Введение на руси поголовного обложения. Налогообложение древней руси - реферат. Факторы, влияющие на налогообложение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

Юридический факультет

Кафедра гражданско - правовых дисциплин

по дисциплине «Налоговое право»

Выполнил Денисов Е.С.

Студент группы ЮФ-21-13

Научный руководитель:

доцент Чинчикова Г.Б.

Чебоксары 2016

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.

На втором этапе (XVI -- начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.

Третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов.

Налогообложение в Древней Руси начало складываться несколько позже, чем в Древней Греции (VII--IV вв. до Р.Х.) или в Древнем Риме (В IV--111 вв. до Р.Х.). Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. Дань взималась двумя способами:

1. повозом, когда она привозилась в Киев,

2. полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Налогообложение в Киевской Руси

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина “мыт” взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина “перевоз” -- за перевоз через реку, “гостиная” пошлина -- за право иметь склады, “торговая” пошлина -- за право устраивать рынки. Пошлины “вес” и “мера” устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина “вира” взималась за убийство, “продажа” - штраф за прочие преступления. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (978-1054). Такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал “выход”, взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. “Выход” взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаше всего купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. К ордынским налогам также относится ям (ордынская тягота, обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам).

Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите и его сыне Симеоне Гордом.

Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее - сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название “таможник” для главного сборщика торговых пошлин. Это слово происходит от монгольского “тамга” -- деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Уплата “выхода” была прекращена Иваном III (1440--1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства. дань пошлина акциз киевский русь

Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

На Руси в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Он определялся качеством и количеством земли. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней - 14, худой - 16 четей.

Для определения размера налогов служило “сошное письмо”. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы “сохи” и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с, состоявшими при нем, подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться “по животам и промыслам”. Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, называемой “ясак”. Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

Также при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон. Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно “по достатку”, для чего составлялись так называемые “окладные книги”.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает о штрафах и том, что брать пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу. В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.

В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

Царь Алексей Михайлович (1629--1676) создал в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства.

Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, при Алексее Михайловиче стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно “со всяких людей”. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом, теперь выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот - неокладные сборы.

Таким образом, прямые налоги “с животов и промыслов” поднялись до 20%. Увеличивать их стало сложно. Тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль. Эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. В России же соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 26.01.2009

    Общая характеристика Киевской Руси и оценка его места на мировой арене, внешняя и внутренняя политика. История возникновения и основные этапы развития государственности, экономическое развитие. Политическая раздробленность Киевской Руси и ее последствия.

    контрольная работа , добавлен 08.06.2015

    Понятие и элементы налогов в Российской Федерации, их классификация. Отграничение налога от сбора. Разграничение понятий система налогообложения, налоговая система, система налогов и сборов. Федеральные налоги и сборы. Региональные налоги и сборы.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2008

    Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц. Нормативно-правовые акты, регулирующие налогообложение доходов граждан в современных условиях. Декларирование гражданами своих доходов. Организационно-правовой механизм налогового контроля.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2013

    Влияние акцизов на экономику, их роль и значение. Регистрация субъектов налогообложения и декларирование уплаты акцизов. Сравнение юридической регламентации акцизов в Республике Молдова с другими государствами. Борьба с уклонением от уплаты акцизов.

    магистерская работа , добавлен 18.11.2013

    Памятники права Киевской Руси. Обычай, международные договоры Руси с греками и немцами. Русская Правда и акты законодательства, церковные уставы. Грамоты Московского государства. Первые попытки кодификации права. Каноническое право в московскую эпоху.

    контрольная работа , добавлен 11.05.2016

    Общая характеристика основных федеральных налогов: налога на добавленную стоимость; акцизов; налога на доходы физических лиц; единого социального налога; налога на прибыль организаций и др. Значение федеральных налогов для государственного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Объекты обложения акцизами. Налоговый период и ставки. Операции, признаваемые объектами налогообложения. Порядок исчисления и уплаты акцизов. Понятие про налоговые льготы. Расчет суммы акциза по операциям, которые признаются объектом налогообложения.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2012

    Порядок налогообложения доходов юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения и через него в РК. Функции налогового агента - лица, на которое возложены обязанности по удержанию у налогоплательщика налога.

