Украинский Гордон: Саакашвили - последняя надежда Украины, где во власти жлобы без ума и государственного мышления. Дмитрий Гордон: «Иногда беру в день по пять-шесть интервью! Перенести же на бумагу удается лишь одно в две недели Глава донецкой областной

Накануне юбилея своего еженедельника Дмитрий Гордон рассказал «ФАКТАМ» о встречах с легендарными личностями современности

В Украине нет человека, который не знал бы газету «Бульвар Гордона». Первый выпуск ее появился на свет ровно 15 лет назад. А еще через пять лет, в 2000 году, стартовала популярная телевизионная программа «В гостях у Дмитрия Гордона».

«На юбилейном концерте выступят «95 квартал», Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Тамара Гвердцители… »

- Поздравляю вас, Дмитрий, с двойным юбилеем. Как собираетесь отмечать?

Большим концертом в Национальном дворце «Украина», который состоится 13 ноября в 19. 00, - говорит главный редактор еженедельника «Бульвар Гордона», известный журналист и писатель Дмитрий Гордон . - Поздравить нас (и, конечно же, выступить) приедут многие звезды - мои друзья: Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Тамара Гвердцители, Борис Моисеев, Андрей Данилко, «95 квартал», а также еще целый ряд известных артистов, которых мы не называем в афише. Их появление на концерте станет для присутствующих в зале настоящим сюрпризом. Среди зрителей в зале будут звезды эстрады и спорта, выдающиеся политики, художники, режиссеры, актеры… Я просто уверен, что при виде некоторых зал будет вставать, поскольку это по-настоящему легендарные люди - символы эпохи.

В редакционном совете вашего издания сплошные знаменитости: Виталий Коротич, Иосиф Кобзон, Евгений Евтушенко, София Ротару, Александр Розенбаум, Людмила Гурченко, Олег Блохин, Валерий Леонтьев, Анатолий Кашпировский, Роман Виктюк, Игорь Крутой, Александр Швец… Всех не перечислишь…

К 15-летию «Бульвара Гордона» этот список еще больше расширился. В него вошли Сергей Бубка, Леонид Жаботинский, Нани Брегвадзе, Эдита Пьеха, Борис Немцов, Валерий Золотухин, Гавриил Попов, Михаил Шемякин, Николай Шмелев и другие.

В этом смысле ваша газета, на мой взгляд, уникальна. Или, может, подобный звездный редакционный совет есть еще в каком-нибудь издании?

Такого нет больше нигде - ни в СНГ, ни в мире (улыбается).

Перечисленные вами знаменитости числятся в редакционном совете формально или они действительно делают что-то полезное для издания?

Они занимаются рецензированием готовящихся и уже вышедших резонансных материалов. При этом довольно часто собираются вместе. К слову, следующее заседание у нас состоится буквально накануне празднования юбилея - 12 ноября. Соберутся, я думаю, процентов 80 членов редакционного совета.

- А заседать по уже давно сложившейся традиции наверняка будете у вас дома?

Действительно, часто мы собираемся у меня. Но в этот раз встретимся в одном из киевских ресторанов. Под выпивку и закуску идет обсуждение материалов. Иногда полемика бывает очень жаркая! Нередко и мне достается на орехи. К примеру, вышедшая в «Бульваре Гордона» статья Юлии Пятецкой о Солженицыне вызвала в обществе весьма неоднозначную реакцию. С резкой критикой публикации на центральных российских каналах выступила вдова Александра Солженицына. Несогласие с публикацией высказал и Евгений Евтушенко, опубликовавший на страницах нашего еженедельника адресованное мне письмо.

Часто члены редакционного совета помогают мне встретиться с тем или иным собеседником. Например, Роман Виктюк уговорил дать мне интервью Юрия Яковлева, который в последние годы избегает встреч с журналистами. Беседа с актером получилась очень интересная. О встрече с Михаилом Горбачевым (на фото) , который тоже никому сейчас не дает интервью, помог договориться наш друг - в прошлом первый секретарь ЦК комсомола СССР Виктор Мироненко.

«Самое памятное мое интервью - с художником-карикатуристом Борисом Ефимовым, которому в момент беседы было 107 лет»

Вы один из немногих пишущих главных редакторов. Ваши журналистские гонорары наверняка одни из самых высоких в Украине…

Я получаю высокую зарплату, которая подразумевает, что я не только руковожу изданием, но и пишу. Пишу много. Беря интервью у выдающихся людей современности, хочу оставить их рассказ о себе, о своей жизни и об уходящей эпохе будущим поколениям - непредвзятый, неприукрашенный… Своего рода это свидетельства очевидцев. Порой они очень противоречивы, но умный человек, читая эти откровения, думаю, сможет составить реальное представление о том, как жили наши соотечественники в середине ХХ - начале ХХI века.

Вначале интервью выходят по телевизору, потом их можно прочесть в «Бульваре Гордона», затем - в моих книгах, которых уже 33.

- Встреча с кем из известных людей стала для вас самой памятной?

С выдающимся художником-карикатуристом Борисом Ефимовым (на фото) . Когда я с ним встретился, ему было 107(!) лет. В 108 он умер.

Борис Ефимов, родившийся в позапрошлом веке на киевском Подоле, поразил меня своим ясным умом и светлой памятью. Он видел, как горел в крематории Маяковский, общался со Сталиным, Троцким. И вот он сидел передо мной - живая история. Шутил, читал стихи Пушкина… Встреча с ним - одна из главных моих журналистских удач. В поисках интересных собеседников я езжу по всему миру. Часто бываю в России. К Виктору Суворову и Борису Березовскому летал, например, в Лондон, к сыну Никиты Хрущева Сергею Хрущеву - в Соединенные Штаты Америки, к Михаилу Шемякину - в Вильнюс, где он делал декорации для Оперного театра. Чтобы создать из этих встреч своеобразный слепок эпохи, приходится искать таких людей повсюду.

- Знаете, ваша работоспособность просто потрясает.

Не поверите, но иногда я беру в день по пять-шесть интервью! Перенести же на бумагу удается лишь одно в две недели. Беседы ведь, как правило, очень объемные. Каждое интервью я, что называется, «вылизываю», раз пять от начала до конца черкая красной ручкой. В год записываю свыше 40 телеинтервью, примерно две трети из них публикую. Таков мой рабочий график.

- Какое интервью в вашем издании за 15 лет его существования стало самым скандальным?

Безусловно, это было интервью, взятое в бане журналистками Ладой Лузиной и Еленой Крутогрудовой у, к сожалению, уже покойного Николая Мозгового. Скандальным было все: снимки с полуобнаженными девушками, нелицеприятные «комплименты», розданные Николаем Петровичем многим деятелям украинской эстрады. После появления той публикации ректор института журналистики Киевского университета имени Тараса Шевченко Анатолий Москаленко (ныне тоже уже покойный) сказал, что история украинской журналистики разделилась на два этапа: до интервью Мозгового в «Бульваре» и после него.

- Я помню, это была настоящая бомба!

Да, подобные откровения в отечественной прессе не появлялись до того никогда. Кстати, это было в 1997 году…

- Интересно, чем это все закончилось для вас и для Мозгового?

Для Николая Петровича закончилось плачевно - его на несколько лет вычеркнули из жизни многие руководители и коллеги. Он получил отказ в финансировании фестиваля «Море друзiв», поэтому вынужден был проводить его на свои деньги. Для этого продал собственную квартиру и некоторое время ютился в офисе. Это были очень тяжелые для него годы.

- Лада Лузина теперь известная писательница. А как сложилась судьба Елены Крутогрудовой?

Лада - большой молодец, мне очень нравится ее творчество. А Лена Крутогрудова вышла замуж за замечательного человека - моего друга, сейчас посвящает себя воспитанию ребенка.

- После ухода из газеты этих весьма эпатажных журналисток ваш еженедельник заметно изменил свой имидж.

Действительно, это совпало еще и с приходом в издание в качестве главы редакционного совета Виталия Коротича. Мы немножко остепенились (улыбается).

- Другие издания пытались подражать вашей газете?

Было такое, но подделать интеллектуальную работу гораздо сложнее, чем даже какую-либо брендовую вещь.

«В гостях у Ванги, несмотря на запрет, я незаметно нажал кнопку диктофона»

- Вам наверняка приходилось брать интервью в экстремальных условиях…

Приходилось! Например, у покойного Вячеслава Тихонова… Боже, сколько людей уже ушло из тех, у кого я брал интервью, - Евгений Евстигнеев, Булат Окуджава, Роллан Быков, Николай Олялин, Нонна Мордюкова, Юрий Богатиков, Котэ Махарадзе, Софико Чиаурели, Николай Амосов. Теперь вот и Виктор Степанович Черномырдин…

- Но вы ведь успели записать с ними беседы.

