Ранняя первобытная община. Первобытное общество. Культура первобытного общества. Самые древние поселения

Первобытное общество - начальная эпоха (формация) в истории человечества; именуется также эпохой первобытнообщинного строя. Это время, предшествовавшее возникновению классового общества и государственной власти, когда люди жили общинами, сообща владели землей, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну. Главными связями в первобытной общине были родственные. Многие ученые считают, что для ранней стадии развития первобытной общины, в каменном веке, у охотников и собирателей диких растений, самыми прочными связями родства были связи между матерью и детьми, счет родства велся по материнской линии.

Коллектив таких родственников, имевших общих предков - матерей, называется материнским родом, время его преобладания - материнско- родовым строем. Иногда для обозначения этого времени употребляется термин «матриархат» (от лат. mater - мать и греч. arche - власть), но он не вполне точен, так как власть в первобытной общине принадлежала всем ее взрослым членам.

Бизон из пещеры Альтамира (палеолит, Испания).

Род в первобытном обществе был тесно связан с другими родами: он не только нуждался в их помощи, но и должен был регулировать отношения с ними, распределяя охотничьи угодья и т. п. Основными связями между отдельными родами были брачные связи: как правило, мужчины одного рода брали себе жен в другом роде - такие отношения называются экзогамией (от греч. ехо - вовне и gamos - брак). Таким образом, первобытная община состояла из членов двух или нескольких родов - мужей и жен, их детей. Два или несколько родов, объединенных брачными связями, составляли племя; здесь господствовали обычаи эндогамии (от греч. endon - внутри и gamos - брак) - жен можно было брать лишь внутри своего племени. Все важнейшие вопросы хозяйственной и общественной жизни решались коллективно на собрании всех взрослых членов племени. Поэтому первобытнообщинный строй называется также родо-племенным строем.

В ранней первобытной общине господствовало половозрастное разделение труда: женщины и помогавшие им дети занимались по преимуществу поиском съедобных растений (собирательство), мужчины - охотой. Эти занятия первобытной эпохи привели в конце каменного века - неолита - к открытию земледелия и скотоводства. Резко возросшие запасы пищи позволили отдельным родам, особенно у скотоводов, накапливать богатства (с тех пор во многих языках слова, обозначающие скот, значат также «богатство», «деньги»). Распределение накопленных богатств зависело от глав этих родов - патриархов. Мужчины в эпоху производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) стали занимать господствующее положение в обществе: наступила эпоха патриархата (от греч. pater - отец и arche" - власть).

Новые хозяйственные связи и обмен продуктами земледелия и скотоводства упрочили отношения между отдельными племенами, что привело к формированию союзов племен и больших общностей, говоривших на родственных языках, - афразийцев на Ближнем Востоке, индоевропейцев в Причерноморье и др. Богатства (так называемый прибавочный продукт) скапливались в племенных центрах - будущих городах; главы старших («знатных») родов, составлявшие совет старейшин племени или союза племен, и выбираемый из их среды племенной вождь прежде всего имели доступ к этим богатствам. Племенное объединение, управляемое таким вождем, получило в современной науке название «вождество»; вождества были предшественниками первых государственных образований, их правители считались священными, власть вождя приближалась к царской власти.

Охота на мамонта.

Стремление завладеть имуществом, накопленным соседями, их землями и скотом приводило к постоянным войнам, выделению военных вождей и их войска - дружины. Выделение родо-племенной знати, сосредоточившей в своих руках богатства, созданные рядовыми общинниками, вождей и войска, а также освящающего их власть жречества знаменовало начало разложения первобытного равенства: на смену кровнородственным связям и отношениям равенства приходили иные общественные отношения, основанные на присвоении определенными социальными группами общественной собственности. Формируется классовое общество; в медном и бронзовом веках в странах Средиземноморья, Индии и Китае возникают первые государства, города, письменность.

