Сын купидона. Эрос - бог любви. Юэ Лао, китайская мифология

Возможно, стандарты красоты за века и изменились, но все люди до сих пор подвержены вполне объяснимому с точки зрения биологии стремлению - производить потомство. Следовательно, для людей чрезвычайно важны любовь и сексуальное влечение, что в итоге оказало влияние на божеств из разных пантеонов. Это неудивительно, так как наши боги - это отражение нас самих.

1. Шочикецаль, мифология ацтеков

Имя Шочикецаль в переводе с языка науатль означает «Драгоценный легчайший цветок» - подходящее имя для ацтекской богини любви. Она покровительствует и другим аспектам жизни - цветам, беременности и проституткам, что делает её одним из самых популярных божеств ацтекского пантеона. Праздник в её честь, на котором почитатели надевали маски животных, устраивался каждые восемь лет. Из-за своей связи с браком Шочикецаль считается женой бога дождя Тлалока.

В отличие от большинства ацтекских богинь плодородия, Шочикецаль обычно изображается, как красивая молодая женщина, что становится причиной вражды с другими богами пантеона. Хотя она замужем за Тлалоком, однажды её похитил Тецкатлипока, бог ночи, и заставил выйти замуж за него, после чего она и взошла на престол богини любви. От другого своего мужа она родила Кетцалькоатля - пернатого бога-змея.

2. Клиодна, ирландская мифология

Клиодна - ирландская богиня, которая иногда изображается, как баньши или даже королева баньши (или фей, в зависимости от трактовки мифов и перевода). Тем не менее, она так же и богиня любви, возможно, потому, что считалась самой красивой женщиной в мире.

В отличие от многих других связанных с любовью божеств, Клиодна хранила целомудрие, пока не встретила смертного мужчину Киабана (Ciabahn) - по счастливой случайности он оказался самым красивым мужчиной из всех, кто когда-либо жил на Земле. Клиодна полюбила его так сильно, что покинула ради него Тир Тэйрнгир (Tir Tairngire), землю богов.

Но другие ирландские божества заключили союз, чтобы вернуть её, когда узнали о случившемся. Когда Киабан был в отъезде, Клиодну убаюкала музыка менестреля на морском берегу, и богиню унесли волны. С тех пор волны в той области называют волнами Клиодны. У легенды два окончания - очень несчастливое и не очень счастливое в зависимости от источника: Клиодна или утонула в море, или вернулась обратно в Тир Тэйрнгир.

3. Ту Эр Шен, китайская мифология

Относительно небольшое божество из китайского пантеона Ту Эр Шен, также известный под именем Ху Тяньбао, был когда-то смертным и лишь потом стал божеством гомосексуальной любви и брака.

Тяньбао, родившийся во время правления династии Цин, увлёкся чиновником из местного самоуправления и начал шпионить за ним через отверстие в стене его ванной. В итоге его обнаружили и избили до смерти. Боги, полные сочувствия к неразделённой любви, сжалились над ним и воскресили, сделав попутно божеством гомосексуальных отношений.

Кролики в Китае считаются символом гомосексуальной эротики - возможно, потому что «кроликами» часто называют гомосексуалистов, и Ту Эр Шен на многих посвящённых ему святынях изображается, как кролик. К сожалению, во многих местах, где ему поклоняются, гомосексуализм остаётся уголовно наказуемым преступлением.

4. Хатор, египетская мифология

Хатор - одна из самых почитаемых и древнейших египетских богинь, первые упоминания о ней появляются ещё во времена второй династии фараонов (около 2890–2686-х годо в. до н. э.) или даже раньше. Хатор почитали так долго, потому что она была покровительницей многих сторон жизни: любви, красоты, музыки и горнодобывающих ремёсел. Также она была частью Ока Ра - этот термин египтяне придумали для женского аналога Ра, и попеременно это звание носили разные богини, в том числе и дочь Ра, Хатор.

Найденная в гробнице фараона Тутанхамона история об «уничтожении человечества» рассказывает о времени, когда Хатор по настоянию Ра превратилась в богиню войны Сехмет, чтобы наказать людей за грехи. Когда кровожадная богиня вышла из-под контроля, Ра попытался остановить дочь, но безуспешно. К счастью, Ра удалось опоить её вином прежде, чем она убила последнего человека на Земле.

Очнулась она уже как Хатхор, полностью забыв о том, что сделала, и вернулась к нормальной жизни. В другой истории, возможно, не менее тревожной, она танцевала для своего отца стриптиз, чтобы поднять ему настроение.

