Несправедливый правитель. Какие мы - такие и правители Подготовил: Рамин Муталлим

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если (1) руководить вами [на уровне, например, общин, префектур, районов, областей или государств, на самых разных уровнях власти, где принимаются важные решения] будут лучшие из вас, а (2) богатые люди из числа вас будут щедры (великодушны) [то есть соучастны в конструктивных, созидательных и полезных для общества преобразованиях], да и к тому же если (3) [социально важные] вопросы будут решаться совещательным путем [то есть демократическим, когда основную массу людей правящие круги слышат и стараются к их мнению прислушиваться], тогда вам лучше жить на земле, а не под землею [покоясь в могилах. То есть у каждого из вас будут все условия созидательно и с пользой для себя и других жить, занимаясь своим делом и через праведные, благородные поступки становясь счастливым в обоих мирах].

Но если (1) править вами будут худшие из вас, а (2) богатые среди вас будут скупы [заботясь лишь о себе], да к тому же если (3) все дела лягут на [хрупкие] плечи женщин [из-за повсеместной безответственности мужчин, когда те перестанут брать на себя ответственность даже за создание полноценной семьи и рождение в ней детей, а также из-за распространения пьянства, наркомании, игромании и т. п.], тогда лучше оказаться под землей, нежели на земле. [Конечно же, вам нужно будет делать от вас зависящее, ведь в Судный День вам отвечать за свои дела и поступки, за реакции на происходящее вокруг, но описанное в трех пунктах положение дел усложнит вам жизнь, хотя, если постараетесь и не падете духом, - поднимет вас на более высокие уровни в райской обители, в вечности]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Когда Всевышний желает тому или иному народу блага, то Он (1) дарует власть над его людьми тем из их числа, кто мудр , (2) судейство - ученым мужам, (3) а богатства - тем из них, кто щедр [и проявит это качество для позитивного развития общества и его процветания]. В противном же случае Господь (1) ставит во главе народа глупцов, (2) судейство передает в руки невежд, (3) а богатства - в распоряжение жадных и скупых людей» .

После этих слов на ум приходит широко известное высказывание о том, что «люди получают тех правителей, которых заслуживают» .

Как-то в Медине Пророк зашел в дом, где собралось много знатных людей, сидя что-то обсуждавших. Увидев Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует), они стали тесниться и высвобождать место, чтобы он сел именно рядом с ним. Мухаммад остановился в дверях и, взявшись за [створки двери], сказал: «Главы племен! На вас огромная ответственность. Ведь руководители правят и сохраняют свою власть, пока выполняются три условия: (1) когда будут взывать к ним о милосердии, они проявят его, (2) вынося приговор, будут справедливы, (3) а подписывая какие-либо соглашения, будут обязательны в их выполнении. Если же эти условия правитель не соблюдает, то на нем проклятие Господа, ангелов и всех людей» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «У каждого из Божьих пророков, а также у каждого из правителей [руководителей высокого ранга, имеющих право принимать ответственные решения] было [у пророков - было, а вот у правителей - было, есть и будет] ближайшее окружение двух категорий: первые побуждают и подталкивают [своего руководителя] к благому и правильному, а вторые - к злому и скверному. В полной мере защищенным [от зла] будет тот, кого защитит Аллах (Бог, Господь). [То есть не подпадать под скверное влияние окружения крайне сложно, особенно, когда ты богат и влиятелен. Избежать этого можно, (1) применяя упомянутые выше в аятах назидания (2) и получив благословение Творца]» .

Проницательность, ум, жизненный опыт и свет веры (духовность) в значительной степени помогают человеку чувствовать людей и вести себя осторожно, где того требуют обстоятельства, а порой настороженно, уповая при этом на Бога, Господа миров.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Четверо [четыре категории людей] ненавистны Аллаху (Богу, Господу): (1) часто клянущийся Богом торговец [умело использующий клятвенные формулы, старающийся играть на религиозных чувствах людей], (2) горделивый (высокомерный, надменный) бедняк [кичащийся бедственным положением собственных дел и испытывающий неприязнь к богатым, вместо того, чтобы быть благодарным за имеющееся и целеустремленно стремиться к большему, не стесняясь перенимать опыт других], (3) прелюбодействующий шейх [тот, кому сорок лет и больше], а также (4) руководитель-тиран [любого уровня и ранга]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) даст возможность тирану (злодею) проявить себя в полной мере (может даровать ему долгую жизнь). А когда наступит срок наказания (возмездия), избежать его у него не будет ни малейшего шанса» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если услышишь человека, говорящего «люди погибли» [то есть что все люди воры, негодяи, злодеи или что все плохо, просвета нет], то он - тот, у кого [в итоге] будет худшее положение дел [такой анализ жизни и всего происходящего в ней его самого и погубит]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) настоятельно подчеркивал: «Они (невольные, оказавшиеся в рабстве или рожденные в нем) - братья ваши. Аллах (Бог, Господь) пожелал, чтобы они оказались под вашим управлением. Если у кого-то есть раб (невольный), то пусть кормит его из того, что сам ест, одевает из того, что сам надевает; и не обременяйте их непосильным трудом. Если дадите им трудное (тяжелое) поручение, тогда и сами помогайте им!» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если ученый оказался прав [пред Господом], делая иджтихад (усердно и квалифицированно изучая вопрос, а после вынося решение, богословское заключение), он получает [за свои старания и верность богословского заключения] две степени вознаграждения; если же богослов выполнил все от него зависящее (в вопросе иджтихада и сделанного по его результату вывода), но ошибся, то он получает [пред Господом] одну степень вознаграждения [за свои старания]» .

