Презентация на тему логопедия как наука. Логопедия - наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Логопедия. Логопедия – одна из отраслей специальной педагогики, область н

Слайд 1

Учитель-логопед МОУ «СОШ №42» г. Магнитогорска Кравцов Леонид Викторович
Предмет и задачи логопедии

Слайд 2

Логопедия
- это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Слайд 3

Термин «логопедия»
происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) - и в переводе означает «воспитание правильной речи».

Слайд 4

Предметом логопедии
как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Слайд 5

Объект изучения
- человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Слайд 6

Структуру
современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Слайд 7

Основной целью логопедии
является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Слайд 8

Задачи:
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений. 2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи. 3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

Слайд 9

Задачи:
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата). 5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. 6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

Слайд 10

Задачи:
7. Систематизация речевых расстройств. 8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. 9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

Слайд 11

В указанных задачах логопедии
определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект - изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект - профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Слайд 12


использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.); обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

Слайд 13

Для решения поставленных задач необходимо:
осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений; распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи. Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Слайд 14

Основным направлением логопедического воздействия
является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Слайд 15

Организация логопедического процесса
позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия - воспитанию человека.

Слайд 16

Логопедическое воздействие
должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Слайд 17

Использованная литература
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с. Картинка «логопедия»: http://cv01.twirpx.net/0760/0760569.jpg Изображение женщины и двух детей: http://4.bp.blogspot.com/-faoJOoLVoME/T9I488G41yI/AAAAAAAAABE/MWyQNLvxJfQ/s760/image002.gif Картинка «будем говорить правильно»: http://simptomed.ru/upload/content/5350ff84a0b96.jpg

Слайд 2

I этап развития логопедии (античность – 18 век) II этап развития логопедии (18 в – 3-я четверть 19 в) III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в) IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени)

Слайд 3

Древний Восток

Древний Восток. К странам Древнего Востока принято относить Вавилонию, Ассирию, Египет, Индию, Китай (4 – 2 тыс. до н.э.), Грецию (5 – 4 в. До н.э.), Римскую империю (2 в. До н.э. – 2 в. н.э.).Уже за несколько тысячелетий до н.э. у народов Древнего Востока возникают и складываются в определенной системе научные представления. Рассмотрим взгляд в некоторых странах.

Слайд 4

Египет (4 тыс. лет до н.э.).

Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Наряду с математическими, астрономическими и другими знаниями египтяне обладали познаниями и в медицине. В одном из древнейших папирусов (до нас дошло 4), в папирусе Эдмона Смита находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. Вот описание безнадежного случая, когда человек потерял слух, речь, контроль над руками и ногами: Здесь врач говорит: «Я не буду его касаться. Затем 2 примечания: позвонок вдавлен в другой, это случилось потому, что человек упал вниз на свою голову». В этом же трактате впервые встречается упоминание о мозге, и его автор обращает внимание на локализацию мозговых функций – на связь мозговой деятельности с управлением конечностей.

Слайд 5

Индия. В священной литературе («Вед»), особое место занимают трактаты «Аюрведы». У индусов в «Аюрведах» медицина является отделом религии. Тракта состоит из 6 частей. В одном из них описывается 2 пластические операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» - хейлопластика и уранопластика.

Слайд 6

Китай. О речевых расстройствах в китайской литературе мы находим сведения в трудах русского врача П.Я. Пясецкого. Он отмечает: «Из врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа».

Слайд 7

Древняя Греция и Рим. Наибольший рассвет греческой культуры относится к 5 веку до нашей эры. Первоначальные знания у древних греков объединялись общим понятием философии. Материализм (представитель Демокрит) вел борьбу с идеализмом (мнение Платона). Демокрит (5 – 4 век до н.э.) – математик, физик, анатом, медик, историк. В основе мира лежит не бог, не дух, а материал. Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Заслуга – большое значение в процессе воспитания принадлежит упражнениям, важность примеров окружающих ребенка людей. Роль правильного воспитания в предупреждении речевых нарушений. Платон (5 – 4 в. до н.э.) – идеалист. Причины болезни он видел в наказании, ниспосланном с неба. У Платона также находим отражение проблем общего воспитания детей. Большое значение в воспитании придавал игре

Слайд 8

Первое же упоминание о речевых расстройствах в литературе Древней Греции есть у Геродота(425 г. до н.э.). Описал речь царя Бата (говорил быстро, невнятно, спотыкался, недоговаривал окончания слов). Считают, что «баттаризм» производное от имени царя. Но есть и другая версия – баттар – греч. – спотыкание, заикание. А Киранский царь «Батт так назван потому что он был заика кои таким притворялся, чтобы лучше скрывать свои намерения.

Слайд 9

Наиболее полные сведения из Гиппократа (377 г. до н.э.) – основоположник античной медицины. Для Гиппократа болезнь – проявление жизни организма, а не проявление божественной воли, злого духа. Материалистические взгляды. У Гиппократа есть упоминание о многих, известных нам сейчас речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Он подчеркивает главенствующую роль мозга во всей деятельности человека. «Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит».

Слайд 10

Аристотель (322 г. до н.э.) – «самая всеобъемлющая голова из всех древнегреческих философов» (Энгельс). Получил образование в академии Платона, но позже его идеалистические взгляды изменились. Природу речевых недостатков Аристотель рассматривал очень узко – в неправильном строении и недостаточной подвижности органов артикуляции. В педагогических сочинениях Аристотель рассматривает вопросы умственного, физического, нравственного воспитания, роль семьи в воспитательном процессе. Но не упоминает о недостатках речи. Почему? Речевые расстройства в те далекие времена относились к разряду болезней и потому принадлежали вниманию врачей.

