Легенда о царе сауле и его пророке самуиле. Задание. поиск информации в отрывках исторических текстов Давид играет перед Саулом на арфе

Далеко от города Силома, в котором жил Самуил, жил один богатый человек. У него был сын, которого звали Саулом. Саул был красивый молодой человек высокого роста, на целую голову выше других израильтян.

Однажды у отца Саула пропали ослицы. Тогда он сказал Саулу:
- Возьми слугу и поищи ослиц; быть может, ты найдешь их. Саул отправился со слугою. Долго искали они их, но не могли найти.

Наконец пришли к городу, где жил Самуил, и слуга сказал:
- Я слышал, что здесь живет один пророк. Отыщем его: быть может, он укажет, где нам найти ослиц.

Саул согласился. Они отправились в город и вскоре нашли Самуила.

Бог же перед этим открыл Самуилу, что к нему придет молодой человек, которого он должен сделать царем.

Саул спросил у Самуила, не знает ли он, где его ослицы. Самуил же отвечал: - Не беспокойся об ослицах; теперь мне нужно передать тебе более важное, поэтому останься сегодня у меня.

Саул остался. На другое утро Самуил встал рано, взял сосуд с благоухающим маслом и вылил это масло на голову Саулу. Потом Самуил поцеловал Саула и сказал: - Это знак того, что Бог сделал тебя царем над израильтянами.

Вскоре после того собрал Самуил израильтян, вывел к ним Саула и сказал:
- Посмотрите: вот царь, которого выбрал вам Бог.

Сначала Саул слушался Бога и пророка Самуила и смотрел, чтобы народ не забывал Бога и исполнял заповеди Божьи. Но скоро забыл он, какое счастье послал ему Бог.

Однажды отправился Саул на войну против филистимлян. Перед войною следовало помолиться Богу и принести жертвы. Самуил обещал Саулу прийти к нему через семь дней и принести Богу жертвы. Наступил седьмой день, Самуил не приходил.

Приведите ко мне животных, которых следует принести в жертву, - сказал Саул, - я сам принесу жертвы.

Он и не подумал, какой страшный грех сделает, если принесет жертвы, которые может приносить только поставленный от Бога священник. Только окончил Саул жертвоприношения, как пришел Самуил, который сказал ему: - Что ты сделал? Зачем нарушил заповедь Божью? За это Бог отнимет у тебя царство и отдаст другому.

В другой раз Бог велел Саулу начать войну с амаликитянами. Это были настоящие разбойники. Они грабили и убивали всех, кто был слабее их. Они были до того жестоки, что отнимали у матерей детей и брали их в плен или даже убивали. Господь прогневался на этих злых людей. Чтобы они вперед не могли обижать или убивать других, Бог приказал Саулу убивать во время войны всех амаликитян без всякой пощады. Саулу велено было истребить и все стада, которые принадлежали амали-китянам. Злого царя их, в наказание за все его жестокости, Бог велел убить непременно.

Но Саул перестал уже слушаться Бога, а делал, как ему хотелось самому. Он, правда, пошел войною на амаликитян; истребил почти весь этот народ; взял их царя в плен, но пожалел этого злого человека и не убил его. Из стад он выбрал самых лучших животных и оставил их себе. Велел убить только никуда негодных.

Когда Самуил пришел к Саулу, то Саул сказал ему:
- Я исполнил волю Божью.

Самуил отвечал Саулу: - А чьи это овцы блеют и чьи коровы мычат?

Саул оправдывался:
- Я их оставил, чтобы принести в жертву Богу.

Лучше бы ты сделал, если бы вместо того, чтобы приносить жертвы, был послушен Господу, - сказал Самуил. - Не нужны Богу твои жертвы; Ему приятно послушание. Послушание лучше жертвы. Не будешь ты царем за то, что не послушался Бога.

Саул хотел остановить Самуила и схватил его за одежду, но так сильно, что оторвал от нее полу.

Как ты оторвал мою полу, так Господь отнимет у тебя царство и отдаст другому, который лучше тебя, - сказал обиженный Самуил. Самуил очень жалел Саула и плакал о нем.

И вот однажды явился Самуилу Господь и сказал:
- Перестань плакать о Сауле. Так как он не слушает Меня, то и не будет более царем над Моим народом. Поэтому наполни твой рог маслом и поди в город Вифлеем. Там живет пастух, которого зовут Иессеем и у которого восемь сыновей. Из этих сыновей ты одного помажь в цари. Я тебе укажу которого.

Самуил отправился к Иессею.
Иессей велел войти сыновьям. Когда Самуил увидел первого, то подумал, что это и есть избранный, потому что он был высок ростом и красив лицом. Но Бог сказал Самуилу:
- Не смотри на красоту и рост. Люди смотрят па лицо, а Господь смотрит на сердце. Не этого Я избрал.

Иессей ввел другого сына. Но и па этого не указал Бог Самуилу. Потом позвал третьего. Но и этот не был выбран. Потом вошли четвертый, пятый, шестой, седьмой: по между ними все еще не было избранного.

Тогда спросил Самуил у отца:
- Все ли твои сыновья здесь?

Нет! - отвечал Иессей, - здесь нет самого младшего, он пасет овец. - Позови его, - сказал Самуил.

Вскоре перед Самуилом стоял и восьмой сын Иессея. Его звали Давидом. У него было румяное лицо и прекрасные добрые глаза. Бог сказал Самуилу: - Вот он! Помажь его!

Самуил взял масло и помазал Давида в цари над израильтянами. С этого дня Давид стал совсем другим человеком. Дух Божий вошел в сердце его. Давида помазали в цари, по Саул не знал этого, и Давид оставался еще в доме отца своего.

Дух Божий оставил Саула, и стал его мучить злой дух. С этих пор Саул стал скучать, сердиться и браниться. Редко выдавался час, когда он был спокоен.

Заметили это придворные и говорят Саулу:
- Что это с тобою? Ты теперь совсем не так весел, как прежде. Позволь, мы приведем к тебе человека, который бы играл пред тобою на арфе, чтобы развеселить тебя.

Саул согласился:
- Хорошо! Поищите такого человека, который хорошо играет и приведите ко мне.

Царедворцы отвечали:
- Да мы уже нашли такого человека в Вифлееме. Его зовут Давидом. Славно играет он на арфе. Да и сам по себе он добрый, умный и благочестивый человек.

Взяли Давида с зеленого поля, которое так нравилось ему, от его овечек, которых он так любил, во дворец и заставили играть пред царем Саулом.

