Презентация к родительскому собранию "детская агрессия". Презентация на тему: "Агрессивные дети" Аннотация к презентации

Детская агрессия Причины и последствия

Детей называют цветами жизни и ассоциируют их со всем самым светлым, радостным и добрым. Казалось бы, как в таком маленьком и милом цветочке могут жить негативные эмоции и черты характера?

Но ведь детки – это такие же люди, как и взрослые, значит, и им присуще все человеческое. Они не могут быть постоянно беззаботными и веселыми. Ведь детки тоже умеют переживать, бояться, тревожиться, и выражают это подчас не самым красивым поведением.

Но все же родители пугаются,

сталкиваются с таким явлением

как детская

агрессия. Давайте поговорим о

том, откуда

она берется, какими могут быть

последствия и как с ним бороться.

Агрессия для ребенка в какой-то мере является выходом эмоций. Согласитесь, было бы гораздо хуже, если бы малыш просто замыкался в себе, а родителям было бы непонятно, что происходит в его душе.

Агрессия проявляется у деток уже в грудном возрасте и выражается громким и гневным плачем. Конечно же, у такого плача всегда есть причины: может быть, малыш промок, хочет есть или у него что-то болит. Но родители, понимая, чем может быть обусловлено агрессивное поведение, не беспокоятся, а просто устраняют раздражающие ребенка факторы. Агрессия проявляется у деток уже в грудном возрасте и выражается громким и гневным плачем. Конечно же, у такого плача всегда есть причины: может быть, малыш промок, хочет есть или у него что-то болит. Но родители, понимая, чем может быть обусловлено агрессивное поведение, не беспокоятся, а просто устраняют раздражающие ребенка факторы.

Тревожиться они начинают позднее, когда кроха обретает больше возможностей для открытого выражения своей агрессии. Происходит это примерно после первого годика: тогда малыш уже часто покидает привычный мир своей кроватки и свободно передвигается по комнате. А вокруг столько интересных предметов, которые обязательно надо потрогать, рассмотреть поближе, взять в руки…

И тут возникает мама с запретами – это нельзя, то нельзя. Отбирает у крохи вожделенные предметы, а то и уносит его самого обратно в кроватку. Вот малыш и выдает вполне закономерную реакцию: начинает кричать, кидаться игрушками, топать ногами, другими словами, проявляет агрессию. Ведь ребенок пока еще не привык, что ему что-то нельзя, запреты для него в новинку. Но они определенно ему не нравятся.

Детская агрессия активно развивается лет до 6-7, а потом идет на спад. Объясняется это тем, что малыш беззащитен перед окружающим миром, он только к нему приспосабливается, поэтому ему часто может казаться, что другие хотят причинить ему вред. Детская агрессия активно развивается лет до 6-7, а потом идет на спад. Объясняется это тем, что малыш беззащитен перед окружающим миром, он только к нему приспосабливается, поэтому ему часто может казаться, что другие хотят причинить ему вред.

Очень важно в период активного проявления агрессии (то есть до 6-7 лет) помогать ребенку справляться с этим явлением, объяснять ему, что правильно, что нет. В противном случае и к школьному возрасту у него могут остаться проблемы с выражением негативных эмоций.

Последствия детской агрессии могут быть следующими:

  • ребенок может стать изгоем в коллективе (садике, школе)
  • он и во взрослом возрасте не будет уметь себя контролировать
  • агрессивные дети могут объединяться, третируя остальных, что чревато формированием антисоциального поведения
  • во взрослом возрасте такому человеку будет сложно строить отношения с другими людьми, например, он может бить жену, потому что, будучи мальчиком, он лупил кулачками маму, а она ничего не предпринимала, и эта модель поведения закрепилась для него как нормальная
  • проблемы с законом.

Вот почему коррекция детской

агрессии необходима, причем

чем раньше, тем лучше.

Некоторые мамы считают, что

трехлетняя кроха ничего не

понимает, и что-то объяснять

ему бесполезно. Они просто

недооценивают своего

ребенка: доверительное

общение с ним может творить

чудеса .

Причины детской агрессии. Причины детской агрессии различны, однако, как правило, такому поведению деток может быть несколько объяснений и все они лежат на поверхности:

* агрессивное поведение родителей

Малыши склонны подражать взрослым. Поэтому если у вас в семье принято открыто и громко выражать злость, то не стоит удивляться, что и кроха будет вскоре вести себя так же.

*неверная реакция родителей на

первые проявления агрессии ребенка.

Если вы не вмешиваетесь, то малыш

считает, что он ведет себя нормально.

