Скачать презентацию алгоритма действия прохождения цпмпк. Взаимодействие специалистов ПМПк и педагогов образовательного учреждения в процессе психолого-педагогического сопровождения детей. Индивидуальные карты развития

Организация, задачи и направления деятельности ПМПк образовательных организаций для учета особых образовательных потребностей детей с ОВЗ Педагог-психолог сектора коррекционной работы с детьми с ОВЗ КГБОУ КЦПМСС Данченко Ирина Анатольевна 2015 год

Слайд 2

В условиях введения и реализации ФГОС общего образования

Одним из важнейших звеньев системы сопровождения процессов развития ребенка в образовательных организациях является психолого-медико-педагогический консилиум

Слайд 3

Консилиум

Постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий стратегию сопровождения; Одна из организационных форм сопровождения в образовательной организации; Совещание лиц, осуществляющих постановку психолого-педагогического диагноза и выработку коллективного решения о мерах воздействия на детей.

Слайд 4

Слайд 5

Школьный консилиум в образовательном учреждении, не являющемся коррекционным, - это объединение специалистов разного профиля, занимающихся развитием, обучением и адаптацией детей с особенностями развития по разным направлениям и осуществляющих контроль за результативностью этой деятельности. Его цель – создание системы психолого-медико-педагогического (ПМП) сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Нормативно-правовой и методической основой деятельности ПМПк образовательного учреждения является Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Методическое руководство работой ПМПк осуществляет районная, городская, центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Слайд 6

Цель консилиума:

Организация комплексного сопровождения обучающихся, обучающихся с ОВЗ, исходя из реальных возможностей О.О., через определение и обеспечение адекватных условий их развития, обучения и воспитания в соответствии с их специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Слайд 7

ПМП сопровождение в общеобразовательной организации предполагает следующие виды работ:

Профилактика дезадаптивных состояний обучающихся, их школьной неуспешности; Диагностика (индивидуальная и групповая); Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, родителей (зак. предст.); Психолого-педагогическое просвещение, формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации О.О., педагогов, родителей; Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая).

Слайд 8

Задачи консилиума (5)

Своевременное выявление и ранняя (с первых дней пребывания в образовательной организации) диагностика отклонений в развитии или других состояний; Выявление резервных возможностей ребенка, разработка индивидуальной программы развития и рекомендаций педагогу для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения (коррекционного обучения) и воспитания; Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

Слайд 9

Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния; 5. Направление ребенка на территориальную (центральную) ПМПК при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк или индивидуальной программы развития, с подготовленным заключением о состоянии психосоматического здоровья и развитии ребенка (для внесения изменений в заключение ПМПК о программе дальнейшего развития).

Слайд 10

Организация психолого-медико-педагогического консилиума

ПМПк организуется на базе образовательного учреждения любого типа и вида, утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями и с психолого-медико-педагогической комиссией. Школьный (ПМПк) - этоосновное звенов деятельности психолого-медико-педагогической службы образовательной организации. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательной организации.

Слайд 11

Состав консилиума:

Председатель консилиума - заместитель руководителя образовательной организации по УВР. Опытные педагоги, учителя специальных (коррекционных) классов. Педагог-психолог. Педагог -дефектолог. Учитель-логопед. Социальный педагог. Врач-педиатр (медсестра), при необходимости приглашаются другие специалисты из поликлиник (ЦРБ): невропатолог, психиатр, окулист, ортопед и др.

Слайд 12

просветительская реабилитирующая консультативная функция сопровождения организационная Прогностическая экспертно - диагностическая Основные функции ПМПк

Слайд 13

Специалисты консилиума должны руководствоваться в работе следующими принципами ПМП сопровождения:

Непрерывности. Комплексности. Индивидуального подхода. Системного сопровождения. Семейной центрированности. Партнерства. Междисциплинарного взаимодействия. Добровольности. Открытости. Конфиденциальности. Уважения к личности ребенка. Уважения к личности родителя. Профессиональной ответственности. Информированного согласия.

Слайд 14

Этапы работы консилиума

1. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума. Диагностика и обследование ребенка начинается либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса учителя, воспитателя, администрации О.О. с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано в виде подписи одного из родителей в карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в О.О. 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет: выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка; определить общий прогноз его развития; определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий (СИПР); выбрать индивидуальный образовательный маршрут.

Слайд 15

Этапы работы консилиума (продолжение)

3. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе. Эффективное распределение и согласование воздействия специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога и др.) на ребенка. Чаще всего координацией деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребенка занимается психолог. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии для создания благоприятных условий обучения и развития обучающихся школы. 4. Реализации рекомендаций членов консилиума. В завершение этого этапа работы проводится динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обследование.

Слайд 16

Модель взаимодействия специалистов социально- психологической службы образовательного учреждения

Слайд 17

Школьный психолого – медико – педагогический консилиум как основа комплексного сопровождения обучающихся.

Шк. П М П (к) Разработка стратегии сопровождения Определение статуса ученика Д И А Г Н О С Т И К А Кор. работа консультации метод. работа групповая подгрупповая индивидуальная педагоги родители Участие: ШМО педсоветы самообразование первичная углублённая динамическая итоговая

Слайд 18

Модель коррекционно– развивающего сопровождения образовательного процесса.

Школьный ПМП(к) Основные цели и задачи сопровождения Структура коррекционно - развивающего сопровождения Локальные акты Психологическое сопровождение Логопедическое сопровождение Дефектологическое сопровождение Медико - социальное сопровождение Диагностика Коррекционно - развивающая работа Консультации Методическая работа Результативность коррекционно - развивающего сопровождения: Заполнение индивидуальных карт психолого - медико - педагогического сопровождения Годовой отчёт узких специалистов по результатам сопровождения Диагностический пакет материалов по классам и на каждого ребёнка

Слайд 19

Родительские собрания Лекции для родителей Тематические беседы Индивидуальные консультации Разработка рекомендаций Памятки для родителей Взаимопосещение уроков Лекции для педагогов Тематические беседы Совместные мероприятия (урочные, внеурочные) Индивидуальные консультации Разработка рекомендаций Памятки для педагогов Формы Формы взаимодействия взаимодействия с родителями с педагогами Дефектологическое, логопедическое, психологическое консультирование и просвещение родителей и педагогов (IV раздел, п 28 ФГОС НОО).