5. Эрос, греческая мифология

Греческая версия римского Купидона, Эрос был сыном Афродиты и богом желания и сексуального влечения. Как и его римский двойник, Эрос часто изображается в виде мальчика с крыльями, вооруженного луком и стрелами. Он любил свою мать, хотя часто её не слушался. Этот известный бог является одним из главных героев знаменитого мифа.

Молодую женщину по имени Психея люди начали называть прекраснейшей женщиной в мире и пророчили ей занять место Афродиты. Богиня разгневалась и послала к Психее своего сына, чтобы тот поразил её своей стрелой и заставил в качестве наказания влюбиться в самого безобразного человека на земле.

Но красота Психеи оказалась настолько неотразимой, что Эрос и Психея полюбили друг друга - желание матери бог не выполнил и забрал Психею в свои чертоги. Эрос никогда не говорил ей, кто он такой, но любопытство Психеи взяло верх, и она посмотрела на него, пока он спал. Поражённый предательством своей любимой, бог сбежал, а Психея скиталась по Земле, пока Зевс не позволил Эросу и Психее сочетаться браком.

6. Рати, индуизм

Более известная как жена Камы, бога любви, Рати в индуизме играет большую роль как богиня любви и страсти. У неё много имён, и все они говорят о её немыслимой красоте, что для богини сексуального влечения вполне естественно.

В зависимости от источника, она считается дочерью либо Дакши, либо Брахмы - в последнем случае она также стала причиной самоубийства бога, который пожелал её, а получить не смог. Рати, правда, после этого тоже покончила с собой. Но боги есть боги, так что оба быстро воскресли и вернулись к своим делам.

Но самым странным деянием Рати было то, что она затмила разум Шивы: разрушитель поклялся следовать пути аскета после смерти своей первой жены, но из-за Рати ему пришлось полюбить снова. В отместку он убил Каму, превратив его третий глаз в пепел. Позднее Рати убедила Шиву позволить ей воскресить мужа, но с условием, что для вечности Кама останется невидимым.

7. Ошун, мифология йоруба

Богиня красоты, любви и эротики Ошун очень почитаема среди западноафриканских последователей религии йоруба. Известная своей красотой, она обычно изображается, как человеческая женщина в драгоценных украшениях, а иногда как русалка.

Ошун превосходит силой всех остальных женских божеств религии йоруба и требует к себе соответствующего уважения. Когда боги впервые создавали Землю, они забыли попросить о помощи Ошун, и она сделала так, что без неё боги не смогли создать абсолютно ничего - так что обратиться за помощью к капризной богине им всё-таки пришлось.

Благодаря своей кристально чистой репутации Ошун также ассоциируется с пресной водой - чрезвычайно важным ресурсом для народов Западной Африки. Кроме того, она защищает женщин и детей во время родов и считается защитником от страшных болезней, в особенности оспы.

8. Гименей, греческая мифология

Бог брака и любви в браке Гименей не слишком известен по сравнению с другими богами греческого пантеона. В зависимости от источника, он считается сыном Аполлона и одной из Муз или Диониса и Афродиты.

Гименей вёл лёгкую жизнь и благодаря своей красоте получал всё, что хотел, пока не влюбился в деву, чьё имя не называется - но без взаимности. Когда Гименей пытался ухаживать за ней, её и ещё нескольких женщин похитили пираты. Бог оказался среди похищенных девушек - из-за красоты пираты приняли его за женщину, в некоторых версиях мифа говорится даже, что у бога была девственная плева.

Так или иначе, Гименей оказался на том корабле, убил пиратов, спас девушек и убедил любимую выйти за него замуж. Их брак был настолько успешным, что стал тем идеалом, к которому стремилась каждая греческая пара, а имя Гименея было включено в свадебные песнопения, чтобы на молодожёнов пало его благословение.

9. Юэ Лао, китайская мифология

Юэ Лао, иначе известный как «Человек под луной», - популярная фигура в китайской мифологии, так как он является свахой и свидетелем гетеросексуальных браков. Юэ Лао часто рассматривается как доброжелательное божество и владелец красных нитей судьбы, соединяющих сердца двух людей посредством брака.

Самая известная история с участием Юэ Лао - это история человека по имени Вэй Гу, искавшего себе жену. После нескольких лет неудачных поисков Вэй Гу наткнулся на Юэ Лао, когда тот читал книгу браков. Вэй Гу вынудил бога показать ему его будущую жену и увидел старуху с маленьких ребёнком, живущую в нищете. Испугавшись, что эта девочка-нищенка и станет его женой, Вэй Гу приказал своему слуге убить младенца.

