Денис Мантуров, Минпромторг России: Инжиниринг – профессия будущего. Инжиниринговые компании США, их характеристика и направление деятельности Список использованной литературы

, Экономика

Инжиниринговые центры как фактор вхождения региона в глобальную производственную кооперацию

Арсланов В.А.

Кандидат технических наук,

начальник научно-инновационного отдела АН РТ

Кашапов Н.Ф.

Доктор технических наук, профессор, проректор по инновационной деятельности Казанского (Приволжского) федерального

Кашбразиев Р.В.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры географии и картографии Казанского (Приволжского) федерального университета

Газизов И.С.

Кандидат биологических наук, доцент кафедры биомедицинской инженерии и управления инновациями, старший научный сотрудник лаборатории БНК при кафедре биохимии Казанского (Приволжского) федерального университета

Хоменко В.В.

Доктор экономических наук, профессор кафедры автомобилей и автомобильного хозяйства Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ, Член-корреспондент АН РТ

Шамсутдинов Э.В.

Кандидат технических наук, Главный ученый секретарь Президиума КазНЦ РАН

Шигапов З.Г.

Кандидат физико-математических наук, начальник управления инновационной деятельностью Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

Экономика

В статье анализируются проблемы инновационного развития российских регионов (на примере Республики Татарстан, Нижегородской и Самарской областей). Решение проблем видится в создании сети региональных инжиниринговых и маркетинговых центров. Предлагается схема управления региональной сетью инжиниринговых центров, а также алгоритм оценки эффективности создания и функционирования сети инжиниринговых и маркетинговых центров региона.

Ключевые слова: инновационное развитие, инжиниринговый центр, регион, сеть инжиниринговых и маркетинговых центров.

Инновационная активность субъектов экономики играет важную роль в достижении качества экономического роста. Повышению конкурентоспособности региональной экономики должна способствовать инновационная политика, которая направлена, в частности, на решение следующих задач:

Расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

Привлечение капитала финансовых структур и частных инвесторов к созданию и практическому внедрению инноваций;

Содействие формированию системы подготовки специалистов для работы в инновационном направлении;

Обеспечение развития инновационной инфраструктуры.

Однако выделение государственных ресурсов, осуществляемое в течение последних лет, не имеет адекватного коммерциализируемого результата. Покажем это на примере ряда регионов, приведенных в таблице 1.

Судя по представленной выборке, уровень инновационного развития российских регионов является невысоким. Так, удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции предприятий промышленности составляет всего от 15,6 % до 23,2 % в 2011 г., и чуть выше - от 16,7 % до 24,6 % - в 2012 г. (Это при том, что в таблице 1 представлены наиболее инновационно-активные регионы Приволжского федерального округа).

Следует отметить, что средства на технологические инновации (продуктовые, процессные) выделяются немалые. Лидерами в Приволжском федеральном округе по объему затрат на технологические (продуктовые, процессные) инновации являются Республика Татарстан (2012) и Самарская область (2013). Эти показатели составили 44166,4 млн. руб. в Татарстане, в Самарской области - 55174,2 млн. руб. Однако с точки зрения выдачи патентов на промышленные образцы, максимально приближенные к коммерциализации, ситуация иная. В Татарстане их было выдано всего 49 в 2011 г. и 29 в 2012 г., в Нижегородской области - 42 и 42, чуть лучшая ситуация в Самарской области - 115 и 110.

Что касается межрегиональных различий, существенное лидерство у Татарстана по количеству выданных патентов на изобретения, которое составило 540 в 2011 г., 722 - в 2012 г. Их количество в Нижегородской области - 286 в 2011 г. и столько же в 2012 г., в Самарской области - соответственно 387 и 419.

Однако Республика Татарстан обладает весьма невысоким по международным и межрегиональным стандартам удельным весом инновационной продукции: 15,6 % в 2011 г. и немного выше - 19,5 % - в 2012 г. Долгое время не наблюдается коренных сдвигов в структуре татарстанского экспорта и импорта, где в первом случае преобладает сырье и первичные продукты переработки, во втором - машинотехническая продукция. Общий экспорт республиканских технологий составил в 2011 г. - 33,5 млн. долл., импорт технологий - 416,6 млн. долл. То есть превышение объема импорта над объемом экспорта тех-

Таблица 1

Показатели инновационной деятельности в отдельных регионах РФ

Регионы Затраты на технологические инновации (продуктовые, процессные) (млрд. руб.) Количество выданных патентов на изобретения Количество выданных патентов на промышленные образцы Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции предприятий промышленности

2011 г. 2012 г 2011 г 2012 г 2011 г 2012 г. 2011 г 2012 г.

Республика Татарстан 44, 2 35,8 540 722 49 29 15,6 19,5

Нижегородская область 30,3 40,7 286 286 42 42 16,5 16,7

Самарская область 17,3 55,2 387 419 115 110 23,2 24,6

Экономика

нологий составило более чем в 10 раз. В этом случае республика является технологически зависимой при наличии собственных существенных технологических заделов, которые не проходят последней стадии коммерциализации вследствие отсутствия соответствующей сети организаций, специализирующихся на коммерческой «доводке» разработок, и средств, необходимых для этого.

Ситуация в республике является типичной для России в целом. Доминирование наименее передовых типов инновационного поведения, в том числе заимствование готовых технологий, характеризует российскую инновационную систему как ориентированную на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий.

Преломление данной ситуации, активизацию инновационной деятельности в регионах, решение задачи коммерциализации отечественных объектов интеллектуальной собственности мы связываем с созданием сети инжиниринговых и маркетинговых центров.

Под инжиниринговым центром понимается субъект рынка интеллектуальной собственности, ориентированный на «рыночную доводку», трансферт, коммерциализацию и послепродажное сопровождение инновационных технологий и продуктов. При этом он изначально ориентирован на систему технологического маркетинга и, как правило, включает в себя систему маркетинговых центров и подразделений .

Региональная сеть инжиниринговых центров - базовая часть регионального рынка интеллектуальной собственности в форме управляемого комплекса инжиниринговых центров, предназначенного для обеспечения товарных свойств и первичной продажи производственно ориентированных объектов интеллектуальной собственности конечным потребителям (предприятиям и организациям) с учетом региональных отраслевых приоритетов, инфраструктурной и организационной сетевой поддержки.

На наш взгляд, развитие сети инжиниринговых центров направлено на решение следующих задач:

Повышения восприимчивости бизнеса к инновациям;

Реализация отраслевых приоритетов при организации прикладных научных исследований и разработок;

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, участвующих в технологическом, маркетинговом и трансфертном обеспечении коммерциализации производственно-ориентированных объектов интеллектуальной собственности.

Кроме того, создание региональной сети инжиниринговых центров может способствовать встраиванию предприятий страны в глобальную производственную кооперацию. Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что в современных экономических

условиях мировые лидеры по производству высокотехнологичных машин и оборудования не стремятся производить все необходимые комплектующие детали и узлы для выпуска конечной продукции на своих предприятиях. Наоборот, они предпочитают вкладывать средства в производственную логистику и производственные заказы на стороне, в том числе других странах, создавая глобальные производственные цепочки. Использование механизмов международной кооперации представляется одной из причин устойчивого инновационного роста ведущих индустриально развитых стран, а также новых индустриально развитых стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки .

В настоящее время торгово-производственные цепочки развиваются и в России. Однако широкое распространение получила пока только сетевая торговля. Принципы организации сетевой экономики и сетевого производства, а также управление цепочками добавления стоимости остаются для российской экономики новыми. Дело в том, что российские производители представлены в глобальных цепочках создания стоимости преимущественно «на входе»: российские производители специализируется главным образом на поставке природных ресурсов или материалов первичной обработки для дальнейшего производства более высокотехнологичной продукции. Это есть одна из основных причин более низкой производительности труда и низких зарплат в России по сравнению с развитыми странами.

В этих условиях управляемое сетевое взаимодействие инжиниринговых центров может стать инструментом оперативного решения задачи преодоления технологического отставания и дальнейшего «рывка».

Как показывает мировой опыт, рынок инжиниринговых и маркетинговых услуг является определяющим фактором эффективности экономики современного развитого государства. Государственные заказы составляют при этом неотъемлемую часть портфелей подавляющего большинства крупных инжиниринговых и маркетинговых компаний. Создание сети без участия государства (эволюционный путь) требует длительного времени, лимит которого к настоящему времени исчерпан.

В Российской Федерации также имеются все необходимые предпосылки для ускоренного развития инжиниринга. Этому способствуют нынешняя концентрация финансовых ресурсов в федеральном центре и формирование специализированных институтов развития. Значительный потенциал роста обуславливает высокую инвестиционную привлекательность российского рынка инжиниринга, однако высокие риски, длительный инвестиционный период и большой объем первоначальных инвестиций сдерживают появление на рынке новых участников с новыми технологиями.

