Рождественское послание епископа кинешемского и палехского илариона клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам кинешемской епархии ивановской митрополии русской православной церкви. Епископ кинешемский и палехский иларион прибыл к месту служения Еписко


На въезде в г. Кинешму архипастырей встречали глава городского округа Кинешма И.А. Виноградова, глава администрации городского округа Кинешма А.В. Томилин, заместитель главы администрации городского округа Кинешма С.В. Вяльцева, глава Палехского муниципального района С.А.Рыбаков и представители духовенства.

У ворот Воскресенского кафедрального собора архипастырей ожидали с хлебом-солью и цветами многочисленные прихожане, священнослужители, монашествующие.

Затем в Успенском кафедральном соборе епископ Иосиф, епископ Никон и епископ Иларион в сослужении сонма духовенства Кинешемской епархии и прибывших на торжества многочисленных священнослужителей других епархий Ивановской митрополии совершили благодарственный молебен.

По окончании богослужения глава Ивановской митрополии епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф обратился со словом к присутствующим. Он рассказал об образовании новых епархий, которое поможет всестороннему развитию церковной жизни в регионе, а также об основных этапах церковной биографии епископа Илариона. Глава митрополии особенно отметил труды нового управляющего Кинешемской епархии, понесенные им при восстановлении Золотниковской пустыни, — места монашеского пострига святителя Митрофана Воронежского.

Епископ Иларион в своем первом слове к пастве подчеркнул, что он прибыл на Кинешемскую землю не властвовать, а идти вместе с духовенством и прихожанами по пути, заповедному нам Христом. Он сказал, что хотел бы быть достойным преемником и последователем святителя Василия, исповедника Кинешемского. Обратившись к священнослужителям, епископ Иларион призвал их быть деятельными помощниками управляющему епархии в устроении епархиальной жизни.

Затем к епископу Илариону с поздравлениями обратились представители районной и городской администрации, представители духовенства и мирян.

Всем священнослужителям и богомольцам на память о состоявшемся событии были розданы Казанской иконки Божией Матери.

В этот же день епископ Иваново-Вознесенский Иосиф, епископ Шуйский Никон и епископ Кинешемский Иларион совместно с руководством Кинешмы провели выездное совещание, посвященное перспективам размещения в городе Кинешме епархиального управления. Они также осмотрели передаваемый Церкви храм в честь святителя Иоанна Златоуста, входящий в комплекс бывшего Вознесенского монастыря, построенного близ братской могилы защитников Кинешмы, павших в борьбе с польскими захватчиками в 1609 году. Совсем недавно в этом храме размещались мастерские химико-технологического техникума.

На заседание Священного Синода, состоявшемся 7 июня 2012 года, было принято решение об образовании Ивановской митрополии, включающей в себя Иваново-Вознесенскую , Кинешемскую, Шуйскую епархии.

Из состава Иваново-Вознесенской епархии была выделена Кинешемская епархия. Она объединяет приходы в административных границах Верхнеландеховского, Заволжского, Кинешемского, Лухского, Палехского, Пестяковского, Пучежского, Родниковского и Юрьевецкого районов Ивановской области.

Епископом Кинешемским и Палехским был избран архимандрит Иларион (Кайгородцев). 8 июля 2012 года, в неделю 5-ю по Пятидесятнице, день памяти благоверных Петра и Февронии Муромских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя возглавил архиерейскую хиротонию архимандрита Илариона.

В Ивановская области сохранилось немало храмов, потрясающих своей архитектурой и хранящих историю этих мест. Но, если на соседней владимирщине православные приходы стали визитной карточкой региона, известной на весь мир, то Ивановская область подобным похвастаться не может. Какие трудности встречаются на пути духовного возрождения края корреспонденты «Промышленности и общества» попросили рассказать епископа Кинешемского и Палехского Илариона.