Успел. Вы знаете, у меня на стенах фотографии, где я со многими из тех, кого уже нет. Так вот иногда подумаю… Время все-таки неумолимо. Но вернемся к рассказу о моей встрече с Тихоновым.
Он был прекрасным человеком, но… немножко, знаете ли, странным. От телеинтервью наотрез отказался, сказав: «Знаете, Дмитрий Ильич, все-таки меня должны запомнить молодым. Нельзя показываться в таком, как у меня, возрасте». Встречу назначил у себя на даче на Николиной горе. Зима в тот год была холодной и сырой, а я приехал в легком пальтишке, туфельках, без головного убора.

Зашел во двор. Вижу: сидит сторож у входа в дом. Присмотрелся - Тихонов. Почему я подумал, что сторож? На нем были валенки, рукавицы какие-то, шапка меховая, тулуп, точнее - старая дубленка, очень напоминающая тулуп. Зубов почти не было. Небрит. Я говорю: «Здравствуйте, Вячеслав Васильевич». «Ой, здравствуйте, - отвечает. - Вы не против, если мы посидим прямо здесь, на улице? У меня дома беспорядок». И почти полтора часа - на холоде, заиндевев, не чувствуя ног, я сидел и задавал вопросы.

Не менее интересной была история подготовки интервью с его бывшей женой - Нонной Мордюковой. Она категорически отказывалась общаться, так как была уже в плохом состоянии. Помогла договориться о телеинтервью наша прекрасная актриса Раиса Недашковская. Мордюкова согласилась встретиться в день своего рождения, сказав, что, видимо, он в ее жизни уже последний. Перед моим приездом актрису навестил стилист Сергей Зверев. Когда я зашел в квартиру, ее вывели под руки братья. Квартирка в Крылатском в Москве у Мордюковой была малюсенькая. В комнатку площадью не больше десяти метров еле втиснули три камеры. Смотрю: актриса еле дышит, задыхается - плохо ей. Тем не менее интервью получилось бесподобным! Вскоре после нашей встречи Нонны Викторовны не стало…

- Слышала, в вашей работе не раз случались курьезы.

Однажды спланировал съемку нескольких интервью в своем номере московской гостиницы «Ритц Карлтон». На семь вечера договорился с Сергеем Жигуновым, на девять - с бывшим переводчиком Никиты Хрущева и Леонида Брежнева Суходревом. И еще три интервью были запланированы на следующий день: с писателем Михаилом Веллером, Владимиром Познером и Михаилом Горбачевым. Я приехал заранее, и с фотокорреспондентом - моим другом Феликсом Розенштейном мы пошли в ресторан. Было полпятого. Я прикинул: успеваем.

Выходим в шесть часов из ресторана, а на рецепции мне говорят: «Вас искал господин Познер». Думаю: чего это он меня ищет? Мы же на завтра на шесть договорились!» «Где он?» - спрашиваю. «Пошел в ваш номер». И тут я начинаю понимать, что он… перепутал дни. А у меня же в семь часов Жигунов! Что делать? Поднимаюсь в номер. Познер меня встречает: «Ну где же вы?» «Так мы ведь на завтра договаривались!» - говорю. «Как на завтра? Мы на сегодня условились». Я говорю жене, которая со мной приехала: «Иди вниз в холл, жди Жигунова и держи его, сколько сможешь!» И она полчаса развлекала Жигунова, а потом также мужественно - еще и Суходрева. К счастью, мы все успели, все сделали.

- А что это за история, как вы записывали какое-то важное интервью и вдруг обнаружили, что оно… не записалось?

Это было одно из моих первых интервью - мне было лет 17. Я пошел брать его у знаменитого футболиста Олега Протасова в гостинице «Днепр», где он остановился. Одолжил у друга бобинный (в советское время!) магнитофон «Весна» и на него записывал нашу беседу. И представляете, я не включил громкость! В результате ничего не записалось. Я чуть не поседел в свои юные годы, но набрался решимости и на следующий день пришел к нему опять, объяснив ситуацию. Он… терпеливо дал новое интервью.

Слышала еще одну историю. Когда вы брали интервью у провидицы Ванги, якобы она просила не записывать беседу на диктофон, но вы все-таки ее ослушались, а потом обнаружили, что ничего… не записалось.

Было не совсем так. Люди, которые меня привезли к Ванге, предупредили: ни в коем случае не записывать разговор и не фотографировать - Ванга этого не любит! Но я же журналист. Что потом напишешь, если ничего не зафиксируешь? Общался с ней 40 минут. Диктофон я поместил в накладной карман курточки, незаметно нажал кнопку. Все записалось прекрасно! На протяжении нескольких лет давал слушать эту кассету друзьям, а потом она… пропала. Куда, ума не приложу.

- У кого из известных людей мечтаете взять интервью в ближайшее время?

У Марины Влади, Эдварда Радзинского, Наины Ельциной, Сергея Доренко, Михаила Ходорковского, Валентины Терешковой, Светланы Аллилуевой, Майи Плисецкой. Как видите, список достаточно велик.

И последнее. Что больше всего вдохновляет вас на творчество?

Интересный собеседник. Когда беседа удается, получаю просто фантастическое удовольствие! После такой встречи не идешь, а буквально летишь, это ведь настоящий кайф, настоящее счастье - профессиональное и человеческое. Счастье от прикосновения к умному человеку. Счастье, с которым ничего не может сравниться! Когда общаешься с таким собеседником, словно вдыхаешь свежий воздух полной грудью.

Довольно известный киевский журналист Дмитрий Гордон, сделавший карьеру, издавая желтую газету "Бульвар (Гордона)" и беседуя на ее страницах со звездами российской политики и культуры, воспел дифирамбы высочайшей степени лести главе Одесской ОГА Михаилу Саакашвили. Журналист, активно поддержавший "евромайдан" и войну против народа Донбасса, назвал Саакашвили последней надеждой Украины.

Михаил Саакашвили – это последняя надежда украинского народа на проведение действенных реформ, искоренения коррупции и, в конце концов, светлое будущее. Для этого у Саакашвили есть все задатки, утверждает Гордон. Поскольку Михаил, обращает внимание Гордон – лидер, вожак, который заинтересован в развитии Украины, а не в грабеже и так небогатого народа, как большинство украинских политиков.

По словам Гордона, Михаил Саакашвили уже имеет опыт в эффективном внедрении реформ. Именно поэтому от него сейчас зависит, удастся ли Украине стать на ноги.

«Сегодня Михаил Саакашвили – это последняя надежда на новую счастливую жизнь. Если ему удастся навести порядок в Одесской области, если мы увидим там отсутствие коррупции, прозрачные МВД и прокуратуры, новые дороги и привлечения инвесторов, тогда одесситы, а с ними все жители Украины увидят, какие плоды можно получать от прозрачной государственной деятельности. И тогда, может быть, Украину ждет успех», – поделился мыслями Дмитрий Гордон.

Также, по словам журналиста, господин Саакашвили обладает чертами, которые необходимы лидеру, и которых так не хватает бестактным жлобам и безумцам из когорты его украинских коллег. Которых, кстати говоря, сам Гордон и вымайданил.

«Высоцкий пел когда-то: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Саакашвили по-хорошему буйный, поэтому главарь. У нас на данном историческом этапе не нашлось буйного, который стал бы вожаком.

Не хватает ума, не хватает такта. Власть в руках жлобов без государственного мышления. Пока это будет продолжаться, будет плохо. Но если Саакашвили покажет, как можно, тогда этих жлобов народ просто снесет и скажет: «Уходите, вы не оправдали доверия», – заверил Гордон. Что будет потом - не уточняется. Можно предположить, что полное огрузинивание украинской власти.

Нельзя не отметить, что после заявленного Гордоном остается некоторое неприятное послевкусие. Нет, его утверждения о безумии и жлобстве евроукраинского политического класса - бесспорны. Но, насколько же высока степень падения этой страны, если верхом благочестия и ума ей выдается даже такое ничтожество как Михаил Сааакашвили. И это по-настоящему страшно. Потому как зловеще знаменует, что у Украины нет ни единого шанса встать на ноги.

«Мне интересны статьи - исследования о современной журналистике, что это за профессия и о ее роли в обществе, а особенно: что нужнее читателю - опусы журналистов-романистов (побольше строк и «перепева») или журналисты-реалисты (побольше свежих фактов)».

С такой просьбой обращается Kordah на Форуме «2000».

Отвечаем на вопрос форумчанина на примере работы популярного еженедельника «Бульвар Гордона».