    контрольная работа , добавлен 22.08.2011

    Таможенная пошлина в системе таможенных платежей: особенности нормотворчества. Проблемные вопросы определения правовой природы таможенной пошлины. Основные направления совершенствования правоприменительной практики по уплате и взиманию таможенной пошлины.

Образование финансовой системы Древней Руси связано с развитием экономики и становлением начал общерусского рынка. Расширяя свои владения, киевские князья устанавливали на подвластных им территориях государственный порядок. Его поддержание возлагалось на княжескую администрацию, главной целью которой был сбор налогов. Еще до Владимира I киевские князья вводили «уставы и оброки, дани и погосты», т.е. учреждали сельские судебно-административные округа и устанавливали податные оклады.

Как основной источник доходов княжеской казны дань по своей сущности являлась прямым налогом. Кроме того, взимались судебные, торговые и другие пошлины, например: «торговая» – за право устраивать рынки, «гостиная» – за право иметь склады, «мыт» – за провоз товаров через заставы, «перевоз» – за перевоз через реку, «вес и мера» – за взвешивание и измерение товаров, «вира» – за убийство, «продажа» – за прочие преступления.

Финансовая система Древнерусского государства основывалась на своде законов «Русская правда». Уже в IX–XII вв. на Руси закладывались основы гражданского пра­ва. В отличие от стран Западной Европы Русь не знала римского права. Даже Крещение Руси и привнесение кано­нических норм из Византии не изменили положения. Имущест­венные отношения регулировались нормами обычного права, принимавшиеся нормативно-правовые акты во многом разви­вали традиции, устанавливали судебную практику князей, а порой закрепляли совершенно новый порядок. Поэтому, стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав Мудрый (около 978–1054) в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов «Русскую правду». В основе его лежали старые традиции, устный «Закон русский», который упоминается еще в договорах Руси с Византией.

Таким образом, правовым кодексом Древнерусского государства стала «Русская правда». В первой половине XI в. в княжение Ярослава Мудрого составляются два законодательных кодекса – Древнейшая Правда (или «Правда Ярослава») и «Правда Ярославичей», в совокупности давшие так называемую краткую редакцию «Русской правды». Этот кодекс законов стал действовать во всех русских землях.

Особую роль в древнерусском праве играли торговые сделки. Нормы обычного права детально регламентировали процесс соверше­ния сделки. Обилие символов, сложность процедуры позволяли одновременно выявить волю сторон и обеспечить доказательст­ва самого факта совершения сделки. Первоначально сделка имела исключительно устную форму. Обязательным условием при­знания сделки действительной считалось наличие свидетелей и совершение определенных действий: битье по рукам, пере­дача символа, например, необходимо было привя­зать ключ к поясу.



Правовое регулирование договора купли-продажи перво­начально осуществлялось нормами обычного права, а затем и «Русской правды». Развитие торговли к XII в. привело к упроще­нию обрядности. Статья 37 «Пространной правды» требует лишь наличия двух свидетелей или мытника (сборщика торговых пошлин), чтобы доказать факт купли-продажи имущества. Ус­тав о холопах Владимира Мономаха дает возможность узнать, какова была форма заключения договора купли-продажи холо­па. Устав говорит, прежде всего, о продаже в холопы свободного человека. Договор заключается в присутствии самого объекта продажи – это первое условие. Вторым условием законности сделки являлось наличие двух свидетелей. Третье условие было связано с передачей ногаты (мелкой денежной единицы).

Развитие торговли ведет к появлению особого вида догово­ра, заключаемого между купцами, – договора комиссии. «Про­странная правда» говорит о купце, который идет с «чюжими кунами» либо имеет на руках «чюж» товар. Здесь налицо по­средническая сделка, при которой доверенное лицо заключает от своего имени, но за счет доверителя торговые сделки.