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

Экономика

В Республике Татарстан, являющейся одним из наиболее развитых регионов России как по своему объему промышленного производства, так и по развитости инновационной инфраструктуры, практически отсутствует сеть инжиниринговых и маркетинговых центров. Следует отметить, что подобного рода компании создаются по инициативе крупных предприятий или передовых вузов. В 2013 г. - это 5 инжиниринговых центров, относящиеся к отраслям нефтехимии, машиностроения, производства медицинских стимуляторов и лазерной техники и получившие официальную поддержку правительства РФ и РТ . Однако, общее количество инжиниринговых компаний, выставляющих свои услуги в системе электронных средств информации, - значительно больше. Но эти инициативы единичны, имеют бессистемный характер, не позволяющий комплексно охватить развиваемые в республике отрасли экономики. В итоге татарстанские инжиниринговые центры не входят в число центров, занимающих лидерские позиции в российских и международных рейтингах.

По нашему мнению, условием эффективного функционирования и развития инжиниринговых и маркетинговых центров, их выхода на общероссийский и мировой уровни является создание их региональной сети. Организационная структура республиканской сети инжиниринговых центров может быть представлена в следующем виде (рис. 1).

Как видно из рисунка 1, сеть инжиниринговых и маркетинговых центров функционирует на основе от-

раслевых приоритетов, определяемых содержанием государственных программ социально-экономического развития Республики Татарстан и реализуемых предприятиями-участниками, которые доводят свой заказ на коммерциализируемые производственные объекты интеллектуальной собственности до инжиниринговых компаний. В рамках этих же реализуемых через деятельность Министерства промышленности и торговли приоритетов осуществляют свою деятельность генераторы объектов интеллектуальной собственности - НИИ, КБ, вузы, технопарки, технополисы и т.д. Результаты их деятельности поступают через систему аукционной и неаукционной торговли в собственность (совместную собственность) инжиниринговых компаний, которые осуществляют их доводку до уровня промышленных образцов и последующую реализацию производственным компаниям. Создаваемая в данном случае фондовая площадка ориентирована на реализацию акций инжиниринговых компаний, а торговая аукционная площадка - на продажу объектов интеллектуальной собственности, в том числе в форме технологических фьючерсов и опционов. Опосредствуют данный процесс финансовые структуры, компании - поставщики оборудования, консалтинговые организации и др.

Управление региональной сетью инжиниринговых центров может быть осуществлено по следующей схеме.

Вход, условия работы в сети регламентируются управляющей компанией посредством системы

стандартов - технологических, организационных, финансовых. Данная управляющая компания утверждается Министерством промышленности и торговли из числа республиканских научно-технических организаций, имеющих опыт научно-организационной, грантовой деятельности и технологического трансфера.

Управляющая компания осуществляет:

Листинг компаний, входящих в сеть;

Ведение реестра поставщиков и заказчиков инжиниринговых услуг;

Котировку цен на услуги лизинговых компаний и ведение

Примечания: МПиТ РТ - Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, ИВФ РТ - инвестиционно-венчурный фонд РТ, АИР РТ - ассоциация (общество) изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан.

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4

Экономика

аукциона на реализацию инжиниринговых услуг и акций инжиниринговых компаний.

Основными условиями вхождения инжиниринговых компаний в сеть (сетевой листинг) должны стать:

Соответствие региональным технологическим приоритетам;

Наличие кадров и опыта работы;

Кредитная история.

Таким образом, сеть инжиниринговых центров призвана обеспечить коллективное использование и взаимодополнение материальных ресурсов, профессиональных научных, исследовательских и образовательных кадров, элементов инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, центров коллективного пользования научным оборудованием и др.), способствовать широкому использованию новейших образовательных и высокотехнологичных производственных технологий и на этой основе повышать результативность деятельности как созданных, так и создаваемых отдельных инжиниринговых центров.

Оценка эффективности создания и функционирования региональных инжиниринговых и маркетинговых центров может быть осуществлена в следующей последовательности:

Определение прямых эффектов:

Увеличение удельного веса инновационных технологий и продукции в общем объеме производства вследствие увеличения процента коммерциализации инновационных разработок до 35-40 %;

Увеличение эффективности производства в отраслях профилизации инжиниринговых центров на 30-35 %;

Сокращение оттока научно-технологических кадров за пределы республики.

Определение косвенных эффектов (синэргетиче-ских и мультипликативных):

Рост технологического уровня в смежных отраслях и сфере услуг (банковских, страховых и т.д.);

Увеличение доли интеллектуальной собственности в активах предприятий до 25-30 %;

Повышение уровня технологической безопасности за счет роста доли собственных инновационных технологий;

Рост общего имиджа региона на международном уровне в системе международных рейтинговых оценок;

Привлечение дополнительных инвестиций в республику.

Для осуществления мониторинга развития региональной сети инжиниринговых центров целесообразно использовать по годам следующие дополнительные индикаторы:

Количество инжиниринговых центров в сети в Республике Татарстан, в том числе в Казани;

Количество инжиниринговых и маркетинговых центров в сети с участием в Уставном фонде иностранных организаций;

Общий объем привлеченного финансирования в сети инжиниринговых центров (млн. руб.) из бюджета и внебюджетных средств;

Полученный экономический эффект в сети инжиниринговых центров (чистая прибыль), млн. руб.;

Средняя зарплата научных сотрудников в сети инжиниринговых центров, тыс. руб.;

Количество научных сотрудников работающих в сети инжиниринговых центров, в том числе докторов и кандидатов наук, научных сотрудников без степени, докторантов, аспирантов, студентов.

Количество остепененных соискателей, работающих в сети инжиниринговых центров в отчетном году;

Публикации монографий, статей в ваковских и иностранных журналах;

Полученные свидетельства на патенты;

Количество принятых к реализации инновационных проектов во всей сети инжиниринговых центров;

Количество внедренных в производство инновационных проектов в сети инжиниринговых центров;

Количество лицензий в сети инжиниринговых центров: проданных и купленных;

Количество иностранных специалистов, привлеченных к деятельности инжиниринговых центров в отчетном году;

Количество молодых специалистов, направленных от инжиниринговых центров на учебу за рубеж.

Сетевая концентрация частных и государственных ресурсов должна обеспечить внедрение системы условий, гарантий и форм организационного поведения, существенно снижающих уровни финансовых рисков инжиниринговых центров, делающих возможным полноценное инвестирование деятельности данных организаций со стороны российских и зарубежных технологических и финансовых партнеров. Существующие на сегодняшний день в Республике Татарстан финансовые и организационно-управленческие институты, в том числе обозначенные ранее на рис. 1, должны быть ориентированы на минимизацию соответствующих рисков в системе сетевых соглашений о сотрудничестве.

Литература:

1. Наука и инновации в Республике Татарстан в 2011 году: Статистический сборник. - Казань: Татарстанстат, 2012. - 91 с.

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

Экономика

2. Наука и инновации в Республике Татарстан в 2012 году: Статистический сборник. - Казань: Татарстанстат, 2013. - 91 с.

3. Интеллектуальная собственность / Под ред. Хоменко В.В. - Казань: ФЭН, 2014. - 399 с.

4. Кашбразиев Р.В. Влияние международной кооперации на национальную экономику // Вестник Финансового университета. - 2014. - № 2(80). -С. 79-92.

5. Региональные центры инжиниринга. - URL: http://www.i-regions.org/projects/centers-of-engineering/ (дата просмотра 28.09.2014).

Engineering Centers as a Factor of the Region Joining Global Industrial Cooperation

Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

I.S. Gazizov, N.F. Kashapov, R.V. Kashbraziev Kazan (Volga Region) Federal University

V.V. Khomenko, Z.G. Shigapov

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

E.V. Shamsutdinov

Kazan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

The paper dwells upon the problems of innovation development of Russian regions (as exemplified by the Republic of Tatarstan, the Nizhni Novgorod and Samara Regions). According to the authors, the solution lies in creation of the network of regional engineering and marketing centers. The authors suggest the scheme of regional engineering centers management and the algorithm of assessment of creation and functioning of regional engineering and marketing centers network.

Key words: innovation development, engineering center, region, network of engineering and marketing centers.

Инжиниринг- это совокупность инженерно-консультационных работ, связанных с процессами создания, обслуживания промышленных объектов, разработка технологий, инженерно-технические работы, строительство, доработка, сборка, пуск, гарантийное обслуживание.

Основные этапы формирования мирового рынка инжиниринга:

Первый этап: После Второй мировой войны:

Зародился в Великобритании и ограничивался только консультированием по поводу строительства мостов и дорог.

