Класс Насекомые. Общая характеристика, строение, размножение, разнообразие и значение Насекомых. Строение и жизнедеятельность Насекомые особенности строения и процессов жизнедеятельности

Насекомые - настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, грудь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами. Грудной отдел состоит из трех сегментов, у каждого одна пара конечностей. Второй и третий сегменты на спинной стороне обычно несут по паре крыльев. Брюшко состоит из 8-12 члеников.

Общая характеристика

Типичным представителем этого класса является майский жук. Длина его составляет 2-2,5см. Форма тела цилиндрическая. Цвет - светло-коричневый. По бокам брюшка имеются характерные треугольные белые пятна.

Майский жук — типичный представитель класса Насекомые

На голове майского жука располагаются органы чувств и ротовые органы. Органами чувств насекомых являются два фасеточных глаза. Впереди глаз находится пара усиков с расширенными пластинками на конце, выполняющими роль органов обоняния.

Органы осязания и вкуса - щупики. Они находятся попарно на нижней губе и на нижних челюстях. К ротовым органам относятся верхняя и нижняя губы, верхние и нижние челюсти. Верхняя губа и верхние челюсти одночленные. Нижняя губа и нижние челюсти многочленные.

По характеру строения ротовых органов у насекомых различают грызущие, колюще-сосущие, лакающие, режуще-сосущие и другие ротовые аппараты, что связано с разнообразием пищи, употребляемой разными насекомыми.

Майский жук относится к отряду жуков или жесткокрылых. У насекомых, относящихся к этому отряду, первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья, служащие чехлом для второй пары перепончатых крыльев, используемых при полете.

Прежде чем взлететь, майский жук приподнимает надкрылья, отводит их в сторону и расправляет сложенные под ними перепончатые крылья. Во время полета крылья выполняют такую же роль, как несущие плоскости у самолета, а надкрылья - ту же роль, что пропеллер самолета.


Ноги майского жука снабжены острыми коготками, что помогает ему крепко цепляться за листья и веточки.

Брюшко майского жука состоит из 8 сегментов; их видно только с нижней стороны, так как верхняя его часть почти вся (за исключением заостренного кончика брюшка) скрыта надкрыльями.

Питание насекомых . Питается майский жук молодыми листьями деревьев. Проглоченная пища через пищевод попадает в объемистый зоб, а из него в желудок, где перетирается хитиновыми зубчиками. В кишке измельченная пища окончательно переваривается и всасывается, а непереваренные остатки попадают в заднюю кишку и выбрасываются наружу через заднепроходное отверстие.

Дыхательная система у насекомых представлена трахеями. Это многочисленные ветвящиеся трубки, в которые воздух попадает через специальные отверстия - дыхальца, или стигмы. Трахеи распределяют воздух по телу, достигая всех органов. Работа органов дыхания насекомых связана с работой мышечной системы брюшка: при его сокращении воздух выталкивается из трахей, а при расширении брюшка в них попадает свежий воздух.

Кровеносная система насекомых представлена сердцем и сосудами. Сердце и аорта расположены на спинной стороне. В связи с тем, что имеется разветвленная сеть трахей, кровеносная система развита слабо и лишена функции переносчика кислорода. Жидкость, циркулирующая по кровеносной системе, называется гемолимфой. В ней находятся белые кровяные тельца.


Органы выделения насекомых - многочисленные трубочки (мальпигиевы сосуды), впадающие на границе средней и задней кишок. Просвет их заполнен зернами мочевой кислоты - главным продуктом диссимиляции у насекомых. Кроме того, выделительную функцию несет жировое тело. В нем также скапливается, хотя и не удаляется из тела, мочевая кислота, поэтому с возрастом концентрация ее в жировом теле увеличивается. Жировое тело является «почкой» накопления. Однако основная функция жирового тела - накопление запасных питательных веществ: жира, гликогена, белка.

Нервная система насекомых построена по типу брюшной нервной цепочки, однако может достигать очень высокого уровня развития и специализации. Центральная нервная система включает головной мозг, подглоточный ганглий и сегментарные ганглии брюшной нервной цепочки, расположенные в туловище. Головной мозг отличается очень сложным гистологическим строением. У большинства насекомых ганглии брюшной нервной цепочки концентрируются в продольном направлении.

Размножаются майские жуки половым путем. Оплодотворенная самка зарывается в почву и откладывает яйца. В них развиваются личинки, которые покидают оболочки яиц в конце лета. Личинки питаются перегноем.

