Речевой артистизм и коммуникационные эффекты. Сущность понятия «артистизм Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Современные тенденции развития образования, возросшие требования к личности учащегося, усилили потребность в формировании творческой индивидуальности каждого ребенка, реализации его творческих способностей, развитии творческой деятельности. На сегодняшний день важными качествами личности становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и эмоции, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое начало, во взаимодействии с высокохудожественными образцами музыкальной и танцевальной культур. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет такое понятие, как артистизм.

Для выявления сущности и специфики формирования артистизма у детей в процессе обучения хореографии необходимо уточнить понимание понятия артистизм.

Артистизм - умение передавать эмоциональную информацию с помощью движений, мимики, выражения глаз и голоса. Артистизм - это искусство перевоплощения, позволяющее человеку надевать определенную «маску». Вживаясь в роль, человек временно меняет свою личность, не изменяя при этом глубинные личностные установки. Согласно словарю Ожегова С.И., артистизм - тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе, не только непреложный атрибут творческой деятельности, но и критерий свободы, компетентности человека. Человек, обладающий артистическими данными, по С.И. Ожегову, - виртуоз, мастер своего дела.

Артистизм как объект исследования многосторонен. В изучении данной проблемы участвуют представители различных наук: философы, социологи, психологи, педагоги, искусствоведы и т.д. Принципиальное значение для данного исследования имеют взгляды деятелей, работавших в области искусства. Они использовали приемы и методы работы, с помощью которых наиболее эффективно можно овладеть артистизмом, а именно процессами восприятия, воображения, развить творческое мышление, эмоциональную гибкость, способность к импровизации (К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд, Е.Б. И.А. Моисеев и А.Я. Ваганова). К.С. Станиславский, раскрывая специфику актерской профессии, основное внимание сосредотачивал на специфических качествах, которыми должен обладать актер, на понимании мастерства как силы личного обаяния, воздействия на аудиторию, заразительности и притяжения актера. Актер не себя должен любить в образе, а образ в себе, и выходя на сцену не демонстрировать себя, а свой образ. В.Э. Мейерхольд считал, что артистическое воздействие - это способность воздействовать и заражать зал.

Все вышесказанное можно в равной степени отнести и к артистизму в хореографии. По мнению А.Я. Вагановой основная задача танцора в том, чтобы средствами танца создавать содержательные хореографические образы, отвечающие задачам балетмейстера. Один из величайших русских балетмейстеров и педагогов Михаил Фокин отступил от отточенной техники взамен яркой образности и артистичности и этим произвел революцию в балете. А великий хореограф Игорь Моисеев писал о том что «танец как вид искусства всегда выполнял определенные задачи, и, по-видимому, танец в жизни человека просто необходим, как одно из средств самовыражения человека, через которое он передает свои эмоции и чувства и понимание красоты. И по мере развития этого вида искусства он в состоянии передавать какие-то свои духовные богатства. Мы знаем, чем богаче внутренний мир человека, тем богаче средства его выражения - в любом виде искусства». Великий балетмейстер Ростислав Захаров неоднократно подчеркивал, что «танец всегда должен быть содержательным, иначе он превратится в абстрактное, холодное сочетание телодвижений. Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель, выражается в танцевальных движениях определенного характера, благодаря чему зритель воспринимает мысль и чувство, которые были вложены в танец. Только при подлинном мастерстве и артистизме танцовщика мысли и чувства, наполняющие его, овладевают зрительным залом» .

Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела, которые свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, своеобразие личности. Хореография основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора в единое целое. И здесь исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.

Хореография - искусство изначально синтетическое, и вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмическую основу, оно не может существовать. Вместе с тем хореография - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления и др.).

Как же добиться яркости и выразительности? Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу.

Все серьезные педагоги-балетмейстеры работают по школе хореографического училища. Кто-то в большем, кто-то в меньшем объеме, но школа классического, да и народного танца одна, с небольшими нюансами у каждого педагога. На эту тему написано много учебников, пособий. Однако о том, какова роль артистизма в искусстве хореографии не уделяется должного внимания. Специфика хореографического искусства - выразительность, красноречие человеческого тела. Оно связано с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть связана с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Макаренко сказал, что «труд ради труда ещё не сделал ничего положительного. Только труд через эмоциональное состояние дает потрясающие результаты».

