Современный таджикистан как живут. Мои впечатления о таджикистане. Особенности национальной физиологии

Цитирую Камила:

Ничего не могу сказать насчет красоты что тут описано выше, но в Узбекистане многие звезды ТВ шоу, актеры и певцы не узбеки, ровно также как и само население в основном состоит не из узбеков. Приведу некоторые примеры: певица Юлдуз Усманова - по нации уйгурка, певица Райхон - по нации уйгурка, певица Шахзода - по нации каракалпачка, певица Лола Ахмедова - таджичка родом из Денау, Сурхандарьинская область, певица Насиба Абдуллаева - по нации иранка, родилась в Самарканде, певец Самандар Хамрокулов - зеленоглазый таджик из Намангана, актеры Мурод Раджабов и его сын Адиз Раджабов - бухарские таджики итд, список можно продолжать до бесконечности. Все эти перечисленные господа прописанны узбеками по паспорту. Далее не надо путать сартов с узбеками, может какая то часть сартов перемешалась с узбеками, но некоторая часть нет. И потом сарты с узбеками никогда единым народом не были, их объединили лишь в Советскую эпоху. Эти два народа всегда воевали между ссобой и между ними смешанные браки были очень редки, так как сарты - это оседлые жители Ферганы, Ташкента итд. а вот узбеки - это потомки Дашти-кипчакского хана.

ТОМЪ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ
ТУРКЕСТАНСКIЙ КРАЙ

составилъ
князъ В. И. Масальскiй
С.- ПЕТЕРБУРГЪ.
1913.

Въ Хивинскомъ ханстве узбековъ насчитывается около 336.000 душъ (64,7% всего населенiя), а въ Бухарскомъ – вероятно не менее 900.000-1.000.000. Такимъ образомъ, общее число узбековъ въ Туркестане достигаетъ не менее 2.000.000 душъ обоего пола, при чемъ они составляютъ главную массу населенiя въ Самаркандской области и въ некоторыхъ местностяхъ областей Сыръдарьинской и Ферганской, а также въ Хивинскомъ и Бухарскомъ ханствахъ, где, кроме того, они являются и господствующей народностью.

Таджики, составляют около 7% жителей русскихъ областей Туркестана, являются потомками древняго арiйскаго населенiя страны, вышедшаго изъ Ирана и занявшаго южную часть Средней Азiи во времена доисторическiя. Населенiе это, переживъ въ течетiе длинной вереницы вековъ рядъ нашествiй, войнъ и кровавыхъ смутъ, въ особенности тяжело отразившихся на немъ при господстве тюрко-монголовъ, частью смешалось съ завоевателями, частью же, подъ напоромъ последнихъ, было оттеснено въ гористую часть Туркестана и тамъ сохранило, въ большей или меньшей чистоте, свои племенныя черты. Въ настоящее время таджики населяютъ главнымъ образомъ южную горную часть страны; по даннымъ переписи 1897 г. ихъ насчитывалось: въ Ферганской области-114.081 душа обоего пола (7,25% всего населенiя области), въ Самаркандской области – 230.384 (26,78%) и въ Сыръ-дарьинской области – 5.557 душъ (около 0,40%). Въ Ферганской области таджики живутъ главнымъ образомъ въ Скобелевскомъ (Маргеланскомъ), Кокандскомъ и Наманганскомъ уездахъ, въ Самаркандской – въ Самаркандскомъ, Ходжентскомъ и Катта-курганскомъ уездахъ, а въ Сыръдарьинской-въ Ташкентскомъ уезде. Въ Закаспiйской области таджиковъ вовсе нетъ, а въ Семиреченской ихъ зарегистрировано всего 264 человекъ. Такимъ образомъ, общая численность таджиковъ въ русскихъ областяхъ края составляла, по даннымъ переписи, 350.286 человекъ, т. е. 6,63% всего населенiя. Въ Хивинскомъ ханстве таджиковъ вовсе нетъ, въ Бухаре же они составляютъ главную массу населенiя горныхъ частей ханства – Каратегина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана и другихъ областей верхняго течешя Аму-дарьи, а также отчасти бекствъ – Кулябскаго и Вальджуанскаго. Точныхъ сведенiй о численности таджиковъ въ Бухаре не имеется; по однимъ даннымъ они составляютъ около 30% всего населенiя, по другимъ, невидимому более достовернымъ, таджиковъ въ ханстве имеется не более 350-400 тысячъ; если принять последнюю цифру, то численность таджиковъ во всей Средней Азiи составляла ко времени переписи около 750.000 т. е. около 9% всего ея населенiя.

Отуреченiе таджиковъ, происходившее въ теченiе ряда вековъ, продолжается и въ настоящее время, проявляясь съ особой силой въ городахъ или же тамъ, где остатки таджиковъ разбросаны островками среди тюркскаго населенiя. Въ особенности заметно это явленiе въ Ташкентскомъ уезде, где во многихъ селенiяхъ таджики подверглись сильной сартизацiи, полузабыли свой языкъ и въ близкомъ будущемъ совершенно сольются съ сартами. Сарты довольны такимъ превращенiемъ, радуясь, что “рабъ, не знавшiй прежде человеческаго (сартовскаго) языка, теперь становится тюркомъ”, что же касается таджиковъ, то они относятся къ своей сартизацiи довольно равнодушно и даже, пожалуй, идутъ ей навстречу, такъ какъ, ставъ сартами, они избавляются отъ позорной клички раба (кулъ), данной имъ тюрками.