Осенью они проникают глубоко в почву, перезимовывают, а весной поднимаются к поверхности почвы и на протяжении всего лета питаются корнями травянистых растений и сеянцев сосны. Зимуют опять глубоко в почве и лишь на третье лето выросшие личинки способны питаться корнями кустарников и деревьев, от чего молодые деревца часто засыхают.


В куколку личинка превращается только после того, как она перезимует третий раз и сильно увеличится в размерах. Это происходит в конце весны, а к осени из нее выходит взрослый майский жук. В начале мягкие его покровы бесцветны, потом они твердеют и становятся окрашенными. Перезимовав еще раз в земле, жуки выползают на ее поверхность весной. Массовый лет их происходит в весенние месяцы в сумерки.

Основной вред лесному хозяйству приносят не взрослые жуки, а их личинки. Это связано с тем, что начиная со второго года, они питаются корнями деревьев и губят молодые растения и сеянцы.

Естественными врагами майских жуков являются птицы (скворцы, грачи) и млекопитающие (кроты, летучие мыши). Этих птиц и зверей необходимо всячески охранять.

Пояснение.

1. Способность к полету, позволяющая насекомым быстро заселять новые территории, преодолевать водные пространства и другие преграды; большая подвижность, обеспеченная развитой поперечнополосатой мускулатурой, членистыми конечностями.

2. Многослойная хитинизированная кутикула с наружным слоем, содержащим воскоподобные и жировые вещества, защищающая тело от потери влаги, механических повреждений, воздействия ультрафиолетовых лучей.

3. Разнообразие ротовых аппаратов, позволяющее использовать различный кормовой материал, что уменьшает межвидовую конкуренцию и способствует поддержанию высокой численности насекомых.

4. Малые размеры насекомых, обеспечивающие выживание и способствующие созданию необходимых условий для существования даже в очень незначительных по размеру пространствах (небольшие обрастания на скалах, трещины в коре деревьев, почве и др.).

6. Высокая плодовитость и способность к массовому размножению: среднее число откладываемых яиц составляет 200−300. Некоторые насекомые откладывают небольшое число яиц, но дают несколько поколений (до 10 и более) за вегетационный сезон. Эта способность вызывает массовое появление многих насекомых (хрущи, мухи, комары, саранча и др.).

7. Разнообразие типов постэмбрионального развития: неполный, полный метаморфоз и другие типы превращения. В фазе личинки происходит рост и развитие особи, в фазе взрослой особи - размножение и расселение. Способность переживать неблагоприятные условия в состоянии диапаузы - временного физиологического покоя.

8. Смена среды обитания на разных стадиях онтогенеза: личинки обитают в водной среде, взрослые - в наземно-воздушной (например, стрекозы, комары и др.), что снижает внутривидовую конкуренцию за пищу, пространство для жизни и способствует лучшему выживанию насекомых.

9. Органы дыхания - трахеи - позволяют осуществлять интенсивный газообмен и поддерживать при необходимости (во время полета) высокий уровень процессов жизнедеятельности.

10. Хорошо развитая нервная система, разнообразные и совершенные органы чувств, сложные врожденные формы индивидуального и общественного поведения - инстинкты. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко. На голове находится пара членистых усиков, пара верхних и две пары нижних челюстей. Кроме того, они имеют пару сложных фасеточных глаз, а многие - и простые глазки. Строение ротового аппарата разнообразно и соответствует характеру питания. Исходным считается грызущий ротовой аппарат, от которого в результате пищевой специализации произошли остальные типы: колюще-сосущий (у комаров, клопов, тлей и др.), сосущий (у чешуекрылых), лакающий (у пчел, шмелей), лижущий (у мух). Грызущим ротовым аппаратом обладают, в частности, насекомые отрядов жестко- и прямокрылых, а также многие личинки.

Примечание.

В качестве ответа могут быть засчитаны 3−4 любых положения из выше перечисленных.

Внешнее строение насекомых

Размеры насекомых разнообразны и варьируют от 1-2 мм до 15-30 см. Самые маленькие насекомые – перистокрылки (0,25 мм) и хальциды (0,2 мм), самое большое насекомое – палочник (до 330 мм). По объему самым большим насекомым является жук-усач с длиной тела 160 мм и шириной 60 мм.