Слайд 20

педагог ДО социолог врач ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ воспитатель учитель психолог дефектолог логопед ученик Индивидуальные занятия по коррекции: когнитивной сферы; эмоционально - волевой сферы; - поведенческих проблем. Диагностика и коррекция речевого развития. Учёт особенностей усвоения материала. Дозировка материала. Наблюдение и оформление запросов. Коррекция детско - родительских отношений. Профилактика асоциального поведения. Профориентация. Занятия в кружках. Внеклассная деятельность. Педагогическое сопровождение всех этапов УД. Классные часы. Часы подготовки домашнего задания. Индивидуальная работа во второй половине дня. - Психиатрическое изучение ребёнка в процессе обучения и воспитания в различных видах деятельности. Профилактический осмотр. Контроль за здоровьем учащихся. Выявление структуры и степени выраженности нарушений. Контроль за полученными знаниями на уроках.

Слайд 21

Деятельность и ожидаемые результаты ПМП консилиума:

Составление индивидуального образовательного маршрута, СИПР; Разработка стратегии и тактики сопровождения развития ребенка в условиях школы; Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий по отношению к каждому обучающемуся с ОВЗ; Консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения; Снижение числа дезадаптивных состояний обучающихся.

Слайд 22

Регламент работы консилиума:

Место проведения: консилиум может проходить в любом помещении школы. Периодичность созыва консилиума: созывается по итогам проведенных плановых обследований, но не реже, чем 1 раз в четверть. Основная форма работы консилиума - обмен заключениями в форме свободного обсуждения. Отношения участников консилиума декларируются как партнерские и строятся на строго паритетных началах. Каждый специалист должен уметь квалифицированно изложить коллегам ту часть психолого-педагогической информации, за которую он отвечает. Заседание консилиума стенографируется любым доступным способом. Итоги работы консилиума оформляются в виде общего заключения по каждому случаю.

Слайд 23

Общее заключение

Включает в себя констатирующую и программную части. Констатирующая часть. Состоит из характеристики ребенка: феномен состояния, наличие отклонений или нарушений в развитии. Программная часть. Включает стратегию сопровождения и помощи и рекомендации конкретному обучающемуся.

Слайд 24

Стратегия сопровождения и помощи

Ориентирована на возможности соответственно школьного психолога, логопеда, медика, возможности индивидуализации педагогической деятельности педагогом-участником консилиума. То есть она опирается на функционал всех перечисленных субъектов деятельности как абсолютно самостоятельный так и совместный. На основании разработанной стратегии сопровождения и помощи определяются рекомендации педагогам и родителям, составляется индивидуальный образовательный (коррекционно-образовательный) маршрут, СИПР. В случае обнаружения у ребенка выраженных отклонений (нарушений) в развитии или специальных потребностей, которые не могут быть удовлетворены в общеобразовательной школе, он направляется на ПМПК. В этом случае деятельность консилиума является диспетчерской: информирование родителей и направление ребенка на ПМПК.

Слайд 25

Форма заключения консилиума:

Оценка развития (феномен развития, наличие отклонений или нарушений развития). Стратегия сопровождения и помощи педагога, психолога, логопеда, медика, соц.педагога в рамках функциональных обязанностей. Рекомендации. Взаимодействие всех субъектов консилиума осуществляется по поводу конкретной проблемы (прием детей в школу, формирование классов, конфликтной ситуации в классе, школьная неуспешность и т.д.). Во всех случаях выделяются два крупных блока: 1. обмен сведениями по поводу проблемы; 2. взаимодействие субъектов (обоюдная помощь в выполнении профессиональных обязанностей) при решении проблемы.

Слайд 26

Показатели развития ребенка, выносимые для обсуждения консилиума

Медиком Уровень и гармоничность физического развития, физкультурная группа; Биологический возраст; Состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы; Кривая заболеваемости за последний год; Факторы риска (наличие в прошлом заболеваний или травм, которые могут сказаться на развитии ребенка; пороки развития; наличие хронических заболеваний в стадии ремиссии, способных привести к дезадаптации).

Слайд 27

Педагогом-психологом Школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку, удовлетворенность своей учебной деятельностью; Система эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам, школе; Психическое состояние ребенка (работоспособность, эмоциональная стабильность, самочувствие, адекватный эго-контроль и др.); Социально-психологический статус ребенка в семье, среди сверстников, значимых взрослых; Сформированность познавательных процессов и их произвольность; Наличие выраженных признаков психологической дезадаптации.

Слайд 28

Педагогом Познавательная деятельность ребенка в обучении и воспитании (глубина и прочность усвоения материала, пробелы в знаниях, адаптивность к различным формам и методам обучения); Развитие личности обучающегося (уровень воспитанности, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, статус в детском коллективе, интересы, увлечения); Педагогический прогноз учебных возможностей; Потребность в помощи со стороны участников педагогического консилиума.

Слайд 29

Учителем-логопедом Устная речь (звукопроизношение, состояние словаря, грамматический строй речи, связная речь); Письменная речь (состояние чтения и письма); Речевое окружение ребенка (недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.); Занятия с логопедом в дошкольном возрасте.

Слайд 30

Социальным педагогом Характеристика форм семейного воспитания; Психологический климат в семье.

Слайд 31

1. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. Издательство «Генезис». 2. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Технологии успеха на старте школьного обучения. М., 2012. 3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М., 2008. 4. Еремина А.А. Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной организации. Методическое пособие. М.: ЛОГОМАГ, 2013. 5. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М., 2004. 6. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. СПб., 2005. 7. Кисова В.В., Корнева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб., 2006.

Слайд 32

8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003. 9. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003. 10. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И. Коррекционная педагогика. Ростов-на Дону, 2009. 11. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья /Д.И. Бойков, С.В. Бойкова, Н.Е. Граш и др. М., 2003. 12. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка /Под ред. М.М. Семаго. М., 1999. 13. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2006. 14. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе здоровых детей. М., 2006.

Слайд 33

15. Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов. /Составители: Э.М. Александровская, И.В. , Коновалова - М.:МГППУ, 2006. 16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы. М., 2000. 17. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. СПб., 2006. 18. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. М., 2005.

Территориальная
психолого-медикопедагогическая комиссия
Городской округ город
Выкса
Руководитель ТПМПК
Ледяева Е.П.

Деятельность ТПМПК регламентируется
нормативно-правовой документацией:
Конвенция «О правах ребенка» (от 02.09.1990г.)
Закон РФ «О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при её оказании»
(№ 3185-1 от 02.07.1992г.)
Федеральный закон «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124ФЗ от 24.06.1998г.)

Положение о ПМПК. Зарегистрировано в
Минюсте РФ 29.06.2009 г. №14145
Письмо Министерства образования РФ от
27.03.2000 №27/901-6 о психого-медикопедагогическом консилиуме (ПМПк)
образовательного учреждения.

Цель деятельности ТПМПК
Выявление детей с ОВЗ или
отклонениями в поведении,
выработка рекомендаций по
оказанию детям психолого-медикопедагогической помощи и
организации их обучения и
воспитания.

ТПМПК создана распоряжением
администрации городского округа
город Выкса. Персональный и
количественный состав комиссии
утверждается ежегодно.

