"Друзья! ". Методическая разработка (6 класс) на тему: Друзья, мои! Прекрасен наш союз

Мы знаем Пушкина-человека,
Пушкина - друга монархии,
Пушкина - друга декабристов.
Все это бледнеет перед одним:
Пушкин-поэт!
А. Блок

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому русскому человеку, оно всегда вызывает самые добрые и светлые чувства. Его стихи сопровождают нас всю жизнь - с раннего детства до глубокой старости. Перечитав знакомые строки, мы каждый раз воспринимаем их по-новому.
Пушкинская лирика прекрасна и многообразна. Она поражает читателей своей простотой и одновременно глубиной мыслей и чувств, выраженных в ней. В лирике поэта нашли отражение различные темы и проблемы: и те, которые волновали поэтов во все века, и те, которые возникали в первую треть XIX века.
“Что ж было предметом его (А. С. Пушкина) поэзии?” - спрашивал Н. В. Гоголь. И отвечал: “Все стало предметом...” Действительно, в лирике великого поэта мы найдем и реальные портреты времени, и картины вечно изменчивой природы, и философские размышления о смысле человеческого существования, о роли человека в жизни общества. Через свои стихи А. С. Пушкин передает и чисто индивидуальные ощущения (мысли и чувства, восторги и переживания), делится воспоминаниями и впечатлениями, призывает к борьбе за нравственные идеалы. Его лирика позволяет современному читателю заглянуть в иную эпоху, посмотреть на мир глазами великого поэта.
Одно из важнейших мест в пушкинской лирике занимает тема дружбы. У воспитанника Царскосельского лицея, прекрасного поэта А. С. Пушкина, конечно же было много друзей: И. Пущин, Рылеев, Дельвиг, Кюхельбекер и другие. Поэтому дружба, связывающая их, вера в одни идеалы и принципы нашли отражение в его лирике (“Во глубине сибирских руд...”, “К Чаадаеву”, “И. И. Пущину” и многие другие).
Стихи, посвященные лицейским товарищам, проникнуты самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
(“19 октября”, 1825 г.)

19 октября - день открытия лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска (к которым принадлежал и А. С. Пушкин). С этим днем связаны встречи старых друзей, разговоры и споры, светлые и добрые, а порой и грустные воспоминания. Вот почему именно с этой датой связаны некоторые стихотворения поэта:

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
19 октября”, 1827 г.)

А сколько было таких “бурь” и “житейских” невзгод! Но самым суровым испытанием был 1825 год, ознаменовавшийся историческим событием - восстанием декабристов. Хотя поэт не принадлежал ни к какому тайному обществу и не принимал участия в восстании на Сенатской площади, у него было много общих взглядов, надежд и воспоминаний с “первенцами свободы”. Все это тоже отразилось в лирике А. С. Пушкина.
Так, например, в стихотворении “Арион” (1827 г.) для иносказательного изображения своих связей с декабристами автор использует миф о древнегреческом поэте и музыканте, который был спасен от гибели в море очарованным его пением дельфином. В этом стихотворении А. С. Пушкин сравнивал свою судьбу с судьбой Ариона, который один среди друзей уцелел после “вихря шумного”. Под словом “вихрь” поэт, по-видимому, подразумевает декабрьское восстание. Несмотря на поражение, А. С. Пушкин, “таинственный певец”, остается верен своим друзьям и идеалам: “Я гимны прежние пою”.
Стихотворение “Во глубине сибирских руд...” явилось посланием в Сибирь ссыльным декабристам. В нем А. С. Пушкин поддерживает друзей, призывает “хранить гордое терпенье” и верить в то, что

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Близость к декабристам, дружба с некоторыми из них послужили причиной тому, что А. С. Пушкин оказался в ссылке в Михайловском. Там, страдая от одиночества, поэт был сильно потрясен тем, что к нему, нарушая все запреты, приехал И. И. Пущин:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(“И. И. Пущину”)

Это событие, когда поэт сам почувствовал величие и силу истинной дружбы, не могло быть забыто. И уже после поражения декабристов А. С. Пушкин пишет послание “И. И. Пущину” (1826 г.), в котором вспоминает приезд друга и “молит святое провиденье”, чтоб озарилось заточенье И. Пущина “лучом лицейских ясных дней”. Это стихотворение было переслано И. Пущину на каторгу вместе с посланием декабристам “Во глубине сибирских руд...”.
Таким образом, стихи А. С. Пушкина поражают читателей своей искренностью и простотой, верой в нескончаемое дружеское чувство. Они очень легко читаются и запоминаются, оставляют в душе человека неизгладимые впечатления. Н. В. Гоголь писал, что в пушкинских стихах “нет наружного блеска”, что они “просты” и “приличны”, “слов немного, но они так точны, что обозначают все”.
А для того чтобы самому понять весь смысл пушкинских стихов, пережить радости и печали вместе с поэтом, надо лишь взять сборник его стихов и окунуться в необычный и прекрасный мир поэзии А. С. Пушкина.

Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Теме дружбы посвящены многие произведении Пушкина. Поэт отличался общительностью, был всегда верен чувству дружбы и всегда высоко ценил своих друзей. Особенно надежными и верными его друзьями были близкие ему по взглядам товарищи по лицею: Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер. Для бывших лицеистов день основания лицея – 19 октября – был праздничным днем. Друзья встречались в этот день, чтобы вместе провести несколько часов и вспомнить дни своей юности. Этой дате Пушкин посвятил

Несколько стихотворений, в которых воспевал дружбу, связывающую товарищей школьных лет. В стихах, написанных во время пребывания в ссылке в 1825 году и посвященных годовщине основания лицея, поэт с особой силой выразил свои дружеские чувства к товарищам-лицеистам:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен…
Нерушимая верность редеющему год от года лицейскому братству, его светлым мечтам и надеждам – лейтмотив всех, посвященных ему стихотворений, и во всех них – раздумья о судьбе разметанных по свету друзей, о тех исторических событиях, свидетелями которых им довелось быть. Здесь “память сердца” побеждает время, пространство и даже смерть. Стихотворение “19 октября 1827” – это выражение верности “лицейскому духу”, пожелание радости, успехов в жизни и любви своим друзьям:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!
Лучшему своему другу, участнику восстания декабристов И. Й. Пущину, поэт посвятил несколько посланий, одно из них было написано в 1826 году и послано в Сибирь:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
В 1831 году Пушкин откликнулся на лицейскую годовщину одним из самых мрачных стихотворений “Чем чаще празднует лицей”.
Основания для этого были: Пущин и Кюхельбекер находились “во глубине сибирских руд”; умерли Дельвиг и Корсаков; Пущин, Кюхельбекер и Дельвиг – самые близкие друзья Пушкина, каждый из них частица жизни поэта. Поэтому так печальны строки стихотворения:
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.
Мне хочется закончить свое сочинение фразой из письма Пушкина П. А. Осиновой: “…Поверьте, что на свете нет ничего более верного и отрадного, нежели дружба и свобода”. Можно себе представить, что чувствовал поэт. Ведь он потерял и то и другое!

(Пока оценок нет)



“Друзья мои, прекрасен наш союз!” (тема дружбы в лирике А. С. Пушкина)

Related posts:

  1. Любовь – вечная тема поэзии. Вряд ли кто-то из читателей равнодушно перевернет страницу, если там напечатано стихотворение “Я помню чудное мгновенье…” Знаменитое послание знаменитого поэта...
  2. И с каждой осенью я расцветаю вновь, Здоровью моему полезен русский холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь… А. С. Пушкин Приобщение человека к поэзии...
  3. Орест Адамович Кипренский был известным живописцем. В начале XIX века его считали лучшим портретистом в России, потому что в портретах он умел отразить душевный мир...
  4. По свидетельству людей, знавших великого русского поэта, этот портрет отличался замечательным сходством с оригиналом. Близкий друг А. С. Пушкина С. А. Соболевский обратился к известному...
  5. Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще....

Внеклассное мероприятие «Прекрасен наш союз»

(А.С.Пушкин и его лицейские друзья)

19 октября 1811 года в Царском селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет двадцать девять юношей обучатся, получат аттестаты.

Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники… В детстве и юности они читают повести и легенды о греческих и римских героях, а ведь сами еще при жизни и вскоре после смерти становятся легендой, преданием…

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

О жизни в Лицее мы с вами подробно говорили на уроках литературы, а сегодня узнаем о том, как сложились судьбы ближайших друзей великого поэта, о том, как праздновались лицейские годовщины и главное, попытаемся вместе понять, что же такое лицейская дружба, которую здесь не просто ценят, но, можно сказать, боготворят, ставят на первое место из первых, много выше карьеры, удачи, даже любви…

Итак, 1817 год, отшумели выпускные экзамены в Царском селе, директор Энгельгарт надел чугунные кольца на пальцы своим воспитанникам в знак вечной памяти о годах, проведенных в стенах лицея, а они в свою очередь дали друг другу клятву, что и последний лицеист один будет праздновать 19 октября… Была исполнена прощальная лицейская песня «Шесть лет», написанная ближайшим другом Пушкина Антоном Дельвигом:

Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте сыны!