«Без ретуши и глянца» - под таким названием вышла в свет новая книга Дмитрия Гордона. В ней собраны интервью с известными на постсоветском пространстве людьми, с которыми автор встречался на протяжении 2007 года.

Таким образом под одной обложкой оказались артисты Элина Быстрицкая, Армен Джигарханян, Роман Карцев, Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов, театральный режиссер Юрий Любимов, опальный олигарх Борис Березовский, бывший начальник охраны президента Ельцина генерал Александр Коржаков, писатель-экстремист Эдуард Лимонов, знаменитая спортсменка-фигуристка Ирина Роднина и супруга бывшего первого секретаря Компартии Украины Рада Щербицкая.

Интересно, что данная книга - в послужном списке Дмитрия Гордона по счету 27-я! Число, надо сказать, немаленькое, а если принять во внимание, что учрежденный им в 1995-м еженедельник светской хроники «Бульвар» до сих пор остается одной из наиболее востребованных на Украине газет, то следует признать, что Гордон в украинском медиапространстве - явление отнюдь не случайное. Что это - всерьез и надолго. А потому, на наш взгляд, созрела необходимость для разговора о сущности такого явления современной украинской культуры, как Дмитрий Гордон и его «Бульвар».

Чтиво высокого качества

Начнем с мнения знаменитой советской актрисы Элины Быстрицкой, вынесенного в предисловие новой книги Гордона.

«В похвалах я всегда лаконична, - говорит Элина Авраамовна, - поэтому скажу коротко: Дмитрий оказался порядочным человеком и очень талантливым, выдающимся журналистом, а превыше всего я в нем ценю то, что общество, посаженное на отравленную иглу низкопробного юмора и «Домов-2», он старается вернуть к подлинным ценностям».

Но тут же возникает резонный вопрос: какое отношение имеет «Бульвар» - главное детище Дмитрия Гордона - «к подлинным ценностям»? Можно ли «бульварные» ценности считать подлинными? И что это вообще такое - «бульварный», «бульвар», «бульварщина»?

Из словаря русского языка С. Ожегова можно узнать, что в переносном смысле слово «бульварный» означает «рассчитанный на обывательские, мещанские вкусы»; что «бульварщина» - это «антихудожественные произведения, рассчитанные на пошлые, обывательские вкусы». Вспомним также, что в советское время с этим явлением успешно боролись, дабы исключить проникновение его в искусство, литературу, СМИ. Все эти сферы находились тогда под бдительным контролем идеологии. Но ситуация изменилась, когда на смену жесткому идеологическому режиму пришли рыночные отношения. Пришли они не только в экономику, но и в искусство, литературу, СМИ, где на первое место выдвинулось стремление к коммерческому успеху. Вот тут-то и появился «Бульвар».

На украинском медиарынке Дмитрий Гордон был первопроходцем, пионером. Особое внимание обращает на себя и выбор названия. Дело в том, что «Бульвар» естественно ассоциировался с «бульварным чтивом» и далее - с желтой прессой. Не думаю, что кто-то сознательно стремился утвердиться в таком статусе, а тут прямо открытым текстом - «Бульвар»! Бульварщина, желтизна - не хочется руки пачкать!

Но вот парадокс: уровень этой «бульварщины» оказался гораздо выше подавляющего большинства остальных СМИ тогдашнего украинского медиарынка. И прежде всего по той причине, что материалы, публикуемые в «Бульваре», было интересно читать. Достигался же сей эффект за счет того, что Дмитрий Гордон отказался от принципа партийности, единственным ориентиром избрав стремление к естественной правде жизни. Конечно, не в полном объеме, а в том, в котором она ему открывается. И результат не заставил себя ждать: «Бульвар» молниеносно стал популярнейшей газетой Украины.

В предисловии к новой книге Гордона скандально известный Лимонов утверждает следующее: «Люди - я это понял! - ищут правду, а она чаще всего неприглядна, а то и гнусна. Когда журналисты улыбаются и говорят обо всех хорошо, когда пишут то, что нравится окружающим, - это, по-моему, не журналистика, а шоу-бизнес, хотя, если бы мне заказали кого-то воспеть за достойное вознаграждение, не отказался бы: деньги-то всем нужны».

В то же время на одном лишь стремлении резать правду-матку далеко не уедешь. Нужен еще профессиональный уровень. И в этом плане нужно отдать должное главреду «Бульвара». Не все, конечно, материалы его газеты были равноценны, но лучшими образцами он убедительно доказал: и «бульварное чтиво» бывает высокого качества. Посему и значение слова «бульвар» может быть освобождено от негативного переносного смысла и возвращено к первоначальному: «Бульвар - это широкая аллея на городской улице, обычно посредине ее».

Здесь напрашивается параллель с авторами, работающими в жанрах, рассчитанных на массовое потребление. Зачастую им отказывают в причастности к изящной словесности, а то и к литературе как таковой. А вот Борис Акунин наглядно показал, что и в развлекательном жанре можно создавать шедевры, наполненные глубоким смыслом, дающие пищу и уму, и сердцу. Такие, к примеру, как трилогия о Пелагии. Да и наиболее читаемые российские детективщицы - Маринина и Донцова - популярность свою приобрели отнюдь не за здорово живешь. Все дело в таланте и профессионализме. То же с полным правом можно сказать и о «Бульваре» Дмитрия Гордона.

Слово, прозвучавшее на всю страну

Однако сколько бы мы ни ходили вокруг да около, но рассуждать о «Бульваре Гордона» и стыдливо умалчивать о главном его энергетическом источнике было бы верхом лицемерия. Что же это за источник?

В интервью с известным театральным режиссером Романом Виктюком, вошедшем в книгу «Без купюр» (2007 г.), есть весьма показательный эпизод. Гордон спрашивает: «Что за история произошла в прямом эфире ОРТ, когда вам позвонила туда Пугачева?»

Роман Виктюк отвечает: «Это была утренняя программа на Первом канале про желтую прессу: как Алла считает, «Бульвар Гордона» - желтая пресса... Что-то вы написали тогда про Киркорова - не помню уже что. Наверное, какую-то правду... Короче, идет передача, ведущий спрашивает, что у меня общего с «Бульваром Гордона», а я защищаю нашу газету, объясняю, почему она самая лучшая (или массовая - кто как хочет, так ее и классифицирует, но она очень этой стране нужна). Тут звонок, и я слышу знакомый голос: «К тебе обращается Алла Пугачева!»... Как понесла на меня, как наехала на «Бульвар»!.. От неожиданности я начал кричать: «Алла, ты сейчас не на кухне!» Потом взял себя в руки: «Вы же не домохозяйка. Тон нехороший. Почему вы не слышите, о чем я говорю?» Она опять что-то свое, и я не сдержался. «Молчать! - рявкнул. - Слушай меня!» Умолкла. Все, что хотел, я ей сказал, и тут мне показывают, что время уже закончилось. Вижу - на камерах красные огни погасли, и с радостью говорю... Нет, не могу это повторить, потому что ты все равно не опубликуешь. В общем, я сказал: «Старая...» - и на букву П, то есть манюрка, но в другом понимании. Дима, по ошибке (звук и изображение не отключили) все это пошло в эфир! Что началось! Руководители канала прибежали с шампанским и с коньяком, обнимают меня, целуют...»

Что прежде всего обращает на себя внимание в этом уморительном эпизоде? То, что всеобщий восторг вызвал не сам смысл происходящего, не вопрос, из-за которого возникла описанная словесная перепалка, - а одно лишь слово , по неосторожности вырвавшееся у Виктюка и громогласно прозвучавшее на всю страну! Так вот, слово это и обозначает тот источник энергии, о котором мы говорили выше.

Отметим, что в настоящее время вокруг этой темы сложилась довольно неоднозначная ситуация. С одной стороны, сохраняется табу, идущее как от советской эстетики и морали, так и от христианской, согласно которой все, что относится к сфере телесного низа, - изначально греховно. С другой - как утверждает в предисловии к книге Гордона режиссер Любимов: «нет тормозов» - «все, вплоть до порнографии и ругани матом на сцене, в эфире, на страницах газет и журналов, позволено». Итого, как считает мэтр, «для культуры сейчас наступили суровые времена, но дальше, подозреваю, будет еще сложнее».

В чем же заключается сложность ситуации? А в том, что в связи с сохраняющимися табу на эротическую тему последняя являет собой весьма мутное неопределенное пространство, в котором кто угодно может ловить какую угодно рыбу. Тема эта дается на откуп поверхностным специфическим изданиям, в «серьезных» же открыто - прямым текстом - говорить на эту тему не принято.