Структура ТПМПК
Руководитель ТПМПК
Члены ТПМПК (педагог-психолог,
учитель-дефектолог, учительлогопед,психиатр)
Секретарь ТПМПК (педагогический
работник)

ФУНКЦИИ КОНСУЛЬТАНТОВ ПМПК
Врач психиатр изучает анамнез ребенка, исследует
психическую сферу, состояние продуктивной
симптоматики, клинику заболевания. Определяет
неврологическое состояние, проявления отклонений и
чем они вызваны.
Педагог-психолог исследует психологическое
состояние и изучает память, мышление,
восприятие, эмоционально-волевую сферу и
поведение ребенка.
Учитель-логопед во время обследования
наблюдает за сформированностью речевых
процессов ребенка и их отклонениями.
Дефектолог изучает способность ребенка к
обучению, умения воспринимать помощь,
наблюдать, анализировать, синтезировать, делать
выводы.

Организация деятельности
ТПМПК
На ТПМПК обследуются дети в возрасте от 0 до 18
лет, проживающие на территории Фроловского
района.
Направление детей на ТПМПК осуществляется по
инициативе:
родителя (законного представителя) ребенка;
учреждений образования, здравоохранения,
социальной защиты с согласия родителя (законного
представителя) ребенка.

Первичное обследование в рамках
ПМПк
Дети, направленные на обследование в
ТПМПК по инициативе
образовательных учреждений с
согласия родителей (законных
представителей), проходят первичное
психолого-медико-педагогическое
обследование в рамках ПМПк ОУ.

Документы,
предоставляемые на ТПМПК
В ТПМПК обследование детей проводится по
предварительной записи с предъявлением следующих
документов:
свидетельство о рождении ребенка (копия);
документ, удостоверяющий личность родителей (законных
представителей);
Карта ребенка (подробная выписка из истории развития
ребенка с заключениями врачей-специалистов детской
поликлиники по месту жительства: психиатра, педиатра,
невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, врачаортопеда (для детей с нарушением функции опорнодвигательного аппарата))
характеристики учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
психолога

педагогическая характеристика, подписанная
руководителем учреждения;
выписка текущих оценок, заверенная
директором;
тетради контрольных работ по русскому
языку, математике;
творческие работы ребенка;
копии коллегиального заключения ПМПк ОУ.

Порядок обследования детей на
ТПМПК
Обследование ребенка осуществляется только в
присутствии родителей (законных представителей).
В ходе обследования ребенка ведется протокол.
На основании данных обследования
специалистами ТПМПК принимается решение о
форме обучения ребенка с учетом психофизических
особенностей развития.
Копия заключения ТПМПК выдается родителям
под роспись. В другие учреждения и организации
коллегиальное
заключение
ТПМПК
может
направляться только по официальному запросу.
В случае несогласия с коллегиальным заключением
ТПМПК родители (законные представители) имеют
право обратиться в ЦПМПК.

Порядок взаимодействия ТПМПК
и ПМПк
ТПМПК является головной по отношению
к ПМПк.
Взаимоотношения между ТПМПК и ПМПк
оформляются договором о сотрудничестве.
ТПМПК оказывает консультативную,
организационную и методическую помощь
в работе ПМПк через систему
консультаций, семинаров, практикумов.

Регламентирует деятельность ПМПк
Письмо Министерства
образования Российской
Федерации от 27.03.2000
№ 27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме
(ПМПк) образовательного
учреждения».

Цель ПМПк создание системы психологомедико-педагогического
сопровождения детей с
психофизическими
нарушениями в условиях
общеобразовательного
класса

Задачи ПМПк
Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в
образовательном учреждении) диагностика отклонений в
развитии и/или состояний декомпенсации;
профилактика физических, интеллектуальных и
эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
выявление резервных возможностей развития;
определение характера, продолжительности и
эффективности специальной (коррекционной) помощи в
рамках имеющихся в данном образовательном
учреждении возможностей;
подготовка и ведение документации, отражающей
актуальное развитие ребенка, динамику его состояния,
уровень школьной успешности.

По данным обследования каждым
специалистом составляется
заключение и разрабатываются
рекомендации.
На заседании ПМПк обсуждаются
результаты обследования ребенка
каждым специалистом, составляется
коллегиальное заключение ПМПк.

Методические рекомендации по
написанию характеристик
Характеристика излагается четко, лаконично, обоснованно. Она
является результатом всестороннего предварительного изучения
ребенка, которое следует проводить в естественных условиях
воспитания и обучения.
При изучении ребенка важно не только обращать внимание на
проявление свойств личности, познавательной активности, но и
стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий,
причины его высокого (достаточного, низкого) уровня
интеллектуального развития.
Основой изучения ребенка являются материалы наблюдения за
поведением, разными видами его деятельности (игровой,
бытовой, художественной, учебной, трудовой), общением со
сверстниками и взрослыми.

Всестороннее познание ребенка требует применения
специалистом и других методов обследования – бесед,
анализа продуктивных видов детской деятельности,
стандартизированных методик обследования и т.д.
В характеристике необходимо указать, какие
проводились коррекционно-педагогические
мероприятия, их эффективность, результативность.
В характеристике отмечаются условия семейного
воспитания, характер взаимоотношений ребенка и
взрослого, ребенка и его сверстников. При написании
характеристики следует использовать материалы,
относящиеся к истории развития ребенка, полученные
из бесед с родителями, медицинскими работниками.
Характеристика – это итог продуманного
систематического наблюдения в течение определенного
периода.

Психологическая характеристика
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Адрес________________________________________________________________________
Сведения о родителях: _________________________________________________________
Школа, класс________________________________________
Сроки пребывания в школе (когда поступил, откуда поступил, оценка
адаптации в школе)
Общее впечатление о ребенке (внешний вид; контактность;
эмоционально-поведенческие особенности).

себе, о своей семье, ближайшем окружении, уровень актуального
развития).
Особенности психофизического развития (особенности общей и мелкой
моторики; латеральный профиль; двигательная активность)
Характеристика познавательного развития:
Особенности внимания (устойчивость; концентрация; объем;
избирательность; распределение; переключаемость).
Особенности памяти (преобладающая модальность; запоминание и
воспроизведение, объем запоминания, продуктивность).
Особенности мышления (форма мыслительной деятельности, операции
анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения,
моделирования, сформированность теоретических понятий, умение
устанавливать причинно-следственные связи).