В теле выделяют три отдела:

  1. Голова состоит из акрона и 4 сегментов, слитная. На голове размещены антенны, мандибулы, максиллы, непарная нижняя губа, простые глазки и фасеточные глаза. Ротовой аппарат образован тремя парами челюстей, в его состав входит верхняя губа (лабрум). Некоторые виды в составе ротового аппарата имеют гипофаринкс (непарный вырост глотки). Ротовой аппарат может быть различным: грызущий (прямокрылые, тараканы), сосущий (бабочки), грызуще-лижущий (пчелы, шмели), колюще-сосущий (комары), лижущий (мухи). Ротовой аппаратможет быть редуцирован (имаго поденок). Антенны могут быть коленчатого или кольчатого типа.
  2. Грудь состоит из переднегрудного, среднегрудного и заднегрудноого сегментов. Грудь пости полностью заполнена мускулытурой и сухожилиями, так как является центром локомоции. На каждом сегменте расположена пара торакальных ног. На среднем и заднем грудных сегментах находятся крылья. Грудная нога состоит из члеников: тазик, вертлуг. бедро, голень, лапка. Среди всех конечностей членистоногих ноги представляют собой самый совершенный орган движения. Исходный тип ног – ходильные и бегательные. От них осуществляется переход к специализированным типам ног: хватательным, копательным, плавательным и др. Крыльев обычно две пары. Крыло сформировано двумя слоями кожи, покрытых кутикулой. Жилки крыльев выполняют роль опорной конструкции. У примитивных видов крылья отсутствуют (чешуйницы). Передняя пара крыльев может видоизменяться в надкрылья.
  3. Брюшко обычно включает 10 сегментов и тельсон. В брюшке расположена большая часть внутренних органов. Иногда сегменты могут сливаться или нести придатки: грифельки, церки, гоноподии, яйцеклад.

Наружные покровы представлены хитиновой кутикулой, гиподермой и базальным матриксом. Кутикула трехслойная, разные слои участвуют в образовании крючков, шипов, бугорков, щетинок, волосков, чешуй.

Внутреннее строение насекомых

Пищеварительная система состоит из трех отделов:

  1. Передняя кишка выстлана кутикулой, у большинства видов состоит из глотки, пищевода, зоба, желудка. К переднему отделу присоединяются слюнные железы, вырабатывающие пищеварительные ферменты, паутинные или шелкоотделительные железы. В этом отделе происходит механическая обработка и частичное переваривание пищи.
  2. В среднем отделе кишки осуществляется переваривание пищи и ее всасывание. Средняя кишка способна образовывать слепые выросты – пилорические придатки, выполняющие роль пищеварительных желез и обеспечивающие всасывание пищи. В средней кишке вырабатывается перитррофическая мембрана – особая пленка, обволакивающая пищу.
  3. Иногда в задней кишке выделяют тонкую, толстую, прямую кишку. В заднем отделе находятся ректальные железы, способствующие более полному всасыванию влаги.

Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, впадающими в кишку на границе среднего и заднего отделов. Основным продуктом выделения являются кристаллы мочевой кислоты. Насекомые, обитающие во влажных местах или в воде имеют много мальпигиевых сосудов (до 150), выполняющих дополнительную функцию осморегуляции. Виды, проживающие в аридных условиях, имеют 1-2 пары мальпигиевых сосудов, сросшихся с прямой кишкой и обеспечивающих сохранение влаги в организме. Выделительную функцию выплняют клетки жирового тела и перикардиальные клетки, так называемые почки накопления. Продукты обмена могут накапливаться в покровной кутикуле и даляться вместе с экзувием в процессе линьки.

Функции жирового тела:

  • накопление питательных веществ (белков, жиров, гликогена) и влаги, обеспечивающих рост насекомого и метаморфоз;
  • накопление продуктов обмена (соли мочевой кислоты и др.);
  • часть жирового тела может трансформироваться в орган свечения (жуки-светляки).

Кровеносная система у насекомых незамкнутая. По полостям тела, омывая внутренние органы, циркулирует гемолимфа. Ее движение обеспечивает работа сердца. Сердце имеет вид трубки, расположеной на спинной стороне тела. Оно разделено на камеры (максимальное количество 8). Сокращение сердца от задней камеры к передней способствует движению гемолимфы вперед. Из аорты кровь изливается в полость тела.

Циркуляции гемолимфы способствуют:

  • работа сердца;
  • сокращение перикардиальной и периневральной диафрагм;
  • некоторые дополнительные пульсаторы.