Другой смысловой вариант перевода данного хадиса звучит так: «Если судья (руководитель) [то есть всякий, кто имеет право выносить важные, касающиеся других людей решения] постарался [разобраться в вопросе, вник в проблему, понял ее, обладает знаниями для ее разрешения] и вынес верное решение, то ему двукратное воздаяние [от Господа]. А в случае, когда он постарался сделать все от него зависящее, но ошибся [вынося окончательное решение, при этом не зная о своей ошибке, не осознавая ее], то ему [за старания] - однократное воздаяние» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кому Аллах (Бог, Господь) желает блага, тому дает понимание (фикх) в религии» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) - вместе с судьей [с теми, кому официально дано право выносить судебные решения] до того момента, пока тот [преднамеренно] не притеснит [оказавшегося под следствием, чью судьбу решает судебный приговор]. И если [преднамеренно] притеснит [посадит, например, в тюрьму невиновного], тогда Аллах (Бог, Господь) отстранится от него [от этого судьи]. Его попутчиком [по жизни] станет Дьявол (Сатана)» .

Не важно, какой судья, в соответствии с какими законами он судит, важна справедливость .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Наказания отменяются (аннулируются) сомнениями [в причастности обвиняемого к данному преступлению]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Насколько это возможно, старайтесь избегать вынесения предписанных [Кораном и Сунной строгих] наказаний . Если вы найдете для мусульманина [как и для представителя другой религии или безбожника, заслуживающих конкретного наказания за совершенное преступление] выход, то освободите ему путь [без исполнения строгого, предписанного мусульманскими канонами либо местным уголовным правом наказания. При любой даже малой возможности смягчайте наказание. Цель - не в исполнении наказания, а в том, чтобы человек осознал свой грех, одумался, а также - в защите общества от преступных посягательств и притеснений.] Поистине, для судьи [намного] наилучшим [пред Богом, Господом миров] является ошибиться в прощении [когда принимается во внимание то, что смягчает степень строгости наказания], нежели в вынесении наказания [когда утверждается высшая мера]» .

Есть известное предание (хадис) о разговоре пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) со своим сподвижником Му‘азом, назначенным судьей в Йемен: «На основании чего ты будешь судить, если возникнут вопросы?» - спросил Пророк. - «По Писанию Аллаха», - отвечал Му‘аз. - «А если не найдешь [там ответа]?» - снова поинтересовался Пророк. - «По Сунне посланника Божьего», - ответил Му‘аз. - «А если и там не найдешь [ответа]?» - вопрошал Пророк. - «Тогда буду судить по своему мнению, не жалея сил на поиск верного решения », - был ответ. - «Хвала Аллаху, наставившему тебя на угодный Ему путь!» - воскликнул Пророк .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наилучшие из моих последователей - это те, из числа которых я был избран, затем те, кто следует за ними [ат-таби‘ун], а затем - следующие [атба‘у ат-таби‘ин]. После этих [трех поколений] появятся те, кто любит полноту (тучность) [малоподвижны, инертны; много и беспорядочно едят] и свидетельствуют до того, как у них попросят об этом [говорят много пустого, бесполезного, болтают, наговаривают]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) молил Бога: «Господи, если под чьим-либо управлением (руководством) окажутся какие-либо дела моих последователей [от этих управленцев и руководителей будут зависеть дела и перспективы моих последователей], и он будет создавать им проблемы (трудности) [намеренно несправедливо относиться к ним], тому [управленцу или руководителю], Господи, создай проблемы (трудности).

А к тому, под чьим управлением окажутся какие-либо дела моих последователей [их дела и перспективы будут зависеть от его решения, от его слова или рекомендации], и он будет добр к ним [справедлив и великодушен], то и Ты, Господи, будь к нему добр [независимо от того, кто он, прояви к нему милость Свою и Божественную доброту]!» .

На основе этого и многих других аятов и хадисов было сформулировано важное богословское правило: «Аль-джаза’ мин джинсиль-‘амяль», то есть воздаяние [как плохое, так и хорошее; как на этой земле, так и после смерти в вечности] зависит от сути совершенного человеком поступка.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 656, хадис № 2271; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 57, хадис № 825.

В другом риваяте сказано: «…тем из их числа, кто кроток и терпелив».

См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 30, хадис № 391, «да‘иф»; аль-Газали М. (наш современник). Хулюк аль-муслим [Нравственность мусульманина]. Дамаск: аль-Калям, 1998. С. 33. Степень достоверности хадиса низкая.

См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 398, хадис № 6406, «да‘иф».

Св. х. ат-Табарани. См.: аль-Газали М. (наш современник). Хулюк аль-муслим. С. 33.

Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, аль-Байхакы, ан-Насаи и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2251, хадис № 7198; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 234, хадис № 7198; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 14. С. 72, хадис № 6192, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи и др. См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 277, хадис № 2576, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 63, хадис № 932, «сахих».

Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1442, хадис № 4686; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 112, хадис № 1800, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Малика, Ахмада, аль-Бухари (филь-адаб), Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1053, хадис № 139–(2623); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 175, хадис № 139–(2623) и комментарий к нему; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 13. С. 74, хадис № 5762, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 48, хадис № 687, «сахих».

Св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 34, хадис № 30; Т. 2. С. 766, хадис № 2545; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 684, хадис № 38–(1661); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 71, 72.

Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2292, хадис № 7352; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 393, хадис № 7352; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 40, хадис № 565, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 257; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 418.

Хадис от Абу Хурайры в св. х. Ибн Маджа; от Ибн ‘Аббаса в св. х. ат-Тирмизи и Ахмада; от Му‘авия в св. х. аль-Бухари, Муслима и Ахмада. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 546, хадис № 9103.

Хадис от Ибн Абу Авфа; св. х. ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 410, хадис № 1334, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 89, хадис № 1446, «сахих»; С. 112, хадис № 1804, «сахих».

Подробнее об этом читайте в моей книге «Как увидеть Рай?.

См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 25, хадис № 314, а также хадис № 313, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 194; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 11. С. 82.

Ср.: «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть» (Числ. 35:30).

Например, воровство (см. Св. Коран, 5:38, 39), прелюбодеяние (см. Св. Коран, 24:2), клевета, порочащая честь женщины или мужчины (см. Св. Коран, 24:4, 5).

Напомню, что Коран и Сунна на первое место по важности и приоритетности ставят прощение, но люди, влекомые человеческой кровожадностью, причем даже те, кто заявляет, что «судит по законам Божьим», обычно этого не слышат, глухи, немы, слепы. Этим грешат и иудеи, и христиане, и мусульмане, включая и светские судебные институты. Напомню лишь один коранический аят из той же 24-й суры: «[Верующие!] Прощайте, милуйте [не отвечайте на плохое плохим, не питайте злобы к тому, кто обидел вас, оскорбил, оклеветал, кто совершил по отношению к вам преступление]! Разве вы не желаете того, чтобы Аллах (Бог, Господь) [таким же образом] простил вам ваши прегрешения [как вы простите тех, кто был к вам несправедлив, груб или преступен]?! А ведь Он - Всепрощающ и Всемилостив [а потому и вам следовало бы иметь хоть малость подобных качеств в сердце и поступках]» (см. Св. Коран, 24:22).

Если говорить о мусульманских канонах, то выносить решение о наказании могут лишь официальные государственные судебные органы. Самосуд в Исламе категорически запрещен и рассматривается как преступление.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Абу Шейбы, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 25, хадис № 313, «сахих».

Дословно «…аджтахиду ра’йи ва ля аалю».

См.: аз-Зухайли В. Усуль аль-фикх аль-ислами [Основы исламского права]. В 2 т. Дамаск: аль-Фикр, 1986. Т. 1. С. 624, 625.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1024, хадис № 213–(2534); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 247, хадис № 4053, «сахих».

Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 763, хадис № 19–(1828); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 468, хадис 3/655; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 90, хадис № 1464, «сахих».

Ислам не делает различий между людьми, не разделят людей на правителей и подданных, богатых и бедных, сильных и слабых. А справедливость является одним из главных постулатов в Исламе. Причем справедливое отношение – это эталон применимый не только к исповедующим Ислам, но и к любым другим людям, не зависимо от цвета их кожи, убеждений и взглядов. Сегодня мы предлагаем ряд аятов, где Всевышний Аллах указывает людям на границы справедливости, переступив которые, человек оказывается за гранью дозволенного, а значит и Его довольства.

«Аллах, ангелы и ученые мужи свидетельствуют, что нет бога, кроме Него Одного, Придерживающегося справедливости во всем. Нет бога, кроме Него Одного, Великого и Мудрого» (сура Али Имран, аят – 18).

«Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)» (сура ан-Ниса, аят -3).

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - Слышащий, Видящий» (сура ан-Ниса, аят -58).

«А еще вы должны относиться к сиротам справедливо, и что бы вы ни сделали доброго, Аллаху известно об этом» (сура ан-Ниса, аят -127) .

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура ан-Ниса, аят -135).

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура аль-Маида, аят – 8).

«Слова твоего Господа полны правды и справедливости! Они неизменяемы (никто не сможет их изменить). Он абсолютно все слышит и обо всем знает» (сура аль-Ан’ам, аят-115).

«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, - быть может, вы помяните назидание» (сура аль-Ан’ам, аят-152).

«Господь повелевает быть справедливыми (следовать «золотой середине») [не впадать в крайности]. В какой бы из мечетей вы ни молились [где бы ни совершали земной поклон пред Богом], пусть лик ваш будет правилен (движения верны; сердце спокойно, умиротворенно), молите Бога искренне. Как все начиналось [из ничего], так вы к Нему и вернетесь [ничем, прахом, а затем из останков будете воскрешены в Судный День]» (сура аль-Араф, аят – 29).

«Все вы возвратитесь к Нему, согласно истинному обещанию Аллаха. Он создает творение в первый раз, а затем воссоздает его, чтобы по справедливости вознаградить тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Тем же, которые не уверовали, уготованы напиток из кипятка и мучительные страдания за то, что они не уверовали» (сура Юнус, аят – 4).

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, - быть может, вы помяните назидание» (сура ан-Нахль -90).

Ихсан Кышкаров

Следуя словам Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Того, кто заучит сорок наших хадисов, Аллах воскресит в Судный день знающим и понимающим» («Аль-Кафи», т. 1, с. 49), редакция сайт перевела и составила для своих читателей сорок лучших преданий о величайшей книге в истории человечества - Священном Коране. Мы специально старались подобрать яркие и лаконичные хадисы, чтобы вам проще было выучить их и делиться ими со своими знакомыми.

О чтении Корана

1. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «[Регулярно] читайте Коран и часто поминайте Аллаха, ибо, поистине, это станет причиной поминания вас на небесах и светом для вас на земле» («Аль-Хисаль», с. 525).

2. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Эти сердца - „ржавеют“ подобно железу, и избавлением от этой „ржавчины“ служит чтение Корана» («Иршад аль-кулюб», с. 78).

3. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Воистину, Коран сей - вервь Аллаха, свет указующий и исцеление благое, а посему проявляйте усердие в чтении его, ибо за каждую прочитанную букву Великий и Всемогущий Аллах дарует вам награду десяти праведных деяний» («Бихар аль-анвар», т. 92, с. 19).

4. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто читает Коран и тот, кто слушает его [чтение], получают одинаковую награду» («Мустадрак аль-васаиль», т. 1, с. 293).

5. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто слушает [чтение] Корана, избежит зла этого мира, тот, кто [сам] читает Коран избежит испытаний загробной жизни, а тот, кто слушает [чтение] хотя бы одного аята из Книги Аллаха [извлечёт из этого] больше пользы, чем [из обладания] домом, [сделанным] из [чистого] золота» («Бихар аль-анвар», т. 92, с. 19).

6. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Воистину, чтение Корана есть искупление грехов, укрытие от [адского] пламени и избавление от страданий! На чтеца [Корана] нисходит милость, ангелы просят за него прощения, Рай тоскует по нему, и доволен им его Властитель» («Бихар аль-анвар», т. 93, с. 17).

7. Пророк Мухаммад сказал в своём последнем завещании Имаму Али, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха: «О Али! Читай Коран в любом положении, [в каком бы ты ни оказался]» («Ман ля йахдуруху аль-факих», т. 4, с. 188).

8. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Смешается Коран с плотью и кровью того, кто читает его смолоду, и поставит Аллах его в один ряд с ангелами, и в Судный день Коран станет для него защитником» («Бихар аль-анвар», т. 92, с. 187; «Саваб аль-а’маль», с. 226).

9. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Матери и отцу того, кто читает Коран, смягчается наказание, даже если оба они - неверующие» («Аль-Кафи», т. 2, с. 613).

10. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Коран - это завет Аллаха с Его творениями, поэтому мусульманину следует смотреть в [сей] завет и каждый день читать из него [хотя бы] пятьдесят аятов» («Аль-Кафи», т. 2, с. 609).

11. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто произносит четыре первых аята суры „Аль-Бакара“ (2:1-4), аят „Аль-Курси“ (2:255) вместе с двумя последующими аятами (2:256-257), а также три заключительных аята (2:284-286), сам не будет знать горя, и не случится ничего дурного ни с его семьёй, ни с его богатством; дьявол не посмеет приблизиться к нему, а он никогда не забудет Коран» («Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 36; «Саваб аль-а’маль», с. 234).

12. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто прочтёт сто аятов из любого места Корана, с которого пожелает, а затем произнесёт семь раз „О Аллах!“, то даже если он воззовёт к огромному валуну, тот сдвинется с места по воле Аллаха» («Саваб аль-а’маль», с. 233).

13. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Две награды получит тот, кому [чтение] Корана даётся с трудом. Тот же, кому оно даётся с лёгкостью, будет [пребывать] вместе с праведниками» («Саваб аль-а’маль», с. 227).

14. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Тому, кто читает Коран стоя во время молитвы, за каждую [прочитанную] букву Аллах запишет сто благодеяний, тому, кто читает его сидя во время молитвы, тому за каждую [прочитанную] букву Аллах запишет пятьдесят благодеяний, а тому, кто читает его вне молитвы за каждую [прочитанную] букву Аллах запишет десять благодеяний» («Саваб аль-а’маль», с. 227).

15. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто прочтёт ночью десять аятов [Корана] не будет записан в числе беспечных; тот, кто прочтёт пятьдесят аятов будет записан в числе поминающих [Аллаха]; тот, кто прочтёт сто аятов будет записан в числе молящихся [Ему]; тот, кто прочтёт двести аятов будет записан в числе смиренных; тот, кто прочтёт триста аятов будет записан в числе преуспевших; тот, кто прочтёт пятьсот аятов будет записан в числе усердных; а тот, кто прочтёт тысячу аятов, будет записан, [как] кинтар , и кинтар равен пятистам тысячам мискалей золота, [один] мискаль равен двадцати четырём киратам, самый маленький из которых подобен горе Ухуд, а самый большой - тому, что [находится] между небом и землёй» («Саваб аль-а’маль», с. 232).

16. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «[Будет пребывать] в достатке тот, кто [регулярно] читает Коран, и не [увидит] он после этого бедность. В противном случае, [не читай он регулярно Коран], не было бы у него достатка» («Саваб аль-а’маль», с. 230).

17. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Нет ничего тяжелей для шайтана, чем [когда он видит, как раб Божий] читает Коран, смотря в его свиток» («Саваб аль-а’маль», с. 231).

18. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Кто [полностью] прочтёт в Мекке Коран от пятницы до пятницы, раньше этого [срока] или позже, и завершит его в пятницу, тому Аллах запишет награды и благодеяния от первой пятницы, которая была в ближнем мире, до последней пятницы, которая будет в нём, и [даже] если он завершит чтение Корана в другие дни, то ему полагается такая же награда» («Саваб аль-а’маль», с. 225).

19. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Трое будут жаловаться Великому и Всемогущему Аллаху [в День суда]: заброшенная мечеть, в которой жители города не совершали молитв; учёный, живший среди невежд, [к которому никто не обращался для обретения знаний]; и оставленный Коран, который [никем] не читался и покрылся пылью» («Аль-Кафи», т. 2, с. 613).

О методе чтения Корана

20. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Читайте Коран таким образом, чтобы сердца ваши питали любовь к нему и смягчалась бы ваша кожа, и прекращайте чтение, когда сердца ваши покинет трепет» («Мустадрак аль-васаиль», т. 4, с. 239).

21. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Коран должен читаться не суетно или пением [певцов, плакальщиков и монахов], а [на арабский манер]: медленным выверенным чтением. Когда вы дойдёте до аята, в котором упомянут Рай, остановитесь и попросите о нём Аллаха, а когда дойдёте до аята, в котором упомянут Ад, остановитесь и попросите Аллаха избавить вас от его пламени» («Аль-Кафи», т. 3, с. 301).

22. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто читая Коран доходит до аята, в котором содержится прошение о чём-либо, должен попросить об этом Аллаха, и когда доходит до аята, в котором говорится о наказании, должен попросить Аллаха защитить его от огня и мучений Ада» («Аль-Кафи», т. 3, с. 1-3).

О заучивании Корана

23. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Читайте Коран и заучивайте [его суры], ибо, поистине, Высочайший Аллах не подвергнет наказанию того, кто запомнил [весь] Коран» («Бихар аль-анвар», т. 92, с. 19).

24. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Количество степеней в Раю [равно] числу аятов Корана (6236). А потому, когда чтец Корана войдёт в Рай, ему будет сказано: „Поднимайся выше за каждый аят, что ты можешь прочесть!“. Таким образом, никто не окажется на самой возвышенной ступени [Рая], кроме того, кто выучил наизусть весь Коран» («Бихар аль-анвар», т. 92, с. 22).

О домах, в которых читается Коран

25. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Я хочу, чтобы в каждом доме находился свиток [Корана], ибо это отталкивает шайтана» («Фадль аль-Кур’ан», с. 669).

26. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «В доме, в котором читается Коран и поминается Великий и Всемогущий Аллах, увеличивается благодать: нисходят в него ангелы и уходят оттуда шайтаны; светится он для обитателей небес, как звёзды светятся для обитателей земли, а в доме, в котором не читается Коран и не поминается Великий и Всемогущий Аллах, благодать уменьшается: уходят оттуда ангелы и приходят в него шайтаны» («Аль-Кафи», т. 2, с. 610).

27. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Освещайте ваши дома чтением Корана и не превращайте их в могилы, как сделали это иудеи и христиане: они совершали молитвы лишь в церквях и синагогах, оставив не у дел свои жилища. Воистину, в доме, в котором много читается Коран, увеличивается благо и множатся его обитатели, и светится он для обитателей небес, как звёзды на небесах светятся для обитателей земли!» («Аль-Кафи», т. 2, с. 610).

28. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Выделите в ваших домах долю для Корана, ибо, поистине, облегчаются [трудности] людей дома, в котором он читается, увеличиваются их блага и множатся его обитатели» («Васаиль аш-шиа», т. 4, с. 85).

Об изучении Корана

29. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Изучайте Коран, ибо он - прекраснейшее предание. И понимайте его скрупулёзно, ибо он - цветение сердец, и извлекайте из света его исцеление их. И читайте его красиво, ибо он - полезнейшее повествование» («Нахдж аль-балага», хутба 110).

30. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Лучшим среди вас является тот, кто изучает Коран, а затем обучает его [знаниям] других» (Туси, «Аль-А’мали», т. 1, с. 5).

31. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Всё в мироздании молится, испрашивая [у Аллаха] прощения за человека, который обучает [мудрости] Корана [других людей] - даже рыба в море!» («Аль-Кафи», т. 3, с. 301).

32. Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Не пренебрегай Словами Аллаха и не ищи [иного] руководства, отличного от него, иначе собьёшься [с истинного пути]» («»Уйун ахбар ар-Рида», т. 2, с. 57).

О ценности Корана

33. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если вы желаете облегчения [трудностей] и успеха [в делах] этого мира, [стяжания] награды мученика, [павшего за веру], спасения в День скорби, [укрытия] в тени в День [невыносимого] жара, пути [верного] в День заблуждения, то извлекайте пользу из Корана, который, воистину, есть Слово Всемилостивейшего и [залог] перевешивания [благих поступков] на весах [деяний]!» («Джами’ аль-ахбар», с. 78).

34. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Книга Аллаха - правдивейшее предание и наилучшее повествование. Сказал Аллах: „И когда читается Коран, то прислушивайтесь к нему и безмолвствуйте - быть может, вы будете помилованы!“ (7:204)» («Аль-Кафи», т. 3, с. 422).

35. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Когда беды окружат тебя подобно [сгущающемуся] ночному мраку, ищи прибежище в Коране, ибо он - посредник [между тобой и твоим Создателем], чьё посредничество будет принято. Аллах введёт в Рай того, кто возьмёт его своим наставником, и будет низвергнут в Ад тот, кто пренебрегает им или противится ему» («Фадль аль-Кур’ан», с. 599).

36. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Превосходство [слов Священного] Корана над остальными словами подобно превосходству Аллаха над Его творениями» («Мустадрак аль-васаиль», т. 4, с. 237).

37. Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Аяты Корана - это сокровищницы, и каждый раз, когда ты открываешь одну сокровищницу, тебе следует внимательно присмотреться к тому, что она в себе хранит» («Аль-Кафи», т. 2, с. 609).

38. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Для всякой вещи есть украшение, и украшением Корана является красивый голос» («Бихар аль-анвар», т. 92, с. 190).

39. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто бережёт Коран и действует в соответствии с ним, [в Судный день] будет пребывать с благородными [ангелами]» («Аль-Кафи», т. 2, с. 603).

40. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Люди Корана среди потомков Адама обладают самой высокой степенью после пророков и посланников. Так не умаляйте людей Корана и их права, ибо их положение - от Аллаха!» («Саваб аль-а’маль», с. 224).

عن أبي سعيد و أبي هريرة قالا : قال رسول الله صلى الله عليه و سلم :

لَيَأْتِيَنَّ عَلَى النَّاسِ زَمَانٌ يَكُونُ عَلَيْكُمْ أُمَرَاءُ سُفَهَاءُ يُقَدِّمُونَ شِرَارَ النَّاسِ ، وَيَظْهَرُونَ بِخِيَارِهِمْ ، وَيُؤَخِّرُونَ الصَّلاةَ عَنْ مَوَاقِيتِهَا ، فَمَنْ أَدْرَكَ ذَلِكَ مِنْكُمْ ، فَلا يَكُونَنَّ عَرِيفًا ، وَلا شُرْطِيًّا ، وَلا جَابِيًا ، وَلا خَازِنًا .
قال حسين سليم أسد : عبد الرحمن بن مسعود وثقه ابن حبان والهيثمي وباقي رجاله ثقات .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 790: حسن لغيره

قال الشيخ الألباني في „السلسلة الصحيحة“ 1 / 635: أخرجه أبو يعلى في » مسنده » , فقال الهيثمي في » المجمع » (5 / 240) . » رواه أبو يعلى , و رجاله رجال الصحيح خلا عبد الرحمن بن مسعود (!) و هو ثقة » .

قلت : و له طريق أخرى عن أبي هريرة وحده . أخرجه الطبراني في » المعجم الصغير » (ص 117) و الخطيب في » تاريخ بغداد » عن داود بن سليمان الخراساني : حدثنا عبد الله بن المبارك عن سعيد بن أبي عروبة عن قتادة عن سعيد بن المسيب عنه . و قال الطبراني : » تفرد به داود بن سليمان , و هو شيخ لا بأس به » .

قلت : و هذه فائدة عزيزة , فإن توثيق الطبراني للخراساني هذا مما لم يرد له ذكر في كتب الرجال مثل » الميزان » و » اللسان » و غيرهما , و إنما جاء فيهما أن الأزدي قال : » ضعيف جدا » .

قلت : و بقية رجال الإسناد ثقات رجال الستة , فهو شاهد لا بأس به عندي و الله أعلم .

Сообщается, что Абу Са’ид и Абу Хурайра, да будет доволен ими Аллах, сказали:

«Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Настанут для людей такие времена, когда править будут вами правители–глупцы, которые будут выводить вперёд наихудших из людей и отдалять наилучших из них, и которые станут оттягивать молитву до выхода её времени. И тот из вас, кто застанет это, пусть не будет ни советником (правителя), ни его солдатом (шурты), ни сборщиком налогов, ни казначеем!”»

Этот хадис передали Абу Я’ля 1115 и Ибн Хиббан 4586. Хадис хороший. См. «Маджма’у-з-заваид» 5/240, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 360, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 790, «Тахридж Маталиб аль-‘алия» 10/134.

_________________________________

Ибн Хиббан относительно этого хадиса сказал: «Упоминание сообщения о том, что является обязательным для человека, когда появятся плохие правители, отдаление от них во всех делах». См. «аль-Ихсан» 10/446.
Когда шейха аль-Албани спросили: «Каково постановление относительно работы в полиции, связанной с безопасностью дорожного движения, при том, что в этой работе есть, как вам известно, противоречия Шариату, как: дача чести начальнику, вставать перед ним при его вхождении и прочие противоречия Шариату?»
Шейх аль-Альбани ответил: «Если в данном вопросе речь идёт о добровольном выборе работы в полиции, то мы делаем наставление, пока ситуация является таковой, как упомянуты примеры в вопросе о противоречии Шариату, мы делаем наставление каждому мусульманину, боящемуся Аллаха Всемогущего, чтобы он избегал этого и не устраивался на подобную работу. В отличие от того, кто был вынужден, как дело обстоит с некоторыми службами, подобно армии. У этого иное постановление. А что касается того, чтобы мусульманин выбирал сам быть солдатом или полицейским, в чём есть противоречия Шариату, то непозволительно мусульманину работать в таких местах. Во-первых, потому что Аллах сказал: «Не помогайте друг другу в грехе и вражде» (аль-Маида, 5:2). Во-вторых, в хадисе пророка, мир ему и благословение Аллаха, про времена когда не будут устанавливаться законы пречистого Шариата, пришёл запрет быть полицейским, сборщиком налогов и занимать подобные должности, в которых служащий будет подчинённым и поступать в противоречие тому, что повелели Всемогущий Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха. Это и есть мой ответ». Сл. «Сильсиля аль-худа ва-н-нур» № 635.
И если такие вещи, как вставание перед офицером или отдача чести шейх аль-Албани счёл неприемлемым, чтобы работать даже в дорожной полиции и даже в стране мусульман, то чтобы он сказал о таких противоречиях Шариату Аллаха, как присяга со словами куфра; обязательность бритья бороды; суд не по Закону Аллаха?!
Что же касается стран неверных, то когда шейха аль-Албани спросили: «Каково постановление Ислама относительно работы в немусульманских странах, как например, в полиции, армии, работа адвокатом, судьей и т.п.?» Шейх коротко и ясно ответил в двух словах: «Куфр в делах!» Сл. «Сильсиля аль-худа ва-н-нур» 435.

Спросили шейха Мукъбиля ибн Хади: «Каково постановление относительно вступления в армию или полицию?»
Шейх ответил: «Вступление в армию или полицию не дозволено, потому что ты столкнёшься с велениями, которые пришли от врагов Ислама. Однако, если армия и полиция следуют Корану и Сунне, то является обязательным повиноваться правителю. Но они следуют указаниям инструкторов и экспертов, явившихся со стороны врагов Ислама. После этого, первым, с чем придётся столкнуться – это бритьё бороды, фотографирование и утверждение выдуманных законов в различных областях. То, что я советую каждому мусульманину – это отстраняться от армии и полиции, потому что он не сможет в их рядах сделать что-то на благо Ислама…
То, что я завещаю каждому мусульманину – это не впадать в харам по причине вхождения в эти структуры. Религия Аллаха величественнее, чтобы ты сбривал бороду! Бритьё бороды запрещено, однако в этой работе есть то, что намного хуже, а это – твоё покорение выдуманным законам, покорение не Шариату Аллаха. А Великий Господь говорит: «Или же у них есть соучастники, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (аш-Шура, 42:21).
А что касается их отговорок, в виде: «Могут тогда прийти на это место коммунисты, ба’аситы и занять важные места», то ты в этом состоянии не сможешь никак закрыть эти места. И быть может над тобой уже стоит коммунист или ба’асит, а ты воплощаешь его веления». Сл. «Хукм ад-духуль филь-джейш валь-шурта». Послушать всю запись.

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст وَكَذَلِكَ نُوَلِّي بَعْضَ الظَّالِمِينَ بَعْضًا بِمَا كَانُوا يَكْسِبُونَ Транслит Wa Kadh alika Nuwallī Ba`đa A ž-Žālimī na Ba`đāan Bimā Kānū Yaksibū na Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают. И так [как Мы дали власть шайтанам-джиннам над неверующими людьми] одним беззаконникам даем Мы (в этом мире) власть над другими за то, что они приобретают [за их грехи]. Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают. [[Мы позволяем мятежным джиннам управлять своими клевретами из числа людей и сбивать их с пути, а также связываем их узами дружбы и согласия из-за того, что они приобретают и ради чего усердствуют. Таким же образом, согласно Нашему установлению, Мы позволяем одним беззаконникам править другими, подталкивать их к совершению злодеяний и призывать их к этому, удерживать их от добрых поступков и отдалять их от них. Это - одно из самых ужасных наказаний Аллаха. Оно имеет тяжкие последствия и представляют собой большую опасность. Однако ответственность за это лежит только на беззаконниках, потому что они сами навредили себе и совершили преступление против самих себя. Недаром Всевышний сказал: «Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (41:46) . Из всего сказанного следует, что если рабы совершают много несправедливых поступков, распространяют нечестие и не выполняют своих обязанностей, то к власти приходят несправедливые люди, которые подвергают свои народы ужасному наказанию, деспотично лишают их прав и причиняют им намного больше зла, чем они совершают, отказываясь выполнять свои обязанности перед Аллахом и Его рабами. При этом они не получают за это вознаграждения и даже не надеются на него. Если же рабы обретают праведность и встают на прямой путь, то Аллах исправляет деяния их правителей, и на смену деспотичным тиранам к власти приходят справедливые и беспристрастные правители.]] Ибн Касир

Ма’мар сообщает, что Катада сказал по поводу тафсира этого аята: «Аллах даст власть одним беззаконникам в аду над другими, дабы и там они следовали за ними». Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам сказал по поводу смысла аята: ﴾ وَكَذَلِكَ نُوَلِّي بَعْضَ الظَّـالِمِينَ بَعْضاً ﴿ Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими – «Здесь подразумеваются беззаконники из джинов и беззаконники из людей», а затем он процитировал: ﴾ وَمَن يَعْشُ عَن ذِكْرِ الرَّحْمَـنِ نُقَيِّضْ لَهُ شَيْطَاناً فَهُوَ لَهُ قَرِينٌ ﴿ К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем. (43:36) Далее он сказал: «Иными словами Мы дадим власть злодеям из джинов над злодеями из людей».

Ибн Мас’уд сообщает, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто поможет злодею, Аллах даст править этому злодею им». Поэт сказал: Над любой рукой длань Аллаха; А любой злодей вкусит от злодея другого. Смысл аята: ﴾ وَكَذَلِكَ نُوَلِّي بَعْضَ الظَّـالِمِينَ بَعْضاً بِمَا كَانُواْ يَكْسِبُون ﴿ «Так же как Мы дали править над этими потерпевшими убыток, людьми джинам, которые ввели их в заблуждение и обольстили их, мы дадим править одним злодеям другими, Мы будем губить их одних другими, воздаянием за их злодеяния и угнетения».

Изучение аята

Я изучил и понял данный аят!