Обучение менеджер по туризму. Образовательный туризм: отдых и польза Что образовательный туризм

Обучающие туры - весьма распространенный вид туризма, когда во время поездок турист совмещает отдых с обучением. Можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма:

  • - языково-обучающие туры;
  • - спортивно-обучающие туры;
  • - профессиональное обучение.

Языково-обучающие туры

Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов - от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние составляют 10% всего потока).

Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых - в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т. д.

Языковые курсы могут быть:

  • - интенсивные и общие (стандартные);
  • - бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам;
  • - курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка);
  • - обучение один на один и в группе;
  • - академические курсы, направленные на поступление в университет.

Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следует немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию - китайского, фарси, японского. Но это скорее исключение, чем правило.

Средняя продолжительность туров - 2-3 недели.

Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего - это группы бизнес-языка, группы школьников).

Основные программы обучающих туров - это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

Учебные программы - специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах.

Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т. д.

Все программы включают в себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов в неделю.

Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

В зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в программу могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т. д.). В основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом - эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).

Групповые туры с размещением в лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в которых обучению обычно отводится далеко не главная роль. Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей и общаются с ним на изучаемом языке.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками.

Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Главная особенность подготовки языково-обучающего тура - исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т. д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющим несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т. д.), а значит, и больший выбор для туристов.

Перед началом обслуживания необходимо подготовить методическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тура.

Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет.

Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное эффективнее в отношении совершенствования языка, так как обучающемуся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье.

К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно. С семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме детей.

Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, если условия для занятий.

Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначается его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона.

Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки зрения отправки да и организации транспортных экскурсий более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.

Что же означает словосочетание «образовательный туризм»? И возможно ли совместить туризм и учебу, а отдыху и развлечениям предпочесть образование? Туризм - это когда человек посещает различные места, чтобы получить новый опыт и впечатления, и многие люди именно этому и посвящают свою жизнь, изучая различные территории. Образовательный туризм - это когда целью путешествия является не только погружение в культуру и традиции других стран, но и личное образование.

Виды образовательного туризма

Обучающие поездки можно разделить на несколько видов. Это не только зубрежка иностранного в зарубежной стране, это и новые знакомства, спорт, развлечения, путешествия! В настоящее время наибольшим спросом пользуется изучение английского языка, затем - немецкого, чешского, испанского и итальянского. Менее востребованные направления - это изучение французского, японского и китайского.

Языковые обучающие программы . Такие туры популярны среди всех возрастов - начиная от школьников, студентов и заканчивая взрослыми и пожилыми людьми. Языковые школы разных стран готовы принять даже детей дошкольного возраста (начиная с пяти лет). Но таких юных путешественников совсем немного, основная доля желающих изучать язык на каникулах приходится на возраст от семи до 19 лет. А вот на взрослых приходится совсем малая часть - примерно 10% от всех учащихся, и это в основном интересующиеся бизнес-языком предприниматели и управленцы.

Изучение иностранного в стране-носителе этого языка является самым эффективным. Поэтому туры необходимо выбирать соответствующие: в Англию, США или Канаду стоит ехать за английским, в Германию и Австрию - за немецким, в Италию - за итальянским, а в Японию - за японским. Исключение составляют страны, в которых два национальных языка, как, например, в Индии, на Мальте или в Ирландии.

Языковые программы также делятся на общеобразовательные, программы по изучению делового языка, индивидуальные, групповые и академические для поступления в вуз.

Спортивно-языковые туры . Это направление пользуется спросом как среди молодежи, так и у людей более старшего возраста. Принцип одинаков - турист совмещает языковую программу с занятиями спортом, которые проходят тоже на профессиональном уровне - с опытными инструкторами по игре в гольф, большому теннису, яхтовому, парусному спорту, водным лыжам, подводному плаванию и др. Некоторые счастливчики могут потренироваться даже в школе при футбольном клубе «Манчестер», а заодно и подтянуть язык.

Самое главное - подобрать оптимальный график занятий, чтобы совмещать уроки со спортивными тренировками. Ведь важно не переборщить с физической нагрузкой, оставить силы на интеллектуальную работу и, конечно, выделить время на экскурсии, изучение местных достопримечательностей и развлечения.

Культурно-языковые программы . Огромный поток туристов выбирает на период летних каникул языковые лагеря и центры, расположенные на морских побережьях и в курортных местах. Это самая распространенная форма изучения иностранного языка в летнее время, когда учебу можно совмещать с отдыхом и экскурсионными программами.