Особенности воображения (репродуктивное, творческое)
Особенности личности (личностная активность, направленность,
самооценка, самосознание, мотивационные предпочтения, уровень
притязаний).
Индивидуально-типологические особенности (темп деятельности,
работоспособность).
Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональный фон,
эмоциональная лабильность, факторы эмоционального напряжения,
распознавание эмоций, произвольность, регуляция, самоконтроль).
Особенности коммуникативного развития (особенности общения с
родителями, педагогами, сверстниками, социальный статус в группе,
поведение в конфликтной ситуации).
Особенности учебной деятельности (организация деятельности,
степень сформированности учебных навыков)
Предварительное заключение.
Педагог-психолог _____________________________ подпись
Руководитель _________________________________ подпись
Печать

Педагогическая характеристика
Фамилия, имя, отчество ребенка_______________________________
Дата рождения______________________________________________
Адрес______________________________________________________
Образовательное учреждение__________________________________
Класс (общеобразовательный, КРО, компенсирующий)__________________
История обучения (до поступления в школу посещал (не посещал) группу
компенсирующей направленности; дата поступления в первый класс;
оставался ли на второй год; в каких классах).
Общее впечатление о ребенке (контактность; взаимодействие со
сверстниками, взрослыми; период адаптации; эмоциональноповеденческие особенности).
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (сведения о
себе; о своей семье; ближайшем социальном окружении; уровень
актуального развития с учетом сформированности временных
представлений).
Особенности психофизического развития (работоспособность; состояние
крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации,
зрительного и слухового восприятия; особенности внимания, памяти;
проявления левшества).

Сформированность учебных навыков (какие предметы
предпочитает; почему; степень активности на уроках).
Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и
навыков требованиям программы):
Математика: счетные навыки, их автоматизация, понимание
программного материала, характер трудностей в геометрических
построениях, при решении примеров, задач.
Чтение: тип, темп, пересказ, характерные ошибки чтения.
Письмо: особенности графики, аккуратность, устойчивость почерка,
особенности оформления работ, характер ошибок письменной речи
при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах.7.
Особенности обучаемости (насколько быстро усваивает новые
понятия, способы действия при минимальной помощи педагога,
других учащихся).
Степень усвоения школьной программы.
Выводы.
Учитель __________________________ подпись
Руководитель _____________________ подпись
Печать

Логопедическая характеристика
Фамилия, имя, отчество
ребенка__________________________________
Дата рождения________________________________________________
Адрес_______________________________________________________
1. Особенности строения артикуляционного аппарата (губы, зубы,
прикус, твердое небо, язык, подъязычная связка).
2. Устная речь:
общее звучание речи;
состояние звукопроизношения;
фонематическое восприятие: звуковой анализ, синтез, представление;
активный словарь;
грамматический строй речи;
слоговая структура слова;
связная речь;
языковой анализ.

Письменная речь:
чтение:
темп чтения, вид чтения: побуквенное, послоговое, целыми словами;
ошибки: пропуски, угадывание, замены, перестановки;
понимание прочитанного;
пересказ: самостоятельно, по наводящим вопросам, краткий, полный;
письмо:
ошибки фонетического характера;
искажение слоговой структуры слова: пропуски гласных, согласных, слогов,
перестановки слогов;
раздельное, слитное написание слов;
грамматический строй: словоизменение, словообразование, синтаксис (типы
построения предложений, виды связи слов в предложении: управление,
согласование, примыкание);
списывание, диктант, творческие работы,
Предварительное заключение.
Учитель-логопед __________________________ подпись
Руководитель _____________________________ подпись
Печать

При отсутствии в данном образовательном
учреждении условий, адекватных
индивидуальным особенностям ребенка, а
также при необходимости углубленной
диагностики и/или разрешения
конфликтных и спорных вопросов
специалисты ПМПк рекомендуют
родителям (законным представителям)
обратиться в территориальную психологомедико-педагогическую комиссию
(ТПМПК).

Трехуровневая система работы
ПМПК
3 уровень – региональный:
Центральная психолого-медико-педагогическая
комиссия (ЦПМПК г.Волгоград)
2 уровень - муниципальный
Территориальные психолого-медикопедагогические комиссии (ТПМПК)
1 уровень
психолого-медико-педагогические консилиумы
(ПМПк) образовательных учреждений

Основные принципы обследования
детей на ПМПК
Одним из важнейших условий приема ребенка на
ПМПК является соблюдение этических норм,
которые соответствуют основным принципам,
одобренных обществом исследования детей
(Society for Research in Child Development, 1990):
«Не навреди!»
Добровольное согласие
Конфиденциальность
Знакомство с результатами


Подписи к слайдам:

Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Председатель ПМПкМКОУ Михайловской СОШЕйбауэр Елена Николаевна2011-20102учебный год
Проблемы обучающихся
- отсутствие у детей положительного эмоционального и социального опыта общения; - выявленная неготовность младших школьников к новой социальной ситуации – школьному обучению;- низкая социальная адаптация и неадекватная самооценка обучающихся.
Психолого-медико-педагогический консилиум
школы является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).
Задачи Консилиума
1. Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.
2. Диагностическая и коррекционная работа с обучающимися в системе коррекционно-развивающего обучения на базе массовой школы. 3. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций).
4. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания. 5. Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы. При отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного года решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или выборе соответствующего типа школы.
6. При положительной динамике и компенсации недостатков определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам. 7. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьным компонентом.
Заседания ПМПк проводятся:
по результатам обследования (психологической диагностики); - по запросу учителя; - по запросу педагога - психолога; - по запросу родителей; - по запросу социального педагога.
Заседания ПМПк
Проводятся не реже 2 раза в полугодие
Плановые
Внеплановые
Периодичность проведения определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннееобсуждение проблем детей с отклонениямив развитии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕДАГОГА ПМПкФамилия, имя ребенка _________________________________________ Школа ______________________________________________________Общие впечатления о ребенке __________________________________Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка _________Сведения о семье _____________________________________________Знания и представления об окружающем мире _____________________Сформированность учебных навыков ____________________________Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)Математика _________________________________________________ Характер ошибок ____________________________________________Чтение _____________________________________________________Характер ошибок ____________________________________________и т.д.Подпись учителя __________________
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМАФ.И. ученика _______________________________ Возраст _________________________Школа ______________________________________ класс ___________________________Жалобы родителей ____________________________________________________________________ Жалобы педагогов ____________________________________________________________________ Особенности поведения, общения, привычки и интересы _____________________________________Сформированность социально-бытовой ориентировки _______________________________________Моторная ловкость _____________________Ведущая: рука _____________ нога ________________ ухо _______________ глаз ________________Характеристики деятельности: мотивация ____________________________________________________________________________критичность __________________________________________________________________________работоспособность _____________________________________________________________________темп деятельности ______________________________________________________________________Особенности внимания _________________________________________________________________Особенности памяти ____________________________________________________________________Качественная характеристика речи _________________________________________________________Характеристики интеллектуального развития ________________________________________________Педагог - психолог ____________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМАФ.И. ребенка __________________________________________ Дата рождения_________________Школа ______________________________________________________________ Класс __________Краткий анамнез речевого развития _____________________________________________________Речевая среда и социальные условия _____________________________________________________Общая и мелкая моторика ______________________________________________________________Артикуляционный аппарат ______________________________________________________________Устная речь: Общее звучание речи ___________________________________________________________________Понимание речи _______________________________________________________________________Активный словарь ______________________________________________________________________Грамматический строй речи ______________________________________________________________Слоговая структура речи _________________________________________________________________Звукопроизношение ____________________________________________________________________Фонематическое восприятие звуковой анализ, синтез _________________________________________Связная речь ___________________________________________________________________________Темп и плавность речи __________________________________________________________________Чтение ________________________________________________________________________________Письмо _______________________________________________________________________________Заключение и рекомендации: ____________________________________________________________Дата обследования ____________ Подпись логопеда ____________
Карта динамического наблюдения и рекомендацийФамилия, имя __________________________________________Дата _________________ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ: Педагог - психолог: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Логопед: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Педагог: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации: __________________________________________________(заполняется 1 раз в полугодие)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМАФамилия, имя ребенка ____________________________________________________________________Дата рождения ___________________________________________________________________________Дата обследования _______________________________________________________________________Школа _________________________________________________ Класс _________________________Домашний адрес ________________________________________________________________________Телефон _______________________________________________________________________________Причины напрваления на ПМПК: жалобы родителей______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ мнение учителя__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Документы представленные на консилиум: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение консилиума ___________________________________________________________________Председатель ПМПк: ______________________ Е.Н.ЕйбауэрЧлены ПМПк (специальность, подпись)________________________________
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ "ПОСТАВЛЯЕТ" КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ?
Педагог-психолог приносит на консилиум: - результаты наблюдений; - результаты экспертных опросов педагогов и родителей; - результаты обследования самих школьников.
Обобщенные данные о ребенке Описание психологических особенностей - обучения; - поведения; - самочувствия школьника. Обнаруженные нарушения или отклонения от - возрастной; - психической; - социальной нормы. Индивидуальные особенности психической жизни школьника. Адекватные формы помощи данному ученику.
Классный руководитель предоставляет на консилиум: - результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями- предметниками; - педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников в целом.
Классный руководитель фиксирует: (ведёт «Дневник наблюдения)- трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях; - особенности индивидуальных черт его обучения; - особенности обучения; - самочувствие, настроение.
Показатели для характеристики1. Качественные характеристики учебной деятельности. 2. Количественные показатели учебной деятельности. 3. Показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных ситуациях). 4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.
Заместитель директора по УМР- собирает информацию о тех учениках, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение; - разрабатывает схему проведения Консилиума.
Социальный педагог берет на себя организационные обязанности, связанные с Консилиумом: - помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума; - решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей.
Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума. Разработка стратегии помощи конкретному ученику.
Перечень документации специалистов Консилиума: - План и график работы ПМПк- Индивидуальная комплексная учебно-коррекционная программа на каждого ребенка с особенностями в развитии. - Журнал регистрации проведения диагностики, консультаций.- Индивидуальные планы работы с обучающимися, с семьей (социальный педагог);- Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (педагог-психолог, учитель-логопед).- Аналитический отчет о работе за год.- Диагностический паспорт класса. - Протоколы заседаний Консилиумов.
«Дневник индивидуального сопровождения»сведения социального характера;запись педагогических наблюдений; сведения о работе с родителями;характеристики.

«Психологическое сопровождение учащихся в коррекционном процессе на примере работы пмпк в КГК ОУ ШКОЛА 3» Подготовила: Г.Н. Бахарева, педагог-психолог


Цель отчета: раскрыть этапы психологического сопровождения учащегося на примере работы пмп к.

  • раскрыть основные направления работы педагога-психолога в коррекционном процессе;
  • определить цели и задачи ПМПк в коррекционной школе VIII вида;
  • показать фрагмент работы ПМПк на примере одного учащегося.

Цель психологической деятельности: Своевременное и целенаправленное устранение нарушений.

ЗАДАЧИ:

  • Формировать, развивать познавательные процессы.
  • Формировать, развивать эмоционально-волевую сферу.
  • Восполнять пробелы обучения.

Основные направления психологической работы:

  • организационное
  • диагностическое
  • коррекционно-развивающее
  • методическое

Организационное направление

  • подготовка кабинета к учебному году;
  • составление перспективного плана;
  • оформление психологических карт;
  • составление, утверждение расписания занятий;
  • комплектование групп;
  • оформление тетрадей взаимосвязи;
  • составление отчета работы за год;
  • составление плана работы на следующий учебный год.

Методическое направление

Цель:

  • развитие профессионального мастерства;
  • раскрытие творческого потенциала;
  • внедрение в психологическую деятельность инновационных технологий.

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Письмо Министерства образования РФ
  • «О Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме образовательного учреждения» , 27.03.2000г.,№ 27\901-6, зам. министра Е.Е.Чепурных;
  • «Положение о Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме образовательного учреждения» . 19.02.2001г., Министерство Хабаровского края;
  • Типовое положение о Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края,27.03.2001г., экспертно-методический совет по вопросам коррекционной педагогики комитета общего образования администрации края;
  • Устав КГКСКОУ СКОШ № 3;
  • Положение о Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида № 3, 20.08.2003г., № 70,директор КГКСКОУ СКОШ №3 ;
  • Приказ «О создании школьной ПМПк» , 01.08.2008г. № 98\1 , директор КГКСКОУ СКОШ № 3;
  • План работы Психолого-Медико-Педагогического консилиума на год;
  • Договор между образовательным учреждением и родителями;

В ПМПк ведётся следующая документация:

  • журнал записи учащихся на ПМПк;
  • журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
  • протокол заседания консилиума;
  • педагогическое представление на учащегося представление школьного педагога-психолога на учащегося;
  • логопедическое представление для школьного консилиума;
  • заключение ПМПк;

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА УЧАЩЕГОСЯ

Фамилия имя отчество ученика________________________________________________________

Дата рождения _____________Школа_______________________________Класс_______________

Особенности семейного воспитания (из бесед с родителями) ______________________________

Особенности развития, адаптации ребенка _____________________________________________

Характер и причины трудностей, которые испытывает ребенок _____________________________

Индивидуальные положительные особенности, являющиеся основой для коррекционно-развивающей работы __________________________________________________________

Общее развитие ребенка:

Осведомленность о себе и своей семье, знания и представления об окружающем ____________

Развитие моторики __________________________________________________________________

Развитие речи ______________________________________________________________________

Особенности поведения, отношение к школе и учебной деятельности ______________________

Сформированность учебных навыков:

по математике ______________________________________________________________________

по письму __________________________________________________________________________

по чтению _________________________________________________________________________

Сформированность школьно-значимых умений:

Умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать ________________________

Способность понять и принять инструкцию _____________________________________________

Отношение к неудаче _______________________________________________________________

Темп работы _______________________________________________________________________

Заключение ________________________________________________________________________

Дата заполнения____________________ Подписьпедагога____________________________

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА УЧАЩЕГОСЯ НА ПМПк

Фамилия, имя, отчество ученика__________________________________________________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________________________________________________________________________

Школа, класс__________________________________________________________________________________________________________________

Сведения о семье______________________________________________________________________________________________________________

Особенности учебной деятельности и поведения со слов:

Родителей______________________________________________________________________________________________________________________

Педагогов______________________________________________________________________________________________________________________

Особенности общения:

С одноклассниками______________________________________________________________________________________________________________

С педагогами___________________________________________________________________________________________________________________

С родителями___________________________________________________________________________________________________________________

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация ___________________________________________________________________________

Сформированность понятий правой и левой руки, пространственных и временных предстовлений___________________________________________________________________________________________________________

Ведущие: рука________________________нога__________________________ухо_______________________________глаз_______________________

Моторная ловкость _____________________________________________________________________________________________________________

Внешний вид и поведение в ситуации обследования_________________________________________________________________________________

Темп деятельности и работоспособность___________________________________________________________________________________________

Познавательная сфера:

Восприятие____________________________________________________________________________________________________________________

Особенности внимания__________________________________________________________________________________________________________

Особенности памяти____________________________________________________________________________________________________________

Мышление____________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность учебных навыков (соответствие требованиям программы, ошибки)

Чтение_______________________________________________________________________________________________________________________

Письмо______________________________________________________________________________________________________________________

Счет_________________________________________________________________________________________________________________________

Решение задач_________________________________________________________________________________________________________________

Особенности психоречевого развития

(речевая активность, словарь, овладение родовыми обобщениями, понимание грамматических конструкций, построение высказываний)_______

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы_____________________________________________________________________

Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, характерные наущения

Дата обследования___________________________ Фамилия школьного педагога-психолога_____________________________________________

Логопедическое представление для школьного консилиума

1. ФИО___________________________________________________________________________

2. Дата рождения_________________________________________________________________

3. Где обучался___________________________________________________________________

4. Краткий анамнез_______________________________________________________________

5. Речевая сфера и социальные условия______________________________________________

6. Общая и мелкая моторика_______________________________________________________

7. Артикуляционный аппарат_______________________________________________________

8. Устная речь:

Общее звучание речи______________________________________________________________

Темп и плавность речи_____________________________________________________________

Понимание речи__________________________________________________________________

Фонетическое восприятие, звуковой анализ, синтез____________________________________

Звукопроизношение_______________________________________________________________

Слоговая структура речи___________________________________________________________

Активный словарь_________________________________________________________________

Грамматический строй речи________________________________________________________

9. Письменная речь:

Чтение__________________________________________________________________________

Письмо__________________________________________________________________________

10. Заключение___________________________________________________________________

Дата обследования _____________ (____________)

  • Подпись ФИО

Дата обследования___________

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения______________________________________________________

1. Особенности развития, адаптации ребенка____________________________

2. Характер и причины трудностей, которые испытывает ребенок___________

3. Индивидуальные положительные особенности личности,

являющиеся основой для коррекционно-развивающей работы____________

4. Заключение консилиума___________________________________________

___________________________________________________________________

Председатель консилиума:

Члены консилиума:


План индивидуальной

коррекционной работы с учащимся

Проблема

Цели,

задачи

Срок

Ответ-

ственный

Результат


Журнал записи на ПМПк (сентябрь, 2013г)

п\п

дата

Ф.И.О.

уч-ся

Дата рождения

Иванова Полина Ивановна

Инициатор

Классный руководитель1 класса

Повод обращения

обращения

Первичное обследование

10.09.13г-педагог-психолог;

12.09.13г-учитель-логопед


Заседание ПМПк


п\п

Дата

Ф.И.О уч-ся

Дата рождения

Иванова Полина Ивановна

Проблема

Заключение

специалиста или коллегиальное заключение

речь непонятна для окружающих,

Тотальное нарушение всех психических функций.

недостаточно понимает обращенную речь, в общении избирательна. Трудности в усвоении школьной программы по всем предметам.

Специалист или состав ПМПк

Нарушение коммуникативной функции речи. Нарушение эмоционально-волевой сферы. Слабо развита мелкая моторика рук. Системное недоразвитие языковых и речевых средств (тяжелой степени) при F-70. Стертая форма дизартрии

Педагог-психолог,

учитель-логопед, учитель, воспитатель

Заключение Психолого-Медико-Педагогического консилиума

Дата обследования 13.10.2013г

Фамилия, имя ребенка Иванова Полина Ивановна

Дата рождения 30.07.2004г . Класс 1 а

1. Особенности развития, адаптации ребенка адаптационный период проходит успешно

2.Характер и причины трудностей, которые испытывает ребенок восприятие фрагментарное, внимание

неустойчивое, непродуктивное, испытывает трудности в запоминании учебного материала, низкий уровень

наглядных форм мышления, причинно-следственные связи устанавливает примитивно, слабо ориентируется во

времени и пространстве, грубо нарушены все компоненты речи, затруднен вербальный контакт, отказывается от

общения с незнакомыми людьми, тревожна, слабо развита мелкая моторика рук

3. Индивидуальные положительные особенности личности, являющиеся основой для коррекционно-развивающей работы принимает помощь педагога, ориентируется на похвалу педагога , активизируется в ситуации успеха

4. Заключение консилиума

Тотальное нарушение всех психических функций.

Нарушение коммуникативной функции. Нарушение эмоционально-волевой сферы. Слабое развитие мелкой

моторики рук. Системное недоразвитие языковых и речевых средств (тяжелой степени) при F-70. Стертая форма

дизартрии.