Артистизм является полезным человеческим качеством, которое сопровождает нас в повседневной жизни. В первую очередь артистизм необходим актерам, но немаловажен он и в других сферах деятельности. По сути, актерское мастерство - это умение быть самим собой, играя какую-то роль. К этому умению добавляется обладание и другими, не менее важными навыками. Сюда можно отнести внутреннее раскрепощение, управление мышцами лица и тела, дыхание, внимание, взаимодействие с партнером, преодоление психологических барьеров, страхов и волнения, развитие и улучшение пластики и памяти. И все они обязательно нужны человеку.

Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что артистизм - достаточно сложное понятие, объединяющее целый ряд как физиологических так и психологических характеристик. Для исполнителя артистизм становится ключевым условием развития творческих способностей, овладения учеником умениями и навыками художественно-образного воплощения средствами танцевального, музыкального и театрального искусства. Опираясь на анализ литературы по проблеме исследования, можно сделать вывод, что формирование артистических способностей у учащихся является возможностью раскрыть творческий потенциал ребенка и воспитать творчески-направленную личность.

Артистизм или артистичность относятся к врожденным (иногда – приобретенным) качествам. Артистичному человеку свойственны особое изящество манер, чувство ритма, утонченное восприятие окружающей действительности. Совсем не обязательно подобные качества присущи людям искусства. Иногда они бывают востребованы в обычной жизни. По мнению специалистов, человек с более высокой внутренней организацией легче переносит стрессовые ситуации, быстрее адаптируется к различным средам. Обо всем этом можно будет узнать, ознакомившись с материалами данной статьи.

Понятие «артистизм»

С точки зрения эстрады и сценического искусства в данную категорию включаются:

  • способность быстрой перестройки в соответствии с внешней обстановкой;
  • изменение манеры поведения, темпа речи, артикуляции;
  • гибкая адаптация к новым правилам игры, умение принять ситуацию, не изменяясь внутренне.

Не нужно путать составляющие артистизма с лицедейством или фиглярством: это абсолютно разные проявления, хотя неискушенному в тонкостях могут показаться одним и тем же. А вообще, как утверждал великий Шекспир, к сцене и ее подмосткам можно причислить весь мир. Стало быть, и самый обычный человек, не задумываясь об этом, играет каждый день какую-то свою роль, особенно важен .

Что такое творческий подход и зачем он нужен

Прежде всего, это означает стремление к движению вперед, активный жизненный статус и одновременно гармоничные отношения с окружающим миром. Иногда жизненные перипетии ставят нас в жесткие рамки, навязывая правила игры.

Совсем не обязательно речь идет о профессиональных киноактерах, периодически примеряющих на себя разные судьбы и характеры. Кстати, они, чаще всего, «меняются» только внешне: наносят грим, добавляют какие-то неуловимые нюансы, составляющие грани личности, а внутренне – это один и тот же человек.

Примерно такие же требования диктует серьезный бизнес. Только в нем «роли» более функциональные и времени на их разучивание отводится меньше. Да и ставкой, зачастую, может быть карьера и материальное положение.

Важно. Во время презентаций, публичных выступлений, популярных сегодня вебинаров, главное не переигрывать – помнить, что все хорошо в меру: все-таки шанса на второй дубль может не быть, а результат, в отличие от блокбастеров, не всегда оправдывает вложенные средства.

Правила, в общем-то, почти такие же, как в любительском театре. Разучивая новые роли, расширяя свой репертуар, порой приходится вырабатывать самоконтроль, тщательно маскировать свои настоящие эмоции. При этом внешне все совсем не так: человек выглядит открытым, предельно коммуникабельным, а настоящая его суть где-то хорошо спрятана.

Тренеры предлагают, как развить артистизм: проделать несколько простых, но . Например, разучить какую-нибудь мелодию или композицию, которая близка по уровню эмоциональных переживаний, запомнить ее до самых мельчайших подробностей. А потом немного изменить условия: научиться петь так, чтобы для слушателей песня звучала на пределе (что называется, брала бы за душу), но у исполнителя не вызывала никаких серьезных волнений.

Второе упражнение – на лояльность. Бывает, что какие-то люди вызывают острую негативную реакцию. С точки зрения духовных практик это серьезный недостаток, который разрушает личность и мешает установлению гармоничных отношений с окружающим миром. Однако и его можно обратить во благо, если подчинить свои эмоции жесткому ментальному контролю. Результат можно считать достигнутым, когда удается без видимых усилий общаться с «неприятным» собеседником, ничем не выдавая своих чувств.