Но девочка выжила и даже избежала серьёзной травмы, а через много лет Вэй Гу нашёл себе подходящую невесту и заметил шрам на её лбу. Она рассказала ему, что когда была ребёнком, некто попытался убить её, и Вэй Гу с ужасом понял, что сам её чуть не погубил жену. Вероятно, он ей об этом так и не сказал - некоторые секреты лучше не выдавать.

10. Фрейя, скандинавская мифология

У Фрейи в скандинавской мифологии было несколько предназначений. Она была богиней любви и королевой Фолькванга - похожего на Валгаллу места, куда после смерти попадает половина тех, кто погиб в бою. Но у Фрейи есть и другая, злая, чёрная сторона, связанная с ревностью, жадностью и дурными делами. Помимо прочего, считается, что именно она дала людям знание о колдовстве, которое у скандинавов считается злом.

Часто она конфликтовала с Локи, то и дело пытавшимся мучить богиню или выкрасть некоторые её волшебные вещи, в том числе её знаменитое ожерелье Брисингамен, которое в итоге досталось Хеймдаллю. Фрейя постоянно бродила по земле в поисках своего бесследно исчезнувшего мужа, время от времени плача золотыми слезами. Путешествовала Фрейя на удивительной повозке - в её колесницу были запряжены кошки.

Не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты , богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр . Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп . Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

Пигмалион

Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей. Так дала она счастье и Пигмалиону, великому кипрскому художнику. Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая, стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит, казалось, что вот-вот она двинется, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил, наконец, созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками цветов. Как часто шептал Пигмалион:

О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои речи, о, как был бы я счастлив!

Но статуя была нема.

Наступили дни празднества в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с вызолоченными рогами; он простер к богине руки и с молитвой прошептал:

О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы можете дать все молящему, то дайте мне жену, столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим.

Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, он боялся прогневать такой просьбой богов-олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня как бы давала понять Пигмалиону, что боги услышала его мольбу.

Вернулся художник домой. Он подошел к статуе, и, о, счастье, о, радость: статуя ожила! Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Так дала богиня Афродита красавицу-жену Пигмалиону.

Нарцисс

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

Но кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви.

Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его нимфа Эхо . Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их последние слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца-юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс огляделся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул:

Эй, кто здесь?

Здесь! - раздался громкий ответ Эхо.

Иди сюда! - крикнул Нарцисс.

Сюда! - ответила Эхо.

С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул:

Сюда, скорей ко мне!

И радостно откликнулась Эхо.

Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу.

Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа, Она страдает от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас несчастная Эхо.

А Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюбленным. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала несчастными его гордость. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула:

Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек, которого ты полюбишь!

Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не касались вод этого ручья ни пастух, ни горные козы, ни разу не падала в ручей сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных цветов. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в ней все вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и стройные кипарисы, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную, прозрачную воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс, простирая руки к своему отражению:

О, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только полоска воды, и все же не можем быть с тобой вместе. Выйди же из ручья!

Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде. Вдруг страшная мысль пришла в голову, и тихо шепчет он своему отражению, наклоняясь к самой воде:

О, горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Ведь ты - я сам! Я люблю самого себя. Я чувствую, что немного осталось мне жить. Едва расцветши, увяну я и сойду в мрачное царство теней. Смерть не страшит меня; смерть принесет конец мукам любви.

Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают его слезы в прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды пошли круги и пропало прекрасное изображение. Со страхом воскликнул Нарцисс:

О, где ты! Вернись! Останься! Не покидай меня. Ведь это жестоко. О, дай хоть смотреть на тебя!

Но вот опять спокойна вода, опять появилось отражение, опять не отрываясь смотрит на него Нарцисс. Тает он, как роса на цветах в лучах горячею солнца. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит его; страдания Нарцисса болью сжимают ей сердце.

О, горе! - восклицает Нарцисс.

О, горе! - отвечает Эхо.

Прощай!

И еще тише чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:

Прощай!

Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок - цветок смерти; Нарцисс зовут его.

Адонис

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

Но богиня любви, так покаравшая Нарцисса, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса. Никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее даже светлого Олимпа. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде. Забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте. Под палящими лучами и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоту на грозных львов и кабанов. У Адониса просила она избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. Редка покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.

Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во время охоты напали на след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его. Адонис радовался такой богатой добыче; он не предчувствовал, что это его последняя охота. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Адонис уже готовится пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны.

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты. Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис.