Договором, более всего привлекавшим древнего законода­теля, являлся договор займа. Закон предполагал, что объектом договора могут быть любые заменимые вещи, а не только день­ги (куны), что вполне естественно при господстве натурального хозяйства. Закреплялись различные формы заключения дого­вора займа в зависимости от его условий. Займ до трех гривен мог осуществляться без свидетелей. В случае спора истец при­сягал в доказательство своей правоты. Займ свыше трех гривен совершался в присутствии свидетелей. Особое положение куп­цов позволяло им кредитовать друг друга без соблюдения об­щеобязательных формальностей, что давало возможность «ис­кать» долг и без свидетелей, используя в качестве доказатель­ства личную присягу. Такой порядок сложился из-за специфи­ки торговой деятельности, необходимости сохранения купече­ской тайны, сугубо доверительных отношений внутри доста­точно узких купеческих корпораций.



Проценты по договору займа не являлись обязательным условием данного договора. Даже в период расцвета ростовщи­чества при князе Святополке Изяславиче в «Пространной прав­де» (ст. 50) говорится о процентах в условном наклонении: «Аже кто даеть куны в рез...». Процитированная статья подчеркивает волю сторон при определении размеров процентов. По закону при даче взаймы под проценты необхо­димо присутствие послухов. Проценты взимались при кратко­срочном займе помесячно. Если долг не отдавали в течение года, то уплачивались так называемые третные резы. Закон не гово­рит о периодичности выплаты этих процентов. Вероятно, они взимались раз в год, хотя некоторые авторы считают, что раз в четыре месяца. Взимание процентов осуществлялось впредь до выплаты долга, что на практике вело к кабальной зависимости.

Восстание 1113 г. вызвало законодательное ограничение взимания процентов. Возможность брать третные резы ограни­чивалась либо трехкратным взиманием процентов без права получения суммы долга, либо двукратным взиманием процен­тов с правом получения долга (Устав о резах в «Пространной правде»). В ст. 53 оговаривалось, что годовые проценты в разме­ре 10 кун на гривну (по счету «Пространной правды» 1 гривна = 50 кун), то есть 20 процентов в год, допускались при долгосрочных займах.

В случае невыплаты долга должник мог быть по ст. 47 при­влечен к уголовной ответственности, с обязанностью уплатить долг кредитору, то есть при отсутствии у него имущества ему уг­рожала продажа в холопы. Банкротский устав Владимира Мо­номаха определил порядок взыскания долгов с обанкротивших­ся купцов. Впервые в истории русского законодательства вво­дится понятие «несчастное банкротство». Такой банкрот осво­бождается от обязанности немедленной уплаты всех долгов. Несчастным считается банкротство, наступившее вследствие действия непреодолимой силы.

Умышленное (точнее – винов­ное) банкротство давало кредиторам право самостоятельно ре­шать судьбу своего должника. При злостном банкротстве долг взыскивался в обязательном порядке, а удовлетворение требо­ваний кредиторов осуществлялось в предусмотренной законом последовательности. В первую очередь удовлетворялся инозем­ный купец, по незнанию доверивший товар банкроту, во вто­рую – князь, в третью очередь – остальные кредиторы, при­чем те, кто уже получил достаточно много процентов, могли быть лишены права участвовать в разделе.

Капитал служит предметом особенного внимания в «Русской правде», а личность человека, рассматривается как орудие капитала. Можно сказать, что капитал – это самая привилегированная особа в «Русской правде». Под капиталом понимаются важнейшие юридические отношения, которые формулируют закон. По «Русской правде» наказания за деяния, направленные против собственности, более суровые, чем за нарушения личной безопасности. Капитал служит и средством возмездия за те или другие преступления и гражданские правонарушения: на нем основана самая система наказаний и взысканий. Само лицо рассматривается в «Русской правде» не столько как член общества, сколько как владетель или производитель капитала: лицо, его не имеющее и производить не могущее, теряет права свободного или полноправного человека.