Также и в США, но стал носить международный характер, т.к. специалисты США помогли восстанавливать Европу после войны. Инжиниринг развивался для помощи развивающихся стран, т.н. «Программа содействия». Они подразумевали строительство за рубежом, крупнейших компаний и ТНК.

Второй этап: 60-е г. ХХ века

Инжиниринг стал востребован, благодаря МБРР, который в 1961 году создал собственную службу инженерно-консультационных услуг. Задача состояла в определении эффективности предоставления кредитов для развивающихся стран. На данном этапе инжиниринг стал не только консультационным, но и строительным, т.е. инженерно-консультационные фирмы стали строить промышленные объекты.

В 1952г. Была создана Ассоциация Инженеров Гражданского Строительства (ASCE), которая разработала руководство по использованию услуг инженеров. В данном руководстве описано:

а) практика инженерно-консультационных услуг

б) дана классификация инженерных услуг.

Таким образом, развитие инжиниринга в международных масштабах было вызвано следующими причинами:

2) Высоким спросом на технологические услуги развивающихся стран

3) Экспансией ТНК с целью проникновения в другую экономику

4) Появлением большого числа крупных инженерных фирм.

Особенности инжиниринга:

1) является услугой производственного назначения, которая проявляется в полезном эффекте.

2) имеют коммерческий характер, т.е. являются объектами купли-продажи,

3) имеют дело с производственными услугами, стоимость, которых определяется затратами на их производство.



Виды инжиниринга:

Консультативный инжиниринг – интеллектуальные услуги по проектированию объектов, разработки планов строительства, и контроль за проведением работ

Технологический - заказчику предоставляется документация по использованию технологий по строительству и эксплуатации.

Строительный – весь комплекс инжиниринговых работ: поставка оборудования, монтаж и т.д.

Инжиниринговая компания (ИК) - компания, специализирующаяся на предоставлении инжиниринговых услуг. Такие компании способны оказывать услуги одновременно в нескольких областях и привлекать к выполнению работ различных поставщиков оборудования, разные подрядные фирмы.

Крупнейшие в мире ИК, такие как BATEMAN ProjectHoldingsLtd., HatchGroup, TheKvaernerGroup, SNC-Lavalin, BechtelCorporation и др. имеют холдинговую структуру, управляет которой головная компания. Подразделения таких компаний находятся во многих странах мира. Они наделены широким кругом полномочий, могут самостоятельно осуществляют проекты, организовывать совместные предприятия и т.д.

ИК осуществляют одновременно большое количество (некоторые более 1000) проектов в разных частях света, и круг решаемых ими задач очень велик:

Планирование финансовых потоков, обеспечение финансирования;

Полное управление проектом или его частями;

Проектирование, моделирование, дизайн;

Работа с поставщиками и подрядчиками;

Обеспечение перевозок;

Аудит, лицензирование и т.д.

ИК не занимаются непосредственно строительством, установкой оборудования, они создают проекты, обеспечивают их финансирование, договариваются с поставщиками и нанимают фирму-подрядчика, которая, в свою очередь, уже непосредственно осуществляет строительство, установку оборудования и проведение других работ.

ИК осуществляют проекты во многих областях, в частности:

В нефтехимической промышленности;

В металлургической промышленности;

В машиностроении и судостроении;

В области телекоммуникаций;

В энергетике;

Осуществляют проекты по строительству дорог, мостов, зданий и сооружений и многое другое.

ИК осуществляют проекты как самостоятельно, так и в партнерстве с другими компаниями. Проекты могут осуществляться "под ключ" или компания может выполнять только какую-то часть проекта.

Среди наиболее часто встречающихся проектов, которые выполняются ИК "под ключ", можно отметить:

Строительство и запуск в эксплуатацию шахт, металлургических, нефтехимических и др. предприятий, электростанций;

Строительство телекоммуникационных и энергетических сетей, нефте- и газопроводов;

Внедрение новой технологии на уже существующем предприятии с целью повышения его мощности и снижения издержек производства.

Переоборудование судов, модернизация портов и т.д.

BechtelCorporation - американская компания, одна из крупнейших в мире инженерно-строительных компаний. Компания имеет большое количество дочерних фирм и подразделений, представительства компании находятся в 66 странах мира. Численность компании составляет 52 700 человек, которые работают с клиентами, партнерами и поставщиками в проектах по всему миру. Выручка от реализации услуг компании составила в 2010 году 27,9 млрд. долларов. Всего за свою историю компания успешно завершила проекты в самых различных областях, а именно:

В энергетике (строительство электростанций, в том числе ГЭС и АЭС);

В черной и цветной металлургии;

В строительстве;

В области телекоммуникаций;

В химической и нефтехимической промышленности;

В области охраны окружающей среды;

В авиастроении и оборонной промышленности.

Постоянным клиентом компании является правительство США. Компания выполняет государственные заказы для NASA, а также нужд национальной обороны.

При осуществлении металлургических проектов, компания выполняет следующие функции:

Технико-экономическое обоснование проекта;

Обеспечение широкого круга подготовительных работ;

Проектирование и дизайн металлургических предприятий;

Проектирование шахт и карьеров;

Выбор, доставка и установка необходимого оборудования и обеспечивающих систем;

Обеспечение пуско-наладочных работ;

Финансирование проекта;

Полное управление проектом;

Охрана окружающей среды.

Крупнейшие проекты

· Плотина Гувера

· Туннель и железная дорога под Ла-Маншем

· Тушение нефтепромыслов в Кувейте

· Центральная транспортная артерия/туннель в Бостоне

· Проект расширения сети беспроводной связи компании «CingularWireless»

· Послевоенное восстановление Ирака

· Ликвидация последствий аварии на АЭС Три-Майл-Айленд

· Строительство технограда в г. Джубайл

· Международный аэропорт в Гонконге

· Система скоростного городского транспорта по восточному берегу залива Сан-Франциско (BART)

· Ликвидация последствий урагана «Катрина»

Крупнейшие в России инжиниринговые компании - это Балтийская инжиниринговая компания, Северо-Западная инжиниринговая компания, инжиниринговая компания Трансстрой, инжиниринговая компания Техностройпроект.

ЭксонМобил (США)

«ЭксонМобил» является крупнейшей в мире нефтегазовой компанией, акции которой свободно обращаются на открытом рынке ценных бумаг. Наша компания и ее родственные организации представлены во многих странах мира.

Наша компания эксплуатирует производственные объекты и реализует продукцию во всем мире, а также ведет разведку на нефть и природный газ на шести континентах. Наша компания является лидером нефтегазовой отрасли практически во всех областях энергетики и нефтехимии.

В целях удовлетворения растущего мирового спроса на энергоносители «ЭксонМобил» занимается разведкой и добычей нефти и газа, производством нефтепродуктов, а также транспортировкой и продажей сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов. Наша компания является крупнейшим производителем и поставщиком нефтехимической продукции обычного и специального ассортимента, а также совладельцем ряда электроэнергетических объектов. Компания проводит обширные научные исследования с целью оптимизации и постоянного совершенствования работ в каждой из вышеперечисленных областей, а также изучения новых источников энергии и разработки технологий.

Разведка и добыча

«ЭксонМобил» владеет значительными базисными активами, которые характеризуются географическим разнообразием и устойчивостью в разных экономических условиях. Компания располагает участками недр, на которых ведет геологоразведку и добычу, в 36 странах и осуществляет разработку месторождений в 24 странах. В 2007 г. компания приступила к добыче по семи крупным проектам. «ЭксонМобил» продает природный газ энергетическим компаниям, промышленным предприятиям и дистрибьюторам на рынках практически всех развитых и развивающихся стран. В 2007 году суммарный объем добычи нефти и газа на реализацию составил, в среднем, 4,2 миллиона баррелей нефтяного эквивалента в сутки.

Транспортировка, переработка и маркетинг нефтепродуктов

Корпорация «Эксон Мобил» располагает сетью надежных и высокопроизводительных заводов, транспортных систем и оптовых баз, обеспечивающих потребителей во всем мире чистым топливом, смазочными материалами, а также другой высококачественной продукцией и промышленным сырьем. «ЭксонМобил» является совладельцем 38 НПЗ в 21 стране и реализует свою продукцию через автозаправочную сеть, насчитывающую более 32000 станций технического обслуживания. Наша корпорация также предоставляет продукцию и услуги более чем миллиону покупателей во всем мире по трем направлениям взаимодействия «бизнес для бизнеса»: промышленность и оптовая торговля, авиация и флот. В 2007 г. производительность НПЗ составляла в среднем 5,6 миллионов баррелей, а объем продаж нефтепродуктов - 7,1 миллионов баррелей в сутки. Корпорация «Эксон Мобил» является самым крупным поставщиком базовых компонентов смазочных материалов и лидером по продаже готовых смазочных материалов, битума и специальных нефтепродуктов. Мы реализуем нашу продукцию во всем мире под тремя торговыми марками - «Мобил», «Эксон» и «Эссо».