Давид умел также и петь хорошо. Саул скоро полюбил его, и Давид всегда должен был находиться при Сауле. Делалось ли Саулу скучно, начинал ли он сердиться - Давид брал свою арфу, начинал играть и петь, и Саул приходил в себя и становился спокойнее и веселее. Но Давид пел не веселенькие песни, под которые хочется плясать, а священные песни о Боге, о Его милосердии, о премудрости Божьей, о благодеяниях Божьих людям.

Снова поднялась война между израильтянами и филистимлянами. Вышли войска: израильское и филистимское и стали друг против друга. Израильтяне стояли на горе. Напротив, на другой горе, стали филистимляне. Между горами находилась долина, по которой протекал ручеек. Но войска долго стояли друг против друга и не сражались.

Между филистимлянами находился один великан и страшный силач. Его звали Голиафом. Этот Голиаф был очень высок, почти вдвое выше обыкновенного человека. На голове у него был большой медный шлем. Ноги, руки и все туловище были покрыты тяжелыми медными латами. В руке у него было очень длинное копье с длинным, тяжелым железным концом. Вот этот-то великан и силач сходил с горы в долину; насмехался над евреями и своим грубым, хриплым голосом громко кричал им: - Кто из вас посмеет прийти и драться со мною? Если найдется такой смельчак, который победит меня, то пусть филистимляне будут рабами евреев; если же я убью его, то евреи будут рабами филистимлян.

Это он делал каждое утро и каждый вечер целых сорок дней.
Обидно было евреям слушать насмешки Голиафа, а выйти против него никто не решался - страшно! Такой богатырь всякого убьет.

Три старших брата Давида были тоже на войне. Отец и послал к ним Давида проведать их и отнести им хлеба. Приходит Давид в лагерь и слышит, как Голиаф насмехается над евреями.

Давиду стало досадно, что Голиаф бранит евреев, он и спросил:
- А чем наградят того человека, который убьет этого великана?

Ему отвечали:
- Кто убьет этого филистимлянина, за того царь Саул отдаст замуж свою дочь.

Я хочу сразиться с этим великаном, - сказал Давид. Доложили Саулу, что Давид хочет бороться с Голиафом.

Саул позвал Давида к себе и сказал ему:
- Где тебе бороться с таким великаном: ведь ты еще мальчик, а он давно уже ходит на войну.

Я убивал и львов, и медведей, когда они напали на моих овец. Бог поможет мне победить и этого великана. Зачем он так оскорбляет евреев?

Ступай с Богом, - сказал Саул и дал Давиду свой медный шлем, латы и меч. Надел Давид шлем на голову, латы на грудь, привязал сбоку меч; но с непривычки и оттого, что доспехи были для него слишком велики и тяжелы, было очень неловко. Он не мог даже и двигаться в них.

Нет, - сказал Давид, - не нужно мне этих вещей, они мешают мне.

И взял он свою палку, сумку и пращу и пошел драться с Голиафом.

Вот Давид идет к ручью, выбирает там пять гладеньких камешков и кладет их в свою суму. Потом смело идет навстречу великану.

Давид подошел поближе к Голиафу. Когда тот разглядел Давида и увидел, что это молодой человек, без всякого оружия, то стал насмехаться над ним.

Разве я собака, что ты идешь на меня с палкою? - закричал Голиаф на Давида, обругал его и сказал: - Поди-ка сюда, я сразу тебя убью. Давид, не задорясь, отвечал:
- У тебя меч, пика и шит, а у меня одна дубинка; по мне поможет Сам Бог справиться с тобою.

Осерчал великан и пошел к Давиду. Давид взял один камешек и пол ожил его в пращу. Потом прицелился, размахнулся пращею и пустил камень, да так искусно, что камень попал великану прямо в лоб. Удар был так силен, что богатырский лоб не выдержал. Голиаф свалился с ног, и кровь ручьями текла у него из головы. Давид подбежал к Голиафу, вытащил его меч и этим мечом отрубил голову страшному Голиафу.

Обрадовались евреи, когда увидели, что Давид убил страшного великана, который так смеялся над ними и которого они так боялись.

Испугались филистимляне, когда увидели, что их великан, на которого они надеялись, лежит на земле мертвый. Они подняли страшный крик и со всех ног бросились бежать в разные стороны. Они побросали все, что взяли с собою: и палатки, и хлеб, и оружие. Все это досталось евреям, которые бросились догонять филистимлян и многих из них убили.

Давиду велели взять голову великана и с нею отвели его к царю Саулу. Саул очень обрадовался победе Давида и похвалил его за храбрость.

У Саула был сын, которого звали Ионафаном. С этого дня Ионафан и Давид сделались большими друзьями.

Идут с войны израильтяне домой, счастливые и веселые. Впереди войска царь Саул и неподалеку от него Давид, как победитель Голиафа, как самый храбрый в целом войске. Везде из городов и деревень выходят навстречу женщины и поют: - Саул победил тысячи, а Давид тьмы тысяч.

Саул обиделся:
- Они хвалят Давида больше, чем меня! Значит, Давида считают в десять раз храбрее меня.

И стал царь Саул завидовать своему оруженосцу Давиду, который играл для него на арфе.

На другой же день Саул сидел и не знал, куда деваться от тоски. Давид, чтобы развеселить его, играл на арфе. Вдруг Саул схватил копье и стал бросать в Давида. Хорошо, что Давид заметил это и успел два раза отскочить в сторону, так что копье втыкалось в стену.

Саул так рассердился, что не мог даже смотреть на Давида. Просто прогнать Давида Саулу было совестно. Вот он и сделал Давида тысяче-начальником, дал ему под команду тысячу человек. И Давид исполняя все, что приказывал царь, ходил на войну и храбро сражался с неприятелями. Саул обещал выдать дочь свою замуж за того, кто убьет Голиафа. Он должен был отдать ее за Давида, а отдал за другого. И все искал Саул случая, как бы погубить Давида. Наконец узнал он, что младшая дочь его Мелхола любит Давида, и он любит ее. Вот и говорит Саул: - Если Давид убьет сто человек филистимлян, то я отдам за него Мелхолу замуж. А сам думает: "Где же ему убить сто человек? Скорее самого его убьют". Пошел Давид и убил не сто, а двести филистимлян. Саулу совестно было теперь обмануть Давида, и он выдггл за него дочь свою Мелхолу. Как ни старался Давид угодить Саулу, Саул ненавидел его. Однажды Саул прямо сказал сыну своему Ионафану, что надо убить Давида. Ионафан был друг Давида.

