самую минуту", когда будущая жизнь только стала радужно представляться Петруше, "неожиданная гроза поразила" его… Новым ударом становится секретная бумага, пришедшая Зурину, об аресте Петра.

Можно сказать, что письма в контексте романа и есть сама жизнь, непредсказуемая и изменчивая. Так внезапно меняется и уклад жизни в именье Гриневых после получения письма от князя Б., извещающего об аресте Петра Андреевича. Кажется, что дело непоправимо, ведь благородство Гринева не позволяет ему вмешивать Машу. Но она сама пишет прошение Екатерине и отправляется в Петербург, дабы лично вручить его ей. И совершенно случайно встретясь с царицей, передает ей письмо, что и исправляет все положение. Это и есть развязка всего романа, именно на этом заканчиваются записи Гринева.

Итак, можно уверенно сказать, что письма в тексте произведения не только раскрывают индивидуальные характеры их авторов и придают всему тексту повествования историческое звучание, но ещё и влияют на композиционное построение сюжета, являясь иногда поводом для неожиданного поворота в сюжете.

СРОЧНО!!! "Капитанская дочка" Ваше отношение к письму отца Гринева Содержание письма было следующее: "Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительско м нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться, да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, не смотря на твой офицерской чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость. Отец твой А. Г. "