В состав гемолимфы входят: плазма и гемоциты (лейкоциты , фагоциты, амебоциты).

Дыхательная система представлена трахейной системой. Трахеи – впячивания покровов, открываются наружу стигмами – дыхальцами. Изнутри трахей интима образует тенидии – специальные утолщения, не дающие трахеям спадаться. От концевых ветвей трахей отходят трахеолы, способные проникать внутрь клеток. Максимальное число дыхалец – 10. Трахеи могут участвовать в образовании воздушных мешков, улучшающих вентиляцию в трахеях и уменьшающих удельный вес тела насекомого.

Пример 1

У майского жука, пчелы, мухи воздушные мешки занимают существенную часть полости тела.

Если в трахейной системе присутствуют дыхальца, то она открытая, если нет – закрытая. У некоторых видов насекомых газообмен осуществляется через кожу.

Нервная система состоит из головного мозга – крупного церебрального ганглия и подглоточного ганглия, соединенными между собой коннективами.

Головной мозг включает три отдела:

  1. Протоцеребрум, наиболее сильно развитый передний отдел, вытянут по бокам в зрительные доли, иннервирует глаза и глазки, акрон. В этом отделе хорошо развиты грибовидные тела.
  2. Дейтоцеребрум иннервирует антенны.
  3. Тритоцеребрум иннервирует верхнюю губу.

Головной мозг развит тем сильнее, чем сложнее поведение у насекомых. Иннервация груди и брюшка осуществляется брюшной нервной цепочкой. Характерна олигомеризация ганглиев брюшной нервной цепочки. Внутренние органы иннервируются системой симпатических нервов.

Эндокринные железы представлены:

  • нейросекреторными клетками мозга;
  • прилежащими, кардиальными телами;
  • переднегрудными железами.

Высоко развиты разнообразные органы чувств, подразделяющиеся на:

  1. Механорецепторы (органы осязания – усики, органы слуха и сейсмического чувства – сколпофоры).
  2. Хеморецепторы – органы вкуса и обоняния.
  3. Термо- и гигрорецепторы расположены на щупиках и усиках.
  4. Фоторецепторы представлены органами зрения: простыми глазками или фасеточными глазами.

Половая система и размножение. Насекомые – раздельнополые животные с выраженным у многих видов половым диморфизмом. Половая система самцов состоит из парных семенников и семяпроводов, семяизвергательного канала, придаточных желез, эдеагуса – совокупительного органа. У самок половая система включает парные яичники, яйцевод, влагалище, у некоторых видов – семяприемник, яйцеклад.

Замечание 1

Важным диагностическим признаком в систематике имеет строение гениталий насекомых.

Развитие у насекомых сложное, может протекать прямо, с полным или неполным метаморфозом.

Существует три главных типа постэмбрионального развития :

  1. Прямое развитие – аметаболия (первичнокрылые отряда щетинкохвостых, двухвостки).
  2. Развитие с постепенным метаморфозом – гемиметаболия (многие крылатые насекомые).
  3. Полное превращение – голометаболия (перепончатокрылые, двукрылые и др.).

Урок биологии в 7 классе

Тема урока: Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

Цель: изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых

Задачи:

    Образовательные : рассмотреть особенности организации насекомых, выявить усложнения строения систем органов в ходе эволюции.

    Развивающие: развивать внимание, память, мышление, устную речь, развивать умения устанавливать черты сходства и различия у представителей разных классов типа Членистоногие.

    Воспитательные: формировать чувство прекрасного, бережное отношение к насекомым.

Тип урока: комбинированный, частично– поисковый.

Технологии: здоровьесберегающая технология, технология ТРИЗ

Методы и приемы: словесный, наглядный, обучение в сотрудничестве.

Оборудование: компьютер, презентация, видеофрагменты, карточки для работы, коллекции насекомых.

Ход урока

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный

Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Оцените своё настроение в начале урока.

1. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы к учащимся:

    Назовите характерные признаки типа Членистоногие. Проверка Слайд 2

    Кто изображён? Какие признаки объединяют представителей Ракообразных в один класс? Слайд 3-4

    Кто изображён? Какие признаки объединяют представителей Паукообразных в один класс? Слайд 5-7

    Показ слайдов различных насекомых. О каких представителях животного мира пойдёт речь на уроке? Слайд 8-9

    Какие среды обитания занимают насекомые?

Ответы учащихся.