Слайд 11

Плутарх (46 – 120 г.г.) – греческий писатель. Ему принадлежит наиболее полное описание дефектов речи, которыми страдал Демосфен (334 – 322 г. до н.э.). В работах Плутарха находим 2 примера, показывающих особенности формирования правильной речи. 1-й – относится к системе развития речи у юных спартанцев; 2-й – к системе перевоспитание неправильной речи (заикания, косноязычия) у Демосфена.

Слайд 12

АвлКорнелийЦельс (301 – 125 г. до н.э.) – ученый, энциклопедист, врач. Много собрал и сохранил для поколений произведений древней медицины, заметки о параличе языка, о прирастании кончика языка к нижней части ротовой полости и о лечении этих случаев. Причина речевых расстройств в нарушении строения и подвижности периферической части речедвигательного механизма. Приемы устранения – хирургические, терапевтические и речевые упражнения.

Слайд 13

Клавдий Гален (130 – 200 г.) – врач и естествоиспытатель. После Гиппократа самый крупный теоретик античной медицины. Уточнил сведения о строении мозга и нервной системы. По мнению Сикорского, Галену принадлежит заслуга установки научной терминологии болезней речи, он окончательно устанавливает значение главнейших терминов: афазия, афония, заикание, косноязычие, невнятная речь. Гален разделил расстройства голоса и речи. Первые происходят от «страдания» гортани и ее мышц, вторые – от поражения языка, губ, неба и т.д. При этом указывал на зависимость некоторых расстройств речи от поражения ЦНС. Впервые он указывал на причины расстройства речи центрального и периферического характера.

Слайд 14

Марк Фабий Квинтилиан (42 – 118 г.г.) – оратор, крупный представитель педагогической мысли. Он придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего детства. «Указывал на необходимость правильного речевого окружения, на своевременное устранение у него дефектов звукопроизношения». Вот взгляды древнегреческих ученых – весьма разнообразны и рекомендации своеобразны – водолечение, массаж, хирургические вмешательства, горячие изливания, кровопускания, полоскание, рвотные и другие средства, «изгоняющие» и «очищающие слизь головы» (Гиппократ). А Цельс, видя, что хирургическое вмешательство не приносит желаемый эффект, указывал на необходимость каких-то речевых упражнений.

Слайд 15

Ближний и Средний Восток (5 – 15 в.в.)(Византия, арабские Халифаты, Средняя Азия) Византия – сохранила древнюю культуру античного мира. Врачи Византии хорошо были знакомы с произведениями врачей Греции и Рима. Врач Орибадий (326 – 403), энциклопедист, АэцийАмидский (527 – 565), Павел Эгинский (425 – 490), рассматривали болезни речи как болезни языка, его уздечки, предлагали хирургическое вмешательство. В плане терапии заикания Орибадий предлагал следующее:1) произносить наизусть отрывки лирического характера, начиная с низкого тона, затем повышая голос и снова понижая; 2) чтение начинать с отрывков наизусть; 3) в речи делать глубокий вдох; 4) речь под такт и др.

Слайд 16

Ибн – Сина (Авицена) (980 – 1037) – философ, врач, поэт. Латинизированное имя Авиценна и полное Абу-али ал Хусейн Ибн Адаллах Ибн-Сина. Родился недалеко от Бухарье. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения. Он рассматривал зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции, подобно Аристотелю. А причину неправильного строения и функционирования органов артикуляции видел в переполнении их влагой (гуморальная точка зрения) или спазма. Но наряду с периферическими повреждениями он усматривал и поражение ЦНС. Своеобразный взгляд Авиценны на причину и устранение заикания. Можно предположить, что точка зрения Авиценны на речевые расстройства соответствовала взглядам врачей Европы 11 – 18 веков.

Слайд 17

Западная Европа

Педагогические идеи представлены в эту эпоху высказываниями таких мыслителей, как Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор. Франсуа Рабле (1494 – 1553) – французский мыслитель, священник, врач, профессиональный анатом, автор романа «Гаргентюа и Пантагрюэль». Он предлагал целую систему развития речи вместе с интеллектуальным и физическим воспитанием.

Слайд 18

Древняя Русь (9 – 16 в.в.) О представлениях древних славян о речевых расстройствах можно судить на основании сохранившихся летописей, словарей пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов.Вот какие существовали обозначения дефектов речи: Языкоболезние, языкоболезньствие – болезнь речи; Косноглаголевый, косноязычен – нескоро говорящий, говорящий с трудом. Коснение – медленность. Мудьногласный, мудьноязычный – медленноязычный, видимо то же, что и косноглаголие. Гугнивый – невнятная, трудная речь. Гугноти – шептать. Гугнявый – говорящий в нос, гнусливый. Травливый – видимо, порченый. Фафлю – шепелявить. Бобливый – то же. Момлент – видимо, дефекты твердого неба. Мом – небо во рту. Заякливый – заикающийся. Немый – лишенный способа говорить («Глух и нем»). Неморечивый, немование – неясная речь, лепет.

Слайд 19

Западная Европа 17 – начало 18 в. В первой половине 17 в. капитализм в Западной Европе стал серьезной силой. Наблюдается и сдвиги в идеологии: формируется светлая, гуманитарная наука, культура. Мыслители – гуманисты немаловажное значение придавали и проблеме формирования правильной речи, ее значению в воспитании гармонически развитой личности.

Слайд 20

Ян Амос Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист. Им заложена развернутая система воспитания от рождения до зрелости. В трактате «Великая дидактика» он ставит своей задачей разработать теорию «учить всех всему». Касается и вопроса формирования правильной речи. Конкретные задачи обучения сводятся не только к хорошему знанию природы и общественных отношений, но и свои знания и умения. Риторика – один из элементов знаний. Говоря о значении речи в общем развитии ребенка, он писал: … «три вещи – разум, действие, речь – и есть соль жизни». Далее говорит о роли речи в общем развитии человека – «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить и учиться, иначе лучше молчать».

Слайд 21

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – французский мыслитель – педагог 18 столетия. Оказал большое влияние на развитие философии, социологии, педагогики. Считал – человек испорчен современным обществом. Отсюда его утопический план индивидуального воспитания – вдали от цивилизации «на лоне природы». В его педагогических произведениях находит место мысль о значении импрессивной речи для формирования ее звучной стороны в начале развития ребенка. Он указывает на то, чтобы первые членораздельные звуки, которые слышит ребенок, были редки, легки, ясны, часто повторялись. Он против того, чтобы ребенка оглушать множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего, кроме интонации. Руссо высказывает о компенсаторных возможностях разных анализаторов на примере сопоставления осязания и слуха.

Слайд 22

Иоганн Генрих Пестолоци (1746 - 1827) большая заслуга в обучении детей. Разработал методику начального обучения детей речи, счету, измерению. В 1803 году выпустил «Книгу матерей» - руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить. Уделял большое развитие речи ребенка в развитии его мышления. Язык рассматривал как важное средство познания. Развитие способности к речи должно начинаться с колыбели с развитием способности к наблюдению. «Час рождения ребенка является первым часом его обучения».

Слайд 23

Россия 18 – 19 век Время правления Петра Первого – развитие здравоохранения, создание шпиталей – учреждений для сирот. М.В. Ломоносов (1711 - 1765) - реформатор русского языка, создатель русской грамматики, создатель отечественного языкознания. «Каждый достаточно легко может усмотреть зависимость рода человеческого от слова».большую роль отводил упражнениям, вырабатывающим правильную выразительную речь, соблюдению определенных правил речи, упражнениям для силы голоса. В красивой речи большое значение приобретает просодика.

Слайд 24

А.Н. Радищев (1749 - 1802) – писатель, философ-материалист, основоположник русского революционного просветительства. Большое значение придавал речи человека в развитии общества и самого человека. Написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», где создал гимн слову и речи. Большое значение придавал развитию речи в развитии мышления и других психических процессов.

Слайд 25

В.Ф. Одоевский (1804 - 1869) – выдающийся педагог, выдвигает требование давать пищу умственным силам ребенка, знакомить его с окружающей жизнью и на этой основе путем бесед и разговоров вызывать, развивать и направлять самостоятельную мысль ребенка. Много внимания уделял методу развивающих бесед. Написал руководство по воспитанию детей «Наука до науки, или книжка дедушки Иринея». Основная задача – развитие ясности детских представлений, умения ясно и логически мыслить. Был против заучивания, т.к. память сильна в детях. Огромное значение придавал слову в воспитании и речи самого воспитателя. Предупреждал о трудности говорить с детьми так, чтобы они его понимали.

Слайд 26

К.Д. Ушинский (1824 - 1870) – в период кризиса крепостнического строя, демократического подъема общественного движения, его труды произвели переворот в русской педагогике. Предметом воспитания определен человек. Следовательно педагог должен знать основные законы человеческой природы. «Если педагогика хочет воспитывать воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его то же во всех отношениях». Указывал, что важно не только обучать ребенка, но и изучать его физические и психологические особенности, большое значение придавал дифференциальной диагностике. Важным считал изучение таких процессов как память, воля, эмоции, внимание (та дверь, через которую проход все, что входит в душу человека и из окружающего мира). Различал активное и пассивное внимание (произвольное и непроизвольное) и указывал на необходимость развития произвольного внимания у детей.

Слайд 27

II этап развития логопедии (18 в – 3-я четверть 19 в) В исследованиях В.И. Селиверстова анализируется развитие логопедии в донаучный период истории отечественной логопедии (Древняя Русь).А.В. Безлюдова (1893 г.) создала объективную картину создания и развития логопедической науки со второй половины 19 в. по первую четверть 20 в. Она выделяет 4 этапа:1. 1825 – 18602. 1861 – 18803. 1881 – 19004. 1901 – 1925

Слайд 28

Первый этап. В России до 2ой четверти 19 века нет конкретных исследований по логопедии. Первая работа Христофора Лагузена «О заикании» (1838 г.). На этом этапе материал по патологии речи в основном содержался в переводах и обзорах работ зарубежных авторов. Но монография Лагузена превосходит работы зарубежных ученых. Проявление интереса к проблеме патологии речи и голосовым способностям, возросшие социально-экономические потребности общества, особенно в речевых профессиях, а также смена стиля общества, породило активное развитие наук о человеке. В недрах анатомии, физиологии накапливались знания о патологии речи и голоса.

Слайд 29

Второй этап. Количество переводов и обзоров работ значительно преобладает над отечественными исследованиями, число которых возрастает. В этих работах решаются многие проблемы патологии речи. Приоритет в исследованиях ряда проблем афазии принадлежит А.Я. Кожевникову (1874), В.М. Тарновскому (1867, 1868).Исследуются многие речевые нарушения – заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия. В России из ряда медицинских наук и психологии выделяется специальная область знаний – логопетология (А. Кусмауль, 1877). Начинает формироваться представление о ее объекте – человеке с патологией речи.

Слайд 30

Третий этап. Работы отечественных авторов не уступают работам зарубежных ни в количественном, ни в качественном плане. Работы Олтушевского (1899), Хмелевского (1897),Остроградсткого (1898) и др. дают возможность судить о приоритете отечественной науки перед зарубежной в открытии ряда явлений, относящихся к нарушениям речи.Намечается 2 основных подхода к исследованию расстройств речи: механистический – выполнение упражнений без учета структуры дефекта функциональный В работах Олтушевского, Хмелевского, Сикорского, Андруса и др. Четвертый этап. Количество работ советских авторов значиетльно превосходит количество работ зарубежных авторов, анализируются все формы речевой патологии – Богданов-Березовский, Неткачев, Доброгаев («Картавость, ее происхождение и лечение») и др.Определяются разные подходы к изучению патологии речи: физиологический (Доброгаев) неврологический (Аствацатуров) психологический (Неткачев), который приобретает большое значение в 30-е годы (Р.Е. Левина) Логопедия приобретает статус самостоятельной науки. В преодолении речевых нарушений большинство использует дифференцированный подход.