И в этом плане «Бульвар» Гордона занимает во многом уникальную позицию. Не будучи по определению изданием эротическим - это «еженедельник светской хроники», - он в то же время насквозь пронизан эротизмом. Не показным - глянцевым, гламурным - эротизмом, являющимся самоцелью, как в случае с «Плейбоем», «Пентхаузом» и иже с ними, но эротизмом жизненным, неотрывным от других жизненных аспектов.

Первостепенная важность Эроса

В книге «Без ретуши и глянца» одним из наиболее глубоких является интервью с выдающимся актером Арменом Джигарханяном - человеком воистину мудрым. «Был такой великий армянский живописец Мартирос Сарьян, - рассказывает Армен-джан, - который не оценивал: «Хорошо», «Плохо» - он говорил: «И так можно».., просто у всего, что происходит, есть бесконечное количество вариантов».

А вот еще одна мысль Армена Борисовича, которая весьма кстати в нашей конкретной ситуации: «В свое время кого-то из хороших западных режиссеров спросили, что тот думает о советском кинематографе, и он ответил: «Это самое безнравственное кино». Наши изумились: «Как? Почему? Мы же реалисты, у нас все в телогрейках...», и он объяснил: «Вы закрываете глаза на естественные вещи, а это аморально».

По сути это не что иное, как конкретное проявление одного из основных законов теории познания: «всякое представление или идея в своем максимуме заключает свое отрицание». Этот же закон выражен Гегелем так: «Всякая идея, продолженная до бесконечности, становится своей собственной противоположностью». В нашем же случае речь идет о том, что замалчивание эротического момента по якобы моральным причинам превращает такую мораль в аморальность. Потому как эротизм - основа жизни, и игнорировать его на ментальном (сознательном) уровне значит отворачиваться от великого множества проблем, возникающих на эротической почве, загонять их в глубокое подсознание, что чревато дальнейшими осложнениями.

Думаю, что именно по этой причине - то есть учитывая первостепенную важность этого момента в жизни - Дмитрий Гордон столь много внимания уделяет эротике. В разговорах с именитыми своими собеседниками он так или иначе отдает дань Эросу. «Что вы чувствуете сейчас, на девяносто первом году жизни, - спрашивает он у Юрия Любимова, - когда мимо проходят восемнадцатилетние девчонки в коротких юбках? - Прилив бодрости! - отвечает мэтр. - На девушек приятно смотреть, особенно если все у них не чересчур, а то наденут джинсы, которые, того и гляди, упадут с бедер...»

Тот же вопрос Армену Джигарханяну: «Когда мимо проходит девушка в короткой облегающей юбке, едва прикрывающей красивые длинные ноги, отзывается что-то в сердце?»

А вот в одном из последних номеров «Бульвара» в материале, посвященном актрисе Наталье Бузько, размещена весьма занятная фотография. Это кадр из фильма Киры Муратовой «Два в одном», на котором еще один мэтр - Богдан Ступка снимает с Натальи трусы, выставляя на всеобщее обозрение главную ее прелесть. Совершенно однозначно, что именно этот кадр выбран неспроста - не на всех ведь, имеющихся в редакции, Наталья запечатлена в столь привлекательном виде! Просто Дмитрий Гордон сознательно либо подсознательно демонстрирует нам тот источник, который наполняет его жизненной энергией.

И не только его. В «Словаре символов» Х. Э. Керлота читаем: «Наряду с мандорлой, Йони есть вход через врата, или зона взаимопроникновения, где пересекаются два круга. Дабы гарантировать выздоровление, индусы сооружают изображение Йони из золота и проходят сквозь него».

А вот что в стихотворении «Конец прекрасной эпохи» писал известный поэт второй половины ХХ века Иосиф Бродский:

Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут -
тут конец перспективы.

Но мы, имея в виду высший символический смысл, вынуждены отметить, что в данном случае нобелевский лауреат не находит его исключительно по причине собственной выхолощенности. И присущей ему ментальной гипертрофированности, которой, к примеру, совершенно не страдал французский художник ХIХ в. Гюстав Курбэ, создавая гениальную в своей простоте картину «Происхождение мира».

А если спуститься еще ниже - символ, как известно, проявляется на всех уровнях, - то уместно будет вспомнить и Пьера де Бурдея, французского автора XVI- XVII вв., более известного как Брантом. В знаменитой его книге «Галантные дамы» читаем: «...Впервые же он сделал это по подсказке одной знатнейшей дамы, фаворитки короля, которая, глядя, как принц ублажает свою подругу, спросила его, видел ли он когда-нибудь ту часть ее тела, что дарит ему высшее наслаждение. Принц отвечал отрицательно. «Ну, значит, вы ничего не понимаете, - воскликнула она, - и не знаете толком, что именно любите; удовольствие ваше отнюдь не полно: надобно еще и видеть то, чем наслаждаешься!» Принц решил последовать ее совету, но дама застыдилась и сомкнула ноги; тогда вторая, подойдя сзади, опрокинула ее на кровать и крепко держала до тех пор, пока принц не разглядел все как следует и не облобызал всласть, ибо нашел сей орган и красивым, и желанным; и с тех пор без этой утехи уже не обходился».

Три направления в эротизме

И вот вам, как говорится, вопрос на засыпку: есть ли в приведенном отрывке из Брантома что-то непристойное? На мой взгляд, абсолютно ничего. И думаю, что Дмитрий Гордон со мной полностью согласится.

Все эти цитаты мы приводим с двоякой целью. Во-первых, чтобы продемонстрировать глубину и традиции, в русле которых находится и «Бульвар Гордона».

Во-вторых, таким образом мы подводим мысль к одному из основных неразрешенных вопросов той сложной ситуации в нашей культуре, о которой говорил Любимов.

Как уже отмечалось, все дело в том, что в связи с выведением эротики на маргинес культурного пространства все в этом вопросе перепутано, свалено в одну кучу малу, в которой сам черт голову сломит. Потому и возникает множество конфликтов, в которых без ясных критериев разобраться невозможно.

Вот, к примеру, обвинили в порнографии с применением каких-то санкций известного российского литератора Владимира Сорокина. Обвинители его отстаивают, дескать, моральные устои, защитники же - свободу самовыражения. Но имеет ли Сорокин отношение к порнографии? Для сравнения возьмем классический ее пример - фильмы, которые круглосуточно гоняют по порноканалу «Хаслер» - и что же: есть ли у этой продукции что-нибудь общее с произведениями Сорокина? Ничего, потому как порнопродукция имеет сугубо утилитарный прикладной характер, предназначена для массового потребления и, как правило, содержит изображение вполне естественных актов. Сорокин же изощряется в изображении чего-то особо вывернутого, извращенного.

Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо отличать три основанных на эротизме, но совершенно разных по своей природе направления.

1) Эротика, причем она может быть как возвышенной, так и весьма скабрезной (например, Барков). Определяющим здесь является совершенная природность в сущности (здоровый эротизм) и соответствие художественным требованиям в форме.

2) Утилитарная порнография.

3) Извращение, чья природа - в стремлении к разрушению гармонических законов, на которых зиждется жизнь, в отрицании духовной иерархичности (т. е. закона синархии), в попытке организованный космос превратить в бессмысленный хаос.

Если исходить из этого, становится ясным, что тот же Сорокин не имеет отношения не только к эротике, но и к обычной порнографии. По своей сути Сорокин - извращенец, и понять его можно только путем постижения извращений, лежащих в основе его творчества. То же относится и к знаменитому его предшественнику, которого ныне стараются возвести в классики, - маркизу де Саду. Но если это классик, то классик чего? Правильно, классик извращения.

Помимо всего прочего, извращение это заключается и в полном отрицании морали. И здесь мы сталкиваемся с зеркальным отображением уже приводимого нами закона диалектики: если мораль, полностью отрицающая эротизм, превращается в аморальное ханжество, то эротизм, полностью отрицающий мораль, превращается в антиэротичное извращение.

Мораль, конечно же, необходима. Но она должна строиться не на неприятии эротизма как такового, а на неприятии, во-первых, извращения и, во-вторых, пошлости. И если второе сплошь и рядом поражает масскульт, то первое гораздо в большей степени присуще не «бульварщине», а тому, что принято называть «элитарным».

Вот и «Бульвару Гордона», несомненно, присущ здоровый эротизм. Может, конечно, на его страницах проскользнуть и что-то подозрительное, но это что-то ни в коей мере не затрагивает главного - душевного здоровья Дмитрия Гордона. Наверняка именно этим моментом инспирирована фраза Элины Быстрицкой, приведенная выше.

Галерея психологических портретов

Стремление к подлинным ценностям прослеживается у Дмитрия практически во всех беседах, составивших последнюю его книгу. То и дело привлекают внимание моменты глубокие и злободневные. Упомянуть каждый из них нет возможности - для этого нужно цитировать всю книгу - поэтому остановимся лишь на том, что непосредственно продолжает наши мысли.

Размышляя о низком качестве сегодняшнего телевидения, Армен Джигарханян говорит: «К сожалению, у людей просто выбора нет. Если вместо этого непотребства им станут чаще, условно говоря, читать стихи Пушкина, - да, первые три дня они будут выключать телевизор, но потом начнут проникаться.

То есть аудиторию подтягивать надо, а не до нее опускаться?

Обязательно - это почти так же необходимо, как проверять гланды...»

О том же предмете рассуждает Роман Карцев: «Вообще такие вещи, в которых есть острота, правда какая-то, не приветствуются. Сейчас юмор в ходу бытовой, ниже пояса, причем не только мужчины, но и женщины себе его позволяют, и публика, к сожалению, на это идет... Кстати, не только в юморе нахальство идет сейчас на ура - вы видели Собчак в сериалах?

Я вот хотел вас спросить: «Что об этой девушке думаете?»

Ой, это ужас, дикая пошлость... Что она вытворяет!

При том, что неглупая, образованная...

И молодежь на это клюет, чем проблема еще больше усугубляется. «ДурДОМ-2», который Собчак ведет, - это же настоящий гадюшник!... Когда Ксюше было лет четырнадцать-пятнадцать и никто ее еще не знал, Анатолия Александровича укололи: мол, что происходит с его дочкой? Тот лишь вздохнул: «Не получилось». Бог ей судья, одним словом, а вот отец был уникальным человеком - высочайшей пробы интеллигент, мудрый и все, что хотите...»

Совсем неожиданно упомянутый герой перестройки всплыл в беседе с генералом Коржаковым: «- А почему умер Собчак - его случайно не...?

Может, это и было косвенным убийством, если довели до смерти умышленно: зная, что слаб сердцем и не равнодушен к женскому полу. Много ли ему надо: дали виагру - и достаточно. Сердечникам это средство для усиления потенции противопоказано.

Ходили слухи, что Анатолий Александрович скончался на даме...

Какие слухи - об этом весь Калининград знает!»

Здесь опять-таки можно будет услышать обвинения в бульварщине, желтизне, копании в чужом белье и т. п., но я с этим совершенно не согласен. Дело в том, что обсуждаемые деятели - люди публичные, а если это еще и политики, от чьих действий и решений зависела судьба городов и целых государств, то грань между общественным и личным здесь совершенно стирается, и сведения об их частной жизни автоматически переходят в разряд исторического материала. И в этом плане значение книг Дмитрия Гордона неизмеримо возрастает.

По этому поводу высказался Юрий Любимов. Вначале он не хотел давать добро на публикацию своего интервью - дескать, у него уже есть собственные «Записки старого трепача». Но затем передумал: «Смягчился я, когда посмотрел список героев Дмитрия Ильича, - все они известные люди... Время покажет - великие или нет, но именно по ним потомки будут судить о нашей эпохе. Далеко ведь не каждый, подумал я, может написать мемуары - так как же им не помочь объясниться с внуками-правнуками?»

Итак, переходим к осмыслению еще одной грани трудов Дмитрия Гордона, а именно многочисленных его интервью, коих набралось уже на 27 книг - наработки воистину колоссальные! Ведь это не что иное, как летопись эпохи, мемуары многих, собранные воедино. С другой стороны, это галерея психологических портретов, и здесь на первый план выходит уже уровень мастерства Гордона-журналиста. Хорошо изучить предмет, биографию гостя, подобрать правильные вопросы, разговорить собеседника, результат же в оптимальном виде запечатлеть сперва на компьютерном мониторе, а затем и на страницах книги, - весь этот процесс Дмитрий Гордон довел почти до совершенства.

Говорю «почти», потому как не все интервью равноценны, что, впрочем, зависит не только от журналиста, но и от его собеседника. Элина Быстрицкая, к примеру, чистосердечно рассказывает о конфликтных отношениях с режиссерами.

За что же вас невзлюбил Игорь Ильинский? - спрашивает Дмитрий Гордон. - Идем дальше: почему после назначения главным режиссером Малого Бориса Равенских у вас разгорелся конфликт? - В «Неоконченной повести» вы снимались с мэтром советского кино Сергеем Бондарчуком - какая черная кошка между вами пробежала?

И на каждый вопрос артистка дает психологически обоснованный ответ, не дающий никаких оснований усомниться в ее откровенности.

Бондарчук был хамом?

Думаю, да. Я не могу повторить слово, которое он произнес, но этот человек меня очень унизил.

А вот что касается Юрия Любимова, то разговор с ним о грандиозном его конфликте с актерским коллективом Театра на Таганке откровенно разочаровал. Вместо обстоятельного и всестороннего разбора с учетом позиций разных сторон узнаем лишь, что Николай Губенко - нехороший человек, Леня Филатов - нехороший человек, все актеры, занятые в постановке «Сукиных детей», нехорошие. Единственный хороший - сам Любимов. Но так не бывает...

Главный нерв книги

Ну а действительно лучшими «без ретуши и глянца», на мой взгляд, оказались Александр Коржаков (в номинации «Летопись эпохи») и Борис Березовский (в номинации «Психологический портрет»).

Когда в 1997 г. вышла книга Коржакова «Борис Ельцин: от рассвета до заката», ее тут же сравнили со знаменитыми «Мемуарами» герцога де Сен-Симона, повествующими о многих сторонах жизни, в том числе и неприглядных, при дворе Луи XIV. О нравах при дворе «царя Бориса» рассказал бывший начальник его охраны, предварив свои мемуары эпиграфом из еще одного француза - Талейрана: «Целые народы пришли бы в ужас, если б узнали, какие мелкие люди властвуют над ними». - Надо сказать, что на нас, граждан Украины, афоризм сей не распространяется: вот уже 18 лет здесь властвуют мелкие люди, но в ужас мы до сих пор не пришли. Так что лучше уж почитаем, что там генерал Коржаков поведал журналисту Гордону.

Начнем с так называемой «эпохи застоя»: «Какое впечатление производил на вас Брежнев? - Самое замечательное - из всей той верхушки он был наиболее человечным. К людям, которые его окружали, независимо от того, офицер это, сотрудник, который стоит на посту у ворот, парикмахер, повар или официантка, Леонид Ильич относился душевно, всегда был удивительно дружелюбным».

От застоя перейдем к персонажам перестройки, в частности к незабываемой Раисе Максимовне: «Это правда, что она, не стесняясь, хлестала мужа по щекам при охране? - Да - однажды это случилось при мне (еще до работы с Ельциным), и наблюдать ее гнев было, мягко скажу, неприятно. Горбачев приехал домой, где-то выпил (чуть-чуть шел запашок), и она его маханула: разразился семейный скандал. Она постоянно следила, чтобы Михаил Сергеевич не выпивал... У Ельцина такого не было никогда, да он бы и не позволил. Если бы Наина вздумала его воспитывать, сразу получила бы в глаз, как иногда получала».

А вот что поведал генерал о пресловутом расстреле Белого дома в 1993 г.: «...именно от вас зависело, как повернутся события в решающую ночь с 3 на 4 октября... - Вы, журналисты, как и оппозиция, любите будоражить людей словами о расстреле Белого дома, но расстрел - это вторая часть действия, ответные меры на то, что произошло накануне. Сначала бесчинствующая толпа разгромила мэрию, в самом Белом доме смяла посты, побила милицию, а потом в телецентре «Останкино» устроила бойню. Там, между прочим, полтораста человек погибло, а при штурме Белого дома - всего десять, так что не стоит, как говорится, с больной головы валить на здоровую».

А вот что говорит Коржаков о Путине: «Вам на посту президента России Путин нравится? - Как бы то ни было, он несравнимо лучше, чем Ельцин, не-срав-ни-мо! Во всяком случае во внешней политике. Что же касается внутренней, тут все сложнее: по телевидению видим одно, а в жизни немножко другое». А вот политический противник Коржакова, еще один ельцинский выдвиженец Борис Березовский нынешнего президента России, как известно, не жалует. В интервью Гордону Борис Абрамович констатирует, что «Мистер Путин не друг демократии...» - И с сожалением добавляет, что «Все-таки в 2000-м Путин еще был надеждой для Запада...»

В заочном противостоянии двух экс-участников российской политики - Коржакова и Березовского - пожалуй, главный нерв книги. Вот и на штурм Белого дома Березовский смотрит иначе, по-демократически: «Налицо абсолютное, дремучее непонимание того, как устроена новая жизнь: эти хомо советикус не верили, что с помощью «ящика» можно добиться большего, чем посредством пушек и пушечного мяса». С помощью «ящика», т. е. запуская демократический механизм манипуляции сознанием, - весьма ценное признание.