— Ивановская область не является крупным промышленным регионом. Тем не менее, можно ли отметить участие промышленников в возрождении духовного наследия края? Возможно, кто-то из меценатов федерального масштаба оказывает помощь монастырям и храмам епархии? Могли бы вы привести примеры наиболее активных?
К сожалению, в Кинешемской епархии нет примеров помощи приходам со стороны как промышленников в частности, так и меценатства со стороны прочих финансово стабильных структур, как местного, так и федерального масштаба. Это печально, но красота Юрьевецких храмов, расположенных на Волге, удивительные по своей архитектуре святыни Кинешмы, Луха, Верхнего Ландеха, Палеха, известные каждому русскому человеку из уроков истории, не трогают сердца тех, кто имеет возможность восстановить былую красоту и величие этих святынь. Вся помощь, которая оказывается храмам епархии, исходит от благотворителей, которые и сами весьма ограничены в средствах. Можно рассчитывать на поддержку муниципальных властей, предпринимателей малого бизнеса, но от организаций и частных лиц, которые могли бы существенно помочь, помощи пока не поступало. Надеюсь, что данная ситуация в корне изменится и на наши жемчужины архитектуры падет взор меценатов.

Какие проблемы церковной жизни требуют более деятельного участия со стороны социально ответственных промышленников? Какого рода помощь была бы наиболее актуальна?
Кроме уже указанной проблемы восстановления храмов актуальной является отсутствие финансирования социально значимых проектов. При Троицко-Успенском кафедральном соборе существует социальная столовая, в которой ежедневно питаются неимущие. Об этом проекте даже был сюжет в региональных новостных блоках – и все же помощи в таком важном деле Социальный отдел епархии так и не получил. Все держится на энтузиазме руководителя отдела и редкой разовой помощи. В епархии существуют четыре просветительских центра – в Кинешме, Родниках, Пестяках и Елнати. Финансовая поддержка этих проектов помогла бы расширить возможности духовно-просветительской деятельности в нашем регионе. Молодежный, миссионерский, издательский отделы епархии работают, можно сказать, на «голом энтузиазме» сотрудников этих структур.
Было бы очень отрадно, если бы, однажды, в моем телефоне прозвучал голос: «Владыка, я бы хотел принять посильное участие в жизни Вашей епархии. Подскажите, как мне это сделать?». Пока же это лишь мечты. Мы стараемся сделать все зависящее от нас, чтобы помочь России не скатиться в бездну дремучего мракобесия, чтобы дать возможность подрастающему поколению увидеть свет надежды. Совсем недавно в епархии прошла конференция «Роль православной книги в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения». Мы также приглашали с лекциями известного проповедника, председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Димитрия Смирнова, писателя Виктора Николаева и других замечательных лекторов и проповедников. Дальнейшая работа в этом направлении, имей она целевое финансирование, смогла бы помочь духовному росту населения и переломить ситуацию к лучшему.

— Владыка, как Вы считаете, оказываемая помощь должна оставаться личным делом благотворителя, или быть освещенной в публичной сфере с целью демонстрации примера, способного подвигнуть других на благие дела?
Конечно же, добрый пример всегда полезен для окружающих. Незыблемы слова Господни: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на Небесех» (Мф. 5; 16). Но также важно помнить и другие слова Писания: «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6; 3). Доброе дело, сделанное напоказ, зачастую приносит вред благотворителю, порождает в его душе тщеславие и превозношение. Поэтому немаловажно предостеречь от того, чтобы меценат придавал излишнее значение публичности своей деятельности. Важнее – само доброе дело и молитвы духовенства и благодарных мирян о человеке, который пожертвовал своим временем, силами и финансами ради своих ближних.

Епископ Кинешемский и Палехский Иларион рассказал, почему помощь людям важнее ремонта в храме, как расшевелить безразличного священника, и как глава Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон вдохновил его собирать дрова для старушек.

