Нод окружающий мир в подготовительной группе зима. План-конспект НОД «Здравствуй, гостья зима» в подготовительной группе. Конспект НОД в подготовительной группе с применением здоровьесберегающих технологий и средств ИКТ. Тема: «Зима во всей красе»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в подготовительной группе "Зимние забавы"

Данный материал будет полезен коллегам при проведении НОД и развлечений в старших и подготовительных группах детского сада.

Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи и
двигательной сфере, субъективно-ценностному отношению к своему здоровью.
Программные задачи:
Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях.
Уточнять знания о зимних праздниках, забавах.
Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематическое восприятие.
Совершенствовать навыки связной речи; учить согласовывать речь с движениями.
Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления, логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; толерантное отношение к ответам детей.

Ход занятия

«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться - «Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А теперь все посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки. Доброе утро, дорогие дети и взрослые.
- Посмотрите на экран
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
В тех санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
-Как вы думаете, ребята, что это?
Дети: зима.
-Правильно. На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.
Тише, ребята, тише.
Что за музыку я слышу?
Вот хозяюшка сама, идет зимушка-зима.
Разнаряженная, разукрашенная.
В ярких звездочках, сережках,
Да в серебряных сапожках.
В зал входит зима. Дети исполняют хоровод
«Уж, ты зимушка зима» (рус. нар.песня)

Воспитатель
Здравствуй русская молодка,
Раскрасавица душа.
Белоснежная лебедка,
Здравствуй матушка-зима.
Зима:
Знаю, вы меня все ждали
Шубы, шапки одевали.
Я волшебною иголкой
На ковре рисую елки,
Заметаю их снежком
Вся земля как белый дом.
Воспитатель
Заметает пурга белый путь
Хочет в мягких снегах тонуть.
А метель гудит, в трубе шумит.
Очень страшно одному
Потому, что она У –У –У да У –У –У
-Но мы пурги и мороза не боимся
Звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь» «Про коньки».
Упражнение «Зимняя зарядка».

Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит нам и вам.

Носом вдох, а выдох – ртом.
Дышим глубже, а потом
Марш на месте не спеша.
Как погода хороша!

Мы теперь метатели,
Бьём по неприятелю.
Размахнись, рукой бросок.
Прямо в цель летит снежок.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.

На пенёк мы дружно сядем,
Отдохнём и снова встанем.
Мы похлопаем в ладоши,
Не боимся мы пороши.

Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом
Марш на месте не спеша.
Как погода хороша!

Зима: Я рада, что вы ждете и любите меня.
-Да, Зимушка! Сейчас наши ребята расскажут тебе, как они проводят зимние деньки.
Речевая игра «Что нам нравится зимой».
Дети:
Нам морозы - не беда
Не страшны нам холода
Ходим в шубах и ушанках,
И катаемся на санках.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель : А потом?
Дети:
А потом на лыжи встанем.
И с горы кататься станем.
Воспитатель : А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель : А еще?
Дети:
А еще берем коньки
И бежим мы на катки.
Воспитатель : А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: Молодцы! А потом?
Дети:
А потом в снежки играем
Очень метко попадаем.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)

Зима: Смелые вы и веселые ребята. Но мне пора. У меня остались последние зимние денёчки.
(Уходит под музыку)

Воспитатель. Что за причудливые узоры оставила нам наша гостья?
Не рисовала ни я, ни вы
Откуда же эти цветы?
Ответы детей
ЛОГОРИТМИКА «Художник – невидимка»
Художник-невидимка
Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями.
Всех за нос ущипнет.
Щиплют себя за нос.
А ночью он, пока я спал,
Идут на цыпочках друг за другом.
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.
Останавливаются лицом в круг, «рисуют» листья воображаемой кистью.
-Друзья, а можем ли мы увидеть весной или летом такие цветы на своих окнах? Тогда расскажите, что еще приносит зима с собой (Дети называют признаки зимы.)
-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

