Рассказ о дружбе народов. Сказка о дружбе народов. «Проектная и исследовательская

Пословицы на тему дружбы не потеряют своей актуальности никогда и даже в наше время революционных информационных технологий найдется место старой доброй пословице о дружбе ,взаимопомощи и товариществе.
Красиво петь, рассказывать истории и сказки, да так чтоб тебя слушали с упоением, под силу не каждому. Другое дело - пословица или поговорка про верность ,про дружбу народов ,старых друзей в разговорной речи мы часто их используем, и даже не замечаем этого.

Друг неиспытанный, что орех не расколотый.
Не изведан - друг; а изведан - два.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружно не грузно, а врозь - хоть брось.

Известно, что пословицей или поговоркой может называться не каждое изречение. Поговорка,а также поговорка - это фраза придуманная народом, его устное творчество. Если сформулировать по-другому, называть поговоркой можно короткие фразы, в употребляемые во время разговора, которые используются для описаний различный жизненных ситуаций. на этой странице вы найдете самые лучшие русские поговорки и пословицы о дружбе.

Даль Владимир Иванович, составитель известного сборника «Пословицы русского языка», считал, что пословица подобна притче, только маленькая. Он утверждал, что это мнение, соображение и мудрая подсказка, созданная народом и вошедшая в разговорную речь.

Как раскрывается в пословицах тема дружбы.

Дружба - это когда людям комфортно находиться друг с другом, у них схожие интересы и взгляды те или иные ситуации. Между друзьями обязательно есть доверие, друг может не только похвалить, но и раскритиковать, указать ошибки в действиях. Однако его негативный отзыв не может обидеть или оскорбить, в том и ценность друга - он всегда говорит правду. Наш народ придумал немало мудрых и поучительных пословиц о дружбе ,поговорок о дружбе народов и важно сохранять и беречь это величайшее наследие. Обязательно знакомьте детей с пословицами о дружбе,товарищеской взаимопомощи,учите их наизусть.

Русские пословицы о дружбе.
Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
Вдруг не станешь друг.
Для друга нет круга.
Добрый друг лучше ста родственников.
Друзья до черного дня.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Если у вас с каким-нибудь человеком появились общие интересы, это вовсе не означает, что вы станете друзьями. Ведь дружба это что-то большее, воссоединение на духовном уровне. Такому типу отношений свойственны глубина и искренность. Друг мгновенно сможет уловить ваше настроение и даже его причину, только взглядом, без лишних слов. Заметит то, на что окружающие не обратят внимание. И каждый друг будет поддерживать вас абсолютно бескорыстно.
Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть,
но дружба народов вечна и нерушима.

Дружба народов - сильнее бури, ярче солнца.

Когда поет узбек, ему подпевает таджик.
Когда играет таджик, танцует узбек.

Дружба людей гору сокровищ создает.

Язык дружбы не нуждается в переводе.

Если бы не дружба, то люди бы пропали.

Дружба и братство - Лучше богатства.
Рифмованная форма пословицы позволяет ей запомнится с первого раза и надолго. Практически для любой ситуации найдется поговорка, способная кратко и лаконично описать положение дел. При общении она придет на ум только тогда, когда появится повод. В поговорках не редко встречаются рекомендации для дальнейших действий при определенных обстоятельствах.

В развитии ребенка роль поговорок и пословиц велика. Учить их малыши начинают, когда уже умеют разговаривать, пусть даже неуверенно. В детском саду и школе дети узнают все больше этих изречений, используя их не только на уроках, но и в разговорах между собой, подражая при этом взрослым.

Большое количество известных и часто используемых пословиц и поговорок вы найдете на нашем сайте.

Лучшие русские пословицы о дружбе народов,дружбе старых друзей. Для детей и взрослых.

Кажаева Надежда Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МОБУДОД «ЦДТ «Радуга» город Бузулук


«Духовность, нравственность и межнациональный мир – основа жизни».

Ю.А.Берг, губернатор, председатель Правительства Оренбургской области

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».

Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Те, кто родился еще в СССР, помнят главную идею государства о единении наций. Дети 60-80-х с удовольствием переодевались на утренниках в национальные костюмы других республик, пели песни других народов, учили стихи и танцевали их национальные танцы. Вряд ли современные дети и молодежь – новое поколение – знают, что это такое. Многие добрые инициативы советских времен, казалось бы, навсегда утрачены.

Но, как гласят законы истории, все начинания проходят свой виток, после своего апогея, утрачиваются, а потом вновь становятся актуальными.

Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер.

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста шестидесяти народов, а на территории Оренбургского края в настоящее время живут и работают представители 126 национальностей: русские, татары, казахи, украинцы, башкиры, немцы, чуваши, мордва и это только многочисленные народы. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. Как это точно подметил Ю. Энтин в стихотворении «Живи Оренбург», которое стало его официальным гимном:

«У нас особенные люди.

Они пример для многих стран.

Здесь воздают Христу и Будде,

Здесь дружат Тора и Коран…»

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.

В нашем Центре уже тринадцатый год действует городское объединение младших школьников «СМИД» (Страна мальчишек и девчонок), которое объединяет учащихся 1-4 классов из 12 общеобразовательных школ (Республик). Это более 3000 девчонок и мальчишек, представители самых разных национальностей. Сталкиваясь друг с другом каждый день, ребята просто должны, обязаны знать особенности культуры, быта, традиций своих одноклассников. Ведь цивилизованным в мире считают такого человека, который знает и уважает не только культуру своего народа, но и культуру других народов.

Именно этим мы и руководствовались, организуя такое мероприятие как городской фестиваль национальных культур «В дружбе народов – единство России!» . Кроме того наша игра-путешествие в этом году носит название, которое говорит само за себя, а именно: «Мы все разные – и в этом наша прелесть, мы все вместе – и в этом наша сила!».

Основная идея фестиваля – воспитание интернационализма, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, населяющих нашу малую Родину.

Приступая к разработке этого мероприятия, был определен ряд задач:

- ознакомление учащихся с понятиями «толерантность»;

- формирование позитивного отношения не только к своему народу, но и к другим народам;

- просветительская работа с младшими школьниками по изучению национальных традиций и культур разных народов;

- привлечение взрослых: вожатых, учителей начальных классов, родителей, а также различных организаций: городского краеведческого музея, городских библиотек, Центра детского творчества «Радуга» в качестве активных участников по формированию у детей основ национального самосознания и любви к своей малой Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.

