Основы светской этики. Урок-презентация "Свобода и моральный выбор человека" методическая разработка (4 класс) на тему. Свобода и моральный выбор человека (4 класс) Урок 9 свобода и моральный выбор

Like Share 517 Views

Основы светской этики. Урок 9 «Свобода и моральный выбор человека». Авторы: учитель начальных классов Бычкова Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы Кожевникова Алёна Алексеевна – МОУ Гербаевская ООШ.

Download Presentation

Урок 9 «Свобода и моральный выбор человека»

E N D - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

No related presentations.

Presentation Transcript

    Старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил Мастер своему ученику?

    Ответил:- Всё в твоих руках.

    Притчи: Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. Какой путь выбрали бы вы, ребята? ?

    Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».

    Чтение статьи на странице 22-23 Найти ответы на вопросы. Что такое моральный выбор? -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? -Как должен поступать добродетельный человек? -Что такое моральный конфликт?

    Улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь? а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал; б)куплю много конфет и угощу всех товарищей; в)поступлю по- другому.Обсуждение ответов.

    С. Михалкова «Находка» Я выбежал на улицу, По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Четыре отделения В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги. Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке.

    Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. Четыре острых лезвия Работы непростой, Да маленькие ножницы, Да штопор завитой. И вдруг я вижу, девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: «Твой?» Как поступит мальчик?

    И я догнал ее, И я спросил у девочки: Твое? Скажи, твое? Мое, - сказала девочка, -Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет.

    1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? 3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

    Что такое свобода? -Как связана свобода с моральным выбором? -Что влияет на выбор? -Всегда ли у человека есть выбор? -Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

    Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С.Пушкин

    Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина. В каких ситуациях морального выбора оказалась Черновка? Как она поступила? Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?

    Притча: http://pritchi.ru/id_254 Иллюстрации:http://foto.rambler.ru/users/awersa1/album/?sort=vote http://www.playcast.ru/?module=comments&playcastId=1152843&page=1 http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=301 http://www.free-lancers.net/users/somnambula/comments/17142/ http://www.playcast.ru/?module=comments&playcastId=1152843&page=1 http://www.7continent.com.ua/ru/products/details/pritchi_ot_norbekova_dlja_detej_i_vzroslyh/index.html http://www.playcast.ru/?module=comments&playcastId=1214366&page=1 http://dictionary-economics.ru/93 http://www.pravkamchatka.ru/news/1463/------http://www.artsides.ru/?ItemID=5482&ItemName=США http://mrra.diary.ru/?quote&from=240 http://petripavel.tomsk.ru/opk.php http://warm-velvet.livejournal.com http://vodoleyforum.mybb.ru/viewtopic.php?id=120&p=8 …/46199?page=67

Модуль

Основы светской этики

Урок № 9

Свобода и моральный выбор человека

, Н ., учителя г. Орска

Руководитель

К. п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

Цель: формирование представлений о свободе и моральном выборе человека, как ценности в светской этике.

Формировать этические чувства: вины, стыда, свободы, как регуляторов морального выбора человека;

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры собственных поступков и поступков окружающих людей;

Формировать у учащихся правовую культуру, общечеловеческие ценности, уважение к правам, свободам личности, морального выбора человека, чувствам собственного достоинства и справедливости;

Развивать значения понятий: свобода, моральный выбор, моральный конфликт;

Формировать умения практического применения знаний правовых категорий в реальных ситуациях;

Сформировать понятия:

Сформировать собственное мнение и позицию;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор человека, моральный конфликт

Оборудование: компьютер, учебная доска, презентация, музыкальное сопровождение,Ларец мудрых мыслей г. Кострома, стихотворение С. Маршака, карточки для групповой работы, толковый словарь, Большой энциклопедический словарь, учебник.


Ход урока

Организационный момент.

(звучит спокойная фонограмма)

Ребята, закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами добра и любви.