Третье задание помогает развить способности к управлению собой, речевой артистизм с коммуникационным эффектом. Достаточно выбрать в своем окружении человека (или ситуацию), который приводит в растерянность, мешает сосредоточиться и надолго выбивает из колеи.


Осознанное общение с этой личностью (хотя бы по несколько минут в день) принесет успех в виде развития хладнокровия, быстрой адаптации к стрессовой ситуации. При этом поведение должно быть абсолютно естественным, не наигранным. В качестве примера такой практики можно привести басню Эзопа о лисице и льве. Впервые увидев царя зверей, лиса очень испугалась и убежала. Во второй раз она едва совладала с собою, но уже задержалась возле льва чуть дольше. И в третий раз лиса настолько осмелела, что позволила себе обратиться к нему с речью.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Внимание. Психологи утверждают, что научившись ставить все более сложные и неординарные задачи, преодолевая их, человек быстрее совершенствуется и движется вперед.

Как можно применять артистизм в повседневной жизни

Принято считать, что с точки зрения психологии женщина – существо более гибкое, чем мужчина. Причин этому множество: стандартные табу для мальчиков в современном обществе на открытое проявление своих эмоций, многолетнее стереотипное восприятие настоящего мужчины, как расчетливого, хладнокровного, полностью закрытого супермена.

Диагностика уровня развития артистизма в средней группе школьников обычно демонстрирует ошеломляющие результаты, но со временем, взрослея, дети учатся скрывать свои настоящие чувства, становятся замкнутыми. В некоторых обществах, например, в средневековой Японии, отказ от искренней демонстрации своих чувств и свободы проявления воли заменяли беспрекословным подчинением, считая, что именно в этом состоит истинный путь (дао) воина.

К счастью, современные правила морали более лояльны к персональным чувствам. Именно поэтому из мужчин иногда выходят прекрасные актеры. Однако вернемся к артистизму и его пользе – явной или мнимой. Человек, в большей или меньшей степени, живет своими настроениями, переживаниями: первая любовь, успешная сдача экзаменов, развитие карьеры, покупка нового автомобиля – все эти события вызывают определенные химические реакции в мозгу, внешне выражающиеся в эмоциях.

Не было бы яркого отклика на какие-либо события – исчезла бы серьезная составляющая жизни человека. Но иногда открытые, неконтролируемые эмоциональные вспышки «по системе Станиславского» не столько помогают, сколько вредят. Один из самых характерных примеров – покер, точнее прием, применяемый игроками (блеф).

В английском языке выражение «с лицом, как в покере» служит синонимом непроницаемого, скрытного игрока, поступки которого тяжело просчитать. Сильный соперник должен внушить остальным участникам игры, что у него на руках хорошие карты, а для этого нужно овладеть блефом в совершенстве.

В реальной жизни ведущий себя с достоинством, буквально излучающий уверенность человек имеет гораздо больше шансов получить вакансию, кредит в банке или повышение, чем запинающийся, робкий и слишком нервный. Это могут подтвердить работники рекрутинговых агентств: по статистике, работодатель, при всех прочих равных условиях (уровень квалификации, опыт работы, возраст), выберет соискателей, умеющих четко выражать свои мысли и контролировать эмоции.

Важно. Акционеры отдадут свой голос тому, кто умеет убеждать и говорит уверенно. Это же относится и к избирателям: робкие, застенчивые кандидаты (даже если они обладают целой плеядой других замечательных человеческих качеств) вызывают неприятие на подсознательном уровне. И с этим ничего поделать нельзя.

Упражнения на развитие артистизма

Развитие артистизма у детей необходимо, поскольку способствует более полному развитию личности. Тем более, кто знает, может быть, из них в будущем вырастет знаменитый певец, актер или писатель. Обычно у творческих личностей их путь в большое искусство начинался именно с занятий в любительских театрах или танцевальных кружках в детстве.

Простые упражнения на развитие артистизма будут очень полезны людям, застенчивым от природы и стремящимся изменить себя, сделать лучше. Как известно из истории, многие выдающиеся личности в юности страдали недостатками и только с помощью упорных тренировок смогли добиться успеха. По легенде, знаменитый античный философ и оратор Демосфен поначалу был косноязычен, не умел выражаться четко и внятно, да вдобавок обладал неприятной привычкой подергивать плечом.

