Анализ стихотворения Некрасова Муза. Образ музы Некрасова. «Муза» Н. Некрасов Нет музы ласково поющей и прекрасной анализ

Это стихотворение Н. Некрасов написал в 1877 году, в последние годы своей жизни. Данное произведение - одно из последних поэта. В нем лирический герой Н. Некрасова обращается к своей так называемой Музе. Через монолог с ней он как бы составляет завещание. Завещание последних идей и мыслей.

Стихотворение написано в жанре элегии, т.к. проникнуто настроением траура. Оно передает глубокие личные переживания автора. Стихотворение несет в себе то же амплуа, что и стихотворение А. Пушкина «Памятник».

Главная тема стихотворения - тема поэта и поэзии. Муза - это метафора творчества поэта. Н. Некрасов хочет, чтобы его Муза (его творчество) была признана русским народом. Он считает свою лиру народной и говорит, что его Муза «не даст порваться живому кровному союзу», союзу с народом.

Лирический герой ведет диалог со своей Музой и говорит ей, что их ждёт в будущем. Весь диалог происходит непрерывно, как будто лирический герой пытается закончить свою мысль как можно скорее и не растягивать её. Он спешит перед смертью.

Звучание стихотворения можно считать минорным. Все стихотворение пронизывают скорбящие ноты. Несмотря на то, что стихотворение читается достаточно звучно и громко, чему служит большое количество восклицательных предложений, оно передает грустный мотив уходящей жизни.

Лирический герой - это субъект, который имеет отвлеченный и обобщенный взгляд на мир. Мы можем только сравнивать лирического героя и самого Н. А. Некрасова с друг другом. Как лирический герой пишет свое завещание перед «дверью гроба», разговаривая с Музой, так и Н. Некрасов после написания своего стихотворения умирает. Вероятнее всего Н. Некрасов отождествлял себя со своим лирическим героем.

Муза, молчаливая собеседница лирического героя. Лирический герой говоит ей: «Не плачь! Завиден жребий наш». Читатель понимает, что Муза чувствует переживания по поводу судьбы героя.

Поэт использует четырехстопный ямб, рифма опоясывающая с чередованием мужских и женских рифм. Такой ритм придает музыкальности произведению.

Основная идея стихотворения - подведение жизненных итогов поэта. Н. Некрасов написал достойную эпитафию своему творчеству.

Для нас, потомков Н. Некрасова, это стихотворение не просто заросшая щетинником надпись на могильной плите, не просто предсмертная записка. Для нас «О Муза! Я у двери гроба!» - это бессмертный памятник трудам и поныне великого поэта, который никогда не зарастет сорняками, так как его Муза все ещё «не дает порваться живому, кровному союзу меж нами, честными сердцами»…

Чтобы скачать материал или !

Одним из признанных вождей демократической поэзии второй половины XIX века был, без сомнения, великий русский поэт-демократ Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877). Он выступил наследником лучших традиций дворян-революционеров и связал свою творческую жизнь с интересами широких народных масс России.

Некрасов слил воедино два могучих источника русской поэзии. Один из них связан с культурой образованных слоев русского общества, другой — с простонародной русской культурой. Ни один русский поэт до Некрасова не вставал сознательно и открыто на сторону крестьянства, не воплощал в своем творчестве столь полно идеалы крестьянской демократии.

Некрасов вошел в русскую поэзию как «печальник горя народного». заступник мужика от всякого рода притеснителей. Картины барского произвола, беспощадного обирания крестьян купцами, бесправия перед чиновниками постоянно присутствуют в его поэзии. Но вместе с тем у Некрасова немало и произведений, где утверждается сильная, волевая и могучая душа русского человека, протестующая против существующих порядков.

Редко кто из поэтов не обращался к своей музе, представавшей то резвой, то задумчивой, то суровой и гневной. Лики муз в русской поэзии бесконечно разнообразны. Но вот читаем у Некрасова:

Вчерашний день в часу в шестом,

Зашел я на Сенную:

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная! »

Некрасовская Муза — сестра униженной и страдающей крестьянки, она печалится народной печалью, она также бесправна, как и крестьянка, символизирующая весь народ. Так возникает новый... в русской поэзии образ Музы.

В более позднем стихотворении «Муза» (1856) поэт освещает традиционную тему отношений поэта с Музой. В первой строфе возникает привычный до Некрасова образ Музы, которого он, однако, не знал:

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной Не помню над собой я песни сладкогласной!

Этот лик Музы ему неведом, признается поэт. Над ним рано «отяготели узы» иной «неласковой и нелюбимой Музы»:

Печальной спутницы печальных бедняков,

Рожденных для труда, страданья и оков, — Той Музы плачущей, скорбящей и болящей.