М. Пришвин говорил: «Есть у каждого на Родине что-нибудь такое, о чем хочется
сказать вслух». Результат превзошел все ожидания. В программе фестиваля были представлены культуры 5-ти национальностей: русской, украинской, таджикской, узбекской, армянской, и одной этнической группы– оренбургских казаков.

Наш фестиваль начинался с представления русской культуры. Ее представляли несколько команд, но каждый передал в своих выступлениях свое видение культуры, самобытности и характера русского народа. Русский народ всегда отличался богатой культурой, множественными
обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Пожалуй, ничто так ярко не характеризует народ, как те праздники, которые он любит и отмечает. В праздниках, как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа.

Многочисленными были выступления, рассказывающие о традициях украинского народа. Украинцы сыграли исключительную роль в хозяйственном освоении богатейшего Оренбургского края. Они принесли с собой высокую культуру земледелия, а также стали развивать в оренбургских степях свиноводство, огородничество, бахчеводство и различные народные промыслы: гончарное, кузнечное им др. И отличались украинские поселения неповторимым обликом. Ребята для своего выступления даже выучили украинскую речь.


Одним из самых ярких выступлений было представление юных казаков. В.В.Путин так сказал о них: «Казачество, казаки – это отдельная «песня» у нас в стране. Это особые люди, у них свои вековые традиции, своя своеобразная культура, очень колоритные, очень интересные». Оригинально и самобытно были представлены таджикская, узбекская, армянская культуры, передавшие многообразие и колорит этих народов.

Выступления участников сопровождались мультимедийными презентациями о представляемой культуре, танцами, песнями, что вызвало большой интерес у всех присутствующих в зале. А какое количество национальных блюд было представлено!


Необыкновенная дружеская атмосфера, эмоциональный подъем, интересный познавательный материал, исследовательская работа детей, коллективные творческие дела показали значимость и актуальность нашего мероприятия, о чем свидетельствовали многочисленные положительные отзывы учащихся, руководителей, родителей и гостей фестиваля. Праздник удался!

Кроме этого в рамках фестиваля были организованы различные творческие конкурсы.

«…Я хочу, чтобы люди на нашей планете перестали напоминать недружных соседей, чтобы они уважали людей других национальностей, и чтобы дружба народов объединила наш общий дом, имя которому – планета Земля!». Такими строчками начиналось одно из творческих работ участницы городского конкурса «Материк Дружбы» . Ребята представляли работы в разных жанрах: легенды, сказки, стихотворения, сочинения, письмо, размышления. И все они рассказывали о дружбе детей и взрослых разных национальностей. Членов жюри и организаторов конкурса порадовало то, что, несмотря на свой юный возраст, ребята глубоко прониклись этой темой.

Человек изначально интересовался историей. И не важно, чья это история. История человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться опыту предков бывает необходимо. Можно почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев.

А для этого, прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность народа и его духовность. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки.

А когда, как не в младшем школьном возрасте необходимо начинать эту работу, чтобы воспитать достойного гражданина своей страны. Смидовцы приняли участие в городском конкурсе творческих работ «Корнями дерево сильно» в номинациях: 1)«Национальные традиции в моей семье»; 2)«Жили-были наши предки» . Стали активными участниками конкурса плакатов «За мир, согласие и толерантность» и конкурса творческих работ «Птица дружбы» .



А подвести итог всему, что было сказано, мне бы хотелось притчей.

Встретились однажды белый человек и чернокожий. Белый сказал: «Как ты уродлив! Как будто весь вымазан сажей!». Черный презрительно сморщился и сказал: «А как ты уродлив белый! Как будто тебя всего обернули белой бумагой!». Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушав их, мудрец сказал белому: «Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза…». Затем мудрец обратился к чернокожему: «А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах гор, а волосы его цвета солнца…». Черный человек и белый устыдились своего спора и помирились. А мудрец думал о будущем. И представлялась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: «Как хорошо, что все мы разные. А то жить было бы так скучно!».

У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.

ОБНОВЛЕНИЕ 17.05.2009

Отчасти эта тема пересекается с постом о "дружбе народов" и темой на Библиогиде, но мне хочется предложить более узкие рамки: художественные книги, из которых можно узнать любопытные подробности о культуре, традициях, образе жизни разных народов,т.е. книги, которые в определенной степени являются познавательными, где национальный колорит присутствует в наиболее концентрированном виде. К сожалению, пока удалось собрать только довольно старые книжки:


Дошкольникам

Годунова М. "Тун и Ньюн - мальчишки из Бирмы" - небольшие, но запоминающиеся рассказы про праздники и будни детей из экзотической Бирмы. Многочисленные цветные иллюстрации рис. О.Зотова передают колорит и яркость тропиков.

Еще две книжки М.Годуновой - "Фиолетовый змей" и "Волшебная птичка Бая" - посвящены Афганистану и Индии. Рассказы о людях и обычаях этих стран сопровождаются яркими иллюстрациями (художники О.Зотов и С.Остров).

Идигорас К. М. "Ланда, сын шахтера" - повесть о жизни горняков испанской Астурии. Отец одиннадцатилетнего Ланды был среди шахтеров,погибших во время обвала в шахте. После его смерти мальчику пришлось стать подручным шахтера и испытать тяжелый,полный риска труд. Но мысль о том,что отец так и не нашли,не давала Ланде покоя...

Йоунсон С. "Сага о малыше Хьялти" - о жизни девятилетнего Хьялти, маленького сына батрачки в исландской деревне начала XX в. Поэтичные картины природы, рассказ о добрых и не очень людях, встречающихся мальчику, складываются в длинную, неторопливую сагу о суровой стране и ее народе.

Разус М. "Марошко" - повесть о детстве деревенского паренька из Словакии конца XIXв. отличает красочное изображение сельского быта, народных традиций, поверий.

Для старшего школьного возраста

Андерсен Л. Э. "Тебе этого не понять" - три повести, реалистичные и довольно жесткие, о жизни датских подростков в разные исторические эпохи: "Свободный и раб", "Охота за ведьмами", "Тебе этого не понять".