Репетируя на берегу моря, под шум волн, набрав в рот мелкие камешки, он развил речевой артистизм: научился говорить громко, ясно формулировать свои мысли и усовершенствовал дикцию. А от тика помог избавиться меч, который был подвешен под потолком и каждый раз больно колол оратора.

Современные психологи советуют людям, страдающим дефектами речи ( , шепелявость, картавость), больше говорить и даже петь: такая практика поможет разработать связки, разовьет уверенность в себе. Специалисты утверждают, что большинство болезней человека имеют соматический характер, то есть являются проявлениями нарушений в работе органов или реакцией на внешние воздействия.

Поэтому в качестве совета, как развить артистизм людям с ДЦП и простым взрослым, вполне сгодятся приведенные выше рекомендации. Главное – это не бояться трудностей и верить в свой успех.

Артистизм помогает человеку в различных сферах жизни. Это может быть работа, учеба или простое общение с друзьями. Артистизм - это умение вести себя так, как это нравится окружающим и требуется в определенных жизненных обстоятельствах. Однако у этого понятия много трактовок. Также это качество человек может улучшить или развить.

Что такое артистизм

Человек, обладающий этим качеством, способен преображаться, исполнять различные роли в реальной жизни. Артистизм - это творческое начало индивидуума. Практически все люди имеют такую способность, но только в разной степени ее проявления. Она присуща не только певцам, актерам и ораторам. Артистичные люди встречаются довольно часто. Они умело увлекают других своими интересными рассказами, дополняя их выразительными жестами и яркими эмоциями. Также артистичность развита у журналистов, преподавателей, бизнесменов. Ведь таким людям необходимо умение убеждать, держать внимание публики.

Трактовки этого качества:

  • Артистичность - это своего рода талант, позволяющий личности перевоплотиться, если того требуют обстоятельства.
  • Артистизм - это умение становиться другим человеком перед обществом и с близкими людьми, но при этом держаться естественно.
  • Качество, благодаря которому индивидуум меняется не только внешне, но и на психологическом уровне, не предавая самого себя.
  • Артистичные личности соответствуют выбранным ролям.

Человек может как родиться с таким умением, так и приобрести его с годами. Для этого необходимо трудиться, учиться и практиковаться.

Артистизм в реальной жизни

Такие дарования в искусстве являются привычным явлением. Артистичный же человек в повседневной жизни иногда вызывается спорные чувства. Ведь иногда окружающим кажется, что такие люди пренебрегают правилами морали, правды и честности. Однако, на самом деле, артистизм - это своего рода защитный механизм.

Ведь практически каждый день человек подвергается и психологическим, и энергетическим атакам со стороны друзей, родственников или просто людей на улице. И в подобных ситуациях артистизм - это необходимость. Он помогает надевать на себя разные маски, чтобы не испортить отношения с окружающими. Но у артистизма есть и другие преимущества:

  1. Это качество помогает вести диалог и сохранять правильные отношения даже с неприятным человеком. А значит, людям, обладающим им, свойственно проявлять чувство такта.
  2. Для профессий, связанных с творчеством, невозможно обойтись без артистизма.
  3. Дипломатичность и артистизм способны помочь в ситуациях, когда правда может оказаться нелицеприятной.
  4. Это качество позволяет защититься от агрессии и выйти победителем.

Таким бывает артистизм в повседневности. Он является одной из самых важных черт в человеке. Такая способность помогает выражать эмоции более качественным образом, что позволяет окружающим лучше понимать собеседника.

Где проявляется артистизм

Благодаря мастерскому психологическому подходу, человек может управлять ситуацией. Артистизм - это помощник для людей. Он проявляется в следующих отраслях:

  • Журналистике. Такая специальность предполагает общение с людьми. Артистичный человек внушает доверие и раскрепощает. Благодаря этому, люди искренне делятся информацией, а журналист ее преподносит народу. Это необходимо во время интервью как с политиками, так и с обычными людьми.
  • Актерских профессиях. В большинстве фильмов участвуют личности, которые запоминаются режиссерам своим умением играть. На внешность практически никто не обращает внимание. Также в театрах необходимы люди, которые способны передать то или иное настроение.
  • Педагогике. От уровня развития артистизма у учителя, зависит и степень его достижений в воспитании детей и студентов. Педагога должны уважать, поэтому в своем арсенале он должен иметь маску строгости и своевременно ее надевать. В этом может помочь только артистизм. Нужно суметь изобразить эмоции одобрения, злости или негодования. Это нужно педагогам для контроля над ситуацией. Ведь дети не будут учить материал, если их преподаватель скучный, и не вызывает доверия.
  • В среде бизнесменов. Это качество является одним из самых главных в поддержании своего имиджа. Для бизнесмена жизненно необходимо развивать артистизм. Ведь от этого зависит уважение персонала и деловых партнеров. Бизнесмен должен умело убеждать, тем самым повышая количество успешных сделок.