Первобытное общество долго существовало на периферии древних и современных цивилизаций: до 20 в. сохранили первобытные традиции каменного века австралийцы-аборигены, бушмены Африки, некоторые индейские племена в джунглях Амазонки и др. У большинства народов, с которыми столкнулись европейцы после Великих географических открытий, - индейцев Северной Америки, банту Африки, полинезийцев и т. д. - уже существовали собственные вождества и складывалось классовое общество. Многочисленные исследования, проведенные этнографами у этих народов, наряду с данными археологии, позволяют восстановить историю первобытного общества, от которого не осталось письменных свидетельств.

Первобытно-общинный строй - это самый длительный период в истории развития человечества. Это начало истории развития социального общества - от возникновения человека разумного (около 2 млн. лет назад) и до появления государств и цивилизаций.

Самые древние поселения

Самые давние находки предков Homo Sapiens подтверждают тот факт, что на землях Восточной и Центральной Европы происходил непрерывный процесс эволюции человека. Одно из древних захоронений было обнаружено в Чехии (Пржезлетице). Найденные там останки гоминидов датированы периодом около 800 тыс. лет до н. э. Эти и другие интересные находки подтверждают гипотезу о том, что в нижнем палеолите определенные территории Европы были обжиты предками современных людей.

В период среднего палеолита резко увеличилась рождаемость гоминидов, что согласовывается с большим числом археологических находок останков человекообразных существ, которые жили 150—40 тыс. лет назад. Данные раскопок этого времени связывают с появлением нового типа людей - так называемых неандертальцев.

Неандертальцы

Неандертальцами была заселена почти вся континентальная часть Европы (без северной Англии), севера Восточной Европы и Скандинавии. Первобытное общество тех времен являло собой небольшую группу неандертальцев, живущую большой семьей, занимающуюся охотой и собирательством. Пользовались предки современных людей различными орудиями труда, как каменными, так и выполненными из других природных материалов, например, дерева или костей крупных животных.

История первобытного общества в ледниковый период

Последний ледниковый период начался чуть более 70 тыс. лет назад. Жизнь предков людей резко усложнилась. Наступление холодов полностью изменило первобытное общество, его устои и обычаи. Изменение климата усилило значение огня как источника тепла для древних людей. Некоторые виды животных исчезли или мигрировали в более теплые края. Это привело к тому, что людям требовалось объединяться для охоты на крупного зверя.

В данное время возникает загонная охота, в которой принимает участие большое количество людей. Таким способом неандертальцы добывали оленя, пещерного медведя, зубра, мамонта и других распространенных в те времена крупных зверей. Одновременно развитие первобытного общества распространяется на первые воспроизводительные способы хозяйственной деятельности - земледелие и животноводство.

Кроманьонцы

Процесс антропогенеза завершился приблизительно 40 тыс. лет назад. Сформировался человек современного типа и организовалась родовая община. Тип человека, который сменил неандертальцев, получил название кроманьонца. От неандертальцев он отличался ростом, и большим объемом мозга. Основное занятие - охота.

Жили кроманьонцы в небольших пещерах, гротах, сооружениях, выстроенных из костей мамонтов. Высокий уровень общественной организации этих людей доказывают многочисленные пещерные и наскальные рисунки, скульптуры культового назначения, орнаменты на орудиях труда и охоты.

В эпоху верхнего палеолита в центре и на востоке Европы постоянно усовершенствовались орудия труда. Обосабливаются некоторые археологические культуры, существующие одновременно на протяжении долгого времени. В этот период человек изобретает стрелы и лук.

Родовая община

В эпоху верхнего и среднего палеолита появляется новый тип организации людей - родовая община. Существенными ее признаками являются обрядовые формы самоуправления и общая собственность на орудия труда.

В основном в составе родовой общины находились охотники-собиратели, которые объединялись в ассоциации семей, связанных между собой условиями проживания, семейным родством, общими охотничьими угодьями.