И, напротив, если вы слишком на него

давите, это тоже плохо.

* Неврологические и

психопатологические нарушения

* Копирование поведения

сверстников

Прежде чем показывать ребенка

специалисту или узнавать, не берет

ли ваше чадо пример с других

детей, проследите за своим

поведением. Не ведете ли вы сами

себя агрессивно по отношению к

домашним или самому малышу? Не

спускаете ли ему все с рук или,

напротив, не наказываете ли

слишком сильно?

Как бороться с детской агрессией Сразу оговоримся, бороться – не совсем верное слово. Нельзя подавлять негативные эмоции в ребенке, нужно учить малыша их:

  • Контролировать
  • правильно выражать

Необходимо объяснить ребенку, что

совершенно нормально отстаивать свои права,

но необходимо это делать без использования

кулаков и бранных слов, то есть не нанося

ущерба (ни физического, ни морального) другим

людям. Если же вы будете постоянно

подавлять в малыше агрессию, то у него может

развиться психосоматическое расстройство.

Или в ряде случаев такие детки начинают

наносить вред не другим, а себе (например,

причинять боль или придумывать про себя что-

то негативное).

Ограничения и запреты необходимы, причем

ребенок должен заранее знать и понимать,

чем ему грозит их нарушение (например, он не

пойдет в кино, лишится сладкого на неделю и

т.д). Очень важно, чтобы эти запреты и

ограничения были устойчивыми. То есть

нельзя – значит нельзя, никаких послаблений.

Иначе, если один раз запрещено, а другой

разрешено, ребенок просто запутается. Но не

забывайте поощрять чадо за хорошее

поведение.

Деткам необходимо «выпускать пар»,

то есть нельзя, чтобы они копили в

себе эмоции. Для этого прекрасно

подходят подвижные (особенно

командные игры), занятия спортом и

прочая активность.

А вот физические наказания недопустимы! Только вдумайтесь: вы противостоите агрессии ребенка, проявляя агрессию по отношению к нему самому!

Это чревато следующим:

  • малыш может не запомнить, за что его
  • наказали, но боль запомнит прекрасно;

  • он может начать вас избегать;
  • ребенок способен решить, что;
  • причинение физической боли – это

    метод воздействия на других, и

    применять его по отношению к

    сверстникам;

  • малыш будет вести себя так же, но
  • уже не при вас, что вызывает понятные

    трудности;

Ребенку очень Ребенку очень важно знать, что его любят и понимают. Таким отношением вы добьетесь гораздо большего, нежели излишне строгими наказаниями.

Слайд 1

Дети как с цепи сорвались…

Причины детской агрессии. Р/С №3.

Слайд 3

По материалам статьи главного детского невролога Москвы - доктора медицинских наук Татьяны Батышевой, директора Научно-практического центра детской психоневрологии

Исследования отечественных неврологов и педагогов показывают: если раньше чада проявляли буйный нрав лет в 11 - 13, то теперь буянят и пятилетки, и даже годовалые младенцы.

Слайд 5

Одинокие и нелюбимые

Кризис семьи как общественного института. Количество разводов растет в геометрической прогрессии! И рост детской агрессии - это одно из проявлений этого кризиса. В стране почти 5,6 миллиона матерей-одиночек, то есть 30 процентов неполных семей - это в два раза больше, чем было 15 лет назад...

Слайд 7

Комментарий специалиста.

Приступы агрессии нередко появляются у нежеланных детей, - приводит пример Татьяна Батышева. - При нежелательной беременности ребенок испытывает чувство стресса еще в утробе матери. Типичная ситуация: двое молодых людей встречались, женщина забеременела, мужчина отказывается жениться. Она пытается его заставить и оставляет ребенка как фактор шантажа. Мужчина все равно уходит, женщина на него злится, и все это отражается на ребенке. Малыш будет пытаться доказать, что заслуживает любви, и подчас достаточно агрессивно. А ведь агрессия необязательно должна быть направлена на кого-то другого. Ребенок может злиться и на себя... В таком случае он не будет ругаться с родными или скандалить в школе. А просто попробует уйти из жизни.

Слайд 9

Семья военного режима

Вырос темп жизни. Надо уложить в рамки 24/7 и работу, и отдых, и личную жизнь. И если домашнее хозяйство отчасти можно спихнуть на мультиварки и пылесосы, то вот воспитывать детей все еще приходится самостоятельно. Это особенно заметно в крупных городах. Мегаполис создает ситуацию нехватки времени. В том числе времени, которое родители проводят с детьми. Поэтому именно в крупных городах живут самые агрессивные дети.