Учитель: Насекомые – самый многочисленный класс животного мира, он насчитывает в настоящее время не менее одного миллиона представителей. А сколько еще их неизвестно науке? Слайд 10-11

Рассмотрим место насекомых в системе животного мира:

Царство Животные
Тип Членистоногие
Класс Насекомые

Проблемный вопрос: Почему Класс Насекомые самый многочисленный среди Типа Членистоногие? Слайд 12

Учитель: Как нужно построить работу на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? (составить план работы по этой теме, изучить учебный материал по классу Насекомых).

Вместе с учащимися составляется план урока: Слайд 13

    Общие признаки класса Насекомые.

    Характерные черты внешнего строения. Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого на примере Майского хруща».

    Характерные черты внутреннего строения.

    Черты сходства и различия насекомых с ракообразными и паукообразными.

    Вывод о прогрессивных изменениях, возникших в ходе эволюции и позволившим насекомым широко расселиться.

Этап 2. Операционно-исполнительский.

1 . Изучение внешнего строения насекомых Слайд 14-15

Парная работа. Выполните лабораторную работу: «Внешнее строение насекомого на примере майского жука», используя коллекцию насекомых, текст и рисунки учебника на с. 160-162.

Заполните таблицу:

Признаки

Особенности строения

Покров

Размер

Отделы тела

Органы, расположенные на:

Голове

Груди

Брюшке

Проверка выполнения заданиявыборочный опрос. Слайд 16

Снаружи насекомые покрыты прочной хитиновой оболочкой, очень стойкой к внешним воздействиям.

Тело насекомых состоит из трех отделов: голова, грудь, брюшко.

На голове имеется: ротовой аппарат (верхняя губа, нижняя губа, верхняя челюсть, нижняя челюсть), одна пара усиков– органы обоняния, две пары щупиков – органы осязания и вкуса, одна пара сложных фасеточный глаз (каждый глаз состоит из нескольких тысяч простых глазков) – орган зрения, на груди имеются одна или две пары крыльев, три пары ног.

Демонстрация видеофрагмента: «Полёт насекомых» Слайд 17

На брюшке находятся дыхальца– отверстия для дыхания.

2 . Изучение внутреннего строения насекомых Слайд 18

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с.162-164, рисунками, таблицей.

3.Как дышат насекомые?

5. Как питаются насекомые?

6. Что такое мальпигиевы сосуды? Проверка изучения материала Слайд19, слайд 20

Демонстрация видеофрагмента « Разнообразие ротовых аппаратов насекомых»

Слайды 21-22

3 . Назовите черты сходства и различия насекомых с ракообразными, паукообразными. Слайды 23-24

4. Укажите биологические особенности насекомых, давших этому классу возможность широкого распространения в природе Слайды 25-26

Информация для учителя

Особенности строения (признаки) класса насекомых

Биологическое значение признака

Наличие крыльев и трех пар ходильных ног

Способность к полету и передвижению по различным поверхностям

Деление тела на три отдела: голову, грудь и брюшко

Некоторая подвижность головы

Разнообразное строение ротовых органов

Возможность использования разнообразной пищи

Наличие развитых органов чувств

Способность находить пищу, обнаруживать врагов, воспринимать окружающий мир

Небольшие размеры

Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных

Трахейное дыхание

Потребление для дыхания атмосферного кислорода

Усложнение нервной системы: развитие надглоточного нервного узла и трех грудных узлов брюшной нервной цепочки

Наличие более сложных рефлексов

Учитель : мы рассмотрели особенности внешнего и внутреннего строения и можем теперь ответить на проблемный вопрос. (ответ: сложноорганизованные животные – что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни). Слайд 27

3.. Прием оживления урока . Интересные истории о насекомых. Слайд 28

Жук – бомбардир в случае опасности с громким хлопком выстреливает кипящую жидкость в обидчика. При этом жук не наносит ожогов себе. Как ему это удается? Подсказка: жидкость должна быть горячей, чтобы обжигать врага и должна быть холодной, чтобы не обжечь самого жука. Решение: Когда жук-бомбардир чувствует опасность, он выпускает струю воды с голубоватым дымком. Чтобы произошел поражающий врага выстрел, в тельце жука происходит работа, какую не выполняет ни одно оружие, изобретенное человеком.
Образуются ядовитые вещества у жука в гландах. Затем они поступают в два резервуара, и хранятся отдельно – пероксид водорода и гидрохиноны. Раздельное хранение необходимо – соединяясь, эти вещества ведут к мгновенному взрыву. Что и происходит, когда в них возникнет надобность. Они поступают в камеру на самом конце брюшка жука-бомбардира, и там, на самом выходе из тела, мощно взрываются. И выбрасываются наружу. Причем не просто струей, а артиллерийскими залпами невиданной скорости – до 500 в секунду.
Но и это еще не все – энергия взрыва так разогревает яды, что они выбрасываются наружу кипящими, разогретыми до 100 градусов. Тому, кто решится напасть на бомбардира, грозят еще и ожоги. А само артиллерийское приспособление способно вращаться и обеспечивать точность прицела.

