Чем отличаются кони на аничковом мосту. Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт. Ох уж эта смерть

Аничков мост через Фонтанку, расположенный в створе Невского проспекта – трехпролетное каменное сооружение, которое по праву считается одним из красивейших мостов Санкт-Петербурга и является ярчайшей визитной карточкой города. Свое название мост берет от фамилии строителя - инженера-подполковника М. О. Аничкова, батальон которого располагался вблизи от моста, в так называемой Аничковой слободе.

В 1715 году, повинуясь указу Петра I , повелевшего: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост», началось строительство деревянного балочного многопролетного моста, стоявшего на сварных опорах. Предназначалось данное сооружение для перекрытия протока и заболоченной поймы реки Фонтанки, и было возведено довольно скоро, уже через год, после начала строительства, в мае 1716 года.

В период с 1726 по 1742 годы мост многократно ремонтировался, и лишь в 1749 году, по проекту архитектора Семена Волкова, был подготовлен новый деревянный мост на свайных опорах. Сделано это было в основном для «Индийского подарка» - слонов, которые должны были пройти по старой Московской дороге. В то время Аничков мост не имел разводного пролета. Его пролетные строения были обшиты досками и оформлены «под гранит».


В 1783-1787 годах был, наконец таки, сооружен постоянный Аничков мост, ставший трехпролетным, каменным. Центральный пролет моста, выполненный из дерева, был сделан подъемным. К слову сказать, новое сооружение оказалось аналогичным Чернышеву мосту, который сохранился до наших дней.

В 1841 году произошла перестройка Аничкова моста, при которой его расширили до красной линии Невского проспекта, все пролеты сделали арочными, а башни удалили. Строительство этого нового моста производилось по проекту инженеров И. Ф. Буттаца и А. X. Редера. Строительные работы выполнялись подрядчиком М. Пименовым под руководством инженеров А. Соболева и Н. Дершау, а надзор за столь важным процессом осуществлял инженер А. Д. Готман. Длина нового сооружения составила 54,6 метра, аширина - 37,9 метра.Отлитая из чугуна ограда моста, с барельефами морских коньков и русалок, была выполнена архитектором А. П. Брюлловым, и напоминает мотивы узора решетки, созданной для берлинского Дворцового моста.


Главной художественной изюминкой Аничкова моста стали четыре конные скульптурные группы «Укрощение коня человеком», установленные на гранитных пьедесталах устоев. Созданные талантливым скульпторомбароном П. К- Клодтом, они представляют собой укрощаемого коня. К слову сказать, высокохудожественные эти скульптуры, наряду с Медным всадником и фигурами львов, вошли в число символов Санкт-Петербурга.

Две первые скульптурные группы, отлитые из бронзы, были установлены в 1841 году на западных устоях Аничкова моста. Интересно, что копии этих изваяний были отправлены вНеаполь, Орловскую усадьбу, в Стрельну и в Берлин. В 1850 году такие же скульптуры нашли свое место и на восточных устоях моста. В тяжелые времена блокады эти ценные произведения искусства были сняты с пьедесталов и для сохранности закопаны в саду Дворца пионеров. Сделано это было как раз своевременно, так как во время немецких артиллерийских обстрелов и бомбежек, мост получил серьезные повреждения. Вследствие этого были разрушены большие участки ограждений моста и гранитные постаменты. Однако, еще до Дня Победы, ограждения Аничкова моста были восстановлены, а к 1 мая 1945 года на свои места вернулись и уникальные скульптуры.

В период с 1906 по 1908 года на Аничковом мосту были проведены реконструкционные работы, в которых принимали участие инженеры Г. Г. Кривошеин, С. П. Бобровский и архитектор П. В. Щусев.

В ходе реконструкции были переложены и облицованы розовыми гранитными камнями, чистой и получистой тески, кирпичные своды сооружения, а конструкции моста изолировали рольным свинцом. Кроме того, тротуары были выложены большеразмерными плитами из красного гранита.

В 2000 году, в преддверии 300-летия Санкт-Петербурга, известные на весь мир скульптуры, были отправлены на реставрацию, после чего, приняв обновленный вид, они вновь вернулись на свои пьедесталы, радуя горожан своим присутствием.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Вот и Аничков мост, где несчастных коней
По приказу царя так жестоко взнуздали...
Я хотел бы спросить этих сильных людей:
«Вы свободу держать под уздцы не устали?»
(Александр Розенбаум)

Ани́чков мост - один из самых известных мостов Санкт-Петербурга. Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. «Народная этимология», возводящая название к некоей Ане или Аничке, неверна.