Духовная культура первобытного общества в эту эпоху представляла собой зачатки анимизма и тотемизма, связанных с культом плодородия и магией охоты. Сохранились рисунки, высеченные на камне или нарисованные в пещерах. Первобытное общество оставило потомкам наследие талантливых безымянных художников, чьи рисунки мы можем наблюдать в Каповой пещере на Урале или в пещере Альтамира в Испании. Эти примитивные картины заложили основу для развития искусства дальнейших эпох.

Эпоха мезолита

История первобытного общества меняется с окончанием ледникового периода (10-7 тыс. лет назад). Это событие привело к вынужденному изменению социального развития первобытной общины. Она стала насчитывать около ста человек; охватывала определенную территорию, на которой занималась рыболовством, охотой, собирательством.

В эту же эпоху первобытное общество рождает племя - этническую общность людей с одинаковыми языковыми и культурными традициями. В середине таких сообществ формируются первые органы управления. Власть в первобытном обществе переходит в руки старейшин, которые принимают решения о переселении, строительстве хижин, организации коллективной охоты и прочем.

В военное время власть могла переходить к вождям-шаманам, которые играли роль формальных лидеров племени. Усложнилась система социализации и передачи знаний, умений и опыта молодому поколению. Специфика ведения хозяйства и новые социальные роли привели к появлению парной семьи как самой малой ячейки первобытного общества.

Естественно, нормы первобытного общества не позволяют говорить о семейных отношениях в современном значении этого слова. Такие семьи носили временный характер, их роль состояла в выполнении тех или иных коллективных действий или обрядов. Культура первобытного общества усложнилась, появилась обрядность, которая стала прообразом возникновения религии. Этим же временем датируют первые захоронения, связанные с возникшей верой в загробную жизнь.

Возникновение понятия собственности

Усовершенствование орудий земледелия и охоты привело к изменению мировоззрения и социального поведения людей. Изменился характер труда - стала возможной специализация, то есть определенные люди занимались своими участками работ. Разделение труда в общине стало необходимым условием ее существования. Первобытное общество открыло для себя междуобщинный обмен. Скотоводческие племена обменивались продуктами с земледельческими или охотничьими общинами.

Все вышеперечисленное привело к модификации понятия «собственность». Возникает понимание личного права на предметы быта и орудия труда. Позже понятие собственности перешло на земельные наделы. Усиление роли мужчин в земледелии, структура общинной собственности на землю привела к усилению власти мужчин - патриархату. Патриархальные отношения в совокупности с определением частной собственности - это первые шаги к возникновению государственности и цивилизации.

Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в различных регионах Земли. На ее возникновение повлияли климатические и географические условия, положение регионов. Различная скорость общественного развития привела к неравномерности темпов исторического формирования разных народов. У всех народов была общая исходная точка развития – первобытное, или примитивное, общество . Но даже на рубеже XX XXI столетий народы достигли разных его уровней, что было обусловлено различными причинами.

Во всяком случае и сегодня нашу планету населяют племена, живущие в условиях первобытного общества. Многие народы достигли значительного прогресса в экономическом, социально-политическом и культурном развитии и живут в условиях цивилизованного общества. Однако развитие человечества "от варварства к цивилизации, – полагает Б. Тайлор, – оставило позади немало таких качеств варварского характера, о которых образованные люди новейшего времени вспоминают с сожалением и которых они стремятся достичь снова своими бессильными попытками остановить ход истории и восстановить прошлое в современной обстановке".

Первобытное общество – первая форма бытия человеческого общества и, соответственно, – первая стадия его исторического развития . Видимо, для этой формы жизнедеятельности людей были характерны коллективизм во имя обеспечения жизненных условий и относительное социальное равенство членов общества.