Сарты говорятъ на джагатайскомъ наречiи, отличающемся отъ узбекскаго и известномъ подъ названiемъ сарть-тiли.

За 20 лет регулярного миграционного потока в Россию граждане Республики Таджикистан вошли в ТОП-5 иностранных рабочих, о которых знают в РФ, которых нанимают в РФ, а также ценят и приглашают. О таджикистанцах в российских регионах ведется множество статистик, но одна остается неизменной и фундаментальной, а именно: ранее ФМС - ныне МВД ведет учет количества прибывших в Россию граждан Таджикистана. Тех, кто указывает в миграционной карте целью визита «Работу», заносят в специальный реестр. Позже эти гости России могут получить патент для законной работы и трудоустроиться по профессии.

Статистика по количеству прибывших в Россию таджикистанцев в 2017-ом году остается на высоком уровне. Так, по последним данным в целом по РФ трудоустроено чуть более 800 тыс. граждан Республики Таджикистан.

Работа и зарплата таджикистанцев в РФ

Одной из самых популярных вакансий среди граждан РТ в российских городах и селах по-прежнему остается строитель. Таджикистанцы уже давно зарекомендовали себя как активный рабочий класс, особенно когда речь идет о масштабном строительстве или отделочных работах. Поэтому практически на каждой большой стройке Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и в других районах можно встретить бетонщика, каменщика, маляра или отделочника из Таджикистана.

По отчету, опубликованному экономическим институтом в России, в среднем месячная заработная плата таджикистанца в РФ в 2017-ом году составляет порядка 28 тыс. рублей. Безусловно, в больших городах РФ есть много таджикистанцев, которые получают больше данной суммы. Те, кто работают в полсмены или занимается невысоко оплачиваемым трудом - естественно, получают меньше средней суммы в месяц.

Однако отметим, уважаемые таджикистанцы, что если вы живете в России и у вас есть работа, то вы можете получить заем в нашей компании. У нас есть несколько видов краткосрочных займов, один из которых Вам обязательно подойдет. Мол Булак предлагает займы без залога узбекистанцам, таджикистанцам, кыргызстанцам и гражданам РФ на выгодных условиях. Позвоните в нашу горячую линию по бесплатному телефонному номеру 8 800 555 71 71 и получите подробную консультацию на русском, узбекском, таджикском или кыргызском языке.

Источники информации

Все нормальные туристы едут в Египет и Таиланд. Там все включено, там можно лежать сутками на пляже, обжираться до отвала и упиваться вискарем из дьюти-фри. Там на экскурсию возят в кондиционированном автобусе, давая с собой подушку и пакет со жратвой.
Я - не нормальный турист. У меня свои тараканы и будьте уверены, они (тараканы) крупные и матерые. Поэтому, я поехал в Таджикистан.
О Таджикистане я знал следующее:
1. Страна, население которой - сплошь фанатичные талибы, со всеми вытекающими последствиями (экстремизм, терроризм, бесправие женщин, религиозное мракобесие).
2. Страна, где по-беспределу осудили русских летчиков и где, в принципе, «белому человеку» очень опасно и абсолютно нечего делать.
3. Страна нищих, диких и чумазых гастарбайтеров, Равшана и Джамшуда, заточенных на совершение преступлений в России (в основном изнасилований и сбыт наркотиков).
4. Страна, где героин продается на каждом углу по цене рубль за килограмм.

Здесь я попытаюсь рассказать, что я в Таджикистане увидел. Говорить буду исключительно за себя, что видел и слышал. Выводы, которые я делаю на основе увиденного я никому не навязываю.
Поскольку я нифига не Лермонтов, складного рассказа не получится. Постараюсь изложить тезисно. Итак:


О подготовке к поездке.

Вообще не готовился. Как сказано выше, про страну я ничего не знал. Решение, пришло «от фонаря» и времени на изучение вопроса не было вообще - работа мешала. В Интернете про Таджикистан написано очень мало. На нескольких сайтах турфирм есть краткое описание достопримечательностей, историческая справка и тому подобная лабуда, не имеющая практического значения. Отзывы побывавших я прочитал уже после возвращения.
Но если живешь в Московской области, найти более-менее знакомого таджика проблем не составляет. У кого-то таджики дачу строили, кому-то ремонт делали, у кого-то на фирме работают легально или нелегально. Такой знакомый враз отыскался. Али, так его звали, около 7 лет жил по соседству, его знал я сам и другие мои знакомые. Я попросил его помочь с поиском ночлега и регистрацией в Таджикистане, за адекватную компенсацию потраченного времени. Он дал мне телефон брата, который согласился в этом помочь. Решив этот вопрос, я взял билеты, накидал в рюкзак одежды на четыре дня, с учетом местной погоды (с сайта) и поехал в Домодедово, в шутку, сказав Али, что он остается заложником до моего возвращения
Билеты были взяты на самолет компании «Таджик Эйр», что само по себе звучало жутковато. В воображении всплывал этакий штопаный «пепелац», летающий на честном слове и одном крыле. На регистрации я был единственным русским, кто летит этим рейсом. Когда наконец-то я прорвался через толпу к стойке, сотрудница аэропорта вытаращила в недоумении на меня глаза и спросила, что-то вроде «а ты то какого хрена туда собрался». Ответ «туризм» ее убил еще сильнее. Нечто аналогичное произошло на паспортном контроле. После ответа на вопрос «Ваша цель поездки», мой паспорт вертелся в руках барышни-пограничника довольно долго.
Самолет, на удивление оказался свежим Боингом 737-800, очень чистым и внешне вполне заслуживающим доверия. Как выяснилось, помимо меня в Душанбе летел еще один русский мужик с женой и наш генерал-майор от авиации с семьей. Через четыре часа я был в Душанбе. Порадовало, что при приземлении никто не хлопал. Паспортный контроль я прошел быстро, а таможенного контроля вообще не было. Цель приезда никто не спрашивал, багаж не досматривали, мозг никто не плющил. На выходе меня встретили братья Али с другом.