Он пошел к Давиду и сказал ему:
- Мой отец хочет убить тебя, спрячься куда-нибудь. Давид так и сделал.

Ионафан же старался уговорить отца: - Не греши против Давида, - говорил он, - ведь он не сделал тебе ничего дурного. Вспомни, как верно он всегда служил тебе. Сколько раз он по твоему приказанию ходил на войну и всегда одерживал победу.

Саул обещал не трогать Давида, но ненавидел еще сильнее. И вот однажды ночью, когда Давид играл пред Саулом, Саул взял копье и бросил в Давида. Давид успел отскочить, и копье воткнулось в стену. Давид тотчас убежал домой и спрятался. Саул приказал взять Давида, чтобы на другой день убить его.

Испугались Давид и жена его Мелхола, когда увидели, что около их дома стали часовые, и что Давида хотят взять. Первая опомнилась Мелхола. Она посадила Давида в мешок и на веревке спустила в мешке за окно, да так осторожно, что караульные и не заметили. Давид вылез из мешка и убежал, а Мелхола набрала поскорее разного платья, положила на постель и покрыла одеялом, как будто на кровати лежал, закутавшись в одеяло, человек. Когда пришли посланные от царя за Давидом и спросили: "Где Давид?", Мелхола отвечала: "Давид болен".

Пошли и доложили Саулу: - Давид болен и лежит в постели. Саул приказал: - Сейчас принести его с постелью. Он должен умереть!

Сначала скрывался Давид в некоторых городах; но когда увидел, что там могут его схватить, стал прятаться в горах и пещерах. Были, впрочем, и добрые люди, которые не оставляли Давида, и делили с ним нужду и горе. Но таких добрых людей было немного, потому что все боялись Саула, который убивал друзей Давида. Саул не оставлял Давида в покое. Он погнался за ним и в горы. Чтобы скорее изловить Давида, Саул взял с собою три тысячи человек. Однажды Давид со своими добрыми друзьями спрятался в одной глубокой и темной пещере. Вдруг к этой же самой пещере подходит и Саул. Ему захотелось войти в пещеру. Когда Саул вошел туда, друзья Давида шепотом говорили ему: - Теперь Саул в твоих руках. Убей его.

Но Давид, тоже шепотом, чтобы не услыхал Саул, отвечал им:
- Сохрани Бог! Нет, я ничего не смею сделать Саулу. Да и сам не позволю убить его. Он царь, избранный Богом. А вот что я сделаю: посмотрите! Потихоньку подкрался Давид к Саулу и отрезал у него полу от верхней одежды. Когда Саул отошел уже довольно далеко, Давид вышел из пещеры и закричал ему: - Государь!

Саул обернулся. Давид поклонился ему и стал говорить:
- Зачем ты гонишь меня и думаешь, что я хочу убить тебя? Посмотри, вот пола твоей одежды у меня в руках. Я был подле тебя, и мне легко было убить тебя, да и спутники мои хотели этого, но я не тронул тебя. Значит, я ничего дурного против тебя не замышляю.

Этот поступок и эти слова тронули Саула до слез, и он сказал: - Не твой ли это голос, сын мой Давид? Я вижу теперь, что ты лучше меня. Я тебе делаю зло, аты сделал мне добро. Да наградит тебя Господь за это. В это время умер Самуил и был с честью похоронен в своем родном городе. Израильтяне очень жалели сто. Вскоре после похорон Самуила, Саулу злые люди сказали, что Давид скрывается в одной пустыне. Саул снова взял три тысячи самых храбрых воинов и снова пошел в пустыню - искать Давида. На ночлег пришли поздно. Солдаты устали, раскидывать палатки некогда. И легли все па голой земле под открытым небом. Саул лег посредине, а вокруг - его солдаты. Копье свое Саул воткнул в землю у изголовья; тут же стоял и кувшин с водою. Часовые, вместо того, чтобы караулить царя, заснули. Ночью Давид с племянников своим Авессою прокрался в лагерь Саула. Ни один человек не проснулся: крепко спали они от усталости. И вот Давид с Авессою подходят к спящему Саулу. Авесса сказал Давиду: - Теперь Саул в наших руках; я возьму копье и проколю его.

Что ты, - сказал Давид, - не тронь его! Бог сделал его царем, и страшный грех убить его. А лучше возьми его копье и кувшин с пойдем. Взяли они копье и кувшин и спокойно ушли из лагеря. Не так далеко была высокая гора. Давид взошел на самую вершину горы и, держа в руках копье и кувшин, изо всех сил закричал Авеииру, полководцу Саула:
- Авенир! Плохо ты стережешь своего царя. Мы были у вас в лагере и могли убить царя. Посмотри: вот его копье и кувшин, которые стояли у пего в изголовье. Авенир испугался. Саул тоже проснулся и, услыхав голов Давида, спросил: - Это ты разговариваешь, сын мой Давид? Давид отвечал:
- Да, государь, это я говорю! За что преследуешь ты меня? Что сделал я тебе?

Тогда Саул сказал:
- Да! Теперь я вижу, что согрешил против тебя; возвратись ко мне, сын мой Давид, я не обижу тебя! Но Давид не верил уже Саулу и сказал:
- Вот твое копье и кувшин; пришли солдата взять эти вещи.

Беспокойный народ были филистимляне. Давно ли, кажется, они воевали с евреями, а вот опять собрали большое войско и напали на землю Израильскую. Саул испугался и обратился за советом к Богу. Но Бог не отвечал. Саул, не надеясь на Бога, сказал своим слугам: - Сыщите мне колдунью, которая угадала бы, кто победит: я или филистимляне?

Слуги отвечали Саулу: - Мы знаем колдунью, да еще такую, которая может сделать, что явится тебе из могилы покойник, которого давно уже похоронили. Живет эта женщина в Аэндоре. Саул обрадовался и сейчас же отправился в Аэндоре. Он пришел туда ночью. - Вызови мертвеца, который бы сказал мне, одержу ли я победу или нет? - сказал Саул женщине. Та отвечала: - Кого же должна я вызвать тебе? - Самуила, - отвечал Саул.

Саул и женщина были вместе в темной комнате. Саул спросил: - Ты видишь что-нибудь?

Да! - отвечала женщина, - я вижу духа, выходящего из земли. Он стар и в длинной одежде. - Это Самуил! - вскричал Саул, упал на землю и поклонился. Самуил же сказал Саулу строгим голосом:
- Зачем потревожил ты мой покой и вызвал меня из могилы? - Я, - отвечал Саул, - в большом страхе. Филистимляне идут на меня войною. Бог оставил меня, и я не знаю, что делать. Самуил же сказал: - Так как ты не слушался Бога, то Бог возьмет от тебя царство и даст его Давиду. Ты же и твои сыновья завтра будут там, где я.