- Почему вы решили собирать дрова для нуждающихся?
- Когда в августе этого года к нам на конференцию по социальному служению приехал владыка Пантелеимон, он, по Божьему промыслу, вдохнул в нас горячее желание трудиться. И мы поняли, что только через добрые дела можно сердца людей повернуть к Церкви. Хорошо, конечно, когда видишь красивые службы, красивые облачения и т.д. Обычная архиерейская жизнь… Но, я думаю, что это не главное. Главное – это работа с людьми. А она возможна только через милосердие.
Епископ Пантелеимон рассказал нам, какие Церковь может организовывать социальные проекты. Мы вначале подумали, что мы сейчас можем сделать, не имея средств? Регион у нас бедный, дотационный, деревни вымирают. Главы администраций на местах помогают, конечно, но тоже в меру сил. Они не могут допустить нецелевого расходования бюджетных средств. Но потом мы решили, что непременно должны найти возможность помощи конкретным людям. Недавно побывали мы в одной семье. Муж ушел, осталось 8 детей. Ситуация крайне сложная. Нужна срочная помощь, хотя бы дровами. Мы реализовали предложение владыки Пантелеимона, получилось не плохо. Хотя приходится некоторых наших батюшек и расталкивать.

Вы в епархии полтора года. Часто на новом месте сложившиеся порядки изменить не просто. Как до вас здесь было устроено социально служение и что вы планируете в нем изменить?
- Здесь никогда не было своей епископской кафедры, Кинешма входила в состав более крупной Иваново – Вознесенской и Кинешемской епархии. И хотя Кинешма – второй по величине город после Иванова, но архиерей бывал здесь всего три или четыре раза в год. Шла обычная мирная жизнь на периферии.
Когда я имел беседу с Патриархом Кириллом, он мне сказал, что новые епархии открываются потому, что многие священнослужители жили по инерции: совершали требы, служили раз в неделю и были ни холодны, ни горячи. Священник отслужил и ушел, и все. Где его искать? Люди его не видят и знать не знают. Почему мы и теряем людей. А когда архиерей в городе появляется, то начинается новая жизнь.
Мне с духовенством повезло. Есть, конечно, люди, которые по упрямству еще сопротивляются нововведениям. Где-то приходиться, как говорил наш старец владыка Амвросий, и «пальчиком пригрозить». Но безнадежных у нас нет. Стараемся договариваться с братьями. По любви, с уважением, со смирением. Ну, а если человек не тянет то, что от него требуется (особенно в городе, где совсем другой ритм, где обязательно должна вестись социальная работа, должен быть постоянно открыт храм), то я стараюсь таким священникам найти другое послушание и поставить на их место людей более энергичных.
Сейчас мы хотим укрепиться в Кинешме. Особенно активно работает у нас социальный отдел. Работаем с молодыми мамами, проводим предабортное консультирование. Это самое главное – выработать методики, и тогда мы сможем распространить их в наши районные центры.
Но, конечно, - это глубинка России и здесь сложно. Нет у нас крупных благодетелей. Если в Москве их можно поискать, то у нас даже пойти не к кому. Кроме того, люди не приучены быть благотворителями, они не знают, что это такое. И когда ты что-то просишь, даже пустячную вещь, то это вызывает удивление и непонимание.
Если вы заметили, у нас и кафедральный собор изнутри, и иконостас – все в таком виде, в каком было в 1970-х годах, когда не было возможности ничего в храме сделать. Мы сейчас пытаемся привести его в порядок, но это для нас не самое главное. Если у людей будет такая потребность, то они могут сами прийти и сделать ремонт. Пока что у людей этой потребности нет. Мы смиряемся, думаем – это ничего страшного. За это нас Господь не спросит, почему у вас была бедная утварь. Спросит – что вы делали.
Социальная работа нам действительно в радость и доставляет утешение. Нам самим интересно, что мы можем сделать на новом поприще. Но и удары, конечно, получаем. Начали бездомных кормить, в местных СМИ уже пишут – вот попы отдают объедки со своих столов, а сами ходят толстые. Ну, что же, никто не говорил, что этого не будет. Главное – удар держать, не унывать, терпеть, трудиться. И у нас есть помощники, слава Богу.