Бели-Кенум О. "Мальчик из Югуру" - повесть о детстве и юности юности мальчика Айао, прозванного в кругу семьи Малышкой, в Дагомее (Бенин), в ту пору французской колонии. Айао - сын зажиточного крестьянина Келанко. Тот никогда не учился и не умеет читать, но поскольку у него есть средства, Келанко отправил учиться всех своих детей. Жизнь семьи Келанко описана с любовью и очень подробно, со всеми повседневными делами и заботами, немало рассказывается и об учебе во французской колониальной школе. Аннотация изд-ва

Немцова Б. "Бабушка. Картины сельской жизни" -Божене Немцовой удалось запечатлеть величественные картины Чехии, ее людей, жизни и быта. Образ бабушки, простой крестьянки пленяет поэтичностью и правдой. О собственном произведении писательница сказала: "Это тихая деревенская жизнь, звуки, обычаи, праздники и поверья людей в окрестностях Находа. Представительница этого старочешского стиля жизни - бабушка, живущая в тихой домашней атмосфере, окруженная внуками, детьми ее дочери".

Радд С. "На нашей ферме" - юмористические рассказы о жизни семьи австралийских фермеров-пионеров. Герои повести, папаша Радд и его многочисленное семейство - работящие, милые, смешные и шумные люди. Они покоряют дикие заросли - австралийский буш - топором, мотыгой, огнем, своим потом, страданиями. Папа Радд то попадает в канаву, то его свалит корова, то у него уведут из под носа коня, а его сыну Дейву на старой кляче не дойти до финиша на соревнованиях. Но они унывают. Эта повесть автобиографична. Ее считают самой веселой и грустной книгой о жизни фермерской Австралии.

Рытхэу Ю. "Время таяния снегов" - Юрий Рытхэу родился в семье охотника-зверобоя, его дед был шаманом. Автобиографическая повесть рассказывает о жизни мальчика Ринтына в чукотском поселке 30-х гг., о нравах и обычаях его сородичей, во многом сохранивших традиционный уклад.

Раджаб М. "Я родом с острова Суматра" - автобиографическая повесть о жизни индонезийского мальчика. В повести рассказывается не только о детстве писателя, но и о своеобразном быте Индонезии, которая в то время была голландской колонией

Риццо Ф. "Среди лагун и болот По" - полная трагизма и мужества история семей итальянских рыбаков, живущих в долине реки По. Чтобы выжить, им приходится вести незаконный лов рыбы, скрываясь и сражаясь с инспекторами полиции, охраняющими места ловли. Природа тоже не балует бедняков: во время наводнения воды разбушевавшейся реки затопили множество селений.

Сборники :

"Дети мира" (М., Дет.Лит.,1970г.)- тридцать шесть рассказов писателей двадцати восьми стран о жизни детей и подростков в самых разных уголках мира: от суровой Норвегии до тропической Бразилии. Есть рассказ о рыбалке в Карибском море, о дне рождения немецкого мальчика, об индийской, корейской, словацкой школах, о том, как зарабатывают себе на жизнь дети из Перу, Ирана, Турции. О каждой стране дается географическая справка на отдельном листе. Илл. Г.Калиновского, В.Чапли, Р.Вольского, Е.Мешкова, В.Трубковича, А.Тамбовкина, Г.Алимова, Г.Епишина

Болгария: Георгий Мишев "Мальчишка"
Бразилия: Одетте Мутто "Все неправда!"
Великобритания: Герберт Бейтс "Ядовитые старухи"
Венгрия: Иштван Беде "Папин портфель"
Вьетнам: Ван Тхиен Сон "Фан Ты В зарослях сахарного тростника"
ГДР: Герхард Баумерт "Злоключения озорника"
Замбия: Питер Джойс "Тики"
Индия: Шанкар "Портрет"
Иран: Моваххед Дильмагани "Серебряные монетки"
Италия: Джулиана Болдрини "Ребята из Прато"
Корея: Ли Дон Сок "Рогатка"
Куба: Дора Алонсо "Опасное приключение"
Мартиника: Жозеф Зобель "Букварь"
Монголия: М.Гаадамба "Варенье"
Норвегия: Анне-Катрине Вестли "Будильник"
Пакистан: Ахмед Надим Касми "Малыш покупает грифельную доску"
Перу: Хулиан Уанай "Хуанито ищет удачи"
Польша: Стефания Гродзеньская "Подвиг Томаша Котэка"
Румыния: Э.Кэлдэрару "Русалка"
СССР:
Анатолий Мошковский "Федька с улицы Челюскинцев"
Александр Батров "Тюлька"
Спиридон Вангели "Парта Гугуцэ"
Камари Тоноян "Сказка маленькой феи"
Ахмедхан Абу-Бакар "Култум"
США: Роберт Макклоски "Еще более"
Турция: Фахри Эрдинч "Рюстем"
Уганда: Виолетта Коканда Кифа "Кейзана"
Финляндия: Ю.Пайле "Я знаю, с кем дружить"
Чехословакия: Винцент Шикула "Где же справедливость?"
Югославия:
Воя Царич "Поезд в снегу"
Глигор Поповски "Мать Миле"
Кристина Бренкова "Кружка каши"
ЮАР: Алан Пэйтон "Хайпенни"
Япония: Микико Суги "Красная шаль"

Несколько скромнее по содержанию, но все же неплохой сборник с тем же названием, "Дети мира" , изданный в 1965г. Художники: А.Васин, А.Кокорин, Р.Вольский, Е.Бургункер, А.Шмаринов, А.Иткин, Д.Хайкин, Б.Маркевич, А.Ермолаев, Е.Мешков, Н.Кнорринг, В.Каневский, А.Ливанов, В.Цигаль.

"Книга дружбы" - Сборник рассказов, стихов и сказок писателей разных стран.

Внеклассное мероприятие

Открытый классный час. « В дружбе народов единство России!»