Председатель консилиума:

Члены консилиума:


Журнал записи на ПМПк (январь, 2014г)

п\п

дата

Ф.И.О.уч-ся

Дата рождения

Иванова Полина ивановна

Инициатор

Классный руководитель 1 класса

обращения

Повод обращения

График консультирования специалистами

Промежуточная диагностика с целью отслеживания усвоения программного материала

19.12.13г-педагог-психолог;

20.12.13г-учитель-логопед

План индивидуальной коррекционной работы с учащейся 1 класса И.Полины

Проблема

Цели,

Нарушение познавательных процессов

задачи

Развивать

Развивать слуховое внимание и

зрительное

Срок

работы

восприятие

Упр. «Что звучит», «Хлопки», «Кто летит», «Запомни слова», «Узнай по звуку»

Развивать

Сентябрь – декабрь

«Зашумленные предметы», «Наложенные предметы», «Чего не хватает» «Узнай целое по части»

восприятие

Развивать

устойчивость внимания

Упр. «Распутай линии», «Найди спрятанные слова», «Счет до 20»

Результат

Учитель, воспитатель

зрительную память

Упр. «Хорошо ли вы знаете друг друга», «Что изменилось», «Запомни 10 слов»

на 1 полугодие

научилась списывать буквы, слоги, короткие слова

Развивать наглядно-действеное,

научилась слушать инструкции учителя,

наглядно-образное мышление

Упр. «Где мы побывали», картинки-загадки, парные картинки, противоположность, пословицы, «Четвертый лишний»

Наблюдается незначительная положительная динамика в продуктивности и устойчивости внимания, однако остается на низком уровне

Наблюдается незначительная положительная динамика в развитии зрительной памяти, однако остается на низком уровне

Наблюдается положительная динамика в развитии наглядно-действенного мышления


Нарушение

эмоционально-волевой сферы

Недоразвитие мелкой моторики рук

Коррекция настроения и отдельных черт характера (замкнутость, тревожность)

Нарушение

Мимические упражнения, этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций

Развивать мелкую моторику

звукопроизношения

Штриховки, вырезание, лепка, раскраски

Сентябрь-декабрь

Развивать артикуляторную

Выполнять комплекс упражнений для выработки артикулем свистящих звуков.

моторику.

Учитель, воспитатель

Девочка стала чаще улыбаться, в детском коллективе появились друзья, помогает слабым

Тренировать в правильном произнесении звука Ы изолированно, в слогах, в односложных словах (дым), в двусложных словах с открытыми слогами (мамы, папы, дыни).

Развивать речевое

Упр. «Подуй на язычок», упр. на удлинение выдоха «счет от 3 до 10, фразы Собака лает. Лает злая собака. Во дворе лает злая собака»

Звуки С.СЬ поставлены автоматизация

на уровне слога,

поставлен звук Ы, автоматизация на уровне слов.

Нарушение фонематического восприятия, слуха

Нарушение

Развивать

Несформированность навыка

звуко-слоговой

Развивать звуко-слоговую

фонематическое

Упр. «Эхо», отстукивание заданного ритма, лото «Подбери картинку к схеме», «Определи звук», «Что неправильно»

языкового анализа и синтеза

Недоразвитие словарного запаса

Отстукивание заданного ритма, отстукивание ритма слова, знакомство и работа со слоговыми схемами, упр. «Паровозик», «Кто, где живет» (распределение слов по количеству слогов)

структуры слова

Сентябрь-декабрь

а) учить находить первый и последний звук в слове

структуру слова

слух и восприятие

Уточнять, расширять словарный запас

Учитель, воспитатель

б) учить определять количество слогов в слове

Игра «Телевизор», «Волшебный цветок», «Слоговое домино»,

Наблюдается незначительная положительная динамика, однако остается на низком уровне

работа со звуко-слоговыми схемами слов, работа со схемами предложений,

Работа по лексической теме: «Школа», «Семья», «Дом», «Сад», «Огород», «Времена года», рассказывание сказок с опорой на картинки

Произносит простые односложные, двусложные слова с открытым и закрытым слогом, имена одноклассников со стечением согласных, воспроизводит ритмическую структуру некоторых трехсложных слов

Наблюдается незначительная положительная динамика в определении количества слов в предложении, в определении первого и последнего звука в слове

Наблюдается незначительная положительная динамика, однако остается на низком уровне. Ребенок показывает на картинах знакомые овощи и фрукты, старается произносить слова за учителем

Несформированность

грамматического строя речи

Несформированность

а) учить составлять предложение из 2,3-х слов,

зрительно-пространственных координаций и временных представлений

и понимания логико-грамматических отношений

подбирать глагол к существительному и существительное к глаголу

1.Формировать зрительно-пространственные

Работа со схемами предложений, составление предложений по картинкам, с заданным словом, по вопросам.

Упр. на различение понятий «верх-низ», «правое-левое», «впереди-сзади», упр. на ориентировку на себе и на собеседнике, на листе бумаги, в учебнике, графические диктанты (1 уровня), заполнение календаря природы, работы по режиму дня, игра «Когда это бывает», «Назови и подбери»

координации.

Сентябрь-декабрь

Учить задавать вопросы и учить подбирать действия к существительному (картинке) по вопросу «Что делает?» и наоборот (Кто лает? Кто хрюкает?).

б) учить понимать и употреблять предлоги С, НА, ПОД

Учитель, воспитатель

Игра «Коробочка», работа с предлогами по схемам и по картинкам. Учить решать простые логические задачи.

в) учить понимать логико-грамматические отношения

2.Формировать временные представления.

Наблюдается незначительная положительная динамика. С помощью учителя по картинкам и по вопросу составляет фразу из 2-3 слов без предлога, с помощью учителя задает вопрос и отвечает на вопрос по картинке. Показывает местоположение предмета относительно другого предмета.

Научилась ориентироваться на себе, на собеседнике с ошибками, усвоила понятия «верх-низ, впереди-сзади»


Воспитание потребности трудовых умений и навыков

Развивать навыки самообслуживания, умения хозяйственно-бытового труда

Сентябрь-декабрь

Учитель, воспитатель

Поручения, игры, упр., дежурство


Заседание ПМПк

Ф.И.О уч-ся

Дата рождения

Иванова Полина Ивановна

Проблема

Заключение

Трудности в усвоении школьной программы по всем предметам.

специалиста или коллегиальное заключение

Испытывает трудности переноса усвоенного способа действий на новое задание и в новую ситуацию

Наблюдается положительная незначительная динамика в развитии слухового и зрительного восприятия, слуховой и зрительной памяти в устойчивости и продуктивности внимания, в развитии артикуляторной моторики, в развитии навыков звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова, навыков языкового анализа, мелкой моторики рук. Наблюдается положительная динамика в развитии навыков общения.

Нарушение эмоционально-волевой сферы. Мыслительные операции на низком уровне, преобладает наглядно-действенное мышление. Системное недоразвитие языковых и речевых средств (тяжелой степени) при F-70. Стертая форма дизарии.

Коррекция всех психических функций, эмоционально-волевой сферы.

Посещение логопедических занятий по коррекции речи.

Педагог-психолог,учитель-логопед, учитель, воспитатель

Коррекция речи на логопедических занятиях и в условиях класса.

Заключение Психолого-Медико-Педагогического консилиума

Дата обследования 28.01.2014г

1.Фамилия, имя ребенка Иванова Полина Ивановна

2.Дата рождения 30.07.2004г . Класс 1 а

3. Особенности развития, адаптации ребенка адаптационный период прошла успешно

4. Характер и причины трудностей, которые испытывает ребенок Трудности в усвоении школьной программы по всем предметам. Испытывает трудности переноса усвоенного способа действий на новое задание и в новую ситуацию. Восприятие фрагментарное, внимание неустойчивое, непродуктивное, низкий уровень наглядных форм мышления, причинно-следственные связи устанавливает примитивно, слабо ориентируется во времени и пространстве, затруднен вербальный контакт, грубо нарушены все компоненты речи, слабо развита мелкая моторика рук, низкая работоспособность, утомляемость

5. Индивидуальные положительные особенности личности, являющиеся основой для коррекционно-развивающей работы принимает помощь педагога, активизируется в ситуации успеха, сформированы трудовые навыки, проявляет интерес к учебной деятельности, заинтересована в успехе, прилагает усилия к достижению положительного результата

6. Заключение кнсилиума

Наблюдается положительная незначительная динамика в развитии слухового и зрительного восприятия, слуховой и зрительной памяти, в устойчивости и продуктивности внимания, в развитии артикуляционной моторики, в развитии навыков звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова, навыков языкового анализа, мелкой моторики рук. Наблюдается положительная динамика в развитии навыков общения.

Нарушение эмоционально-волевой сферы. Мыслительные операции на низком уровне, преобладает наглядно-действенное мышление.

Председатель консилиума:

Члены консилиума:


Журнал записи на ПМПк (на май 2014г)

Дата рождения

Иванова Полина Ивановна

Инициатор

Повод обращения

обращения

Классный руководитель1 класса

График консультирования специалистами

Итоговая диагностика

с целью отслеживания усвоения программного материала

20.04.14г-педагог-психолог;

22.04.14г-учитель-логопед

Заключение психолого-медико-педагогического Консилиума Дата обследования май.2014 г.

1.Фамилия, имя ребенка Иванова Полина Ивановна

2.Дата рождения 30.07.2004г . Класс 1 а

3. Особенности развития, адаптации ребенка адаптационный период прошла успешно, программу 1 класса усвоила частично.

4. Характер и причины трудностей, которые испытывает ребенок Трудности в усвоении школьной программы по письму и

чтению. Испытывает трудности переноса усвоенного способа действий на новое задание и в новую ситуацию. Восприятие

фрагментарное, внимание неустойчивое, улучшилась продуктивное, низкий уровень наглядных форм мышления но наблюдается

незначительная положительная динамика, затрудняется устанавливать причинно-следственные связи, ориентируется во

времени и пространстве с помощью наводящих вопросов, наблюдается незначительное развитие всех компонентов речи,

развития мелкой моторики рук, работоспособность повысилась.

5. Индивидуальные положительные особенности личности, являющиеся основой для коррекционно-развивающей работы

принимает помощь педагога, активизируется в ситуации успеха, сформированы трудовые навыки, проявляет интерес к учебной

деятельности, заинтересована в успехе, прилагает усилия к достижению положительного результата

6. Заключение консилиума

Наблюдается положительная динамика в развитии слухового и зрительного восприятия, слуховой и зрительной памяти, в

устойчивости и продуктивности внимания, в развитии артикуляционной моторики, в развитии навыков звукопроизношения,

звуко-слоговой структуры слова, навыков языкового анализа, мелкой моторики рук. Наблюдается положительная динамика в

развитии навыков общения.

Нарушение эмоционально-волевой сферы. Мыслительные операции на низком уровне, преобладает наглядно-действенное

мышление. Системное недоразвитие языковых и речевых средств (тяжелой степени) при F-70. Стертая форма дизартрии.

Продолжить обучение по программе коррекционной школы VIII вида, во 2 классе.

Председатель консилиума:

Члены консилиума:

Библиографический список

1.Воспитательная работа в школе// Положение о ПМПк. 1/2004 г.

2.Дефектологический словарь. М.. 1970.

3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М, Просвещение, 1981.

4.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений.-М.:Издательский центр «Академия», 2000.

5.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей С Петербург 1995

6.Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов.-Воронеж:Издательство «Учитель», 2003.

7.Лалаева Р. И. Нарушения чтения. - М., 1998

8.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М, Владос, 1999

9.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике.-М.:МГОПИ, изд-во «Альфа», 1993.

10.Лоскутова Е.В. Использование слоговых таблиц в коррекции нарушений письменной речи младших школьников.// Школьный логопед, №2(5),2005

11. Никашина Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием. \\ Недостатки речи у учащихся. Под ред. Левиной Р.Е., -Москва, 1965.

12. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, “Академия развития”, 1996 г.

13. Понятийно- терминологический словарь логопеда. М., 1997.

14. Психолого-педагогический журнал// Типовое положение о ПМПк в образовательных учреждениях Хабаровского края. №1 2001 г.

15. Школьный психолог // Письмо Мин. Образования РФ о ПМПк. № 34 сен 2000 г.

16. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов н/Д: Феникс, 2009 г

1 слайд

Заседание школьного психолого-медико-педагогического консилиума Курган, 2012 Ковалёва С.В., зам. директора по УВР НШ Департамент социальной политики города Кургана Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»

2 слайд

Консилиум – это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.

3 слайд

ПМПконсилиум составляет единый комплекс клинического, психологического, логопедического и педагогического разделов. В каждом из них выдвигаются определенные задачи, решение которых позволяет обобщить разнообразные данные, в интегрированном виде поставить диагноз и определить важнейшие индивидуально - психологические особенности ребенка.

4 слайд

Цель психолого-медико-педагогического сопровождения- создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

5 слайд

Основные задачи деятельности ПМПконсилиума – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах и в поведении.

6 слайд

Каждый специалист, ориентируясь на решение вопросов в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и, в то же время, одну из составных частей целостной картины квалификации развития ребенка и прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения.

7 слайд

Принципы работы школьного ПМПК: комплексность изучения ребенка (тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопеда, психолога и врача); стереогаозис - оценка состояния ребенка с различных точек зрения (разными специалистами); индивидуально - коллегиальное проведение обследования (индивидуальное обследование ребенка специалистами и коллегиальное решение о структуре отклоняющегося развития и вытекающих отсюда особенностях коррекционно-развивающих мероприятий).

8 слайд

Консилиумы бывают плановыми и внеплановыми. Плановый консилиум решает следующие задачи: определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка; выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года). Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода.

9 слайд

Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или воспитателя. В задачи внепланового консилиума входят: принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).

10 слайд

Консилиум имеет несколько этапов: Подготовительный этап; Основной этап; Заключительный этап. Подготовительный этап включает в себя: психолого-педагогическое изучение педагогически запущенного, проблемного ребенка; беседу с учителем (учителями); подготовку предварительной характеристиками и рекомендаций психолога, педагога, медика, социального педагога.