Дискуссионным остается вопрос о времени формирования первых или первого первобытного человеческого общества. Если оставить в стороне теорию божественного или космического происхождения человека, то бесспорным остается во всяком случае одно – самый ранний период доисториичеловечества , длившийся несколько миллионов лет, начался с перехода от биологической формы развития материи к социальной, то есть с периода становления отдаленных предков человека . Формирующиеся люди, к которым относят архантропов и палеантропов, жили в обществе, которое принято называть первобытным человеческим стадом, или праобществом (праобщиной). По археологической периодизации – это ранний палеолит . На грани раннего и позднего палеолита, примерно 40-35 тыс. лет назад,антропогенез завершается , а праобщество путем эволюции трансформируется в человеческое общество .



Единой точки зрения о месте праобщества в первобытном обществе нет. Одни ученые включают праобщество в первобытное в качестве первого этапа его развития. Другие считают такой подход неправомерным и понимают под первобытным обществом период от завершения антропогенеза до начала становления классов (сословий) и государства. По археологической периодизации – это поздний палеолит, мезолит и отчасти неолит.

В развитии первобытного общества достаточно четко прослеживаются две стадии (периода):

1) стадия ранней первобытной общины или, как ее иногда называют в литературе, первобытной коммуны;

2) стадия поздней первобытной общины .

На первобытной стадии развития люди из камня, кости, рога, дерева и возможно других природных материалов создавали орудия, но пищу еще производить не умели. Основными способами добывания средств для обеспечения жизни являлись собирательство и охота, позднее рыболовство. Избыточный продукт был либо крайне мал, либо добывать его не удавалось. Скорее всего сообщество людей создавало продукта не больше, или не намного больше, чем его требовалось для физического обеспечения существования всех его членов. Этот тип (или способ) ведения хозяйства нередко называют присваивающим .

В условиях присваивающего ведения хозяйства скорее всего существовала общая собственность на средства производства и предметы потребления, особенно на пищу, которая распределялась между членами общества независимо от участия или неучастия в ее добывании. Такое распределение обычно называют уравнительным . Его суть заключается в том, что член коллектива имел право на часть полученного продукта исключительно в силу принадлежности к данному сообществу. Однако размер доли, видимо, зависел от объема полученного или добытого продукта и от потребностей членов сообщества.

Можно предполагать, что распределение продукта осуществлялось дифференцированно (основные получатели продукта – охотники, собиратели плодов и других съедобных продуктов, женщины, дети, старики) и с учетом потребностей. Хотя потребность в условиях первобытного общества, очевидно, носила чисто условный характер. Иногда метод распределения называют методом распределения "попотребностям" , а первобытный социальный организм – "коммуной" .

Начав осознанно трудиться, человек вынужден был вести учет добычи, результатов труда, создания "складских запасов" . По мере развития человека шел процесс накопления знаний – он начал учитывать время, смену времен года, движение ближайших небесных тел (Солнца, Луны, звезд). По всей вероятности, стали появляться члены общества (общины), которые были способны вести учет и им создавались условия для такой деятельности, поскольку учет помогал поддерживать порядок и давал возможность выжить.

Исходя из накопленных знаний, по всей вероятности, можно было уже делать первые примитивные, но необходимые для выживания прогнозы: когда следует начинать делать запасы, как и сколько времени их хранить, когда начинать ими пользоваться, когда и куда можно и нужно мигрировать и т.д. Тогда же, вероятно, появился учет реально воспринимаемых предметов, планирование и организация трудовой деятельности, распределение продуктов и орудий труда. Появление излишков продуктов могло привести к обмену, который мог осуществляться как обмен натурального продукта на натуральный продукт, так и с использованием обменного эквивалента (украшений, раковин, орудий – природного происхождения и изготовленных человеком).

Учет потребовал ведения записей . Ими могли быть зарубки, насечки, обнаруженные археологами. Примитивные "документы", фиксирующие счет, позволяют предполагать, что оставленные знаки имеют определенную значимость, поскольку имеется разное их начертание – линии (прямые, волнистые, дугообразные), точки. Древние носители информации получили у археологов обобщенное название бирки. К доисторическому периоду можно отнести появление вариантов учета, при котором значение имели цвет, форма знака, его длина. Инки использовали для этого систему разноцветных шнуров (простые шнуры соединялись в более сложные), китайцы – узелки.