Но поединок поэта с Музой не привел к разрыву — в драматизме борьбы родился «прочный и кровный союз». Поэт учил Музу не смиряться, не стихать в гневе, изживать всепрощенческие настроения. Но и она, скорбя, его учила песнопенью:

Чрез бездны темные насилия и зла,

Труда и голода она меня вела — Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила.

Без гражданского чувства для Некрасова нет поэзии, хотя совсем необязательно, чтобы каждый гражданин был поэтом. Именно в этом смысл поэтической декларации «Поэт и гражданин».

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

И уже заканчивая свой жизненный путь, тяжело больной Некрасов вновь обратился к Музе («О Муза! наша песня спета»). В этом стихотворении поэт говорит:

Сестра народа — и моя!

Муза, некогда названная сестрой молодой крестьянки, теперь осознана сестрой народа и сестрой поэта. Через нее поэт нашел дорогу к народу, а народ обрел своего поэта.

  • И свету возвестить о них благословила…
  • Печальной спутницы печальных бедняков,
  • Почувствовать свои страданья научила
  • Например, о героине «Тройки» можно сказать многое. Ни ее романтический портрет, ни натуралистическое описание ее судьбы сами по себе не несли еще поэзии с ярко выраженным национальным значением. Но Некрасов окружил этот свой ранний образ такими лирическими мотивами, в которых непосредственное предметное содержание было едва ли не заслонено символикой национального бытия. Именно в таком значении входили в некрасовское стихотворение дорожные мотивы и образ тройки. Свет этой символики придал героине «Тройки» поэтичность неизмеримо высшую, чем та, которая могла быть заключена в романсовом лиризме или в социально-бытовой драме. В женском образе поэта рождалось национальное олицетворение, которое и было впоследствии утверждено всем образным миром некрасовской поэзии.

  • Чрез бездны темные насилия и зла,
  • Этот лик музы, ласкающей слух и учащей волшебной гармонии, волнующей поэта «мечтой неясною», бывшей ему «подругой любящей», как признается поэт, ему неведом. Над ним рано «отяготели узы» иной «неласковой и нелюбимой музы»:
  • Труда и Голода она меня вела –
  • Поднимая жизненную картину до высочайшего поэтического обобщения, Некрасов вместе с тем сохраняет интимный тон. Между «крестьянкой молодой» и Музой нет никаких преград, они одинаково дороги и близки поэту. Их общность подчеркнута, во-первых, тем, что стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой, а во-вторых, одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» – «сестра твоя родная»). Наконец, драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций. Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, физическому насилию, что она так же бесправна, как и крестьянка, что он, Некрасов, поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ.

    Николай Некрасов - это человек, значение которого трудно недооценить. Русская литература и общественная мысль выглядят совершенно по-разному, если посмотреть на них с двух временных точек, определяющих даты его прихода и ухода из них. "Муза" даёт нам ключ к более глубокому пониманию творчества этого автора.

    Поэт и гражданин

    Творчество Николая Алексеевича Некрасова открыло новую эпоху в развитии русской литературы девятнадцатого века. Некрасов обозначил целый ряд смысловых направлений, которых до него просто не было. Поэт был одним из первых, кто смог обратить внимание своего читателя в сторону простого русского труженика. Его поэзия проникнута ярким гражданским чувством. Для более глубокого понимания творческого метода поэта лучше всего проанализировать некоторые его произведения, которые принято считать ключевыми. К таковым, безусловно, относится "Муза", датированный 1852 годом. В определённом смысле он является программным. В этом раннем произведении впервые обозначены образы и смыслы, которые пройдут через всё последующее творчество поэта.

    Анализ стихотворения Некрасова "Муза"

    В этом пространном тексте поэт размышляет об и творчества. Здесь явственно обозначены два противоположных начала, к которым тяготеет вдохновение поэта - устремление в заоблачные выси и сострадание простым скромным людям, которые далеки от небесных сфер. И лирический герой стихотворения от имени поэта делает свой окончательный выбор в пользу тех, кто нуждается в его песнях на земле. Образ Музы Некрасова предстаёт в его стихотворении в виде "... вечно плачущей и непонятной девы". Вдохновляемый ею поэт безраздельно окунается в водоворот и кипение земных страстей. Он находит своё призвание в том, чтобы в первую очередь быть услышанным земными людьми, а не заоблачными ангелами. Взгляд сквозь эту аллегорию на всё последующее творчество поэта полностью подтверждает сделанный им в молодости выбор.

    Сквозь годы трудов лишений

    Взыскательный анализ стихотворения Некрасова "Муза" позволяет сделать вывод о том, что произведение это было достаточно традиционно по форме и излишне претенциозно по содержанию. Но подобный вывод будет безосновательным. При всей наивности своих поэтических деклараций верность им Некрасов пронёс через всю свою жизнь. А была она весьма нелёгкой. Путь к достатку и известности лежал через долгие годы упорного труда и существования на грани нищеты. На протяжении многих лет поэт ничем особенным не выделялся на фоне тех людей, которым были адресованы его стихи. Собственно, всю эту земную круговерть и изобразил в своём раннем стихотворении "Муза" Некрасов. Анализ текста этого произведения позволяет понять, из каких источников черпал он своё вдохновение. Поэт признаёт над собой власть только одной музы - "Печальной спутницы печальных бедняков, рождённых для труда, страданья и оков". Следует понимать, что такой выбор был достаточно необычным и даже вызывающим. Он противоречил общепринятому мнению об элитарном назначении поэтического творчества.

    Стилистические особенности новой поэзии

    Анализ стихотворения Некрасова "Муза" свидетельствует о нравственном и эстетическом выборе, который сделал поэт. Уже в этом произведении отчётливо обозначен круг образов и тем, которым автор намерен посвятить всё своё будущее творчество. При этом само стихотворение написано достаточно традиционным языком. Но дело здесь в том, что дальнейшее движение в выбранном направлении требовало новых выразительных возможностей. Бессмысленно было писать о крепостных крестьянах языком салонной поэзии. И Николай Некрасов оказался на высоте выбранной миссии. Он ввёл в русскую литературу целые лексические пласты, которых до него в литературном русском языке практически не было. Образная поэтическая система Николая Некрасова оказалась ярко индивидуальной. Его неповторимый стиль породил множество последователей и подражателей.

    Певец трудового народа

    Поэт Николай Алексеевич Некрасов вывел в своём творчестве такую галерею образов, появление которых ещё совсем недавно невозможно было представить. если и появлялись на страницах то лишь в виде персонажей второго и третьего плана. Для многих это оказалось неожиданностью, но на авансцене русской литературы оказались простые труженики-землепашцы, крестьяне "от сохи". Просвещённая аристократическая публика познакомилась с миром русского простонародья. Это было, без преувеличения, поэтическим открытием. Его совершил сохраняющий верность своим эстетическим принципам, обозначенным когда-то в стихотворении "Муза", Некрасов. Анализ последующего показывает, что открытый им взгляд на мир оказался для русского искусства магистральным. Поэт создал целое направление. Не только литературную школу, обращённую лицом к повседневному существованию простого народа, но и новое направление в общественной мысли и публицистике.

    Путь к свободе

    Анализ стихотворения Некрасова "Муза" после его написания свидетельствовал только о выбранном поэтом направлении в развитии своего творчества. Но он и близко не мог предполагать того общественного резонанса, который способно вызвать поэтическое творчество. Своей поэзией Николай Некрасов разбудил в обществе силы, которые, как и его самого, не устраивал существующий порядок вещей. Разумеется, он был не одинок в своих стремлениях. Мощный подъём российского общественного движения привёл к радикальным изменениям в сложившихся веками устоях российского общества. Под сильным давлением снизу в 1861 году был отменён такой средневековый пережиток, как Это было грандиозным событием русской истории, но, по свидетельствованиям самого поэта, не принесло народу ожидаемого счастья и всеобщего процветания. Но всё последующее движение общественной мысли вдохновлялось, помимо прочего, поэзией Некрасова и его последователей. Преданными поклонниками и читателями поэта были практически все русские революционеры и прогрессивные общественные деятели.

    Николай Некрасов - это человек, значение которого трудно недооценить. Русская литература и общественная мысль выглядят совершенно по-разному, если посмотреть на них с двух временных точек, определяющих даты его прихода и ухода из них. Анализ стихотворения "Муза" даёт нам ключ к более глубокому пониманию творчества этого автора.

    Поэт и гражданин

    Творчество Николая Алексеевича Некрасова открыло новую эпоху в развитии русской литературы девятнадцатого века. Некрасов обозначил целый ряд смысловых направлений, которых до него просто не было. Поэт был одним из первых, кто смог обратить внимание своего читателя в сторону простого русского труженика. Его поэзия проникнута ярким гражданским чувством. Для более глубокого понимания творческого метода поэта лучше всего проанализировать некоторые его произведения, которые принято считать ключевыми. К таковым, безусловно, относится стих Некрасова "Муза", датированный 1852 годом. В определённом смысле он является программным. В этом раннем произведении впервые обозначены образы и смыслы, которые пройдут через всё последующее творчество поэта.

    Анализ стихотворения Некрасова "Муза"

    В этом пространном тексте поэт размышляет об и творчества. Здесь явственно обозначены два противоположных начала, к которым тяготеет вдохновение поэта - устремление в заоблачные выси и сострадание простым скромным людям, которые далеки от небесных сфер. И лирический герой стихотворения от имени поэта делает свой окончательный выбор в пользу тех, кто нуждается в его песнях на земле. Образ Музы Некрасова предстаёт в его стихотворении в виде "... вечно плачущей и непонятной девы". Вдохновляемый ею поэт безраздельно окунается в водоворот и кипение земных страстей. Он находит своё призвание в том, чтобы в первую очередь быть услышанным земными людьми, а не заоблачными ангелами. Взгляд сквозь эту аллегорию на всё последующее творчество поэта полностью подтверждает сделанный им в молодости выбор.

    Сквозь годы трудов лишений

    Взыскательный анализ стихотворения Некрасова "Муза" позволяет сделать вывод о том, что произведение это было достаточно традиционно по форме и излишне претенциозно по содержанию. Но подобный вывод будет безосновательным. При всей наивности своих поэтических деклараций верность им Некрасов пронёс через всю свою жизнь. А была она весьма нелёгкой. Путь к достатку и известности лежал через долгие годы упорного труда и существования на грани нищеты. На протяжении многих лет поэт ничем особенным не выделялся на фоне тех людей, которым были адресованы его стихи. Собственно, всю эту земную круговерть и изобразил в своём раннем стихотворении "Муза" Некрасов. Анализ текста этого произведения позволяет понять, из каких источников черпал он своё вдохновение. Поэт признаёт над собой власть только одной музы - "Печальной спутницы печальных бедняков, рождённых для труда, страданья и оков". Следует понимать, что такой выбор был достаточно необычным и даже вызывающим. Он противоречил общепринятому мнению об элитарном назначении поэтического творчества.

    Стилистические особенности новой поэзии

    Анализ стихотворения Некрасова "Муза" свидетельствует о нравственном и эстетическом выборе, который сделал поэт. Уже в этом произведении отчётливо обозначен круг образов и тем, которым автор намерен посвятить всё своё будущее творчество. При этом само стихотворение написано достаточно традиционным языком. Но дело здесь в том, что дальнейшее движение в выбранном направлении требовало новых выразительных возможностей. Бессмысленно было писать о крепостных крестьянах языком салонной поэзии. И Николай Некрасов оказался на высоте выбранной миссии. Он ввёл в русскую литературу целые лексические пласты, которых до него в литературном русском языке практически не было. Образная поэтическая система Николая Некрасова оказалась ярко индивидуальной. Его неповторимый стиль породил множество последователей и подражателей.

    Певец трудового народа

    Поэт Николай Алексеевич Некрасов вывел в своём творчестве такую галерею образов, появление которых ещё совсем недавно невозможно было представить. Крепостные крестьяне если и появлялись на страницах литературных произведений, то лишь в виде персонажей второго и третьего плана. Для многих это оказалось неожиданностью, но на авансцене русской литературы оказались простые труженики-землепашцы, крестьяне "от сохи". Просвещённая аристократическая публика познакомилась с миром русского простонародья. Это было, без преувеличения, поэтическим открытием. Его совершил сохраняющий верность своим эстетическим принципам, обозначенным когда-то в стихотворении "Муза", Некрасов. Анализ последующего литературного процесса показывает, что открытый им взгляд на мир оказался для русского искусства магистральным. Поэт создал целое направление. Не только литературную школу, обращённую лицом к повседневному существованию простого народа, но и новое направление в общественной мысли и публицистике.

    Путь к свободе

    Анализ стихотворения Некрасова "Муза" после его написания свидетельствовал только о выбранном поэтом направлении в развитии своего творчества. Но он и близко не мог предполагать того общественного резонанса, который способно вызвать поэтическое творчество. Своей поэзией Николай Некрасов разбудил в обществе силы, которые, как и его самого, не устраивал существующий порядок вещей. Разумеется, он был не одинок в своих стремлениях. Мощный подъём российского общественного движения привёл к радикальным изменениям в сложившихся веками устоях российского общества. Под сильным давлением снизу в 1861 году был отменён такой средневековый пережиток, как крепостное право. Это было грандиозным событием русской истории, но, по свидетельствованиям самого поэта, не принесло народу ожидаемого счастья и всеобщего процветания. Но всё последующее движение общественной мысли вдохновлялось, помимо прочего, поэзией Некрасова и его последователей. Преданными поклонниками и читателями поэта были практически все русские революционеры и прогрессивные общественные деятели.