Помимо этого, молодежь и более старшее поколение выбирает европейские столицы - идеальная возможность окунуться в повседневную жизнь города и изучить культуру страны изнутри. Молодые люди будут наслаждаться общением с новыми знакомыми в кафе и ресторанах, знакомиться с ночной светской жизнью и погружаться в шопинг. Взрослые же смогут посетить музеи, театры и изучить памятники архитектуры.

К тому же для творческих личностей можно подобрать такие образовательные учреждения, в которых предлагаются дополнительные занятия по рисованию, музыке, вокалу, танцам и другим направлениям искусства.

Комбинированные программы . К этой группе относятся курсы с дополнительными занятиями не только по различным видам спорта, но также и по изучению таких дисциплин, как история, информационные технологии, дизайн и др.

Помимо этого, в последние годы у студентов особой популярностью пользуется еще один вид комбинированных туров - совмещение обучения в нескольких школах в одной или даже разных странах. Например, три недели занятий в Великобритании и три недели в Ирландии. Или же несколько недель на Мальте и оставшееся время каникул - в Италии.

Возрос спрос и на семейные языковые курсы, когда родители вместе с детьми одновременно изучают язык на базе одного учреждения, но в различных группах и по разным программам.

Групповые поездки vs индивидуальные

Отправляться в чужую страну одному или с друзьями? Заниматься в группе или один на один с учителем? Этот выбор сугубо личный и зависит от поставленных целей и задач.

Индивидуальные занятия идеально подойдут для тех, кто хочет извлечь максимум пользы от проведенных летних дней в зарубежной школе и значительно повысить уровень владения языком. Если занятия тет-а-тет вас несколько пугают, можно выбрать обучение в мини-группе. Такую возможность предоставляет большинство школ. Причем для мини-групп действует особая политика - строгая национальная квота, когда все студенты в классе из разных стран.

Индивидуальные занятия, как правило, дороже на 20-30% групповых и требуют от студента хорошего знания языка, а также опыта самостоятельных поездок. Иначе будет сложно ориентироваться в незнакомой стране и осваиваться в новой среде, чуждой нашему менталитету.

Если же есть желание не только подтянуть язык, но и завести новых друзей, повеселиться и посвятить свободное время общению и развлечениям, в этом случае смело выбирайте групповые программы!

Туризм - это дело нехитрое: взял путевку да полетел бороздить неизведанные края. Но вот образование - это уже более серьезная сфера, в которой необходимо разбираться. Маленький совет: не тратьте время на перелопачивание сотен сайтов и самостоятельное изучение тысячи всевозможных школ и туров. Если вы решили провести отпуск с пользой, лучше сразу обращаться к профессионалам в сфере образования. На сайте Глобал Диалог собраны все лучшие предложения по обучению за границей - как для детей, так и для взрослых. А если от многообразия вариантов глаза разбегутся, то консультанты компании «Глобал Диалог» обязательно помогу вам сделать окончательный выбор. Такой, чтобы вы точно остались довольны своим образовательно-туристическим отдыхом!

Образовательный туризм – это вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности.

Образование как понятие

Образование – это процесс общения людей с целью обучения и передачи (обмена) тех или иных знаний и навыков, понятий и ценностей, а также разного рода информации из поколения в поколение, от нации к нации, от учителей к ученикам. Завершенным образованием считается достижение определенного уровня знаний, как результат усвоения полученной информации, навыков и умений.

По сути, продукт образования – это совокупность ума, характера и физических способностей человека, сформированные в процессе обучения.

Разновидности образовательных туров

По первопричине

  • образование с элементами отдыха (обучение в заграничных школах и университетах, языковые курсы, экскурсии на работающие предприятия, посещение музеев и выставок, исторические экскурсии, выездные курсы повышения квалификации, семинары и конференции);
  • отдых с элементами образования (любые виды туризма – религиозный, гастрономический, культурный и т.д., включающие в себя образовательные и обучающие мотивы).