Так складывалась экономика в примитивных обществах. Системы сбора, обработки, анализа учета еще не было. Они появятся позднее – в древневосточных цивилизациях.

Первобытное объединение людей первоначально полностью совпадало с материнским родом. В силу характерной для общинно-родового строя экзогамии род не мог существовать вне связи с другим родом, что привело к возникновению парного брака и парной семьи, но еще неустойчивой. Совместное поселение супругов привело к тому, что новое объединение людей перестало совпадать с родом.

Парный брак , видимо, начал формироваться у древнейших ископаемых людей . Начинает складываться родство по определенной линии, запрещается кровосмешение (инцест, т.е. браки между родителями и детьми), что в конечном итоге приводит к общественной регуляции брака, появлению рода и семьи.

Теперь в состав общины стали включать людей, принадлежащих другому роду. Тем не менее определяющую роль в каждой общине выполнял один определенный род, и в этом смысле община продолжала оставаться родовой, в большинстве своем материнской. Что касается современного человека, то он является результатом перехода от коммунальной общины к дуальной организации общины. Племя состояло из двух родов, и браки совершались между женщинами и мужчинами, которые принадлежали разным родам.

Появление дуальной организации племени, по-видимому, было связано с матриархатом, который характеризовался доминирующим положением женщины. В общественном сознании и ритуальных обрядах матриархат нашел отражение в культе богини-матери и других женских божествах. Женщина стала символом продолжения рода и плодородия. Утверждение женщины во главе рода и приоритет женских видов труда привел к изменению мировосприятия. Дуализм племени отразился на дуальном восприятии мира – дуализм неба и земли. Причем мать-земля имела приоритетное значение.

В период позднего палеолита происходит своего рода социальнаяинновация исключение из брачных отношений близких родственников . Все происходящие изменения можно охарактеризовать как палеолитическую революцию (хотя по характеру и срокам, это был, безусловно, эволюционный скачок, занявший длительный промежуток времени, и понятие "революция" используется как термин, обозначающий коренное качественное изменение).

Развитие земледелия привело общество еще к одному важному явлению – к неолитической революции. Примерно с IX тыс. до н.э. на Ближнем Востоке начинается переход к производящему хозяйству, который можно назвать неолитической революцией . На европейском континенте первые следы производящей экономики относятся к рубежу VII-VI тыс. до н.э. (на юге Балканского полуострова). В VI-III тыс. до н.э. присваивающее хозяйство сменилось производящим .

Наметилось первое разделение труда – земледелие и скотоводство; возникают ремесла (прядение, ткачество, гончарное производство). Развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки, ремесел подняло роль мужчин в хозяйственной деятельности, в обществе и семье. В результате возрастания роли мужчин осуществляется переход от матриархальных отношений кпатриархальным . Переход от матриархата к патриархату повлек за собой переустройство уклада жизни, появлению новых традиций, норм, ценностей и ценностных ориентаций. Эпоха патриархата – это время разложения первобытного общества.

Община постепенно трансформируется в систему все более обособляющихся друг от друга хозяйств, то есть превращается из первобытной в сельскую, соседскую. Парная семья сменяется моногамной. Разделение труда способствовало развитию товарообмена, имущественному неравенству и появлению частной собственности. С зарождением последней формы владения имуществом и имущественным неравенством появляются возможности использования наемного и рабского труда, то есть форм эксплуатации и присвоения прибавочного продукта, расслоения общества, возникновения классов (сословий), которые, видимо, первоначально различались по имущественному, а потом – по социальному положению.

В IV-III тыс. до н.э. происходит переход от каменного века к энеолиту (медному веку). Орудия труда из камня заменяются медными. Основными занятиями остаются мотыжное земледелие, скотоводство и охота. В эпоху энеолита в IV тыс. до н.э. в долине реки Нила, в междуречье рек Тигра и Евфрата появляются новые формы объединения людей – древнеегипетская и шумерская цивилизации, а позднее, в период бронзового века (III-II тыс. до н.э.), они возникают в долинах рек Инда и Хуанхэ Таким образом, на Древнем Востоке появляются, так называемые, речные цивилизации.