Капитал чрезвычайно дорог: при краткосрочном займе размер месячного роста не ограничивался законом. Годовой процент определен одной статьей «Русской правды» «в треть», другой – на две трети, то есть в 50 %. Только Владимир Мономах, став великим князем, ограничил продолжительность взимания годового роста в половину капитала. Такой рост можно было брать только два года, и после того кредитор мог искать на должнике только капитала, то есть долг становился далее беспроцентным; кто брал такой рост на третий год, терял право искать и самого капитала. Впрочем, при долголетнем займе и Мономах допустил годовой рост в 40 %.

Из «Русской правды» можно почерпнуть и цены на те или иные виды товаров. Так, к примеру, лошадь стоила 60 кун, вол – 50 кун, корова – 40 кун, овца – 5 кун.

Монеты на Руси начинают принимать не на счет, а на вес, о чем убедительно свидетельствуют находимые в кладах и при археологических раскопках весы и гирьки-разновесы. Появляется новая денежная единица, равная половине куны-резана в 1,36 г. Денежная система Руси принимает следующий вид, зафиксированный краткой редакцией «Русской правды»: гривна (68,22 г) = 22 ногатам (3,41 г) = 25 кунам (2,73 г) = 50 резанам (1,36 г). Что касается самой мелкой единицы этой системы – веверицы (векши), то она предположительно равна 1/3 резаны, то есть в гривне содержится 150 вевериц.

До середины X в. эта система денежно-весовых единиц существует как общерусская, а затем разделяется на две местные системы – северную и южную. В основе северной системы лежит гривна в 51,19 г, составляющая ¼ позднейшего фунта. Гривна южной системы связана, скорее всего, с византийской монетой литрой.

Cтруктура денежного счета, зафиксированная Пространной редакцией «Русской правды» (XIII в.), уже несколько иная. Из нее исчезает резана, место которой занимает куна, ставшая вдвое легче. Теперь 1 гривна (200 г серебра) = 20 (10 г) ногатам = 50 кунам (4 г) = 100 (2 г) веверицам. Гривна соответствовала 20 восточным дирхемам или 50 западноевропейским денариям. Необходимо подчеркнуть, что гривна постепенно вытеснила из денежного обращения на Руси вышеуказанные иностранные монеты.

Центральное место в «Русской правде» занимали вопросы имущественных отношений: нормирование займа, правила наследования имущества, определение денежной ответственности за преступления. В данном законодательном акте содержатся понятия, отражающие экономические явления той поры: «долг» – кредитные отношения, «истье» – деньги данные взаймы, «рез» – денежный процент, «товар» – продукт, продаваемый на рынке, «гостьба» – внешняя торговля.

Древнерусские законы наказывали за их нарушения экономически, а не физически. Так, к примеру, штраф за вырванный клок бороды равнялся 12 гривнам. На эти деньги можно было купить 6 коней или 12 волов, или 15 коров, или 120 овец (12 гривен = 6 коней = 12 волов = 15 коров = 120 овец).

В начале XII в. по инициативе Владимира Мономаха создается Пространная редакция «Русской правды». В нее вошел «Устав» Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений.

Следует отметить, что общественной средой, которая выработала право, послужившее основанием «Русской правды» был большой торговый город. На первое место поставлены интересы и отношения торгово-промышленного мира. Так, изучая по «Русской правде» гражданский порядок, частные юридические отношения людей мы и здесь встречаемся с той же силой, которая так могущественно действовала на установление политического порядка. Там, в политической жизни, такою силой был торговый город со своим вечем; и здесь, в частном гражданском общежитии, является тот же город с тем, с чем он работал, – с торгово-промышленным капиталом.