Цель: Сформировать представление о культурном богатстве и своеобразии различных народов, о дружественных отношениях народов России. Задачи: Познакомиться с традициями, обычаями, фольклором, бытовыми особенностями жителей нашей страны. Наглядно продемонстрировать культурное своеобразие и богатство народов России. Сформировать систему ценностных понятий: дружба, культура, толерантность, терпимость, прощение, взаимовыручка.
    содействовать формированию дружного коллектива.
Методы проведения: поисковые - дискуссионные - игровые Оборудование: плакат приветствия на разных языках, презентация. 1. Мозговой штурм. Грузинский: გამარჯობა - gamardjoba - “”гамарджоба. Эстонский: tere päevast" - “тере паеваст” Словенский: dobro jutro - “добро ютро” Украинский: “добрий ранок” Казахский: Salem - “салем” Узбекский: Assalomu Alaykum - “ассалому алейкум” Армянский: барев дзез Исэнмесез! Здравствуйте Хаумыхыгыз, дустар! Арумы сез, карендэшлэр Авани, тус! Ребята, как выдумаете, почему ваши одноклассники сегодня в каких – то костюмах? Почему они с вами разговаривали на иностранных языках?
Наша Россия Дружбой славится, Нам в России Очень нравится!
Может быть кто-нибудь из вас назовёт тему классного часа « В дружбе народов единство России ». (Слайд 1). А что мы будем делать на классном часе? Мы обсудим вопросы. Что такое дружба народов? Какая бывает дружба народов? Нужна ли нам дружба народов, живущих в России? При каких условиях возможна дружба народов? (Слайд 2). Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение друг с другом. Немного из истории : (читает ученик) Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали называть другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.
(Слайд 3) Ребята поработали с толковым словарем Ожегова, они нашли значения слов. В справке дается толкование слова…(читает ученик) Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Зачитаю отрывки из ваших сочинений о дружбе: (читают дети) 1. Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои проблемы. Настоящий друг становится тебе близким родственником. У меня есть подруги. Мы часто говорим, что вместе мы – сила! 2. Дружба – самое необходимое в жизни. Истинный друг не только тот, кто поможет в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты жизни. 3. Дружба – одно из самых светлых и значимых чувств для человека. Настоящая дружба возникает между людьми, которые трепетно, бережно и терпеливо относятся друг к другу. Скоро вы станете 5-классниками. Пусть со временем ваши мнения, взгляды изменятся, а сочинения станут более глубокими и мудрыми. Но те слова, которые мы только, что услышали, останутся в нашей памяти.
Здорово! А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов ?
Стремимся к укреплению мира и дружбы среди народов Земли. 1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна». 2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём. 3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах. А в каких детских международных конкурсах мы с вами участвовали? (математический конкурс «Кенгуру», «Медвежонок» по русскому языку, «Британский Бульдог»,) 4) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними. 7. (Слайд 5) А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Орденом Дружбы народов награждаются:
    граждане России; предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города. Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.
Сейчас я предлагаю посмотреть вам танец, который приготовили старшеклассницы – это Молдавский танец.
(Слайд 6) Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. Например, в Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы. (Слайд 7) Названия населённых пунктов, названия трудных участков горных переходов (перевал Дружба на ледник Джамансу). (Слайд 8) Дружба с животными. Кто дружит с ними и в чем это выражается? (Слайд 9) Дружба в семье. Между кем? (Слайд 10-13) спортивный клуб, команду можно называть «Дружба»
    интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между людьми
8. (Слайд 14) Очень много существует пословиц о дружбе. Прочитайте пословицы – они нам пригодятся для дальнейшего задания. Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу».
    Человек без друзей , (что дерево без корней). Нет друга - ищи, (а нашел – береги). Дружба крепка не лестью , (а правдой и честью ). Дружба как стекло: (разобьешь - не сложишь ). Скажи мне кто твой друг, (и я скажу, кто ты). Не тот друг, кто на пиру гуляет,(а тот, кто в беде помогае т). Дружба и братство дороже богатства
Россия это великая страна, где живут и дружат люди разных национальностей. Сегодня слово предоставляем вам, представителям этих национальностей. В нашей школе учатся дети 18 национальностей. И для всех, несмотря на различие национальной культуры, веры, языка и традиций, Россия является Родиной.
Ребята, я предлагаю послушать вам стихотворение Анны Акопян
Как мы должны общаться с друзьями? (ответы) (Слайд 15) Мы открыли правила дружбы.
    Не ссорится Уступать Не бояться просить прощения, если обидел друга Не грубить – быть вежливым Не злиться Не жадничать Помогать другу Быть честным Быть внимательным
Перечитайте и х - дружбу надо ценить. Чтобы торжествовал естественный интерес, надо знать друг друга: о культуре и традициях тех, с кем мы живем бок о бок. Ведь знать друг о друге – значит проникать в культуру другого народа, уважать своих соседей.
В России пойдешь ли на север, На запад, восток или юг. Везде человеку найдётся Надёжный товарищ и друг.
У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей. Для меня Россия - белые берёзы, Для меня Россия - утренние росы. Для меня, Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь. Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша - это я с друзьями. Ваши одноклассницы имеют украинские корни и они приготовили для вас песню. Послушаем? Соня и Полина.
У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. (Стремитесь открыть хоть однажды, Звезду человечности в каждом!) Нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
Итог: Как вы понимаете название темы сегодняшнего классного часа «Дружба народов»? (на доске название) Послушаем стихи одноклассников, которые помогут нам подвести итог классного часа.
1. Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

2. Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука,
В трудный час обязательно выручит.
3. Хорошо, что не похожи Люди цветом глаз и кожи. Как прекрасен мир цветной, Разноцветный шар земной! 4. Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу,
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете,
Для хороших добрых дел.

У каждого народа есть что-то своё - интересное и характерное. И у каждого народа есть прекрасные люди – добрые. спокойные, открытые. И есть другие – глупые. злые. алчные и агрессивные. Немало людей посмеиваются над представителями других наций. Как правило, это люди не очень умные и не очень добрые, не знающие, что такое благородство. Необходимо уважать национальные чувства других народов: быть уважительными, отзывчивыми, проявлять к людям такое отношение, какого ты ждешь от них по отношению к себе.

Давайте же познавать и изучать культурные традиции народов нашей России, давайте понимать друг друга и дружить!

Как вы думаете, где находится сад или царство вежливости и доброты у каждого человека? (В сердце!) Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Если успеваем: Напишите на ваших сердечках, чему научил вас сегодняшний классный час. (предложение). В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина "Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить”. Вот тогда ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.

Библиотека
материалов

«Проектная и исследовательская

деятельность в условиях реализации ФГОС"

Проектная работа

«В дружбе народов - единство России!»