Слайд 11

При таком бешеном темпе семья и дети все больше отходят на второй план. Мы женимся и выходим замуж позже, чем наши деды и бабушки, и дети теперь уже далеко не центр вселенной. Вот они и берут свое - грубостью и скандалами. - Сейчас рожают поздно, и, когда дети входят в подростковый возраст, родители заняты своими проблемами, - комментирует врач. - У мамы - первые признаки климакса, у папы - кризиса среднего возраста. А у ребенка - физиологический стресс, выброс гормонов, первая любовь, поиски себя... И в это же время на него приходится максимум нагрузки в школе и социуме. Получается, что в семье создаются военные условия. Каждый пытается понять, что он вообще делает в этой жизни, куда ему идти дальше, и слушает только себя.

Слайд 13

Кнут и пряник

Проблема еще и в том, что многие родители воспитывают детей слишком либерально. А когда взрослые не устанавливают рамок поведения, дети начинают выяснять их самостоятельно - методом тыка.

Слайд 14

Слайд 15

Определите свой стиль воспитания. Расшифровка.

Слайд 16

Авторитарный стиль. Родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.

Слайд 17

Демократичный стиль воспитания Родители поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения. Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. Они более уравновешенны, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.

Слайд 18

Либеральный стиль При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого. Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не- уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.

Слайд 19

Я часто читаю лекции родителям на тему «Искусство диалога». Однажды я попросила их проголосовать, какой стиль воспитания существует в их семье, - вспоминает Татьяна Тимофеевна. - За авторитарный проголосовали 4 - 5 процентов. Либеральный выбрали более 30 процентов родителей. А ведь есть прямая связь между либеральным воспитанием и подверженностью депрессии и страхам.

Слайд 20

Последствия либерализма.

Российские психологи провели не одно исследование и доказали: именно такие подростки склонны к употреблению наркотиков, алкоголя и ранней сексуальной активности. У них высокая склонность к насилию, и они легко вовлекаются в антиобщественные действия. Современные родители дают детям слишком много свободы еще и потому, что их собственное детство пришлось на тяжелые годы - перестройку и 90-е. Вот и пытаются с лихвой дать малышам то, чего сами не получили в свое время. Но если детям во всем потакать, то они не научатся учитывать чужие интересы...

Слайд 21

Авторитарный стиль воспитания - тоже не выход. Если родители только отдают приказы, не интересуясь мнением ребенка, вспышки агрессии гарантированы. - В авторитарной семье родители часто не дают ребенку и шагу самостоятельно ступить, - продолжает эксперт. - Сильные и инициативные подростки проявляют агрессию как протест против такого обращения. Робкие и неуверенные дети приучаются во всем слушаться родителей. Такие дети, которых родители ломают, потом легко могут попасть под дурное влияние.

Слайд 22

Слайд 23

Жестокий мир

Проблемы детей идут из семьи, но и игнорировать то, как меняется внешний мир, тоже нельзя. Согласно исследованиям Калифорнийского университета США, за свою жизнь 11-летний ребенок успевает увидеть по телевизору около 8 тысяч убийств и 100 тысяч других актов агрессии.

Слайд 24

Когда мы постоянно видим насилие на экране, наш мозг перестает воспринимать чужую боль, - объясняет Татьяна Тимофеевна. - Мы начинаем воспринимать ее как норму. И в обычной жизни мы перестаем понимать, что хорошо, а что плохо. Особенно этот эффект заметен в компьютерных играх, где главный герой, убивающий врагов, - хороший персонаж. Искажаются этические нормы: ты убиваешь - ты молодец.

Слайд 25

Слайд 26

Ребенку нужно знать границы дозволенного, - уверяет врач. - А для этого ребенку надо объяснять, так, чтобы он четко понимал эти рамки. Временной разрыв между проступком и серьезным, подчас жестким разговором должен быть минимальным, чтобы это откладывалось в уме. И это должно быть последовательным, а не от раза к разу. Самое главное: никакого физического насилия! Никаких шлепков и подзатыльников! И, конечно, очень важно поощрять ребенка за хорошее поведение. Потому что главная профилактика агрессии - мудрая любовь к своему ребенку как к равному члену семьи.

Слайд 27

А как у них?

Всемирная организация здравоохранения регулярно проводит исследования агрессивности подростков с 11 до 15 лет.