А сейчас попробуйте отгадать мою загадку:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?
(Снеговик).
-Правильно! Давайте и мы с вами построим снеговика.
Пальчиковая гимнастика.
Давай, дружок, смелей, дружок! Дети лепят воображаемый ком
Кати по снегу свой снежок – и катят его от себя.
Он превратится в толстый ком. Рисуют в воздухе круг.
И станет ком снеговиком. Дети рисуют три разные по величине
круга снизу вверх.
Его улыбка так светла! Прикладывают ладони к щекам,
изображая широкую улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла… Дети показывают указательными
Пальцами глаза, ладонью – шляпу,
кулачком правой руки – нос и
воображаемую метлу.
Но солнце припечёт слегка – Дети поднимают руки вверх.
Увы! И нет снеговика! Поднимают плечи и разводят руки
в стороны, затем садятся на корточки,
закрывая голову руками.
Воспитатель: Молодцы! Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.
Воспитатель (раздаю всем по снежинке)
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном
Полетели, закружились ледяные звёзды
Вот одна упала и к вам на ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).
Воспитатель: Смотрите, снег идёт. Какой снегопад!
Зрительная гимнастика «Снежинки»
Закружились, завертелись «Фонарики»
Белые снежинки. Поднять руки вверх и посмотреть на них
Вверх взлетели белой стаей
Лёгкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга. Медленно опустить руки и проследить
Улеглись повсюду. За ними взглядом
Заблистали, словно жемчуг, - Развести поочерёдно руки в стороны и
Все дивятся чуду. Проследить за ними
Заискрились, засверкали Выполнить руками движение «ножницы»
белые подружки.
Заспешили на прогулку Шаг на месте
Дети и старушки.
Воспитатель: Молодцы, теперь мы отдохнём. Присядем на стулья.
Ребята, в старину в России на праздниках не обходились без весёлых скоморохов, нарядного Петрушки, а так же на народные гуляния часто приводили медведя, который потешал и развлекал народ. Слышите, и к нам кто-то идёт.
-Кто к нам пожаловал? (Медведь).
-Здравствуй, Мишка - медведь!
Медведь: Здравствуйте! Я пришёл к вам на веселье
Поиграть, потешить вас.
Вы похлопайте, ребята,
Ноги сами рвутся в пляс! (Медведь пляшет).
- Ребята, я уже поняла, что вам нравится зима. А сейчас я предлагаю вам показать Мишке, что же вам нравится зимой.
Игра «Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Белые полянки. Развести руки в стороны.
И на горке снеговой Поднять руки вверх (показать «горку»).
Лыжи или санки (2 р.). Ходьба лыжника.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Мягкие сугробы, Показать сугробы.
Чтоб копаться день – деньской Имитировать копание снега лопатой.
Крепость делать чтобы (2 р.). Лепить снежки.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.
В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.
На морозе греться (2 р.). Прыжки.
Медведь: Ох, меня вы рассмешили
И не мало удивили.
Ведь медведь я не простой,
Я не сплю в лесу зимой.
Я по праздникам хожу,
Весь народ я веселю!
А теперь уж мне пора,
До свидания, детвора! (Медведь уходит).

Воспитатель : Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
Релаксация: Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:
Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети, встаньте, потянитесь и мне улыбнитесь!
С гостями мы прощаемся и в группу отправляемся.

Самойлова Светлана Викторовна

ГБОУ СОШ № 10 СП "Детский сад "Березка" г.о.Чапаевск Самарская область

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы

«Зимушка- зима в гости к нам пришла»

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Социально- коммуникативное развитие:

ü Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом в решении игровых и познавательных задач.

ü Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг с другом.

ü Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Речевое развитие:

ü Побуждать активно заниматься словотворчеством, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

ü Обогащать словарный запас детей.

ü Побуждать проявлять чуткость к художественному слову во время прослушивания стихотворения.