Простимся братья! Рука в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, породнила нас!

А это строки лицеиста Александра Пушкина на прощание с Лицеем:

Промчались годы заточенья

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых юных дум.

Кроме того лицеисты на прощание писали посвящения друг другу в альбомы, Пушкин оставил много нежных строк своим лицейским братьям, например, князю Горчакову, предвидя блеск и восхождения будущего дипломата, любимца дев:

Они пришли, твои златые годы,

Огня любви прелестная пора.

Спеши любить и, счастливый вчера,

Сегодня вновь будь счастлив осторожно,

Амур велит - и завтра, если можно,

Вновь миртами красавицу венчай…

О скольких слез, предвижу ты виновник!

Измены друг и ветреный любовник,

Будь верен всем – пленяйся и пленяй…

Самое же задушевное посвящение, как всегда, Большому Жанно (так прозвали лицейские Ивана Пущина):

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок

Всесильной сладостной мечтою.

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и сладость примиренья –

Что было и не будет вновь…

И с тихими тоски слезами

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла… но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен,

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!

Пред грозным временем, пред грозными судьбами: он многое предчувствовал, угадывал этот восемнадцатилетний студент, хотя не мог знать, что в эту минуту хорошо видит и слышит грядущее – еще не начавшиеся 1820-е и 1830-е годы.

19 октября 1825 год, два месяца до восстания декабристов. Пушкин за вольнодумные стихи сослан в свое имение Михайловское недалеко от Пскова под надзор полиции. 19 октября на берегах Невы собирается веселая компания, пьющая за здоровье отсутствующих. Лицеисты постановляют в 27-ом году праздновать серебрянную дружбу, а через двадцать лет – золотую. Золотая будет 19 октября 1837 - уже без Пушкина.

Еще далеко до юбилеев, но есть уже лицейские, которые не придут никогда…

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

Он тихо спит, и дружеский резец

Не начертал над русскою могилой

Слов несколько на языке родном,

Чтоб некогда нашел привет унылый

Сын севера, бродя в чужом краю.

Николай Корсаков,редактор лицейских журналов, музыкант, веселый и милый друг успел угаснуть от чахотки в прекрасной Флоренции. «За час до смерти, - рассказывал Энгельгарт, - он сочинил следующую надпись для своего памятника, и когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертил ее крупными буквами и велел скопировать ее на камень:

Прохожий, поспеши к стране родной своей!

Ах! Грустно умирать далеко от друзей…

У самого поэта в 1825 было два лицейских дня. Первый – 11 января: в этот день, около восьми утра, прорвавшись сквозь снега, леса, запреты опасности, Иван Пущин в санях при громе колокольчиков «вломился» на нерасчищенный михайловский двор. Пущин напишет в своих воспоминаниях: «Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакивая из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим!»

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил,

Ты усладил изгнанья день печальный

Ты в день его лицея превратил…,

Напишет об этой встрече поэт, и конечно же, стих-ие «Мой первый друг, мой друг бесценный», которое декабрист Пущин получит уже на сибирской каторге.

Опального поэта посещает и князь Горчаков, несмотря не многочисленные предупреждения «не встречайтесь: Пушкин под надзором!...» Карьера волнует дипломата, но честь, но свобода души и поступков - важнее!

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе – фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей,

Нам разный путь судьбой назначен строгой,

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись,

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись!

Пушкин всей душой надеется, что через год он будет пировать в кругу лицеистов: ………………………пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье,

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний:

Промчится год, и явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

Предсказание сбудется и не сбудется… Всего год, но за этот год ударит 14 декабря, и на Сенатской площади, в строю восставших находятся два лицеиста – Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер. Кюхельбекер пытается бежать. Несколько дней его разыскивают, многие думают, что он погиб, может быть, исчез под разбитым картечью невским льдом? Но вскоре становится известно, что Кюхля схвачен в Варшаве и затем доставлен в Петропавловскую крепость. К Пущину, дожидавшемуся ареста явился на другой день Горчаков. Князь франт, карьерист, но чести не уронит, «душу свободную» не разменяет. Горчаков привез декабристу заграничный паспорт и умолял его ехать немедленно за границу. Пущин не согласился ехать: он считал бегство постыдным и считал, что должен разделить судьбу своих товарищей по тайному обществу, как бы тяжела она ни была.

