Основные этапы волевого процесса. Волевые качества. Этапы волевого процесса. Воля. Общая характеристика

Воля - процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Так, по мнению Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может проходить на трех уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:

1) на сенсорно-перцептивном уровне образы, регулирующие движения и действия, управляют поведением субъекта вне зависимости от его желания (непроизвольные);

2) на произвольном уровне действия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь действия производятся самим субъектом по определенному мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности остаются невключенными;

3) волевая регуляция возникает тогда, когда человек встречается с препятствиями, трудностями внешними (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренними (отношение, усталость, страдания).

Волевая регуляция - это подключение к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравственных. Чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевыедействия.

Воля выполняет четыре функции :

1. Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей. Волевая активность характеризуется надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.

2. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.

3. Регулирующая функция выражается в произвольной, сознательной регуляции действий, психических процессов и поведения,

в преодолении препятствий.

4.Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности, на изменение собственной личности.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивостью и широтой.

Сила воли - степень возбуждения волевого усилия.

Устойчивость воли - постоянство проявления в однотипных ситуациях.

Широта воли - количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), в которых проявляется воля.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах. Одна из классификаций (В.А. Иванников) выделяет три блока волевых качеств личности :

1)морально-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

2) эмоционально-волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие);

3)собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).

Структура волевого действия:

А)простое волевое действие:

3.принятие решения;

4.исполнение.

Б)сложное волевое действие:

1.осознание цели и стремление достичь;

2.осознание возможностей достижения целей;

3.появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4.борьба мотивов и выбор;

5.принятие одной из возможностей в качестве решения;

6.осуществеление принятого решения.

Исследования волевой регуляции школьников (Т.И. Шульга) показали, что:

- становление мотивационно-побудительного звена волевой регуляции в возрастном аспекте характеризуется ростом силы мотива и целей, самостоятельности, осознанности и переструктурированием мотивационной сферы. Наиболее выражены эти показатели в младшем школьном возрасте;

- становление исполнительского звена характеризуется расширением с возрастом (особенно в подростковом) диапазона используемых способов самоуправления, преобладанием среди них самостоятельно выработанных. Они становятся более гибкими и адекватными требованиям ситуаций;

- оценочно-результативное звено с возрастом усиливается во всех сферах жизни, а результаты самоизменения становятся более выраженными. Сензитивный период для формирования этого звена волевой регуляции - старший школьный возраст.

Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы личности.

Самосовершенствование - сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.

Существуют три основных формы самосовершенствования: - приспособление («подведение» себя под определенные нормы и треоования); - подражание (копирование определенной модели или ее части); - самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием: - желание признания себя как личности; - примеры окружающих; - оценка окружающих; - правильно организованный процесс воспитания.

Этапы самосовершенствования

Чтобы двигаться вперёд к цели необходимо пройти несколько этапов.

    Определение цели деятельности.

    Создание идеала или идеального результата деятельности.

    Определение временных рамок и выделение вторичных целей.

    Самопознание и самоосознание.

    Самоконтроль и саморегуляция.

    Саморазвитие.

Каковы же пути самосовершенствования личности? Они заключаются в постоянной работе над собой и развитии своего внутреннего потенциала. Перечислим некоторые из них:

    Самопознание – изучение человеком самого себя, своих сильных и слабых сторон, уникальности и отличия от окружающих. Этот этап заключается также и в анализе и осмыслении событий собственной жизни, их причин и выводов, к которым данные факты биографии помогли прийти.

    Самоутверждение – принятие себя и своих качеств, которые позволяют занять определенное положение в обществе. Лучше всего, когда человек заслуженно получает поддержку и одобрение со стороны. Однако бывают и случаи, когда самоутверждение не имеет под собой почвы и за выставлением себя на показ не кроется никакого развития.

    Саморазвитие – инициатива человека улучшать свои достоинства и способности и искоренять недостатки. Характеризуется в умении человеком реализовывать в жизни свои решения и стремиться к дальнейшему развитию.

    Самореализация – одна из стадий, когда человек представляет собой зрелую личность, которая в состоянии пустить в ход приобретенные знания, способности и навыки. Проявляется только в том, случае, когда личность уже добилась определенных высот в своем развитии и может применять полноту своих знаний на практике.

    Поиски своего призвания – фактически поиск своего места в мире и смысла жизни. Личность выясняет суть своего существования и свое предназначение в этом мире. Это довольно сложная стадия самоактуализации и самосовершенствования личности так как далеко не все могут ответить себе на вопрос для чего они существуют, и какую пользу обществу приносит их деятельность. Поиски призвания – процесс длиною на всю жизнь. И только в глубокой старости человек может, наконец, осознать кто он в этом мире, и каково дело всей его жизни, которое запомнится потомкам.

Способы самосовершенствования:

1. Усовершенствуйте профессиональные навыки: посещение курсов повышения квалификации, разработка новых проектов, налаживание профессиональных связей. Если есть необходимость, можно начать поиски новой, более высокооплачиваемой работой, составить «правильное» резюме. 2. Изучайте иностранные языки. 3. Старайтесь каждый день узнавать что-то новое: читать статьи в энциклопедиях, новости в Интернете, разговаривать с интересными людьми. 4. Уделяйте больше времени своему хобби и увлечениям. Развиваться нужно абсолютно во всех сферах, в том числе и в этой. 5. Почитайте литературу, посвященную самосовершенствованию. Самые важные и интересные моменты выписывайте и периодически повторяйте. 6. Ищите вдохновение. Основой послужит просмотр кинофильмов, передач по телевидению, фотографий. 7. Следите за питанием, занимайтесь своим здоровьем. Не может стать духовно совершеннее человек, имеющий проблемы со здоровьем или лишним весом. 8. Путешествуйте. И во время своих поездок обращайте внимание на людей, на их особенности и привычки. Постарайтесь из каждого путешествия привозить не только фотографии и сувениры, но и новые знания. 9. Отдыхайте с пользой: медитируйте. 10. Как можно чаще читайте классическую литературу. Это сделает ваш кругозор шире, а словарный запас – больше. 11. Старайтесь как можно чаще посещать выставки, музеи, театры. Но не просто «для галочки». Необходимо научиться получать от этого эстетическое удовольствие. Если вы не когда не ходили на балет или оперу – самое время попробовать. А вдруг понравится? 12. Слушайте классическую музыку, рассматривайте картины великих художников. Это научит вас видеть прекрасное. 13. Выберете себе спорт по душе. Не забывайте по утрам делать зарядку (хотя бы 10 минут, но каждый день). 14. Научитесь контролировать свои мысли. Полностью избавьтесь от негативных установок, они мешают самосовершенствованию, «тормозят» развитие.

История возникновения и развития

Психоанализ - понятие, введенное Зигмундом Фрейдом (1856–1939) для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые понятие «психоанализ» он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной сперва на французском, а затем на немецком языках, соответственно 30 марта и 15 мая 1896 г. Предыстория возникновения психоанализа начиналась с так называемого катартического метода, использованного австрийским врачом Й. Брейером (1842–1925) при лечении случая истории молодой девушки в 1880–1882 гг. Связанная с катарсисом (очищением души) терапия основывалась на воспоминаниях о переживаниях, вызванных к жизни душевными травмами, их воспроизведением в состоянии гипноза и соответствующим «отреагированием» больного, которое ведет к исчезновению симптомов заболевания. История возникновения психоанализа началась с отказа З. Фрейда от гипноза и использования им техники свободных ассоциаций. На смену гипноза приходит новая техника, основанная на том, что пациенту предлагается свободное высказывание всех мыслей, возникших у него в процессе обсуждения с врачом тех или иных вопросов, рассмотрения сновидений, построения гипотез, связанных с поиском истоков заболевания. Переход от катартического метода к психоанализу сопровождался разработкой техники свободных ассоциаций, обоснованием теории вытеснения и сопротивления, восстановлением в правах детской сексуальности и толкованием сновидений в процессе изучения бессознательного. По словам З. Фрейда, учение о вытеснении и сопротивлении, о бессознательном, об этиологическом (связанном с происхождением) значении сексуальной жизни и важности детских переживаний являются «главными составными частями учения о психоанализе». Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологической и культурологической литературе ХХ столетия, что превратилось в многозначное и неопределенное. Первоначально данное понятие означало определенный терапевтический прием. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности человека и, наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры.