Слайд 29

Самые жестокие мальчики живут в Чехии

Оказывается, в Венгрии живут самые жестокие девочки, а в Чехии самые жестокие мальчики. 32 процента венгерских девочек и 69 процентов чешских мальчиков за год участвовали хотя бы в одной драке.

Слайд 31

В число стран с высочайшим коэффициентом агрессивности среди девочек вошли Эстония, Литва и Бельгия, а среди мальчиков - Литва, Латвия и Израиль. А самые мирные подростки живут в Финляндии. Там лишь 13 процентов девочек и 37 процентов мальчиков дрались в 2005 году (более поздних данных нет). Если говорить о России, то самые агрессивные дети живут в многонациональных регионах и в мегаполисах. А самый высокий уровень агрессии - у московских подростков.

Слайд 33

Кстати… Громкая музыка - как наркотик

Специальные исследования показали, что звучание музыки на дискотеках и рок-концертах приближается к 120 децибелам у края эстрады и 110 в центре зала. Для сравнения: 110 децибел издает электропила во время работы. Это уже за пределами человеческой нормы!

Слайд 34

Исследования:

Профессор Кливлендского университета Боб Ларсен (США) и его команда медиков доказали, что такая громкость приводит к травмам органов слуха и его снижению. К тем же выводам пришел и известный музыкальный терапевт Адам Книтс (Великобритания).

Слайд 35

Последствия:

Оказалось, что при длительном воздействии такая музыка рассеивает внимание, угнетает умственную деятельность, приводит к состоянию повышенной возбудимости, нарушениям памяти и снижению интеллектуальной активности. То есть действует как наркотическое средство. В дальнейшем это может привести к нервному истощению, психическим заболеваниям и нарушениям норм общепринятого поведения.

Слайд 36

Что способствует агрессии:

Наследственная склонность к агрессии. Пережитое физическое или сексуальное насилие. Домашнее насилие, насилие в школе или на улице. Насилие, которое пропагандируется в СМИ, по телевидению или в интернете. Наркотики и алкоголь. Наличие в доме огнестрельного оружия. Неблагополучная семья - бедность, развод родителей, безработица, пьянство. Повреждения головного мозга вследствие травмы.

Слайд 37

В каких основных формах выражается агрессия подростков?

Физическая агрессия: подросток использует физическую силу против других людей. Вербальная агрессия: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т.п. Раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.

Слайд 39

Слайд 41

Обида: подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир». Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия): подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.

Слайд 43

Как бороться с проявлениями агрессии подростков?

Не проявлять агрессию самому Выработать оптимальный стиль воспитания. Агрессия подростков может быть направлена в другое русло. Иногда спорт и творчество помогают преобразовать проявления агрессии в социально приемлемые формы поведения. Кроме того, самовыражение через хобби, победы и достижения могут помочь ребенку избавиться от внутреннего дискомфорта и недовольства самим собой, устранив таким образом первопричину агрессии.

Слайд 45

Если родителям самостоятельно не удается справиться с проблемами своего ребенка, можно прибегнуть к помощи семейного или школьного психолога. На прием к нему стоит идти и отцу, и матери, чтобы оба родителя поняли, как и почему нужно действовать, чтобы победить бунтарский дух переходного возраста. Нужно чаще и больше проводить времени с ребенком, говорить о своей любви к нему, о его важности для родителей. Как минимум, это поможет наладить духовную связь между детьми и родителями

Слайд 47

10 заповедей эффективного воспитания

1. Уделяйте ребенку как можно больше времени. Всегда находите время, чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах. 2. Поддерживайте его во всех начинаниях. 3. Не предъявляйте ребенку завышенных требований, не ставьте ему в пример никого из сверстников - добьётесь обратного! 4. Реже наказывайте ребенка и чаще хвалите и поощряйте. 5. Будьте для него примером для подражания. 6. Научитесь спокойно реагировать на его шалости или плохое поведение. 7. Будьте последовательны в воспитании. Установите границы дозволенного и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, когда знают, что им можно, а что нельзя. 8. Не подкупайте, а вознаграждайте! Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, например, чтением ему любимой сказки, совместным походом в кино, в лес и т.д.. 9. Будьте для ребенка советником, но не диктуйте, что ему делать. Уважайте его право на собственное мнение. 10. Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

Слайд 49

Самое главное:

Доверительные отношения, уважение и понимание ребенка помогут сохранить крепкие отношения дружбы и любви, предотвратить недопонимание и агрессию.

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел.

Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши.

С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить .

Слайд 2 . А эпиграфом к нашему разговору могут служить слова Никколо Макиавелли: «Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро». И немного разберем что такое агрессия

Полезная информация.