По тематике тура

  • Языковой тур – самый распространенный вид образовательного туризма. Основная цель – изучение иностранного языка методом «погружения» в языковую среду. Такие туры особенно популярны среди школьников и студентов. Длительность языкового тура может варьироваться от 10 дней до 3-6 месяцев. В дополнение к интенсивному курсу обучения языковой грамматике, проводятся увлекательные экскурсионные программы, гастрономические туры, познавательные и спортивные мероприятия. Языковые туры отличаются от программы «Академический год» тем, что, как правило, проводятся во время каникул и могут стать подготовительным этапом для дальнейшего получения образования в зарубежных учебных заведениях.
  • Программа «Академический год» - программа культурного обмена между европейскими странами, США, Россией и т.д. Рассчитана на 9-11 календарных месяцев. Направлена на изучение иностранных - языка, культуры и традиций наряду с общеобразовательными предметами. Кроме общего плана школьных или университетских занятий, такая программа включает в себя спортивные, культурные и экскурсионные мероприятия.
  • Спортивно-обучающие туры – это экскурсионные программы, направленные на обучение и занятия некоторыми видами спорта, такими как дайвинг и серфинг, теннис и гольф, верховая езда, катание на лыжах и сноуборде, парусный спорт и другие.
  • Туры профессионального обучения – это различные выездные курсы повышения квалификации, семинары и стажировки, не связанные с получением доходов в месте обучения (стране временного пребывания). Длительность такой поездки может варьироваться от нескольких дней до нескольких месяцев. Например – «инфотур» для работников турфирм, знакомит их с отелями и экскурсионной программой того или иного курорта.

  • Тематические познавательные туры – являются неотъемлемой частью большинства путешествий. Это и любые исторические экскурсии, посещение курсов боевых искусств или тайского массажа, астрологических или кулинарных и т.д.

Популярные направления

Большой популярностью в образовательном туризме, особенно в части языковых программ, пользуются европейские страны – Англия, Франция, Италия. На сегодняшний день к ним присоединились – Финляндия, Норвегия, Польша Чехия и Испания. С целью привлечения интереса к языкам и традициям этих стран, создаются специальные (материально доступные) программы для школьников и студентов.

В последнее время все большей популярностью пользуются образовательные путешествия в страны Азии. В Японию и Сингапур – на экономические семинары; в Таиланд – на курсы разных видов точечных и других массажей; в Индию – с целью познания буддийских истин и учений; в Китай – для знакомства с боевыми искусствами.

Такое понятие, как образовательный туризм, появилось в 18-м веке, когда дети из английских состоятельных семей выезжали в Европу. Считалось, что для получения наиболее полного образования и хорошего воспитания молодой человек обязательно должен совершить путешествие, длилось оно порядка двух-трех лет. До сих пор туризм остается неформальным способом получения новых знаний и полезного опыта, а значит, несет образовательный характер.

Существует несколько видов образовательного туризма:

Можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма:

  • Ш языково-обучающие туры;
  • Ш спортивно-обучающие;
  • Ш профессиональное обучение;

Языково-обучающие туры. Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов - от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

Один из самых популярных - путешествие за границу для изучения иностранного языка. Такая поездка объединяет курсы английского языка и знакомство с культурой страны. Иногда целью ставится получение предметных, общеобразовательных или специальных знаний. Разработаны специальные учебные программы, как для взрослых, так и для школьников. Дети от восьми до семнадцати лет могут приехать в Англию на летние каникулы. Для взрослых есть интенсивные курсы обучения, которые длятся всего несколько недель. Помимо того что каждый день проходят занятия, можно пообщаться с людьми, для которых изучаемый язык - родной. Когда вокруг все говорят на английском (или любом другом), учишься гораздо быстрее. Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следует немецкий, испанский / итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию - китайского, фарси, японского. Но это скорее исключение, чем правило.

Средняя продолжительность туров - 2-3 неделиКак нам обустроить туризм? // Культура, №33, 2006. - 48с..

Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего - это группы бизнес-языка, группы школьников).

Основные программы обучающих туров - это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

Учебные программы - специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах.

Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т.д.

Все программы включают в себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов в неделю.

Экскурсионно-познавательные туры включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы на языке страны в которую приезжает турист. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

В зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в туре могут быть включены спортивные занятия (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т.д.). В основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом - эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).

Групповые туры с размещением в лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в которых обучению обычно отводится далеко не главная роль. Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей и общаются с ним на изучаемом языке Как нам обустроить туризм? // Культура, №33, 2006. - 48с.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Главная особенность языково-обучающего тура - исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т.д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющим несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т.д.), а значит, и больший выбор для туристов.

Подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения для туристов: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тураЭкономика и организация туризма: международный туризм / под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005.-с. 45.

Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное эффективнее в отношении совершенствования языка, так как обучающемся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье.

К подбору семей, в которых размещаются обучающемся, подходят особенно тщательно. С семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме детей.