Нефтехимическое производство

Корпорация «Эксон Мобил» является лидером в нефтехимической отрасли и располагает более чем 49 объектами в разных регионах мира, принадлежащими ей полностью или частично в рамках совместных предприятий. Компания занимает прочные позиции на мировом рынке по реализации самых распространенных и пользующихся все большим спросом продуктов нефтехимии. Наша компания является одним из крупнейших производителей олефинов - базовых компонентов многих продуктов нефтехимии, а также полиолефинов, включая полиэтилен, наиболее широко используемый пластик, и полипропилен - один из полимеров, потребление которого стремительно растет. Более 90 процентов наших нефтехимических производственных мощностей сосредоточено в тех областях, в которых наша компания занимает первое или второе место на мировом рынке.

Технологии

Большое количество запасов нефти и газа находится в удаленных регионах, характеризующихся тяжелыми условиями проведения работ. В связи с этим возрастает значение инновационных технологий. За последние пять лет корпорация «Эксон Мобил» инвестировала в научно-исследовательскую работу порядка 3,5 миллиардов долларов. Глобальная функциональная организация корпорации «Эксон Мобил» обеспечивает стремительное внедрение новых технологий по мере их разработки в целях получения максимальной выгоды от их применения. Наша компания сохраняет за собой лидирующее положение в отрасли за счет уделения основного внимания не только разработке передовых идей, но и внедрению технологических изменений, обеспечивающих высокие производственные показатели во всех подразделениях Корпорации.

Другие компании:

· Петрофак (США)

· СиБи&АйЛуммус (США)

· Флуор (США)

· ФМСи (США)

Барабанова Екатерина Ивановна
студентка группы МВКО4-2
Факультет «Международные экономические отношения»
Финансовый Университет при Правительстве РФ

Рыночные услуги в современном мире впечатляют своим разнообразием, что является следствием активной деятельности практически всех стран по увеличению их доли в валовом национальном продукте. Это является этапом перехода страны в постиндустриальную стадию развития. Данная часть экономики включает в себя почти все виды услуг и занимает первое место по числу занятого населения и величине дохода в целом.

Одним из ключевых составляющих выше представленного в статье сектора экономики является инжиниринг, обособленный в независимую сферу деятельности комплекс услуг, коммерческого характера, по подготовке процесса производства и обслуживанию строительства в промышленных, инфраструктурных и других объектов. Описанный комплекс операций осуществляется специализированными инженерно-консультационными, промышленными, а также строительными компаниями и организациями.

История инжиниринга уходит к проектно-изыскательным организациям, появившимся на свет после Октябрьской революции. Постепенно потенциал специализированных структур увеличивался, что привело к созданию крупных проектных организаций, реализовывавших масштабные государственные планы по строительству стратегических объектов.

К 1990 году активизировался процесс упадка в строительной сфере, связанный с сокращением численности проектных организаций. Случившиеся изменения повлекли за собой технологическое отставание страны от мировых стандартов.

Возрождение инженерии пришлось на начало 21 века, а именно возрождение строительной отрасли в 2000 х годах обеспечило стабильный спрос на предлагаемые ими услуги.

Современный инжиниринг представляет собой уникальную форму международных коммерческих связей в сфере науки, инноваций и техники.

Резкое обострение конкуренции на мировом рынке инженерно-строительных услуг и распространение частных капитальных вложений отраслях (инвестиционные проекты считались государственной прерогативой) стало решающим аргументом для контакторов, решивших все активнее участвовать в прямой инвестиционной деятельности.

Связь между инжинирингом и экономикой в целом невозможно не заметить. Многочисленные строительные компании - вот уже на протяжении более чем 50 лет занимаются не только активным строительством важных объектов, к которым мы можем отнести АЭС, ГРЭС, ГЭС, ЛЭП и тд., но и еще обеспечивают полный надзор и контроль за финансовой стороной любого вновь возникающего или уже введенного в эксплуатацию проекта.

Во-первых, хотелось бы отметить, что благодаря активному развитию инжиниринговых компаний в последнее время резко увеличился спрос на труд, вследствие чего произошло насыщение экономики новыми рабочими местами и соответствующими квалифицированными кадрами в области промышленного дизайна и инжиниринга. Об этом нам говорят статистические данные, в которых чётко прослеживается положительная динамика занятости населения. Для этого рассмотрим такую сферу экономику, как строительство, которое тесно связано с деятельностью инжиниринговых компаний. В 2005 году лишь 6,7% всех рабочих в стране работали в представленной отрасли (как в крупных инжиниринговых организациях, так и в многочисленных подрядных компаниях). К 2015 году эта цифра значительно изменилась, и уже 7,6% предпочитают работать в сфере инженерно-консультационных услуг коммерческого характера. Кроме того, за последние 5 лет было открыто более 500 новых предприятий в различных отраслях промышленности. Как было отмечено ранее, представленные предприятия нашли свое применение не только в сфере строительства электроэнергетических сооружений, но и а таких отраслях промышленности, как машиностроение, металлургия, деревообрабатывающие производства, нефтяная и нефтегазовая промышленность. В этих областях деятельности был заметен аналогичный рост спроса на рабочую силу. Например, количество человек, занятых на производстве и распределении газа и воды с 2,9% до 3,2%, и с 1,8% до 2,2% объем занятых на работах, связанных с добычей полезных ископаемых.

Во-вторых, активная деятельности практически всех компаний, предоставляющих инженерные услуги, зависит от нынешнего состояния экономики в стране. Связано это с тем фактом, что любые производимые ими операции, будь то разработка идеи проекта, пред инвестиционные исследования или осуществления ряда строительных и контрольных функций на объектах, - требуют достаточного финансирования. И многие коммерческие частные организации прибегают к помощи государственных субсидий.

В-третьих, любые качественные изменения геополитической и геоэкономической ситуации в мире могут привести к одному из возможных негативных итогов, каким может оказаться нарушение точки опоры мировых финансов, а центры финансовой стабильности начнут подвергаться политико-экономическим воздействиям. Мировые экономические кризисы как нарушения между спросом и предложением в рыночной системе хозяйства происходят с цикличным постоянством, что не может не оставить отпечатка на направленности деятельности и стратегии поведения. Достаточно часто компании просто лишаются возможности ввести объект в эксплуатацию или же воздать технико-экономическое обоснование проекта из-за нехватки материальных средств.

В последнее время рынок инжиниринговых услуг в Росси испытывает весомые трудности, несмотря на очевидный факт того, что именно он является одним из наиболее доходных «драйверов» экономики. Инжиниринговые компании являются преимущественно узкоотраслевыми (сфера их деятельности - энергообеспечение и добывающая промышленность). В связи с этим многие крупные и масштабные проекты уходят в иностранные инжиниринговые компании. К тому же, рассматривая парадигму международного рынка инжиниринговых услуг, мы можем сделать не радующие нас выводы. Россия почти не принимает участия в интернациональных процессах из-за отсутствия крепкой основы для становления корпораций Engineering Services, способных предоставлять другим государствам инженерно-расчетных, консультационных и инженерно-строительных услуг в процессе проектирования и сооружения за рубежом промышленных и иных объектов. А доля в офшорном инжиниринге практически отсутствует. В России формы самостоятельных организаций и компаний, выполняющий определенный перечень услуг, начали формироваться сравнительно недавно, а предшествующие формы инженерных центров представляли собой лишь внутренние подразделения. Кроме того, специализированные органы и организации, отвечающие за развитие инжиниринга, не были развиты на достаточно высоком уровне.

Возникает актуальный вопрос: как же стране выйти за рубежи отечественных заказов и увеличить национальную долю на рынке международного инжиниринга?

1. Важно появление компаний и организаций, ориентированных под международные стандарты, работающих в разных отраслях и в разных географических рынках.

2. Развитие инфраструктуры поддержки инжиниринга, которые позволят обеспечить крепкое реагирование на рынок за счет расширения аутсорсинга и т.п., формирование крупных исследовательских и проектных консорциумов.

3. Формирование научного потенциала и информационной базы (создание инжиниринговых центров при вузах, научных организациях, стимулирование спроса на услуги, организация реестра оборудования).

Для перехода на следующую ступень развития инженерного дела в стране предпринимаются всевозможные меры. Только в Москве функционирует более 40 высших образовательных учреждений, направленных на профессиональную подготовку инженерных кадров. Таким образом, инженерное образование, как в целом мире, так и в России идет на подъеме. Россия обладает огромным потенциалом, реализовав который, мы сможешь выйти на новый уровень экономического развития.