Это самые популярные области, где проявляются врожденные или приобретенные наклонности артистичных людей. Они ведут за собой народ и убеждают окружающих. Также творческие личности восхищают и наставляют на правильный путь.

Профессия преподавателя содержит в себе творчество. Артистизм в работе педагога - это неотъемлемая часть его деятельности. Он вбирает в себя духовные и физические качества, которые позволяют установить конструктивный диалог с каждым отдельным ребенком. Благодаря этому, многие преподаватели пользуется доверием у учеников. Уже в ходе своей работы они приобретают то, что применительно к педагогике.

Виды артистизма очень многогранны. Вот основные методы, которыми пользуются учителя:

  • Внутренний артистизм. Он сочетает в себе культуру, эмоции, обаяние и воображение во время решения различных ситуаций. Это могут быть яркие уроки, которые увлекают учеников. За счет внутреннего артистизма преподавателя, дети настраиваются на учебу.
  • Внешний. Это творческая подача материала. Внешний артистизм включает в обучение, как в игру. Благодаря этому ученики воспринимают материал с удовольствием.

Преподаватель должен уметь преображаться и сдерживать свои эмоции. Ему необходимо оставаться спокойным в те моменты, когда ученики волнуются. Также не должны быть заметны, применимые им роли.

Как развивать это качество

Когда индивидуум улучшает свои артистичные способности, он становится актером. Благодаря этому, люди могут играть роли, которые появляются в повседневной и профессиональной жизни. Развитие артистизма предполагает продумывать образы, которые не соответствуют внутренним переживаниям. Ведь человек часто сталкивается с ситуациями, когда действительно нужно скрыть свои эмоции. Как развить артистизм:

  1. Необходимо научиться контролировать мысли. Человек должен думать лишь о том, что поможет ему вести конструктивный диалог. Для этого необходимо убрать мысли, которые навредят общению.
  2. Стараться скрывать истинные эмоции. Человек не в состоянии контролировать только направление своих зрачков. Слезы, раздражение, улыбка, смех, тремор - все это может подчиниться его воле. Но здесь важна практика.
  3. Научиться относиться к другим лояльно. Это сложно сделать, когда обуревают эмоции. Однако для установления доверительных отношений, окружающие должны считать, что их никто не осуждает. Научиться этому можно только в результате длительной практики.
  4. Скрывать неуверенность. Для этого необходимо много общаться с людьми, которые вызывают это чувство. Таким образом человек тренирует не только артистичность, но и уверенность в себе. Также это полезно для профессиональной деятельности.

Если следовать перечисленным правилам, то любой разовьет в себе артистизм. А этот навык пригодится в быту, общении с близкими и друзьями, а также на работе. Если хорошо постараться, то прогресс будет виден уже спустя две недели практики.

Заключение

Артистичные личности интересны для собеседников. Зачастую они способны вести за собой других. Это качество нужно улучшать практически каждому человеку. Однако не стоит забывать, что необходимо быть интересным, а не казаться таковым.

Творческие личности не просто носят причудливую одежду и пытаются выделиться из толпы. Без сомнений, люди искусства могут выглядеть подобным образом, но суть кроется в том, как именно они выражают себя и воспринимают окружающий мир. Творческие личности всегда находят время остановиться и осмотреться, поскольку стремятся понять глубинную суть вещей.

Шаги

Часть 1

Развивайте творческие наклонности

    Ведите активный образ жизни. Проводите меньше времени перед телевизором и в социальных сетях. Ходите на прогулки или находите другие способы проявлять активность. Регулярные физические нагрузки улучшают настроение и стимулируют творческое мышление.

    Начните вести дневник. Ежедневно делайте записи и рисуйте, даже когда вы считаете, что вам нечего сказать. Блокнот с нелинованными страницами может вдохновлять вас на творческие заметки.

    Выполняйте творческие упражнения. Ежедневные творческие упражнения - это отличный способ развивать свой творческий потенциал. Для этого не нужно много времени. Даже 15 минут в день вполне достаточно, чтобы зарядиться творческим мышлением.