Первобытное общество - исторический период человеческого общества между доисторическим миром и древним миром.
Если верить ученым, человек появился на Земле около 2,5 миллиона лет назад, а первые цивилизации и государства - менее 10 тысяч лет назад. Следовательно, основная часть истории человечества -99,9% - приходится на времена первобытного общества...
Что же знаменательного произошло в этот период?
А произошло многое...
Самое главное событие - это, конечно же, появление самого человека - мыслящего существа, который научился изготовлять орудия труда и пользоваться ними.
Затем произошло одно из основных событий, а именно, переход к производящему хозяйству или неолитическая революция. До этого человек все готовое брал от природы, но около 10-12 тысяч лет назад отношения человека и природы круто изменились: с тех пор человек стал изменять природу.
Изменяет он ее до сих пор...

Огонь и свет, исходящий от него, внесли важнейшие изменения в поведение людей, активность которых больше не ограничивалась дневным временем, а возможность приготовить на огне белковую пищу позволила улучшить питание.
Кроме того, многие крупные животные и кусающие насекомые избегали огня и дыма.
Важнейшим приобретением человека стала речь, которая позволила выражать свои мысли и абстрактные понятия.
Следующее событие, которое произошло во времена первобытного общества, это возникновение религии, а также связанного с ней искусства. Исследования показывают, что самые ранние образцы пещерной живописи, известные сегодня, насчитывают более 30 тысяч лет, а самые поздние - около 12 тысяч лет.
А далее зародились общественные отношения, произошло разделение общества на властвующих и подчиняющихся, появилась государственность...
Есть различные системы периодизации первобытного общества и все они по-своему в чем-то несовершенны.

Палеолит

или древнекаменный век

2,4 млн. - 10000 лет до н. э.

Ранний (нижний)

палеолит (2,4 млн. - 600000 лет до н.э.)

Средний палеолит (600000 - 35000 лет до н.э.)

Поздний (верхний) палеолит (35000 - 10000 лет до н.э.)

Время охотников и собирателей. Начало кремниевых орудий, которые со временем становятся сложнее и специализируются.

Homo habilis

Homo erectus

Homo sapiens prasapiens

Homo heidelbergensis Homo neanderthalensis

Homo sapiens sapiens.

Мезолит

или среднекаменный век

10000-5000 лет до н. э.

Начинается в конце плейстоцена в Европе. Охотники и собиратели овладели изготовлением орудий из камня и кости, научились изготавливать, а также пользоваться дальнобойным оружием - луком и стрелой.

Homo sapiens sapiens

Неолит

или новокаменный век

5000-2000 лет до н. э.

Ранний неолит

Средний неолит

Поздний неолит

Начало эпохи неолита связывается с неолитической революцией. В это же время на Дальнем Востоке появляются древнейшие находки керамики возрастом около 12000 лет, а период европейского неолита начинается на Ближнем Востоке докерамическим неолитом. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства («присваивающего») - «производящие» (земледелие и скотоводство), позднее распространяющиеся и в Европу. Поздний неолит нередко переходит в следующий этап, медный век, халколит или энеолит, без разрыва в культурной преемственности. Последний характеризуется второй производственной революцией, основным признаком которой является появление металлических орудий.

Homo sapiens sapiens

Бронзовый век

Ранняя история

Характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.

Homo sapiens sapiens

Железный век

с ок. 800 до н. э.

Характеризуется повсеместным распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий.

Современные исследователи в основном считают, что во времена палеолита и неолита - 50-20 тысяч лет тому назад - социальное положение мужчин и женщин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат.

В последствии возникла парная семья - стали образовываться постоянные пары на более или менее продолжительный срок. Она превратилась в моногамную семью - пожизненное единобрачие отдельных пар.