По мере развития теории и практики психоанализа менялась и его техника. Первоначально во время катартического лечения целью терапии было разъяснение смысла симптомов. Затем вместо разъяснения симптомов в центре внимания оказалось раскрытие комплексов. Потом основной задачей психоаналитического лечения стало выявление и преодоление различных видов сопротивления, работа с переносом, неврозом переноса и контрпереносом. Наконец, психоаналитическая техника претерпела некоторые модификации в зависимости от формы болезни (невроз, психоз, шизофрения, нарциссический невроз и другие), преобладающих влечений у больных и их структуры характера.

Содержание метода и структура психики : В различных работах З. Фрейда встречаются следующие определения психоанализа: психоанализ – часть психологии как науки и представляет собой незаменимое средство научного исследования, способ исследования психических процессов, учение о психически бессознательном; психоанализ – это орудие, которое дает возможность Я овладеть Оно; любое исследование, признающее факты переноса и сопротивления, как исходные положения работы, можно назвать психоанализом; это вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни; психоанализ, не научное, свободное от тенденциозности исследование, а терапевтический прием; это один из видом самопознания; психоанализ – искусство истолкования ошибочных действий, сновидений, симптомов заболеваний; он – нечто среднее между медициной и философией; это работа, при помощи которой в сознание больного вводится вытесненное им в его душевной жизни; и наконец, психоанализ – метод лечения нервнобольных.

В теории психоанализ нацелен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования человеческой психики. Этому способствуют различные психоаналитические предположения, допущения, гипотезы и идеи, согласно которым: в психике нет ничего случайного; психическая жизнь является функцией аппарата, ответственного за расположение психических процессов в пространстве; ранние стадии психосексуального развития ребенка заметно сказываются на мышлении и поведении взрослого человека; события первых лет имеют первостепенное значение для всей дальнейшей жизни; эдипов комплекс является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества, культуры; психический аппарат состоит из трех сфер или областей – бессознательного Оно (включающего в себя все то, что наследуется, присутствует при рождении и заложено в конституции, то есть прежде всего влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и находящие свое психическое проявления в неосознаваемых формах), сознательного Я (наделенного функцией самосохранения и контроля над требованиями Оно, стремящегося к избежанию неудовольствия и получению удовольствия) и гиперморального Сверх-Я, олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные идеалы, совесть; основополагающие влечения человека – влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, включающее в себя инстинкт разрушения; мышление и поведение человека осуществляется под воздействием различных психических механизмов и процессов, среди которых наиболее значимыми представляются такие, как вытеснение, подавление, регрессия, проекция, интроекция, идентификация, сублимация и некоторые другие; психоаналитическое понимание работы психики предполагает метапсихологический подход, основанный на топическом (по месту расположения бессознательного, предсознательного и сознательного), динамическом (переход из одной системы в другую) и экономическом (количественном распределении психической энергии или катектировании либидо) видении психических процессов.

Роль бессознательного:

В бессознательном отображаются скрытые желания человека, закладываются основы мыслей, желаний, поступков, и проч. Именно в бессознательном берет основу все то, что в последствие находит отражение в сознании. Можно даже сказать, что именно бессознательному необходимо определить главенствующую роль в психике, ибо именно то, что заложено в бессознательном оказывает в последствие влияние на сознание, т.е. на те реальные поступки человека, по которым окружающие судят о его деяниях. Бессознательное формируется различными способами

Любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланированности. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. Это может быть, например, поведение человека в состоянии аффекта, транса, других измененных состояниях сознания.

В тех же ситуациях, когда необходимо проявить активность для достижения какой-либо осознанно поставленной цели, подключаются волевые процессы. Таким образом, можно сказать, что воля – это способность человека сознательно и активно управлять своей деятельностью, преодолевая препятствия для выполнения поставленной цели и создавая дополнительную мотивацию к действию, когда уже имеющаяся мотивация не является достаточной. Величина усилий, которые прикладывает человек к преодолению возникшего препятствия, характеризует степень развития его волевой сферы.

Итак, отличие непроизвольных действий , т. е. действий, совершаемых без участия волевой сферы человека, состоит в том, что они являются результатом возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.), имеют импульсивный характер, лишены четкого плана.

Произвольные действия , напротив, предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.

Для произвольных процессов в целом характерны следующие черты:

1) произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой;

2) произвольная реакция возникает в ответ на появление жизненно важной потребности и является средством ее удовлетворения.

3) произвольная реакция, как правило, не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору человека на другую с таким же жизненным значением;

4) в ситуации, когда произвольная реакция все-таки является вынужденной, она может осознанно регулироваться по ходу своего осуществления.

Выделяя волевые процессы в особый пласт психических явлений, психологи при этом не противопоставляют их познавательным и эмоциональным процессам, поскольку один и тот же процесс может быть одновременно и познавательным, и до определенной степени эмоциональным, и волевым (например, произвольное внимание).

Исходными побуждениями человека к действию являются потребности, следовательно, зачатки воли заключены уже в них. В отличие от потребности мотив является психическим побудителем к осуществлению деятельности, будучи уже не только стимулом, а личностной переработкой стимула (нужды, потребности). Если преобладают однозначные мотивы, они усиливают возможность достижения цели. Возникновение же мотивов, противоречащих достижению намеченной цели, тормозит активность человека (в некоторых ситуациях это является проявлением безволия).

Таким образом, воля обладает двумя противоположно направленными, но взаимосвязанными функциями: побудительной и тормозящей.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия.

Тормозная функция воли не всегда препятствует получению положительного результата деятельности. Выступая в единстве с побудительной функцией, она характеризуется сдерживанием нежелательных проявлений активности. Например, у человека одновременно возникает побуждение к двум видам деятельности, но если он возьмется за оба дела одновременно, то это будет в ущерб как одному, так и другому. Происходит борьба мотивов. Тот мотив, который человек оценивает как более значимый в настоящий момент, порождает побудительную функцию воли, а менее значимый становится объектом тормозящей функции. Кроме того, тормозящая функция проявляется и в случаях, когда побуждения человека не соответствуют его представлениям о должной модели поведения. Например, если человек очень голоден, у него может возникнуть побуждение украсть буханку хлеба в булочной. Но для большинства людей такое поведение внутренне неприемлемо, и оно будет заторможено волевым усилием.

Волевые проявления человека в большой степени обусловлены тем, кому он склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Если человек имеет склонность в своих неудачах винить внешние факторы – обстоятельства, других людей, ему значительно сложнее осуществлять волевые усилия, чем тому, кто всю ответственность за результаты своей деятельности принимает на себя. Рассмотрим близкий для студентов пример – подготовку к экзамену. Не вовремя пришедшие друзья, шум в соседней комнате, дождливая погода, от которой клонит в сон, интересный фильм по телевизору, который никак нельзя пропустить, – всем знакомы подобные отвлекающие факторы. Но человек с развитой волевой сферой психики и несущий ответственность за результаты деятельности будет волевыми усилиями противостоять всем факторам, которые могут оказать негативное влияние на эти результаты.

Есть ряд личностных качеств, которые рассматриваются в психологии как волевые качества:

1) решимость – это полная уверенность в исполнимости решения;

2) самообладание – проявление тормозящей функции воли, заключающееся в подавлении таких состояний человека, которые препятствуют достижению поставленной цели;

3) смелость – проявление силы воли для преодоления опасных для благополучия и жизни человека препятствий;

4) настойчивость – способность совершать многократные волевые действия в течение длительного времени для достижения определенной цели (не следует ее путать с упрямством – неадекватной настойчивостью без достаточных объективных оснований);

5) исполнительность – качество воли, проявляющееся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений;

6) терпение и выносливость – также волевые качества, необходимые для целенаправленного достижения результатов;

7) дисциплинированность – свидетельство волевых качеств личности, поскольку дисциплина приучает человека преодолевать внешние и внутренние трудности.