В день серебряной дружбы 19 октября 1827 года на квартире у лицеиста Яковлева Пушкин напишет:

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

«В мрачных пропастях земли» находились декабристы. «В эту годовщину в кругу товарищей-друзей Пушкин вспомнил меня и Вильгельма, заживо погребенных, которых они не досчитывали на лицейской сходке», - напишет в своих воспоминаниях декабрист Иван Пущин. Тридцать один год проведет он в тюрьме и ссылке в Сибири, в Москву вернется в декабре 1856 года, через 19 лет после смерти Пушкина. Их встреча в Михайловском была последней встречей друзей, №13 и №14….

Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты…

Опомнимся – но поздно! И уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ли с нами было,

Мой брат родной, по музе, по судьбам?

Эти проникновенные строчки поэт посвятил декабристу Кюхельбекеру, который десять лет проведет в одиночной камере Шлиссельбургской крепости и долгие годы на каторге в Сибири.

В 1830-ых годах уже ни одной годовщины не проходит без дружеского сборища – с годами «чаще празднует Лицей».

Шесть мест упраздненных стоят

Шести друзей не узрим боле,

Они разбросанные спят-

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

Это писано к лицейскому дню 1831 года. Шесть умерших друзей…Самая страшная для Пушкина утрата Антон Дельвиг. Редактор «Литературной газеты, начатой по мысли Пушкина создатель знаменитого альманаха «Северные цветы» он стойко вел неравную борьбу с властью, душившей свободную печать. Однажды он был вызван к шефу жандармов Бенкендрфу, который кричал на поэта, угрожал Дельвигу, обращаясь к нему на «ты», обещал отправить его в Сибирь вместе с Пушкиным и Вяземским. Дельвиг не испугался, но впал в апатию, литературная борьба, стихи, публицистика – все это вдруг показалось ненужным, безнадежным. В момент отчаяния Дельвигу было в сущности не к кому обратиться. Пушкин в это время был в Москве.

«Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Без него мы все осиротели…» - напишет Пушкин. И, конечно, стихи:

И мнится очередь за мной,

Зовет меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых

Пиров и чистых помышлений,

Туда, в страну теней родных,

Навек от нас утекший гений….

В этих строках, скорбя о рано ушедшем друге юности, он предсказывает свою собственную судьбу: он станет седьмым ушедшим лицеистом…

В 1836 году лицеисты празднуют двадцатипятилетие Лицея. Из 23 живущих присутствует одиннадцать человек. На первый взгляд дела у всех неплохи, но в разговорах на лицейской годовщине вдруг выясняется, что служба не очень уж идет, и семейная жизнь не ладится, и смерть приходит… Уж не об этом ли – в незаконченном лицейском стихотворении на последней для Пушкина лицейской встрече 19 октября 1836 года:

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш,

Меж нами речь не так игриво льется

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

Еще немного об этой последней для поэта встрече друзей: «Собрались вышеупомянутые господа лицейские в доме у директора Энгельгарта и пировали следующим образом: 1) обедали вкусно и шумно, 2) выпили три здравия: за двадцатипятилетие Лицея, за благоденствие Лицея, за здоровье отсутствующих, 3) поминали лицейскую старину 4) пели национальные песни». Рассказывали также, будто Пушкин сорвался, подступили слезы и он не смог дочитать: И мнится очередь за мной

Зовет меня мой Дельвиг милый…

Через 16 дней начнется дуэльная история, а через сто два дня Пушкин погибнет…

«Условясь с Пушкиным сойтись в кондитерской Вольфа, Данзас отправился сделать нужные приготовления. Наняв парные сани, он заехал в оружейный магазин Куракина за пистолетами, которые были уже выбраны Пушкиным заранее, пистолеты эти были совершенно схожи с пистолетами д,Аршиака. Уложив их в сани, Данзас приехал к Вольфу, где Пушкин уже ожидал его. Было около 4-ех часов.» Эти строки написал сам Данзас, говоря о себе в третьем лице. Лицейскому другу Косте Данзасу приходится быть секундантом Пушкина, и правила чести не позволяют отказаться, а так хотелось бы. Сердце его сжималось при одной мысли, что через несколько минут, может быть, Пушкина уже не станет. Так началась дорога на Черную речку, с которой лицейский друг привезет смертельно раненого поэта. Последней просьбой Пушкина было – чтобы не наказывали секунданта (дуэли в то время уже были под строжайшим запретом), лицейского друга Константина Данзаса – «ведь он брат мне». «Как жаль, что теперь здесь нет ни Пущина, ни Малиновского», - сказал умирающий Пушкин Данзасу – в последние минуты жизни он скучал о лицейских друзьях…