И наконец спич, от которого ну просто невозможно не прийти в восторг: «Надо ведь понимать, что демократия - это не механизм, а ментальные изменения, и хотя россияне сделали колоссальный прорыв вперед, это лишь первый шаг, который называется: нам понравилось быть свободными. Действительно, замечательно ни на кого не оглядываться, говорить, что угодно, спокойно летать на Канарские острова, но чтобы это состоялось как политическая система, как стабильное общество, нужно сделать второй шаг: каждый день за эту свободу бороться». - Иными словами, вы боретесь, я летаю на Канары! Воистину Борис Березовский - отец русской демократии!

Вот сколько ценной информации можно почерпнуть в одной только книге Дмитрия Гордона. Так о какой же «бульварщине» может идти речь? О каких «обывательских, мещанских вкусах»? Думаю, после вышесказанного становится очевидным, что «Бульвар Гордона» - не что иное, как широкая аллея на центральной улице современной украинской журналистики. Гулять по которой и весело, и полезно.

У Алексан-д--ра Галича есть песня о том, что «бояться-то надо только того, кто скажет: «Я знаю, как надо». Мы не раз убеж-дались, до чего может довес-ти приказное объединение под фла-гами истин, которые обсуждению не подлежат, до чего страшен человек, объявивший себя единственным толкователем всего на свете.

Экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей КУЧЕРЕНКО: «Я из тех богатых, кого Яценюк, Гройсман и Коболев повышением цены на газ наказать собрались, а в результате десятки миллионов бедных накажут»

Власть использует МВФ как пугалку для продавливания своих интересов, а система субсидий на коммунальные услуги не решает проблемы с тарифами, уверен бывший министр по вопросам ЖКХ. В эксклюзивном интервью интернет-изданию «ГОРДОН» он рассказал, кому на самом деле выгодны кредиты на утепление жилья, кто мешает внедрить систему переработки мусора и что делать жителям многоэтажек, чтобы не попасть в рабство к частным управляющим компаниям.

Надежда САВЧЕНКО: «Убивала ли я людей? Конечно же, убивала - это работа, и надо научиться отключать себя еще до того, как ее выполнишь. Дрожали ли при этом руки? Мои руки никогда не дрожат».

В интервью Дмитрию Гордону всемирно известная российская политзаключенная рассказала о киевском детстве, о том, как появилась мечта стать летчицей и как живется женщине в армии, о российской тюрьме, сложностях.

«Изячная жизнь»

Уже много раз — и в этих колонках, и при других оказиях — я тосковал по поводу того, что у нас никак не вызреет и не сформулируется национальная идея — самый главный лозунг, звучный и запоминаемый, вроде ленинского: «Грабь награбленное!», который вдохновил целые поколения разрушителей страны.

Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ: «Я очень мнителен, невероятно стесняюсь - например, своих шрамов, которыми изуродован (помню даже, когда вышел из госпиталя, в верхней одежде купался, потому что стеснялся раздеться). Слава Богу, я встретил женщину, которая

9 августа в Нью-Йорке на 92-м году жизни скончался один из величайших скульпторов ХХ века. Завершаем публикацию интервью, которое Дмитрий Гордон взял у Эрнста Иосифовича в 2012 году. Часть IV.

Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: «Кто бы Украину ни сдал, она никогда не сдаст себя»

Российский политолог, вынужденный покинуть страну из-за политических преследований, констатирует, что Кремль проиграл войну на Донбассе, но пытается навязать Западу сделку. Публикуем с небольшими сокращениями его статью с сайта kasparov.ru.

Пора улучшать действительность

Второе тысячелетие живет уже 16-й год подряд, а мы никак не попрощаемся с пре-ды-дущим. В прош-лом веке «весь мир голодных и рабов» вроде бы осуществил мечту о демократии как совершенной форме правления, попутно опровергнув гитлеровский нацизм и сталинский концлагерный рай.

Киевлянка Ирина ХОРОШУНОВА в дневнике 1942 года: «Неминуемый абсолютный голод ждет нас, а что будет с теми, кто теперь уже распух и едва живет?»

Интернет-издание «ГОРДОН» продолжает серию публикаций из дневника Ирины Хорошуновой — художника-оформителя, 28-летней коренной киевлянки, пережившей оккупацию украинской столицы в годы Второй мировой войны.

Знания - самый дорогой товар

Вна-ча-ле на-по-мню то, что вы без ме--ня зна-ете. Че-ло--ве-че-ст-во прогрессировало не--спеш--но, на-чав с охо---ты и сбора все-го то-го, что рос----ло в окружающих полях и на окрест-ных деревьях.

Стоит ли нам огорчаться результату Украины на Олимпиаде в Рио?

31-е место Украины в медальном зачете Олимпиады-2016 может восприниматься с унынием, особенно если относиться к Играм так, как это делают в соседней России, считает колумнист интернет-издания «ГОРДОН»

Российский историк Валерий СОЛОВЕЙ: «В Кремле ждут, что Запад устанет от Украины, она под кризисом распадется - тогда придет Россия и соберет обломки»

До 2016 года Запад был чувствительнее к российской стороне в Минских соглашениях, но недавно стал внимательно прислушиваться к аргументам Петра Порошенко. Именно потому Владимиру Путину понадобилась «диверсия в Крыму»: президент РФ пытается заставить Запад надавить на Украину, чтобы та выполняла «Минск» в кремлевской интерпретации, заявил в интервью интернет-изданию «ГОРДОН» политический аналитик и историк

Первый премьер-министр независимой Украины Витольд ФОКИН: «В шахте трое суток под трупом я пролежал. Из бани вышел - плачущая жена встречает... «Ты волосы плохо вымыл», - сказала, а потом еще сильнее заплакала. Я тогда поседел...»

В дни празднования 25-й годовщины украинской независимости предлагаем вашему вниманию интервью с человеком, стоявшим у ее истоков. Витольд Павлович был одним из тех, чья подпись стоит под Беловежским соглашением, которое узаконило распад СССР, провозгласив создание независимых государств

Киевлянка Ирина ХОРОШУНОВА в дневнике 1942 года: «Кошек нет теперь, собаки - редкое явление. Тихо, безлюдно, безжизненно вокруг нас... Разговоры о еде, без конца о еде, и все о ней»

Интернет-издание «ГОРДОН» продолжает серию публикаций из дневника Ирины Хорошуновой — художника-оформителя, 28-летней коренной киевлянки, пережившей оккупацию украинской столицы в годы Второй мировой войны

Глава Одесской таможни Юлия МАРУШЕВСКАЯ: «Система сконструирована так, чтобы таможенники оставались на грани выживания и были вынуждены красть»

В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» глава Одесской таможни рассказала, почему не удается прекратить утечку денег и реформировать службу, по какой причине снова откладывается запуск «Открытого таможенного пространства» и в чем причина ее конфликтов с главой Государственной фискальной службы Украины Романом Насировым

Неудобный вопрос: зачем?

В свое время Папа Рим-ский попросил прощения за бесчинства инквизиции, антисемитизм, сотрудничество с нацистами и другие преступления католической цер-кви, совершавшиеся в течение веков по санкциям Ватикана.

Дмитрий БЫКОВ: «Смешно мечтать при гибнущем режиме, что лилия взметнется из гнилья. Сгнием и сгинем. Это заслужили и вы, и я»

Дурні гроші

В нашей семье, как у остальных советских людей, вообще никогда не было уверенности, что в любой момент не отберут все, «нажитое, непосильным трудом», — как говорил один из героев популярной комедии.

Женщина, которую несет, или Ким Чен Савч

В своем очередном эссе для «Обозревателя», посвященном Надежде Савченко, художник Сергей Поярков решил извиниться перед ней за свою излишнюю вежливость

Тетива крепка, и стрелы наши быстры

У меня есть два бумеранга. Настоящих, охотничьих, из твердого дерева, с заостренными краями. Привез я их из Австралии, где ме-ня заодно учили метать эти орудия, но зря — оказалось, что европейские мозги трудно постигают тайны охоты с бумерангом, доступные любому австралийскому аборигену.

Карьера модели, съемки ню и обвинения в плагиате. История Меланьи Трамп, которая может стать первой леди США

Ей 46 лет, она иммигрантка из Югославии и модель, снимавшаяся обнаженной в фотосессиях. Меланья берет пример с Жаклин Кеннеди, занимается благотворительностью и мечтает, чтобы муж перестал вести Twitter.

Глава Национальной полиции Украины Хатия ДЕКАНОИДЗЕ: «Кто будет работать в полиции честно, если нет бумаги, бензина и мало платят?»