Список использованной литературы

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (www.gks.ru ). - (Дата обращения: 06.04.2017).
  2. Инжиниринг в концепц ии промышленной политики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://igduran.ru/files/agn/bergrat/present2014/smetana.pdf ) (Дата обращения: 06.04.2017).

Респондент: В.Н. Княгинин

И.К.: Владимир Николаевич, мы знаем, что Центр стратегических разработок проводил ряд работ и исследований в области инжиниринга. Расскажите, пожалуйста, на ваш взгляд каковы основные направления развития инжиниринга в России?

В.Н. Княгинин: В целом инжиниринг не является какой-то новой эксклюзивной деятельностью, это инженерная работа. И когда мы говорим инжиниринг, употребляя английский термин, мы в действительности пытаемся просто подчеркнуть, что инженерная работа есть предыдущего и нового поколения. А по сути перспектив для инжиниринга в России ровно столько, сколько есть перспектив для инженерного проектирования и управления технологическими процессами.

Наиболее сложная сфера для инжиниринга — это дискретное производство, когда то или иное изделие является многокомпонентным, собирается из множества деталей. Кроме того, в таком производстве появляется ассемблер — тот кто отвечает за формирование конечного изделия.

Чем более разнородны и многокомпонентны детали, тем более сложный инжиниринг. Поэтому обычно считают, что самый передовой инжиниринг в автопроме. Там наиболее быстро идет обновление разного рода моделей конечного продукта, а продукт уже сам по себе достаточно сложен и требует специальной организации производства. В этом смысле автопром всегда выступает драйвером, двигателем развития инжиниринга в стране. Потому что с одной стороны сложное изделие, сложная организация производства, а с другой стороны очень быстрое обновление в сравнении с другими секторами.

Другие сектора — это то, что относится к электронике, там еще более быстрое обновление, а инженерная работа имеет особую специфику и совершенно характерные особенности. Авиапром, где производится одно из самых сложных изделий с точки зрения многокомпонетности и многомодульности — широкофюзеляжный самолет. Он считается венцом инженерного проектирования и сопоставим по своей сложности с нефтегазодобывающими платформами. В действительности эта платформа сложнее даже, чем космические корабли.

В традиционном машиностроении у нас есть то, что относится к сложным станкам, станкостроению. Тот же станок литографический для печати чипов по количеству компонентов и по стоимости приближается к самолету. В нем интегрировано множество разнородных систем: там есть механика, оптика, там есть очень сложное управление разного рода лазерными системами и тому подобное.

Энергетика традиционно рассматривается как зона сложного инжиниринга, но при этом мы, конечно, еще и проводим границу между видимой, внешней, и внутренней инженерной работой.

И.К.: Какой еще, кроме внутренней и внешней, бывает инженерная работа?

В.Н. Княгинин: Отраслевая классификация охватывает 20 видов инжиниринговых работ. Внутри секторального деления сама инженерная работа делится на части, связанные с циклом каждого процесса и продукта, и на каждой стадии этого жизненного цикла есть еще свой инжиниринг. Обычно считается, что полную линейку инжиниринговых работ собирают у себя в руках те, кто называется PCM contractor. Такие компании занимаются и проектированием, и сборкой и монтажом, и запуском в эксплуатацию, а иногда и обсуживают товар на финишной стадии жизненного цикла, вплоть до утилизации.

И.К.: А в России есть такие?

В.Н. Княгинин: Ну конечно есть, это строители, например, те, кто собрал, спроектировал и запустил в производство Тихвинский машиностроительный завод. Сейчас эта же структура пытается закрыть и кадровые и квалификационные вопросы предприятия. Группа компаний «ИСТ» в связи с этим запустила в Москве Высшую школу инжиниринга, где линейка инжиниринга по всему жизненному циклу скомпанована в учебные курсы и выбиты даже квалификационные пакеты для тех, кто специализируется на разных звеньях.

И.К.: В каком направлении развивается отечественный инжиниринг, каковы его перспективы?

В.Н. Княгинин: Когда меня спрашивают про перспективы инжиниринга, то я предлагаю обсуждать перспективы перехода с одного уровня инженерной работы на другой. Соответственно возникает вопрос, а чем инжиниринг предыдущего отличается от нынешнего, к которому мы стремимся. Ну прежде всего, под инженерной работой сейчас лежит такой мощнейший инструмент как компьютерное моделирование.

Все эти CAD и PLM системы, все программное обеспечение по сути меняет сам характер инженерной работы, требуя новых квалификаций и возвращая инженера в управление производственными процессами. Потому что программное обеспечение, которое относится к PLM жизненному циклу, сейчас смыкается с тем ПО, которое отвечает за снабжение материальными ресурсами и движение финансов, такой бухгалтерско-управленческой частью программного обеспечения. И за счет этого инженеры должны иметь очень сильную проектную и управленческую подготовку, поскольку они проектируют весь производственно-технологический процесс, включая его экономическую составляющую.

Недаром те, кто перешел к работе на базе концепции жизненного цикла, они говорят, что тот самый обеспечивающий сборку ассемблер управляет не только технологическим процессом, сколько системой поставок. Потому что части, которые он соединяет, он должен сначала приобрести. А если этого еще и поставки точного времени, то логистика становится ключевой компетенцией инженера, и отсюда выход в программное обеспечение.

Чтобы осуществить программное управление производством, необходима интеллектуализация всех процессов, то есть их очень сильная детализация, оцифровка, с тем, чтобы машины сами принимали решения. И это сильно меняет не только то, что называется soft, программный инструмент инженерной работы, но и hard.

Когда нижегородский институт «Атомэнергопроект» выполнял проект по проектированию, оказалось, что строители не способны принять электронные чертежи, прочитать их и реализовать. Тогда институт был вынужден выйти в управление стройкой. Все закончилось тем, что бригадирам раздали планшеты, поставили электронные стойки, с которых они импортируют себе технические задания на работы и на управление самими производственными процессами. Кроме того, им дали каски с чипами, регистрирующими, что делают работники на стройке в каждый момент времени. Все монтируемые детали снабдили штрих-кодами для контроля и учета производимых операций.

И.К.: Это было экономически обосновано?

В.Н. Княгинин: Это абсолютно экономически обосновано. Это позволило сильно понизить квалификацию работников, потому что больше не нужно полагаться на разных удивительных людей, удерживающих в своих руках все производство. В работе появились электронные подсказчики, это упростило процедуру контроля, а в-третьих это связало всю деятельность, ну то есть ускорило ее просто. И сроки реализации проекта сократились. Соответственно, быстрее окупились вложенные в проект деньги.

И.К.: Расскажите, пожалуйста, подробнее о роли современных инженеров в управлении проектом.

В.Н. Княгинин: Инженер сегодня возвращается в управление, становится тем, кем он был на рубеже 19-20 веков, когда слова «инженер» и «управленец» означали одно и то же. Уже потом появились менеджеры, это более позднее явление — 20 век. Считается что первую концепцию менеджмента (с небольшим опозданием, менеджеры тогда уже были) создал Питер Друкер. В 1946 год он написал свою книгу «Манифест».

А сейчас, именно за счет того, что меняется проектная организация работ, инженеры возвращаются на позицию управленцев и сильно проблематизируют статус чистых менеджеров, которых часто называют в России «манагерами». При этом существенно меняются квалификационные требования к людям. То есть за счет интеллектуализации и дигитализации процессов многие вещи упрощаются.

Сегодня почти невозможно представить, что генерал Карбышев в одиночку спроектировал бастион Брестской крепости, а два инженерных батальона вытянули управление стройкой Транссиба. И тот кудесник-инженер, который в одиночку рассчитал мост через Енисей с небольшой группой подмастерий, он конечно выглядит легендарной фигурой.

В настоящее время инженерная работа разбита на частички, частички соединяются, каждая частичка выполняется относительно квалифицированным с точки зрения прошлого и абсолютно квалифицированным с точки зрения настоящего человеком. Причем человек этот приближается по своему труду к тому, что мы называем программистом.

Меняется технологическая работа, гораздо важнее стало выдать задание станку, чем иметь возможность там что-то руками покрутить в управляющих суппортах станка. Ну и естественно, меняется квалификационная характеристика инженера в самом производственном процессе.

И.К. Как бы вы оценили роль, место и перспективы Российских инжиниринговых компаний на глобальном рынке?

В.Н. Княгинин: Я вижу две основные проблемы, с которыми приходится иметь дело. Первая – привести технологии работы в соответствии с международными стандартами, и тогда получить свое место в технологической цепочке. Потому что цепочки все уже откалиброваны, стандартизированы, инструменты все универсальны, подготовка людей одинаковая. Что такое MBI, мастер делового администрирования? Это человек, которого отучили по всему миру по одному и тому же шаблону. И в этом смысле это не подготовка кого-то гения, а подготовка человека, которого можно из одной компании в другую в разных точках мира забросить, и он будет делать примерно одинаково.