Выполнили проект:

Кудряшова Светлана Николаевна

Абукова Нарживат Мурзабековна

Закирова Юлия Рамиловна

Консультант проекта:

Козлова Валентина Петровна

Губкинский, 2013г.

Организация:

МБОУ «СКОШ».

Руководители проекта:

Кудряшова Светлана Николаевна - учитель начальных классов

Абукова Нарживат Мурзабековна - учитель ИЗО

Закирова Юлия Рамиловна – учитель географии

Консультант проекта: Козлова Валентина Петровна- учитель технологии.

Учебные предметы : окружающий мир, изобразительное искусство, литература, история, литературное краеведение.

Участники:

учащиеся 3 а класса:

Далгатов Марсель

Соболева Ангелина

Якибчук Анна

Файрузов Арсен

Туякпаев Алмаз

Тип проекта : смешанный

Продолжительность проекта:

среднесрочный

Цели проекта: воспитание интернационализма и толерантности, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, населяющих нашу Родину.

Задачи:

Целевая аудитория, на которую направлен проект:

Учащиеся МБОУ «СКОШ»

Обучающиеся школ города

Эмблема проекта:

Необходимое оборудование: бумага формата А4, ватман, цветные карандаши, гуашь, кисти, наборы белого и цветного картона.

Механизм реализации проекта.

Продукт проекта:

Фестиваль национальных культур «В дружбе народов – единство России»

Материалы:

Альбомные листы, ватман, маркеры, клей, цветные карандаши, ткань, нитки, иголки.

Проблемы:

Проблема отношений между людьми различных национальностей из-за отсутствия способностей, необходимых для толерантного взаимодействия, для жизни в условиях многообразия, для конструктивного и ответственного поведения в условиях конфликта. Достояние нашей страны составляют не только обширность её территории, её природные богатства, но и её многонациональность, и многообразие культур народов России. Сохранение исторического и культурного наследия народов – это и сохранение культурного богатства России, её единства и силы, обеспечение её будущего .

Вопросы проекта:

Указ президента Российской Федерации В.В. Путина «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

Что такое толерантность?

Что означают слова «многонациональное государство»?

Что такое национальность?

Почему говорят, что нет «больших» и «малых» народов?

Что означает «противостоять силам, направленным на разрушение России через разжигание национальной розни и вражды»?

Что такое «межнациональные конфликты»?

Ход проекта:

Проведение анкетирования среди учащихся МБОУ «СКОШ»;

Планирование исследовательской и практической работы,

Распределение обязанностей между участниками проекта;

Поиск доступных пониманию научных материалов из различных источников;

Обсуждение получившегося результата;

Подготовка к презентации.

Актуальность проблемы утверждения идеалов толерантности в нашем обществе и сегодня не вызывает сомнений. Это прежде всего рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Сложности общественного развития в Российской федерации обусловлены следующими причинами:

1) Большим территориальным пространством и многонациональным народом, населяющим его;

2) отсутствием развитого правового демократического сознания;

3) не сформированность ценностей толерантности.

Президент В. В. Путин назвал среди ценностей, которые лежат в основе современной государственной политики и без которых мы «не можем себе представить нашу страну», такие: справедливость, свобода личная и национальная, свобода вероисповедания, выбора места жительства, межнациональный мир, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации. Мы живем в сильном государстве, в котором пока нет представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.

В современной педагогической науке толерантность рассматривается как важнейшее гуманистическое качество личности, характеризующееся ценностное отношение к другим людям, выражающееся в признании, принятии и понимании различного мировоззрения, разных ценностных ориентаций, стереотипов поведения представителей других культур, терпимости к другим народам.

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Готовясь к введению ФГОС в начальной школе, изучив Программу духовно-нравственного воспитания, мы пришли к выводу, что именно в начальной школе, где закладываются основы обучения и воспитания, необходимо и возможно эффективное формирование толерантности. Это связано с их возрастными особенностями и характером проявления индивидуальных качеств личности. Подчинение подражанию, старшим, доверительность, открытость, стремлениек послушанию, исполнительность способствуютбыстрому освоению существующих в обществе норм и социальных стереотипов. Поэтому младший школьный возраст можно считать благоприятным периодом для формирования толерантности.


В результате демографических особенностей расселения народов на территории нашей страны, исторически сложившихся с давних времен, ни одна нация или народность не живет обособленно от других в границах своего региона. Ямало-Ненецкий автономный округ не является исключением. В трудовых коллективах, учебных заведениях работают и учатся представители разных национальностей. На Ямальской земле пересекаются культуры русских, татар, ненцев, украинцев, белорусов – представителей более 100 народностей. Учет национального состава региона и изучение культурных особенностей соседствующих этносов является необходимым условием реализации регионального компонента содержания образования.

    Введение.

    Конституция и закон.

    Толерантность.

1.Что такое толерантность?

2. Воспитание молодого поколения в духе толерантности.

    Борьба с терроризмом.

Что такое терроризм?

Противостояние силам, направленным на разрушение России через

разжигание национальной розни и вражды

    Правила.

    Социологический опрос

    Монументы дружбы.

1.Что такое монумент ?

2.История создание монументов дружбы народов.

3. Монументы дружбы народов в республиках и городах .

    Заключение.

    Список литературы.

    Календарь работы над проектом.

    Отчет о проделанной работе.

    Введение.

Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках.

Он также считается государственным языком Российской Федерации в соответствии со статьёй 68 Конституции.

Согласно статье 5 Конституции, Российская Федерация состоит из субъектов, среди которых 21 республика, 48 областей, 7 краёв,

1 автономная область, 9 автономных округов. Все Республики, входящие

в состав России имеют равные права и могут устанавливать свои государственные языки.

Россия является светским государством, но в ней проживают люди разных вероисповеданий. В России представлены христианство, ислам, буддизм, иудаизм, язычество и другие религии. 80% верующего населения России считают себя православными христианами.

Наша великая страна Россия разнообразна, богата и многонациональна. Все её народы – одна большая семья, все мы, независимо от национальности и вероисповедания, называем себя «россияне». А создать большую и дружную семью всегда нелегко. Веками складывались духовные традиции, объединяющие все нации и народности нашей страны. Этих традиций много.

Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И костюмы у каждого народа свои. Но все народы России связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба.