Услышав эти слова, Саул так испугался, что упал и совсем ослабел. К тому же он ни крошки не ел в тот день. Женщина принесла ему есть. Саул поел и отправился в обратный ПУТЬ со своими слугами.

На другой день пришли филистимляней война началась. Вскоре израильтяне были побеждены, и многие из них убиты. Ионафан, добрый друг Давида, и двое других сыновей Саула были тоже убиты. Сам Саул был ранен несколькими стрелами, и кровь текла из его ран. Так как он не мог идти дальше, а филистимляне приближались, то он сказал своему оруженосцу, который стоял подле него:
- Возьми меч и убей меня, а то придут филистимляне, заколют меня и посмеются надо мною!

Оруженосец же отвечал:
- Я должен убить тебя, моего господина? Этого я не смею и не могу сделать! Когда Саул увидел, что оруженосец не хочет убить его, то взял свой меч, упер его в землю и проколол себя!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Решим ВПР. Варианты задания №2 с ключами. «Поиск информации в отрывках исторических текстов» История Древнего мира 5 класс. Выполнено: Белозеровой Мариной Васильевной, учителем истории и обществознания МБОУ СОШ пос. Санболи

2 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «У царя этого племени родился первенец, которому дали имя Гаутама. На седьмой день после рождения сына умерла его мать. Отец решил посвятить свою жизнь сыну. Он приказал огородить дом высокой стеной, чтобы ничто не могло смутить юную душу. В ворота пропускали только красивых и хорошо одетых людей. Прожив 29 лет, став мужем и отцом, Гаутама ни разу не выходил за ворота и наивно полагал, что всюду живут также беззаботно, как он. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрёл мудрость». Перечень тем А) шумерские города-государства В) Древний Египет Б) Древняя Индия Г) Древняя Греция

3 слайд

Описание слайда:

Проверим свои знания Легенда о Гаутаме или Будде относится к Древней Индии. Ответ: Б.

4 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Сторож уста открыл в вещает, Обращается он к великой Иштар: «Постой, госпожа, не сбрасывай двери, Обожди ты снаружи, внутрь я войду, Доложу твоё имя царице Эрешкигаль». Входит сторож, вещает Эрешкигаль: «Сестра твоя это, Иштар, стоит у дверей, Корчемница это великих пиров, Возмутившая воды пред Эа-царём». Перечень тем А) Древний Египет В) Вавилонское царство Б) Финикия Г) Древняя Палестина

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. О всё видавшем до края мира, О познавшем моря, перешедшем все горы, О врагов покорившем вместе с другом, О постигшем премудрость, о всё проницавшем: Сокровенное видел он, тайное ведал, Принёс нам весть о днях до потопа, В дальний путь ходил, но устал и смирился, Рассказ о трудах на камне высек, Стеною обнёс Урук ограждённый, Светлый амбар Эаны священной. Перечень тем А) Древняя Индия В) Шумерские города-государства Б) Древняя Греция Г) Древний Китай

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Уста отверз, государю Мардуку он вещает: «Государь Мардук, пока в тот дом не войдёшь, А Огнь одежды твои не очистит и к себе ты не вернёшься, До тех пор буду править, укреплю уставы земли и неба, Поднимусь в небеса. Дам приказ Игигам, В Бездну спущусь, подчиню Ануннаков, В Страну без Возврата верну демонов злобных, Над ними взмахну моим грозным оружьем. Злому ветру, как птице, сломаю крылья. К дому, куда войдёшь ты, государь Мардук, По бокам ворот Ану и Энлиля, как быков положу я». Перечень тем А) Вавилонское царство В) Древняя Индия Б) Древняя Палестина Г) Древняя Греция

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Когда Давид принёс показать Саулу голову убитого им Голиафа, Саул спросил его: «Чей ты сын?» Давид ответил: «Я - сын Иессея, который живёт в Вифлееме». При разговоре присутствовал Ионафан, сын царя Саула. Он был рослым и мужественным юношей. Ионафан от души полюбил Давида и заключил с ним дружеский союз. В знак этого союза он подарил Давиду свою одежду, пояс, меч и лук. Давид также полюбил Ионафана. Однако Саулу не нравилась их дружба. Когда Давид убил Голиафа, то народ прославлял его, восклицал: «Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!» Услышав эти песни, Саул очень огорчился, потому что он жаждал славы только для себя. С тех пор он стал завидовать Давиду и хотел убить его. Однажды, когда злой дух возмущал его, и Давид играл перед ним на гуслях, Саул бросил в него копьё, но Давид, уклонившись от него, спасся. Перечень тем А) Древний Рим В) Персидская держава Б) Древний Китай Г) Древняя Палестина

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Рука об руку с ним шла его верная супруга Изида. Между дикими растениями поля она отыскала пшеницу и ячмень, научила людей хлебопашеству, а Осирис изобрёл хлебопечение... Маленький город Тапе, т. е. Фивы, скоро расстроился, украсился храмами и дворцами, и со временем вырос в стовратую столицу страны... И вот, однажды, царь позвал к себе супругу свою Изиду, сына своего Гора и своего брата Сета и сказал: - Вы видите, народ мой счастлив и уже не нуждается в моём личном присутствии; поэтому я хочу уйти и дать другим народам то, что делает добрыми и счастливыми. Ты, моя Изида, остаешься царицей страны и носи высшее достоинство в продолжение моего отсутствия; но на твои плечи, брат мой Сет, возлагаю я всю тяжесть правления заботы о моей жене и моём ребёнке. И так поступай, чтобы с честью предстать предо мною, когда я вернусь! Перечень тем А) Древняя Греция В) Ассирийское государство Б) Древняя Палестина Г) Древний Египет

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Перед отплытием в далёкую Колхиду Ясон объездил всю Элладу, созывая славных героев в далёкий поход. Все обещали помочь Ясону. Среди них находились знаменитый певец Орфей, крылатые сыновья Борея, братья Кастор и Полидевк, Геракл, Линкей, Адмет, сын Пелия Акает, друживший с Ясоном, и много других отважных мужей. Вот собрались наконец смелые мореплаватели в Иолке. За это время был построен у подножия горы Пелион под руководством Афины, благоволившей к Ясону, большой крепкий пятидесятивёсельный корабль. Строил его знаменитый строитель Арг, и назван был тот быстроходный корабль «Арго», а герои, собравшиеся плыть на нём, - аргонавтами. Вделала Афина в корму корабля кусок священного дуба из рощи оракула Додоны, и взяла под свою защиту аргонавтов могущественная Гера, которая была благодарна Ясону за то, что он однажды зимой перенёс её на плечах через реку. Перечень тем А) Древний Египет В) Древняя Греция Б) Древний Рим Г) Древний Китай