Рассказ о Пушкинском Лицее и лицеистах, продолжавшийся более четверти века, окончен…

Кому ж из нас под старость день Лицея

Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! Средь новых поколений

Докучный гость и лишний и чужой,

Он вспомнит нас и дни соединений,

Закрыв глаза дрожащею рукой…

Пускай же он с отрадой хоть печальной

Тогда сей день за чашей проведет,

Как ныне я, затворник ваш опальный,

Его провел без горя и забот.

Пушкин не знал, кому посвящает последние строки «19 октября», а его ближайший друг князь Горчаков, единственный из лицеистов, узнал.

Князь заслужил последнюю награду – еще целых десять пушкинских строк. Министр иностранных дел Горчаков провел не один, а многие дни – 1880-го, 81-го, и так до 28 февраля 1883. Те дни, когда он был последним лицеистом пушкинского выпуска.

Итак, тридцать мальчишек: вместе, в общей сумме они прожили около полутора тысяч лет.

В том числе неполных тридцать восемь пушкинских: меньше «одного процента».

Эти 38 – основа, фундамент истории полутора тысяч лицейских «человеко-лет»… Но как же без них, без остальных, развился бы далеко не лучший ученик в первейшего поэта? Без их дружбы – разве Пушкин стал бы Пушкиным? Без их шуток, похвал, насмешек, писем, помощи, памяти? А они без него, без его мыслей, строчек, веселости, грусти, без того бессмертия, которым он так щедро с ними поделился.


Н.В. КОЛЕНЧИКОВА,
лауреат Пушкинской премии 2004 года
в странах СНГ и Балтии,
г. Минск

Друзья мои!
Прекрасен наш союз!

Царскосельский лицей.
Рис. А. Пушкина

Среди всех высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен поэт, особо выделяется талант дружбы. Дар дружбы ему был дан редкий. «Для Пушкина дружба была священной потребностью», – писал П.А. Плетнев.

Русский религиозный философ и литератор С.Н. Булгаков отмечал: «Пушкину от природы, быть может, как печать его гения, дано было исключительное личное благородство. Прежде всего оно выражается в его способности к верной и бескорыстной дружбе: он был окружен друзьями в юности и до смерти, причем и сам он сохранял верность дружбе всю жизнь».

Особое место в душе поэта занимали друзья его юности – лицеисты; верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. Суть отношений лицеистов заключалась в том, что они – союз с правами уникальной духовной близости. Это даже не дружба в обычном смысле этого слова, а нечто высшее, во всяком случае иное, необычное явление невиданного ни до того, ни после этого типа связи.

Определяющим в неразрывной связи лицеистов стало творчество Пушкина. Пять стихотворений посвятил Пушкин лицейской годовщине: 1825, 1827, 1828, 1831, 1936 годов.

Дружба для Пушкина – спасительное чувство. И оно ему часто помогало в жизненных трудностях.

Стихотворение «19 октября» 1825 года написано в ссылке, в Михайловском. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», – писал поэт. Займемся этой самой занимательной из наук.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина Электрокаминия.РУ компании КлиматПрофф. "Электрокаминия.РУ" - это не просто ответ на запрос " " поисковым системам, это - получение грамотной консультации по выбору электрокаминов, очагов для них, порталов, электропечей и аксессуаров для этой техники, это быстрая доставка приобретенного оборудования и его установка опытными и квалифицированными специалистами. В конечном итоге, "Электрокаминия.РУ" - это магазин, где есть техника и оборудование, которое поможет сделать обстановку в Вашем доме неповторимой и красивой, а атмосферу в нем - теплой и уютной. С подробной информацией об ассортименте предлагаемой продукции и ценах на нее можно ознакомиться на сайте elektrokaminiya.ru.

1-я строфа

Пылай, камин, в моей пустынной келье...

Стихотворение начинается картиной природы, полно гармонирующей с настроением поэта:

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.

Для усиления выразительности этого описания используется инверсия.

Роняет лес...
Сребрит мороз...
Проглянет день...