Сейчас все процессы, стандартизированные технологически и управленчески. Если мы хотим получить в разделении инженерного труда свой кусочек — либо в проектировании, либо в расчетах, либо в конструировании, либо в технологической привязке, либо в выполнении каких-то подрядных работ — мы должны привести свой способ действия в соответствие с мировыми стандартами.

Часто при контрактации наших инженеров спрашивают, какое программное обеспечение вы используете, а на какой компьютерной технике вы работаете, каким перечнем технологий вы владеете, как у вас расчленен технологический процесс.

Например, когда «Ниссан» и «Рено» пришли на АвтоВАЗ, они разбили производственный процесс на стадии жизненного цикла, ввели специальные виртуальные ворота — гейты для перехода от одной стадии жизненного цикла к другой — и в действительности за два-три года дотянули инжиниринговую службу завода до необходимого им уровня.

Другой пример, Уральский электромеханический завод, вступивший в кооперацию со «Шнайдер Электрик». Последний выдвинул требования, определил статус участника в своей производственной цепочке. Затем были выдвинуты уже требования более высокого порядка, и также было разъяснено, что если будут выполнены и эти требования, то повысится статус, будет доверено большее количество операций и так далее. И УЭМЗ потихоньку движется по этим стадиям, передвигаясь все выше и выше.

Итак, если спрашивать, есть ли место нашему инжинирингу на рынке, то, во-первых, это задачи стандартизации, калибровки, перехода, на международно принятые стандарты работы. Во-вторых, это вопрос создания уникального технологического продукта. Создали продукт — получили место на рынке.

И.К.: То есть мы реально можем конкурировать в чем-то?

В.Н. Княгинин: С точки зрения общей фундаментальной подготовки мы хороши, с точки зрения дисциплины выполнения мы на среднем уровне, даже в верхней половине. У нас что-то хуже с современными стандартами и технологиями инженерной работы, мы здесь задержались. 90 годы это был провал, начиная с 2000 мы его восполняем. Он нам не даст безусловного выигрыша, но приведет нас к средней температуре по больнице.

А вот что касается новых продуктов, там чуть более сложная ситуация. Сам новый продукт, это же не плод деятельности какого-то изобретателя или инноватора, это уже более мудреная история, связанная с потребителем, с рынком, с пониманием, как это все устроено. К сожалению, в этом у нас есть существенные сложности.

Но в целом, по ряду показателей, если брать по отраслям, мы имеем шанс. Нет стопроцентной вероятности, что он реализуется. Но у нас есть заделы в энергетике, в авиапроме, в вертолетостроении. Мы не все потеряли, даже я бы сказал, в лазерах и так далее.

Понятно, что линейка конкурентов не сужается, а расширяется. У нас появляются азиаты, Китай – очень сильный соперник. На подходе второй азиатский миллиард, куда входит Вьетнам, Тайланд, Индонезия, Малазия. И там процессы не статичные, там очень все динамично.

Вывод — придется работать. Перспективы есть, но двигаться надо в понятном направлении, встраиваться в цепочку правильно, если мы хотим этого. А если мы хотим делать самостоятельный продукт, надо просто делать его, не ждать ничего.

И.К.: Какие меры государственной поддержки инжиниринга Вы бы сочли наиболее действенными?

В.Н. Княгинин: Я вижу два ключевых направления поддержки инжиниринга. Первое – это софт, программное обеспечение для инженерного проектирования, помощь в его распространении и внедрении. А второе — это модернизация инженерного образования. Большой вопрос, сможем ли мы восстановить способность инженера владеть всеми инструментами и перестроить инженерное образование – и в том, что касается инструментальной части, hard, и в части soft.

И.К.: А как сегодня органы государственной власти поддерживают инжиниринг?

В.Н. Княгинин: Как минимум по четырем ведомствам сейчас идет поддержка разного рода инжиниринговых центров. Ведомства делают свои акценты, например, Минпромторг двинулся в сторону поддержки доступа к программному обеспечению пользователей, причем упор сделан на средние и малые компании. Считается, что крупные компании уже все проинвестировали в программное обеспечение. И это правда. А Минобрнауки и Минэкономразвития поддерживают инжиниринговые центры в привязке к университетам. В таких программах сейчас несколько десятков университетов участвуют. Есть предположение, что эти инжиниринговые центры выступят как центры технологического превосходства, стягивая все самое новое и позволяя себе за счет дополнительного финансирования какие-то эксперименты. Есть программа, которая предусматривает поддержку совсем больших инжиниринговых центров и достаточно сложных технологических процессов. Есть свои программы развития у институтов типа «Сколково», есть программы развития РОСНАНО. В этом отношении сейчас работа идет достаточно большая. Пока все эти инициативы еще не до конца скоординированы, но само понимание того, что инжиниринг надо поддерживать, что надо переходить к работе следующего поколения, на мой взгляд, оно уже стало точкой согласия.

Я далек от радужных оценок происходящего, но только потому что это сложные процессы. Реально рынок не терпит пустоты. Мы обсуждаем не научно-исследовательский задел, мы обсуждаем технологические заделы и квалификации, которые прямо здесь и сейчас, на наших глазах, должны быть реализованы. Повторю, все сложно, на рынке нет пустоты, он все время заполнен, и выйти на него достаточно трудно. В то же время посыпать голову пеплом я бы не стал, вот даже введение санкций позволило нам перестроить какие-то процессы.

Конечно, нельзя, на мой взгляд, развиваться в изоляции, потому что мы вынуждены будем втройне оплачивать то, что весь мир получает за счет кооперации. Очевидно, что мы должны действовать в соответствии с мировыми стандартами. У нас внутренний рынок не очень большой, но он и не маленький, с учетом того, что сейчас Евразийский экономический союз сформируется. То есть будут расширяться возможности. Ну и о конкуренции, конечно, забывать не стоит.

РОССИЯ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ ИНЖИНИРИНГОВЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ)

Объем, динамика и структура экспорта и импорта инжиниринговых услуг в России. Факторы, влияющие на баланс данных услуг

Хотя зарубежный промышленный мир уже больше века оперирует терминами и категориями инжиниринга, в России это направление консультационных услуг в его современном западном понимании появилось относительно недавно. Как результат, в России до сих пор не существует правовой базы, регулирующей этот вид деятельности. Инженерно-консультационные услуги предоставляются на основе законов, стандартов и других нормативных актов, разработанных для отраслей, схожих с инжинирингом: архитектурной деятельности, строительства, консалтинга. Таким образом, правовую основу составляют: Гражданский кодекс (часть 2 - строительный подряд), Градостроительный кодекс Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.2004 и Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 30.12.2009) "О техническом регулировании" (определяющие стандарты и нормы проектирования), Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", а также гражданско-правовые отношения регулируются Гражданским кодексом (часть 1,2), отношения, возникающие по поводу авторства - частью 4, отношения между работниками и работодателями - Трудовым кодексом, большое значение имеют земельное и жилищное право. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию не подлежат:

Проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

Строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января 2009 года. Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекращается с 1 января 2010 года.

Кроме проблемы определения правовой базы функционирования инжиниринговых компаний, возникают трудности при поиске адекватной статистики. В России не принято строительную отрасль разделять на составляющие строительного процесса. Кроме того, как показали результаты рейтинга «Инжиниринг в России - итоги 2008», проведенного журналом «Управление производством», № 5-6 за 2009 год, не все инжиниринговые компании готовы сотрудничать со средствами массовой информации в предоставлении данных о своей деятельности. Для участия в рейтинге была приглашена 101 инжиниринговая компания. В рейтинге приняли участие -- 16,8%; отказались без объяснения причин -- 45,5%, по причине малого масштаба деятельности и минимальной численности персонала -- 18,8%, из-за очень сложной ситуации в компании -- 12,9%, по причине предоставления данных о выручке -- 6% компаний. По опросам участников, на выручке 2008 года кризис практически не отразился, чему послужил не только значительный ее рост до сентября, но и завершение инжиниринговыми компаниями в последнем квартале года работ по уже начатым проектам. В результате рост совокупной выручки у инжиниринговых компаний наблюдался практически во всех отраслях экономики, и в итоге за 2008 год она составила 66 427 164 380 рублей. Что, по словам участников рейтинга, оказалось почти на треть больше, чем в 2007 году, а у некоторых компаний за счет расширения перечня услуг выручка выросла на 100%. В 2008 году совокупная выручка инжиниринговых компаний по всем видам инжиниринга тоже росла, однако самыми быстрыми темпами рос комплексный инжиниринг. По оценкам участников, по сравнению с 2007 годом выручка здесь выросла на 15-20%. Инжиниринг в России - 2008. «Управление производством», № 5-6 за 2009 год

Показателем деятельности инжиниринговых компаний является объем инвестиций на рынке инжиниринговых услуг. На графике 3.1.1 и в таблице 3.1.1. представлены данные об объемах инвестиций в основной капитал. Рост объема инвестиций позволяет увеличивать объемы строительства и производства в будущем, кроме того, он способствует расширению рынка инжиниринговых услуг.