Источники информации:
1. сайт Википедия
2. Большой энциклопедический словарь

3.«Новый Энциклопедический Словарь» (Рипол Классик, 2006 год)

Читайте в этом разделе:


Неандертальцы: новые открытия и гипотезы

В 1856 году в Германии, в ущелье Неандерталь возле Дюссельдорфа и Эркрата, впервые были обнаружены ископаемые остатки крупных гоминид, похожих на шимпанзе, которые по месту находки были названы неандертальцами…
Неандерталец (человек неандертальский, палеоантроп) - (Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis ) - ископаемый вид человека, обитавший 140-24 тысячи лет назад, и который, согласно современным научным данным, частично является предком современного человека (ассимиляция с кроманьонцами).
Особенности их комплекции - массивные надбровные дуги и согнутые в коленях ноги - некоторыми исследователями сначала были приняты за признаки патологии...

«Следы дьявола» - следы гейдельбергского человека

«Следы дьявола» (Ciampate del Diavolo) - так жители окрестностей вулкана Роккамонфина на юге Италии назвали цепочки следов, которые сохранились в застывшем вулканическом потоке.
Эти следы и далее обрастали бы легендами, если бы не два местных любителя археологии Марко де Анжели и Адольфо Панарелло, которым пришла в головы идея показать загадочные следы специалистам из университета в Падуе.
И местная достопримечательность стала археологической сенсацией 2003 года: были открыты следы, оставленные древнейшими на территории Европы гуманоидами, представителями вида Homo erectus (человек прямоходящий, также называемый «гейдельбергским человеком»).

Он отправился в путь, надев три слоя одежды и прочные башмаки с подошвой из медвежьей кожи.
С собой он взял кинжал с кремневым лезвием, набор для разжигания огня и берестяную коробочку, где лежали угли, завернутые в кленовые листья.

Теперь от зоологических объединений и биологических сверхорганизмов перейдем к первобытной общине. Такие общины кое-где существуют и сейчас, хотя их с каждым днем становится все меньше. Изучением первобытной общины занимается специальная наука - этнография или этнология (от греч. этнос - народ, графо - пишу, логос - учение). Объект этнографии не исчерпывается лишь первобытными народами. Но другой науки, которая бы их исследовала, не существует. В течение ХIХ и ХХ вв. тем разделом этнографии, который можно назвать социальной этнологией, или социоэтнологией (на Западе он носит название социальной и культурной или просто социальной антропологии), был накоплен огромный фактический материал, который позволяет составить достаточно полное представление о первобытном обществе.

Первобытная община не оставалась неизменной. Она развивалась. Первоначальной ее формой была община, которую чаще всего теперь называют ранней первобытной (раннепервобытной). Именно ее возникновением и завершился процесса социогенеза.

Если при взгляде на цивилизованное общество прежде всего бросается в глаза его отличие от мира животных, то при первом подходе к раннепервобытной общине обращает внимание ее сходство с объединением животных. Прежде всего по масштабам. Стадо обезьян насчитывает в своем составе несколько десятков индивидов. Такой же была и численность раннепервобытных общин.

Существует определенное сходство между деятельностью животных и людей раннепервобытного общества. Обезьяны срывали плоды, листья, молодые побеги и поедали их. Употребляли они также в пищу насекомых, яйца птиц, коренья. Волки охотились на довольно крупных животных. Люди на стадии раннепервобытной общины занимались охотой, собирательством, а также рыбной ловлей. Они, как и животные, не создавали пищу, а присваивали съедобные ресурсы, которые доставляла им природная среда. Поэтому их хозяйство нередко именуют присваивающим.

В то же время даже на этом этапе деятельность людей по добыванию пищи существенно отличалась от аналогичной деятельности животных. Животное добывает пищу, пользуясь по большей части лишь органами собственного тела. Хищные животные убивают свои жертвы с помощью одних лишь клыков и когтей.