Этап 3. Проверочно-закрепляющий

Тестирование.

Вопрос № 1



в) головогрудь и брюшко;
г) голова, грудь, брюшко

Вопрос № 2

а) Сосущий
б) Лизущий
в) Грызущий
г) Колюще-сосущий

Вопрос № 3

а) Стенки трахей
б) Стенки капиляров
в) Стенки легочных мешков

Вопрос № 4
Органы выделения насекомых?

а) мальпигиевы сосуды
б) жировое тело
в) почки
г) жировое тело и мальпигиевы сосуды

Вопрос № 5

а) 200 000
б) 550 000
в) 900 000
г) более 1. 000. 000

Вопрос № 6
Какие глаза имеют насекомые?

а) простые
б) сложные
в) одну пару простых глаз
г) две пары сложных глаз

Вопрос № 7



Вопрос № 8

а) Незамкнутая и имеет сердце на спинной стороне тела
б) Замкнутая
в) Отсутствует

Вопрос № 9

а) на голове;
б) на груди;
в) на брюшке и груди

Вопрос № 10


б) запасание воды;

Самопроверка Слайд 29-32

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание

С.158-164 Слайд 33

Маршрутный лист.

Тема урока: Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

1. Парная работа. Выполните лабораторную работу: «Внешнее строение насекомого на примере майского жука», используя коллекцию насекомых, текст и рисунки учебника на с. 160-162.

Заполните таблицу:

Признаки

Особенности строения

Покров

Размер

Отделы тела

Органы, расположенные на:

Голове

Груди

Брюшке

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с.162-164, рисунками, таблицей.

Работа в группах. Устно ответьте на вопросы:

1. Как устроена нервная система у насекомых?

2. Опишите строение глаз у насекомых?

3.Как дышат насекомые?

4. Какими органами образована кровеносная система?

5. Как питаются насекомые?

6. Что такое мальпигиевы сосуды?

3.Тестирование.

Вопрос № 1
Для насекомых характерны следующие признаки:

а) 4 пары ног и ни одной пары усиков;
б) 4 пары ног и 1 пара усиков;
в) головогрудь и брюшко;
г) голова, грудь, брюшко

Вопрос № 2
Какой тип ротового аппарата у комара?

а) Сосущий б) Лизущий в) Грызущий г) Колюще-сосущий

Вопрос № 3
Кислород к тканям насекомых поступают за счет диффузии через:

а) Стенки трахей б) Стенки капилляров в) Стенки легочных мешков
г) Поступление в трахей, а после в капилляры

Вопрос № 4
Органы выделения насекомых?

а) мальпигиевы сосуды б) жировое тело в) почки
г) жировое тело и мальпигиевы сосуды

Вопрос № 5
Число видов насекомых, описанных в настоящее время, составляет примерно:

а) 200 000 б) 550 000 в) 900 000 г) более 1. 000. 000

Вопрос № 6
Какие глаза имеют насекомые? а) простые б) сложные в) одну пару простых глаз
г) две пары сложных глаз

Вопрос № 7
Нервная система насекомых представлена:

а) Надглоточным нервным узлом, подглоточным узлом, брюшной нервной цепочкой
б) Нервных клеток собранных в два нервных ствола
в) Нервных клеток разбросанных по всему телу

Вопрос № 8
Кровеносная система насекомых:

а) Незамкнутая и имеет сердце на спинной стороне тела б) Замкнутая
в) Отсутствует

Вопрос № 9
Дыхальца насекомых расположены:

а) на голове; б) на груди; в) на брюшке и груди

Вопрос № 10
Функция мальпигиевых сосудов и толстой кишки у насекомых:

а) выведение продуктов обмена и всасывание воды;
б) запасание воды;
в) всасывание питательных веществ из гемолимфы