    Россия – многонациональная страна.

Сила и мощь Российского государства – в единстве и дружбе народов,

населяющих его. Россия является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов .

На территории России в дружбе и согласии проживают многочисленные народы, что дает нам право с гордостью называть нашу Родину многонациональной страной. Несмотря на многонациональный состав населения нашей страны, все россияне прекрасно понимают друг друга, потому что всех нас связывает единый прекрасный русский язык, являющийся государственным языком Российской Федерации. Уважительное отношение народов друг к другу, основанное на принцах толерантности помогает гражданам нашей страны путешествовать по самым красивым уголкам России, работать в самых отдаленных регионах, получать.

образование вне зависимости от места рождения, создавать многонациональные семьи. Каждый из нас должен ценить и хранить столетиями выкристаллизованные отношения между российскими народами, основанными на дружбе и взаимной помощи.

Родина у нас одна, и все мы – её дети. Дружба народов России – это очень древняя и самая добрая традиция нашего многонационального народа.

В каждой республике сохранились свои национальные традиции, свой язык, своя религия, своя культура, а главное – в каждой республике сохранилась традиция дружбы народов.

Для России дорог каждый её уголок, каждая республика, каждый народ!

    Россия – единое многонациональное государство;

И с песней вдоль по улице пройти.

Есть на земле священные границы.

И есть на свете ДРУЖБА без границ!

    Конституция и закон.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободычеловека, гражданский мир и согласие, сохраняя историческисложившееся государственное единство, исходя из общепризнанныхпринципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя изответственности за свою Родину перед нынешним и будущимипоколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой сфере президент Российской Федерации В.В. Путин в указе от 20 октября 2012 г. N 1416

«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» постановил:

1. Образовать в составе Администрации Президента Российской Федерации Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам.

2. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам.

3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации утвердить структуру и штатное расписание Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам.

    Толерантность.

16 ноября Международный день толерантности... (терпимости)

Чувствовать, думать, любить, как другие,

Сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить – "Они не такие",

Этому учит нас толерантность.

Признание, равенство и уважение,

Взаимодействие, дружба, галантность.

Вера любая без принуждения,

Это и многое есть толерантность

Толерантность – путь к миру и согласию.

Толерантность – готовность мириться с чужим мнением.

Толерантность – уважение человеческого достоинства.

Толерантность – отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Толерантность – это милосердие.

Толерантность – это сострадание.

Толерантность – это уважение.

Толерантность – прощение.

Толерантность – это доброта души.

Толерантность – это терпение.

Толерантность – это дружба.

Толерантность - это гармония вмногообразии.

Толерантности способствуют: знания,

открытость, общение и свобода мыслей,совести, убеждений.

Будьте все толерантны друг к другу!

V . Борьба с терроризмом.

3 сентября – памятная дата трагедии в Беслане

Нужно отметить, что день 3 сентября является на сегодняшний день самой новой памятной датой России. Она была официально утверждена федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России», который был выпущен 6 июля 2005 года.

В нашей стране за последние десятилетия произошло большое количество страшных террористических актов. Но самым ужасным из них, без сомнения, можно назвать трагические события, произошедшие в Беслане (Северная Осетия), когда погибло множество детей. Боевики проникли в школу № 1 и захватили в заложники, учеников, их родителей и учителей. В здании школы преступники целых три дня удерживали 1.128 человек.

Итогом этого террористического акта стала гибель более 350 человек, что составило около 1% населения города. Среди погибших были не только заложники и мирные жители, но также и военнослужащие. Половина погибших являлись несовершеннолетними лицами. Особая трагичность этого теракта заключается в том, что погибли в основном дети и женщины. Ранено было более 500 человек.

Вспоминают россияне 3 сентября также жертв и других терактов, происходивших в Москве, а также в Чечне, Дагестане, Буденновске, Первомайском и других регионах нашей страны.

В этот день традиционно проходят панихиды, возлагаются цветы к мемориалам погибших, проводится всероссийская минута молчания. Во время минуты молчания во многих российских городах в небо выпускают белых голубей, которые призваны символизировать мир. В школах нашей страны к этой дате приурочены специальные уроки, посвященные проблемам борьбы против терроризма и экстремизма.

Терроризм и террористы

Терроризм в настоящее время является одной из важнейших угроз безопасности человечества и современному миру в целом.

Дети и взрослые в России и во всем мире должны знать, что с терроризмом необходимо не только бороться, гораздо важнее и эффективнее предупреждать его возникновение. Только объединившись, все вместе мы сможем противостоять терроризму, не только национальному, но и международному.

А лучшей профилактикой экстремистских настроений в обществе являются толерантность и взаимоуважение. Мы должны уважать культурные и религиозные особенности всех тех народов, которые населяют нашу многонациональную страну.

Трагические события в Беслане потрясли весь мир и имели широкий общественный резонанс. Лидеры разных стран и простые люди выражали солидарность России в ее борьбе. Можно с уверенностью говорить, что борьба с терроризмом на сегодняшний день является одной из важнейших задач нашего государства.

Создание в нашей стране подобной памятной даты стало важным шагом на пути к увековечиванию памяти всех тех невинных людей, которые стали случайными жертвами жестоких террористических актов на всей территории России. Этот день призван символизировать объединение государства и общества в борьбе с общим врагом.

Напомним, что 3 сентября 2005 года органы государственной власти, общественные и религиозные объединения по всей территории России организовали и провели различные памятные мероприятия, включающие в себя богослужения и шествия со свечами по улицам городов. Состоялась и «Всероссийская вахта памяти».

Закон «О противодействии терроризму»

26 февраля 2006 Госдумой был принят закон «О противодействии терроризму». Он предусматривал создание государственной системы противодействия терроризму. Главные полномочия по борьбе с терроризмом были возложены на ФСБ. Во главе оперативного штаба поставлен директор ФСБ. Новый закон дает ФСБ возможность для борьбы с терроризмом привлекать вооружённые силы. Кроме того, президент РФ подписал закон, согласно которому военные могут быть также привлечены для нанесения ударов по базам террористов, расположенных вне территории нашей страны.

VI . Правила. (рекомендации, разработанные обучающимися)

    Говорить о какой-то хорошей или плохой нации - значит поступать некорректно.