Слайд 31

III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в) Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. Открываются правительственные учреждения, в которых оказывается помощь аномальным детям – только для глухих (училища, дома презрения).положение других детей было еще хуже. Уже в 1900 г. Н.А. Рау, П.Ф. РАу, А.Ф. Рау, Е.Ю. Рау организовали детский сад для глухих детей дошкольного возраста. А в 1915 г. директором Московского Арнольдо-Третьяковского училища для глухих стал Ф.А. Рау, и он же организовал краткосрочные курсы по подготовке логопедов. Он же набрал детей в первые группы для исправления речевых нарушений в двух вспомогательных школах города Москвы. Большое внимание уделялось нейрофизиологическим механизмам речевого акта. Бехтерев (1916 - 1918) анализировал поражение и недоразвитие речеобразовательного аппарата и возникающие на этой основе различные нарушения речи. В первые годы советской власти закладываются основы подготовки дефектологов с высшим образованием. В 1920 г. а Петрограде при институте дошкольного образования открывается институт детской дефективности. Его руководитель - Фельдберг.В 1924 г. на педагогическом факультете второго московского государственного университета организуется логопедическое отделение. Первый декан – Д.И. Азбукин. Первым заведующим кафедры сурдопедагогики и логопедии стал Ф.А. Рау. Курс логопедии был введен как самостоятельный. В 1924 г. Выготский рассматривал проблему детской дефективности как проблему социальную. В 1925 г. Наркомздрав организовал в Москве специальные логопедические кабинеты для лечения заикания у детей и подростков, а затем был открыт стационар для афазиков и заикающихся. Организатор – Ю.А. Флорентская. В 1926 г. МосГОРОНО открыл специальную семилетнюю школу для заикающихся. Была введена должность психоневролога.

Слайд 32

IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени) В работах Выготского, Босхис, Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Успешно используется метод системного психологического анализа, направленный на раскрытие психологической природы речевых, познавательных и эмоционально-волевых нарушений у неговорящих детей (алаликов) в процессе преодоления этих нарушений. Внедряются новые методы по устранению нарушений устной и письменной речи, уточняются типы речевых аномалийдля школьной категории (60 – 70 гг.).В 1959 г. возникла рабочая клиническая классификация О.В. Правдиной. Уточнена в 1969 г.Ляпидевским и Гриншпуном. В 1951 г. создана психолого-педагогическая классификация, которая не удовлетворяла требованиям специальной педагогической практики.Р.Е. Левина усовершенствовала психолого-педагогическую классификацию.Разрабатываются положения о системном строении языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений.

Посмотреть все слайды

2 слайд

Тифлопедагогика Сурдопедагогика Тифло-сурдопедагогика Логопедия Олигофренопедагогика Область специальной педагогики применительно к лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата Области специальной педагогики

3 слайд

Область специальной педагогики применительно к лицам с нарушением эмоционально-волевой сферы Область специальной педагогики применительно к хронически больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями

4 слайд

Наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Логопедия -

5 слайд

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

6 слайд

7 слайд

Признаки нарушений речи: речь говорящего не соответствует возрастной норме; не обусловлены диалектами и незнанием норм языка; закрепляются и спонтанно не устраняются; дают вторичные нарушения.

8 слайд

Историческая справка Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике (изучающая проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами) в XVII в. Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в.

9 слайд

До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии.

10 слайд

Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии - на первый план стало выдвигаться педсодержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

11 слайд

Структуру современной логопедии составляет дошкольная школьная логопедия логопедия подростков и взрослых

12 слайд

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств

13 слайд

В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

14 слайд

Клинико-педагогическая классификация Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

15 слайд

Нарушения устной речи: расстройства фонационного оформления высказывания: Дисфония (афония) Брадилалия Тахилалия Заикание Дислалия Ринолалия Дизартрия

16 слайд

17 слайд

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания: Алалия Афазия

18 слайд

Слайд 2

Логопедия–одна из отраслей специальной педагогики, область научных знаний о нарушениях речи, методах их профилактики, выявления и устранения средствами специально организованного обучения и воспитания.Сформировалась она постепенно, на перекрестке многих разных специальностей – медицины, педагогики и психологии.

Слайд 3

В развитии учения о нарушениях речи выделяют 4 этапа:1. Античность – 18 век.2. 18 век – 3-я четверть 19 века.3. 3-я четверть 19 века – 50г.г. 20 века.4. 50г.г. – до настоящего времени(по Селивестрову)

Слайд 4

1 этап – Ближний и Средний Восток.

За несколько тысячелетий до н.э. у народов Древнего Востока возникают и складываются в определенной системе научные представления. Например: Египет(4 тыс. лет до н.э.). В одном из древнейших папирусов мы находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. Описывается случай о человеке, который потерял слух, речь, контроль над руками и ногами. Врач назвал этот случай безнадёжным.(Инсульт) Китай. О речевых расстройствах в китайской литературе мы находим сведения в трудах русского врача П.Я. Пясецкого. Он отмечает: «Из врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа».

Слайд 5

Древняя Греция и Рим

Гиппократ (377 г. до н.э.) – основоположник античной медицины. Он впервые сделал попытку классифицировать речевые нарушения. Определил главенствующую роль головного мозга в деятельности человека. Описал строение и функцию органов слуха и зрения и их влияние на формирование голоса и речи. Описал, что нарушение речи присуще только человеку. В трудах Гиппократа определены основные способы и методы лечения нарушений слуха и речи, базирующиеся на гуморальной точке зрения. Указал, что симптоматика поражения слуха и голоса может учитываться в диагностике различных заболеваний. Демокрит(5 – 4 век до н.э.) – математик, физик, анатом, медик, историк. Одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. Роль правильного воспитания в предупреждении речевых нарушений.