Каждое из волевых качеств имеет свой антипод – качество, свидетельствующее о неразвитости волевой сферы, такие как нерешительность, безынициативность, податливость и т. п.

Сильная воля, проявляющаяся в самообладании, смелости, настойчивости, выносливости и терпении, называется мужеством.

Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля воспитуема.

Однако следует отметить, что формированию волевых качеств личности может воспрепятствовать неправильное воспитание ребенка. Существуют две крайности в воспитании, которые весьма неблагоприятны для развития волевой сферы:

1) ребенок был избалован, все его желания и капризы беспрекословно выполнялись, поэтому тормозящая функция воли у него не сформировалась;

2) ребенок, напротив, был подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, его инициативность подавлялась, и поэтому, повзрослев, он стал неспособным к принятию самостоятельного решения.

Родители, желающие видеть своего ребенка успешным, должны вовремя позаботиться о развитии его воли. Для этого необходимо избегать вышеуказанных крайностей и, кроме того, всегда объяснять ребенку, даже маленькому, чем вызваны требования, решения, запреты, которые предъявляют к нему взрослые, в чем заключается их целесообразность.

Отличительными чертами волевого действия можно назвать осознанность и самостоятельность в принятии решения. Оно характеризуется следующими признаками. Во-первых, это есть действие, необходимое по внешним или внутренним причинам, т. е. для него всегда существует объективное основание. Во-вторых, волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения или торможения. В-третьих, в процессе волевого действия устраняется этот дефицит, что приводит к возможности достижения намеченной цели.

Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов:

1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;

2) осознание путей к достижению цели;

3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Волевое действие может иметь как простые, так и более сложные формы.

Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул.

Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.

Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:

1) возникновение побуждения;

2) предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;

3) осознание ряда возможностей достижения цели;

4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

5) стадия обсуждения и борьба мотивов;

6) принятие одной из возможностей в качестве решения;

7) принятие решения;

8) осуществление принятого решения;

9) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели. Надо отметить, что сложное волевое действие не во всех случаях вызывает борьбу мотивов. Это происходит лишь тогда, когда цель субъективна и возникает спонтанно. Если же она обусловлена внешними факторами и ее достижение необходимо для субъекта, ему необходимо только распознать ее, сформировав определенный образ будущего результата действия. Возникновение борьбы мотивов связано с наличием у субъекта нескольких равнозначных целей одновременно (например, домохозяйке одновременно хочется и приготовить что-то особое на ужин, и посмотреть любимый сериал).

В ходе принятия решения субъект понимает, что дальнейший ход событий зависит от него. Представление о последствиях своего поступка порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности.

Сам процесс принятия решения может протекать в различных формах.

1. Иногда решение не дифференцируется в сознании как особый этап. Волевое действие протекает без особого, сознательно выделенного в нем специального решения. Это происходит в тех ситуациях, когда побуждению, возникшему у субъекта в данный момент, не противоречат никакие другие внутренние аспекты психической деятельности (например, недостаточная активность психики), а само осуществление цели, соответствующей этому побуждению, не встречает никаких внешних препятствий.

В таком случае субъекту достаточно представить себе цель и осознать ее необходимость, чтобы последовало действие. (Например, человек хочет перекусить, он поднимается с уютного дивана перед телевизором и направляется к холодильнику – как ни банально, но в этом есть проявление волевого усилия.)

2. В некоторых случаях решение приходит как бы само по себе, поскольку является полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов, т. е. решение принимается не потому, что субъект считает его оптимальным, а потому, что в данных обстоятельствах никакое другое решение уже невозможно. (Например, в случае пожара человек выпрыгивает с третьего этажа не потому, что ему нравится подобное решение, а потому, что у него нет другого шанса спасти свою жизнь.)

3. И, наконец, иногда случается так, что до самого конца и даже при самом принятии решения каждый из противоборствующих мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, не потому, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести противоборствующие мотивы в жертву. (Например, позади бессонная ночь, очень хочется спать, но надо идти на лекцию к 8:00, иначе возникнут проблемы с получением зачета.)

Теперь несколько слов о плане принятия решения. Он может быть схематичен или более развернут и осознан – это зависит как от личностных волевых качеств человека, так и от ситуации, требующей принятия решения.

Некоторые люди, исполняя решение, стараются предусмотреть все возможные факторы воздействия на результат, четко и детально спланировать каждый шаг, последовательно и точно придерживаться намеченного плана. Другие же ограничиваются самой общей схемой, в которой обозначены только основные этапы и узловые точки деятельности. Если рассматривать зависимость планирования от ситуации, то можно отметить, что обычно более детально разрабатывается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечаются действия, отсроченные во времени.

Что же касается взаимосвязи планирования действий и волевых качеств личности, то закономерности здесь следующие. Склонность к подробному следованию плану, довлеющему над волей, лишает ее гибкости. План жестко обусловливает волю, она в свою очередь жестко обусловливает поведение человека. В результате отсутствие гибкости воли приводит к отсутствию гибкости поведения, а это не дает возможности своевременно и адекватно реагировать на изменение обстоятельств.

Если же волевая сфера субъекта не только сильна, но и обладает достаточной гибкостью, то он для достижения конечного результата сможет откорректировать изначальный план действий и внести в него все те изменения, которые в силу вновь обнаружившихся обстоятельств окажутся необходимыми для оптимального достижения цели.

В завершение разговора о волевой сфере несколько слов о нарушениях воли. Выделяют три вида подобных нарушений.

1. Абулия – отсутствие побуждений к деятельности, невозможность принимать решения и исполнять их при полном осознании необходимости этого. Возникает абулия на почве мозговой патологии. Для человека, страдающего абулией, характерно так называемое полевое поведение. Он совершает действия не целенаправленно, а лишь случайно попадая в поле стимула. Например, бесцельно перемещаясь по комнате, человек «натыкается» взглядом на какой-либо предмет и берет его – не потому, что данный предмет зачем-то ему нужен, а просто потому, что попался под руку.

2. Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий. Оно вызывается поражением тканей в лобных долях головного мозга. Проявляется апраксия в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и делают невозможным осуществление волевого акта.

3. Гипербулия – это, напротив, чрезмерная волевая активность больного человека. Она может наблюдаться при маниакальной стадии маниакально-депрессивного психоза, несколько менее выражена при гипертимии, может также иногда возникать при некоторых соматических заболеваниях.

Не следует путать нарушения воли, вызванные тяжелыми расстройствами психики и встречающиеся сравнительно редко, с обычным слабоволием – результатом описанных выше условий воспитания. В последнем случае возможны коррекция слабоволия, воспитание воли на фоне изменения социальной ситуации развития личности и при способности человека к саморефлексии, критичному мышлению.

Подводя итог сказанному, надо отметить, что воля играет важнейшую роль в преодолении жизненных трудностей, разрешении крупных и мелких проблем, в достижении жизненного успеха. Одним из основных отличий человека от представителей животного мира является, помимо абстрактного мышления и интеллекта, наличие волевой сферы, без которой любые способности оставались бы бесполезными и неактуализированными.

Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом; сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, её осуществление достигается посредством привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только импульс дан.

Для сложного волевого акта в его наиболее выраженной специфической форме существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учёт его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в сколько-нибудь развёрнутом виде.

В сложном волевом действии можно выделить 4 основные стадии, или фазы: 1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) решение; 4) исполнение.

В реальном протекании волевого действия различные фазы могут в зависимости от конкретных условий приобретать больший или меньший удельный вес, иногда сосредоточивая на себе в основном весь волевой акт, иногда вовсе выпадая.

Традиционная психология, отражавшая по преимуществу психологию рефлектирующего интеллигента, находящегося на распутье, раздираемого сомнениями, борьбой мотивов, выдвигала в качестве ядра волевого акта именно эту «борьбу мотивов» и следующее за ней более или менее мучительное решение. Внутренняя борьба, конфликт со своей собственной, как у Фауста, раздвоённой душой и выход из неё в виде внутреннего решения - всё, а исполнение этого решения - ничто.