О приеме.

Летя в Душанбе, я рассчитывал на некоторую возмездную помощь со стороны моего знакомого и ВСЁ.
Я ошибся.
Меня встретили, принимали и проводили как Гагарина.
Начиная с выхода из аэропорта, у меня забрали рюкзак, и, несмотря на мои протесты, тащили его сами до машины и от машины до дома. Потом, также в обратном порядке. С меня не попросили ни копейки денег, ни за ночлег, ни за еду, одарили подарками. Зарезали барана. Поили и кормили как на убой. На третий день я отказался от попыток, предложить заправить на свои машину, оплатить, хотя бы за себя, обед в кафешке или просто оставить денег принимавшим меня людям. В день отлета, со скандалом я все-таки добился того, что мне позволили купить на базаре сувениры за свои деньги. В итоге, за четыре с половиной дня пребывания мною было потрачено три тысячи рублей. Мог и их не тратить. Слух о том, что в колхоз приехал русский, из Москвы, разнеслась по всем улицам. Меня постоянно приглашали в гости в разные дома на обед или ужин. Если бы я обошел всех приглашавших, я бы наверняка сдох от переедания.

Где удалось побывать.

Первый и последний день мне показывали Душанбе. Остальное время я провел в Курган-Тюбе (Кургонтеппа), райцентре Вахш и колхозе Москва (ныне Куляб).

Об отношении к русским и России.

Абсолютное большинство граждан Таджикистана относится к России вообще и русским в частности ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНО. Не взирая на наше отношение к ним в России. ИМХО. Если сейчас в Таджикистане провести референдум о присоединении к Российской Федерации не менее 80% выскажется «ЗА». Все здравомыслящие люди в этой стране понимают, что без России Таджикистану крышка.
Во-первых: потому, что половина бюджета страны зарабатывается гастарбайтерами в РФ,
Во-вторых: потому, что без военной поддержки России исход гражданской войны в Таджикистане мог быть совершенно другим,
В-третьих: потому, что без российского военного присутствия и политической поддержки, Таджикистан, имеющий серьезные разногласия с Узбекистаном и территориальные претензии со стороны Китая, может легко потерять суверенитет.
В-четвертых: потому, что Россия помогает Таджикистану в ряде экономических проектов.
Всё это таджики понимают и ценят.
Русских в Таджикистане осталось совсем мало. В Душанбе их больше, в том числе россиянки вышедшие замуж за таджикских мужиков, в Курган-Тюбе тоже попадаются. Одна из представительниц русской местной диаспоры - начальник Кургантюбинского ОВИРа, некая Мария Ивановна Ботвинкина, делавшая мне регистрацию. Вот она:

Насколько я понял, какой-либо дискриминации они не испытывают.
Есть в Курган-Тюбе и другие русские. Их довольно много и они хорошо заметны, ибо в форме. Это военнослужащие 201 российское военной базы или как их называют таджики «СНГшники». Их жилой городок заметно выделяется среди остальных городских построек. Передвигаются они на машинах вот с такими номерами.

Чувствуют наши военные в Таджикистане себя вполне уверенно, по городу ходят в одиночку, без оружия. Отношение к ним таджиков очень уважительное, по указанным выше причинам.
Боеспособность собственной армии местные оценивают достаточно скептически и считают, что присутствие наших войск гарантирует суверенитет Таджикистана. Кстати, по словам таджиков, после некоторого перерыва, границу с Афганистаном вновь охраняют наши пограничники. За что купил - за то и продаю.
Как рассказал хозяин дома, до гражданской войны в их колхозе жили русские, немцы и греки. Они составляли почти половину колхозного населения. Все они уехали. Причиной этому явилась гражданская война, в ходе которой одни таджики «юрчики» резали других таджиков «вовчиков» и наоборот. Боевые действия, по словам местных, были вполне сопоставимы с нашими чеченскими войнами и последствия их видны до настоящего времени. Где-то до сих пор стоят брошенные, полуразрушенные дома, где-то, вдоль дорог, сожженная бронетехника. Рассказывали мне про войну с хорошо заметным содроганием, показывали отметины от пуль на стенах. Русских в той войне целенаправленно не притесняли - они попадали под раздачу в общем порядке. А поскольку у многих было куда уехать - уехали подальше от войны и нищеты.
Все таджики, когда об этом заходил разговор, просили у меня, русского, прощения за инцидент с арестом русских летчиков. Широкая таджикская общественность к их аресту отнеслись исключительно негативно, отзываясь о собственном правительстве, допустившем это в нецензурной форме. Формы эти, кстати, звучали по-русски знакомо.
В России я смотрел передачу, в которой некий корреспондент, якобы очень рискуя, чуть не ползком, прокрался к аэродрому и заснял те самые самолеты. Сие подавалось как некий журналистский подвиг. По моей просьбе мне эти самолеты показали. Они так и стоят на аэродроме в Курган-Тюбе. Никто не мешал мне их сфотографировать их на мобильник (фотоаппарата просто с собой не было). Вот они стоят на поле. Качество фото оставляет желать лучшего.