Слайд 6

Византия

Врачи Византиитакие, как Орбадий (326 – 403) и Павел Эгинский (425 – 490), рассматривали болезни речи как болезни языка, его уздечки и предлагали хирургическое вмешательство. В плане терапии заикания Орибадий предлагал следующее: 1) произносить наизусть отрывки лирического характера, начиная с низкого тона, затем повышая голос и снова понижая; 2) чтение начинать с отрывков наизусть; 3) в речи делать глубокий вдох; 4) речь под такт и др.

Слайд 7

Древняя Русь (9 – 16 в. в.)

О представлениях древних славян о речевых расстройствах можно судить на основании сохранившихся летописей, пословиц и поговорок. 1. Языкоболезние, языкоболезньствие – болезнь речи 2. Косноглаголевый– говорящий с трудом. 3. Гугнивый – невнятная, трудная речь. 4. Гугнявый – говорящий в нос, гнусливый. 5. Фафлю – шепелявить. 6. Момлент– дефекты твердого неба. Мом – небо во рту. 7. Заякливый – заикающийся. 8. Немый – лишенный способа говорить («Глух и нем»). Обозначения дефектов речи

Слайд 8

Древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг ниспосланные на человека высшими или темными силами. В приемах устранения существовали элементы народной медицины.Таким образом, истоки логопедии как науки о речевых расстройствах имеют на Руси глубокие корни и своеобразный характер, тесно связанные с социально-экономическим и политическим укладом древних славян.

Слайд 9

Западная Европа 17 – начало 18 в.

Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – славянский педагог. Занимался рядом вопросов, касающихся развития речи у детей.

Слайд 10

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – французский мыслитель, педагог. Впервые говорит об этапах развития детсткой речи. Он указывает на своеобразное единство речи, голоса и просодики. Иоганн Генрих Пестолоци(1746 – 1827).Разработал методику начального обучения детей речи, счету, измерению. Уделял большое развитие речи ребенка в развитии его мышления. Язык рассматривал как важное средство познания. По его мнению язык и мышление взаимосвязаны между собой. «Язык – критерий познания, важнейшее средство познания».

Слайд 11

Россия (18 – 19 в.в.)

Время правления Петра Первого – развитие здравоохранения, создание шпиталей – учреждений для сирот. Время петровских реформ.

Слайд 12

М.В. Ломоносов (1711 – 1765)

Реформатор русского языка, создатель русской грамматики, создатель отечественного языкознания. Большую роль отводил упражнениям, вырабатывающим правильную выразительную речь, соблюдению определенных правил речи, упражнениям для силы голоса.

Слайд 13

М.В. Ломоносов коснулся вопросов:

развития русского языка обращал внимание на органы речи на образование различных звуков видел зависимость чистой и правильной речи от специальных речевых упражнений, считал обязательным упражнять силу голоса, следил за интонацией, использовать паузы, следить за применением жестикуляции.

Слайд 14

А.Н. Радищев (1749 – 1802)

Писатель, философ-материалист, основоположник русского революционного просветительства. Большое значение придавал речи человека в развитии общества и самого человека. Основная заслуга в рассмотрении развития речи в тесной связи со всеми психическими процессами. Раскрывал большие компенсаторные возможности человека в речевом общении.

Слайд 15

В.Ф. Одоевский (1804 – 1869)

Выдающийся педагог, выдвигает требование давать пищу умственным силам ребенка, знакомить его с окружающей жизнью и на этой основе путем бесед и разговоров, развивать и направлять самостоятельную мысль ребенка. Основная задача – развитие ясности детских представлений, умения логически мыслить. Был против заучивания, т.к. память сильна в детях. Огромное значение придавал слову в воспитании и речи самого воспитателя.

Слайд 16

К.Д. Ушинский (1824 – 1870)

Большое значение в развитии речи придавал социальной среде. Разработал оригинальный метод обучения чтению и письму. Считал, что исходной работой по обучению чтению, является обучение звукобуквенной аналитико-синтетической деятельности.

Слайд 17

Основная роль К.Д.Ушинского в развитии логопедии состоит в:

всестороннем изучении человека как предмета воспитания основным средством воспитания ребенка в духе народности является родной язык язык не только средство общения, но и великий педагог соблюдение в процессе работы определенных принципов единство задач обучения и воспитания всестороннее гармоничное развитие личности.

Слайд 18

19 век

Первые опыты по развитию устной речи у глухих были предприняты в 1916 г. австрийскими сурдопедагогами Ф. Биффлем и А.Фройнталдером (Вена). В Великобритании при Манчестерском университете открылась первая в стране кафедра сурдопедагогики (1919). Ее руководитель доктор философии сэр Александр Эвинг (1896-1980) приступил к проведению научных исследований по проблемам детской логопедии и сурдопедагогики. На рубеже столетий сложились исключительно благоприятные условия для становления логопедии как самостоятельной науки о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Слайд 19

В 1889 г. государственный министр Пруссии рекомендовал всем королевским правительствам организовывать логопедические лечебные курсы. Это начинание было активно поддержано в издаваемых Альбертом и Генрихом Гутцманнами «Медико-педагогических месячниках по общей логопедии» (1891 - 1912). Одновременно с лечебными курсами создавались логопедические классы для заикающихся, которые впоследствии были преобразованы в речевые школы. В 1928 г. в Германии речевые школы существовали в 4 городах, логопедические классы - в 14, а логопедические курсы - в 95 местах.

Слайд 20

классификации речевых дефектов

клиническая классификация А.Куссмауля (1877), «который подверг критическому анализу сложившиеся ранее представления о видах речевых нарушений, систематизировал их, упорядочил терминологию». психолого-педагогическая классификация речевых нарушений, предложена зарубежными и отечественными специалистами первой четверти XX в. - Г. Гутцманном, С. М. Доброгаевым, В.Олтушевским, Э.Фрешельсом и другими.