ü Побуждать подбирать к предмету характерные признаки, пользуясь вопросами.

Познавательное развитие:

ü Закрепить названия зимних явлений природы, названия зимних месяцев.

ü Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

ü Познакомить со стихотворением И. Сурикова «Зима»

Художественно- эстетическое развитие:

ü Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции. (П. И. Чайковский «Времена года. Январь»)

ü Продолжать совершенствовать умение делать аппликацию. Аккуратно приклеивать детали, промакивать салфеткой.

ü Продолжать формировать умения пользоваться ножницами.

Физическое развитие:

ü Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх.

ü Закрепить умение совмещать слова и действия в игре.

Материал: картинки с изображением зимних явлений природы, стихотворение И. Сурикова «Зима»; картон голубого цвета, лист белый А4, небольшой кусочек красной и черной цветной бумаги, ножницы, клей, кисть, салфетка, клеенка, шаблоны.

1.Загадки о зиме.

v Одеяло белое не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (снег)

v Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (лед)

v Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

v Как на небе с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала

На поля, озерушки

Белый пух да перышки. (снегопад)

Молодцы! В какое время года бывают эти явления природы? (зимой)

2. Беседа о зиме.

Каждый год приходит к нам зимняя пора. Зима помогает нам снеговиков катать, по ночам каток для нас мостит, посыпает дорожки снежком, чтоб на санках веселее кататься было.

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

О каком месяце зимы говорится в загадке:

  • Назовите- ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш придет- мы встречаем Новый год! (Декабрь)

На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

  • Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду-упадет не вода уже, а лед.

Даже птице не летится: от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Январь в народе называли сечень, т.к. он рассекал зиму на две половины.

  • Снег мешками валит с неба. С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели на деревню налетели.

По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Февраль называют лютый, т.к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели.

Как называется большая куча снега на земле? (сугроб)

Как называется явление, когда на веточках деревьев лежит снег? (иней)

Как называется сильный ветер со снегом? (метель, буря)

Как называется явление, когда среди холодной зимы вдруг наступает потепление? (оттепель)

Как называются кусочки льда под крышами домов? (сосульки)

Зима приходит к нам как светлый, долгожданный праздник. Украшена каждая веточка, каждый сучок. Светел лес, Застыл в белом покое, кажется жизнь здесь замерла, и все живое куда-то скрылось.

3.Стихотворение о зиме. И. Суриков «Зима»

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Стали дни коротки, солнце светит мало.

Вот пришли морозы и зима настала.

Понравилось вам стихотворение? Какое время года описывается в нем? Давайте вспомним, какие признаки бывают зимой.

4. Дидактическая игра «Подбери признак»

Зима (какая?) … (холодная, белая, снежная…)

Снег (какой?) … (рыхлый, мягкий, белый, рассыпчатый…)

Мороз (какой?) … (жгучий, сильный, трескучий…)

Ветер (какой?) … (пронизывающий, резкий, сильный)

Деревья (какие?) … (голые, сонные…)

Дни (какие?) … (короткие, холодные, ясные, пасмурные)

Какими красками пользуется зима?

Как вы думаете, чем пахнет зима?

5. Физминутка «Снег»

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках.

Дружно ими покидались, наши руки и размялись.

А теперь пора творить- бабу снежную лепить. Ком за комом покатили,

Друг за другом водрузили.

Сверху, третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

6. Продуктивная деятельность.

Аппликация «Снеговик».

Дети обводят шаблоны сугроба, 3 части снеговика, 2 круга- руки, морковку и ведро. 6 деталей из белой бумаги, 2 детали из красной бумаги. Глаза, улыбку, палочку из черной цветной бумаги. Вырезают и поочередно наклеивают на голубой картон.

Дети выполняют работу под запись произведения П. И. Чайковского «Времена года. Январь»

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

(реализация образовательной области «Развитие речи» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» )

Подготовила воспитатель: Шевелева Л.В. подготовительной группы г.Тюмень 2016 год

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях.

Учить детей согласовывать имена сущ., с именами прил.,

Учить детей строить правильно предложения, отвечать на вопросы развернутым предложением, находить правильный ответ на картинке.

Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение

Учить детей замечать красоту зимних явлений.

Совершенствовать умение лепить пластилином.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Предварительная работа: беседа о зиме, о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадок о зиме.

Словарная работа: ледок, морозец, саночки, холодок, метелица, снежок, солнышко, зимушка.

Оборудование: аудиозапись «Вальс снежинок» М.Миткова, снежок, письмо, пластилин, основа для лепки картон, доски, ватные диски, картинки-ответы, ватман.

1. Организационный момент:

Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и встанем в круг. Возьмите за руки друг друга.

Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза) . А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! Проходите, садитесь на стульчики.

Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. В какое время года так было?

Дети: Осенью.

Какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Правильно. Молодцы! Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка» . (Р. А. Кудашева) .

Вот зима пришла Серебристая,

Белым снегом замела Поле чистое.

Днём с детьми на коньках всё катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается.

В окнах пишет узор Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей ёлочкой.

Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе.

Сейчас случится волшебство предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец. Но это будет не просто танец, а танец-игра, слушайте внимательно музыку, когда она начнет звучать все тише и тише, вы тоже должны будете медленно завершить свой танец. С окончанием музыки пусть каждый из вас покажет, в какой же фигуре застыла его снежинка - балеринка.

Давайте все вместе закроем глазки и произнесем заклинание - превратимся в снежинок. Жинки, жинки, жинки, мы теперь снежинки. (Открыли глазки.)

(Проводится музыкальная игра “Снежинки- балеринки”) .

Какие красивые получились снежинки. Целый снегопад. Молодцы. А теперь закроем глазки произнесём заклинание и превратимся в ребятишек. Ишки, ишки, ишки опять мы ребятишки. (Открыли глаза) .

А теперь присаживаемся в круг на коврик, мы сейчас поиграем в игру «Зимние слова» .

Я вам читаю слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопайте в ладоши.

(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи) .

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки.

Дети: Да.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице. (мороз)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой. (лыжи)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел. (сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим. (лед)

Молодцы! Все загадки отгадали правильно.

(Стук в дверь) .

Ой, ребята к нам кто-то стучится.

Почтальон: - Здравствуйте, ребятишки?

Здравствуйте.

Почтальон: -Это дс №78?

Почтальон: -Группа №10 «Рябинушка» ?

Почт-он: - Вам письмо.

Почт-он: -До свидания.

Ой, ребята, давайте прочитаем от кого оно. Кто сможет прочитать? (Распечатываю) . Посмотрим, что в нём написано.

А, да, Незнайка написал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.

Кто услышит, ошибку поднимает руку, и отвечаем полным ответом. (Сели по удобнее, спина прямая.)

Дидактическая игра «Исправь ошибку» .

- «Первый зимний месяц называется сентябрь (декабрь) . Как наступает зима, так начинается жара (холода) , и люди сразу одевают летнюю (зимнюю) одежду.

Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде. Дети лепят снежную бабу, скользят по льду, загорают. Готовятся к празднику – 8 Марта.

Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

(Сосульки кушать нельзя) .

Зима – чудесное время года!» (пауза) .

Ребята, а вы согласны с последним предложением из Незнайкиного письма: «Зима – чудесное время года!» .

Физминутка «Зимой» .

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью -зиму любимы, любим мы, любим мы.

А сейчас присаживаемся на стульчики, я вам прочитаю рассказ «Зима» . Прослушайте его внимательно, затем будем беседовать по нему и составлять картину, как художники. Кто ответит на вопрос правильно, должен будет найти соответствующую картинку и наклеить на ватман.

Чтение рассказа «Зима» воспитателем.

Воспитатель: Наступила зима. Кругом лежит снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу, и спит… Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках.