Кстати, учитывая наличие в Курган-Тюбе российской военной базы, освободить летчиков силовым путем было бы делом техники, при наличии политического решения. Слава богу, до этого не додумались.
А это, специально для господ националистов и прочих таджикофобствующих личностей. На фото строящийся православный храм в Курган-Тюбе.

О политике.

Отношение таджиков к своему президенту Рахмонову, как я понял, напоминает отношение россиян к Путину. Все признают его очевидные заслуги, но он уже «за@бал». Недовольны тем, что Рахмонов подмял под себя весь бизнес, который находится в руках его дочек, зятьев и прочих родственников. Зато к Путину, таджики относятся исключительно положительно. Желают ему победы на выборах. Наиболее отрицательный персонаж из российских политиков - Жириновский.
Что касается отношения к соседним государствам, то на первом месте стоит Россия. Ее считают другом и покровительницей. Вторая дружественная страна - Иран. Таджикский и персидский языки очень похожи и относятся к одной языковой семье. Затем по порядку идут Киргизия, Афганистан и Китай. Самое худшее отношение к соседнему Узбекистану. Между странами имеется весьма серьезный конфликт, как мне объяснили из-за строительства Рогунской ГЭС. Последняя, по мнению узбеков, ограничит сток воды в Амударью, что отрицательно скажется на орошении хлопковых полей. Между странами введен визовой режим, что создаёт большой геморрой Таджикистану, осложняя и удорожая транзит необходимых грузов.

О религиозности и алкоголе.

Вообще, за время пребывания, каких-либо ярких проявлений религиозности я не увидел. Возможно, мне просто этого не показали. Однако о степени религиозности таджиков можно в какой-то мере судить по их отношению к алкоголю. В Таджикистане с алкоголем всё в порядке. Пробовал и местную водку и местный коньяк. Последний делается на Истаравшанском винзаводе и очень даже ничего. Мои наблюдения относительно алкоголя такие: Люди от 45 и выше к алкоголю относятся вполне лояльно. Есть и реально пьющие. Это те, кто служил в Советской армии, кто помнит русское население Советсткого Таджикистана. Молодежь (20-30 лет) пьет значительно меньше. Среди тех, с кем я общался из этой возрастной категории никто алкоголь не пил и не курил, все активно занимались спортом. Женщины алкоголь не употребляют вообще. Национальные особенности относительно алкоголя конечно имеются. В магазине, алкоголь на полках не стоит, его продают из-под прилавка, причем в бумажном или черном пластиковом пакете. Пьют сорокоградусную из пиалушек.

О русском языке.

В Таджикистане многие хорошо говорят по-русски. В семье, где я жил наш язык знали все. 65-летний хозяин дома и его жена, около двадцати лет не разговаривавшие на русском, изъяснялись очень прилично. Их дети говорили еще лучше. Две младших дочки, изучающие русский язык в лицее, говорили вообще без акцента, хотя словарный запас у них еще невелик.

В Душанбе, впрочем, и в Курган-Тюбе в большом количестве встречаются вывески на русском языке. Встречаются и таблички времен СССР.

Здесь же желаю сказать три слова об образовании вообще. Среди старшего поколения таджиков не мало образованных людей. Обратная ситуация с теми, кому около 25-30 лет. Их детство пришлось на гражданскую войну и послевоенную разруху. Именно этих людей мы видим в Россиии на заработках. Но, именно, они четко понимают, что их детям образование жизненно необходимо. Подрастающее поколение таджиков, боюсь может оказаться более образованным чем русские того же возраста.

О безопасности.

В Таджикистане БЕЗОПАСНО. Всё.

О милиции.

За все время пребывания до меня не докопался ни один «милитсиянер», хотя я зело выделялся на фоне местных. Однако регистрацию я на всякий пожарный сделал - была опасность некислого штрафа при вылете. Любопытно, что в отличие от наших ментов и ГАИшников, я почти не видел у таджикских ментоворужия и резиновых дубинок. Местные ГАИшники в отличие от наших носят не полосатые палки, а одноцветные красные жезлы. По словам таджиков, около полутора-двух лет назад по силовым структурам прокатилась борьба с коррупцией, аналогичная нашей. Проблема, разумеется, решена не была, но уровень рвачества силовиков был существенно снижен. Зарплата таджикского ППСника - около 100 долларов. Зело порадовало таджикское уголовное законодательство. Практически за все преступления альтернативной лишению свободы предусмотрен штраф. Исключения составляют убийства, преступления в сфере оборота наркотиков и (неуверен) изнасилования. Таким образом, почти за все преступления, тюрьмы можно избежать, заплатив штраф. Штрафы эти по таджикским меркам огромны. Такое положение дел, скорее всего объясняется экономическими причинами.

Об автотранспорте.