В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» Деканоидзе рассказала, почему растет уровень преступности, что мешает скорейшему проведению реформ в правоохранительных структурах и борьбе с организованной преступностью, какие нововведения ожидают украинцев в ближайшее время, опровергла слухи о своей отставке и объяснила, почему не будет оспаривать решение грузинских властей о лишении гражданства

Дмитрий БЫКОВ: «За то, что он стоит на пьедестале - За исключеньем Путина, пустом, - Мы всей страной платить не перестали: И я - с пером, и вы теперь - с шестом»

Свое новое стихотворение известный поэт и публицист посвятил российской прыгунье Елене Исинбаевой, которая после отстранения всех российских легкоатлетов от Олимпиады в Рио с горечью поинтересовалась, не придется ли спортсменам менять гражданство ради возможности выступать...

Совсем не наш Эрдоган

Украинцы удивляются происходящему в Турции потому, что мало знают об этой стране, считает колумнист интернет-издания «ГОРДОН» Евгений Кузьменко. В своей новой колонке автор объясняет, почему не стоило записывать президента Турции Реджепа Эрдогана в верные союзники Украины, а потом недоумевать при первых же сообщениях о потеплении его отношений с российским президентом Владимиром Путиным

Средний палец нардепа Балицкого, или Что делать с хамами во власти?

Что будет, если член британского парламента покажет журналисту средний палец? Колумнист интернет-издания «ГОРДОН» Евгений Кузьменко рассуждает о последствиях такого шага для западного политика и предлагает применять этот же подход к нардепу Евгению Балицкому и его единомышленникам

Дмитрий БЫКОВ: «Мир не в себе, а мы тем более, и увенчалась эта «опа» коктейлем из мочи, мельдония и всемосковского потопа»

Душа обязана светиться

Мы ничего не знаем о том, как так получается, что люди ниоткуда приходят в этот мир, а затем исчезают из него вроде бы в никуда. На сегодня организм остается самым сложным устройством, куда более совершенным, чем любой современный компьютер.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Канаде Андрей ШЕВЧЕНКО: «Нас с удовольствием станут принимать в Канаде и во всем мире без виз, когда мы будем богатой, успешной страной зажиточных людей, чей паспорт уважают и где работает закон»

В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» бывший тележурналист и народный депутат рассказал о состоявшемся визите в Киев премьер-министра Канады Джастина Трюдо, почему канадцы без энтузиазма воспринимают идею инвестирования в украинскую экономику, хотя горячо поддерживают свою историческую родину, и почему в ближайшей перспективе невозможно введение безвизового режима с Канадой

Здравый смысл сильнее фанатизма

Один мой знакомый лю-бит повторять, что он фа-натик ук-раинс-кой идеи, — так он сам оп-реде-ляет свои убеждения. Человек этот реализуется неутомимо, как говорится, дай Бог ему не только вдохновения, но и вдумчивости.

Отар КУШАНАШВИЛИ: «Обидно, что при всем обилии заслуг Горбачев останется в истории как пособник «вежливых человечков»

О том, почему Крым выявляет в человеке самое доподлинное, в авторской колонке для интернет-издания «ГОРДОН» рассуждает российский журналист грузинского происхождения Отар Кушанашвили

Певица Татьяна НЕДЕЛЬСКАЯ: «Свой дневник не даю читать никому, даже мужу - это мой интим!»

Украинская певица рассказала о грядущей поездке в США на международный фестиваль AOF International Film Festival, особенностях славянской лирики, о работе над новым украиноязычным альбомом, почему она не скрывает свой дом от посторонних взглядов и о чем пишет в своем дневнике

Хочется жить дома. Хочется жить хорошо

Всемогущества не бывает. С одной стороны, такой лидер, как Барак Обама, был избран на демократических выборах, получил мандат от собственного народа и мог делать все, что хотел. Ан нет! Тот же народ постоянно напоминает, что бесконтрольной власти в демократическом обществе не существует.

Дмитрий БЫКОВ: «В России с ее феодальным строем и крахом сложных систем быть можно героем, только героем, больше уже никем»

Предлагаем вашему вниманию стихотворение известного российского поэта и публициста, написанное для «Новой газеты»

Созвучны ли «орда» и «рада»?

В древней-шем из дошедших до нас источников всей славянской истории — «По-вес-ти временных лет» — есть немало подчис-ток, в список вставлены целые страницы, явно сочиненные позже.

Глава Закарпатской областной государственной администрации Геннадий МОСКАЛЬ: «Тем, кто хотел свести со мной счеты, я сказал: «Спешите, ибо можете не успеть - желающих меня убить много». Впрочем, кто бы мне ни угрожал, ничем это не заканчивается -

В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» Москаль рассказал, почему конфликтует с главой фискальной службы Романом Насировым, зачем публикует компромат на Виктора Ющенко, за что критикует добровольцев и реформу силовых структур, а также о том, почему Украина проигрывает сражение за Крым

Кто даму ужинает, тот ее и танцует

Знакомые жаловались мне, что чиновничьи решения помешали кому-то из них доснять фильм, кого-то лишили денег на издание книги, кому-то недофинансировали газету. Это при том, что сегодня процентов 60 населения вообще не покупает книг, а четыре человека из 10 не читают никакой печатной продукции.

Здравствуйте, я ваша тетя!

Известный украинский художник Сергей Поярков в статье для «Обозревателя» дает оценку публичным выступлениям Надежды Савченко после того, как она вернулась в Украину.

Глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел ЖЕБРИВСКИЙ: «Хочу сказать ОБСЕ: водку жрать с террористами - это одно, а обеспечить безопасность людей на выборах - другое»

В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» украинский политик рассказал, почему считает невозможным проведение выборов на Донбассе, сколько денег собирается потратить на восстановление области, как помогают региону донецкие олигархи, что будет с убыточными шахтами и русскоязычными школами

Экс-глава Луганской военно-гражданской администрации Георгий ТУКА: «У России есть сценарий, в соответствии с которым «ЛНР» и «ДНР» обратятся в Госдуму с просьбой о признании, та согласится, и начнется крупномасштабная война»

В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» активист Евромайдана и волонтер, а ныне заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий рассказал, к каким последствиям привела необдуманная политика на Донбассе и почему Луганская область интегрируется в Украину быстрее Донецкой

В плену самогипноза

В процессе преподавания мне приходилось выслушивать студентов, которые очень убежденно и подробно доказывали, что на самом деле все знают, — просто не могут сказать. Первое время я садился с таким студентом у себя в кабинете и терпеливо слушал его размышления, но, увы, скоро выяснял, что дело все-таки не в умении излагать, а в незнании.

Дмитрий БЫКОВ: «А вы нам запретите лирику, когда вам надоест, - тогда мы перейдем на мимику, мы перейдем на жест!»

Известный поэт, писатель и публицист сочинил специально для «Новой газеты» стихотворение, в котором рассуждает о тонкостях взаимоотношений народа и власти

Родина и государство

Рассуждения о высоких материях — дело привычное для нас с вами, еще одна объединяющая примета. Я никогда не слышал, чтобы американцы, к примеру, столько рассуждали или злословили о своем отечестве, смысле его существования и его руководителях, как послесоветские граждане.

Секретарь Киевсовета Владимир ПРОКОПИВ: «Не могу найти в аппарат нормальных людей - профессионалы из-за низких зарплат идти не хотят»

Американка украинского происхождения певица Kristina V: «В диаспоре давно ждут украинских реформ, правильных решений и окончания войны на востоке, но вместо этого - Панама-гейт, грызня за кресла, круговая порука...»

Начинающая артистка из Нью-Йорка рассказала «Бульвару Гордона», почему решила делать карьеру в Украине и что украинцам следует позаимствовать у американцев

Секретарь Киевсовета Владимир ПРОКОПИВ: «Не могу найти в аппарат нормальных людей - профессионалы из-за низких зарплат идти не отят»

В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» секретарь Киевсовета рассказал, как киевляне помогают властям решать городские проблемы, объяснил, когда инвесторы начнут вкладывать деньги в столичные проекты и какие сферы их больше привлекают, что будет с компанией «Киевэнерго», а также о том, какие задачи ставит перед собой руководство города на ближайшие три года

Мясорубки эпохи

Недавно, разговаривая с известным парламентским деятелем, мы одно-временно упомя-нули пре-ступного авто-ритета — мно-гие темы сегодня трудно обсудить без разговора о коррупции, организованной преступности и других подробностях жизни, ставших обыденными.

Лучшее

От зрады до перемоги: как не позволить политике в Facebook испортить вам сон и аппетит?

Колумнист интернет-издания «ГОРДОН» подготовил четыре правила здорового сетевого серфинга, следуя которым вы сможете стать настоящим интернет-гуру: сохраните лицо в спорах, научитесь отличать реальных пользователей от проплаченных ботов и избежите «похмелья» после просмотра френдленты.