В противоположность этому другие теории стремятся вовсе выключить из волевого действия всю внутреннюю работу сознания, связанную с выбором, обдумыванием, оценкой; с этой целью они отделяют мотивацию воли от самого волевого акта. В результате волевое действие или даже волевой акт превращается в чистую, т. е. голую, импульсивность. Гипертрофии рефлектирующей сознательности противопоставляется другая крайность - импульсивная действенность, сбрасывающая с себя вовсе сознательный контроль.

В действительности всякое подлинное волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Но это никак не значит, что борьба мотивов является его центральной частью, его душой. Из самого существа волевого действия, как действия, направленного на осуществление цели, на реализацию замысла, вытекает, что основными его частями являются его исходная и завершающая фаза - ясное осознание цели и настойчивость, твёрдость в её достижении. Основа волевого действия - целеустремлённая, сознательная действенность.

Признание господствующего значения исходной и завершающей фазы волевого действия - осознания цели и её осуществления - не исключает, однако, ни существования других фаз, ни того, что в конкретных, очень многообразных и изменчивых, условиях реальной действительности в том или ином частном случае на передний план выступает и другая фаза или момент волевого акта. Все они подлежат поэтому анализу при всестороннем изучении воли. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознаётся цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание; возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнаёт, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание - это опредмеченное стремление; оно направлено на определённый предмет. Зарождение желания означает поэтому всегда возникновение или постановку цели. Желание - это целенаправленное стремление.

Но наличие желания, направленного на тот или иной предмет как цель, ещё не является законченным волевым актом. Если желание предполагает знание цели, то оно не включает в себя ещё мысли о средствах и хотя бы мысленного овладения ими. Оно поэтому не столько практично, сколько созерцательно и аффективно. Желать можно и того, в достижимости чего не уверен, хотя твёрдое знание абсолютной недостижимости предмета желания, несомненно, парализует, если не убивает, желание.

Желание часто открывает широкий простор воображению. Подчиняясь желанию, воображение разукрашивает желанный предмет и этим в свою очередь питает желание, явившееся источником его деятельности. Но эта деятельность воображения, в которой взаимодействуют чувство и представление, может заместить действительную реализацию желания. Желание обволакивается мечтами, вместо того чтобы претворяться в действие. Оно приближается к пожеланию. Желать ещё не значит хотеть.

Желание переходит в подлинно волевой акт, который в психологии принято обозначать неуклюжим термином «хотение», когда к знанию цели присоединяется установка на её реализацию, уверенность в её достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами. Хотение - это устремлённость не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хотение имеется там, где желанна не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит.

Как бы ни отличались влечение, желание и хотение друг от друга, каждое из них выражает стремление - то внутренне противоречивое состояние недостатка, нужды, страдания, беспокойства и вместе с тем напряжения, которое образует исходное побуждение к действию. В ряде случаев побуждение к действию, направленному на определённую, более или менее ясно осознанную цель, непосредственно влечёт за собой действие. В нём исходное побуждение и связанная с ним постановка цели непосредственно вызывает направленное на её осуществление действие. Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию.

Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие; случается, что прежде чем наступило действие, появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах, которые ведут к её достижению; иногда почти одновременно появляется несколько конкурирующих целей, возникает мысль о возможных нежелательных последствиях того поведения, которое ведёт к достижению желанной цели, и в результате образуется задержка. Положение осложняется. Между побуждением и действием вклинивается размышление и борьба мотивов.

Иногда говорят, что в отличие от импульсивного, аффективного действия, которое обусловлено ситуацией больше, чем постоянными, существенными свойствами или установками личности, волевое действие, как избирательный акт, т. е. результат произведённого личностью выбора, обусловлено личностью в целом. Это в известном смысле, конечно, правильно. Но не менее правильно и то, что в волевом акте часто заключена борьба, противоречие, раздвоение. У человека есть много различных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются иногда несовместимыми друг с другом. Различные желания иногда непосредственно выступают в открытом противоречии друг с другом. Человек вовлекается в конфликт. Разгорается внутренняя борьба - борьба мотивов.

Но и тогда, когда противоречие не выступает непосредственно в мучительном чувстве раздвоения, сознательное, мыслящее существо, перед которым возникает желание совершить некоторое действие, обычно склонно подвергнуть его предварительному обсуждению.

Прежде всего естественно возникает потребность в том, чтобы учесть последствия, которые может повлечь осуществление желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Учёт последствий предполагаемого действия сплошь и рядом обнаруживает, что желание, порождённое одной потребностью или определённым интересом в данной конкретной ситуации, оказывается осуществимым лишь за счёт другого желания; желательное само по себе действие может при определённых условиях привести к нежелательным последствиям.

Задержка действия для обсуждения так же существенна для волевого акта, как и импульсы к нему. Задержке должны подвергнуться в волевом акте другие, конкурирующие, импульсы. Временной задержке должен подвергнуться и приводящий к действию импульс, для того чтобы действие было волевым актом, а не импульсивной разрядкой. Волевой акт - это не абстрактная активность, а активность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них, подчиняя одни из них другим и любое из них - задачам и целям, которым личные желания должны быть подчинены. Воля на высших своих ступенях - это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает, далее, способность регулировать своё поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует поэтому самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служения им.

Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор, надо принять решение. Выбор требует оценки. Если возникновение побуждения в виде желания предварительно выдвигает уже некоторую цель, то окончательное установление цели - иногда совсем не совпадающей с первоначальной - совершается в результате решения.

Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдёт, от собственного решения порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности.

Принятие решения может протекать по-разному.

1) Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза: волевой акт совершается без особого, сознательно выделенного в нём специального решения. Так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а само осуществление цели, соответствующей этому побуждению, - никаких внешних трудностей. При таких условиях достаточно представить себе цель и осознать её желанность, чтобы последовало действие. Весь волевой процесс - от первоначального побуждения и возникновения цели до её осуществления - так стянут в одно нерасчленённое единство, что решение не выступает в нём как особый акт: принятие решения заключено в свёрнутом виде в признании цели. В тех волевых актах, в которых за возникновением побуждения к действию следует сколько-нибудь сложная борьба мотивов или обсуждение и действие отсрочивается, решение выделяется как особый момент.

2) Иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Произошла какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось, многое переместилось - и всё представляется уже в новом свете: я пришёл к решению не потому, что я считаю нужным принять именно это решение, а потому, что никакое другое уже невозможно. В свете новых мыслей, которые я, размышляя над решением, осознал, под воздействием новых чувств, которые на меня за это время нахлынули, то, что недавно ещё казалось таким важным, вдруг представилось ничтожным, и то, что не так давно казалось желанным и дорогим, вдруг утратило свою привлекательность. Всё разрешилось, и нужно уже не столько принимать решение, сколько констатировать его.

3) Наконец, бывает так, что до самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов сохраняет ещё свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести всё это в жертву. В таком случае, когда конфликт, заключённый в борьбе мотивов, не получил разрешения ,которое исчерпало бы его, особенно осознаётся и выделяется решение ,как особый акт, который подчиняет одной принятой цели всё остальное.

Само решение, а затем и следующее за ним исполнение в таком случае обычно сопровождаются ярко выраженным чувством усилия. В этом чувстве усилия, связанного с внутренней борьбой, некоторые склонны видеть особенно существенный момент волевого акта. Однако вовсе не всякое решение и выбор цели должны сопровождаться чувством усилия. Наличие усилия свидетельствует не столько о силе волевого акта, сколько о том противодействии, которое эта сила встречает. Мы испытываем чувство усилия при решении обычно лишь тогда, когда наше решение не даёт подлинного разрешения борьбе мотивов, когда победа одного мотива означает лишь подчинение остальных. Когда остальные мотивы не исчерпаны, не изжиты, а только побеждены и, побеждённые, лишённые доступа к действию, продолжают ещё жить и привлекать, мы неизбежно испытываем усилие, принимая и сохраняя в силе наше решение.

Поскольку в жизни для живых людей, которым не чужды внутренние противоречия, такие конфликтные ситуации не только возможны, но иногда и неизбежны, очень важно, чтобы человек способен был на усилие. Это тем более важно, что такое усилие бывает по большей части необходимо в случаях волевых решений, которые должны обеспечить торжество более отвлечённых принципиальных мотивов над укоренившимися в нас влечениями.