Проверка домашнего задания.

Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?

Поняли ли тебя твои собеседники?

Согласились ли с тобой?

Введение в новую тему.

- Прочитайте слово по первым буквам картинок

Слайд №1.

Работа в парах.

Какие слова вы представляете когда вы слышите слово СВОБОДА?

Запишите на листочках:(выбор, уважение, каникулы, птицы, небо, простор, ветер, море)

Слайд №2.

Творческая работа в группах.

Творческая пятиминутка . Подобрать родственные слова, близкие по значению к каждой букве слова.

Ребята, подберите к каждой букве слова СВОБОДА родственные слова.

Обсуждение.

Работа с учебником.

Стр.22.

Какова же тема урока?

Беседа по вопросам:

По вашему мнению, что значит быть свободным?

Для чего нужна свобода?

Работа со словарями в группах.

Слайд №3.

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Толковый словарь Ожегова

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

Большой Энциклопедический словарь

Запись понятия слова СВОБОДА в « Ларец мудрых мыслей».

Обсуждение.

Чтение статьи на странице 22-23

- Найдите ответы на вопросы.

Что такое моральный выбор?

От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведении­-

Как должен поступать добродетельный человек?

Что такое моральный конфликт?

(это результат такого морального выбора, поступка, который приводит к нарушению моральных норм)

(Отрывок из книги «Одна единственная жизнь»)

Отрывок текста читает учитель.

«Задумывался ли ты когда-нибудь о том, что у тебя есть только одна

единственная жизнь? Давай представим себе какого-нибудь человека, про­-

должительность жизни, которого 70 лет, то есть в общей сложности 25550

дней, и каждый день его жизни условно обозначим кирпичиком.

Теперь представим, что наш воображаемый человек стоит на самом

верху сооружения, сделанного их этого кирпича. Высотой оно примерно 25

м, шириной один метр, длиной полтора метра. Он стоит, любуясь открыт­-

веющимися перед его взором прекрасным видом.

Каждое утро появляется «некая» рука, которая снимает один кирпич с

края строения.

«Ну, это совсем не опасно! Если даже исчезнет один ряд, ничего

страшного не случится», - думает человек.

Рука появляется каждое утро и убирает только один кирпич. С беспеч­ностью ловек любуется окружающим его видом. «Все человек любуется окружающим его видом. «Все прекрасно», - ду­

И совсем не скоро, через долгий-долгий период времени человек с

ужасом обнаружит, что он стоит только на одном кирпиче...»


Ребята, подумайте на смыслом прочитанного и постарайтесь ответить на вопросы:

Попробуйте нарисовать образ вашей единственной жизни?

Что такое жизнь?

Чем измеряется жизнь?

А если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь - никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя? Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле.

Мы все умрем: людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново,

Но мы живем, чтобы оставить след –

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

(Р. Гамзатов)

Оставить след. Не для этого ли мы живем?

Каждый человек совершает свой выбор «стоять на вершине и любо­ваться прекрасным видом» и ждать когда жизнь закончится или совершать добрые дела, достойные поступки и оставить о себе добрую память в серд­цах людей. Выбор человек делает сам.

Каждый день человек совершает самые разные поступки, хорошие или плохие, приятные для окружающих или только для самого человека. За каж­дым поступком стоит выбор.

Кто совершает этот выбор?

Как понять хорошие поступки ты совершаешь или нет, приносят ли твои поступки радость и удовлетворение окружающим или нет?

Самый лучший способ познать себя, понять, как следует поступать в этом, нам поможет притча.

Слайд №4.


Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Что ответил Мастер своему ученику?

Какой вывод вы можете сделать?

Работа с учебником.

Стр.22-23.

Слайд №5.

Ситуация 1.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;

б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;

в)поступлю по - другому.

Обсуждение ответов.

Работа в парах.

Обсуждение ситуации.

Слайд №6.