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Там они снова вошли в речное устье и вновь принесли жертвы. Но бог опять отверг жертвоприношение. И пришлось тирийцам вернуться несколько назад. Они остановились у небольших островков около самого побережья. На этот раз жертвоприношение оказалось удачным. Узнав волю Мелькарта, жители Тира, вышедшие из него, огородили место на острове и внутри ограды построили город. И назвали они его Гадиром, что означает «огороженное место» или «крепость». На противоположном конце этого же острова финикийцы воздвигли храм Мелькарта. Перечень тем А) Финикия В) Древний Рим Б) Шумерские города-государства Г) Древняя Индия

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. С этих пор Саул стал скучать, сердиться и браниться. Редко выдавался час, когда он был спокоен. Заметили это придворные и говорят Саулу: - Что это с тобою? Ты теперь совсем не так весел, как прежде. Позволь, мы приведём к тебе человека, который бы играл пред тобою на арфе, чтобы развеселить тебя. Саул согласился: - Хорошо! Поищите такого человека, который хорошо играет и приведите ко мне. Царедворцы отвечали: - Да мы уже нашли такого человека в Вифлееме. Его зовут Давидом. Славно играет он на арфе. Да и сам по себе он добрый, умный и благочестивый человек. Взяли Давида с зелёного поля, которое так нравилось ему, от его овечек, которых он так любил, во дворец и заставили играть пред царём Саулом. Давид умел также и петь хорошо. Саул скоро полюбил его, и Давид всегда должен был находиться при Сауле. Делалось ли Саулу скучно, начинал ли он сердиться - Давид брал свою арфу, начинал играть и петь, и Саул приходил в себя и становился спокойнее и веселее. Перечень тем А) Персидская держава В) Древняя Палестина Б) Древняя Индия Г) Шумерские города-государства

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Сын Юноны и Юпитера - Марс, был богом войны. Шум битвы он предпочитал звукам любой музыки, обожал борьбу и кровопролитие. Помощниками Марса были воинственные боги, это Фобос (бог страха), Эрида (богиня раздора), Демиос (опасения), Паллор (ужаса) и Метус (бог тревоги). Богиня Беллона постоянно сопровождала его, правила колесницей Марса, отражала все удары, следила за безопасностью бога. Поэтому этим двум богам поклонялись в одном храме, алтари которых обагрялись кровью. Воины, отправляясь на войну, приходили в храм Марса, где он был изображён в доспехах, с шлемом в одной руке и с копьём в другой. Дотрагиваясь до копья, воины громко восклицали ‹Бодрствуй, Марс!» Они верили, что Марс шагает впереди воинов и ведёт их к победе. После победы полководцы складывали свои лавровые венки к подножью. Перечень тем А) Древний Рим В) Вавилонское царство Б) Древний Египет Г) Персидская держава

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Фуси и Нюйва были работящими, добрыми, встретится им голодный человек - всегда дадут что-нибудь, помогут. Об этом узнал один небесный бессмертный. Подошёл к воротам дома Фуси и стал просить подаяние. Фуси и Нюйва гостеприимно приняли его. Он отдал им свою бамбуковую корзину и сказал: - Дарю вам эту корзину, если случится потоп, залезайте в неё оба тогда не потонете. Только Фуси взял в руки корзину, как нищий тотчас же исчез. Поняли Фуси и Нюйва, что это был опустившийся в мир людей бессмертный. Прошло несколько дней, и впрямь наступил потоп. Фуси и Нюйва, помня совет, забрались в плетённую из бамбука корзину и поплыли по разлившейся воде. А когда вода отступила, бамбуковая корзина легонько опустилась на землю. Фуси и Нюйва вылезли из неё, оглянулись: во всей Поднебесной только они вдвоём, брат с сестрой, и остались. Стали Фуси с сестрой советоваться: а не выделить ли нам людей из глины, чтобы не прервался род людской на земле? Накопали они глины, замесили её, подлив воды, и принялись лепить людей. Перечень тем А) Древняя Греция В) Древний Рим Б) Древний Китай Г) Вавилонское царство

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Чтобы на широкой земле травы в изобилии вырастить, Чтобы в хлевах и вагонах масло и сливки густыми сделать, Чтобы овечьих пастухов возвеселить, - Герой Нинурта в Эреду направился. Чтобы Тигр с Евфратом могли разливаться, Чтобы [...], чтобы Бездна могла яриться, Чтобы на болоте рыбы «сухурхи» и усач (могли резвиться)... Перечень тем А) Древний Египет В) Древняя Индия Б) Древний Рим Г) Вавилонское царство

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Охотник отправился к Гильгамешу, Пустился в путь, стопы обратил к Уруку, Пред лицом Гильгамеша промолвил, слово: «Некий есть муж, что из гор явился, Во всей стране рука его могуча, Как из камня с небес, крепки его руки! Бродит вечно по всем горам он, Постоянно со зверьём к водопою теснится, Постоянно шаги направляет к водопою. Боюсь я его, приближаться не смею!» Перечень тем А) Шумерские города-государства В) Древний Китай Б) Персидская держава Г) Финикия

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. О его детстве и юности известно только из легенд. Согласно Геродоту, матерью Кира была дочь индийского царя Астиага Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Легенда гласит, что после рождения Кира знатному мидийцу Гарпагу было поручено убить младенца, но он отдал его пастуху и его жене, а те, вместо того чтобы оставить ребёнка на съедение диким зверям, вырастили мальчика как собственного сына. Когда Киру было десять лет, за незначительный проступок его доставили к царю Астиагу, который признал в нём своего внука, заставил приёмного отца Кира рассказать правду и жестоко наказал Гарпага за обман. Перечень тем А) Древняя Палестина В) Персидская держава Б) Древняя Греция Г) Древняя Индия