Слайд 21

Доброгаев Сергей Мартинианович 1872 - 1952

Слайд 22

Одной из передовых стран, в которой формирование устной речи расценивалось как «национальная задача образования совершенно особого значения», являлась Германия. Во многом данное обстоятельство объяснялось тем, что именно Германия была страной-автором «чистого устного метода» в обучении глухих, в котором центральное место занимали вопросы произносительной стороны речи (Альберт Гутцманн, 1837- 1910 - сурдопедагог, директор школы для глухих в Берлине, последние годы занимавшийся проблемами логопедии). Первым центром по изучению нарушений голоса стал отдел, открытый в 1907 г. Германом Гутцманном (1865- 1922) при Поликлиническом институте внутренних болезней (Берлин). М.Надолечный организовал учебно-научное подразделение по логопедии в Мюнхенском университете.

Слайд 23

становление логопедии в западноевропейских странах осуществлялось в условиях тесного взаимодействия и взаимовлияния. Так, на развитие логопедии в Германии большое влияние оказала деятельность австрийских врача, ученика В.Урбанчича Э.Фрёшельса и педагога К. К. Рота, работавших в Вене после Первой мировой войны. Берлинская школа отличалась строго физиологическим направлением, в то время как венская была ориентирована на глубинную психологию. Именно поэтому их взаимодействие стимулировало развитие логопедии как отрасли специальной педагогики и содействовало расширению практики оказания квалифицированной помощи людям с тяжелыми нарушениями речи.

Слайд 24

В 1924 г. Э. Фрёшельсучредил в США «Международную Ассоциацию логопедии и фониатрии». Г. Гутцманн определил дизартрию как нарушение артикуляции и выделил две ее формы - центральную и периферическую. (1911) Конец XIX в. и начало XX в. в большинстве западноевропейских стран явились периодом становления и развития логопедии как самостоятельной науки о патологии речи (собственные объект, предмет и методы), приобретения ею официального статуса.

Слайд 25

20 век

Научно-теоретические и опытно-экспериментальные труды специалистов различных профилей - невропатологов, психиатров, отоларингологов, физиологов, психологов, лингвистов, педагогов - способствовали открытию специальных учреждений, целью которых было всестороннее изучение речевых нарушений и оказание помощи людям с различными видами речевой патологии.

Слайд 26

Немало российских педагогов и деятелей образования бывают в других странах (чаще всего в Германии), знакомятся с творческими поисками и практической работой зарубежных сурдопедагогов. Результаты таких поездок получили отражение в таких трудах, как «Обучение устной речи глухонемых» Н. М.Лаговского (1900), «Букварь» Федора Андреевича Рау (1868 - 1957). Именно в его букваре, опубликованном в 1903 г., получили отражение идеи «чистого устного метода». В период руководства Санкт-Петербургским училищем для глухонемых Петр Дмитриевич Енько (1844-1916) разработал и ввел в учебную практику методическую систему «естественный способ; обучения глухонемых речи», слоговой метод обучения произношению, грамоте, глобальный метод чтения с губ.

Слайд 27

Прогрессивные изменения в организационно-педагогической, методической деятельности, происходившие в Санкт-Петербургском училище для глухонемых, оказали существенное влияние на работу Варшавского, Московского, Казанского и других крупных учебных заведений для детей этой категории. В частности, Варшавское училище, значительно расширен круг преподаваемых общеобразовательных и профессиональных дисциплин, большее внимание стало уделяться развитию речи воспитанников.

Слайд 28

Первым в России и в Европе дошкольным учреждением для глухонемых детей 2 - 3 лет, работавшим на основе развития устной речи, стал детский сад, основанный Наталья Александровна Рау в Москве в 1900 г

Слайд 29

В 30-х гг. прошедшего столетия становится широко известной ленинградская школа сурдопедагогики и логопедии. Яркими ее представителями были Давид Владимирович Фельдберг и Михаил Ефимович Хватцев.

Слайд 30

Д.В.Федьдбеог (1873-1942) помимо активного участия в организации системы высшего дефектологического образования в Ленинграде (в течение многих лет он был преподавателем дефектологических дисциплин на Высших Фребелевских курсах, с 1918 г. - заведующим кафедрой логопедии на факультете детской-дефективности Психоневрологической академии, возглавляемой В. М. Бехтеревым) организует государственный научно-исследовательский и научно-практический центр в системе Наркомпроса - Отофонетический институт (1918) Небольшая амбулатория и стационар для детей и взрослых усилиями Д. В. Фельдберга, врача и известного ученого, постепенно был превращен в главный в стране центр научно-педагогической работы по сурдопедагогике и логопедии. Исследовательские материалы института публиковались в научных сборниках.

Слайд 31

По инициативе Д. В. Фельдберга в Ленинграде открывались классы для приходящих глухих детей; создавались логопедические пункты для детей с легкими речевыми расстройствами;

Слайд 32

Видное место в ленинградской научной школе сурдопедагогики и логопедии советского периода принадлежит Хватцеву Михаилу Ефимовичу (1883- 1977).

Слайд 33

Хватцев Михаил Ефимович

организатор подготовки кадров сурдопедагогов и логопедов; ему принадлежит приоритет в создании практических основ отечественной логопедии как педагогической науки, введении в поликлиниках штатной единицы логопеда, открытии логопедических пунктов при общеобразовательных школах страны и установлении разносторонних международных связей с учеными Западной Европы; разрабатывая методы формирования словесной речи у глухих детей; Большое внимание ученый уделял проблемам фонетико-фонематического недоразвития речи (косноязычия) у детей; впервые разделил причины речевых нарушений на внешние и внутренние

Слайд 34

Труды Хватцева Михаила Ефимовича

фундаментальный труд «Логопедия» (в 1959 г. вышло уже 5-е издание этого учебника); в 1930 г. книга «Дефекты речи. Происхождение, профилактика и воспитательное лечение»; «Недостатки речи у школьников» (в 1958 г. вышло уже 4-е издание); «Особенности психологии глухого школьника» (1961); «Письменная речь глухонемых в ее соотношении с устной речью» (1959); «Основные вопросы обучения глухих детей произношению» (1967) и др.