  1. Постоянно стремитесь узнавать новое. Читайте книги, ходите на выставки, посещайте занятия, задавайте вопросы - каждый день узнавайте что-то новое. Такой подход вдохновит вас на творческие свершения.

    • Великие произведения искусства не возникают из вакуума, а являются отражением мира творца. Если жить в интересном мире, то ваше творчество тоже будет интересным.
    • Чем больше опыта и знаний, тем больше источников, из которых можно черпать вдохновение.

Сущность понятия «артистизм»

Феномен артистизма привлекает внимание различных ученых, занимающихся проблемами философии, эстетики, психологии, педагогики, и педагогики музыкального образования в том числе.

Артистизм в эстетике и искусствознании рассматривается как особое выразительное качество, проявляющее себя в разных видах и жанрах искусства. Предметом анализа становится многогранность понятия «артистизм», его разнообразные эстетические профили: от доминирования виртуозности, игрового начала, импровизации, до утверждения ценности сиюминутного переживания, способности парадоксального снятия антиномической напряженности элементов художественной формы, обнаружения граней внутреннего, скрытого артистизма произведения (О.А. Кривцун, О. Семенов, А.К. Якимович).

Философы осмысляют вариации артистического начала как важнейшую онтологическую составляющую искусства, порождающую «смысл поверх смысла», вносящую новое измерение в художественное содержание. Б.М. Берштейн отмечает, что особенности проявления артистизма исследованы как в классическом искусстве, так и в приемах неклассической выразительности, в особых формах жизнетворчества, в разных художественных течениях и стилях, на материале живописи, литературы, архитектуры, рекламы, истории костюма, музыки.

Теоретическая и практическая разработка проблемы развития артистизма стала предметом тщательного исследования К.С. Станиславского. «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою как личностью и своим волнением». Первая ступень в овладении искусством актера заключается, по утверждению К.С. Станиславского, в умении привести себя на сцене в «правильное, почти совершенно естественное человеческое самочувствие», вопреки всем условностям сценического представления. Это «правильное, естественное» самочувствие актера К.С. Станиславский называет творческим самочувствием и одной из наиболее важных составляющих артистизма. К.С. Станиславский различает внутреннее, внешнее и общее сценическое самочувствие.

Проблема формирования артистизма занимает весьма существенное место в системе К.С. Станиславского. Он настойчиво подчеркивает естественный, органичный характер творческого (сценического) самочувствия. «К удивлению, то, что так хорошо нам известно, что в подлинной жизни происходит естественно, само собой, то бесследно исчезает или уродуется, лишь только артист выходит на подмостки. Нужна большая работа... для того чтобы вернуть на сцену то, что в жизни так нормально для каждого человека».

Наиболее существенным моментом, противодействующим проявлению артистизма, является публичность творчества. Самочувствие артиста характеризуется, прежде всего, потерей самообладания, ощущением «зависимости от толпы». «Когда человек-артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, конфуза, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать, ходить, действовать».

Таким образом, артистизм -- достаточно сложное понятие, объединяющее целый ряд разноуровневых (как физиологических, так и психологических) характеристик. В физиологическом плане артистизм-- это не превышающий определенных пределов уровень активации в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки. В психологическом плане -- это определенный характерологический уровень тревожности, под которой принято понимать отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, «горячки», взбудораженности, переходящих в ажиотацию возбуждения непродуктивного, демобилизующего характера.

Результаты предпринятого анализа позволяют выделить три группы разноуровневых характеристик, связанных со способностью проявления артистизма в специфических условиях творчества:

  • 1. Характеристики, обеспечивающие возможность быстрого и динамичного угашения «эмоциональных помех», «выбивающих» актера из оптимального творческого состояния.
  • 2. Характеристики, обеспечивающие возможность активного (произвольного) сосредоточения актера на сценическом действии, формирующем «сценическую доминанту» -- устойчивый очаг возбуждения, подавляющий влияние отвлекающих, дезорганизующих творческий процесс факторов.
  • 3. Характеристики, обеспечивающие возможность реализации направленности «вовне», на перспективу роли, главную цель персонажа (сверхзадачу), тем самым «отвлекающие» актера от своих собственных не связанных с «жизнью роли» переживаний отрицательного характера, не в меньшей мере чем сама по себе публичность творческого процесса, способных дезорганизовать сценическое поведение .