Слайд 3. Что такое агрессия? Агрессия – это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничение, запреты или неожиданные трудности. Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

Слайд 4 . Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства: угрозы, крики, ругань).

Слайд 5 . В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.п.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористою.

Как вы считаете, это качества равнозначные?

(Ответы родителей).

Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

Чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчёркивают родители в нём.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, следовательно, можно продолжать повторять делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств, то они в первую очередь связаны с семьёй.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

Как вы считаете, как можно бороться с детской агрессией?

Слайд 6 . В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку:

а) преодолевать трудности;

б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка.

Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с разными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Слайд 7. Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: как мы можем поощрить своих детей? словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для человека и наказание, наказание нужно если:

а) оно следует немедленно за поступком;

б) объяснено ребёнку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) Оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Диагностика

Предлагаю вам в ходе заполнения диагностической таблицы выявить, подвержен ли ваш ребёнок агрессии?

Родители заполняют таблицу «Критерии выявления агрессивности ребёнка», посчитывают баллы, делают выводы.

Выше было сказано, что причины агрессии часто связаны с семьёй. Предлагаю вам проверить себя: какой вы родитель?

Проведение теста-игры «Какой ты родитель?». Родители выписывают с экрана номера утверждений, которые используют в общении со своим ребёнком (слайд 8), на основании ключа проставляют баллы (слайд 9), подсчитывают сумму баллов, читают вывод.

Еще один тест часто редко

Подведение итогов.

Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

Ваш родительский дневник пополнится сегодня новыми правилами, которые помогут вам, я надеюсь, в воспитании вашего ребёнка. Это «Золотые правила воспитания» (слайд 10) и «Памятка по предупреждению детской агрессивности».

Родители знакомятся с «золотыми» правилами на экране и получают печатные экземпляры памяток в родительский дневник

Слайд 11 . Давайте приложим совместные усилия и поможем нашим детям справиться с агрессией.

  1. Критерии выявления агрессивности ребёнка

Ребёнок

Часто

Редко

  1. Спорит, ругается со взрослыми
  1. Теряет контроль над собой
  1. Винит других в своих ошибках
  1. Завистлив, мстителен
  1. Сердится и отказывается что-либо делать
  1. Специально раздражает людей
  1. Отказывается подчиняться правилам
  1. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), и эта реакция нередко раздражает их

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребёнка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребёнок является агрессивным.

5 – 8 баллов – Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9 – 10 баллов – Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен.

Подписи к слайдам:

Причины и последствия детской агрессии

Никколо Макиавелли Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро

Агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

Агрессия может проявляться Физически (драки) Вербально (угрозы, ругань, крики)

Виды агрессии инструментальная враждебная Для достижения цели Чтобы причинить человеку боль

словом взглядом жестом действием Поощрение Наказание Следует за поступком Объяснено ребёнку Суровое, но не жестокое Оценивает действия, ребёнка, а не его качества

1. Сколько раз тебе повторять! Посоветуй мне, пожалуйста. Не знаю, что бы я без тебя делала?! И в кого ты такой уродился?! Какие у тебя замечательные друзья! Ну, на кого ты похож (а)! Я в твоё время! Ты моя опора и помощница (к)! Ну, что за друзья у тебя?! О чём ты только думаешь?! Какая ты у меня умница! А как ты считаешь, сынок (доченька)? У всех дети как дети, а ты? Какой ты у меня сообразительный(ая)!

1 – 2 2 – 1 3 – 1 4 – 1 5 – 1 6 – 2 7 – 2 8 – 1 9 – 2 10 – 2 11 – 1 12 – 1 13 – 2 14 – 1

«ЗОЛОТЫЕ» правила воспитания Учитесь слушать и слышать своего ребёнка. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции. Умейте принять и любить его таким, каков он есть. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Спасибо за внимание и сотрудничество


Если ребенок дерется. Детская агрессия. Причины детской агрессии

Если ребенок дерется

Агрессивное поведение в обществе считается неприемлемым. Если вдуматься, в природе именно агрессивность помогает многим животным выжить в условиях естественного отбора. В человеческих отношениях агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Бороться с трудностями, покорять природу, мериться силами - все это социально одобряемая и поощряемая форма агрессии, без которой был бы невозможен прогресс. Так что агрессивность - свойство древнее. Люди, многого добившиеся в жизни, как правило, не лишены агрессивности, которую можно назвать конструктивной. Она побуждает активно добиваться своих целей, дает энергию и уверенность в себе. Такие люди могут сделать для общества много хорошего. Мы же поговорим об агрессивности разрушительной, деструктивной, портящей жизнь и самому ребенку, и его близким.