Пушкин – первый русский поэт, который связь человека с миром природы сделал почти неразрывной. Проглянет день как будто поневоле... Как будто день тоже в ссылке, подневольный, и ему не очень-то хочется выполнять свою каждодневную функцию – проглядывать. День осенний короток; света, радости мало. В природе – то же, что и на душе поэта.

Сребрит мороз увянувшее поле. Поразительно емко слово увянувшее (поле). Возникает представление о поле с поникшей увядшей травой, подернутой серебристым инеем. Причастие увянувшее не только создает точный зрительный образ, но и придает пушкинскому описанию глубоко личный, грустный оттенок, после чего так естественны следующие строки о себе самом:

Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Обращения-повеления к камину (пылай), к вину (пролей похмелье) очень выразительны. С поэтом пока только эти неодушевленные предметы, которые могут скрасить грусть-тоску ссылки.

2-я строфа

Печален я: со мною друга нет...

Вторая строфа – «мотив невстречи», мрачное обращение на себя, на свое одиночество. Мы видим поэта в конце октября, когда «уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», когда промозгло и темно в михайловских рощах, когда и старому одиноко, а ему двадцать пять лет, и пятый год тянется ссылка, и конца ей не видно:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку...

3-я строфа

Меня друзья сегодня именуют...

Я пью один... Это выражение употреблено во 2-й строфе и повторено в 3-й. Путем повтора поэт выделяет ключевое понятие – одиночества: «Я пью один»... Но когда он говорит в 3-й строфе:

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...

то чувствуется уверенность поэта в друзьях, которые не изменили пленительной привычке встречаться в день Лицея.

Неизвестным остается только одно – все ли собрались. Именно поэтому дальше идет серия вопросов (семь в одной 3-й строфе!):

Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Неопределенно адресованные вопросы выражают различные чувства поэта – догадки, сомнения, раздумья... Но он не чувствует себя оторванным, отчужденным от друзей. В центральных строфах происходит то, о чем поэт скажет позже в стихотворении «Осень» (1833):

И тут ко мне идет незримый рой гостей...

Друзья приходят к нему в воображении, окружают его, он с ними беседует, о них рассказывает. «19 октября» – это «пир воображения». А если это пир, то должны присутствовать заздравные тосты. Поэтому 4–8-е строфы – это череда заздравных тостов.

4-я строфа

Он не пришел, кудрявый наш певец...

Но первые слова – о тех, «кто не пришел, кого меж вами нет». 4-я строфа посвящена Николаю Корсакову:

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной…

Корсаков Н.А. (1800–1820) – лицейский товарищ Пушкина, деятельный сотрудник и редактор лицейских журналов; был очень музыкален, прекрасно играл на гитаре, положил на музыку стихи Пушкина «О Делия драгая...» и «Вчера мне Маша приказала...». Умер от чахотки в Италии, написав себе эпитафию:

Прохожий, поспеши к стране родной своей.
Ах! Грустно умирать далеко от друзей.

5-я и 6-я строфы

О, волн и бурь любимое дитя!

Эти две строфы Пушкина обращены к лицейскому другу Федору Матюшкину:

Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя...

Еще в Лицее Матюшкин мечтал стать моряком. Окончив курс, определился гардемарином и совершил кругосветное плавание на корабле «Камчатка»; впоследствии, став военным моряком, проделал еще несколько кругосветных плаваний, обследовал берега Восточной Сибири, где один мыс был назван его именем. Под конец жизни Матюшкин был контр-адмиралом и сенатором.

Последнее свидание Матюшкина с поэтом состоялось на лицейской годовщине 1836 года у лицейского товарища Яковлева.

В феврале 1837 года Федор Матюшкин, будучи в Севастополе, получил страшное письмо из Петербурга. Вот его ответ лицейскому однокашнику Яковлеву: «Пушкин убит! Яковлев! Как это ты допустил? У какого подлеца поднялась на него рука? Яковлев, Яковлев! Как ты мог это допустить. Наш круг редеет...». Слово судьба встречается в стихотворении восемь раз, но первый раз оно употреблено поэтом в строфе о Ф.Матюшкине:

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы...

Свою судьбу Пушкин тоже определяет этим словом. Вспомним:

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе.

7-я строфа

Друзья мои, прекрасен наш союз!

В седьмой строфе Пушкин обращается ко всем своим друзьям с общим приветствием, приобретающим характер утверждения высокого братского союза друзей-единомышленников:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Эти слова были повторены поколениями лицеистов. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в лицейском саду. В обращении к друзьям – уверенность в том, что они пронесут братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.