Экс-разведчик КГБ сокурсник Путина Юрий ШВЕЦ: «Если выяснится, что Кремль отравил Хиллари Клинтон, это, по сути, война между США и Россией»

Кандидат в президенты США Хиллари Клинтон из-за болезни прервала предвыборную кампанию на неопределенный срок. Истоки внезапного недомогания кандидата от демократов могут привести в Кремль, тем более президент РФ Владимир Путин прекрасно понимает: в случае победы Клинтон «Вове хана», заявил в интервью интернет-изданию «ГОРДОН» бывший советский разведчик, а ныне американский финансовый аналитик.

Лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: «От смерти меня, дочь советского офицера, настоятельница женского монастыря в Ивано-Франковске спасла»

Известная белорусская писательница рассказала о своих украинских корнях, о том, как создавался ее знаменитый цикл «Голоса утопии», о собачьей привязанности каждого человека к своему времени и как ей живется после получения главной литературной премии мира.

Глава Фонда Александра Литвиненко публицист Александр ГОЛЬДФАРБ: «Политики и военные США прямо говорят: «Мы бы дали Украине оружие, но где гарантии, что его не продадут налево?»

Любовь Запада к Украине обусловлена в первую очередь действиями России. Но сейчас будущее Украины зависит от нее самой, потому что у тех, кто против предоставления стране летального оружия, есть объективная логика: они боятся, что американскую военную помощь разворуют, заявил в интервью интернет-изданию «ГОРДОН» общественный деятель, более 35 лет живущий в США.

Исполняющая обязанности замглавы Нацбанка Украины Екатерина РОЖКОВА: «Пик инфляции мы пережили - это было страшное время. Теперь необходимы реформы»

В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» украинская финансистка рассказала, из-за чего в 2014 году резко обесценилась гривна, в чем причины обрушения банковской системы Украины, почему до сих пор никто не наказан за доведение до банкротства и что делает НБУ, чтобы клиенты были максимально защищены.

Бывший сокурсник Владимира Путина американский финансовый аналитик Юрий ШВЕЦ: «Хиллари зажмет мягкое подбрюшье Вовы железными тисками, и 86 процентов россиян с тоской вспомнят, как хорошо им жилось при Обаме»

Усилия Кремля, направленные на то, чтобы президентом США стал Дональд Трамп, приведут к победе Хиллари Клинтон, чего смертельно боится утин. Хиллари с ним заигрывать не станет и вряд ли забудет, как Вова рылся в ее «грязных мейлах», — заявил в интервью интернет-изданию «ГОРДОН» бывший советский разведчик, сокурсник Путина по Институту внешней разведки имени Андропова, а сейчас американский финансовый аналитик.

В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» правнучка Хрущева, старший научный сотрудник Института мировой политики рассказала, чем нынешние выборы в США отличаются от всех предыдущих, почему высока вероятность победы Хиллари Клинтон и чем это выгодно Украине, как Владимир Путин выстраивает новую мировую коалицию автократов и почему он, скорее, будет играть на военной площадке в Украине, а не в соседних Беларуси и Молдове

Прикрываясь журналистским удостоверением, известный телеведущий и редактор фактически является главарем организованной преступной группировки. Специализация которой - мошенничество. Многомиллионное состояние семьи Гордона сколочено на горе десятков тысяч обманутых им украинцев.

О том, как это происходит - в ближайшие дни. А сегодня...

В «Аргумент» за помощью обратилась группа народных целителей.

«С открытым письмом к вам обращается группа людей, которые на протяжении 5 - 18 лет были сотрудниками Центра народной медицины «Доля» (адрес: г. Киев, ул. Введенская, 26. оф.1). Дмитрий Гордон - редактор еженедельника «Бульвар Гордона» (адрес г. Киев, ул. Введенская, 26. оф.1) - негласный владелец этого центра.

Работники ЦНМ «Доля» - целители, знахари, гадалки, ясновидящие, парапсихологи, а также реализаторы «Шилентин», КСД, пирамиды Ю Шинсе и другие.

В 2008 - 2009 годах, принципиально разойдясь с политикой масштабного обмана обращающихся за помощью в ЦНМ «Доля» граждан, насаждаемой Дмитрием Гордоном, мы прекратили с ним всякое сотрудничество. После чего получили все необходимые для частной практики документы и стали работать самостоятельно. С этого времени Д.Гордон перепробовал на нас множество грязных, агрессивных методов недобросовестной конкурентной борьбы, запугивания и угроз.

Мы не просим вас защищать наши бизнес-интересы или быть арбитрами в этом скандале. Мы просим донести до людей правду и рассказать, «кто есть кто».

Поскольку Дмитрий Гордон всячески отрицает свою причастность к ЦНМ «Доля» и делает все возможное, чтобы сограждане воспринимали его исключительно как редактора, журналиста и телеведущего, мы считаем необходимым, чтобы ваше профессиональное сообщество было проинформировано об истинных причинах и мотивах поступков этого глубоко непорядочного человека. Который злоупотребляет правами и удостоверениями журналиста.

С начала 2011 года в городе Киеве, Херсоне, Львове, Николаеве, Днепропетровске, Одессе, Ивано-Франковске, Донецке, Макеевке, Черкассах, Запорожье, Алчевске, Луганске перед входом в офисы, в которых нами ведется прием клиентов, появились люди, имеющие при себе удостоверения журналистов «Бульвара Гордона» (иногда это наши бывшие коллеги по ЦНМ «Доля»). У них есть сопроводительное письмо от главного редактора на проведение якобы «журналистского расследования» и опроса граждан о деятельности гадалок, целителей, знахарей и т.д.

То, что Дмитрий Гордон, более 20 лет зарабатывающий сверхприбыли в этом бизнесе, решил «расследовать» и «разоблачать» именно этот вид деятельности, лучше всего демонстрирует двуличие, лживость, цинизм этого человека. И попытку с помощью СМИ манипулировать общественным мнением.

Мы можем предоставить достаточное количество видео, аудио, фото материалов, письменные заявления граждан, свидетельства сотрудников офисов и правоохранительных органов, чтобы доказать, что на самом деле единственное, чем занимаются эти псевдо-«журналисты» - препятствуют нам вести предпринимательскую деятельность.

Удостоверения журналистов Гордону и его подчиненным нужно исключительно для того, чтобы, прикрываясь ими, находиться у наших офисов. Якобы с целью «задать вопрос» подходить к нашим клиентам, оговаривать нас, клеветать, давать людям ложную информацию, называть «мошенниками» и «шарлатанами», отговаривать людей идти к нам на приём. И, в большинстве случаев, направлять людей к своим целителям, которые работают под вывеской «ЦНМ «Доля».

Для нас очевиден ответ на вопрос, почему «криминальное журналистское расследование» касается только тех, кто ушел от Гордона и не захотел ему платить поборы?

Почему, пока мы работали на Гордона, были «великими», «легендарными», «знаменитыми», а когда ушли - стали для него «мошенниками», «шарлатанами», «аферистами»?

В ЦНМ «Доля» работает более 50 целителей, ясновидящих и провидцев, по 2-3 человека в каждом городе Украины. Зачем же тратиться на «раскрытие преступной деятельности», гоняясь за нами по всей Украине, если «Бульвар Гордона» и «Доля» находятся в одном помещении?

Почему «расследование» не коснулось гадалки Виты, контактёра Петра и ясновидящей Наины, родной сестры жены Гордона, широко рекламируемых «Бульваром»?

В газете «Бульвар Гордона» №44 (340), за ноябрь 2011 года вышла «разоблачительная» статья, плод 11-месячного «журналистского расследования». Оскорбительная статья с очень непристойными выражениями в наш адрес. Но люди с удостоверениями журналистов газеты «Бульвар Гордона» по-прежнему стоят у нас под офисами, буквально отлавливают наших клиентов, отговаривают идти на приём к нам, обзывают нас мошенниками. И по-прежнему направляют к своим гадалкам.

Вызывает недоумение и возмущение факт, что в то время, когда многие журналисты отстаивают свободу слова и противодействуют цензуре, Дмитрий Гордон, уверенный в своей безнаказанности, пользуется их достижениями для сведения личных счетов и приумножения своего личного благосостояния.

(Всего 7 подписей)

О том, как псевдо-журналисты Дмитрия Гордона блокируют работу «раскольников» на ниве целительства, можно посмотреть на этом видео:

«Аргумент» приступает к разработке ОПГ Гордона. Будем благодарны за любую информацию, документы, фото и видео, разоблачающие мошенника и возглавляемое им преступное сообщество.

Продолжение следует.