Агрессивное поведение

Агрессивное поведение - это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель - устранение препятствия.
Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, но просто «подвернулся под руку» или на самого себя. Предприимчивость, активность, напористость, самооборона, упорство в своих желаниях и стремлениях имеют то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство. Постоянная необходимость бороться, преодолевать препятствия может развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. Для того чтобы поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать появлению отрицательных, необходимо понять природу и происхождение агрессивного поведения.

Мальчики агрессивнее?

Большинство психологов склоняется к мысли, что на высокую степень агрессивности мальчиков оказывает влияние культурно-воспитательная традиция. Модели поведения, предлагаемые мальчикам, значительно отличаются от моделей поведения, предоставленных на выбор девочкам. Агрессия входит в мужской стереотип поведения, она чаще ожидается и поощряется. Различия в поведении мальчиков и девочек появляются уже на втором году жизни. Мальчик с раннего возраста должен уметь давать отпор, его учат и поощряют самостоятельно разбираться с обидчиками. Девочку порицают за излишнюю активность, напористость, желание командовать.

Одно и то же поведение на детской площадке может порадовать родителей девочки и расстроить родителей мальчика, и наоборот. Например, малыш безропотно отдает свою игрушку более агрессивному сверстнику. «Молодец! Умеет уступить, нежадная!» - с гордостью скажут родители девочки. «Ну и тяпа же наш сын! Даже не может постоять за себя!» - расстроятся родители мальчика. Достаточно, например, сравнить выбор игрушек для мальчиков и девочек. Некоторые игрушки мальчиков направлены на разрушение, например оружие, а девочек на созидание (наборы для шитья, вышивание, кухонная утварь). Куклы и мягкие игрушки ориентируют девочек на мир чувств и переживаний, а бесчувственная техника или конструкторы побуждают мальчиков, даже играя, добиваться какой-либо цели.
Девочки, играя в дочки-матери, в больницу, школу или магазин, репетируют различные социальные роли, причем опять же созидательные. Игры мальчиков в школьном возрасте - это главным образом боевые, состязательные игры.
Девочек максимально приобщают к творческим занятиям (танцы, музыка, рисование), мальчиков чаще отдают в спортивные секции, предпочитая различные виды борьбы и мотивируя это тем, что мальчику необходимо уметь постоять за себя.

С возрастом проходит?

Наиболее сильные проявления агрессии характерны для детей младшего школьного возраста. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность - это реакция борьбы, так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.
Если своевременно учить детей направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к такому позитивному социальному поведению, как помощь или участие, можно избежать многих проблем в старшем возрасте.

ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

Существует несколько видов детской агрессии. Ребенок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или ломать вещи, и вербальную - оскорблять окружающих, ругаться. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение. Рассмотрим причины и особенности каждого из этих типов детской агрессивности.

Ребенок бьет окружающих

Каждый ребенок в своей жизни хоть раз толкнул или стукнул другого. Следует иметь в виду, что желание драться - это далеко не всегда признак плохого воспитания. Источники такого поведения могут быть разными. Если ребенок постоянно ссорится с другими детьми, следует обратиться за консультацией к детскому психологу. Необходимо также проследить, не слишком ли часто родители сами прибегают к телесным наказаниям. Если их нельзя избежать - пусть они будут самой крайней мерой. Надо стараться как можно чаще объяснять ребенку правила поведения на словах. Драки между старшим и младшим ребенком в семье - это привычное и почти неизбежное явление, особенно при небольшой разнице в возрасте. Чем меньше родители будут реагировать на ссору или драку своих детей, тем лучше, за исключением тех случаев, когда дети могут пораниться. Часто в отсутствие взрослых дети забывают про свои ссоры и дружно играют. Но в результате вмешательства родителей любая ссора приобретает значение важного события. Например, обиженный ребенок специально провоцирует брата или сестру на рукоприкладство, чтобы его наказали. Родителям лучше всего сделать вид, будто они ничего не слышат и не видят, или под каким-нибудь предлогом развести детей как можно дальше друг от друга. А разбираться, что случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся.

Если ребенок считает, что агрессия является единственным способом добиться своего, или бьет слабых и беззащитных, чтобы самоутвердиться, то необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Если никак не реагировать на такие поступки, то ребенок может принять попустительство за молчаливое одобрение. Но и силой принуждать малыша к повиновению не стоит, иначе можно вызвать у него стремление еще больше ломать.