Почему союз лицеистов неколебим ? Потому что срастался он под сенью дружных муз, т.е. под покровом поэтического вдохновения, творчества. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством.

8-я строфа

Но горек был небратский их привет...

Эта строфа – возвращение к себе и прояснение себя:

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой...

Как будто судьба только то и делает, что все время расставляет сети, а он в них запутывается. Свою судьбу он определяет как суровую: ссылки, преследования (гоним, томим, зависим) .

В своих вынужденных скитаниях по России Пушкин очень скучал без друзей, лицейских и литературных. На юге пробовал он сойтись с новыми людьми, но с одними было ему скучно, в других, как в Александре Раевском, он разочаровался. Обратим внимание на ключевые слова, которые говорят о том, с каким чувством предался поэт новой дружбе: с трепетом; приник ласкающей главой; с мольбой печальной и мятежной; с доверчивой надеждой... душой предался нежной . И как итог всей этой открытости и нежности: «Но горек был небратский их привет». То, что характеризовало дружбу лицеистов, – святое братство – дано здесь как отрицание – не братский привет .

9-я строфа

...Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил...

Пущину, Горчакову, Дельвигу – отдельная строфа (с ними была встреча).

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я.

В одной строфе встречаются эти два близких по значению слова. Отрада встретить в Михайловском троих друзей души . И услада – ибо Пущин своим приездом изгнанья день печальный превратил в день Лицея.

10-я строфа

Нам разный путь судьбой назначен строгой...

Своеобразные отношения со школьной скамьи установились у Пушкина с князем А.М. Горчаковым (1798–1883) – красивым, сильным, блестящим и холодным человеком, баловнем судьбы. В лицейском послании к Горчакову поэт дал своему товарищу характеристику, похожую на пророчество:

Мой милый друг, мы входим в новый свет;
Но там удел назначен нам не равный,
И розно наш оставим в жизни след.
Тебе рукой Фортуны своенравной
Указан путь и счастливый, и славный, –
Моя стезя печальна и темна...

Действительно, князь Горчаков стал выдающимся дипломатом. Окончив Лицей по первому разряду, с золотой медалью, Горчаков определился в коллегию иностранных дел, где быстро стал продвигаться по службе и впоследствии достиг должности министра иностранных дел.

В 1825 году, будучи в отпуске, он посетил своего дядю, псковского предводителя дворянства, и повидался с Пушкиным. «Мы встретились и расстались довольно холодно, по крайней мере с моей стороны», – писал Пушкин Вяземскому. Но, несмотря на это, он посвятил несколько строк и Горчакову:

Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Отметим и здесь слово братски .

11-я и 12-я строфы

Поэт для Пушкина – особый друг, он – брат по крови, по душе . Глубоко прочувственными строками откликнулся Пушкин на приезд Дельвига весной 1825 года в Михайловское:

Эта встреча вернула поэта к жизни, к действию, к творчеству. Великодушный и независтливый, Пушкин укоряет себя и восхищается другом:

Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души...

Воспоминания о двух товарищах-поэтах – Дельвиге и Кюхельбекере – дают возможность Пушкину выразить мысль о сущности прекрасного:

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво.

13-я и 14-я строфы

Мой брат родной по музе, по судьбам...

Скажи, Вильгельм, не то ль и с ними было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Вопрос этот появляется в конце 13-й строфы. Он создает ощущение присутствия друга, как будто Вильгельм рядом и сразу ответит на этот вопрос. В михайловской ссылке Пушкин с нетерпением ждал приезда друга, с которым было связано так много юношеских воспоминаний, но они встретятся случайно только в 1827 году, когда ссыльного декабриста Кюхельбекера перевозили из одной крепости в другую. Это было их последнее свидание.

15-я строфа

Промчится год, и с вами снова я...

В награду за подвиг любви к друзьям поэту дается два дара. Первый дар – дар предвидения: «Промчится год, и я являюсь к вам!»... (В сентябре 1826 года (даже меньше, чем через год!) Пушкин был освобожден из ссылки.)

И сразу же меняется строй повествования. Сразу – обилие восклицательных интонаций, восторг, упоение. И мы с вами тоже начинаем верить в эту встречу.

16-я строфа

Наставникам, хранившим юность нашу...