Слайд 35

Становлению отечественной логопедии в конце 19 – первой половине 20 в. способствовали формировавшаяся методика обучения глухих устной речи, развитие неврологии, исследования в области физиологии высшей нервной деятельности, а также более раннее развитие логопедии за рубежом. В отечественных материалах подвергаются анализу уже все формы патологии речи. Ряд проблем приоритетно исследуется российскими учеными - М. В. Богдановым-Березовским, Г. Д. Неткачевым, Г.Я.Трошиным, С. М.Доброгаевым, Л.Леше и др.

Слайд 36

Михаил Валерьянович Богданов-Березовский (1867-1921) Григорий Яковлевич Трошин (1874 – 1939)

Слайд 37

Ученые все чаще обращаются к исследованиям расстройств речи у детей (Г.Я.Трошин, М.В.Богданов-Березовский, Г.Д.Неткачев, М. В. Адеркас и др.). Одной из первых отечественных публикаций по данной проблеме, выходящей на анализ проблемы косноязычия, стала работа С. М. Доброгаева «Картавость, ее происхождение и лечение» (1922). Четко вырисовываются два направления изучения патологии речи - функциональное и механистическое, причем функциональное начинает доминировать. Речевая деятельность рассматривалась в это время исследователями в области логопедии как совокупность определенным образом организованных сложных рефлекторных движений речевых органов. Такая точка зрения сохранялась до середины 1930-х гг.

Слайд 38

исследователи, и логопеды-практики выделяли три основные формы речевых нарушений у детей: косноязычие, заикание и комбинированная форма, т.е. сочетание косноязычия и заикания. Позднее на основе этой группировки была разработана медицинская (клиническая) классификация речевых расстройств у детей.

Слайд 39

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927) уделял большое внимание исследованиям нейрофизиологических механизмов речевого акта, анализируя поражение или недоразвитие «речеобразующего» аппарата и возникающие на этой основе различные нарушения речи.

Слайд 40

Роза Евгеньевна Левина (1908 – 1989) разработала оригинальную, научно и практически обоснованную типологию неговорящих детей в соответствии с формой «преобладающей недостаточности», которая позволила обосновать необходимость дифференцированного подхода к изучению и коррекционному обучению детей с нарушениями речи

Слайд 41

Речевая деятельность рассматривалась в это время исследователями в области логопедии как совокупность определенным образом организованных сложных рефлекторных движений речевых органов. Такая точка зрения сохранялась до середины 1930-х гг. Логопедическая помощь населению, в первую очередь детскому, с начала XX в. стала расширяться благодаря не только научному развитию логопедии, но и целенаправленной подготовке соответствующих кадров. Уже Н.А. Рау, руководя первым российским детским садом для глухих детей (1900), оказывала там логопедическую помощь детям, страдавшим различными формами дислалий, организовала работу краткосрочных курсов для логопедов.

Слайд 42

Федор Андреевич Рау (1868-1957) По его инициативе при двух вспомогательных школах Москвы открываются группы начального обучения для детей, (имеющих нарушения речи.

Слайд 43

Комплект постановочных зондов по методике Федора Андреевича Рау 7 шт. сталь.

Слайд 44

В 20-х гг. прошедшего столетия сеть специализированных поликлиник и стационаров для лечения больных с афазиями и заиканием расширяется. В 1926 г. в Москве была открыта первая школа для заикающихся детей. В 1932 г. на базе Дома ребенка (Москва) по предложению педиатра С. А. Шелованова и логопеда Е.Ф. Рау были созданы слухоречевые ясли для детей с различными нарушениями слуха и речи.

Слайд 45

Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ).

налаживается и деятельность постоянных курсов повышения квалификации для педагогов-дефектологов при Экспериментальном дефектологическом институте (ЭДИ). С 1933 г. «Клинику речи», экспериментальное подразделение при ЭДИ, возглавила Роза Евгеньевна Левина. Она приступила к исследованию автономной речи у детей дошкольного возраста - паллиативного языка, который ребенок использует в общении, пока не овладеет полноценными речевыми средствами, т.е. любые доступные заменители слов «взрослого языка».(Монография «К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь)» (1936)).

Слайд 46

В 1941 г. Р.Е.Левина защитила кандидатскую диссертацию на тему «Исследование алексии и аграфии в детском возрасте», в которой было показано, что недостатки чтения и письма являются следствием неполноценного языкового развития. Результаты исследования Р. Е. Левиной определили перспективное направление коррекционного обучения детей с недостатками чтения и письма.

Слайд 47

I Всесоюзная логопедическая конференция по предложению Наркомпроса УССР и при поддержке Наркомпроса

Рассматривались теоретические, практические и организационные задачи в области оказания логопедической помощи населению, накопившиеся к концу 1930-х гг., обсуждались организационные и правовые вопросы оказания логопедической помощи, необходимость расширения и повышения качества подготовки логопедов, а также проекты организации специальных логопедических учреждений (М.О.Пайкин, С.Я. Рабинович, М.Е.Хватцев) в системе Наркомпроса и Наркомздрава. По предложению конференции были созданы специальные межведомственные комиссии (1939). В Москве такая комиссия функционировала при Научно-методическом центре Мосгорздрава; ее деятельность и проводимые по ее инициативе совещания положили начало объединению логопедов Москвы.