Ребенок ругается

Под вербальной агрессией понимают словесные угрозы и оскорбления другого человека. Не случайно за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание в виде штрафов. Эти так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются и в лексиконе ребенка. Источником этих слов в словаре ребенка могут стать сами родители, другие дети, соседи и, конечно, телегерои. Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения?

  • Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обычно «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникают определенное волнение и напряжение.
  • Во-вторых, узнав, что говорить такие слова можно только взрослым, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, непременно начнет употреблять запрещенные выражения в своей речи.
  • В-третьих, видя, что такие слова шокируют взрослых, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить родных. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести.

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства еще более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы это не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от учителей.

Следует объяснить ребенку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова неприлично. Естественно, во избежание раннего появления ругательств в лексиконе ребенка взрослым необходимо следить за собственной речью.
Ребенок причиняет себе боль

Мальчик-второклассник в минуты отчаяния царапал себя, а пятиклассник начинал стучаться головой об стенку, когда ссорился с одноклассниками. Оба не могли объяснить, почему так поступают, говорили, что их в этот момент переполняли отрицательные эмоции, что им было необходимо сделать что-то подобное, чтоб успокоиться.

По наблюдениям специалистов, некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют свою агрессию на самих себя. Создается впечатление, что ребенок хочет причинить себе боль или даже уничтожить себя. Иногда родители с ужасом наблюдают, как их малыш бьется головой о стенку кроватки. Более старшие дети способны в буквальном смысле рвать на себе волосы, а в подростковом возрасте у таких детей могут быть суицидальные попытки. Оно вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: мол, вот как мне плохо или вот как я мало себя ценю. В любом случае лучше как можно раньше обратиться за консультацией к клиническому психологу или психиатру.

Личностные особенности

Маленькие агрессоры всегда испытывают трудности в общении с родными и сверстниками. Они изначально отличаются от других детей большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Им свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Они в меньшей степени реагируют на похвалу и поощрение. Агрессивный ребенок не умеет отстаивать свои интересы, в споре не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, спорную вещь отнимает, ругается, требует, хитрит, плачет. Он не умеет проигрывать, а если это случается, злится, обижается, отказывается от игры, при этом неудачи надолго выбивают его из колеи.

Эмоциональная неудовлетворенность часто заставляет таких детей искать удовлетворения в причинении боли окружающим - они мучают животных, издеваются над другими детьми, оскорбляют их словесно и действием, ябедничают. И тем самым обретают внутреннее равновесие.

Ребенок, испытывающий подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих.
Агрессивные дети, каковы бы ни были причины такого их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая, в свою очередь, усиливает детскую агрессивность. Именно недружественное, враждебное отношение окружающих, а не внутренние трудности провоцируют ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева.

Наказание и агрессия

С одной стороны, данные исследований указывают на то, что если ребенку удалось добиться чего-то с помощью агрессии, то он будет прибегать к ее помощи еще и еще. Но применение наказания для отучения от агрессии также приводит к усилению детской агрессивности.

Если детей наказывают за агрессивные действия, то скорее всего в дальнейшем они не будут вести себя подобным образом, по крайней мере в присутствии того, кто может их за это наказать. К примеру, ребенок может стать менее агрессивным дома, зато более агрессивным в школе или выражать свою агрессию другими способами - не драться, а выдумывать про других детей обидные истории или давать им клички. Кроме того, наказания могут стать причиной повышения у ребенка общего уровня агрессивности. Родители, прибегающие к физическому наказанию для усмирения детской агрессии, подают ребенку яркий пример эффективности агрессивного поведения. Однако совсем отказываться от наказаний не стоит. Нельзя бить ребенка, кричать, обзывать его обидными словами, но можно использовать приемы так называемой поведенческой терапии.

Справедливое и уместное применение системы поощрений и наказаний помогает добиться в воспитании неплохих результатов. Можно, например, запретить ребенку смотреть мультфильм или играть на компьютере, отменить чтение книжки или покупку мороженого. Если же ребенку удалось успешно справиться с каким-то трудным для него делом, его обязательно нужно похвалить, отметить это достижение.

Родителям не стоит «загонять ребенка в угол» постоянными упреками и напоминаниями о том, что он провинился. Совершив проступок, ребенок должен получить возможность загладить свою вину и заслужить прощение. Кроме того, надо как можно чаще хвалить ребенка за хорошие поступки, заостряя внимание именно на них. Никогда не говорите ребенку, что вы его больше не любите. Что бы ни случилось, ребенок должен быть уверен в любви своих родителей. Иначе в приступе отчаяния он решит, что раз его все равно не любят, то и вести себя можно, как угодно.