Для музыканта артистизм становится ключевым условием развития интерпретационных способностей, умения быстрой смены персонажных состояний и самочувствий, настройки на тот или иной эмоциональный модус, присвоения характера, мышления героя произведения и действования в русле его логики. Здесь возникает вопрос о владении музыканта специальной психотехникой, которая побуждает певца к актерскому самовыражению. Чтобы явить на сцене персонаж, исполнителю необходимо силой воображения, ума и воли создать его в своей душе, а затем отчасти подчинить ему свое психофизическое существо. Ф.И. Шаляпин выразил суть перевоплощения в формуле, подразумевающей объективацию сознания персонажа посредством психофизического аппарата исполнителя: «Правда актера, но независимо от него. Через актера-творца независимо от актера-человека» .

Силантьева И.И., исследуя проблему перевоплощения музыканта -в вокально-сценическом искусстве, отмечает, что в процессе перевоплощения в исполнителе постепенно реализуется «художественный тип». Среди значимых психологических препятствий к проявлению свойств художественного типа личности видятся неведенье возможностей собственной эмоциональной природы, а также боязнь сильных переживаний, склонность к щадящему душевному режиму, нежелание эмоциональных затрат. Агрессия культуры «видео», невостребованность мирового литературного наследия и связанное с этими факторами ослабление функции воображения снижают потенциал сопереживания миру и рефлексии как залога самовыражения в искусстве. В этом, по мнению Силантьевой И.И., заключается один из важнейших аспектов психолого-педагогической проблемы развития артистизма .

Говоря о проблеме развития артистизма Н.В. Суслова отмечает, что полиперсонализм сознания, присущий исполнителю-объективисту, подразумевает множественность Я в одной личности. Многогранность личности как результат многовариантности сознания проявляется в разнообразии персонажных жизней.

Несмотря на различные взгляды ученых на рассматриваемую нами проблему, объединяющим все теории моментом является признание того факта, что способность к перевоплощению во многом определяет фактор памяти. В период работы над ролью от замысла до сценического воплощения память непрерывно и емко заполняется разнообразными впечатлениями, из элементов которых строится личность персонажа. В результате непрерывного процесса присвоения персонажных содержаний складывается суммарное Я эволюционирующей личности исполнителя .

Важная особенность артистической памяти - уметь «помнить, забыв»: она обусловливает возможность исполнителя не допустить к процессу персонажного существования собственную память о будущем своего героя, так чтобы персонаж, во всеведущем исполнителе мог каждое мгновение своего виртуального бытия проживать и переживать экзистенциально - «здесь и сейчас», в соответствии с правдой сценической жизни.

Память, в которой продолжают жить впечатления и переживания человека, обеспечивает исполнителя в условиях персонажного существования аффективными чувствами, которые «профильтрованы» временем, очищены от бытового привкуса и утратили болевую остроту, в силу их вторичности и осознанности творческой задачи сценического переживания. Содержания памяти, облекая их в образы, реорганизует и синтезирует воображение.

Воображение в контексте проблемы перевоплощения рассматривается учеными, работающими в области музыкальной психологии прежде всего как инструмент создания виртуальной реальности: оно направляет, сосредоточивает и удерживает психическую энергию в сфере персонажного сознания. Детальное, интенсивное и долговременное воображение дает содержание и саму жизнь персонажу, потому что его сценическое бытие это непрерывное воображание исполнителем умственного и душевного состояния персонажа в каждое текущее мгновение. Даром природы исполнителю является способность процессуального внутреннего видения, не уступающего в яркости восприятию реального мира, а также чувственное воображение, призрачное прикосновение которого вызывает физиологическую реакцию у певца, вплоть до влияния на фактуру голоса.

Яржемский Г.Л. говоря о психологических механизмах развития артистизма отмечает, что многие, обусловливающие перевоплощение, факторы опираются на скрытые в бессознательном механизмы психологической защиты: актуализацию одной из латентных личностей, проекцию, конгениальность или дополняющую контрастность; потребность забыться в созерцании или переживании чужой душевной жизни; исповедальность под маской героя; альтруистическую любовь к душевным качествам иного Я; потребность правдиво изобразить прекрасную душу как идеал. Среди глубоко скрытых импульсов, приводящих в активное состояние творческую энергию, упоминается и сублимация .

Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что артистизм как качество представляет собой системное образование, включающее такие компоненты как понимание содержания, музыкальная память, воображение, эмпатия.