Чтение учителем или хорошо подготовленным учеником стихотворения С. Михалкова «Находка»

Я выбежал на улицу,

По мостовой пошел,

Свернул налево за угол

И кошелек нашел.

Четыре отделения

В тяжелом кошельке.

И в каждом отделении

Пятак на пятаке.

И вдруг по той же улице,

По той же мостовой

Идет навстречу девочка

С поникшей головой.

И грустно смотрит под ноги.

Как будто по пути

Ей нужно что-то важное

На улице найти. Не знает эта девочка,

Что у меня в руке

Ее богатство медное

В тяжелом кошельке.

Работа по вопросам.

Закрепление изученного по сказкам.

Вопросы по сказкам.

Слайд №7.

Вопросы по сказкам

1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?

2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

Слайд №8.

Релаксация.

Индивидуальная работа на листочках.(можно закончить дома)

Ребята, изучив данную тему можете ли вы закончить предложения ?

Я-ПОНИМАЮ...

ВНЕШНЕ Я...

МНЕ НЕЛЬЗЯ...

Я ЛЮБЛЮ...

Я ЧУВСТВУЮ...

МНЕ МОЖНО...

Я МОГУ БЫТЬ....

Как вы определили, что вам можно, а что нельзя?

Кто или что помогает сделать выбор как поступить?

Домашнее задание:

В учебнике Стр.23.

Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». .

В каких ситуациях морального выбора оказалась Черновка?

Как она поступила?

Приходилось ли вам оказываться в ситуации

морального выбора?

Иллюстрации:http://foto. *****/users/awersa1/album/?sort=vote


Урок 9 «Свобода и моральный выбор человека»

Цели:

1 . Образовательные: сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор», уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

2. Развивающая: способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.

3. Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, текст притчи, мультимедийная установка

План занятия:
1. Орг. момент.
2. Обсуждение результатов домашнего задания. Возможные вопросы учащимся.
3. Создание ассоциативного ряда к слову свобода. Обсуждение. Работа со словарями, справочниками и энциклопедиями.
4. Работа с притчей «Все в твоих руках».
5. Выводы, связать с понятием моральный выбор.
6. Работа с примерами.
7. Чтение статьи из пособия для учащихся.
8. Итог


  1. Эмоциональный настрой на урок
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
-Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?

Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?

3. Работа над новым материалом

Какие слова вы представляете, когда слышите слово свобода?
Напишите их.

Проверка и дополнение

ЖИЗНЬ, ВЫБОР, ПРОСТОР, НЕБО, СЧАСТЬЕ, КАНИКУЛЫ, ВЕТЕР и др.

Работа в группах. Работа со словом «свобода» по словарю Ожегова, большому Энциклопедическому словарю.

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Обсуждение


  • Что значит быть свободным?

  • Для чего нужна свобода?

  • Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
4. Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.


  • Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

  • Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Вывод. Человек всегда может сделать выбор.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор ».

5. Чтение статьи на странице 22-23


  • Найти ответы на вопросы.

  • Что такое моральный выбор?
-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

Как должен поступать добродетельный человек?

Что такое моральный конфликт?

6. Мой выбор
Ситуация 1.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в)поступлю по- другому.

Обсуждение ответов.

7. Вопросы по сказкам :1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?

2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

8. Итог. Рефлексия.

Что такое свобода?

Как связана свобода с моральным выбором?-Что влияет на выбор?

Всегда ли у человека есть выбор?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

Всё ли было понятно на уроке? Вы- свободные люди?

Домашнее задание

Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.

В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?

Как она поступила? Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?


страница 1

Култышева Наталья Николаевна

учитель начальных классов

Краснокаменской СОШ №4
Основы светской этики.

Дата: 04.05.2010

Тема урока №9: «Свобода и моральный выбор человека»

Цели урока:

1 . Образовательные:

Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор»;

Определить основные факторы, влияющие на осуществление выбора;

Осознать важность ценностных ориентиров для осуществления позитивного выбора.

Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

2. Развивающая:

Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.

3. Воспитательная:

Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Оборудование:
учебник, рабочая тетрадь, тексты притч.

Место проведения урока:


классная комната

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
- С кем из членов семьи вы обсудили понятия «добродетель» и «порок»?

Какие примеры добродетели и порока вы можете привести из личной жизни?


  1. Объяснение нового материала.

  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

  2. Работа с высказываниями известных людей. (Работа в группах)
- Прочтите высказывания, объясните их значение.
Свобода - это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности. Камю А.

Неужели только затем и явился я на этот короткий промежуток времени в мир, чтобы наврать, напутать, наделать глупостей и исчезнуть. Л.Н.Толстой

Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся. Шоу Б.

Свобода - это цена победы, которую мы одержали сами над собой. Мати К.

Выслушивание ответов детей.


  1. Работа со словарём.
Выпишите, какое определение слову «свобода» даётся в словарях.

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

(Большой Энциклопедический словарь)

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

(Толковый словарь Ожегова)


  1. Работа по учебнику.
Самостоятельная работа учащихся.

Чтение статьи на странице 22-23. Найти и записать ответы на вопросы:


  • Что такое моральный выбор?
-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

Как должен поступать добродетельный человек?

Что такое моральный конфликт?


  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

  2. Работа с притчами. (Работа в группах)

Это мой выбор

Один суфийский мистик всю жизнь был счастливым. Он всё время смеялся, никто и никогда не видел его грустным. Когда он состарился и умирал, один из его учеников сказал:

– Мы поражены вами. Почему вы никогда не грустите? Как вам это удается?

На что старик ответил:

– Когда-то, когда я был молодым, я спросил об этом у своего мастера. Мне было семнадцать лет, а я уже был несчастным. Мой мастер был стар, ему было семьдесят, а он сидел под деревом и смеялся без всякой видимой причины.

И он сказал мне:

– Когда-то я был таким же печальным, как ты. И вдруг меня осенило: это же мой выбор, моя жизнь! И с тех пор каждый раз, просыпаясь, я спрашиваю себя: «Ну, что ты выберешь сегодня, печаль или блаженство?» И всегда получается так, что я выбираю блаженство.

В Аду и в Раю

Умер мужик, но через пять минут вновь воскрес. Удивленные врачи спрашивают, что он видел на том свете. Мужик отвечает:

– Мне Бог исключение сделал: показал и Рай, и Ад.

Врачи заинтересовались:

– Ну и как там, в Аду?

– А там бесконечный стол с самой роскошной едой, какую я когда-либо видел, а за столом этим сидят грешники жутко голодные, смотрят на еду, слюни пускают, а ни кусочка съесть не могут.

– Им что же, ничего со стола взять не разрешают?

– Почему не разрешают? Разрешают, – отвечает мужик.

– А что ж тогда они голодные сидят?

– Да у них руки в локтях не гнутся, вот такое им вечное мученье в наказание.

– Н-да-а-а, – удивились врачи. – А в Раю как?

– А в Раю такой же огромный стол с роскошной едой. За столом сидят праведники, и у них тоже руки в локтях не гнутся.

– Как?! Неужели они тоже голодными сидят?

– Нет, – отвечает мужик, – они кормят друг друга.

Окно в мир

В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

– Что там видно в окне? – как то спросил тот, что лежал у двери.

– О! – оживился первый – Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке.

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, – думал он. – За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна».

Однажды лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.

Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда умершего унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг ее остановил удивленный возглас больного:

– Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей... Как же он мог все это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

– Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

– Но зачем же он?..

– Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить.


  1. Обсуждение содержания притчей.

  1. Просмотр мультфильма «Чертёнок №13»Автор сценария Б.Ларин, режиссёр Н. Лернер

  1. Обсуждение сюжета мультфильма.
- Перед кем из мультипликационных героев стоял выбор между нравственным и безнравственным поведением? В чём это выражалось? Близка ли вам позиция чертёнка №13?