До 1712 года Фонтанку называли Безымянным Ериком, или просто Ериком. А после того, как через эту реку перебросили трубы для устройства фонтанов Летнего сада, она стала именоваться «Фонтанной рекой». В то время это была серьезная водная преграда: в некоторых местах река разливалась до 200 метров, берега были заболоченными. Без моста через реку невозможно было представить себе путь в новый город. И в 1715 году Петр приказал: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост».


Неизвестный художник. Вид Аничкова Дворца и Невского проспекта от Фонтанки к Адмиралтейству. 2-я пол. XVIII в.

Приказ был исполнен к маю следующего года солдатами располагавшегося неподалёку адмиралтейского "строительного батальона". Руководил ими подполковник М. О. Аничков, фамилия которого впоследствии закрепилась в названии переправы.
Мост через Фонтанку стал пограничным для города. На его строительство потратили 50 рублей. Длина первого Аничкова моста составляла 150 метров, он перекрывал не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки. Ширина проезжей части была так узка, что на переправе не могли разъехаться две подводы. О размерах Аничкова моста можно судить по докладу от 15 мая 1716 года:
"На першпективе через реку Фонтанку сделано: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперёк 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина, и подъёмные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья".
Для проводки по Фонтанке мачтовых судов упомянутые в докладе подъёмные щиты снимались и возвращались на место вручную. То есть разводного пролёта здесь изначально не было.
На мосту, который тогда был южной границей города, были шлагбаум и застава, где у въезжающих в город проверяли документы и брали плату – деньгами или… камнями, которые нужны были для мощения улиц. Ночью город закрывали на замок, и открывали только для дворян. Люди подлые (низкого происхождения), хоть и спешившие в Петербург по делам, должны были дожидаться утра.
Как любая деревянная постройка того времени Аничков мост быстро обветшал. В 1721 году, с развитием судоходства по Фонтанной реке, мост перестроили по проекту инженера Германа ван Болеса, реализацией которого занимался Доменико Трезини. Тогда сделали подъемной его среднюю часть. Ее разводили несколько раз в сутки: днем – для пропуска парусных судов, а ночью – чтобы в город не забегали волки.
Затем его ремонтировали в 1726 и 1742 гг., а в 1749 г. по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны - подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. При въезде на переправу установили фонари на высоких деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше длины современного. Ныне длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - 37,9 метров.

В 1780-х гг. берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На его быках находились башни с разводным механизмом. Аничков мост оградили каменные парапеты. В начале XIX века их заменили решётки с каменными тумбами, повторяющие ограду набережных Фонтанки. При въезде на мост установили каменные обелиски, на каждом из них повесили по два фонаря.
Булыжную мостовую на Аничковом мосту в 1832 году сменила торцевая мостовая.


Река Фонтанка у Аничкова моста. М.-Ф. Дамам-Демартре. 1813 г.


Аничков мост. 1830 г.

К середине XIX века Аничков мост для главной улицы Петербурга стал слишком узок. В 1839 году было принято решение о его перестройке. Соответствующий проект, утверждённый в декабре 1840 года, разработали инженеры И. Ф. Буттац, А. Х. Редер и А. Д. Готман. Для наблюдения за его реализацией был создан специальный комитет, который возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант А. Д. Готман.
Строительные работы осуществлялись подрядчиком Макаром Пименовым. Они были начаты с разборки старой переправы, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Три арки выложили всего за четыре месяца - нужно было как можно скорее восстановить движение по магистрали. На период строительства движение транспорта осуществлялось по временному обходному деревянному мосту.


Перестройка моста в 1841 году

Кирпичные своды нового Аничкова моста облицевали розовым гранитом, который в то время завозили в Петербург для возведения Исаакиевского собора. Все работы были завершены уже к осени, они длились всего шесть месяцев. Мост перестал быть разводным, проезжая часть стала значительно шире.
Для декоративной решетки ограды моста использовали рисунки немецкого архитектора Карла Шинкеля (точно такие же русалки-женщины и русалки-лошади есть на Дворцовом мосту в Берлине). Интересно, что та же тема – с мифическими водными конями – гиппокампами – появляется на первом большом мосту в Петербурге – Благовещенском. Автор рисунка – Александр Павлович Брюллов (непонятно, чей гиппокамп был первым – его или Шинкеля?).