Однако всё же неправильно было бы видеть в усилии, связанном с решением, основной признак сильного волевого акта. Когда человек весь в своём решении и все его устремления в полном, нерасчленённом единстве слиты в нём, он не испытывает усилий, принимая решение, и тем не менее в этом волевом акте может быть особая несокрушимая сила.

Не требуется особенно больших усилий для того, чтобы принять решение, в котором находят себе полное и цельное выражение все устремления человека, но именно в таком решении заключена большая сила. Она не может не сказаться в его исполнении. Здесь, однако, при исполнении принятого решения, в борьбе с реальными трудностями способность к волевому усилию приобретает существенное значение как важнейший компонент или проявление воли.

Три отмеченных нами основных случая отличаются друг от друга тем, насколько решение выделяется в волевом процессе как особый акт. В первом из перечисленных нами случаев решение непосредственно слито с принятием цели; во втором оно не отделилось ещё от борьбы мотивов, являясь лишь естественным её концом, а в третьем - оно выделилось из этой последней и противостоит ей как особый акт, наделённый максимальной степенью активности и осознанности. Однако в известном смысле каждый волевой акт включает в себя решение, поскольку он предполагает принятие определённой цели и открывает соответствующему желанию доступ к моторной сфере, к действию, направленному на её осуществление.

Сама «техника» решения, те процессы или операции, посредством которых к нему приходят, в разных условиях бывают различными.

В тех случаях, когда главная трудность заключается в том, чтобы знать, как поступить, для решения достаточно осмыслить положение и подвести данный конкретный случай под какую-то общую категорию. Как только вновь представившийся случай включён в какую-то привычную рубрику, уже известно, как с ним быть.

Так решаются прежде всего более или менее обыденные вопросы, особенно достаточно опытными и не очень импульсивными людьми.

У натур очень импульсивных значительную роль в принятии решения могут играть обстоятельства. Некоторые импульсивные, страстные и уверенные в себе натуры иногда как бы преднамеренно отдают себя во власть обстоятельств, в полной уверенности, что надлежащий момент принесёт надлежащее решение.

Нерешительные люди, особенно когда положение сложно и решение затруднительно, осознавая это, иногда намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение ситуации само принесёт желанное решение или сделает его принятие более лёгким, что оно вынудит, спровоцирует то решение, для принятия которого есть много доводов, но ещё недостаточно сил.

Иногда в затруднительных случаях люди облегчают себе решение тем, что принимают его как бы условно, приурочивая его исполнение к определённым, не зависящим от их решения, обстоятельствам, лишь при которых оно вступает в силу. Так, будучи не в силах сразу оторваться от увлекательной книги, чтобы взяться за скучную работу, человек принимает решение сделать это, как только часы пробьют такой-то час. Окончательное решение или по крайней мере исполнение его перекладывается на обстоятельства, принятие решения - как бы условное - этим облегчается. Таким образом, «тактика» при принятии решения может быть очень многообразной и более или менее сложной.

Принять решение - ещё не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершён.

Восхождение к высшим ступеням волевой деятельности характеризуется прежде всего тем, что исполнение превращается в более или менее сложный, длительный процесс. Усложнение этого последнего завершающего этапа волевого акта является характерным для высших ступеней волевого действия, которое ставит себе всё более сложные, отдалённые и высокие, всё труднее достижимые цели.

В решении то, чего ещё нет и что должно быть, противопоставляется тому, что есть. Исполнение решения требует изменения действительности. Желания человека не исполняются сами собой. Идеи и идеалы не обладают магической силой самореализации. Они становятся реальностью лишь тогда, когда за ними стоит действенная сила преданных им людей, умеющих преодолевать трудности. Их осуществление сталкивается с реальными препятствиями, которые требуют реального преодоления. Когда «борьба мотивов» закончена и решение принято, тогда лишь начинается подлинная борьба - борьба за исполнение решения, за осуществление желания, за изменение действительности, за подчинение её человеческой воле, за реализацию в ней идей и идеалов человека, и в этой-то борьбе, направленной на изменение действительности, заключается основное.

Традиционная трактовка воли в психологии делала предметом психологического анализа лишь то, что происходит в субъекте до начала волевого действия как такового. Она сосредоточивалась на внутренних переживаниях - борьбе мотивов, решении и т. д., предшествующих действию, как будто там, где начинается действие, кончается сфера психологии; для этой последней как будто существует бездейственный, только переживающий, но не действующий человек.

В тех случаях, когда проблема действия не выпадала вовсе из поля зрения психологов, действие лишь внешним образом связывалось с психикой или сознанием, как это имеет место в теории идеомоторного акта у У. Джемса. Согласно этой теории, всякая идея имеет тенденцию автоматически перейти в действие. При этом опять-таки само действие рассматривается как автоматическая двигательная реакция или разрядка, вызванная идейным «раздражителем». Она связана с предваряющим его сознательным процессом, но сама будто бы не включает такового. Между тем в действительности проблема волевого действия не сводится лишь к соотношению идей, представлений, сознания и двигательных реакций организма. Волевое действие заключает в себе отношение - реальное и идеальное - субъекта к объекту, личностик предмету, который выступает в качестве цели, к действительности, в которой эта цель должна быть осуществлена. Это отношение реально представлено именно в самом волевом действии, которое развёртывается как более или менее сложный процесс, психическая сторона которого должна быть изучена.

Всякое волевое действие предполагает в качестве отправного пункта состояние, которое складывается в результате предшествующей ему более или менее длительной и сложной внутренней работы и которое можно было бы охарактеризовать как состояние готовности ,внутренней мобилизованности. Иногда переход человека к действию совершается с внутренней необходимостью естественного процесса, и действие вырывается у него как бурный поток со снежных вершин; иногда же, несмотря на то, что определённое решение уже принято, нужно ещё как-то собраться, чтобы от решения перейти к исполнению.

Само действие как исполнение протекает по-разному в зависимости от сложности задачи и отношения к ней действующего человека. Прежде всего, по мере того как в силу сложности задачи, отдалённости цели и т. д. исполнение решения в действии растягивается на более или менее длительное время, от решения отделяется намерение .

Всякое волевое действие является намеренным или преднамеренным действием в широком смысле этого слова, поскольку в волевом действии результат его является целью субъекта и входит, таким образом, в его виды и намерения. Возможно, однако, волевое, т. е. целенаправленное и сознательно регулируемое, действие, в котором намерение в специфическом смысле слова не выделяется как особый момент: в этом смысле существуют ненамеренные волевые действия, т. е. действия, которые, будучи волевыми, не предваряются особым намерением. Так бывает в тех случаях, когда решение непосредственно переходит в исполнение благодаря тому, что соответствующее действие легко, привычно и т. д. Но в сколько-нибудь сложных действиях, когда осуществление цели требует более или менее длительных, сложных, непривычных действий, когда исполнение решения затруднено или в силу каких-либо причин должно быть отсрочено, намерение отчётливо выступает в нём как особый момент. Намерение является внутренней подготовкой отсроченного или затруднённого действия. Человек вооружается добрыми и более или менее твёрдыми намерениями, когда предвидит трудности в исполнении своего решения. Намерение представляет собой по существу не что иное, как зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Поэтому хотя оно не обязательно должно выступать в каждом волевом действии как особый, сознательно выделенный в нём момент, оно всё же существенно, особенно для высших форм волевого действия.

Намерение может носить более или менее общий характер, когда оно выступает лишь как намерение осуществить известную цель или выполнить определённое желание, не фиксируя при этом конкретных способов реализации. Общее намерение, направленное на осуществление конечной цели, распространяется на всю цепь ведущих к ней действий и обусловливает общую готовность совершать применительно кразличным ситуациям, создающимся в ходе действия, целый ряд различных частных действий.

Наличие общего намерения осуществить какую-нибудь сложную отдалённую цель не исключает возможности подчинённых намерений, специально направленных на то или иное частное действие, служащее осуществлению этой цели, но оно иногда делает ихизлишними. Внутри сложного волевого акта, в котором намерение регулирует исполнение, возможны в качестве компонентов такие простые волевые действия, которые не предваряются специальным намерением. Поэтому, рассматривая каждое такое частичное волевое действие само по себе, можно констатировать наличие волевых действий, которые не являются намеренными .