Любимые наставники – Галич, Кошанский, Куницын – были люди и выдающиеся, и молодые. Исследовательница А.В. Тыркова-Вильямс справедливо замечает: «Все три профессора – Куницын, Кошанский, Галич – пережили поэта. Но ни один из них не оставил воспоминаний о нем. Они почтительно возились с немецкими и латинскими четырехстепенными поэтами, но не подумали записать, сохранить для будущих поколений память о том, как на их глазах кудрявый озорной мальчишка превратился в гениального поэта.

Зато царственно великодушный Пушкин отплатил им за все заботы величавой красотой стиха:

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Не все профессора Лицея оставили большой след в духовном развитии Пушкина, но поэт ко всем без исключения обратил свои мудрые строки благодарности.

14–18-е строфы наполнены ликующей, радостной лексикой. Обилие восклицательных интонаций сочетается с повелительными формами глаголов: приди – оживи, пируйте, выпивайте, запомните, благослови, да здравствует и т.д., в которых звучат уверенность и воля.

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...

Профессор нравственных и политических наук (задумаемся над этим удивительным учебным предметом!) Александр Петрович Куницын, выступая перед лицеистами, говорил: «Люди, вступая в общество, желают свободы и благосостояния, а не рабства и нищеты; они предлагают свои силы в распоряжение общества, но с тем только, чтобы они обращены были на общую и, следовательно, на собственную пользу».

Мировоззрение Пушкина и его друзей-декабристов складывалось под большим влиянием Куницына.

В 1821 году Куницын был смещен с занимаемой им кафедры и даже отставлен от службы по министерству народного просвещения за изданную им книгу «Естественное право», в которой, по мнению правительства, изложено «весьма вредное, противоречащее истинам христианства и клонящееся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных ученье».

Пушкин выразил свое негодование по поводу запрещения книги Куницына в «Послании к цензору» (1822), которое ходило в списках по рукам. Посылая 11 января 1835 года Куницыну свою книгу «История Пугачевского бунта», Пушкин написал в ней: «Александру Петровичу Куницыну от Автора в знак глубокого уважения и благодарности».

Пушкин на всю жизнь сохранил признательность Куницыну, и в последнем стихотворении, посвященном лицейской годовщине, он снова вспоминает речь Куницына:

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

(Была пора..., 1836)

17-я строфа

Простим ему неправое гоненье...

Второй дар, который был дан Пушкину в награду за подвиг любви, – это дар прощения Александру I – гонителю:

Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Обратим внимание на эти два слова: Он человек! Вот это чисто человеческое измерение Александра более всего занимает теперь Пушкина. Пушкин как бы говорит, что все цари – глубоко несчастные люди. Они себе не принадлежат. Они думают, что там, внизу, рабы, но оказывается, что они сами – рабы молвы, сомнений и страстей . Нам остается их только пожалеть.

И уже не приходится удивляться, что в 1825 г. появляются немыслимые ранее у Пушкина слова: Простим ему неправое гоненье . Пушкин предлагает многое простить Александру I за то, что он взял Париж, он основал Лицей , как бы уравняв два этих события.

18-я строфа

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут...

Эта строфа – прикосновение к тайне вечности. Пушкин говорит о смерти спокойно, как люди, близкие к природе. Постоянная дума о смерти не оставляет в сердце его горечи, не нарушает ясности его души:

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...

Стихотворение «19 октября» 1825 года привело В.Г. Белинского в полный восторг. Он писал: «Пушкин не дает судьбе победы над собою; он вырывает у ней хоть часть отнятой у него отрады. Как истинный художник, он владел этим инстинктом истины, который указывал ему как на источник и горя, и утешения и заставлял его искать целения в той же существенности, где посетила его болезнь».

19-я строфа

Докучный гость и лишний, и чужой...

Это обращение к несчастному другу, который переживет всех и будет один праздновать день Лицея:

Судьба положила так: последним лицеистом пушкинского выпуска, которому пришлось в одиночестве отмечать годовщину Лицея, оказался А.М. Горчаков. Почему же он «несчастный друг»? Потому что лишний и чужой средь новых поколений – «докучный гость». В этой строфе поэт противопоставляет ему себя, одинокого изгнанника, но на воображаемом пире друзей (которые сегодня уж точно его именуют на брегах Невы!). Пушкин, оказывается, сегодня счастлив, так как провел день «без горя и забот». Вот он каким вышел из стихотворения – счастливым! А начало было грустным – «Я пью один...». И это ощущение счастья дали ему друзья.

«19 октября» – это стихотворение о победе воображения. Воображение поэта торжествует над явью!