Если в Германии народный автомобиль - Фольксваген, в Таджикистане- Опель.В основном это 8-15-летние Астры и Вектры. Вторая по распространенности марка - узбекские ДЭУ, третья - наши ВАЗы. Другие марки тоже встречаются. Попадаются и новые дорогие машины - Лэндкрузеры, Ауди, Тойоты- Камри. Кстати сказать, тачки в Таджикистане весьма дешевые. Возят их либо из Литвы (полуубитый мусор для бедных) либо из Дубая (новые машины). К примеру, новая Камри на рынке в Душанбе стоит около 21 тысячи долларов, а трехлетняя Дэу-Нексия стоит около 3.5 тысяч долларов. Авторынок выглядит примерно так

Качество дорог в Таджикистане соответствует качеству дорог в российской провинции. Местами дорожное полотно очень даже хорошее, местами начинаются ямы.

Бензин дорогой - 6.5-7 сомони за литр, что соответствует 40-42 рублям. Несмотря на наличие вполне современных и приличных заправок, подавляющее большинство заправляется на таких вот

Там безнин дешевле. Процесс заправки выглядит так


Не знаю как на Севере, но в Хотлонской области, где я был, зимнюю резину никто не использует, так как снег зимой выпадает не часто.

О погоде и природе.

Когда я приземлился в Душанбе, там было -5 и кругом лежал снег. В Курган-Тюбе, куда мы приехали в тот же день, было уже +5 и снега не было. В Вахше (еще южнее) уже пробиваласьсвежая трава и, на солнце, было около + 15. Днем обедали на улице, причем моя физиономия быстро начала загорать. По общему мнению принимающей стороны, я приехал в самое неподходящее время. По их словам через месяц весь Таджикистан покроется цветами (первые цветы уже появились и их продавала мелюзга вдоль дорог), трава будет по пояс, а по склонам гор будет ползать немерянное количество черепах.Но мне на первый раз и так понравилось.

Кстати о черепахах. На полном серьезе мне рассказывали о том, что в местности, где я был была изловлена чудовищная по размеру черепашища. В доказательство мне демоснстрировали ролик на телефоне, который местные передают друг другу через блютус. Мне тоже закачали. Вернувшись я обнаружил что он есть в Ютубе.

Несмотря на ролик, я в это не верю, ибо этого не может быть никогда.

93 % территории Таджикистана занимают горы. Увы, во время моего приезда в горах лежал снег, многие перевалы были закрыты, поэтому высоко в этот приезд я тоже не забирался. Камера в мобильнике не может передать всей красоты природы, поэтому много фоток выкладывать не буду.

Когда я улетал, в Душанбе снега уже не было. Был очевидный плюс.

Раньше, при слове кишлак я представлял себе несколько жалких домов, расположенных в один ряд вдоль дороги. Я ошибался. В Таджикистане кишлак - это населенный пункт размером с поволжское село, в котором есть улицы с названиями и асфальт. Отдельный вид населенного пункта - колхоз. Колхоз еще больше чем кишлак. Он гораздо больше чем российское село. На улицах везде асфальт, чего в России не во всех селах можно увидеть. В колхозе есть несколько разных магазинов, больница, производства. Точнее из производств остались только хлопковые частные фабрики. На них обрабатывают и тюкуют хлопок. Собственно колхоз, как коллективное хозяйство тоже остался. Выращивают хлопок, овощи, разводят овец и коров. Очень удивил тот факт, что овечья шерсть абсолютно никак не используется и не ценится. При стрижке она просто тупо выбрасывается. Местные это объясняют это тем, что нет оборудования для ее переработки и нет желающих ее перерабатывать.
Жил я в обычном колхозном доме.

По словам местных, стоит такой около 15000 долларов вместе с участком. Участок площадью двенадцать соток. Дом построен из саманного кирпича и разделен на две половины - мужскую и женскую. Каждая со своим отдельным входом. По сравнению с избами нашей средней полосы, дома больше по площади. Тот факт, что Таджикистан страна, все-таки, южная, объясняет некоторые особенности. Предбанника или сеней в доме нет, поскольку нет особой нужды удерживать тепло. Рамы одинарные. Русской печки тоже нет. Сие абсолютно не мешает весной, летом и осенью, но зимой, ночью, в доме холодно. Единственный вид отопления - вот такая печка, которая топится ботвой хлопчатника и дровами из древесины шелковицы.

Этого хлопчатника местные загодя заготавливают как дрова огромные вязанки. Им отапливают дома, на нем готовят. Чтобы его заполучить народ нанимается на сбор хлопка. Ботва дается вместо оплаты.

Готовят на улице, в специально отгороженном месте, где имеется тандыр и казан. Есть некий аналог летнего дома, хотя мне сказали, что это именно зимний дом. Он со своей печкой, для сильных холодов. Вот он. Полагаю его проще протопить из-за небольшой площади.

Также имеются хозяйственные постройки и туалет типа сортир. Сортир также имеет особенности, объясняющиеся климатом. Сортир представляет собой деревянный каркас обшитый шифером до уровня груди, с такой же шиферной крышей. Абсолютно продуваемое всеми ветрами строение. Вместо привычного «очка» в настиле отсутствует продольная средняя доска. Сие весьма удобно, после двух бутылок истаравшанского коньяка, но опасно после пяти бутылок водки.
Бани как таковой нет. Есть нечто, без парной, что я бы назвал помывочным предбанником.
В огороде растет все. Снимают по два-три урожая картошки и помидоров, хотя, может я чего и перепутал. Хозяин дома, в бытность в Ялте на лечении, привез росток пальмы, которая нормально прижилась, но через 20 лет, в холодную зиму, засохла. Недавно от корней вылез новый росток, над ним трясутся и оберегают как золотое яичко.

В Курган-Тюбе и райцентре Вахш электричество есть постоянно. В колхозе Москва его давали с 6 до 9 и с 18 до 21 часа. В семье, где я жил его использовали только для зарядки сотовых телефонов. Примечательно, что в соседний Афганистан (50 километров от места, где я жил) электричество идет из Таджикистана бесперебойно, ибо за него Рахмонову башляют валюту. По понятным причинам, местные жители очень рады за афганцев и особенно за своего президента. Так и говорят: мы, б..дь, пи..ц как оху..аем от Рахмонова и братьев афганцев, чтоб они нашим светом ….лись». Отсутствием света, таджики в шутку объясняли свою многодетность. В семьях у них, в среднем 6-8 детей. Мол что еще делать, когда телевизор не показывает и интернета нет. Короче вы поняли, как решать нашу демографическую проблему?
Пример большой семьи. Это только одна треть от всего состава.


Из скотины хозяева держали только коров. Сказывается возраст.

Кур, что удивило, не держат - не выгодно. Их нужно кормить зерном, а оно для пенсионеров встает в копеечку. Точнее дирамчик.

О бедности.

Таджикистан очень бедная страна, где очень тяжело найти работу. Очень странно, что до сих пор сюда не выводят никаких производств. По моему мнению, стоимость произведенной продукции запросто может быть дешевле, чем в Китае. А пока, в весенне-летний период, кишлаки Таджикистана становятся похожи на русские села во время ВОВ - одни бабы, дети и старики. Мужики все все ушли на фронт, то есть уехали на заработки в Россию.

О героине.

Не знаю. Среди тех таджиков, с кем общался информированных не было. Мне рассказывали, что сын одного из селян попался в Москве с героином и схлополтал год колонии. Другой информации у меня нет. Что касается конопли, то по причине ее свободного произрастания, проблем с ней особых нет. Если б я пожелал, то меня бы накурили также бесплатно, как поили и кормили.

О возвращении.

Что убивает в поездке в Таджикистан, то это полное отсутствие у таджиков такого понятия как очередь. Меня, привыкшему хоть к какой-то организованности при регистрации и прохождении паспортно-таможенного контроля просто вымораживала лезущая в одну дверь, толкающаяся толпа. Так было при регистрации в Душанбе, посадке на самолет, так было и при прохождении паспортного и таможенного контроля по прилету в Домодедово.
В Домодедово я увидел, что такое "зеленый коридор" для таджиков. Это вам не прилет из Турции или Египта, когда вы просто, не задерживаясь, проходите через рамку и пропускаете сумку через рентгеновский аппарат.
Таджиков шмонают как на зоне. Они выворачивают карманы, сумки, снимают куртки и даже обувь через рентгеновский аппарат пропускают. Меня как россиянина, особо не шмонали. Однако сам по себе мой прилет из Душанбе вызвал подозрение у таможенников, что выразилось в нескольких контрольных вопросах. В частности пришлось сказать свои анкетные данные, цель прилета из Таджикистана, ответить не передавал ли кто со мной для кого-нибудь посылку. Пару человек при мне куда-то увели для более глубокого шмона. Все это не приятно, но вполне объяснимо.

Таджикистан мирная, безопасная и гостеприимная страна, где русских уважают и всегда им рады. Страна с охренительно красивой природой. Думаю, при правильном подходе она может стать неслабым туристическим центром, особенно для экскурсионного, экстремального горного туризма, дельта- и парапланеризма, горнолыжного спорта. На месте Рахмонова я бы создавал массу информационных сайтов представляющих Таджикистан в положительном ключе, вбухивал бы бабки в развитие туристической инфраструктуры, пусть даже если весь бизнес захватят его родственники.
Что касается России, то учитывая отношение таджиков к нашей стране, последняя может и должна втащить Таджикистан в наше союзное государство и Таможенный союз, что приблизит всех нас к СССР-2. Для этого, возможно следует предоставить Таджикистану определенные льготы на ввоз их сельхозпродукции (особенно в восточные регионы России), при ответных льготах для наших инвесторов, некторые послабления для таджикских гастарбайтеров при выезде на работу в сибирские и дальневосточные области нашей страны, помощь в освоении недавно обнаруженных месторождений нефти и газа. Таджики и так русифицируются быстрее других соседей, но Россия должна принять 20-30-летнююю программу, благодаря которой русификация Таджикистана ускорится, чтобы следующее их поколение осознавало себя как часть союзного государства и не смотрело налево. Их там всего 8 миллионов. Финансировать все эти вещи неплохо бы заставить наших олигархов, хотя бы и ис-под палки.

Лично мне, после исключительно теплого приема в Таджикистане, было конкретно стыдно за некоторых сограждан, ведущих себя по-свински по отношению к работающим здесь таджикам. Впрочем, это не отменяет необходимости их жестоко карать наравне со всеми другими, в случае совершения преступлений.