10. Задание на дом: (стр. 23 учебника)

1. Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.

2. Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.

В каких ситуациях морального выбора оказалась Черновка?

Как она поступила?

Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?
11. Итог урока.
-Что такое свобода?

Как связана свобода с моральным выбором?

Что влияет на выбор?

Всегда ли у человека есть выбор?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

Закончить занятие мне хочется стихотворением А.Дементьева “Выбор”

Душа бывает как туман,

Бывает – как рассвет.

В тумане прячется обман

В рассвете – только свет

А что таит твоя душа?

Туман или рассвет?

И с чем душа твоя пришла –

Ты знаешь или нет?

Пусть будет жизнь к тебе добра

Научит добрым быть.

Когда же явится пора

Тебе долги платить.

Себя не сдерживай тогда

Долги сполна плати

И за минувшие года,

И те, что впереди.

Тогда развеется туман

В грядущем и в былом

Ведь нам недаром выбор дан

Между добром и злом.

Используемая литература:


  1. Цикл занятий на уроках психологии для подростков "Я сам строю свою жизнь"
Любченко Алла Николаевна, педагог-психолог http://festival.1september.ru/

  1. Мультфильм «Чертёнок №13»Автор сценария Б.Ларин, режиссёр Н. Лернер http://teramult.org.ua/mult/

  1. Е. Королькова, Л. Семина, Н. Суворова. ПРАВО НА ЖИЗНЬ, СВОБОДУ, СОБСТВЕННОСТЬ http://krotov.info/

  1. Цитаты и афоризмы. Свобода и ответственность http://cpsy.ru/cit2.htm

  1. Журнал «Классное руководство и воспитание школьника» http://ruk.1september.ru/

  1. Учебное пособие «Основы светской этики»/Москва «Просвещение», 2010 год/

Разработка урока

по модулю «Основы светской этики»

тема: «Свобода и моральный выбор человека»

(4 класс, урок 9)

Синёва Ольга Геннадьевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 28 г. Балаково

Саратовской области

Балаково-2016 год

Тема: «Свобода и моральный выбор человека»

Цель: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека, понимание значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.

Задачи урока:

предметные:

Познакомить учащихся с понятиями «свобода», «моральный выбор», «нравственное и безнравственное поведение», «моральный конфликт».

метапредметные:

Развивать устную речь, расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас.

Учить отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои высказывания.

Воспитывать уважительное отношение к людям, к самому себе.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны понять, что свобода – это, прежде всего способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества. Моральный выбор – это выбор между добром и злом.

Формирование УУД:

Личностные действия:

Принятие и освоение социальной роли ученика;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные действия:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества выполненного задания;

Коммуникативные действия:

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение;

Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные действия:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществлять анализ как составление из частей целого;

Осуществлять синтез как составление целого из частей;

На основе анализа делать выводы, обобщать.

Тип урока : открытие новых знаний

Формы организации : фонтальная, групповая, парная.

Методы обучения на уроке: словесные, наглядные (презентация), творческие, практические и проблемно - поисковые, групповая работа.

Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, обыгрывание ситуаций.

Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстративный материал, учебник «Основы светской этики 4-5 класс» авт. А.Я. Данилюк, цветные карандаши, словари.

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие «Кувшин счастья »

Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас «вылейте его на себя». Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.

II. Введение в тему. Актуализация знаний.

Напишите красиво свое имя на листочке. Раскрасьте его в любимый цвет.

Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.

Вас кто–нибудь принуждал к выбору определенного цвета?

Прочитайте слово по первым буквам картинок. (слайд №2)

Запишите это слово в своей тетради. С какими словами ассоциируется у вас это слово

Сформулируйте тему занятия. (свобода)

Какова цель нашего урока? (познакомиться с понятиями - свобода, выбор)

Прочитайте записанные на слайде №3 слова, подберите к ним ассоциации и попытайтесь выбрать главное для вас.