Правда, и в животном мире кое-где наблюдается использование орудий. Шимпанзе, например, с помощью палок выуживают муравьев и термитов, камнями разбивают пальмовые орехи, бросают камни и палки в хищных животных и людей. Однако все эти действия совершаются шимпанзе от случая к случаю и не играют сколько-нибудь существенной роли в обеспечении бытия этих животных.



Иное дело люди. Они по своей физической организации совершенно не приспособлены к роли хищников. У них нет ни клыков, ни когтей, и охотиться они могут, лишь используя различного рода орудия. Первоначально этими орудиями были дубины, копья, дротики, позднее - бумеранги, лук и стрелы, духовые ружья. Разнообразные орудия использовались при добыче рыбы: удочки, сети, гарпуны, остроги. Даже собирательство не обходилось без средств труда. Чтобы собрать воедино и доставить в лагерь плоды, коренья, ракушки, нужны корзины или какие-либо другие вместилища. Таким образом, использование средств труда - необходимое условие существования людей и на данном этапе развития. Но это еще не все.

Копья, дротики, лук и стрелы, корзины в природе не существуют. Их нужно создать, произвести. Но создать копья, дротики, лук и стрелы голыми руками невозможно - их можно сотворить лишь при помощи орудий. Орудия для производства орудий на рассматриваемой стадии чаще всего были каменными. Поэтому первобытную эпоху нередко называют каменным веком.

В тех редких случаях, когда животные используют орудия, в этом качестве им служат естественные предметы, лишь иногда несколько “подправленные” с помощью зубов и когтей. Никакое животное из числа ныне существующих не изготавливает орудия при помощи орудий, тем более - систематически. Из ныне живущих существ такого рода деятельность присуща только человеку.

Именно с изготовления орудий при помощи орудий начинается производство. В наличии производства заключается фундаментальное отличие человека от животных. Животное только присваивает то, что дает среда, - оно приспосабливается к среде. Люди создают вещи, которых в природе не существует, то есть преобразуют среду. Производство - необходимое условие существования людей. Стоит прекратиться производству - и люди погибнут.



Производство - это, разумеется, не только изготовление орудий при помощи орудий, но и создание различного рода объектов, которые используются непосредственно для потребления: жилищ, одежды, утвари, украшений. С появлением производства орудий при помощи орудий не только возникли новые виды деятельности, но и коренным образом видоизменились ранее существовавшие. Охота при помощи орудий существенно отличалась от охоты, какой она была в животном мире. Успех охоты у человека во многом зависел от деятельности по производству орудий. Охота, попав в зависимость от деятельности по производству орудий, сама превратилась в один из видов производства. То же самое произошло с рыболовством. Это же относится к собирательству.

Все разнообразные действия людей по созданию и присвоению материальных благ - это производство, труд. Такая деятельность немыслима вне общества. Эта мысль верна не только в отношении цивилизованного общества, но и применительно к раннепервобытной общине.

Волков объединяет в стаи стремление обеспечить себя мясом. Обезьяны образуют стада, чтобы защититься от хищников. Любое общество людей, включая и раннепервобытную общину, скрепляет в первую очередь производство. Но считать, что в основе общества лежит производство, - вовсе не означает выводить его из кооперации труда. В чисто организационном отношении люди могут трудиться как совместно, так и в одиночку. Существует как совместный, так и одиночный труд. Но нет труда вне общества, нет производства вне общества.

Производство в самом узком смысле слова (целенаправленная деятельность по созданию потребительных ценностей) с необходимостью требует распределения, чаще всего предполагает также обмен и немыслимо без потребления. Напомню: собственно производство, распределение, обмен и потребление, вместе взятые, образуют единство, которое обычно называют производством в широком смысле слова. Производство в широком смысле слова, а тем самым и собственно производство, всегда есть деятельность общества в целом. Общество - целостность, своеобразный организм. В животном мире существуют организмы только двух видов: биологические организмы и биологические сверхорганизмы. С появлением производства возникает организм совершенно иного типа - социальный организм.