График 3.1.1

Объем инвестиций в основной капитал в России (млрд. руб.)

Особенностью современных реалий является то, что за годы развития рыночной экономики российский капитал создал ничтожно малое количество промышленных объектов на условиях «в чистом поле». По большей части компании эксплуатируют советское наследие. Однако, по мнению некоторых экспертов, следующий экономический цикл неизбежно будет связан с целой серией таких проектов Виньков А., Гурова Т. Завод и воля// «Эксперт», №47 (684) от 7 декабря 2009.

Таблица 3.1.1

Инвестиции в основной капитал в России


Источник: 2002-2005 г. - данные Росстата, 2006-2009 - данные МЭРТ

По причине того, что до кризиса большая часть промышленных объектов нуждалась в реконструкции, а не проектировании с нуля, а также тот факт, что до кризиса рынок был очень перегрет, окупаемость проекта составляла в среднем около пяти лет, хотя нормальным считается срок в 10-12 лет. В условиях кризиса это стало невозможно. Пока рынки не стабилизировались, сделать достоверную экономическую модель проекта, по которой можно рассчитать окупаемость, крайне затруднительно. Это связано с проблемой привлечения необходимого капитала, который ранее могли предоставить кредитные организации.

В 2009 году, несмотря на экономический кризис, тенденция роста рынка инженерно-консультационных услуг не меняется и, по данным ВТО, Россия в 2008 году продемонстрировала самый высокий темп роста экспорта в 34%. Благодаря устойчивому росту в 2008 году Россия вошла в десятку самых крупных экспортеров инженерно-консультационных услуг, поднявшись с тринадцатого места в 2007 году. Данные о странах-импортерах российских инжиниринговых услуг представлены в таблице 3.1.2. Как видно из динамики показателей экспорта, на протяжении четырех лет он был достаточно устойчивым, а темпы роста - высокими. Среди основных контрагентов выступают в основном развитые страны, исходя из чего, можно предположить, что объектами торговли являются высокотехнологичные услуги. Объем импорта также увеличиваются, при этом он значительно превышает экспорт, а именно на 8521 млрд. долл. США (32,5%). Кроме того на 5 стран, основных поставщиков инженерно-консультационных услуг в Россию, приходится 80,5% всего импорта, а на 15 стран - 88,6%, для экспорта цифры следующие: 72,3% и 85,5% соответственно. Таким образом, можно отметить, что импорт и экспорт инжиниринговых услуг достаточно концентрирован. Еще один вывод, который можно сделать из данных таблицы, это то, что для Российского рынка наибольшее значение имеет сотрудничество с Европейским союзом.

Таблица 3.1.2

Российский экспорт и импорт инжиниринговых услуг по регионам (млн. долл. США и %)


Источник: WTO, International trade statistics, 2009

Согласно Диаграмме 3.1.1. объем строительно-монтажных работ и прочих капитальных работ, то есть объем предоставленных инжиниринговых услуг, и затрат в 2007 году составил 3480 млрд. руб. (в 2007 году средний курс доллара США составлял 25 руб., следовательно 3480 млрд. руб. приблизительно равны 139,2 млрд. долл. США). Таким образом, импорт в общем объеме услуг составляет 18,8% предоставленных услуг.

Данные диаграммы также наглядно демонстрируют тот факт, что рынок инженерно-консультационных услуг в России является слабо концентрированным, на крупные компании приходится только 15,5% всего объема услуг, оставшиеся 84,5% приходятся на средний и малый бизнес.

Диаграмма 3.1.1

Структура российского рынка инжиниринговых услуг в 2007 году..


Источник: www.e4group .ru/b11Data/TEK-inginiring_-__16.05.2007-4922.ppt

Даже самые крупные компании в отрасли по своей величине уступают компаниям, занимающимся другими видами деятельности. Среди 17 компаний - лидеров отрасли только в пяти компаниях количество сотрудников превышает 1000 человек (табл. 3.1.3).

Название компании

Год создания

Выручка, суммарная по инжиниринговой деятельности, руб.

Количество аффилированных компаний в группе

Общая численность сотрудников

ОАО «Группа Е4»

ЗАО «Бизнес Компьютер Центр (BCC)»

ЗАО «Русская Энергомашиностроительная Компания (ЗАО «РЭМКО»)»

ЗАО «Фирма «СТОИК»

ООО «Оптима»

ООО «ЕвроСибЭнергоинжиниринг»

Группа компаний «Энергон»

ООО «Инженерно-консалтинговая фирма «Солвер»

ООО «Прогресстех»

ЗАО «Балтийская инжиниринговая компания»

ООО «Р. В.С.»

ЗАО «Союзтеплострой Инжиниринг»

ЗАО «ЕС-инжиниринг»

ООО «Тесар-Инжиниринг»

ООО «Вк-инжиниринг»

ООО «Первая Инжиниринговая Компания»

ООО «МСЯ ПРИСТА»

Источник: www.pm-j.ru

Тем не менее, одной из тенденций последних лет стало обособление инжиниринговых компаний в рамках крупнейших российских инженерно-строительных холдингов. Этот процесс явился следствием формирующегося восприятия инжиниринга как совершенно особого вида деятельности и бизнеса, который должен развиваться адекватно законам функционирования своего рынка.

При этом только формирующимся российским инжиниринговым компаниям приходится совмещать корпоративное развитие с конкурентной борьбой на одном поле с лидерами зарубежного рынка, причем как на поле зарубежных проектов, так и на российском рынке. Единственным способом выживания российских инжиниринговых компаний в этой ситуации является гибкость и умение выстраивать свою деятельность с учетом международных, региональных и чисто российских рыночных правил, а также способность сохранять и развивать при этом свои ноу-хау.

Международный рынок инжиниринга в той его части, на которой заметно присутствие российских компаний, состоит из трех сегментов, формирующих своего рода смешанную зону между российским рынком с его специфическими традициями и рынком, который образован американскими и европейскими компаниями с их обычаями и практикой. В каждом из этих сегментов компания, являющаяся российской по своим корням, может при соблюдении определенных правил быть вполне конкурентоспособной.

Первый сегмент -- рынки Восточной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Индии. Это страны, где российский инжиниринг может быть востребован в полной мере. Например, компания Гипромез более 45 лет ведет проектирование металлургических заводов, цехов и агрегатов для зарубежных стран. В частности, компаниями разработаны технико-экономические обоснования и проектная документация на строительство заводов в Швеции, Болгарии, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Румынии, Индии, Индонезии, Египте, Иране, Кубе, Шри-Ланке, Перу и других странах. Гипромез, в частности, выступал генеральным проектировщиком металлургических предприятий в Бхилаи, Бакаро, Визакхапатнаме (Индия), Исфахане (Иран), Раахе (Финляндия) и в других регионах мира. В странах Восточной Европы построены Кремиковский металлургический комбинат в Болгарии, Дунай Вашмю в Венгрии, заводы в Польше, Чехии, Словакии, Румынии Российский инжиниринг: условия международного развития// Журнал «Металлоснабжение и сбыт», 11.07.2005.. Перспективы данного сегмента связаны с его растущим объемом, что сегодня характерно для большинства стран мира. Второе, уже специфическое для российских компаний преимущество можно охарактеризовать как традиционные связи экономического и политического характера, позволяющие российским компаниям получать подряды в названных странах.

С другой стороны, на этих рынках российский бизнес подстерегают весьма многочисленные и разнообразные угрозы, основными из которых являются две. Во-первых, это достаточно высокий уровень квалификации местных компаний, которые к тому же поддерживаются своими правительствами. Их услуги дешевле и с ними очень трудно конкурировать.

Вторая проблема -- в силу специфики требований заказчиков, местного законодательства и прочих условий в тех странах, где приходится работать, многие решения необходимо проводить с нуля. К примеру, разработанные для Алжира уже понятные контрактные схемы, оказываются неприемлемыми для Сирии в силу налогового законодательства и т.п.

Это же относится к нормам проектирования и строительства, процедурам работы и возможностям поставок. По понятным причинам в ряде стран также есть ограничения по странам-поставщикам. Так, в Сирию запрещены поставки из США, причем это запрет со стороны поставщиков Рязанов А.Н. Российский инжиниринг: условия международного развития// Сервиснефтегаз №13, 12.11.2007..