В начале ноября 1841 года на Аничковом мосту были установлены перила и гранитные пьедесталы для статуй. По отчётам Министерства финансов строительство переправы обошлось в 195 294 рубля серебром. Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года (?). Движение по Аничкову мосту было открыто в январе 1842 года.
Изначально предполагалось украсить своды моста бронзовыми декоративными накладками, на каждом из быков поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях - конные группы. Но в процессе строительства было решено ограничиться только последними.
В те годы петербургский скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить двумя скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Укротителей коней же, по предложению скульптора, было решено установить на перестроенном Аничковом мосту.
Из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке клодтовских коней переместил взвод сапёров. По сведениям А. Л. Пунина это произошло 20 ноября 1841 года, а через два дня их установили на пьедесталах у западного берега реки. Это противоречит тому, что именно 20 ноября произошло торжественное открытие переправы.
Сначала на западной части моста появились отлитые в бронзе первые две статуи - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Им соответствовали точно такие же статуи, но из гипса и выкрашенные под бронзу на восточной части.
Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их в 1842 году по указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Кони Клодта оказались в Берлине. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре.
Гипсовые скульптуры на восточном берегу Фонтанки быстро пришли в негодность. Обер-полицмейстер сообщал президенту Академии художеств, что "у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной". В конце концов у лошади отвалился хвост, и обер-полицмейстер докладывал об опасности для пешеходов.
Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены 9 октября 1843 года. Но в апреле 1846 года их сняли с переправы и снова подарили, на этот раз королю Сицилии Фердинанду II. Этим подарком русский царь отблагодарил сицилийского монарха за пышный приём его супруги. Скульптуры отправились в Неаполь, их место снова заняли гипсовые копии. В конце концов Клодт отказался от установки на Аничковом мосту копий и решил создать две новые композиции, развить сюжет "Покорение коня человеком".


По замыслу скульптора находясь на Аничковом мосту нельзя увидеть все четыре фигуры. Их нужно рассматривать постепенно, одну за другой. Наиболее полно сюжет Клодта раскроется, если начать обзор ансамбля с западной стороны, от первой группы, изображающей укротителя с кордой в руках.


Затем надо перейти Невский проспект, затем через мост на его восточную сторону. Вторая скульптура передаёт усиленную динамику борьбы. Человек повержен конём, который почти вырвался на свободу.


В третьей группе драматизм постепенно спадает, а четвёртая показывает укротителя, спокойно шагающего рядом с конём, чья спина укрыта шкурой барса.


Процесс укрощение коня символизируется в том числе тем, что кони третьей и четвёртой группы, в отличие от первых, подкованы.
Кони на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга. Ещё три пары таких же скульптурных групп впоследствии были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой.

В газетах того времени писали: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми - смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!.. Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».


Людвиг-Франц-Карл Людвигович Бонштедт. Аничков мост на Невском проспекте.

Несмотря на протесты Академии художеств, городская администрация продолжала совершенствовать Аничков мост. Вскоре после его открытия на нём появились фонари только входящего в моду газового освещения. В 1890-х годах здесь поставили часовенку высотой не более 1,5 метров.


При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого рассматривала альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.


Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.

После реконструкции переправы на ней появилась табличка "Аничкин мост". Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.


Предложения по "улучшению" Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.
В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.

В начале войны конные скульптуры с постаментов сняли, но вывезти не успели. Коней Клодта поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца. А на их месте стояли ящики, в которых блокадники выращивали летом траву.
Аничков мост серьезно пострадал от артиллерийских налетов. 6 ноября 1942 года на мосту разорвалась 250-килограммовая бомба. Чугунная решетка и одно из гранитных оснований рухнули в Фонтанку. Но уже в ноябре по Аничкову мосту вновь пошел блокадный трамвай, через несколько дней удалось восстановить ограду (пьедестал достали только после войны).
На гранитных парапетах и перилах остались следы снарядов. Один из этих страшных следов заделывать не стали, оставив память о блокаде. Клодтовские кони, благополучно пережившие вражескую осаду, вернулись на место к 1 мая 1945 года.


Кони Аничкова моста занимают свои старые места (1 июня 1945 года)

В середине 90-х годов на Аничковом мосту полностью заменили чугунную решетку. Ее отлили на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске (если постараться, на ограде можно найти герб этого города – гибрид стилизованной снежинки и ядра с протонами). В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин.
Последняя реконструкция моста была в 2007-2008 гг.

Интересные факты

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях коня.
Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.