Многие специалисты советуют: если хотите лучше узнать ребенка, понаблюдайте за его игрой. В игре ребенок воспроизводит те отношения, в которых он живет, в игре раскрываются страхи и мечты ребенка.
Многие дети охотно принимают на себя роли явно отрицательных персонажей, даже предпочитают их положительным. С одной стороны, это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно западных) более успешны, могущественны и поэтому более привлекательны для ребенка. Они очень активны, с ними происходит много интересного, они всегда находятся в гуще событий. Даже профессиональные актеры признают, что злодеев играть интереснее. С другой стороны, для многих детей роль отрицательного персонажа в игре - это возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным и тем самым избежать подобного поведения в жизни. Но если ребенок всегда предпочитает роли злодеев, а его поведение в игре почти ничем не отличается от поведения в реальной жизни, это не может не насторожить. Скорее всего у ребенка очень низкая самооценка, он отчаялся доказать, что он хороший. Принимая на себя отрицательную роль, он сообщает окружающим: вы говорите, что я плохой, я и буду плохим, вам назло! Такой ребенок, несомненно, нуждается в помощи специалиста.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро дают понять, что с ними происходит.

Профилактика агрессивного поведения

Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение.

Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.
Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.
Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. - он будет так же вести себя с другими детьми. Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам - родителям, ребенок отыграется на других.

Как помочь ребенку стать менее агрессивным

Самое главное - научить ребенка разряжаться - избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».
Однажды учителя и родители стали жаловаться на необычный всплеск агрессивности целого первого класса. Обычно воспитанные и миролюбивые дети, приходя в школу, начинали кричать друг на друга и толкаться, мальчики дрались между собой и с девочками, не проходило и дня, чтобы кому-нибудь не разбили нос. В агрессивном классе были созданы игровые уголки, детям купили кегли и мячики, конструкторы, наборы для рисования - каждому было чем заняться. Агрессивность в классе постепенно сошла на нет - ребятам стало некогда да и незачем выяснять отношения.
Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию.

Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы. Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.

  • Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
  • Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
  • Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.
  • Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
  • Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

  • обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
  • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
  • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
  • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
  • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

Современным родителям очень сложно выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением), оказывая воздействие на социальное развитие своих детей. В телепередачах, которые являются для ребенка мощным источником информации, физическое насилие показывают в среднем пять-шесть раз в час. Агрессия телевизионных и компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают так же агрессивны, как преступники. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно увеличивает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.
Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, с юмором относиться к неудачам и знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться с ними самостоятельно. Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и боевики - ребенок тоже их полюбит. А если бить собаку на глазах у ребенка, нечего удивляться, что через некоторое время он начнет мучить животных, а потом и людей. Дети максималисты, и, получив урок цинизма в детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва.

Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и страниц популярных газет и журналов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

"Агрессия детей: ее причины и предупреждение"

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Словарь Агрессия – (от лат. «agressio» – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии

5 слайд

Описание слайда:

Факторы, влияющие на агрессивное поведение: Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

6 слайд

Описание слайда:

Возможные причины: Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка) Неблагополучие семьи Гиперопека или равнодушие со стороны родителей Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера) Недовольство собственной внешностью

7 слайд

Описание слайда:

Неадекватное восприятие со стороны взрослых (мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает) Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость) Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)

8 слайд

Описание слайда:

Стратегии воспитания Конкретные примеры стратегии Стиль поведения ребенка Почему ребенок так поступает Резкое подавление агрессивного поведения ребенка «Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребенка Агрессивный (ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте) Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения Игнорирование агрессивных вспышек ребенка Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал Агрессивный (ребенок продолжает действовать агрессивно) Ребенок думает, что все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях Скорее всего, ребенок научиться управлять своим гневом Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Портрет агрессивного ребенка Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

11 слайд

Описание слайда:

Каких людей ты считаешь агрессивными? Злые, кричат, громко ругаются, дерутся, бьют слабых и то, что попадется под руку, люди, которые испытывают отрицательные эмоции и не могут быть положительными людьми

12 слайд

Описание слайда:

Критерии агрессивности Часто теряет контроль над собой; Часто спорит, ругается со взрослыми; Часто отказывается выполнять правила; Часто специально раздражает людей; Часто винит других в своих ошибках; Часто сердится и отказывается сделать что-либо; Часто завислив, мстителен; Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

13 слайд

Описание слайда:

Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

14 слайд

Описание слайда:

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.