Размещают обучающихся в семьях по двое, желательно из разных стран - для стимулирования языкового общения (для создания условий, вызывающих необходимость общения на изучаемом языке).

Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), проверяют, есть ли условия для занятий.

Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначается его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона.

Группы по изучению языка состоят максимум из 12 человек Квартальнов В.А., Зорин И.В., Каверина Т.П. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. -М.: Физкультура и Спорт, 2005.-с.17.Однако с точки зрения отправки да и организации транспортных экскурсий более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.

Спортивно-обучающие туры. Такие туры также распространены во всем мире. Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное - обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта.

Обучающие спортивные программы - это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов.

Для туристов разрабатывается график спортивно-обучающих занятий. Как правило, это первая половина дня между завтраком и обедом. При разработке обучающей программы обязательно обращается внимание на дозированность нагрузки. После обеда - экскурсионно-познавательные мероприятия, свободное время.

Кроме того, в настоящее время формируются дополнительные рынки на обучающие туры, так называемое профессиональное обучение - обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву - всему тому, на что есть спрос по обучению во время путешествий. Это можно назвать привычным словосочетанием - «повышение квалификации». Но только повышение квалификации во время путешествия при помощи туристских фирм.

Таким образом, можно утверждать, что образовательный туризм имеет огромный потенциал и, следовательно, можно составлять перспективы его развития на первые десятилетия XXI века.

Образовательный туризм - это поездки для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации - в форме курсов, стажировок, аспирантуры. Школы и лагеря подготовки также организуют религиозные и политические структуры .

Образовательные туры являются распространенным видом туризма, совмещающим отдых с обучением. Развивается по таким направлениям как:

языково-обучающее;

спортивно-обучающее;

профессиональное обучение.

Языково-обучающие туры. Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов - от детей и их родителей, покупающих туры для детей с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые.

Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых - в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т. д.

Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следуют немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию - китайского, фарси, японского.

Средняя продолжительность туров - 2-3 недели.

Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего - это группы бизнес-языка, группы школьников).

Основные программы обучающих туров - это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

Учебные программы - специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах.

Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т. д.

Все программы включают в себя аудиторные занятия иностранным языком. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов языка в неделю.

Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Главная особенность подготовки языково-обучающего тура исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т. д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются "договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющими несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т. д.), а значит, и больший выбор для туристов.

Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных пуристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное - эффективнее в отношении совершенствования языка, так как обучающемуся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье .

К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно. С семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме детей.

Спортивно-обучающие туры. Такие туры также распространены во всем мире. Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное - обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта.

Обучающие программы - это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов.

Экскурсионно-познавательные программы в основном общего характера.

Преимущество в массиве времени туристы отдают обучению и занятиям выбранным видом спорта.

На таких турах необходимо предоставлять туристам дополнительные услуги: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы - словом, все, что интересует туристов на отдыхе.

С туристами должны постоянно работать инструкторы по соответствующему виду спорта. Рекомендуется также привлекать профессиональных спортсменов и тренеров, услуги которых могут быть платными.

В завершение тура между туристами могут быть устроены мини-соревнования по изучаемому виду спорта.

Так же как и на спортивных турах, здесь необходимо обеспечить для туристов прокат и продажу соответствующего спортивного инвентаря и снаряжения.

Привлекательна для туристов возможность приобретения сопутствующих товаров, одежды, очков (подводных, горнолыжных, солнцезащитных), специальной обуви и т. д.

Размещение на спортивно-обучающих турах производится в гостиничных предприятиях, приспособленных для занятий и обучения выбранному виду спорта. Гостиницы должны иметь специальные спортивные залы и сооружения на прилегающей территории, трассы.

При обучении теннису при гостинице должны быть корты, прокат теннисного инвентаря и сопутствующих товаров (костюмы, обувь и пр.).

Если, например, организуется прием туристов с обучением конному спорту, то их размещают на специальной турбазе, имеющей конюшню, конные выгулы и трассы, тренировочные круги и площадки.

Необходимо наличие медицинского пункта и возможности оказания срочной медицинской помощи в экстренных случаях.

В целом требования к таким гостиницам те же, что и к гостиницам на спортивных турах.

Кроме того, в настоящее время формируются дополнительные рынки на обучающие туры, так называемое профессиональное обучение - обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву - всему тому, на что есть спрос по обучению во время путешествий. Это можно назвать привычным словосочетанием - «повышение квалификации». Но только повышение квалификации во время путешествия при помощи туристских фирм.

Категории и количество специальных видов туризма не являются раз и навсегда заданными. С изменением потребностей туристов могут появляться новые специальные виды, и в то же время ряд специальных видов туризма постепенно может переходить в разряд ординарных и привычных.

Программное обслуживание в первую очередь использует мотивы и стремления клиентов. Естественно, что не все они могут быть отчетливо сформулированы и определены. Поэтому при их описании необходимо придерживаться несколько условной классификации, основанной на мотивации туристов при выборе того или иного вида отдыха или путешествия.

Мотивы туристов при выборе путешествия могут быть самыми разнообразными и зависят от многих факторов. Среди них, конечно же, и возраст, и уровень доходов туристов, и национальные особенности, и даже мода.

Однако среди всего многообразия мотивов специалисты выделяют наиболее типичные, присутствующие у большинства потребителей на большинстве туристских рынков. На них обычно основываются стандартные программы обслуживания, распространенные во всем мире.

Образовательные туры, включающие в свою программу изучение иностранных языков, являются наиболее популярными. В свете тесного мирового экономического сотрудничества государств, особенностей российского рынка с тенденцией на преобладание импортного товарооборота, смывании границ между странами особую актуальность приобретает английский язык. Этим обуславливаются лидирующие позиции образовательных туров, имеющих в своей основе его изучение или закрепление.

К основным проблемам развития образовательного туризма в России можно отнести: недостаточную ознакомленность общественности с данным видом деятельности, обусловленную слабой рекламной и маркетинговой политикой; высокую стоимость поездки, когда в современных экономических условиях население вынуждено отказаться от трат, не являющихся предметами первой необходимости; недостаток разнообразия предложений как по направлениям тура, так и по программам обучения, и в первую очередь эконом-класса .

Данные проблемы обусловлены тем, образовательный туризм - явление сравнительно новое. Еще несколько лет назад такой вид отдыха рассматривали немногие. Однако в свете современной динамики развития общемировой экономики, международных отношений - популярность «полезного отдыха» существенно возросла. В России число студентов, готовых совместить приключения и отдых с пользой для собственного развития значительно увеличилось, и образовательный туризм начинает играть все более и более заметную роль среди других видов туризма.

Также активно развивается практика обучения студентов за рубежом. Можно привести еще ряд подобных примеров. Довольно широкий круг людей остается не вовлеченным в этот процесс межкультурного взаимодействия. Бытовой уровень культуры - это иная среда. Здесь подавляющее влияние оказывает американская массовая культура, причем зачастую в упрощенных ее формах. Сильные опасения в последнее время вызывает засилие американской культуры. Поражают темпы и масштабы ее распространения и ассимиляции. Обнаружить различные формы этого влияния можно как на духовном, так и на материальном уровне общественной жизни. Трудно представить, к примеру, современный город без супер- и минимаркетов, макдоналдсов, боулингов, Интернет-кафе, хот-догов и т. д. Молодежная культура наиболее подвержена влиянию американской массовой культуры. Достаточно вспомнить различные способы самоидентификации представителей молодого поколения: тинейджер, ди-джей, ти-джей, юзер, геймер, хаккер, роккер, роллер и т. д .

Таким образом, можно сказать, что тенденции развития образовательного туризма в России обусловлены его проблемами и перспективами развития. Т.е. в ближайшее время ориентированы на устранение недостатков и расширение географии поездок, а также, на разработку новых ценовых категорий.

Возможность получения образования, знаний, умений и навыков во время туристической поездки становиться все более актуальной темой в России. Она интересна, как школьникам и студентам, так и профессионалам и бизнесменам, стремящимся вывести свою деятельность на высокий уровень, используя практику обучения по специальным образовательным программам, которые совмещают в себе не только процесс обучения, но и, например, отдых, работу или занятия любимым делом - хобби.

Таким образом, образовательный туризм как вид образовательной услуги включает в себя ряд особенностей: распространенность, так как во время поездок турист совмещает отдых с обучением. Интегративность - совмещение учебных и экскурсионно-познавательных программ. Индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста. Выделяют три вида обучающего туризма: языково-обучающие туры; спортивно-обучающие туры; профессиональное обучение.

Таким образом, образовательный туризм представляет собой особый вид туризма, содержащий в программе тура обучающий элемент.

Анализ проблем образовательного туризма на современном этапе показал, что к основным проблемам развития образовательного туризма в России можно отнести: недостаточную ознакомленность общественности с данным видом деятельности; высокую стоимость поездки. Тенденции развития образовательного туризма в России обусловлены его проблемами и перспективами развития.