Эрот (Эрос) — в греческом мифологии бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Согласно Гесиоду является одним из пяти богов, рожденных Хаосом (Теогония, 116-122). Согласно изложения мифографа 5-го века до н. э. Акусилая, Эрот был внуком Хаоса, рожденным его детьми Никтой и Эребом.

Традиция греческой классической поэзии представляет Эрота сыном (Еврипид, Ипполит, 533), порождением Ириды и Зефира (Алкей, Фрагменты, 80). В позднейших преданиях Эрот обыкновенно называется сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты «златокрылого» бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому и капризному Эросу эллинистической поэзии.

Он стал, как отмечено у Аполлония Родосского, прекрасным своенравным и жестокосердным мальчиком, полным хитрости и лукавства, жестоким мучителем богов и людей. Он повсюду летает на своих золотых крыльях, бездумно пуская стрелы, возбуждающие любовь не только между мужчиной и женщиной, но и однополую. Эрот господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время - с цветком и лирой, позднее - со стрелами любви или пылающим факелом.

Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической школы - Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота, находившаяся в Мегарах; Пракситель изваял Эрота для мизийского города Пария при Геллеспонте и - шедевр греческой скульптуры - для Феспий, где находилась также статуя Эрота работы Лисиппа.

Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через каждые четыре года устраивались в честь Эрота празднества - Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявший юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где его статуи ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла (Павсаний, IX 27, 1-3). Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву; лучший фиванский отряд воинов имел в Эроте своего покровителя и вдохновителя; самийцы посвятили Эроту гимназий и праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображала Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга.

Позднейшему времени принадлежит возникновение симбиоза Эрота и Психеи (Любви и плененной ею Души). Похожее символическо-аллегорическое изображение Эрота дается Апулеем в его сочинении «Метаморфозы».

Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, дается Платоном. У него Эрот является сыном Бедности и Богатства, зачатым в день рождения Афродиты и получившим в наследство от родителей жажду обладания, тягу к странствиям, стойкость и отвагу. В римской мифологии Эроту соответствуют римские боги Амур и Купидон.

ЭРОС, БОГ ВСЕПОБЕЖДАЮЩИЙ
(Отрывок из трагедии «Антигона» — Софокл)

Эрос, бог всепобеждающий,
Бог любви, ты над великими
Торжествуешь, а потом,
Убаюканный, покоишься
На ланитах девы дремлющей,
Пролетаешь чрез моря,
Входишь в хижину убогую.
Ни единый в смертном племени,
Ни единый из богов,
Смерти чуждых, не спасается,
Но страдают и безумствуют,
Побежденные тобой.

* * *
Миф ЭРОС и ПСИХЕЯ

Как-то Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки по имени Психея. Богиня, охваченная ревностью, повелела сыну пронзить сердце девушки золотой стрелой, чтобы та влюбилась в самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился исполнить желание матери, но, увидев Психею, сам влюбился в неё.

Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно прилетал к ней, правда, только по ночам и в темноте, при этом предупредив свою возлюбленную о том, что она не должна вносить огонь в спальню и видеть его без покрова ночи.

Психея полюбила Эроса, несмотря на то, что даже не видела его. Однако, ревнивые сёстры всячески пытались убедить девушку, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Так потихоньку они привели её к мысли об убийстве своего мужа.

В одну роковую ночь любопытство и страх взяли верх, и Психея решила спрятать у себя в спальне масляную лампу вместе с ножом. Когда Эрос заснул, она зажгла огонь в светильнике, готовясь увидеть монстра, но вместо этого увидела необыкновенно красивого юношу, спящего на её кровати.

При виде его красоты Психею охватила трепетная дрожь — так, что несколько капель раскалённого масла со светильника попали на его кожу. Эрос проснулся от боли и заметил нож в руках любимой. Увидев такое предательство, он сразу улетел… Психея же в отчаянии отправилась искать своего возлюбленного по всему свету.

Эрос вернулся к своей матери, которая излечила его раны, но вконец измучила бедную Психею. После нескольких трудных заданий Афродита приказала Психее спуститься в Нижний Мир, чтобы взять у Персефоны шкатулку с частицей её красоты. Психея и не ведала о намерениях богини, которая надеялась на то, что девушка просто не выдержит столь опасного пути. Однако, несмотря ни на что, ей удалось достичь цели, благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счёты с жизнью. Получив шкатулку у Персефоны, Психея открыла её в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погрузилась в глубокий сон, подобный смерти.