    Унижать или возвышать какую-либо нацию - дело глупое и оскорбительное.

    Нет на свете плохих или хороших наций - есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки.

    Гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.

    Старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности – обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

    Изучай культуру других народов – этим ты обогатишь свою собственную.

    Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.

Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриотическими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Поэтому настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов.

VII . Анкетирование .

«В дружбе народов – единство России»

    Согласен ли ты с выражением «В дружбе народов – единство России»?

    Есть ли у тебя друзья другой национальности?

    Можно ли говорить о людях другой национальности плохо?

    В чем состоит дружба народов России?

А) сплочение

Б) взаимопонимание

В) уважение к людям других наций

Г) оскорбление

Д) унижение

5. Знаком ли ты с культурой других народов?

6. Как ты понимаешь слово «толерантность»?

А) терпимость

Б) уважение

В) сострадание

Г) милосердие

7. Слышал ли ты о террористических актах в России?

8. Твое отношение к терроризму…

VIII .Монументы дружбы - произведения искусства, посвященные главной духовной традиции нашего народа – многовековой дружбе.



У нас – общая история и общее будущее. И мы с вами должны принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероиспо ве дания, убеждения и обычаев, учиться уважать друг друга.

И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ России, соединенныйобщей судьбой на своей земле . В каждой большой и маленькой республике или городах есть памятники, посвященные дружбе народов.

г. Майкоп – столица республики Адыгея

Монумент «Дружба» стал своеобразным символом Майкопа. Этот величественный памятник сооружен в честь 400-летия присоединения Адыгеи к России. На огромной белокаменной плите высечены цифры 1557-1957 года. Рядом на высоком постаменте, словно братья, стоят вылитые из бронзы русский витязь и адыгейский воин. Надпись на постаменте гласит: «Навеки с Россией». Воздвигнут памятник в 1968 году. Егоавторы – известный скульптор и художник Матвей Генрихович Манизер и его сын Гуго Матвеевич Манизер.

В XIII в. турецкие султаны и крымские ханы разрушали и опустошали адыгейскую землю, уводя в плен людей. Адыгам грозило полное разорение и разрушение, и они обратились за помощью к русскому царю Ивану Грозному. С 1557 года адыги присоединились к России. Иван Грозный женился на дочери кабардинского князя Темрюка, и после крещения в Москве она стала царицей Марией. Так и стала с тех пор Адыгея навеки с Россией.

г. Владикавказ – столица республики Северная Осетия – Алания

Монумент «Дружба народов» установлен во Владикавказе на площади Воссоединения в 1982 году в честь 200-летия добровольного присоединения Осетии к России. Авторы памятника: скульпторы Ч. Дзаганов, С.Санакоев, художник М.Царикаев, архитектор А.Арапов. Монумент символизирует дружбу осетинского и русского народов: два побратима на конях едут навстречу счастливой судьбе.

Документ о присоединении Осетии к России был подписан в 1774 году в крепости Моздок. Так Осетия вошла в состав Российской империи. В результате этого присоединения укреплялись дружественные отношения между осетинским и русским населением.

В 2009 года в республике проходили праздничные мероприятия, посвященные 235-летию присоединения Осетии к России. Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров в своём поздравлении сказал: «Независимая единая Осетия присоединилась к России. Это был добровольный, сознательный выбор нашего народа. Мы едины с Россией по духу, связаны с ней великой историей. Мы гордимся Россией и благодарны своему великому Отечеству за несгибаемое мужество, великодушие и гуманизм»

г. Грозный – столица Чеченской республики

Памятник дружбы народов открыт в 1973 году. Это памятник трём героям Гражданской войны: русскому - Николаю Гикало, чеченцу - АсламбекуШерипову и ингушу - ГапуруАхриеву

Николай Федорович Гикало был командующим советскими вооруженными силами в городе Грозном, во время Гражданской войны возглавлял вооруженную борьбу с белогвардейскими войсками Деникина.

АсланбекДжемалдиновичШерипов - по национальности чеченец. Был командующим чеченской Красной Армией. После захвата Северного Кавказа белогвардейцами вместе с Гикало создал вёл борьбу с деникинцами, был убит в бою.

ГапурСаидовичАхриев был членом Владикавказского совета, народным комиссаром национальной Терской республики, участником Гражданской войны.

Во время Первой Чеченской войны этот памятник был взорван. Вновь восстановленный по проекту известного в республике скульптора Абдуллы Сулейманова он станет символом возрождения новой жизни в Чеченской Республике

г. Уфа – столица Республики Башкортостан

Монумент Дружбы открыт в Уфе в 1965 г. Он посвящён 400-летию присоединения Башкирии к Русскому государству. Две вертикальные стелы, скрепленные тремя кольцами из серого гранита символизируют единство России и Башкирии.

У основания памятник величаво сидят две женские фигуры - русская и башкирка. Их руки направлены на рельеф, изображающий момент оформления принятия русского подданства. Они увенчивают этот рельеф лавровыми венками. Об этом событии напоминают слова и даты, высеченные на памятнике: «1557 – 1957», «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов». Авторы - скульпторы М.Ф.Бабурин, Г.П. Левицкая, архитекторы Е.И.Кутырев, Г.И.Гаврилов.

На памятнике есть еще три рельефа: на одном из них изображено крепкое рукопожатие русского и башкирского рабочих, радость их трудовой победы, ещё два рельефа посвящены теме науки и культуры

г. Ижевск – столица Удмуртской Республики

Этот памятник – символ дружбы двух великих народов, русского и армянского. Он сделан из белого мрамора. Две женские фигуры прильнули друг к другу, а между ними находится крест. Это Россия и Армения, их соединяет общая судьба и боль, общая надежда, они вместе оберегают крест - символ вековой дружбы, общей христианской веры и духовности. Памятник, расположенный под елями, выглядит очень нежно и трогательно. Он стоит

в уютном скверике в самом центре Москвы.