(Воспитатель задает детям вопросы, когда ответ получен, дети находят, и выставляет соответствующую картинку на доску – зима, снег, голые деревья, животные в норах, радующиеся дети, дети катаются на лыжах и санках) .

Воспитатель: Ребята, какое наступило время года?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель: Что лежит кругом?

Дети: Кругом лежит снег.

Воспитатель: Какие стоят деревья?

Дети: Деревья стоят голые.

Воспитатель: Куда залез медведь?

Дети: Медведь залез в берлогу.

Воспитатель: Что делает медведь в берлоге?

Дети: Медведь в берлоге спит.

Воспитатель: Кто рад зиме?

Дети: Рады зиме дети.

Воспитатель: Что делают дети зимой?

Дети: Дети катаются на лыжах, санках.

Молодцы! У нас с вами получилась замечательная картина.

А сейчас встанем все в круг и поиграем в игру «Подбери признак» . Я буду задавать вам вопрос, если вы отвечаете правильно, берёте «снежок» - ватный диск и будем делать сугроб. Посмотрим, насколько высокий сугроб у нас получится.

Зима (какая?) - … (холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, красивая, нарядная и т.д.) .

Снег (какой?) - … (мокрый, холодный, пушистый, легкий. мягкий. колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, белый сверкающий, и т.д.) .

Сосулька (какая?) - … (ледяная, холодная, острая, прозрачная, хрупкая, тающая, весенняя) .

Мороз (какой?) - … (холодный, сильный, жгучий, трескучий. крепкий, большой) .

Горка (какая?) - … (снежная, ледяная, большая, скользкая,) .

Дорожка изо льда (какая?) -... (ледяная, скользкая, длинная) .

Молодцы, назвали очень много разных слов, и поэтому сугроб получилась высокий.

А теперь поиграем возле сугроба в игру «Назови ласково» я бросаю вам снежок, вы называете и возвращаете мне обратно.

Лед - … (ледок)

Мороз - … (морозец)

Санки - … (саночки)

Холод - … (холодок)

Метель - … (метелица)

Снег - … (снежок)

Солнце - … (солнышко) .

Зима - … (зимушка)

Ребята, а без чего не будет зимы? (Без снега) .

А ведь снег-это когда много снежинок и все они разные как мы с вами.

Давайте каждый слепит свою снежинку и подарит нашим гостям.

Итог занятия:

Рассматривание готовых работ. У всех получились красивые снежинки и все они не похожи друг на друга.

Давайте вспомним, что мы делали сегодня?

О каком времени года мы говорили?

А что вам больше понравилось?

А что было трудно?

Что лепили?

Молодцы! Все старались, отвечали, хорошо лепили.

А сейчас подарите снежинки гостям.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: формировать представления о временах года, о цикличности природных явлений, об отличительных особенностях зимы.

Задачи:

  • в области “Познание”: закрепление умения обобщать представления о временах года;
  • в области “Коммуникация”: совершенствование речи, умения более точно характеризовать объект;
  • в области “Художественное творчество”: совершенствовать умения рисовать по памяти.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, худ. творчество.

Материалы и оборудование: зимние пейзажи, карточки с изображением природных явлений, объектов всех времен года, прозрачная целлофановая пленка, ножницы, миска темного цвета, большой кусок льда, лист альбома, цветные карандаши.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о временах года.
  3. Игра “Времена года”.
  4. Зимушка-зима.
  5. Рисование “Времена года”.
  6. Игра “Зимние забавы”.
  7. Рассказ о январе месяце.
  8. Составление опыта.
  9. Итог занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям послушать сказку В.Даля “Старик годовик” (читает отрывок).

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, знойно, душно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

2. Беседа о временах года.

Ребята, поняли ли вы, что за это были птицы? Давайте вспомним, что произошло, когда полетели первые три птицы (вместе с детьми делаем вывод, что стало холодно, наступила зима) . А почему птиц было три? Сколько зимних месяцев мы знаем? Назовите их.

