О звуках гласных и согласных расскажем ребёнку играя. «Тема: «Согласные звуки Домик гласных и согласных для дошкольников
Лидия Тарасова
Каждый учитель и воспитатель знает, что любой, даже самый сложный материал, легко запоминается детьми в игре, через сказку, через яркие образы и ассоциации. В течение 40 лет педагогической работы, я самостоятельно придумываю такие сказки и яркие ассоциации. Предлагаю несколько вариантов моих сказок. Их может использовать логопед, воспитатель, учитель начальных классов.
Тема о звуко-буквенном анализе слов достаточно сложная для усвоения детьми, как дошкольниками, так и младшими школьниками. Даже в первом классе дети длительно не могут усвоить этот материал. После проведения 2-3 занятий со сказками дети мгновенно определяют гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки.
Для наиболее эффективной работы, я разделила материал на 3 части, которые можно проводить как фрагменты занятий или, наоборот, объединить нужные разделы (в зависимости от состава группы или класса, способностей детей):
I. Звуки и буквы.
II. Знакомство с гласными и согласными с помощью сказки. Упражнения в узнавании гласных звуков.
III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные - согласные.
I. Звуки и буквы.
У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? (Глаза,- чтобы видеть, уши,- чтобы слышать).
Закройте глаза. Вы ничего не видите, зато вам всё слышно. Что вы слышите? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)
Открыли глаза. Это мы слышали звуки – звуки шума за дверью, звуки машины, звук телефона. Звуки мы слышим ушами. Давайте проверим. Закройте пальчиками уши, хорошо закройте. И я закрою свои уши, а когда я открою, вы тоже их откроете. Будете смотреть на меня, договорились?
Воспитатель или учитель закрывает свои уши, и говорит что-то очень тихим шепотом, или делает вид, что говорит, только шевелит губами. Затем открывает уши, дети тоже открывают.
Вы слышали, что я сказала? (Нет). Почему? (Потому, что у нас были закрыты уши). А как вы догадались, что я не молчу? (Потому, что губы двигались).
Пусть ваши глазки ещё поработают – будем только смотреть.
Что вы видите? (Молча, показываем разные предметы, дети называют, что они видят. Последнее, что показываем - буквы. Это может быть алфавит или любая картинка с изображением букв).
Все предметы и буквы мы видим.
Послушай, что я скажу: А, О, М, …. Что я сказала звуки или буквы? (ЗВУКИ, потому что мы их слышим).
Дети не станут ошибаться, когда начнут понимать разницу в понятиях видеть и слышать .
II. Знакомство с гласными и согласными звуками с помощью сказки.
Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука , а в старину говорили длань , мы говорим глаза , а раньше говорили очи , губы – уста, палец – перст, голос- глас.
Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).
А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).
В одном царстве жили - были очень интересные жители. У них были волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ. Но когда они надевали шапку - невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они превращались в ЗВУКИ.
Жили они дружно.
Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.
Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать - СОГЛАСНЫЕ.
Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.
Примечание: Позже сказка будет продолжена о твёрдых - мягких, звонких – глухих.
1)Вокально-игровые упражнения.
(Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).
Сначала, назовите, какие песни вы знаете.
Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.
Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):
А-А-А-А-А-А-А-А
А-А-А-А-А-А…
Вот поёт эту песню звук О:
О-О-О-О-О-О-О-О
О-О-О-О-О-О-О…
А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.
(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).
Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг» …
Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.
2).Упражнения: тихо – очень тихо.
Дети поют песни с помощью гласных тихо, затем очень тихо. В конце года можно познакомить ребёнка с понятием «про себя».
III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные – согласные.
1). Повторение пройденного материала: Звуки и буквы. Гласные и согласные.
2). Упражнения в узнавании согласных звуков
Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.
На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:
Б– бухтит;
В– ворчит;
Г– гогочет;
Д– долбит;
Ж – жужжит;
З – звенит;
К – кряхтит;
Л– лопочет;
М– мычит;
П– пыхтит;
Р– рычит;
С– свистит;
Т– тарахтит;
Ф– фыркает;
Х– хрюкает;
Ц–цекочет (как кузнечик);
Ч– чухает (как поезд);
Ш– шипит;
Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…
Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.
После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.
Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.
3). Упражнения в узнавании гласных и согласных звуко в.
Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.
Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:
«гласные – красные» – 1-й пальчик!
«гласные – красные» – 2-й пальчик!
«гласные – красные» – 3-й пальчик!