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Сет дал самую великую и последнюю клятву: - Я больше не буду драться и проливать кровь. Мы построим себе каменные ладьи и поплывём наперегонки. Тому, кто обгонит соперника, пусть будет отдана корона... - Я согласен, - ответил Гор, - но вы все слышали - это состязание будет последним! Он придумал великую хитрость. В потаённом месте сделал лодку из кедра, обмазал её гипсом и вывел к причалу. Сет поверил, что лодка Гора из камня. Он взобрался на высокую гору, отломал её вершину, вырубил из неё ладью и поставил её рядом с лодкой Гора. Едва начались состязания, каменная лодка пошла ко дну. Лишь после этой добытой хитростью победы справедливость восторжествовала. Побеждённый Сет сказал: - Пусть отдадут Гору сан его отца, Осириса. Сыну Исиды возложили на голову белую корону. Исида, радостная, воскликнула: - Ты - прекрасный царь! Сердце моё радуется, когда ты озаряешь землю своим сиянием. Перечень тем А) Древняя Греция В) Шумерские города-государства Б) Персидская держава Г) Древний Египет

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. В пучине первичных вод в глубоком сне возлежал Вишну. Из живота бога появился стебель лотоса, из которою родился Брахма. Он посмотрел вокруг себя, но увидел только безбрежное водное пространство. Он был счастлив, считая себя Перворождённым. Но Брахма обнаружил, что стебель лотоса выходит из пупка Вишну, который возлежал на змее Ананте (Вечности), плавающем в первобытных водах. Вишну спросил у Брахмы, кто он такой. Брахма ответил, что является Создателем. Вишну начал оспаривать утверждение Брахмы, говоря, что он, Вишну, а не Брахма, является Творцом. Между ними произошла ссора. Перечень тем А) Шумерские города-государства В) Древний Китай Б) Древняя Индия Г) Персидская держава

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. ...Месяца айяра 14-го дня, я выступил из Ниневии; переправился через Тигр и приблизился к поселенцам Гиамму у реки Балих. Они убоялись ужаса моего владычества, горечи моего яростного оружия и убили своим собственным оружием своего владыку Гиамму.. Я вступил в Китлалу и во дворцы его поместил моих богов, во дворцах его устроил праздник. Я открыл хранилище, нашёл его сокровища, захватил его богатство и его имущество и доставил в мой город Ашшур. Перечень тем А) Персидская держава В) Ассирийское государство Б) Древний Рим Г) Древний Египет

35 слайд

Описание слайда:

36 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Ганеша родился прекрасным младенцем. Все боги пришли поздравить Шиву и Парвати с рождением сына и принесли подарки. Каждый, увидев ребёнка, восхищался его красотой. Лишь один бог Шани ни разу не взглянул на младенца, объяснив, что его взгляд обладает губительной силой. Но Парвати настаивала, чтобы и он посмотрел, как красив её сын. Лишь только Шани взглянул на ребёнка, как его голова упала на землю. Шива пытался приставить голову к телу мальчика, но она не прирастала. Тогда Брахма посоветовал безутешной матери приставить к нему голову первого встретившегося животного. Так мальчик обрёл голову слона. Перечень тем А) Древний Египет В) Древний Рим Б) Древняя Греция Г) Древняя Индия

37 слайд

Описание слайда:

38 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Господь увидел, что велико развращение людей на земле, и что мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; каждый извратил путь свой на земле. Тогда Бог сказал: «Истреблю с лица земли всех людей, которых Я сотворил... ибо Я раскаялся, что создал их». Ной же обрёл благодать пред очами Господа. Бог обратился к нему и сказал: «Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в нём и осмоли его смолою внутри и снаружи... И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть под небесами, в которой есть дух жизни; всё, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и ты войдёшь в ковчег, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою». Перечень тем А) Вавилонское царство В) Древняя Индия Б) Древняя Палестина Г) Древний Рим

39 слайд

Описание слайда:

40 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на состязание. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам горы Тмола. Когда замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Замерли последние звуки кифары Аполлона. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда. Только Один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Перечень тем А) Ассирийское государство В) Древний Китай Б) Древний Рим Г) Древняя Греция

41 слайд

Описание слайда:

42 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Доброму богу морской пучины и разума Эа - давнему другу и покровителю людей - не понравилось задуманное богами злое дело. Эа стал помогать людям. Он спас их от засухи, от голода, а потом предупредил благочестивого и мудрого Ут-Напиштима о грозящем наводнении. Он перенёсся в Шуруппак, подкрался к хижине Ут-Напиштима и дуновением ветра прошептал: - Слушай, хижина! Стена, запомни! Шуруппакиец, сын Убар-Туту! Снеси жилище, построй корабль, Покинь изобилье, заботься о жизни, Богатство призри, спасай свою душу! Перечень тем А) Шумерские города-государства В) Финикия Б) Древняя Греция Г) Древний Китай

43 слайд

Описание слайда:

44 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Из той части первоначальной материи, которая носилась ещё между небом и землёю, Мент, творящий дух, и Птах, первобытный огонь, мало-помалу образовали два больших мировых тела - солнце, бога Ра, и луну, бога Эаг. Когда произошли солнце и луна, могла пойти речь и о разделении времени; ибо с богом и через бога Ра произошли одновременно две богини: Сате, день, светлая половина мира, и Гаттар, ночь, мрачная половина мира. Перечень тем А) Финикия В) Ассирийское государство Б) Древний Рим Г) Древний Египет

45 слайд

Описание слайда:

46 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Считалось, что когда-то Янус был главным небесным божеством. Утром открывал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. Но потом эту обязанность он передал Юпитеру, а сам занял не менее почётную должность владыки всех начал и начинаний. Под его покровительством находились все входы и выходы - частных домов, храмов, городских ворот. Именем Януса, призываемого жрецами, начинался каждый день, месяц, год. Приступая к любому делу, люди славили двуликого бога. Именем Януса называли первый день нового года и весь первый месяц - януарий. В первые дни януария устраивался большой праздник. Богу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу добра и дарили сладости как пожелание того, чтобы весь год проходил счастливо, сладко. Перечень тем А) Древний Египет В) Древний Рим Б) Древняя Индия Г) Древняя Палестина

47 слайд

Описание слайда:

48 слайд

Описание слайда:

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. Однажды они попросили женщину по имени Далида, которую любил Самсон, выведать у него секрет его силы. Много раз она спрашивала его, но Самсон не хотел сказать правды. Тогда она стала каждый день умолять его и тяготить своей просьбой. От этого тяжело становилось Самсону на душе, и он, наконец, открыл ей тайну, сказав: «Если остричь волосы на голове моей, то отступит от меня сила и я стану таким же, как и все люди». Услышав это, Далида усыпила его и позвала филистимлян. Они пришли и остригли ему волосы. Тогда начал Самсон ослабевать, и сила оставила его. Господь тоже отступил от него. Перечень тем А) Древняя Греция В) Персидская держава Б) Древний Рим Г) Древняя Палестина

49 слайд

Описание слайда:

50 слайд

Первый израильский царь Саул, происходивший из знатного рода, выделялся среди окружающих высоким ростом и красотой, к тому же он прекрасно владел оружием. Через пророка Самуила Господь всячески помогал ему. Однако за годы правления и после многих побед над врагами Саул возгордился, стал чрезмерно тщеславен и самонадеян. После смерти пророка Самуила он растерялся, не знал, у кого спросить совета. Накануне ответственного сражения против филистимлян, давних врагов израильского народа, Саул решил обратиться к Аэндорской волшебнице, чтобы попросить ее вызвать дух пророка Самуила и узнать его совет.