- Какие социальные проекты появятся в епархии в 2014 году?
- Мы построили за храмом павильон и начали кормить бездомных. Раньше они стояли рядом с храмом, никому не нужные. С помощью добровольцев кормим продуктами быстрого приготовления каждый день, приходят от 8 до 15 человек. Это направление работы планируем развить до полноценного пункта социальной помощи.
Нам передали бесхозное здание закрытого несколько лет назад техникума, мы хотим его переделать под пункт помощи бездомным. Нас включили в шорт-лист грантового конкурса «Православная инициатива». Если выиграем грант, то сможем сделать в этом здании столовую, помывочную, склад одежды и кабинет социального работника. Думаю, что не надо бездомным морали какие-то читать, их нужно просто накормить, одеть и согреть. Что бы люди пришли, попили чаю, а мы им в это время какой-нибудь фильм духовный покажем. И ведь бывают среди них и не бездомные, а такие, которые попали в тяжелую ситуацию. Я встречался с людьми, у которых просто сейчас нет денег на еду, и им некуда пойти. Мы им помогаем одеждой и питанием.
Уже есть склад вещей, что-то вроде православного сэконд-хэнда, только бесплатный. Люди пришли, соцработник записал имя и адрес (чтобы избежать злоупотреблений помощью), и они выбрали себе все, что им нужно.
При Преображенском храме мы открываем кабинет по первичному консультированию наркозависимых. Вести прием будет наш сотрудник – Антон, который прошел реабилитацию в центре игумена Мефодия (Кондратьева) Георгиевского прихода. Насколько результативно – время покажет. Но то, что есть место, куда можно людям обратиться, уже хорошо.
А недавно обратились к нам две девушки лет по 25 с предложением помощи в организации ухода за больными. Это очень утешает. Нам нужны волонтеры. Владыка Пантелеимон рассказывал, как он организовывал сестричество в Смоленске, и мы тоже хотим пойти этим путем. При каком-нибудь отделении, например неврологии, начнем помогать больным. Начнем с одного-двух человек, а там, если Господь благословит, пойдем дальше.
Самое главное – не оставаться равнодушным к человеческой нужде и боли. И помнить, что у Господа нет других рук, кроме наших.

Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы: днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается: силы небесныя радуются, и земля с человеки веселится: волсви Владыце дары приносят: пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение .

Стихира Рождеству Христову на хвалитех

Возлюбленные о Господе

пастыри, всечестные иноки и

инокини,

дорогие братия и сестры!

Вновь весь православный мир празднует необычайное событие в жизни человечества: то, что могло лишь однажды свершиться, но без чего невозможно спастись человеческому роду, то, о чем и благовестил Ангел: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2:10,11). Спаситель - потому как через Божественное воплощение прервалось древнее проклятие, сочетавшее грех с человеческим естеством, исполнилось первое пророчество, данное нашим праотцам: семя Жены сокрушило главу древнего Змия.

Более грех не обладает сердцем человека, отверзлись для каждого врата Царствия Небесного. Христос — Мессия пришел в мир, долгожданная отрасль ветви Давида Царя. Наступило время Царства Божия, которое «не от мира сего» (Ин 18:36). Это Царство рождается в очищенных благодатью Святого Духа сердцах и возводит нас в Обители Небесного Отца. Пред этим чудом меркнут все блага земные, все возможности человека по устроению себя в бренном мире. Ни богатство, ни слава, ни почести, которые может предложить мир человеку, не стоят одного мгновения, проведенного в единении с Творцом Вселенной.