Слайд 48

Послевоенные годы Во время войны увеличилось число взрослых людей с нарушениями слуха и речи. Им оказывали постоянную логопедическую помощь. Богатый опыт оказания многоаспектной логопедической и сурдологопедической помощи в военное время значительно обогатил логопедию в научном плане, особенно в области изучения афазий и коррекционного воздействия при этих формах нарушения. Несмотря на трудности военных лет, научная общественность страны продолжала обмениваться опытом работы. Всесоюзное и Московское общества невропатологов и психиатров совместно с логопедами медицинских учреждений и Научно-исследовательского института дефектологии в 1944 г. провели обсуждение практики восстановительной терапии при травматической афазии и заикании у инвалидов Великой Отечественной войны (доклады В.А. Еиляровского, М. С.Лебединского, Ю.А. Флоренской, С. С.Ляпидевского, Э.С. Бейн). Получили широкую известность

Слайд 49

Сергей Семёнович Ляпидевский (1903 - 1975) выдающийся русский учёный в области логопедии.

Слайд 50

Список литературы:

Специальная педагогика: в 3 т. : учеб. пособие для студ. С 718высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 2: Общие основы специальной педагогики / [Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Г. Б. Богданова, С. А. Морозов]. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Слайд 51

2 этап. 18в – 3-я четверть 19в

Исследуются многие речевые нарушения - заикание, афазия, косноязычие, ринолария, тахилалия. ХристофЛагузен – “О заикании” (1838 г.). А.Я. Кожевников (1874г.) - исследование ряда проблем афазии. В.М. Тарновский(1867 – 1868г.). Развивается невропатология – наука о мозге. 1865г. – Открытие Брока: Повреждение центра Брока или Афазия Брока – характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. 1874г. – Вернике – Открытие сенсорной афазии – непонимание обращённой речи. Учения о нарушениях речи выделилось в отдельную область знаний – логопатологию. В недрах логопатологии постепенно зарождается логопедия, как педагогическая наука. Разрабатываются новые методы устранения наркшений, принимаются во внимание анатомо- физиологические и другие факторы.

Слайд 52

3 этап.3-я четверть 19в – 50годы 20в.

1916г – 1918г - Бехтерев проанализировал поражение и недоразвитие речеобразовательного аппарата на этой основе различные нарушения речи. 1921г – открыт педагогический институт социального воспитания нормального дефектного ребёнка. 1924г – на педагогическом факультете Второго Московского государственного университета организуется логопедическое отделение. 1925г – в Москве организованы логопедические кабинеты для лечения заикания у детей и подростков, а затем был открыт стационар для афазиков и заикающихся. 1928г – организован экспериментальный дефектологический институт (1944г переименован в НИИ дефектологии - НИИД). 1930г – начало лечения заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Руководила работой Н.А. Власова совместно с Т.С. Власовой. 1931г – Наркомпрос издает указ о введении всеобщего образовательного начального обучения физически дефектных, умственно отсталых, страдающих нарушением речи (логопатов) детей и подростков.

Слайд 53

Ill этап развития логопедии (3-я четверть 19 - 50 г.г. 20 в)

В1929 г. Мингорздрав открыл специальную поликлинику для лиц с нарушениями слуха, речи и зрения. Руководитель - Тяпугин. В этом же году был организован экспериментальный дефектологический институт, который в 1944 г. был переименован в НИИ дефектологии (НИИД). Здесь начинали работу Выготский, Левина и др. Данишевский создал специальную консультацию по дефектам речи, а затем и клинику нарушений речи. С ним сотрудничали Выготский, Pay, Лурия, Кащенко, Левина,Боскис.

Слайд 54

В 40-е годы начинают вырисовываться важные принципы дифференциальной диагностики: отграничение речевых расстройств от других форм нарушений речи (например, нарушении речи при снижении слуха). Логопедическая помощь взрослым осуществлялась в условиях здравоохранения: Центральный институт нейропсихиатрии, психогигиены и психопрофилактики, в поликлинике для лиц с нарушениями слуха и речи (Тяпугин), в Ленинграде в отоларингологическом институте. Большое значение для медицинской работы имели съезды невропатологов и психиатров, конференции и совещания. В1944 г. на Всесоюзном совещании обсуждались вопросы восстановления речи при травматической афазии и заикании у инвалидов Великой Отечественной войны (Лебединский, Флорентская, Ляпидевский, Бейн и др.). Широкую известность получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия» (1947 г.).

Слайд 55

С1956 г. каждые три года НИИД созывал всесоюзные педагогические (дефектологические) чтения. В их работе принимали участие дефектологи, психиатры, лингвисты и др. В 1958 г. на совместной конференции НИИ психиатрии и Украинского научно-исследовательского психоневрологического института решались вопросы практической помощи детям с нарушениями речи. Расширилась сеть дошкольных и школьных учреждений. Создаются сады с 5-дневным пребыванием. В СССР создана широкая сеть школ для детей с ТНР в 2 отделениях: для детей с ТНР и для детей с тяжелым заиканием. Велась большая работа по обеспечению школ методическими пособиями и учебниками. Во всех детских поликлиниках открываются логопедические кабинеты, особое внимание обращено детям с ДЦП.

Слайд 56

IVэтап развития логопедии (50-е годы-до настоящего времени)

В работах Выготского, Босхис, Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Успешно используется метод системного психологического анализа, направленный на раскрытие психологической природы речевых, познавательных и эмоционально-волевых нарушений у неговорящих детей (алаликов) в процессе преодоления этих нарушений. Внедряются новые методы по устранению нарушений устной и письменной речи, уточняются типы речевых аномалий для школьной категории (60 - 70 гг.).

Слайд 57

В 1959 г. возникла рабочая клиническая классификация О.В. Праединой. Уточнена в 1969 г.Ляпидееским и Гриншпуном. В1951 г. создана психолого-педагогическая классификация, которая не удовлетворяла требованиям специальной педагогической практики. Р.Е. Левина усовершенствовала психолого-педагогическую классификацию. Разрабатываются положения о системном строении языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений.

Посмотреть все слайды