Наконец, различается и менталитет отношений. Этот аспект зачастую недооценивается, и, тем не менее, в каждой стране приходится ориентироваться на людей, которые разбираются в местной конкретике.

Вторым сегментом рынка, который следует отнести к международным, являются проекты зарубежных заказчиков в России.

Примером может служить выполнение электромонтажных работ при строительстве завода «Филип Моррис Ижора» компанией ITM Group (Санкт Петербург), генподрядчиком тогда выступал австрийский концерн VA Tech, а технологическое оборудование поставляла итальянская компания Comas Брешковская Н. От общего к частному// «Эксперт С-3» №27 от 17.07.2006. Во время этого проекта компания ITM Group столкнулась с необходимостью дифференцирования своих услуг, т.к. заказчик нуждался в комплексных инжиниринговых услугах. Одна из причин, заставляющих генподрядчиков переходить от проектирования зданий к комплексному инжинирингу, заключается в том, что за последнее время технологии возведения «коробок» заводов упростились до минимума. В основном, кроме особо сложных объектов, требующих мощных капитальных зданий, используются каркасные металлоконструкции. Зато основные силы перемещаются на проектирование и монтаж внутренней инженерной начинки зданий. Это как системы электроснабжения, противопожарной безопасности, кондиционирования и т.д., так и технологическое оборудование.

Тем не менее в этом сегменте возможности в основном связаны с заинтересованностью зарубежных заказчиков в привлечении российского инженерного ресурса. Это обусловлено не только экономическими или законодательными факторами. Причина заключается в том, что зарубежные инжиниринговые компании зачастую неспособны решить те проблемы, которые в России встают не только перед ними как проектировщиками и инженерами, но и перед заказчиками. По словам А. Лаврентьева, генерального директора ООО «СТГ Инжиниринг», заказчик часто старается переложить на инжиниринговую компанию решение своих проблем и это именно то, в чем российские компании имеют преимущество.

Особенностью данного сегмента до 2008 года был сокращающийся объем проектов зарубежных заказчиков в России на фоне всеобщего бума проектов в топливно-энергетической отрасли. Но после разразившегося кризиса тенденции изменились, в 2009 году объем импорта инжиниринговых услуг вновь вырос. Разумеется, эта особенность влечет за собой специфические риски для участников рынка. Фактически любой проект с зарубежным участием может быть заморожен, остановлен, отобран и т. д.

Западные заказчики в этих обстоятельствах отдают наиболее прибыльные проекты в области инжиниринга не российским компаниям. Примером может служить Харьяга - российская территория, следовательно, и российский проект. Тем не менее, заказчиком по проекту является компания Тоtаl (Великобритания), а подрядчик - Реtrofac (США), который не имеет статуса и опыта работы в России. Другими примерами могут быть Ковыкта, где управляющей компанией также является Реtrofac, Ванкора, с управляющей SNC Lavalin (Канада). Рязанов А.Н. Российский инжиниринг: условия международного развития// «Сервиснефтегаз», №13, 12.11.2007 Ситуация, в целом, меняется, но меняется именно в плане сжимания данного сегмента.

Третий сегмент - это проекты, где российские заказчики по объективным причинам не могут обойтись без привлечения международных инжиниринговых ресурсов, вследствие чего эти проекты в той или иной степени реализуются в соответствии с международными подходами и стандартами.

Для создания самого современного на сегодня в мире вагоностроительного производства полного цикла компания Группа ИСТ привлекла американскую компанию Standard Car Truck. На тележках семейства Barber, спроектированных Standard Car Truck, эксплуатируется более 75 процентов вагонного парка в США, Канаде и Мексике. Если традиционные российские тележки 18-100, которые сегодня используются на российских вагонах, имеют межремонтный пробег 110 тысяч километров, то те, которые начнут производить, будут проходить до миллиона километров, и это при сопоставимой стоимостиВиньков А. ИСТ на стальных колесах// «Эксперт», №47 (684) от 7 декабря 2009.

В качестве еще одного примера можно привести проект создания морской ледостойкой платформы ЛСП-1 для Корчагинского месторождения на Каспийском море. Заказчиком по проекту выступает ЛУКОЙЛ. У российских организаций нет полноценного опыта создания морских платформ, поэтому базовый инжиниринг в рамках данного проекта выполнялся АВВ Lummus Global, а в качестве одной из ключевых инженерных компаний на проект была привлечена финская RR-Offshore.

Когда компания «СТГ Инжиниринг» получила подряд на разработку рабочей конструкторской документации по технологической части этой платформы, оказалось, что оптимальной рабочей группой по этому российскому проекту оказалась группа, которая всегда работала за рубежом -- киевский филиал компании. Как выяснилось, проектные институты в составе головной компании соответствуют проекту в меньшей степени, чем группа, работавшая до этого в Ливии и Греции и имеющая международный опыт.

Еще один проект, который можно отнести к этому сегменту - строительство «Роснефтью» завода в Туапсе. Практически все лицензиары проекта -- зарубежные компании, и в качестве управляющих инжиниринговых компаний приглашены два десятка лидеров мирового инжиниринга -- европейские, американские, японские.

К числу перспектив этого сегмента следует отнести его растущий объем. Основных угроз в данном случае две. Первая заключается в том, что у российских заказчиков нет опыта игры по западным правилам, по которым обязательно будут играть крупные международные игроки.

Это можно наблюдать в уже упомянутом проекте платформы на месторождении имени Корчагина. Первоначальная контрактная стратегия ЛУКОЙЛа была в значительной степени изменена под влиянием реалий, принесенных именно западными участниками.

Вторая угроза -- сложные условия конкуренции, в которых оказываются российские компании, особенно если они не ощущают отличий работы на международных проектах от российских.

Существуют некоторые качества компаний, наличие которых позволяет российской инжиниринговой компании нормально развиваться и обеспечивать себе конкурентные преимущества.

Во-первых, это в принципе наличие опыта участия в зарубежных проектах. Во-вторых, это умение вовлекать в проект дополнительные ресурсы помимо тех, которые могут быть доступны непосредственно в регионе реализации проекта. Иными словами, требуются мобильные кадры и определенная гибкость в выборе средств реализации проекта.

Проектные группы формируются там, где целесообразно выполнять инжиниринг - на месте, например, в Алжире. В этом смысле также выгодно приглашать на работу зарубежных специалистов: из Германии, с Ближнего Востока.

Еще одна сильная сторона, которой обладают крупные компании -- возможность привлечения инвестиций. Наконец, опыт партнерства с западными компаниями в ходе реализации проектов, в ходе тендерных торгов, и даже в рамках контактов на конференциях также часто оказывается очень полезен.

Однако есть и слабые стороны. К сожалению, в России не так уж много специалистов с опытом работы в международных проектах. Хотя Советский Союз активно работал за рубежом, это были проекты во многом очень специфические и строящиеся по особым правилам. Тот факт, что российские компании сегодня находятся на стадии бурного роста и становления тоже может не всегда быть преимуществом.

Еще одним недостатком является высокая налоговая нагрузка на российскую компанию. Например, согласно российскому законодательству при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Украиной, российским подразделениям в Украине приходится платить Единый социальный налог дважды.

Четвертый сегмент - это создание совместных российских и зарубежных предприятий. Обеспечить конкурентоспособность проекта в условиях рынка сегодня можно только за счет использования самых передовых технологий производства. Причем эти технологии, ноу-хау, надо собирать буквально по всему миру. Как, например, в случае с ТВСЗ: поставщик технологии литья из Германии, технологии металлообработки из Испании, разработчик тележки из США и так далее. Все эти технологии надо интегрировать в рамках единого проекта. И имея проект предприятия, надо обеспечить его строительство, заказ и поставку технологического оборудования, его монтаж и наладку Виньков А. ИСТ на стальных колесах// «Эксперт», №47 (684) от 7 декабря 2009.

С точки зрения регулирования рынка на развитие инжиниринга сегодня влияют сразу несколько факторов. В России сохраняется достаточно подробное документирование, а также ценообразование, которое строится на основе нормативов, и, в целом, гораздо более жесткая регламентация со стороны государства, чем во многих странах мира. За рубежом большую роль играет не государство, а заказчик. В отличие от ситуации на большинстве зарубежных рынков в России поставщик оборудования определяется на стадии проектирования, вследствие чего роль инжиниринга в традиционном российском сегменте рынка занижена. Да и технические решения в России в большинстве случаев фиксируются на более ранних стадиях, За рубежом многое, особенно в линейном строительстве, оставляется на усмотрение подрядчика, который в ходе строительства самостоятельно принимает те или иные технические решения.