История возникновения таджикского народа

Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, начавшиеся еще в 1-м тыс.днэ. Территорией сложения таджиков были древние Бактрия (басс.р.Амударьи), Согдиана (басс.рр.Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганская долина. Здесь обитали бактрийцы, согдийцы, парканы (древние ферганцы) – земледельцы, а также сакские племена, кочевавшие на северных и восточных окраинах этой страны. Современными потомками согдийцев считаются ягнобцы, саков – припамирские таджики.
Во 2 в.днэ. в Бактрию проникают юечжи (или тохары). Одна из ветвей сако-тохаров – кушаны создали могущественное государство (Кушанскую империю). Ослабление его привело в 4-5 в.н.э. к вторжению в Ср.Азию новых степных племен – эфталитов, которые образовали обширное государство, успешно воевавшее с сасанидским Ираном. С образованием в 6 в. Тюркского каганата усилилось проникновение и тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания в 8 в. на территории современного Таджикистана выделились три основные этнические области: согдийская – на севере, ферганская – на северо-востоке и тохарская – на юге. Арабские вторжения замедлили процесс формирования таджикского народа. С образованием государства Саманидов в 9-10 вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков. Процесс этот был связан с распространением общего таджикского языка, который постепенно вытеснил языки восточноиранской группы (согдийский, бактрийский, сакский).
С конца 10 в.политическое преобладание в Ср.Азии переходит к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позднее монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения. Начинается процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени – в горах и больших городах (Бухара, Самарканд, Ходжент).
Во времена Таджикской ССР таджикский язык полностью завершил свое формирование.
Это статья из Советской Исторической Энциклопедии 1973 года выпуска.
А сейчас напишем эту же статью из Энциклопедии Кирилла и Мефодия за 2005 год.
Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие к концу второго - началу первого тысячелетия до нашей эры, когда из евразийских степей в Среднюю Азию пришли ираноязычные племена. Они смешались с местными племенами эпохи поздней бронзы и основное население Средней Азии стало ираноязычным. В Древней Бактрии (бассейн Амударьи), Согде (бассейн Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганской долине обитали земледельческие племена бактрийцев, согдийцей, паркан (древние ферганцы), на северной и восточной окраинах Средней Азии кочевали саки. Потомками согдийцев (по лингвистическим данным) считаются ягнобцы; сакские племена сыграли важную роль в формировании припамирских таджиков. Во втором веке до нашей эры в Бактрию проникли юэчжи, или тохары, в состав которых входили сакские племена. С образованием в 6 веке Тюркского каганата усилилось проникновение в Среднюю Азию тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания (8 в.) выделились три основные этнические области будущей таджикской народности: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население которых на протяжении многих столетий сохраняло особенности в культуре и быту. Арабское вторжение затормозило формирование таджикского народа. Но с образованием самостоятельного государства Саманидов в 9-10 веках завершился процесс сложения этнического ядра таджиков, что было связано с распространением общего таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развиваются таджикская культура и наука, складывается богатая литература. С конца 10 века политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркоязычным народам, новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени в горах и больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и был государственным языком тюркских правителей. Во 1868 году северные районы, заселенные таджиками, вошли в состав владений России, а население южного Таджикистана оставалось под властью Бухарского эмирата.
Исконным занятием таджиков было земледелие, основанное в значительной мере на искусственном орошении, и садоводство; скотоводство носило подсобный характер. У таджиков развиты ремесла, в том числе художественные, многие из которых имели древние традиции (резьба по дереву и алебастру, декоративные вышивки). Таджикский народ развивался в тесной связи с другими народами Средней Азии. Особенно близка средневековая история таджиков и узбеков - народов, имеющих общие этнические элементы. Как видите и современных энциклопедиях история возникновения таджиков
Написана почти так же.