История русско-армянских отношений имеет древние традиции. На протяжении веков Россия играла важную роль в судьбе армянского народа. Сегодня в России живёт братский армянский народ, для которого русская земля стала второй родиной. Поэтому очень важно

в наше время сохранить традицию христианской любви, братства и взаимопонимания двух

г. Саранск – столица Республики Мордовия

Аллея Дружбы была заложена в 1985 году в честь 500-летия добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства. Памятник «Навеки с Россией» открыт в 1986 году в честь многовековой дружбы мордовского народа с другими народами страны. Авторы - скульптор И.Д. Бродский и архитектор И.А. Покровский. Памятник представляет собой двух женщин в национальных одеждах, которые несут один колос пшеницы, олицетворяющий дары земли. Все мы живём на одной земле, все мы братья и сестры. Женские образы были выбраны из-за того, что Россия и Мордовия женского рода, вот и получается, что они - две сестры. Колени обеих женщин согнуты. Это означает, что они равны, что идут они в ногу и несут в будущее процветание и хлеб. Дружба, поддержка и взаимопонимание – вот главная идея этого памятника.

г. Москва – столица Российской Федерации Памятник был открыт в 1997 году дни празднования 850-летия Москвы. Это подарок Армении москвичам к празднику. Скульпторы: лауреаты Ленинской премии Фрид Согоян и Ваге Согоян.

Этот памятник – символ дружбы двух великих народов, русского и армянского. Он сделан из белого мрамора. Две женские фигуры прильнули друг к другу, а между ними находится крест. Это Россия и Армения, их соединяет общая судьба и боль, общая надежда, они вместе оберегают крест - символ вековой дружбы, общей христианской веры и духовности. Памятник, расположенный под елями, выглядит очень нежно и трогательно. Он стоит в уютном скверике в самом центре Москвы.

История русско-армянских отношений имеет древние традиции. На протяжении веков Россия играла важную роль в судьбе армянского народа. Сегодня в России живёт братский армянский народ, для которого русская земля стала второй родиной. Поэтому очень важно в наше время сохранить традицию христианской любви, братства и взаимопонимания двух народов Многовековой духовная традиция народов нашей многонациональной России, называется простым, понятным и таким замечательным словом – ДРУЖБА.

IX . Заключение.

Работая над нашим проектом, мы осознали необходимость и важность проделанной теоретической и практической работы, пришли к таким выводам и результатам:

1.Население нуждается в пропаганде воспитания у подрастающего поколения толерантного отношения к многонациональному обществу, потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

2. Повышение компетентности педагогов в формировании толерантной среды в образовательных учреждениях города.

3.Усвоив определенные знания, а главное – учащиеся узнали, что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

4.Для учащихся, родителей, педагогов были разработаны учащимися под руководством педагогов рекомендации;

5.Проделанная практическая работа способствовала повышению культурной грамотности учащихся, потребности принимать личное участие в сохранении многовековых традиций всех народов.

6.В целях совершенствования проделанной работы, решили провести фестиваль

«В дружбе народов – единство, сила, мощь нашей многонациональной Родины»

X .Список литературы.

    Плахова Т.В. «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи» Самара, 2007 г.

    Маленкова Л.В. В Одном классе – два разных мира. Народное образование, № 1,2002 г.

    Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001 г.

    Степанов П. как воспитать толерантность? – Народное образование, № 9, 2001 г, № 9, 2002 г.

    Жиренко О. Я – гражданин России! – М., ВАКО, 2006 г.

    Палаткина Г. Формирование этнотолерантности у младших школьников» - «Начальная школа», № 11, 2003 г.

1. samarapedsovet.ru/load/prezentacii/..




XI . Отчет о проделанной работе

Группа теоретиков провела исследовательскую работу по сбору материала.

Теоретики провели среди учащихся нашей школы опрос «».

Из ответов узналиРоссия – единое многонациональное государство;

    Все республики и народы, проживающие на территории России, равны;

    Каждый народ имеет право на сохранение своего вероисповедания, языка, своей истории и самобытной культуры;

    В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого уважительного отношения к культуре и традициям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию.

    А главное – мы узнали, что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

Участники проекта пришли к выводу, что необходимо провести фестиваль в школе «Дружба народов – единство и сила»

Во время выполнения проектной работы:

    рассматривали проблему взаимоотношений;

    изучали традиции, обычаи, обряды, игры и др.;

    проработали материал о монументах дружбы – произведениях искусства, посвященные главной духовной традиции нашего народа – многовековой дружбе.

    Создали буклеты и распространяли среди учащихся, родителей, педагогов.

    разработали правила «Не оценивайте людей, а цените их!»

    посетили Музей освоения Севера, детскую городскую библиотеку;

    организовали конкурс творческих работ «В дружбе – сила!» (рисунков и костюмов);

    провели анкетирование;

    изучали костюмы разных народов;

    получали практические навыки по пошиву костюмов;

Были разработаны и пошиты костюмы разных народов. В помощь ребятам к выполнению данной работы были привлечены их родители. Многие ребята нашей школы проявили интерес к этой теме и оказывали посильную помощь по сбору информации, выполнению рисунков, пошиву костюмов.

Участники проекта провели общешкольное мероприятие «Дружба народов, проживающих в Российской Федерации, - это залог успешного развития страны и ее граждан!».

Ребята посетили Губкинский Музей освоения Севера, встретились с сотрудниками,

обсудили вопросы ооб обрядах и традициях лесных ненцев. Сотрудники музея провели познавательно – развлекательное мероприятие «Народы Севера земли», ребята с удовольствием посмотрели фильм о жизни лесных ненцев, познакомились с музейными экспонатами.

Провели подготовительную работу по проведению общешкольного внеклассного мероприятия.

В работу были вовлечены учащиеся, входящие в «группу риска».

Провели общешкольное мероприятие «Миру - да, терроризму- нет!»,

Общешкольный конкурс чтецов «Пусть всегда будетсолнце!»

Организовали мини – выставку творческих работ учащихся (рисунков и поделок, сообщений и рефератов, костюмов).

В результате проделанной работы ребята узнали:

    о разных народах со своими традициями и обычаями;

    а главное – мы узнали, что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

    о страшных террористических актах, о трагических событиях, произошедшие

в Беслане (Северная Осетия), когда погибло множество детей.

У детей возникла потребность принять личное участие в борьбе против терроризма. Дети и взрослые в России и во всем мире должны знать, что с терроризмом необходимо не только бороться, гораздо важнее и эффективнее предупреждать его.

Обучающиеся пришли к выводу, что "Дружба народов, проживающих в Российской Федерации, - это залог успешного развития страны и ее граждан!"

А личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом.