Основные виды работы с пиктограммами. Методика «Пиктограмма», Лурия А.Р. (опосредованное запоминание). Этапы обучения работе с пиктограммами

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии «Пиктограмма».

Описание теста «Пиктограмма» по методу А.Р. Лурии

Александр Романович Лурия - последователь Льва Семёновича Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Тест «Пиктограмма», разработанный им в рамках развития этого направления науки, позволяет выявить особенности запоминания через ассоциативные связи. Целями исследования является:

  • выявление нюансов опосредованного запоминания;
  • оценка продуктивности памяти;
  • определение характера мыслительной деятельности;
  • изучение уровня развития образного мышления.

Методика не используется для диагностики дошкольников и младших школьников, а годится только для проведения тестирования среди испытуемых, имеющих как минимум 6–7 классов образования.

Применение методики для тестирования школьников

Стимульный материал для теста представляет собой набор из 15–20 слов или словосочетаний конкретного («голодный ребёнок») или абстрактного содержания («сомнение»):

  • весёлый праздник;
  • тяжёлая работа;
  • развитие;
  • вкусный ужин;
  • смелый поступок;
  • болезнь;
  • счастье;
  • разлука;
  • ядовитый вопрос;
  • дружба;
  • тёмная ночь;
  • печаль;
  • справедливость;
  • сомнение;
  • тёплый ветер;
  • обман;
  • богатство;
  • голодный ребёнок.

Причём методика не предполагает использование стандартизированного списка слов, экспериментатор может составить собственный набор или заменить лишь несколько предложенных вариантов. Таким образом, тест можно проводить столько раз, сколько того требует работа с конкретным испытуемым.

Диагностика организуется как в групповой форме, так и в индивидуальной. Для проведения исследования испытуемому потребуется выдать лист бумаги и ручку или карандаш.

Инструкция для школьников 12–16 лет:

  1. Экспериментатор озвучивает условия проведения исследования: «Мы будем исследовать вашу зрительную память. Я начну называть слова, а ваша задача - нарисовать картинку, которая потом поможет вспомнить услышанное. Записывать, а также изображать отдельные буквы нельзя».
  2. Затем взрослый чётко и громко называет слова, оговаривая перед этим порядковый номер каждого выражения. Интервал между произнесением не должен быть более 1 минуты.
  3. В процессе рисования ребёнку можно задавать наводящие вопросы («Что ты рисуешь?» или «Как это поможет тебе вспомнить слово?»).
  4. Через 40–60 минут после окончания теста, во время которых экспериментатор разрешает школьникам заниматься другими делами, испытуемым предоставляются бланки с их ответами.
  5. После этого взрослый предлагает детям самостоятельно воспроизвести все услышанные слова, глядя на изображённые картинки (при групповой форме проведения теста школьникам потребуется подписать свои пиктограммы, а при индивидуальной ребёнку рекомендуется называть понятия не по порядку).

Для испытуемых более старшего возраста слова следует зачитывать с интервалом всего лишь в 30 секунд.

В процессе работы экспериментатор обязательно должен обратить внимание учащихся на то, что результаты теста не зависят от уровня их изобразительных способностей.

Обработка и интерпретация результатов

  • А - абстрактные (нарисованные линии не оформлены в отдельный образ);
  • З - знаковые или символические (изображения представляют собой стрелки, квадраты, трапеции и так далее);
  • К - конкретные (представлены вполне определённые предметы);
  • С - сюжетные (нарисованные картинки объединены конкретной ситуацией);
  • М - метафорические (рисунки являются художественным вымыслом испытуемого; например, для понятия «радость» изображён подпрыгивающий человек).

Экспериментатор отмечает тип каждого рисунка, а затем подсчитывает частоту использования каждого из типов:

  • Если преобладают абстрактные и знаковые изображения (более 55%), то человек может быть отнесён к группе «мыслителей», которые нацелены на синтез получаемой информации, обобщение. Такие люди обладают высокой степенью развития абстрактно-логического мышления.
  • При часто встречающихся сюжетных и метафорических рисунках можно сделать вывод о творческом мышлении школьника. Подобных испытуемых называют «художниками». Такой результат характерен в основном для детей 12–14 лет.
  • Когда изображения в большинстве своём представлены определёнными предметами окружающего мира, это говорит о преобладании конкретно-действенного способа мышления. Такие люди стремятся к решению всех вопросов подходить с точки зрения рациональности. Их называют «практиками». Но обычно подобные результаты наблюдаются лишь у взрослых людей (чаще всего у учителей и руководящих работников).

Сделать заключение об уровне сформированности понятийного аппарата можно по тому, как свободно испытуемый воспроизводит слова по изображениям в финале тестирования.

Ещё один дополнительный параметр, который можно определить, - общительность. Если испытуемый рисует человечков и без заминок вспоминает слова, то он, вероятно, любит находиться в окружении людей. А вот когда по рисункам-человечкам ребёнку трудно сориентироваться, это говорит об инфантильности тестируемого.

Автор методики, кроме диагностики качества запоминания, предложил ещё оценивать истощаемость внимания. Для этого полагается проанализировать твёрдость нажима, а также нарастающую небрежность в выполнении задания. Чем ярче выражены изменения в этих характеристиках, тем выше истощаемость.

Оценка качественных показателей мышления проводится по 4 критериям:

  • Адекватность. Для понимания этого свойства достаточно посмотреть на 1–2 рисунка. Иногда требуется обратить внимание и на комментарий автора. Если заметна логичная и обоснованная связь между понятием и изображением, то экспериментатор отмечает пиктограмму знаком «+», при отсутствии таковой – «-». Нормой считается более 70% положительных отметок.
  • Умение восстанавливать образы спустя определёное количество времени. Оценивается количество правильно названных слов в финале тестирования. Норма - больше 80% слов и словосочетаний.
  • Соответствие пиктограммы реальному объекту. Конкретные рисунки оцениваются в 1 балл, абстрактные - в 3 балла. Если изображение сложно классифицировать, то засчитывается 2 очка. Затем определяется средний показатель. Норма - больше 2 баллов.
  • Оригинальность. При совпадении сюжета рисунков у нескольких тестируемых изображение оценивается в 1 балл, что говорит о заурядности подхода к выполнению поставленной задачи. Если пиктограмма уникальна, то за неё ставится 3 балла. Промежуточный вариант заслуживает 2 баллов. Нормой, как и в предыдущем случае, считается результат в 2 балла.

Пиктограмма Лурии позволяет оценить не только качество и скорость запоминания информации, но также составить представление о способности выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом и о таком важном показателе внимания, как истощённость. Таким образом, за короткий промежуток времени экспериментатор получает полную картину развития основных свойств мышления тестируемого.

В статье представлен материал из опыта работы по развитию связной речи у детей с ОНР посредством использования пикторамм — метода наглядного моделирования.

Тема: «Совершенствование работы по развитию речи у детей с ОНР посредством включения пиктограмм»

“Чтобы обучить другого,
требуется больше ума,
чем чтобы научиться самому”.
М.Монтень

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией, а также с детьми, имеющими нарушения слуха (в том числе после кохлеарной имплантации) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс обучения.

Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у данной категории детей, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм .

Пиктограмма — (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы — это рисунки плюс дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.

Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает:

  • Облегчить общение.
  • Улучшить всестороннее развитие ребёнка.
  • Активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).

Историческая справка

Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) т. е. отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания, известно со времён неолита (2 тыс. до н. э.). Пиктография – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм. Известно пять видов основных назначений, которые выполняли пиктограммы (любовные, охотничьи, магические, военные, политические).

Методика «Пиктограммы» была разработана в начале 30- х годов 20 века и использовалась в психологических исследованиях для изучения индивидуальных и возрастных особенностей человека, для определения психологического типа личности. В данном случае использовались пять видов пиктографических изображений (абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические).

В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках.

Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

  • Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться
  • Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем
  • Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий)
  • Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения)

Итак, нами был систематизирован пиктографический материал с учётом:

  • Лексических тем.
  • Возрастных особенностей.
  • Программных требований.

В системе работы с детьми с ОНР и с нарушениями слуха пиктограммы применяются в организации предметно — развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.

Этапы обучения работе с пиктограммами

Методика, которая поможет в формировании навыков общения и взаимодействия с социальным окружением, предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами:

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.

  • Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).
  • Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).
  • Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
  • Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
  • Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
  • Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.

  • Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить — вода).
  • Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.
  • Четвёртый лишний.
  • Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть).
  • Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.

  • Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.
  • Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.
  • Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.
  • Составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки :

  1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).
  2. Обобщающее понятие.
  3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.
  4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Считаем, что пиктограммы можно использовать на всех этапах коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи и слуха, что сегодня будет продемонстрированно на логопедических занятиях.

Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Для большинства лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллек­та, а также комплексными умственными и физическими недостатками в каче­стве средства общения может быть использована пиктография.

Пиктография - рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со зву­чанием слова - он выражает его смысл.

Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах, обозначающих виды спорта, а также в системе дорожных знаков. В первом случае доминирует принцип конкретности, передачи смысла посред­ством позы или движения человеческой фигуры. Во втором - принцип «иде­ограммы» - пространственной, цветовой и геометрической символики. Стрел­ка обозначает направление, перечеркнутые изображения - запрет. Иными словами, пиктография использует устойчивые, сохраняющиеся в течение ты­сячелетий принципы символизации, которые не могут не говорить о важней­ших принципах функционирования мышления человека.

Как прием психологического исследования пиктограмма впервые была

151

предложена в нашей стране в 1935 г. Л. С. Выготским. Ему принадлежит идея исследования опосредованного запоминания с помощью выбора зрительного образа. Согласно этой идее, высшие психические функции человека носят опо­средованный характер, они развиваются исторически с помощью средств - орудий труда, знаков - символов. Высшим и универсальным орудием, моди­фицирующим психические функции, является слово. Символы должны быть очень конкретными и простыми для понимания, приспособленными к эле­ментарным желаниям и потребностям.

Немецким специалистом Р. Лебом (1985-1994) была разработана такая си­стема, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Работать по ней можно не только педагогам, но и родите­лям в домашних условиях.

Рассмотрим эту систему подробнее.

Структура системы пиктограмм. Система охватывает 60 символов (пикто­грамм) с напечатанными над рисунками значениями слов (рис. 24).

Человек, который не может свободно общаться с другими людьми, особен­но изолирован и зависим. Для преодоления этой ситуации мы должны посто­янно пробуждать в нем потребность желать, чтобы потом научить его уметь выразить эти желания самому. Поэтому двумя самыми важными словами яв­ляются «Я ХОЧУ». И уже на втором плане стоит предъявление требований к ребенку по принципу «ТЫ ДОЛЖЕН».

В системе выделяются следующие разделы.

1. Общие знаки взаимопонимания.

2. Слова, обозначающие качество.

3. Сообщение о состоянии здоровья.

4. Посуда, продукты питания.

5. Предметы домашнего обихода.

6. Личная гигиена.

7. Игры и занятия.

8. Религия.

9. Чувства.

10. Работа и отдых.

Возможности применения системы пиктограмм. Система применяется в со­ответствии с возможностью человека понимать. Он может найти соответству­ющий символ и передать его, а может только указать символ. Для тяжелых ин­валидов, которые не могут целенаправленно брать предметы, будет достаточно, если они при возможности выбора из двух-трех символов посмотрят конкрет­но на тот, который выражает их желание. Даже использование указания голо­вой, когда простым движением головы указывается на символ, оправдывает себя.

Индивидуальные возможности выражения разнообразны. Важным при этом является то, что инвалид может опираться на имеющиеся понятия, а уже собе­седник должен сам комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах.

Так, например, символ «пить» может обозначать:

□ «я хочу что-нибудь выпить»;

□ «я хотел бы выпить свой любимый напиток»;

О «я только что выпил что-то вкусное и хотел бы еще».

Конечно, может оказаться, что умственно отсталые дети захотят выразить что-то такое, для чего нет специального символа. В этом случае они развивают удивительную фантазию и терпение, чтобы объяснить своему собеседнику дан­ное понятие.

С какого возраста нужно начинать применять эту систему? Как можно рань­ше, ибо выяснилось, что воспитанники начинают спонтанно произносить звуки и даже проговаривают отдельные слова, если они работают с символами. Р. Леб не разделяет опасений, что при использовании символов затрудняется обуче­ние разговорной речи. Как показывает его опыт, скорее наоборот: только при­менение символов позволяет детям начать говорить.

Введение символов. Ежедневно повторяющиеся ситуации (еда, питье, туа­лет, мытье рук, игры, отдых и т. д.), расшифровка этих ситуаций и развитие таких понятий, как «теплый - холодный», «большой - маленький», «много - мало», «фрукты - овощи», «колбаса - хлеб», совершенно естественно дают повод для введения символа.

Чем труднее умственно отсталому человеку освоить какое-либо понятие, например «веселый - грустный», тем больше конкретных ситуаций и приме­ров, предметов, фотографий, картинок и рисунков должно быть использовано для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Затем данное понятие можно расширить на многих других примерах (фрукты: ябло­ко, груша, банан, апельсин и т. п.).

Так как в системе символов зачастую могут быть выбраны только основные

понятия, важно переспрашивать: «Ты хочешь яблоко?» Это как раз и будет тот подходящий момент, когда вводятся символы «да» и «нет». Эти символы име­ют только два значения: «да - хорошо» и «нет - плохо». На практике же значения «да» и «нет» сопровождаются отрицательным или утвердительным кивком головы, тогда как значения «хорошо» и «плохо» - при помощи изоб­ражения жеста большим пальцем руки.

Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.

Если у умственно отсталого ребенка возникают проблемы с символом «я» (например, у больных аутизмом), можно на символ наклеить его маленькую фотографию.

Работа по усвоению и использованию пиктограмм должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, чтобы за пределами школы ребенок, под­росток тоже мог общаться с окружающими его людьми.

Внешними формами коммуникативной помощи в системе символов явля­ются следующие.

1. Неэлектронная коммуникативная помощь, выраженная через реальные объекты, миниатюры, картинки, фотографии, таблицы символов, коммуни­кативные ящики, таблицы с картинками, письменную речь. Преимуществом неэлектронной помощи является легкость в изготовлении, применении и транспортировке. Недостатком служит зависимость от личности человека, раз­бирающегося в коммуникативном методе, и высокие требования к его способ­ностям концентрации и восприимчивости.

2. Электронная коммуникативная помощь - это аппараты вместе или без речевого выходного устройства (электронные таблицы с картинками, говоря­щие приборы, компьютеры). Преимущество ее состоит в относительной неза­висимости от партнера.

Сейчас в мире широко распространяется методика так называемой поддер­живающей коммуникации (У. Кристин, 1999). Решающим фактором для ис­пользования метода поддерживающей коммуникации является осознание того, что имеющиеся на данный момент возможности человека не позволяют ему полностью удовлетворить потребности в коммуникации. Поддерживающая коммуникация направлена на расширение коммуникативных возможностей человека в его повседневной жизни.

Чтобы обеспечить «неговорящему» человеку более эффективную коммуни­кацию, используются двигательные функции частей тела. С помощью взгляда, мимики, жеста, указания на фотографию, картинку или символ (пиктограм­му) человек с речевыми нарушениями может осуществить свое высказывание или, по крайней мере, просигнализировать о намерении осуществить его. Ус­пех такого типа коммуникации во многом зависит от чуткости, внимательнос­ти, терпения собеседника.

Особенно активно используются пиктограммы, которые помещаются в от­дельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пикто­граммами знакомятся все учащиеся, независимо от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговоря-щим» ребенком, но и другие ученики. Если с помощью коммуникативной таб-

лицы или коммуникативной тетради ребенок сможет общаться со своими то­варищами, это будет самым большим достижением.

С помощью пиктограмм дети могут сообщить о своих потребностях («хочу пить», «хочу в туалет», «хочу побыть один», «хочу послушать музыку»). Исполь­зуя пиктограммы, учащиеся рассказывают о каком-либо событии, о том, на­пример, как они провели выходные дни, каникулы (рис. 25).

Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индиви­дуально для каждого ученика, нуждающегося в них. Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходи­мые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разно­образных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.

| Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год (ФГОС) | Представление информации

Урок 6
Представление информации

1.4.1. Знаки и знаковые системы





Ключевые слова:

знак знаковая система естественные языки формальные языки формы представления информации

Информация, полученная человеком из опыта, наблюдений или путём размышлений, должна быть некоторым образом зафиксирована в материальной форме для сохранения и сообщения (передачи) другому человеку.

Всю свою йсторию для сохранения и передачи информации человечество пользуется разнообразными знаками.

Знак представляет собой заменитель объекта - предмета, явления, действия, свойства или отношения. Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта .

Знак - это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определённого смысла . Соглашение явное, если форма знака позволяет догадаться о его смысле; знаки в этом случае называют пиктограммами (рис. 1.6). Если связь между формой и значением знака устанавливается по договорённости (неявное соглашение), то такие знаки называют символами (рис. 1.7).

Если соглашения о связи формы и значения знаков неизвестны, то невозможно выяснить смысл сообщений, представленных такими знаками. До сих пор не разгаданы письмена острова Пасхи, надписи на Фестском диске и других археологических находках. Но некоторые древние письмена учёные всё же смогли расшифровать. О том, как им это удалось, можно узнать из электронного образовательного ресурса «Клинопись и иероглифы» (191729), размещённого на сайте http://sc.edu.ru/.

Люди используют отдельные знаки и знаковые системы.

Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.

Примером знаковой системы является язык, которым человек пользуется для выражения своих мыслей, в общении с другими людьми.

В отечественной психологии метод пиктограммы традиционно рассматривается как относительно простой по технике проведения и в то же время весьма продуктивный исследовательский и диагностический прием. К нему, как правило, обращаются при анализе различных нарушений мышления и памяти. Пиктограмма - образ, создаваемый испытуемым для опосредствованного запоминания.

Данный метод впервые был предложен Л.С. Выготским. Его описание было дано А.Р. Лурия (1930). Ученица К. Левина Г.В. Биренбаум предложила использовать пиктограммы для исследования мышления (1934). Как прием экспериментально-психологического исследования пиктограммы впервые были применены Л.В. Занковым (1935), который предлагал испытуемым запомнить конкретное слово с помощью изображения на картинке. Разработка методики пиктограммы принадлежит С.В. Лонгиновой (1972).

Классический метод пиктограммы используют в патопсихологии, клинической психологии, а также при военной или судебно-психиатрической экспертизе. Он применяется в рамках описания и анализа отдельного случая, а не как “тест для массового применения”.

Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.

Материал: 1) несколько листов чистой бумаги (нелинованной); 2) карандаши (простой и цветные); 3) набор стимульных слов и словосочетаний, в которых простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: “вкусный ужин”, “тяжелая работа”, “счастье”, “развитие”, “печаль” и т.п.

Инструкция: “Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”.

Процедура: если эксперимент проводится с детьми, то, объяснив ребенку, что будет проверяться его память, можно выбрать из легких первые выражения для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в ее понимании. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.

Какие бы связи и рисунки испытуемый ни создавал, не следует высказывать неодобрения.

После окончания работы рисунки у испытуемого забираются. А через час ему предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним.

В протоколе опыта записываются рассуждения испытуемого, объясняющие связь между словом и рисунком.

Слова для запоминания психолог подбирает заранее, учитывая возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Всего предъявляется 10-15 слов. В список обязательно нужно включать слова, имеющие значительный эмоциональный подтекст.

Стимульный материал для запоминания:

Для более младших :

Для более старших :

1. Веселый праздник

1. Тяжелая работа

2. Глухая старушка

2. Ядовитый вопрос

3. Сердитая учительница

3. Мальчик-трус

4. Девочке холодно

4. Теплый вечер

5. Болезнь

6. Разлука

7. Развитие

9. Надежда

10. Зависть

10. Власть

11. Сожаление

11. Отчаяние

12. Счастье

Для проведения повторных обследований по методике пиктограмм необходимо иметь параллельные наборы понятий, используемых для опосредствованного запоминания.

Обработка данных: подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами непосредственного запоминания (по методике “Заучивание 10 слов”).

Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы:

1) пиктограммы-образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания;

2) словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым;

3) данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента (сюда входят также вопросы испытуемого, его спонтанные высказывания, отношение к опыту, ответы на вопросы экспериментатора и др.);

4) данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм (нажим, способ расположения материала, размер рисунков и пр.).

Анализ результатов: предполагает сопоставление этих 4 групп результатов и заключение относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый в подборе пиктограмм - соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по “слабому” признаку. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого - насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.

Представляет интерес модификация методики пиктограмм, предложенная Б.Г.Херсонским (1979, 1981, 1982). Изменения внесены не столько в проведение исследования, сколько в интерпретацию получаемых данных.