«гласные – красные» – 4-й пальчик!
«гласные – красные» – 5-й пальчик!
А теперь вторая, правая рука: …
Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.
Возьмём в руки красные и синие фонарики. Поднимите нужный фонарик: Если звук будет гласный, какой поднимем фонарик? - красный, если согласный - синий.
Когда я назову звук, вы попробуете пропеть этим звуком вашу любимую песню. Только петь надо очень тихо. И вы сразу услышите,- поёт она или издаёт разные звуки, а песни не получается.
Учитель или воспитатель называет звук, дети поднимают нужный фонарик.
Этими занятиями я пользуюсь много лет. Бывшие выпускники наших групп говорили, что мои сказки очень помогали им в школе.
В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями . Дошкольникам сказка поможет обобщить представления по данной теме, закрепить терминологию, благодаря сюжету, образным сравнениям и элементам шуточной этимологии.
При желании материал урока можно использовать частями (отдельно гласные и согласные звуки).
Урок проводится на фоне демонстрации презентации , в которую включено звуковое сопровождение и анимация.
Урок – сказка «Путешествие ёжика»
Тема – Гласные и согласные звуки.
Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках;
- закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.
Оборудование: разрезная азбука, презентация, символы звуков.
1. Организационный момент
Логопед раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный) и спрашивает:
Что это? (Дети: — Это буквы)
Логопед: А это что? Послушайте: а, о, м, с, и, г»? (Дети: — Это звуки)
Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)
Логопед: — Найдите к каждой букве свой символ. (Дети кладут под гласной буквой красный символ, под звонкой согласной — синий с колокольчиком, под глухой – синий символ без колокольчика)
2. Объявление темы занятия.
Сегодня я расскажу вам сказку о том, как ёжик познакомился со звуками в своём лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать.
3. Сказка.
(Слайд 2) В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шёл долго–долго и увидел красный домик.
(Слайд 3) В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку. (Слайд 3 — звук)
Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал ёжик и тихонько постучал в дверь.
Дверь открылась и его встретили звуковички в красных платьях. (Слайд 4-с анимацией)
Здравствуй, — сказали они, — кто ты?
А мы звуки.
Как же вас зовут?
(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки. Каждый ребёнок должен назвать свой звук, соответствующий букве, которая у него есть. Ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква. Модель ответа детей: «Меня зовут А»)
Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.
А фамилия у нас у всех одна»,- сказали звуки.
Да? — удивился ёжик,- Какая же у вас фамилия?
Все мы — ….?» (Дети отвечают «Гласные!»)
Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?
Будем очень рады!
3. И пошёл ёжик дальше. Вдруг видит – стоит синий домик.(Слайд 5) Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (как? – Дети определяют 1-й звук в слове «рычал») шипел (как?…), жужжал (как?), фыркал (как?..), пыхтел (как?..), ворчал (как?..), бурчал (как?..), хрипел (как?..) , мычал (как?..) и т.д.
(На слайде 5 есть возможность продемонстрировать разные звуки щелчком по изображениям динамика)
Вдруг дверь открылась и ёжик услышал:
Привет! Ты кто?
Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?
Мы звуки.
Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!
Это ничего! Запомни наши фамилии.
И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в две колонны. Только теперь Ёжик заметил, что у одних (они стали слева) на шее висели колокольчики, а у других (они стали справа) колокольчиков не было.
Звуки с колокольчиками хором сказали:
Наша фамилия … (Дети: — Звонкие!)
Звуки без колокольчиков тоже сказали хором, но очень тихо:
Наша фамилия … (Дети: — Глухие!)
А зовут нас…
И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена. (Дети хором произносят по согласному звуку)
Всё! Всё! Тихо! – закричал ёжик. Но звуки шумели. Тогда ёжик закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки замолчали, а потом спросили хором:
Вам нужна еще одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?
Да! ДА! — закричали звуки. - Мы согласны!
И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…
СТОП!- Крикнул Ёжик. Если вы согласны, значит – вы СОГЛАСНЫЕ!
Ура!!! Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!
Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому чтоу вас громкий голос, а вы – ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас нет голоса.
Какая длинная фамилия получилась! – сказал один из звуков.
Вам не нравится?
Нравится! Нравится! Мы согласные! Мы согласные!
Ой-ой-ой! — закричал Ёжик, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!
А мы тоже хотим петь, но не умеем,- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?
Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.
Но как? Мы же не умеем петь!
И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдёмте к гласным в гости! Они будут рады!
И они пошли. По дороге Ёжик учил имена звуков и старался запомнить, кто же из них звонкий, а кто глухой.
А вы, ребята, помните?
(Слайд 6 — с анимацией)
Дети классифицируют согласные, представленные на слайде, а Логопед управляет презентацией: после каждого ответа Логопед делает щелчок мышкой, и буква «отправляется» в нужную колонку, что позволяет детям проверить правильность своих ответов)
(Слайд 7 — со звуком)
Логопед: — Давайте послушаем, какие песенки получились у согласного С с гласными звуками.
… Давайте выучим эту песенку.
Примечания. В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий уже на первых занятиях.
Соответственно, следующим этапом может быть чтение слов, синтез слогов и слов и др.
Пядышева Эльвира Владиславовна,
учитель-логопед,
Центр образования № 1429, г. Москва
Тема. Гласные и согласные звуки .
Цель:
- Закрепить знания детей - о гласных и согласных звуках, их условное обозначение, продолжать учить детей определять и выделять ударную гласную позицию в начале слова и позицию твердых согласных звуков в конце слова, учить детей проводить звуковой анализ односложных слов, учить заменять звуки в слове "ком" буквами, находить буквы на листе бумаги, продолжать учить выслушивать высказывания взрослого и своих товарищей, не перебивая их, учить отвечать полными предложениями.
- Развивать произвольное внимание, память, речевое (фонематическое) восприятие, мелкую моторику пальцев рук, словесно-логическое мышление.
- Воспитывать усидчивость, интерес к занятию, желание оказать помощь другим.
Ход занятия
1. Организационный момент . Игра : "Перекличка" (с мячом). Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).
2. Сообщение темы занятия.
Незнайка просит помощи у детей. Дети вспоминают гласные и согласные звуки.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
3. Повторение гласных звуков (их символы).
Гласные тянутся песенкой звонкой
И - и - и - и.
А - Могут заплакать и застонать:
О - о - о - у - у - у.
Могут качать в колыбели Аленку:
А - а - а - а.
Могут, как эхо, в лесу закричать:
Ау! Ау! Ау!
Могут летать высоко в синеву:
А, о, у, и, э, ы.
Не желают свистеть и ворчать.
4. Анализ и синтез прямых слогов.
Встреча гласных и согласных звуков.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Пальчиковая игра: "Дружат в нашей группе девочки и мальчики, мы с тобой подружим наши пальчики". Согласные и гласные звуки тоже подружились. Ма, мо, му, мы, ми, мэ; на, но, ну, ны, нэ; ва, во, ву, вы, ви, вэ, ка, ку, кы, ки, кэ.
5. Выделение гласных звуков в начале слова и твердых согласных звуков в конце слова.
Аист, ослик, ива, утка.
Сок, дом, слон.
Игра "Прятки". Работа по звуковой линейке.
6. Физминутка. Дети встали, закрыли глаза.
Открываем мы глаза,
Вдох - и долго тянем: "А - а - а - а..."
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " О - о - о - о"
Днем по горкам ездим мы: " Ы - ы - ы - ы".
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - у - у - у".
7. Звуковой анализ и синтез слова " ком "
Игра "Цветная фотография". Схема слова "ком". Замена звуков буквами, работа по кассе букв.
8. Игра: "Буквы рассыпались"
Обведи буквы.
Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.
Язычок наш отдохнул,
Много нового узнал.
Он немного притомился,
К себе в домик возвратился.
Спать ложись-ка, Язычок!
Рот закроем на замок.
Отдыхать тебе пора.
Отдохнем и мы, друзья!
9. Итог занятия. Оценка деятельности ответов детей.
Фавзана Аюпова
Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости!
В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи, дифференциаций понятий «звук» и «буква» («Волшебный мир звуков» и «Волшебный мир звуков – 2»). Продолжая данную тему, хочу предложить вам пособие – панно
«Город гласных и согласных»
и дидактическую игру
«Найди свой домик».
Панно – пособие
«Город гласных и согласных»
даёт детям полную картину ориентации в звукобуквенном мире.
В этом городе две улицы: гласных и согласных. На улице гласных в домах буквы живут парами. На верхнем этаже гласные буквы, которые «дружат» с твёрдыми согласными звуками, а на первом этаже те, кто «дружит» (пишется) после мягких согласных. Дети, называя буквы, закрепляют простые правила их правописания.
«Улица согласных» делится на несколько переулков: здесь парные и непарные звонкие и глухие согласные, всегда твёрдые и мягкие согласные, беззвучные «твёрдый» и «мягкие знаки». Кроме буквенных обозначений, рядом с ними соответствующие символические обозначения, что немаловажно в работе с дошкольниками, у которых мышление наглядно – образное. Так – «твёрдые» обозначены «кирпичом», а мягкие - «подушкой», «звонкие» - колокольчиком, «глухие» - барабаном, «беззвучные» - рыбой. Также цветовое обозначение букв соответствует общепринятым обозначениям в любых «Букварях» - гласные – красные, синие – твёрдые согласные, а зелёные – мягкие согласные.
Варианты заданий в работе с панно:
1. Покажи и назови гласные буквы, которые «дружат» с твёрдыми (мягкими) согласными.
2. Назови парами звонкие и глухие согласные.
3. Какие звуки одинокие, только твёрдые или только мягкие.
Д/игру «Найди свой домик» провожу с детьми в подготовительной группе, когда у них полностью сформированы понятия о звуках и дети на слух могут дать характеристику звукам в словах.
Варианты игровых заданий по пособию
«Найди свой домик»:
1. Детям даются предметные картинки и задание: найти соответствующий слову (по модели) «домик».
2. Картинки в «домиках». Задание – найти «ошибку». Какой предмет не в своём домике и почему?
3. Задание «Назови звук». Педагог показывает на любой квадрат (звук, а дети должны назвать звук, который он обозначает в этом слове.
Воспитатели и логопеды, которые работают с детьми по подготовке к обучению грамоте, сами могут придумать другие варианты игр и игровых упражнений с данными игровыми пособиями.
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель занятия: Познакомить детей с понятиями “звуки речи”, “буква”, дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.
Задачи:
- Познакомить с понятиями и показать отличие – “звук”, “буква”
- Расширить словарный запас
- Способствовать развитию внимания, воображения, творческих способностей, мелкой моторики
- Развивать умения говорить и слушать
- Пробудить интерес к самому процессу обучения, используя игру как основную форму
Оборудование:
- Кабинет со столами, аудиомагнитофон, кассета с записью звуков природы, доска магнитная, карандаши цветные.
- Космическое приключение.
1. ОРГМОМЕНТ
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Т.И. А вас?
Вы знаете, зачем вы сюда пришли? Чем мы будем заниматься?
2. ХОД ЗАНЯТИЯ:
Но кто это нам мешает? Это мои игрушки: лисенок, ежонок. А у них есть знакомая мудрая сова, которая всегда сообщает им много интересного. Но что случилось?
Ежик и лисенок решили рассказать вам сказку о планете звуков и букв. А вы знаете, что такое звуки речи и буквы?
Послушаем их сказку? Узнаем, какие бывают звуки и буквы. Придется совершить космическое путешествие.
Нам понадобиться транспорт, – какой?
Рисуем ракету.
3. ЗВУКИ.
МОЖЕМ ОТПРАВЛЯТЬСЯ, ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА – (появляется космическое пространство с планетами.)
Планета звуков невидимая и очень большая. Она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, но их нельзя увидеть. Их можно услышать и произнести.
Закройте глаза – что вы слышите? Аудио запись.
Как работает наша ракета? Вы правы, мы слышим это. А это значит, что мы уже приближаемся к планете звуков.
Мы пролетаем созвездие Льва – как он с нами здоровается?
Овена-барана?
Большая и малая медведицы?
Это звуки, которые издают животные, а люди произносят звуки речи. Из звуков речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.
4. ФИЗМИНУТКА
Космонавт не ленись,
Вправо, влево повернись,
Руки вверх, руки вниз
Наклонись, назад прогнись,
На одной ноге постой,
На другой ноге постой -
Это сделать нелегко.
Теперь прыгай высоко.
5. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ
Какие же они звуки речи?
Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их - гласными звуками.
6. ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ
На обратной стороне звуки - не умели петь, живли не весело, солнышко их не грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки: когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)Посильней ты их раздуй.
На горячее подуй. (Щеки)Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. (Язык)
Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.
Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.
7. БУКВЫ
Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.
Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.
Обведите буквы, которые вы знаете. (Обводим буквы.)
8. ИТОГ
- Какие звуки речи мы знаем?
- Как произносятся гласные звуки?
- С помощью чего произносятся согласные?
- Чем звуки отличаются от букв?
У вас получилась очень красивая планета. И мне хочется поблагодарить вас помощь и внимание.