Аналогично вспоминаем, что происходило, когда полетели другие птицы.

Давайте пересчитаем и определим, сколько всего месяцев в году (12). А сколько месяцев в каждом времени года? Назовите времена года. Как вы думаете, почему “старика-годовика” назвали “годовиком”?

3. Игра “Времена года”.

Детям дается набор карточек с изображением природных явлений, объектов всех времен года. Дети делятся на четыре команды, которые будут представлять четыре времена года. На заданное время, каждая команда должна собрать как можно больше карточек, соответствующих каждому времени года.

4. Зимушка-зима.

Что происходит с природой зимой? Она замирает. Посмотрите на эти зимние пейзажи. Что можно сказать о них? Какое чувство мы испытываем, смотря на эти картины. Назовите приметы зимы. Обсуждение вместе с детьми примет зимы:

Снеговой покров;

Замерзание почв и водоемов;

Дни короткие, ночи длинные;

Мало птиц, нет насекомых;

Бывают метели, снежные бури; и т.д.

5. Рисование “Времена года”

Воспитатель раздает детям листы альбома, разделенные карандашом на четыре квадрата. Вспоминает с детьми наиболее яркие события каждого времени года и просит их нарисовать с помощью символов. Н-р, зима-снежинка, весна-сосулька, лето-земляника, осень -желтый лист.

6. Игра “Зимние забавы”.

Давайте немного поиграем. Представьте, что мы на улице. Чувствуете, как пахнет морозный воздух? Повторяйте за мной движения.

Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках,
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора – творить
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.

7. Рассказ о январе месяце.

Про какой месяц говорится, что дни его самые короткие, а ночи – самые длинные (декабрь ). А сейчас какой месяц? В ночь на первое января люди встречают Новый год. В домах по-праздничному светло, тепло и уютно.

А в природе январь – это самая середина зимы. Пора лютого холода. Мороз и ветер знобят все живое, загоняют зверей в норы и логовища; заставляют птиц искать укрытия где-нибудь под застрехами или мерзнуть на голых ветках, а иных даже прятаться в снег, рыть там глубокие норки. Это куропатки, рябчики. Вы, ребята, должны оказать помощь зимующим птицам. Им очень трудно добыть зимою еду. Если у вас нет кормушек, просто насыпьте возле деревьев на чистом снегу хлебные крошки и зернышки. В январе, хоть и крепчают морозы, солнышко с каждым днем светит все дольше и дольше. Начинают синеть небеса, дни постепенно прибывают. Январь еще называют сечень – сечет зиму пополам.

8. Проведение опыта.

Какой главный цвет зимы? Из чего состоит снег? Снег состоит из снежинок. Каждая снежинка в отдельности прозрачная, а вот состоящий из снежинок снег уже белый. Почему? Давайте проведем опыт, чтобы понять - почему снег белый.

Воспитатель показывает детям лист пленки. Дети прикладывают его к цветной бумаге, чтобы убедиться, что она прозрачная. Затем воспитатель разрезает пленку на несколько крупных прямоугольников, которые накладывает друг на друга. Дети определяют. Можно что-нибудь увидеть через получившуюся стопку из кусочков пленки. (Можно, они тоже прозрачные). После этого, воспитатель разрезает куски пленки на мелкие полоски и раздает их детям. Дети насыпают полоски на лист цветной бумаги и определяют цвет получившийся горки – белый. Воспитатель делает вывод: из большого количества собранных вместе маленьких прозрачных полосок получилась непрозрачная горка. Точно также из множества маленькие еще одним, с куском льда. Большой кусок льда кладут в темную миску. Дети убеждаются, что лед прозрачный. Воспитатель постепенно измельчает лед – до тех пор. Пока он не станет белой.

9. Итог занятия.

Рассмотрите все рисунки и выберите те, которые по-вашему мнению, наиболее правильно показывает все времена года.