При классификации пиктограмм по качественным характеристикам учитываются следующие факторы (по ним проводится формализованная оценка рисуночных образов):

Абстрактность (конкретные и атрибутивные образы, метафорическая, геометрическая, графическая и грамматическая символика);

Фактор индивидуальной значимости;

Фактор частоты (различаются стандартные, оригинальные и повторяющиеся образы);

Фактор адекватности.

Интерпретация пиктограмм, по Б.Г. Херсонскому, включает и оценку количественных соотношений: учитывается количественное соотношение образов разного типа, количество индивидуально значимых и адекватных образов.

Представляют интерес выделенные Б.Г. Херсонским особые феномены, мало поддающиеся формализации (под неформализуемыми образами понимаются пиктограммы, основанные на ассоциациях по созвучию, на выхолощенных символах, на подборе нескольких рисуночных образов к одному понятию):

1) шоковые реакции, выражающиеся в прямом (речевом или мимическом) выражении неудовольствия либо в парадоксальных высказываниях типа “какое прекрасное слово...”, “это интересно...”. Шоковые реакции рассматриваются автором как проявление тормозящего действия аффекта на мыслительную деятельность. Отказ от выбора образа чаще всего встречается при предъявлении испытуемому наиболее сложных для опосредования понятий;

2) употребление буквенных обозначений вопреки инструкции - является либо выражением недостаточности внимания, либо - негативных тенденций;

3) феномен единой системы - при построении последующей пиктограммы испытуемый использует предыдущую, трансформируя ее. Иногда это приводит к тому, что все пиктограммы в процессе исследования оказываются взаимосвязанными;

4) феномены “замены” и “возврата” - при предъявлении нового понятия для опосредования испытуемый пытается заменить предыдущую пиктограмму либо графически ее дорабатывает. Эти феномены рассматриваются автором как проявление тревоги;

5) феномен упорядоченности пиктограммы - наличие сложной графической характеристики, проявляющейся в выборе рисунка соответственно заданию и размеру листа, в соблюдении приблизительно одинаковых размеров рисунков и расстояний между ними. Этот феномен отражает способность к планированию и самоконтролю в ситуации исследования и наиболее часто встречается у ананкастных и субдепрессивных состояниях;

6) органический графический симптомокомплекс - наклон рисунка более чем на 5 от вертикальной оси, наличие дрожащих, несовпадающих и пересекающихся линий. Этот феномен, по данным Б.Г. Херсонского, высокоспецифичен для больных с органическими поражениями головного мозга.

В исследованиях с помощью метода пиктограмм было замечено, что он может быть частично использован для характеристики некоторых личностных особенностей испытуемых, их психического состояния . При этом обнаруженный проективный характер данного метода рассматривается и понимается только в плане содержательного смыслового анализа пиктограмм. С личностными особенностями испытуемых связывается появление трех типов образов:

Образов, непосредственно касающихся личных опасений или устремлений (содержание последних уже заранее известно экспериментатору);

Эгоцентрических образов, в которых прямое обращение к собственному “Я” (эгоцентричность) рассматривается как непосредственное выражение их субъективной эмоциональной обусловленности;

- “холодных” образов, т.е. хотя и уместных для символизации заданного понятия и адекватных по содержанию, но далеких от личных переживаний, эмоционально безразличных; к ним относятся также литературные образы, ссылки на пословицы и поговорки (появление подобных образов связывается с выражением известной отгороженности испытуемого).

Таким образом, при выполнении пиктограмм испытуемый оказывается в ситуации, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от своего понимания данной ситуации и ее значения, своих мыслей и чувств. Характерным моментом является то, что ни пиктограммы, ни их словесные объяснения никогда не получают никаких оценок со стороны экспериментатора.

Особая картина наблюдается в случае применения метода пиктограмм к контингенту заведомо здоровых испытуемых. Отсутствие каких-либо нарушений в мышлении и памяти практически снимает ограничения в поиске ответа и определяющим образом усиливает значение в этом процессе “внутренних условий” - личности испытуемого, его индивидуального конкретного опыта, визуального, интеллектуального, социального. Это становится особенно очевидным, если вместо традиционного клинического набора стимульных понятий использовать понятия, заведомо имеющие для каждого испытуемого личностный смысл.