СВОБОДА ВЫБОР МОРАЛЬ

Прочитайте свои ассоциации. Составьте 1-2 предложения, используя записанные вами слова. Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек.

III . Целеполагание.

Обсуждение

Что значит быть свободным?

Для чего нужна свобода?

Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода выбора?

IV Работа по теме урока.

Работа со словарями. (в группах) (слайд №4)

Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. (Словарь В.И. Даля)

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.(Толковый словарь С.И. Ожегова)

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. (Большой Энциклопедический словарь)

Какое определение слова «свобода» подходит к теме нашего урока? (Ответы детей)

Усвоение исходных знаний.

Восточная притча (Приложение №1)

Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

Какой путь выбрали бы вы, ребята?

Вывод. Человек всегда может сделать выбор. Это его и отличает от животного.

Всегда ли человек задумывается над выбором? Нужно ли задумываться, что выбрать и зачем? Существует такое понятие моральный выбор . Это понятие состоит из двух слов: мораль и выбор. О слове выбор мы уже говорили, а что такое мораль? Приходилось ли вам сталкиваться в жизни с моральным выбором? Приведите примеры.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор » (слайд №6)

Y .Физминутка (глазодвигательные упражнения ) (слайд №7)

YI . Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником. (слайд №8)

Теперь обратимся к учебнику стр.22 - 23

Что значит быть свободным?

Для чего нужна свобода?

Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?

Что такое моральный выбор?

От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

Как должен поступать добродетельный человек?

Что такое моральный конфликт? (запись понятий в тетрадь)

2. Творческое применение знаний путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. (работа в группах)

Сейчас мы снова поработаем в группах. Для начала вспомним правила работы в группах (дети перечисляют). Сейчас каждая группа получит небольшой рассказ. Ваша задача прочитать его и обсудить в группах. Ответить на вопрос: перед каким моральным выбором стоял герой или герои данного рассказа? (Приложение №1)

А сейчас предлагаю вам в парах обсудить следующие ситуации: (Приложение №2)

2. Работа по сказкам (слайд №9)

Люди с давних пор задумываются о вопросах морального выбора., отражали это в своих сказках. Ответьте на вопросы: - В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?

В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?

3. Творческая минутка

Подобрать слова, близкие по значению к каждой букве слова.

Свобода, мораль

(Возможные варианты ответов: совесть, воля, общество, добро, …)

YII . Рефлексия деятельности

Что такое свобода?

Как связана свобода с моральным выбором?

Всегда ли у человека есть выбор?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать моральный выбор?

Работа с оценочным листом .

Домашнее задание: оформить в портфолио ученика лист «Моя свобода». В нём продолжите незаконченные предложения:

Мне нельзя …

Мне можно …

Я могу быть …

    Спасибо за урок.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику? (слайд № 5)

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.

Приложение №2

1 группа:

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

2 группа:

Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в)поступлю по- другому.

3 группа:

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

-Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

Приложение №3

Ситуации для обсуждения в парах.

1.У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе?

2 .Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, и знаешь, чей он. Как ты поступишь?

3. Летом ты заработал деньги для поездки на экскурсию, а папа просит тебя отдать ему эти деньги, т.к. они ему сейчас очень необходимы для личных нужд. Как ты поступишь?

Приложение №4

Листы самооценки

(Подчеркните верные утверждения)

От чего зависит моральный выбор человека?

На чём основано нравственное поведение?

Что такое моральный выбор?

Чем определяется моральный выбор человека?

От страны

От самого человека

От родителей

От друзей

На законах

На моральных нормах

На советах друзей

На привычках

Между моральными нормами

Между добром и злом

Между своими интересами и интересами других

Верны все ответы

Местом жительства

Стойкостью характера