Выдающийся русский историк В. О. Ключевский называл «Русскую правду» «по преимуществу уложением о капитале», понимая под ним деятельную социальную силу, фактор хозяйствования. Именно она стояла на защите интересов зарождающегося торгового капитала, отражала быт русских торговых городов и основы финансовой системы государства.

Объединение славянских племен в древнерусское государство началось во второй половине IX в. н.э. С этого времени государство начало выполнять определенные функции, важнейшей из которых являлась защита от внешних врагов, и именно тогда появилась потребность в государственных финансах. Основным источником доходов княжеской казны была дань, а также контрибуции с покоренных соседей. На первом этапе дань носила нерегулярный характер, но со временем приобретала все более систематический характер прямого налога.

Начало формирования древнерусского государства и создания финансовой системы связывают с именем князя Олега (?–912). Первые сведения о нем относятся к 882 г., когда он захватил вначале Смоленск, а затем Киев, которым и правил до своей смерти. "Повесть временных лет" так повествует об этом : "И сел Олег, княжа в Киеве, и сказал Олег: это будет мать городам русским". Утвердившись в Киеве, князь Олег занялся установлением системы дани с покоренных соседей, т.е. народов, населявших в то время Русь: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь, литва и др. Дань платили мехами (куницами) или деньгами – арабскими серебряными монетами (шлягами). Единицей обложения служил "дым", т.е. обитаемое жилище, и "рало", т.е. плуг или соха: "Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала" .

При завоевании соседних племен князь Олег использовал не только военные методы, но и финансовые стимулы. Он, как в свое время делали римляне, при завоевании племен устанавливал им более легкую дань, чем они платили хазарам. В 883 г. князь Олег покорил древлян и брал с них дань по "черной кунице с дыма". В 884 г. победил северян и возложил на них дань легкую – и не позволил им платить дань хазарам, говоря так: "Я враг им и вам незачем им платить" .

Целью, разумеется, было стремление привлечь на свою сторону соседние племена. Это дало определенный политический результат. Как повествуют летописи, племя радимичей пришло к Олегу и просило заступничества от хазар. "И сказал им Олег: не давайте хазарам, но платите мне. И дали Олегу по щелягу (шлягу)" . Заметим, что ранее радимичи платили хазарам по два шляга от рада. Как пишут летописи: "И властвовал Олег над радимичами, а с другими народами воевал" .

Чуть позже князь Олег стал взимать дань и со словен, живущих в районе озера Ильмень, и с их главного города Новгорода. Ежегодно население Новгорода обязано было платить князю 300 гривен. Это первое упоминание о русской денежной единице – гривне, которая представляла собой слиток серебра весом в половину фунта (примерно 200 г). Это был целевой сбор на содержание княжеской дружины для обороны северных границ от набегов варягов и иных племен. Разумная налоговая политика князя Олега способствовала укреплению и расширению древнерусского государства.

Дань в то время взималась двумя способами:

  • – повозом, когда дань в установленное время привозилась в Киев;
  • – полюдьем, т.е. ежегодным объездом князем и его дружиной подвластных ему земель с целью сбора дани.

Для сбора дани полюдьем из Киева обычно в ноябре, когда выпадет снег и замерзнут реки и болота, выходила княжеская дружина и направлялась на северо-запад в район Припяти, населенный древлянами. Затем путь их лежал на север в земли дреговичей и на восток – к кривичам. После этого они поворачивали на юг и через земли северян возвращались к концу марта в Киев. По пути следования заранее создавались определенные пункты – становища, куда свозили дань с окрестных земель. Дружина князя и сопровождающие его лица содержалась за счет местных племен.

Полюдье, как способ взимания дани, было характерно и для других стран в начале становления западноевропейских государств. Так в Польше полюдье называлось "стан", а дань называлась "гощение" (от слова "гостить").

Князья, которые правили после Олега, были часто менее мудры и более жадны, что вело к самым негативным для них и для государства последствиям. Из истории известна причина смерти князя Игоря – преемника Олега на киевском престоле. Как написано в летописи, воеводе Свенельду было поручено собрать дань с древлян, что и было им сделано ("по черной кунице с дыма и по шлягу от рала"). Часть дани была передана воеводе и его дружине на содержание и оснащение. Дружина Игоря от зависти сказала Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами заданью. И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и много зла творили древлянам мужи его. Но и этого ему показалось мало. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же решили: если повадился волк к овцам, то выкосит все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьешь его, то всех нас погубит. Убили Игоря и дружину его, так как их было мало" .

Таков был печальный итог несправедливого многократного налогообложения. По словам Η. М. Карамзина: "Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти" .

Дань, как прямая подать, существовала на Руси на протяжении XI–XII вв. и первой половины XIII в.

Помимо прямого налога в виде дани были известны косвенные налоги, которые взимались в виде торговых и судебных пошлин. Вначале они носили абсолютно стихийный характер, затем постепенно им придавали некоторую "законодательную" базу. В частности, при князе Ярославе Мудром и его сыновьях был разработан свод законов под общим названием "Русская правда", в котором, в частности, были упорядочены и узаконены судебные пошлины и штрафы за различные правонарушения.

В древнерусском государстве взималось довольно много различных видов торговых пошлин. Например, при перевозе товаров через реку взимался "перевоз". За проезд через горные и городские заставы взимался "мыт". С купцов за право иметь в городе склады взималась "гостиная" (от слова "гость" – купец). За право торговать (организовывать рынки) уплачивалась "торговая". За это князь должен был обеспечивать безопасность проезда купцов, строить дороги, перевозы, переезды и т.п.

Кроме того, власть в лице князя заботилась о том, чтобы торговля велась честно. Для этого в первую очередь требовалось единство мер и весов. С этой целью были определены специальные княжеские люди, которые проверяли весы, гири и мерные сосуды. За это взимались две пошлины: "вес" и "мера".

Сборщик пошлин в Киеве в XII в. назывался осьменником. Он взимал осьмничее – сбор за право торговли.

Судебные пошлины взимались за различного рода преступления. Ярослав Мудрый в "Русской правде" упорядочил систему и величину судебных пошлин и штрафов. Штрафы были достаточно

большими, их размер зависел от характера преступления и уплачивался исключительно деньгами. За убийство взималась пошлина называемая "вира", за кражу, нанесение тяжелых повреждений, прочие преступления взималась так называемая "продажа". Судебные пошлины составляли от 5 до 80 гривен (напомним, что одна гривна – это около 200 г серебра). Минимальный штраф 5 гривен взимался за драку, мелкие кражи. За убийство штраф доходил до 80 гривен. Однако разница штрафов за убийство была достаточно велика. Так за убийство чужого холопа без вины (случайное убийство) убийца платил господину цену в возмещение убытков, а князю – пошлину 12 гривен. Такая же пошлина устанавливалась за убийство чужого коня или скотины, а также за хищение бобра из ловища. "Кто умышленно зарежет коня или другую скотину, платит 12 гривен в казну, а хозяину гривну" .

С сегодняшних позиций это выглядит достаточно странно, но было бы неправильно осуждать наших предков и называть их варварами. Вспомним, что и римляне приравнивали к живому инвентарю и скот, и рабов (см. гл. 1).

Смотри ниже

  1. Особенности экономических процессов в Киевской Руси.

Первоначальная деятельность была добывающая, обменная, а не производящая. Русь вела активную торговлю с западом и Востоком, но не отражалась на комфорте большинства славянского населения так как развита, была только международная торговля, а не внутренняя.

Внешнюю торговлю контролировала аристократическая знать. Препятствием хозяйственной активности славянского населения стал общинный образ жизни.

Община - коллективное владение землей. Отсутствие частной собственности стимулировало пассивный тип поведения и подчинение обычаям общины, которые с одной стороны подавляли способных и предприимчивых, а с другой стороны защищали слабых. Поэтому экономические факторы долго не работали. Первым предпринимателем в Древней Руси который в 882 году осуществил государственный переворот в древней Руси, усилил ценность власти над всеми остальными ценностями.

Началом древнерусского государства можно считать 862 год, когда был собран северный союз племен.

862 – 882 – Столица Новгород

882 – 1169 Киевская Русь. Столица д. Руси - Киев

1169 –1238 – Владимир

1238 – 1703 – Москва

1703 – 1918 – Санкт-Петербург

1918 – НВ – Москва.

Европа переживала те же процессы, что и Русь.

После взятия князем Олегом Киевского престола формируется новые органы правления:

    Великий князь – государь всей земли - сидел в Киеве

    Наместники – в крупных городах

    Военная дружина, из которой назначались управители племен

    Функционирование древне русского государства сводилась к деятельности Киевских князей. Функции:

    Окняжение территории (подчинение племен власти центра)

    Распределение системы сбора дани, судопроизводство и управление

    Внешнеполитическая деятельность

А) поиск внешних рынков

Б) охрана торговых путей

В) защита собственных территорий

Основу экономических процессов в древней Руси составляло полюдье (добровольные дары) и дань. Сбор дани и сбыт ее через международную торговлю, никак не стимулировали экономическую активность населения. Т.к. это не производство и даже не торговля. А сбор и перевозка налогов.

Посредником международной торговли стал торговый агент с 907 года – Купец

Купец – человек занимающийся постоянным торговым промыслом.

Источники дохода: Власть, международная торговля, ростовщичество (ссуда денег под проценты).

    в условиях натурального хозяйства а не развитой денежной системы, ростовщики были монополистами на денежном рынке и процент доходил до 50 %.

    Золотых и серебренных денег на Руси не было.

    Деньгами служили на юге – скот, на севере – мех, для международной торговли использовалась гривна (кусок серебра около 400 грамм)

    Монастыри были ростовщиками. Источники дохода церквей: кладоискательство, происки получения наследства, клиенство (войти в доверие к богатому и использовать на свои цели), сдача в наем вьючных животных

    князь получал проценты с каждого судебного дела

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.

На втором этапе (XVI -- начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.

Третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов.

Налогообложение в Древней Руси начало складываться несколько позже, чем в Древней Греции (VII--IV вв. до Р.Х.) или в Древнем Риме (В IV--111 вв. до Р.Х.). Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. Дань взималась двумя способами:

  • 1. повозом, когда она привозилась в Киев,
  • 2. полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Налогообложение в Киевской Руси

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина “мыт” взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина “перевоз” -- за перевоз через реку, “гостиная” пошлина -- за право иметь склады, “торговая” пошлина -- за право устраивать рынки. Пошлины “вес” и “мера” устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина “вира” взималась за убийство, “продажа” - штраф за прочие преступления. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (978-1054). Такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал “выход”, взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. “Выход” взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаше всего купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. К ордынским налогам также относится ям (ордынская тягота, обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам).

Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите и его сыне Симеоне Гордом.

Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее - сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название “таможник” для главного сборщика торговых пошлин. Это слово происходит от монгольского “тамга” -- деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Уплата “выхода” была прекращена Иваном III (1440--1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства. дань пошлина акциз киевский русь

Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

На Руси в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Он определялся качеством и количеством земли. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней - 14, худой - 16 четей.

Для определения размера налогов служило “сошное письмо”. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы “сохи” и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с, состоявшими при нем, подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться “по животам и промыслам”. Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, называемой “ясак”. Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

Также при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон. Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно “по достатку”, для чего составлялись так называемые “окладные книги”.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает о штрафах и том, что брать пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу. В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.

В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

Царь Алексей Михайлович (1629--1676) создал в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства.

Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, при Алексее Михайловиче стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно “со всяких людей”. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом, теперь выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот - неокладные сборы.

Таким образом, прямые налоги “с животов и промыслов” поднялись до 20%. Увеличивать их стало сложно. Тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль. Эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. В России же соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.