С другой стороны, само наличие намерения обусловливает в отдельных случаях автоматический характер выполнения действия. Образование намерения, т. е. переход цели в намерение при принятии решения, снимает необходимость осознания цели при выполнении действия.

В особенно яркой форме этот автоматический характер некоторых намеренных действий выступает в тех случаях, когда намерение носит специальный характер и приурочивает определённое действие к заранее фиксированным обстоятельствам. Так, выйдя из дому с намерением опустить в почтовый ящик написанное мною перед тем письмо, я могу, увидав по пути ящик, выполнить своё намерение как бы автоматически (см. K. Lewin, Vorsatz, Wille und Bedürfnis). Таким образом, рассматривая отдельное действие вне связи со сложным волевым процессом, в состав которого оно входит, можно констатировать наличие намеренных действий, которые носят не сознательно волевой, а автоматический характер .

Таким образом, схема, которая предусматривала бы только две категории действий: 1) действия целенаправленные, сознательно регулируемые, т. е. волевые и намеренные, и2) действия не волевые и не намеренные, - такая схема представляется слишком упрощённой. Действительность противоречивее и сложнее. В ней как будто встречаются ещё: 3) действия волевые и не намеренные, а также 4) действия намеренные и не волевые, а автоматические.

Различные соотношения намерения и сознательного волевого действия обусловлены вконечном счёте различиями в самом строении деятельности: частичное действие, которое превращается для субъекта лишь в способ осуществления более общего действия, не предваряется особым намерением; когда же частичное действие, входящее звеном в цепь действий, направленных на общую цель, выделяется для субъекта в относительно самостоятельный акт, оно, чтобы быть преднамеренным, предполагает особо на него направленное намерение, не покрывающееся общим намерением, относящимся к осуществлению общей цели.

В сложном волевом действии для исполнения решения иногда не достаточно намерения, хотя бы самого искреннего и лучшего. Прежде чем приступить к осуществлению отдалённой цели, требующей сложного ряда действий, необходимо наметить пути, к ней ведущие, и средства, пригодные для её достижения, - составить себе план действий.

При этом путь к конечной цели расчленяется на ряд этапов. В результате помимо конечной цели появляется ряд подчинённых целей, и то, что является средством, само на известном этапе становится целью. Психологически не исключена возможность и того, чтобы такая подчинённая цель-средство на время стала для субъекта самоцелью. В сложной деятельности, состоящей из цепи действий, между целью и средством развёртывается сложная диалектика - средство становится целью, а цель - средством.

План бывает более или менее схематичен. Одни люди, приступая кисполнению принятого решения, стремятся всё предусмотреть и как можно более чётко и детально спланировать каждый шаг; другие ограничиваются лишь самой общей схемой, намечающей только основные этапы и узловые точки. Обычно более детально разрабатывается план ближайших действий, более общо и схематично или даже неопределённо намечаются дальнейшие.

В зависимости от роли, которую играет при исполнении план, воля бывает более или менее гибкой. У некоторых людей раз принятый план так довлеет над волей, что лишает её всякой гибкости. План для них превращается в застывшую, безжизненную схему, остающуюся неизменной при любом изменении обстоятельств. Воля, ни в чём не отступающая от заранее составленного плана, слепая по отношению к конкретным, изменяющимся условиям его осуществления, это тупая, а не сильная воля. Человек с сильной, но гибкой волей, никак не отказываясь от своих конечных целей, не остановится, однако, перед тем, чтобы ввести в предварительный план действий все изменения, которые в силу вновь обнаружившихся обстоятельств окажутся необходимыми для достижения цели.

Когда конечная цель вовсе не определяет характер и способ действия, вместо единой системы действий, направленных на цель, легко может получиться простое рядоположение друг с другом не связанных действий, последовательность которых находится в полной зависимости от обстоятельств. В таком случае конечный результат действий может вовсе не совпасть с первоначальной целью. Бесплановость ставит под вопрос достижение цели, на которую направлено волевое действие. Волевое действие в своих высших формах должно быть плановым действием.

Волевое действие - это в итоге сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие - это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир.

Воля и познание, практическая и теоретическая деятельность человека, опираясь на единство субъективного и объективного, идеального и материального, каждая по-своему разрешает внутреннее противоречие между ними. Преодолевая одностороннюю субъективность идеи, познание стремится сделать её адекватной объективной действительности. Преодолевая одностороннюю объективность этой последней, практически отрицая её мнимую абсолютную разумность, воля стремится сделать объективную действительность адекватной идее.

Поскольку волевой акт является сознательным действием, направленным на осуществление цели, действующий субъект оценивает результат, к которому привело действие, сопоставляя его с целью, на которую оно было направлено. Он констатирует его удачу или неудачу и более или менее напряжённо и эмоционально переживает его как свой успех или неуспех.

Волевые процессы являются сложными процессами. Поскольку волевой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выраженный эмоциональный характер. Поскольку волевой акт предполагает сознательное регулирование, предвидение результатов своих действий, учёт последствий своих поступков, подыскание надлежащих средств, обдумывание, взвешивание, - он включает более или менее сложные интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представлены в сложном и специфическом синтезе; аффект в них выступает под контролем интеллекта.

Виды волевого воздействия.

Фазы волевого процесса.

Параметру волевой сферы.

Патология воли.

Вопрос 1. Определение воли.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности; умение преодолевать внутренние и внешние трудности.

Вопрос 2. Функция воли.

а) Функция воли - сознательная регуляция, в основе которой лежит взаимодействие возбуждения и торможения нервной системы.

б) Виды функций воли:

Активизирующая,

Тормозящая.

Вопрос 3. Основа волевых действий.

а) Непроизвольные движения и действия:

- рефлекторные - связанные с движением и сокращением мышц (например, мигание, глотание);

- неосознанные - реакции, не подчиненные общей цели (например, шум за окном).

б) Сознательные действия направлены на достижение цели.

в) Преодоление препятствий разного рода.

Вопрос 4. История исследований воли.

Аристотель : установил, что действие есть результат логического мышления.

Средневековье : в эту эпоху считалось, что воля существует самостоятельно и ее

даже представляли в конкретных силах.

М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю - представители экзистенциализма, который определял свободу с точки зрения свободной воли, не обусловленной никакими внешними социальными условиями. Это привело к противопоставлению человека культуре.

И.П.Павлов : дал определение воли как “инстинкта свободы”, проявления жизнен-

ной активности.

Г.Л.Тульчинский : воля - инстинкт свободы, проявляющийся на всех уровнях психофизиологической целостности личности.

З.Фрейд: источник воли - биологическая энергия живого организма, превращенная в некую психическую форму.

К.Лоренц: представлял энергию воли как изначальную агрессивность человека.

А.Адлер, К.Г.Юнг: проследили взаимосвязь воли с социальными факторами.

К.Хорни, Э.Фром: определили волю как стремление личности к самореализации.

Вопрос 5. Материальная основа воли.

Деятельность пирамидных клеток, расположенных в области передней центральной извилины, производящих импульсы.

Структуры, проводящие и поддерживающие волевое действие.

Вторая сигнальная система отвечает за регуляцию человеческого поведения. Это

сигнал для волевого процесса.

Вопрос 6. Нарушение осуществления волевого акта.

Нарушение префронтальных участков коры головного мозга (лобная доля) вызывает аппраксию - нарушение произвольной регуляции движения и действий.

- Абулия (болезненное безволие) - отсутствие стимулов к деятельности, неспособность принять решение, осуществить действие.

Вопрос 7. Условнорефлекторная природа воли.

В коре головного мозга создается оптимальный очаг возбуждения - носитель цели

действия.

Ретикулярная формация энергетически снабжает кору головного мозга.

Вопрос 8. Виды волевого действия.

а) Простой волевой акт - в побуждении видна цель, переходящая в действие и не выходящая за рамки ситуации.

б) Сложный волевой акт - между импульсом и действием вклиниваются дополнительные звенья.

Вопрос 9. Фазы волевого процесса.

Возникновение побуждения и постановка цели.

Стадии обсуждения и борьба мотивов.

Принятие решения.

Исполнение.

а) I фаза - влечение и желание .

Влечение - переходящее явление, при котором потребность либо угасает, либо

переходит в конкретное желание.

Желание - осознанность потребности, переходящей в цель.

б) II фаза - борьба мотивов.

Мысленная оценка ситуации. Это основа волевого акта.

в) III фаза - принятие решения.

Типы решимости по У.Джеймсу.

Разумная решимость проявляется, когда борьба мотивов угасает и приходит

альтернативное решение.

Затянувшаяся борьба мотивов приводит к принятию неверного решения, что

ведет к нарушению психического равновесия.

Для лиц, стремящихся к активной деятельности характерно избегание неприятных

ощущений. И человек действует автоматически, стремясь к движению вперед.

Прекращение внутренних колебаний и изменение шкалы ценностей мотивов.

Усиление мотива с помощью воли, который сам не мог бы подчинить себе

остальные.

г) IV фаза - исполнительный этап.

Включает в себя: - намерение,

Планирование,

Волевое усилие.

Намерение - зафиксированная решением направленность на достижение цели.

Планирование - деятельность головного мозга, направленная на поиск наиболее

приемлемых способов для решения поставленной задачи.

Волевое усилие - одна из форм стресса, способная к мобилизации внутренних возможностей человека, способных привести к достижению цели.

Факторы, влияющие на интенсивность волевого усилия .

Мировоззрение,

Моральная устойчивость,

Общественная ценность целей,

Взгляды на деятельность,

Уровень самоорганизации личности.

д) V фаза - оценка исполнения.

Суждения, одобряющие или порицающие совершенные действия.

Вопрос 10. Параметры волевой среды.

а) Сила воли - проявление волевого акта на всех этапах, преодолевая препятствия

с помощью волевых действий.

б) Целеустремленность - сознательная направленная деятельность личности на достижение цели.

Виды целеустремленности:

- стратегическая - умение руководствоваться в любой ситуации установленными жизненными принципами;

- оперативная - умение четко определить цель и работать, не отключаясь от нее для достижения результата.

в) Инициативность - способность генерировать новые идеи и планы.

г) Самостоятельность - умение критически оценивать советы других людей, не

поддаваясь их влиянию и самостоятельно принимать решения.

д) Выдержка - способность управлять действиями, чувствами, неадекватными

реакциями.

е) Решительность - умение принимать решение быстро и твердо.

ж) Энергичность - умение сконцентрировать все силы на достижение цели.

з) Настойчивость - умение длительное время преследовать достижение цели, не снижая своего энергетического потенциала.

и) Самоконтроль - умение контролировать свои поступки.

к) Самооценка - умение правильно оценивать себя и свои поступки.

л) “Локус контроль” - склонность человека приписывать результаты своей деятельности внешним силам.

Виды контроля :

- внешняя экстернальная локализация контроля - склонность приписывать причины своего поведения внешним факторам (случаю, судьбе);

- внутренняя интернальная локализация контроля - человек за свои поступки берет ответственность на себя.

Вопрос 11. Отрицательные волевые качества.

Инертность,

Импульсивность,

Нерешительность,

Ненастойчивость,

Отрицательная самооценка,

Завышенная самооценка,

Несдержанность,

Внушаемость,

Податливость,

Нецелеустремленность,

Упрямство.

Вопрос 12. Факторы формирования воли ребенка.

Правильное воспитание,

Личный пример,

Дисциплина ребенка,

Соблюдение режима,

Культура труда и отдыха,

Физическое воспитание,

Игровая деятельность,

Коллективизм,

Вопрос 13. Патология воли.

К нарушениям волевой деятельности относятся:

а) нарушение структуры иерархии мотивов. Суть нарушения заключается в отклонении формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей потребностей;

б) Формирование патологических потребностей и мотивов. Данное нарушение проявляется такими симптомами, относящимися к парабулиям: анорексия, булемия, дромомания, пиромания, клептомания, суицидальное поведение, дипсомания, трихотилломания, онихофагия, арифмомания

Анорексия – отсутствие аппетита;

Булемия – патологическое желание часто и много есть;

Дромомания – патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству;

Пиромания – патологическое непреодолимое влечение к поджогам;

Клептомания - патологическое непреодолимое влечение воровать, ненужные данному человеку предметы;

Суицидальное поведение – немотивированное стремление к самоубийству;

Дипсомания - патологическое непреодолимое влечение к запоям;

Трихотилломания - патологическое непреодолимое влечение выдергивать волосы;

Онихофагия – грызть и поедать ногти;

Арифмомания – навязчивый счет.

в) Расстройство двигательно-волевой сферы:

Гипербулия – нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения);

Гипобулия - нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора);

Одним из наиболее ярких клинических синдромов двигательно-волевой сферы считается кататонический синдром. Он включает в себя несколько симптомов:

Стереотепии – частое, ритмичное повторение одних и тех же движений;

Импульсивные действия – внезапные, бессмысленные, нелепые акты без достаточной критической оценки;

Негативизм – проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействию извне в виде отказа, сопротивления, противодействия;

Эхолалия, эхопраксия – повторение больным отдельных слов или действий, которые произносятся или производятся в его присутствии;

Каталепсии («симптом восковой гибкости») – застывание больного в одной позе, возможность сохранять приданную позу в течение длительного времени;

г) Патологические признаки со стороны волевой сферы – аутизм. Он проявляется утратой больным потребности общаться с окружающими с формированием патологической замкнутости, отгороженности и нелюдимости.

д) Психопатологические симптомы – автоматизмы. Автоматизмы характеризуются самопроизвольным и не контролируемым осуществлением ряда функций вне видимой связи с побудительными импульсами извне.

Выделяют: амбулаторный, сомнамбулический, ассоциативный, сенестопатический, кинестетический.

Более сложные и разнообразные автоматизмы встречаются при синдроме психического автоматизма Кандинского-Клерамбо. Он является патогномоничным признаком шизофрении и проявляется тремя видами автоматизма:

Ассоциативным, при котором человек ощущает, что его мышление и речь управляется извне помимо его воли (клинически проявляется ментизмом и шперунгами);

Сенестопатическим, при котором ощущения в теле расцениваются как чуждые, навязанные, «сделанные»;

Кинестетическим, при котором утрачивается ощущение контролируемости собственных движений и действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее проблемы и методы. Курс лекций был написан на основе работ уже известных корифеев современной психологической науки Гиппенрейтер Ю.Б., Немова Р.С., Рубинштейна С.Л. и, конечно же, Гальперина П.Я., лекции которого автор имела честь прослушать, будучи студенткой МГУ им. М.В.Ломоносова.

Данный курс лекций был подготовлен и прочитан для студентов-психологов Донецкого института рынка и социальной политики. Материалы также были использованы в наших лекциях студентам-медикам Донецкого медицинского университета.

Учебное пособие написано в форме академических лекций и представляет собой структурно-логическую систему материала. Такая форма подачи теоретического материала была избрана исключительно с целью структурировать знания студентов по этому предмету и помочь им быстро подготовиться к экзаменам.

ЛИТЕРАТУРА

1.Введение в практическую социальную психологию (Под ред. Ю.М.Жукова и др.). М., 1996

2.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

4.Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. І.,- М., 1994

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – т.І – М., 1989

Предисловие......................................................................................................3

Лекция 1. Предмет психологии, ее задачи и методы....................................4

Лекция 2. Методы мышления в психологии...............................................12

Лекция 3. Естественнонаучные основы психологии..................................15

Лекция 4. Развитие психики в филогенезе...................................................19

Лекция 5. Сознание.......................................................................................25

Лекция 6. Деятельность.................................................................................30

Лекция 7. Ощущения....................................................................................36

Лекция 8. Восприятие..................................................................................41

Лекция 9. Внимание....................................................................................50

Лекция 10. Память.......................................................................................56

Лекция 11. Речь...........................................................................................63

Лекция 12. Мышление.................................................................................70

Лекция 13. Темперамент..............................................................................80

Лекция 14. Характер.....................................................................................86

Лекция 15. Мотивация...................................................................................95

Лекция 16. Способности...............................................................................102

Лекция 17. Эмоции.........................................................................................109

Лекция 18. Воля..............................................................................................116

Заключение......................................................................................................125

Литература.......................................................................................................126

  • Возрастные этапы изменения функций сенсорных, моторных и висцеральных систем. Сенсорные особенности организма
  • Выделите из перечисленного этапы статистического исследования.
  • Глава 1. Основные этапы становления и развития неврологии в Медико-хирургической (Военно-медицинской) академии.
  • Выделяют простые и сложные волевые акты. В простом волевом акте побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие.

    Выделяют 4 основных этапа сложного волевого акта:

    1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

    2) обсуждение и борьба мотивов;

    3) принятие решения;

    4) исполнение решения.

    Волевые качества личности :

    1) инициативность;

    2) самостоятельность, независимость;

    3) решительность (в принятии решения);

    4) настойчивость в исполнении решения;

    5) самоконтроль, выдержка, самообладание;

    6) последовательность и принципиальность.

    Эти личностные качества во многом определяют поведение больного в процессе диагностики и лечения, помогают в борьбе с заболеванием наряду с медикаментозными средствами. Такие пациенты способны трезво оценивать обстоятельства, касающиеся состояния здоровья; умеют принимать осознанные решения, получив исчерпывающую информацию от медицинских работников; их эмоциональные проявления адекватны ситуации; они не сидят, сложа руки, а приняв решение – незамедлительно приступают к его осуществлению, проявляя настойчивость при достижении цели; их действия последовательны и целенаправленны.

    Сознание – высшая форма отражения человеком окружающей действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих носителю сознания ориентироваться в действительности, времени и собственной личности. Оно включает самосознание и сознание окружающего. Ясное сознание возможно при полной или относительной сохранности всех психических процессов, необходимым условием которого является правильное функционирование соответствующих нервных образований и проводящих путей.

    Доказана роль подкорковых образований и ретикулярной формации в поддержании тонуса сознания, уровня бодрствования. При относительно низких уровнях бодрствования, например во сне, сознание в полном объеме своих функций не выявляется. Именно поэтому сон предлагается квалифицировать как измененное состояние сознания. В то же время при очень сильном эмоциональном напряжении, когда уровень бодрствования достигает наиболее высоких значений, содержание сознания начинает страдать, происходит его своеобразное «сужение». Наконец, существует «ясное сознание», т.е. такое состояние, когда человек свободно реализует все функции сознания, и принятые им решения наиболее осознанны.

    Критериями ненарушенного сознания считаются осознание человеком самого себя (собственной личности, самосознание), осознание пространства и времени, в котором в данный момент он существует.

    Самосознание – одна из сторон сознания, включающая осознание человеком себя как личности с присущими ей интересами, целями, мотивами, мировоззрением. Осознание человеком собственной личности является существенным признаком психической нормы. Многие психические заболевания могут нарушать процесс самосознания и приводить к тому, что человек осознает себя не тем, кем является в реальности.

    Уровни самосознания: (Приложение 4)

    1) Органический (природный): отражение субъекта в системе его органической активности, выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий. Возникает до появления речи и включает мышечное чувство – общее переживание комфорта или дискомфорта.

    2) Социальный (индивидный): отражение субъекта в системе его коллективной, предметной деятельности и детерминированных ею отношениях. Возникает при появлении речи. Включает восприятие себя, которое формируюется при сравнении себя с другими, разграничение «я» и «не я», «моё» и «чужое».

    3) Личностный : отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с такими феноменами, как осознание своей социальной ценности и зрелости, смысла своего бытия, места в обществе, оценку своих социальных и личностных достижений в прошлом, настоящем и возможных перспектив своего развития.

    Существование уровней самосознания отвечает следующим принципам: а) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями; в) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; г) вышележащий уровень управляет нижележащим; д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с появлением вышележащего.

    Измененные состояния сознания (ИСС). Особенности сознания накладывают отпечаток на качество и полноту самочувствия больного человека. Разные уровни ясности сознания существенно видоизменяют как целостность сознания и самосознания себя и окружающего мира, так и глубину контакта между врачом и пациентом.

    Под ясным сознанием понимается такое состояние, при котором личность правильно и полностью ориентирована в месте, времени и собственной личности .

    Можно выделить физиологические ИСС характерные для психики здоровых людей, сознание которых «изменяется», но не достигает выраженных степеней, характерных для любых нарушений психики, а также патологические состояния сознания.

    Физиологические ИСС являются неотъемлемым элементом бодрствования здорового человека, имеют разнообразные причины, недолго продолжаются, сменяются нормальным бодрствованием, либо иным ИСС. Сюда относят ИСС спонтанно возникающие, при обычных для данного человека условиях (засыпание или перенапряжение) или в необычных, но естественных обстоятельствах (нормальные роды, экстремальные условия); искусственно вызываемые (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка); обусловленные психотехническими приемами (методами психической саморегуляции или гипноза, религиозными обрядами и др.).

    Патологические ИСС подробно обсуждаются в курсе клинической психиатрии. Однако, следует отметить, что нарастающие состояния оглушенности сознания, максимумом развития которых являются сопорозные и коматозные состояния, прогрессивно снижают ориентировку больного в месте, времени, собственной личности. Все внешние обстоятельства с большим трудом ассимилируются во внутренних переживаниях больного, тогда как все внутренние, субъективные переживания с не меньшими затруднениями приобретают внешнюю выразительность. При этих состояниях отсутствуют галлюцинаторные переживания, бредовые идеи и другие признаки психических расстройств.

    Другая форма помрачения сознания – сумеречное расстройство – представляет собой преходящее болезненное сужение поля сознания, при котором ограничено поступление раздражителей и объектов из воспринимаемого больным пространства с последующей полной амнезией пережитых событий.

    При таких расстройствах сознания как делирий (алкогольный психоз) и онейроид (грезоподобное состояние) наблюдается не только дезориентировка в собственной личности или окружающем, но и галлюцинаторные, фантастические образные переживания.

    Таким образом, все патологические развернутые состояния сознания грубо нарушают ориентировку, восприятие и оценку реальной ситуации больным, в том числе изменяется понимание самой болезни и обстоятельств медицинского обследования и лечения, что выражается в болезненных высказываниях пациентов, их неадекватном поведении. Подобное состояние требует своевременного распознавания и правильной врачебной тактики. Указанные ИСС нередко встречаются у больных соматическими расстройствами, в связи с чем знание врача критериев ясного и патологически измененных состояний сознания представляется актуальным.

    Нозогении (психогенные реакции) - клинически завершенные психические расстройства, обусловленные влиянием психотравмирующих событий, связанных с соматическим заболеванием.

    Появление нозогений обусловлено единством „психики” и „соматики”. Так, появление у человека соматического заболевания влечет за собой изменения в психической деятельности, которые могут быть в виде невротических синдромов, синдромов нарушения эмоций и характера.

    При гипертрофированной оценке переживаний, связанных со здоровьем, у соматически больных могут возникнуть страхи и тревожные опасения по поводу своего нездоровья, чувство безнадежности, пессимистическое видение болезни, ипохондрия (преувеличенное представление о тяжести соматического заболевания, уверенность в его неизлечимости, неблагоприятном исходе, негативных социальных последствиях).

    При низкой субъективной значимости переживаний телесного неблагополучия у пациентов с соматической патологией может возникнуть демонстративно-пренебрежительное отношение к лечению, проблемам прогноза и исхода заболевания. Однако за фасадом наигранного оптимизма имеется страх нарушения жизненно важных функций организма. Соответственно пациенты охотно соглашаются выполнять лечебные процедуры, соблюдают рекомендации.

    Иногда у пациентов с соматическими заболеваниями имеет место эйфория, неадекватно-оптимистическая оценка как настоящего состояния, так и последствий болезни (такие явления нередко наблюдаются при туберкулезе и рассеянном склерозе). Такие больные, игнорируя уговоры родственников и медицинского персонала, нарушают режим, «забывают» о необходимости приема лекарств и, несмотря на неблагоприятный прогноз, строят радужные планы на будущее.