Господь стал человеком. Бог добровольно облекся плотью. По слову преподобного Иоанна Дамаскина, «Господь, пожалев собственное творение, добровольно принявшее страсть греха, словно посев вражий, воспринял болящее целиком, чтобы в целом исцелить: ибо невоспринятое неисцеляемо. А что воспринято, то и спасается… Греха же Он не воспринял - ведь грех не Его творение». Ради изгнания из души присеянной врагом болезни греха Он (Господь) «воспринял душу и воление ее, а чтобы освободить тело от тления и услужения греху, воспринял и тело. Воспринял и наказания за первое грехопадение, чтобы, оплатив за нас наши долги, освободить нас от осуждения - ибо раб не может освободить раба. Поэтому Он, будучи Сам, как безгрешный, свободным, и не подлежа ни смерти, ни какой-либо другой каре, принял за нас на Себя наши кары и умер за нас, чтобы дать принявшим Его власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12), и даровать им нетление, и подарить равноангельскую, беспечальную и безмятежную жизнь в пакибытии будущего века…» Но невозможно принять эти Божии жертвенные дары, не принеся собственных даров Богу. Добровольность Христовой жертвы требует и от нас, христиан, жертвенного служения Богу. Если для нас Бог остается только Творцом мира, а не любящим Отцом, если Евангелие - лишь свод нравственных правил, тогда нет нам надежды на спасение. В Царство Божие входят те, кто возлюбил Господа всем своим сердцем, больше всех на свете, даже больше, нежели самого себя, кто эту любовь воплотил в делах: молитвой очистил свое сердце и эту заповедь любви распространил на окружающих, на тех, кто по Евангелию оказался промыслительно ближним.

Ближний, как мы помним из притчи о милосердном самарянине, это тот, кто наиболее нуждается в нашей помощи. Как некогда Господь стал для нас Ближним, чтобы спасти погибающее человечество, так и каждый из нас должен стать для окружающих добрым самаритянином. Трагические события, происходящие в соседних государствах, вокруг нас и рядом дают нам возможность исполнить эту заповедь о любви к ближнему.

Прошедший год особо знаменателен для нашей земли: Ивановскую митрополию посетил с

первосвятительским визитом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Уникальную возможность молиться вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви получили не только мы, архипастыри митрополии, но и духовенство наших епархий, тысячи мирян. Это событие навсегда останется в наших сердцах как особый дар Божий, укрепляющий каждого верующего, кто прибыл на патриаршее служение, а также и тех, кто не смог приехать, но молитвенно сочетался со своим Первосвятителем.

2015 год прошел под покровительством святого равноапостольного великого князя Владимира, тысячелетие блаженного упокоения которого мы праздновали в прошедшем году. Освященные в честь Крестителя Руси храмы и часовни, многочисленные мероприятия, посвященные его памяти, несомненно, изменят к лучшему окружающий нас мир. Каждый, кто молитвенно почтил память святого равноапостольного великого князя Владимира словом своим, а наипаче же делом должен продолжить его труды на ниве Евангельского благовестия, послужить тому, чтобы изменить общество от маловерия, двоеверия, языческого многобожия, обратить народ к истинному Евангельскому учению.

Дорогие отцы, братия и сестры! Вспомним исповедника и святителя Афанасия Ковровского, чьи слова отражают наше непростое время: «В ночь Рождества Христова ангелы возвестили мир на земле. Поэтому праздник Рождества можно… считать праздником мира. Но ныне умножаются «слышания браней», усиливаются тревожные ожидания войн со всеми их современными ужасами. Посему верующим людям подобает усилить молитвы свои о мире всего мира и к молитвам о сем, в храмах возносимым, присоединять и на домашнем правиле моление о том же».

Последуем же призыву святителя Афанасия и усилим наши молитвы, чтобы Господь, ради великого Своего милосердия, утешил нас миром, которого так жаждет обагренная кровью земля соседних стран.

Епископ Кинешемский и Палехский Иларион,

Рождество Христово

город Кинешма