А теперь я буду прослеживать историю возникновения таджикского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие современные историки не признают.
17 млн.лет назад самым крупным материком на Земле была Лемурия, она располагалась на месте современного Индийского океана. В западную часть Лемурии входил современный остров Магадаскар, северной оконечностью Лемурии был современный Цейлон, крайней восточной оконечностью Лемурии была территория вокруг современного острова Пасха. Южным берегом Лемурии был берег Антарктиды. Других крупных материков на Земле не было или они существовали в виде небольших островов. Даже Тибет в те времена был островом. Памира и самой территории современного Таджикистана не было – на этом месте был океан. Лемурию населяли первый на земле народ – первая человеческая раса – асуры. Их цивилизация была очень сильно развита. Более поздние народы из даже называли богами или полубогами. Это были люди высокого роста (до 16-36 метров, а позднее – до 6 метров).
К 4 млн.лет днэ основная часть Лемурии ушла под воду Индийского океана. К этому времени материк, включавший в себя Тибет увеличисля за счет появления гор – Гималаев и Тибета, а также небольшой части северной Индии. К этому времени асуры уже были ростом меньше (до 4 метров). С уходящего под воду материка часть асуров, которых уже можно назвать к этому времени потомками асуров стали переселяться на вновь возникающие материки – Восточная Африка, Южная Азия, Австралия с Гвинеей, на острова Индонезии.
1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. Асуры продолжали переселяться на восток Африки, юг Южной Азии, в Автралию, Гвинею, острова Индонезии.
С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты. В это же время материк Южная Азия соединился с материком Северная Азия, вокруг Памира появилась обширная территория. Но еще в те времена территория Туркмении, северная часть Узбекистана, юг.Казахстана были под водой большого моря, включающего в себя и Каспийское и Аральское море. Всего вероятнее в это время на территории Таджикистана появились первые жители – это потомки асуров. Они уже были невысокого роста (деградированные, одичавшие асуры). Внешность их была похожа на современных аборигенов Австралии и папуасов. Это были древние австралоиды. Кроме их в этих местах жили и древние большие обезьяны – питекантропы.
К 79 тыс.лет днэ территория Средней Азии была уже примерно похожа на современную, только Каспийское и Аральское моря были больше. И реки Аральского моря уже появились. Жителей (австралоидов) стало больше, но еще мало. К этому времени питекантропов заменил новых вид древних обезьян - неандертальцы, похожих на людей потому, что ходили на двух ногах постоянно, но все равно это были обезьяны.
Немногочисленные племена, жившие в то время в Таджикистане были родственны племенам соанской архелогической культуры, существовавшей в то время в Северной Индии (австралоиды).
С 38 тыс.лет днэ начинается массовое расселение потомков атлантов по всей Евразии,
Но главный поток (туранские племена) прошел в основном из Европы в Восточную Азию, на территорию вокруг моря (на месте пустыни Гоби было море). И вряд ли кто либо из туранцев участвовал в заселялении Таджикистана. По прежнему там жили австралоидные племена и их было немного.
Первая волна поселенцев из Восточной Европы в Среднюю Азию началась примерно в 17500 году днэ. Это были племена Костенковской культуры, которые под давление других племен Европы. Костенковская культура сложилась из смешения австралоидов, живших примерно в современной Воронежской области (раса Гримальди) и европеоидной селетской культуры. Племена костенковской культуры явились создателями нового народа – дравидоидов (переходный народ между европеоидами и австралоидами).
К 14500 году днэ дравидоиды заселили (массово) и всю территорию современного Таджикистана, Узбекистана и Туркмении.
Примерно к 7500 году днэ на обширной территории Ср.Азии и Ирана сложилась археологическая культура Али-Кош. Это культура дравидоидов. Они еще занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей.
Примерно к 6500 году днэ на территории Таджикистана сложилась гиссарская культура,
Племена этой культуры тоже были дравидоидами. В остальной части Ср.Азии примерно к 5700 году днэ сложилась Джейтунская культура (это тоже дравидоиды).
Примерно к 4100 году днэ на территории Ср.Азии сложилась развитая культура Анау, это земледельческая культура и это были тоже дравидоиды.
Примерно к 2800 году днэ на территории Ср.Азии сложилась более развитая культура – культура Алтын-депе, народ этой культуры (тоже дравидоиды) уже начал строить городские поселения, развивалось ремесло, земледелие и домашнее скотоводство.
Примерно с 1900 года днэ. племена древних ариев (древних иранцев и индийцев) начали свое движение со степей Южного Урала и Казахстана на юг – на территорию Ср.Азии.
Около 1500 года днэ на территорию Таджикистана с севера проникли племена древних индийцев, дравидоиды уничтожаются, ассимилируются или бегут на юг – в Индию (позднее они на основе объединения с древнеиндийским населением создадут народы дравидов, которые сохранятся до наших дней на юге Индии).
Около 1300 года днэ на территорию Таджикистана вторгаются и заселяют древнеиранские племена.
К 1100 году днэ большая часть территории Таджикистана входит в кайракумскую археологическую культуру (это древнеиранские племена).
К 600 году днэ на территории Таджикистана и на севере Афганистана сформировался новый ираноязычный народ – бактрийцы, которые создали свое государство – Бактрию.
Я считаю, что бактрийцы (и бактрийский язык) стали основой формирования таджикского народа (и таджикского языка). На севере от бактрийцев кочевали саки (иранские племена), западнее бактрийцев жили согдийцы (ираноязычный народ, родственный бактрийцам). Примерно 550 году днэ Бактрия была подчинена ахеменидской Персии, но это никак не повлияло на бактрийцев и их язык. Даже завоевание территории Бактрии Александром Македонским не повлияло на бактрийцев и их язык.
Примерно в 250 году днэ на территорию Таджикистана вторглись племена тохаров (это индоевропейские племена, жившие до этого в северо-западном Китае и вытесненные оттуда племенами хунну (будующие гунны). Одно из племен тохаров – кушаны создали на территории Таджикистана, Афганистана и северной Индии мощное государство – Кушанскую империю. Тохары и бактрийцы жили вместе и постепенно, тохары восприняли язык бактрийцев. Страна называлась Тохаристан, но язык оставался бактрийским (возможно в него вошли некоторые тохарские слова).
Примерно в 450 году нашей эры на территорию Таджикистана вторглись племена эфталитов (это ираноязычные племена с Казахстана, вытесненные оттуда гуннами). Эфталиты создали тоже крупное государство, в которое входили также Афганистан и Сев.Индия. Язык эфталитов (тем более, что он сильно родственен языку бактрийцев), не изменил сильно язык бактрийцев.
Примерно с 650 года с севера на территорию Таджикистана стали вторгаться кочевые тюркские племена Но если к 1100 году родственный народ согдийцы полностью потерял свой язык, и согдийцы сами превратились в тюркский народ, бактрийцы (будущие таджики) жили совместно с тюрками и сохранили свой язык, особенно в крупных городах и горных областях. В дальнейшем этот язык и стал таджикским (возможно в него пришло несколько тюркских слов).
К 1200 году таджикский язык и таджикский народ окончательно сформировался, почти одновременно с ним сформировался тюркский народ – туркмены, и родственный народ – пуштуны (в Афганистане). Но я думаю, что таджики, живущие сейчас в горных районах говорят немного по-другому, чем долинные таджики, у горных таджиков наверняка сохранилось больше слов от бактрийцев.