Кони Марли в Париже

Аничков мост в искусстве:

Четыре черных и громоздких,
Неукрощенных жеребца
Взлетели – каждый на подмостках –
Под стянутой уздой ловца.
Как грузен взмах копыт и пылок!
Как мускулы напряжены
Какой ветвистой сеткой жилок
Подернут гладкий скат спины!

"Аничков мост" Владимир Нарбут (1913)

Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда...
Все пребывало. Движенья, страданья -
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.

Александр Блок

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня! . .

И в тот же миг четыре юных
Могучих всадника, с земли
Вскочив, поводья, словно струны,
В единоборстве напрягли! . .

Напрасно кони бьют копытом,
Сорваться с места норовят,
И ржут, и прядают сердито,
И рвут поводья и храпят! . .

Но мышцы юношей могучих
Сноровка, разум и напор,
Остепеняя нрав кипучий,
Уже решают старый спор! -

Поводья натянув тугие,
Смиряют дикий нрав коня…
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня! . .

Кони на Аничковом мосту!.. Николай Леопольдович Браун (1956)

Над Фонтанкой застыли, молчанье храня,
В разных группах четыре могучих коня.
Рядом с ними они – молодцы – удальцы.
Держат столько, уж, лет тех коней под уздцы.

Вены вздулись у ног - силам есть же предел.
Ну, еще бы рывок - этот конь бы взлетел.
Опьяненный свободой, далекой пока.
Конь не чувствует как, губы рвут удила.

А река под мостом, тихо воды несет.
И задумчиво ждет жаркой схватки исход…
Тех коней, как и нас, что-то держит всегда.
Но, когда - нибудь конь разорвет удила.

Аничков мост. Иван Александрович Солопчук

Вовсе не Анечка - Анна
Имя мосту подарила,
А инженер, подполковник,
Я расскажу, как всё было:

Звали его Михаилом.
Знали: Аничков в округе
Жил, в слободе за Фонтанкой,
И батальон - друг за друга!

В век восемнадцатый, бурный,
Строил он путь через реку.
Мост и фамилия схожи -
Слава пришла к человеку!

Мост был тогда трёхпролётным.
Башен - четыре, гранитных.
Средняя часть, что подъёмна,
Деревом пахла элитным.

А в девятнадцатом веке
Мост этот был переделан:
Башни исчезли. Русалки
Из чугуна на перилах

Вместе с морскими коньками
Зеленью дышат речною,
Будто немецкие сказки
Тихо нам шепчут с тобою!

Замерли Клодта творенья
На пьедестале из камня.
Неукротимые кони -
В бронзе отлиты созданья!

Сколько же раз вас дарили!
Место искали получше!
Вы, беспокойные кони,
Радость несёте идущим!

Видишь, скакун чистокровной
Гордой арабской породы,
Юношей вмиг укрощённый,
Смотрит в холодную воду..

Аничков мост. Маргарита Люблинская


Андрей Ефимович Мартынов. Вид Невского проспекта от Фонтанки на Адмиралтейство. 1809-10гг.


П.А. Александров. Вид старого Аничкова моста и дома Нарышкина на Фонтанке 1825 г.



Василий Семенович Садовников. Аничков мост


Иосиф Иосифович Шарлемань. Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге (1850-е годы)


Карл Петрович Беггров. Перспектива Фонтанки от Аничкова моста"


Луи Жюльен Жакотте. Аничков мост. 1850.


Паоло Сала. Аничков мост на Невском проспекте в сумерки.


Виктор Владимирович Меркушев. Аничков мост


Александр Александровский. Аничков мост. Фонтанка. Санкт-Петербург


Азат Галимов. Аничков мост


Евгений Малых. Санкт-Петербург. Вид на Аничков мост


Евгений Малых. Санкт-Петербург. Аничков мост


Бэгги Боем. Скульптура Аничкова моста


Олег Ильдюков. Аничков мост на Фонтанке


Биктимирова. Аничков мост


Сергей Ракутов. Аничков мост


Екатерина Шахова. Аничков мост


Оксана Пивоварова. Аничков мост


Ольга Литвиненко. Аничков мост. Зима


Сабир Тахир-оглы Гаджиев. Аничков мост


Надежда Иванова. Аничков мост

Аничков мост - автомобильный и пешеходный трёхпролётный каменный мост, пересекающий реку Фонтанку, располагается на Невском проспекте. Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.

К моменту основания Санкт-Петербурга (1703 год) Фонтанка ещё не называлась Фонтанкой, а носила именование Безымянного Ерика. Эта река некоторое время была своеобразной границей города, и когда прокладывался один из основных путей Санкт-Петербурга - Невский проспект, - возникла необходимость возвести переправу через реку, которую Пётр I уже именует "Фонтанной рекой". В указе Перта Первого от 1715 года значится: "За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост". По этому указу, к маю 1716 года через "Фонтанную реку", или Фонтанку, был перекинут деревянный многопролётный балочный мост на свайных опорах. Он перекрывал как саму реку, так и её заболоченную пойму, и был, по разным сведениям, от 150 до 200 метров в длину. Чертежей первого моста через Фонтанку не сохранилось, но известно, что он был схож с типичными мостами, которые наводились в то время в строящемся Санкт-Петербурге. Вероятнее всего, мост был обит снаружи досками, и разрисован под каменные русты.

Руст, или рустовый камень - это архитектурный элемент, которые представляет собой мощный камень, с лицевой стороной, имитирующей грубый необработанный натуральный камень. Мосты разрисовывались под руст ради придания им более представительного вида.

Мост через Фонтанку строился силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Ани́чков (ударение на второй слог). Размещался полк Аничкова тут же, на берегу Фонтанки, в старой финской деревне, которая получила благодаря этому назвение "Аничковой слободы". Таким образом, произношение названия моста "Áничков" является неверным, и происхождение названия от якобы какой-то "Анички" - всего лишь легенда.

Поскольку Фонтанная река некоторое время была границей нового города, первый мост через неё являлся заставой. Он был снабжён шлагбаумом, который опускался в ночное время. На заставе проверяли паспорта и брали плату за проезд (деньги, либо камни, которые шли на мощение улиц).

К 1721 году река Фонтанка была расчищена и по ней стали ходить суда. Мост перестроили, он стал 18-ти пролётным, с разводной средней часть. Однако, уже в первые десятилетия эксплуатации мост трижды подвергался ремонту (в 1726, 1742 и 1749 годах). Последний раз архитектор Семён Волков возвёл через Фонтанку новый деревянный мост, без разводного пролёта. Мост был укреплён, так как по нему должны были пройти доставленные русскому царю слоны - подарок шаха Ирана.

Новый мост, длина которого была более 200 метров, точно так же, как первый, обшили досками, и разрисовали под гранит. Если верить описаниям, он был почти в четыре раза длиннее современного Аничкова моста. Но в то время берега Фонтанки ещё не были укреплены и отделаны гранитом, и река была значительно шире.

Ещё в 1730 году рядом с Аничковым мостом была установлена деревянная Триумфальная арка. Её возвели для того, чтобы встречать в Петербурге вступившую на престол императрицу Анну Иоановну. Впоследствии, в 1741 году, эта же арка, но в отреставрированном виде, приветствовала ещё одну императрицу - Елизавету Петровну. Но уже в 1751 году арку разобрали.

От Аничкова моста сохранился чертёж 1750 года, работы ван Болеса, по которому мост был построен в виде простой балочной системы с разъёмным пролётом. Подъёмные устройства в виде "журавлей" располагались в средней части моста, восемнадцать арочных пролётов были раскрашены под гранитный руст, а ограда моста состояла из ряда деревянных балясин, стоящих между тумбами, на которых установлены вазы и шары. Не исключено, что мост был именно таким, но так же можно предположить, что чертёж остался чертежом, а Аничков мост в середине XVIII века всё - таки был не разводной.

Фонтанка оставалась границей города вплоть до конца XVIII века, и Аничков мост являлся пограничным пропускным пунктом. Однако, уже в середине XVIII века город вышел за пределы первоначальных границ и стали быстро застраиваться пригороды. В это время работала специальная Комиссия о каменном строительстве в Петербурге и Москве. В рамках работы данной комиссии осуществлялись проекты по урегулированию малых рек и каналов. С 1780 по 1789 гг. проводились работы и по обустройству реки Фонтанки. Комиссию возглавлял генерал Ф.В. Бауэр. Под его руководством были возведены береговые каменные стены со спусками к воде, и построены семь однотипных каменных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на каменных "быках". Аничков мост так же был перестроен под эти типовые проекты. Предположительно, перестройка моста осуществлялась между 1783 и 1787 годами, и руководил этим проектом французский мостостроитель Ж.-Р. Перроне. документально этот факт не подтверждён, однако сохранилось множество трудов самого Перроне, посвящённых мостостроению, по которым в Санкт-Петербурге мосты возводились вплоть до первой четверти XIX века. Сохранились так же два моста ( и ), возведённые по принципу проектов перроне. По внешнему облику этих мостов можно судить о том, как выглядел Аничков мост до того, как принял свой современный вид. Эти мосты имели боковые пролёты одинаковой величины, перекрыты коробовыми каменными сводами. Средний, деревянный разводной пролёт, располагался между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые устанавливались на каменных речных опорах. Между надстройками были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма разводной части.

Современный вид Аничков мост приобрёл в начале 1840-х годов. К этому времени проезжая часть невского проспекта значительно расширилась, и ширины моста уже не хватало для свободного проезда большого количества экипажей и телег. Два инженера, инженер-майор И.Ф. Буттац и А.Х. Рейдер, представили проект перестройки Аничкова моста, и этот проект был подписан Николаем I в декабре 1840 года. В 1841 году старый мост разобрали, и под руководством генерал-лейтенанта А.Д. Готмана за семь месяцев возвели новый мост. Торжественное открытие состоялось в январе 1842 года.

Мост сильно изменился. Каменные башни исчезли, мост стал иметь три выложенных из кирпича пролёта, перекрытых пологими сводами. Опоры моста и своды облицевали гранитом. Ограждением моста стали чугунные перила с чередующимися изображениями морских коньков и русалок, выполненных по рисункам немецкого архитектора Карла Шникеля. Точно такие же перила по его рисункам уже были к тому времени на Дворцовом мосту в Берлине.

В начале и конце моста появились гранитные пьедесталы, на которые были воздвигнуты известные сейчас на весь мир статуи "Укротителей коней". Эти скульптурные группы были заказаны П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной, а Аничков мост предполагалось украсить бронзовыми вазами на середине моста. над каждой из опор. Но вазы так и не были установлены и от них до наших дней дошли только постаменты.

Знаменитые статуи покорения коня появились на мосту уже в 1841 году. Первые две скульптуры были установлены на Западной стороне моста. Это были скульптуры "Конь с идущим юношей" и "Юноша, берущий коня под уздцы". На Восточном берегу установили копии этих статуй, выполненные из гипса и покрашенные под бронзу. Те, что были отлиты им на замену, прямо с завода были подарены Николаем I прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, и сейчас находятся в Берлине. Когда в 1844 году гипсовые статуи были наконец заменены на бронзовые, они простояли всего два года - и снова были подарены Николаем I, на этот раз королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время её путешествия по Италии. С 1846 года они находятся в Неаполе.

В 1851 году Аничков мост был, наконец, полностью укомплектован статуями, но Клодт не стал повторять первые две статуи, а изготовил две новые скульптурные группы, чтобы в результате все четыре группы изображали четыре разные стадии укрощения коня.

Если присмотреться, можно заметить, что на статуях коней, которые обращены передом в сторону Адмиралтейства, есть подковы, а на статуях, которые обращены мордами в сторону площади Восстания - нет. Объясняется это легендой, по которой на Литейном проспекте во времена Клодта располагались кузницы, и таким образом, кони, идущие от Литейного, то есть, от кузниц, уже подкованы, а кони, идущие к Литейному - нет. Но это всего лишь легенда, которая не имеет подтверждения.

Многочисленные копии скульптур "Укрощение коня" были так же установлены в Петергофе, Стрельне, и московских Кузьминках - усадьбе Голицыных. Далеко не все из них сохранились до нашего времени. А в 1899 году копии скульптурных групп Аничкова моста были установлены в Москве, на Беговой аллее около Московского ипподрома. В изготовлении копий принимали участие внук Клодта, К.А. Клодт, и скульптор С.М. Волнухин.

Однако, вернёмся к самому мосту.

Новый Аничков мост имел в своей конструкции существенные недостатки, которые уже в течение первых двух лет эксплуатации привели к деформационным процессам в арочных сводах. Исследования моста проводились в 1843, 1847, 1855 и 1899 годах, и в каждом отчёте говорилось о том, что разрушительный процесс прогрессирует. Наиболее логичным объяснением состояния моста виделось то, что твёрдая гранитная облицовка недостаточно надёжно стыковалась с более упругой кирпичной кладкой сводов. Разнородные материалы были состыкованы недостаточно тщательно и не имели надёжной изоляции, в результате чего в щели между камнем и кирпичом попадала вода, и под воздействием морозов и ветров своды начали разрушаться. 9 октября 1902 года состояние моста было признано угрожающим. Необходим был капитальный ремонт.

Проект нового моста создавался почти пять лет. Предполагалась замена каменных сводчатых частей моста металлическими балками криволинейной формы, с навесками металлического настила, выкрашенного под гранит. Однако, уже после того, как проект был утверждён Городской думой, против него восстала Академия художеств и строительный комитет Министерства Внутренних Дел.

В результате реконструкции Аничкова моста, которая велась с 1906 по 1908 гг., под руководством архитектора П.В. Щусева, быки и устои моста были оставлены прежние, кирпичные своды постепенно переложены по коробовой кривой и облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста тщательно изолированы рольным свинцом. Длина пролётов оставлена прежняя: средний - 12,5 метров, крайние - по 12,6 метров. Общая ширина моста составила 37,9 метров, а ширина проезжей части - 31,9 метров.

Потрясения двадцатого века сказались и на Аничковом мосте. В 1941 году с него в очередной раз были сняты скульптурные группы "Укротителей коней". На время блокады Ленинграда они были закопаны в саду Аничкова дворца.

Несмотря на то, что Аничков мост страдал от артналётов (были повреждены гранитные парапеты и секции перил), основная конструкция моста не пострадала, и он исправно функционировал всю войну. На гранитных пьедесталах остались следы немецких снарядов, которые сохранили как своеобразный памятник блокады Ленинграда.

Уже после войны, во второй половине XX века, было проведено несколько текущих ремонтов моста, поскольку он, как любое творение человеческих рук, продолжал разрушаться от времени и нагрузок. Уже в середине 1990-х годов были скопированы и заново отлиты чугунные ограждения моста. Заказ был выполнен на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинск, Челябинской области.

В 2000 году скульптурные группы Аничкова моста сняты, отвезены на реставрацию, и возвращены на свои места к празднику 300-летия Санкт-Петербурга.

В 2007-2008 годах отремонтированы пролётные части моста, устранены трещины в асфальтовом покрытии и другие дефекты, проведён ремонт гидроизоляции моста. На данный момент, Аничков мост полностью отремонтирован, и по прежнему является одной из самых ярких "визитных карточек" Санкт-Петербурга.

Недалеко от Аничкова моста находятся такие достопримечательности, как Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Фонтанный дом.


Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: зима 2006 г.

Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: 2006 г.

Фрагмент Аничкова моста со стороны реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Набережная реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Фрагмент Аничкова моста, набережная и спуск к воде. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки набережной Фонтанки и скульптура Аничкова моста. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста: дельфин. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста. Фото 2011 г.

Вид на Фонтанку с Аничкова моста. Фото 2011 г.

Окружающая обстановка побуждает к раздумьям...

Атрибут раздумий.

Модные тенденции 2011 года.

Река Фонтанка. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Первая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня".

Памятная доска на постаменте. Фото 2011 г.

Вторая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня".

Третья скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня".

Четвертая скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня".

Изображение шкуры, покрывающей лошадь вместо седла. Фото 2011 г.

"Подкованная" нога лошади. Фото 2011 г.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.


Перед Аничковым мостом размещалась застава, - в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, - они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили - теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.


В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали - теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине .

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией - укрощение коня, победа человека над дикой силой.



Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя - в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы - «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти - в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, - из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел - для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть - цвет расчищенной бронзы, - именно такими и создал их Клодт.


После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, - если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, - композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция - самая спокойная, - жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.


Аничков мост зимой

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Фрагмент скульптуры

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

Какой мост самый красивый и узнаваемый в Петербурге? Аничков. Неудивительно что вокруг него постоянно крутились различные легенды. Хочу ответить на самые интригующие и значимые вопросы. Чье лицо на гениталиях коня? Почему мост "восемнадцати яиц"? Причем тут кони из Неаполя? Все это можно узнать из народных легенд и истории.

Лик на гениталиях

2. Говорят Клодту, автору этих скульптур, изменила жена. Он не смог с этим смириться и нашел мерзавца посягнувшего на его жену. Что было положено делать в те годы? Вызвать на дуэль и убить! Но скульптор оказался тем еще проказником или как теперь говорят троллем 80 уровня, а может банальным трусом. Поэтому взял и просто увековечил этого мерзавца в скульптуре. Точнее, в ее одной части. Да ладно вам, буду еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту! Теперь уже точно сложно сказать соответствует ли образ любовнику его жены, потому что существуют версии, что это Наполеон или вообще бывший царь батюшка. Сейчас никто уже не скажет вам точно, а вот тогда в тысяча восемьсот сороковые скульптор доверенному кругу лиц эту тайну посвятил, взяв с них слово, что более никому ни-ни. Думаю эти люди весь XIX век ходили по мосту, загадочно улыбались и глупо хихикали.

фото с сайта http://yaplakal.com

3. Для тех кто решит проверить, речь идет о коне который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству. Обратите внимание, этот конь и на заглавной фотографии, там тоже можно разглядеть облик врага Клодта.

Восемнадцать яиц

4. Еще в середине XIX века, в период всеобщего восхищения клодтовскими шедеврами, в Петербурге из уст в уста передавались рифмованные строки появившиеся на задней части спины одного из коней:

Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Он выставил четыре голых жопы…

Когда царь-батюшка Николай I узнал об этой выходке из полицейского рапорта, то на нем экспромтом вывел строки собственного сочинения:

Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!

5. Вот сегодня мне подумалось, если бы его действительно нашли, мог бы он работать в школах живым атласом? А в тот момент родилось фольклорное имя нового моста. Его прозвали мостом "восемнадцати яиц", учитывая, что с момента торжественного открытия и до 1917 года одним из обязательных символов моста был смотрящий за порядком городовой. Ныне Аничков мост остается мостом "шестнадцати яиц", поскольку постоянное дежурство на мосту отсутствует. Но мы то знаем, что это мост "четырнадцати яиц", так как вместо одних гениталий лицо личного врага Клодта.

Ох уж эта смерть

6. Снова вернемся в XIX век, как вам легенда, что создатель скульптур умер в скором времени после того, как был грубо оклеветан? Простите за тавтологию, но злые языки поговоривали, что у двух коней нет языков. А Клодт помешанный на скульптурном сходстве взял да и сунул руку в пасть всем четырем, и, о ужас, языка в двух не нашел. Впал в депрессию и умер. Кони все на том же месте, если хотите можете проверить. Но не советую, высоковато все же.

Подковы

7. А вот то, что две коняшки не подкованы – это факт, не лишенный символизма. Подкованные стоят лицом к западу – стало быть к войне готовы, а восточные нет – с мирными целями. Хотя существует другая легенда, она историческая и лишь отражает юмористическое настроение горожан. Тогдашние петербуржцы справедливо рассудили, что скульптор так их расставил недаром, ибо "подкованные лошади идут от кузниц на Литейном". Вот такая она реклама XIX века и "джинса" царских времен.

Мост некой Анечки

В историю создания скульптурных групп вдаваться здесь особо не буду, скажу лишь, что дело было давно – аж в 1831 году и предназначались эти лошадки вовсе не на мост, а на дворцовую пристань и были утверждены царем. Самому же Клодту эти кони позволили значительно продвинуться по карьерной лестнице и получить вполне заслуженное уважение от современников, ну и теперь от потомков.

Сам же мост одно время назывался не Аничков, а Аничкин. Очень это название полюбилось петербуржцам, табличку говорят даже прикрутили соответствующую, а в народе легенды успели придумать о некой Анечке – безызвестной героине одной туманной любовной истории, связанной то ли с архитектором, то ли с одним из джамшутов-строителей моста. Но один из потомков рода Аничкиных накатал жалобу в городскую управу и название вернули назад. Ох уж эти активисты.

Николай I

9. Исторические языки поговаривают, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул великого скульптора по плечу и молвил: "Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец ".

Вообще Николай I благоволил к Петру Клодту, тем более они обожали верховую езду. Одна из легенд гласит, что скульптор катался на лошади в свите царя. Вдруг его скакун сорвался и вырвался вперед, а по придворному этикету того времени это было просто непозволительно, но император только иронично заметил: "Создавать статуи коней Клодту удается значительно лучше, чем кататься на них ".

Есть и еще одна легенда, тоже связанная с Николаем I. Поговаривают, что скульптор верхом на коне не специально обогнал на собственном Аничковом мосту процессию императора. Барон Клодт понял ошибку и уже был готов к наказанию, но Николай только покачал головой и сказал, кивнув на прославленные скульптуры: "Ради этих - прощаю ".

Бонус

10. История коней некоторыми ниточками из клубка тянет в Неаполь. В 1844 гипсовые скульптуры в восточной части моста наконец-то заменили на бронзовые. Простояли они недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Заодно Клодта наградили Неаполитанским орденом. Когда кони переехали в Неаполь, местные газеты вышли с заголовками: "В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое со креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, "Снятие Спасителя со Креста" - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта" . Увидите, передавайте им пламенный привет из Питера.


фото с сайта