Согласно Библии, до Саула израильским народом управляли судьи, но они оказались неспособны объединить народ и дать достойный отпор врагам, в первую очередь филистимлянам. Предыдущий пророк Илий также не сумел привнести новые законы, чтобы общество могло жить по справедливости. А его сыновья и того хуже - полностью скомпрометировали себя и во время одной из битв с филистимлянами потеряли ковчег Завета - главную еврейскую святыню, а также каменные скрижали с десятью заповедями Господа, сосуд с манной небесной и посох Аарона.

Ковчег Завета служил символом единства израильского народа и Бога, и его не стало. Народ потребовал у Самуила поставить над ними царя, который правил бы ими и вернул святыню. Бог предложил избрать царем Саула и поручил пророку Самуилу всячески его опекать.

В Библии записано, что Господь пошлет многие блага для людей и для их царя, если все они будут слушаться повеления Господа. Но если они не будут слушать гласа Господня, то Он накажет и народ и их правителя.

Первые годы своего правления Саул показывал себя достойным божеского избрания, поступал по воле верховного повелителя. Многими победами над врагами израильского народа он приобрел любовь и всяческое почитание не только приближенных, но и простых людей.

Самуил провозглашает Саула царем

Однажды Саул пошел наперекор повелению Всевышнего

Бог приказал ему наказать амаликитян, кочевое племя идумейского происхождения, которые нападали на израильский народ во время его перехода из Египта в Ханаанскую землю. Саул напал на амаликитян, но не уничтожил их, а разогнал, к тому же пощадил царя. Затем он забрал все стадо амаликитян и лучших волов и овец погнал к себе, якобы для того, чтобы иметь возможность совершить жертвоприношение Господу.

Пророк Самуил был очень рассержен таким поступком Саула. Он сказал ему, что послушание Богу и есть лучшая жертва, а неповиновение есть отрицание Божьей воли и повлечет за собой наказание. И объявил ему волю Господа - Саул потеряет Израильское царство, и впереди его потомство ждет гибель.

С этого времени Саул страшно озлобился, царские почести больше не радовали его. Пророк же Самуил повинился перед Всевышним за Саула. Тогда Господь отправил его в Вифлеем для выбора нового царя. Им оказался Давид, его Самуил тайно помазал на царство. Давид был небольшого роста, но красив, умел играть на арфе и прекрасно пел. Его решили отправить во дворец Саула, чтобы своим пением он развлекал мрачного царя.

Однако после смерти пророка Самуила Саул еще больше возомнил о себе, стал самонадеянным. Он думал, что все блага, которые совершил для народа, это заслуга его одного и перестал выполнять повеления Господа. За проявленную дерзость он должен был быть наказан. Дух Божий тотчас оставил его. Саул почувствовал, что он лишился высшей поддержки, и сделался мрачным, нелюдимым, стал проявлять жестокость по отношению к близким людям.

С установлением закона Моисея в течение почти пяти веков у Израиля не было царской власти. Сам Господь был Царем . Пророки, судьи и старейшины являлись лишь исполнителями Его воли. Такой способ правления называется теократией (буквально — власть Бога). Будучи Богом и Небесным Царем всех народов, Господь был в отношении Своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы и постановления не только религиозные, но и семейного, общественного, государственного характера.

Когда состарился Самуил, то старейшины Израиля, собравшись, стали просить: поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1 Цар 8, 5). Слова эти не понравились Самуилу. Великий пророк усмотрел в них угрозу теократии.

Однако Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого может и не противоречить установившейся среди евреев форме богоправления, так как земной царь теократического государства евреев мог и должен был быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного.

Первым царем, помазанным на царство пророком Самуилом, стал Саул , сын Киса. Произошло это так. У Киса пропали лучшие ослицы, и он послал сына Саула со слугой найти их. После трехдневных поисков они пришли в землю Цуф — отечество великого пророка Самуила. Ослицы не были найдены, слуга посоветовал Саулу спросить о них знаменитого прозорливца. Так Господь привел будущего царя к пророку Самуилу. Бог за день до прихода Саула открыл Самуилу это. Пророк Самуил взял сосуд с елеем и вылил на голову Саула, поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего (1 Цар 10, 1). До сих пор в Ветхом Завете говорилось о помазании святым елеем только первосвященника (см.: Исх 30, 30).

Царская власть возлагает на человека великую ответственность. Через миро (или святой елей) подавались Божественные духовные дары для успешного прохождения этого служения.

Когда Саул возвращался, встретился ему сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Пророчествовать на библейском языке не всегда означает предсказывать. В данном случае слово пророчествовал можно понимать в том смысле, что он прославлял Бога и Его чудеса в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает особый подъем духовных сил человека. Для всех знавших до того Саула это было крайне неожиданно, поэтому у евреев родилась пословица: Неужели и Саул во пророках? (1 Цар 10, 11).

В первые годы Саул был вполне на высоте своего звания. Он одержал несколько побед над филистимлянами и амаликитянами, враждовавшими против избранного народа. Но постепенно власть опьяняла его. Он стал действовать самовластно, пренебрегая волей Божией , которую ему открывал пророк Самуил.

Своеволие Саула вызывало недовольство Самуила. Окончательный разрыв Самуила с Саулом произошел после победы над амаликитянами. Господь потребовал предать все добытое в сражении заклятию, то есть полному истреблению. Но Саул и народ пощадили лучших из овец, волов, откормленных ягнят и все ценное, что досталось им. Когда Самуил от лица Господа обличил его, Саул сказал, что удержал добычу для жертвоприношения Господу. Самуил ответил, что послушание Богу лучше любого жертвоприношения, а непокорность такой же грех, как волшебство .

В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями... Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ - старейшины - судьи - первосвященник (иногда рядом с ним пророк) - Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами...), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу.

Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.

Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.

В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).

Давид играет на арфе перед Саулом.
Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5.
На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины.
Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html


Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила.
Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г.
Ульяновский художественный музей

Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам - „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.

„И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты - Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? - спросил у неё [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“

Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ - „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои [будете] со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.

На следующий день в битве сыновья Саула - Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).


Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы).
Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Царь Давид

Давид - второй царь Израиля, младший сын Иессея. Царствовал 40 лет (ок. 1005 - 965 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 876 - 836 до н. э.: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года - царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии - Иисуса Христа от царя Давида. Историчность царя Давида является предметом дискуссии историков и археологов.


Древо Иессея.
Марк Шагал. 1975 г. Холст, масло. 130×81 см.
Частная коллекция


Давид и Голиаф.
И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22х35.
Тверская областная картинная галерея

Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество от Бога. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 - 18:2).


Вирсавия.
Карл Павлович Брюллов. 1832 г. Не оконченная картина. Холст, масло. 173х125,5.
Поступила в 1925 г. из Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). Инв.№ 5052.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
http://www.tanais.info/art/brulloff6more.html


Вирсавия.
К.П. Брюллов. 1830-е (?). Холст, масло. 87,5 х 61,5.
Вариант одноименной картины 1832 из собрания ГТГ
Вторая книга Царств, 11, 2-4
Слева, на кране, подпись: К. П. Брюлло.
Поступила в 1907 от А. А. Козловой (Санкт-Петербург). Инв.№ Ж-5083.

http://www.tez-rus.net/ViewGood36729.html

Примерно в 1832 году Карл Брюллов создал полотно, явившееся своеобразным итогом его многолетних творческих исканий в мифологической и жанровой живописи. Замыслив картину «Вирсавия», он самозабвенно начинает над ней работать в течение четырех лет. Автора переполняло желание изобразить обнаженное человеческое тело в лучах заходящего солнца. Пронизывающая картину тонкая игра света и тени, воздушность окружающей фигуру среды, не помешали автору придать силуэту четкость и скульптурную объемность. В картине «Вирсавия» Брюллов искусно изображает чувственную эротику, откровенно по-мужски любуясь каждой складочкой на стройном теле и каждой прядью распушенных густых волос. Для того, чтобы усилить впечатление, мастер применил эффектный цветовой контраст. Мы видим, как белизну матовой кожи Вирсавии оттеняет смуглая темная кожа служанки-эфиопки, нежно прильнувшей к своей госпоже.

В основу картины лег сюжет из Ветхого завета. В Библии «Вирсавия» описывается, как женщина редкостной красоты. Гуляя по крыше своего дворца, царь Давид увидел внизу девушку, которая обнажилась и уже готова была войти в воды мраморной купальни. Пораженный неповторимой красотой Вирсавии, царь Давид испытал страсть. Муж Вирсавии в это время находился далеко от дома, служа в армии царя Давида. Не пытаясь соблазнить царя, Вирсавия все же явилась по его приказу во дворец и после их отношений Вирсавия забеременела. Царь Давид отдал командиру армии распоряжение, в котором приказал ее мужа направить в самое горячее место, где бы его убили. В итоге так и произошло, после чего царь Давид женился на Вирсавии. Появившись на свет, их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид долго горевал и раскаивался в содеянном. Несмотря на свое высокое положение и статус самой любимой жены Давида, Вирсавия вела себя очень скромно и достойно. Между тем, в Библии говорится о том, что она имела большое влияние на царя, это доказывает и тот факт, что она убедила правителя назначить своего старшего сына Соломона царем. После того, как за престол царя Давида началась ожесточенная борьба между его сыновьями, она всячески содействовала разоблачению четвертого сына Давида Адония, который стремился сместить отца с престола. У Вирсавии было два сына Соломон и Нафан. Всю свою жизнь она любила и была предана царю Давиду, став прекрасной женой и хорошей матерью. аrt-on-web.ru


Давид и Вирсавия.
Марк Шагал. Париж, 1960. Литография, бумага. 35,8×26,5


Песня Песней
Марк Шагал
Музей Марка Шагала, Ницца


Царь Давид.
Марк Шагал. 1962–63 г. Холст, масло. 179.8×98.
Частная коллекция


Царь Давид.
В.Л. Боровиковский. 1785 г. Холст, масло. 63,5 х 49,5.
Слева внизу дата и подпись: 1785 года писалъ Владимiръ Боровиковскiй.
Поступила: 1951 из собрания Р.С. Беленькой. Инв.№ Ж-5864
Государственный Русский музей
http://www.tez-rus.net:8888/ViewGood34367.html

Царь Соломон

Соломон - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма, позднее разрушенный Навуходоносором. Традиционно считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. При жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское). Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». «Солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум.


Суд царя Соломона.
Н.Н. Ге. 1854 г. Холст, масло. 147 x 185.
Киевский государственный музей русского искусства

Ученическая программная работа «Суд царя Соломона» выполнена по всем академическим канонам, в несколько скованной и сдержанной манере.

Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.

И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать. 3-я Царств 3:16-27


Экклезиаст или Суета сует (Суета сует и всяческая суета).
Исаак Львович Аскназий. 1899 или 1900 г.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств в С.-Петербурге

Самая большая, серьезная и последняя работа художника была написана в 1900 году - картина "Экклезиаст" или "Суета сует". Она экспонировалась даже на Парижской выставке 1900 года.
На картине изображен царь Иерусалимский Соломон, сидящий на престоле, мысли его мрачны, губы шепчут: "Суета сует, все суета". Художник изображает царя одиноким, давно покинутым детьми. Только два верных слуги - телохранителя и секретарь остались с ним. Слуги с пристальным вниманием следят за движением его губ, а секретарь записывает на доске высказывания мудрого царя.

Выверенная композиция, прекрасный рисунок, знание стиля изображаемой эпохи - все свидетельствует о том, что картина выполнена рукой мастера. Восточная роскошь убранства интерьера дворца и одежд сидящего на троне царя Соломона лишь подчеркивают главную идею произведения: внешнее великолепие - это все суета. Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III. Однако картина, хоть и купленная за пять тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции. Многочисленные этюды и эскизы для нее были впервые показаны на «Посмертной выставке работ академика И.Л.Аскназия», открывшейся в академических залах в 1903 году, на которой было представлено 110 картин и более 150 этюдов и эскизов. Это была персональная выставка работ Исаака Аскназия. Парашутов


Царь Соломон.
Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1902 г.
Фрагмент росписи барабана купола церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15191