Эрос, уже исцелившийся от ран, затосковал по своей возлюбленной и стал повсюду её искать. Найдя Психею, он разбудил её уколом своей стрелы и сразу улетел к Зевсу, чтобы попросить Отца людей и богов встать на его сторону в споре с рассерженной Афродитой. В конце концов, Афродиту удалось умиротворить, и Зевс, благословив Психею и Эроса, превратил девушку в богиню, подарив ей бессмертность.

В греческой мифологии, Эрос, был исконным богом вожделения, любви, и общения; ему также поклонялись как божеству изобилия. В некоторых мифах он был сыном богини Афродиты. Как Дионис, он иногда упоминался как Eleutherios, освободитель. Его римским эквивалентом был Купидон, желание. также известный как Амур, любовь.

Согласно традиции, Эрос был преимущественно патроном мужской любви, в то время как Афродита управляла любовью между мужчинами и женщинами. Его статуя могла быть найдена в палестрах или в школах борьбы, одном из основных мест встречи мужчин, чтобы связаться с их возлюбленными, и именно ему Спартанцы приносили жертвоприношения перед сражением. Мелеагер делает запись об этой роли в стихотворении, сохраненном в греческой Антологии: кипрская королева, женщина, швыряет огонь, который разжигает страсть у мужчин к женщинам; но сам Эрос колеблет страсть к мужчинам.

Всюду по традициям греков есть две стороны к концепции Эроса: в первой он - первобытное божество, которое воплощает не только силу эротической любви, но также и творческое побуждение природы, родившегося первым Света, который ответственен за то, чтобы возникать и порядок всех вещей в космосе. В Теогонии Гесиод, в самом известном греческом мифе о создании, Эрос возникал от исконного Хаоса вместе с Геей, Землей, и Тартаром, подземным миром; согласно пьесе Аристофана Птицы, он рождается из яйца, положенного ночью Темнотой. В других мифах и источниках ему поклонялись как протогену первенцу.

Поочередно, позже в древние времена, Эрос был сыном Афродиты и Аресаили Поруса и Пении, или иногда Айрис и Зефира; этот Эрос был компаньоном Афродиты, используя исконную силу любви и направляя ее на смертных. В некоторых мифах он изображается как являющийся игривым, часто доставляющим неприятность богам и смертным; в других источниках, он использует власть, которой он владеет, иногда отказываясь от просьб своей матери и других богов, чтобы вмешаться в ход жизней некоторых смертных. В некоторых версиях у него были братья по имени Антерос (Anteros), воплощение вознагражденной любви, и Гимерий (Himerus).

В искусстве Эрос обычно изображался как нагой крылатый мальчик или младенец (хотя это связано больше с Купидоном от римской религии; у греков он изображался молодым человеком или подростком), с его луком и стрелами в руке. У него было два вида стрел: каждая была золотой с перьями голубя, которые вызывали мгновенную любовь; другие были с перьями совы, которые вызвали безразличие. Поэт Сапфо (Sappho) описал его как сладостно-горький и жестокий к своим жертвам; он был также недобросовестным, вредным и харизматическим. В его древней идентификации с протогеном и фанесом он был представлен как бык, змея, лев, и с головами быков. Его иногда показывают слепым или ослепленным.

Культ Эроса был необычно в ранней Греции, но, в конечном счете, стал широко распространенным. В современные времена Эроса соблюдают в День Эроса, праздник, который празднует любовь и человеческую сексуальность 22 января, день, когда астероид 433 Эрос является самым близким к Земле.

Источники: www.filmivip.ru, films.imhonet.ru, pagandom.ru, forum.oculus.ru, www.gervic.ru

Сварожичи

Мантикора – крылатый лев с лицом человека

Мифические народы

Купец Садко

Петр Яковлевич Чаадаев

Чаадаев Петр Яковлевич, российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в...

Метод превращения женщины - до и после

Многие салоны красоты, модные журналы, телевизионные каналы взяли на вооружение идею превращения «до и после» - толстушки в стройную...

Пленочный теплый пол

Человек всегда и во всем старается стремиться к максимально возможному комфорту и уюту. Именно благодаря этой особенности была придумана...

Температура в космическом пространстве

К космическому пространству неприменимо понятие температуры в нашем обычном понимании; там ее просто нет. Здесь имеется в виду термодинамическое ее...

Низкокалорийная диета

Родиной данного вида диеты является Германия. Основной принцип заключается в том, что необходимо в течение недели употреблять в пищу только...

Архитектура в Романском стиле

Художественный стиль, господствовавший в Европе в X-XII веках, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно...