Нарисовать иллюстрацию к комедии ревизор школа. Презентация на тему "«Ревизор» Н.В. Гоголь - иллюстрации"

МОУ «Гимназия № 17»

«Герой комедии «Ревизор» Хлестаков

в иллюстрациях русских художников».

Выполнили:

ученицы 8«в» класса

Шаркова Анна,

Черниенко Маргарита.

Растерянность и трепет свойственны всем чиновникам на «приеме» у Хлестакова, но каждый из них дает взятку по-своему. Нет похожих работ художников. Каждая из них индивидуальна.

1951 г.

Хлестаков проснулся. Беспечность, растущая развязанность во всей его натуре.

1951 г.

Хлестаков. Вот со мной престранный случай: в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?

В сценах с купцами, слесаршей и унтер-офицершей Хлестаков уже самый настоящий ревизор в каждом своем слове. Он уже действует как опытный взяточник и как обладающий полномочиями «деятель».

Возрастает развязность Хлестакова в сцене «приема» чиновников и других городских жителей. Видимо, Хлестаков начинает догадываться, что его принимают за государственного человека. В сцене с Бобчинским и Добчинским Хлестаков уже не в роли просителя. Гоголь показывает нам процесс превращения человека во взяточника.

1900г.

Гоголь использует в своем произведении гротеск. Все действие комедии держится на ошибке.

Есть и другой художественный мотив: сюжетная гротескность должна передать нелепость общественного правопорядка, когда владение большим чином достигается не по разумному человеческому закону, не по истинной духовной ценности личности, а, в сущности, по случайной прихоти судьбы.

Гоголь комедийно заостряет эту мысль. Хлестаков быстро входит в роль, искусно и даже с блеском представляет грозного вельможу . Этот игровой, гротескный момент очень содержателен: здесь - прозрачный намек на случайность, полную необоснованность, психологическую, интеллектуальную, появления значительных лиц.

дает нам почувствовать этот гротеск, несуразность, нелепость правопорядка, комичность изображаемого.

Вспоминается эпиграф пьесы: « На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эпиграф дан Гоголем позже, в 1842 году, после пережитых им страданий от потока яростных обвинений в клевете на Россию, в искажении действительности. Итак, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него,

не упрекайте его в искажении, а присмотритесь к его отражению. Эпиграф звучит резко и смело.

Чернышевский писал: Гоголь «первый представил нас нам в настоящем нашем виде... первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими». Но вот уже 150 лет комедия живет на сценах театров. Что дает она современному зрителю, читателю, помимо того, что мы узнаем, как было? Нет ли в нас самих, вокруг нас каких-то черт Хлестакова и других героев комедии?

Противоречие между сущим и должным и зафиксировано в "Ревизоре". Разве не странно, что в "сборном городе" вместе с Сквозник-Дмухановским истинными хозяевами чувствуют себя такие монстры, как судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и смотритель училищ Хлопов? Нелепо и безумно их существование в этой роли, как жестоко-нелепа организация жизни, созданная такими "отцами города". Их власть реальна, но, с точки зрения Гоголя, и призрачна.

Гротеск в "Ревизоре" прекрасно выражает идею "призрачности", но он реалистичен. Своеобразие его в том, что его главный, комический элемент постоянно "соседствует" с пафосом трагического. Читая пьесу, мы все время представляем, что вполне реален настоящий ревизор без хвастовства, но зато с мрачной суровостью, еще более устрашающей. И вовсе не пустым прожектерством кажутся иногда мечтания Антона Антоновича о генеральстве с естественной придачей в виде одного из "первых домов в столице" и с единственной возможной формой использования этого генеральства: безграничной, тяжкой властью над слабыми мира сего.

В окно высовываются руки с просьбами.

Хлестаков. Да кто там еще? (Подходит к окну. ) Не хочу, не хочу! Не нужно, не нужно! (Отходя. ) Надоели, черт возьми! Не впускай, Осип!

Осип (кричит в окно ). Пошли, пошли! Не время, завтра приходите!

О каких новых свойствах натуры Хлестакова мы узнали из четвертого действия?

Один из исследователей комедии «Ревизор» писал: «Если в сцене вранья Хлестаков одержим стихиею речи, то в сцене сватовства он одержим стихиею поступков. Стихия в нем всегда, она во всем управляет им». Хлестаков готов и смошенничать, и словчить, словом, не пропустит того, что плывет в руки, как и городничий. Он способен сыграть любую роль, даже роль пылкого влюбленного. Роль эту подсказывают ему сами обстоятельства, «случай».

1951 г.

«Срывать цветы удовольствия» - вот цель его существования. А самое большое удовольствие - иметь власть и деньги, жить на широкую ногу.

застает Хлестакова с дочерью, то обе женщины явно смущены. А как себя чувствует Хлестаков? Во всяком случае, смущения мы не видим.

Каковы теперь жизненные цели и мечты городничего? «Родство» с Хлестаковым открывает, по его мнению, невероятные возможности: «зашибить» генеральский чин, получить «кавалерию», жить в Петербурге.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809-1852)

«Ревизор»

В данной теме мы учитывали сложившуюся традицию целостного изучения комедии «Ревизор», наиболее соответствующую природе драматического произведения («следование за автором»). При этом обязательным условием является подготовленное заранее чтение комедии учителем и учащимися целиком, от действия к действию.

Первый урок углубляет знания учащихся об основных жанрах (видах) драматических произведений, об особенностях комедии как жанра. Учитель во вступительном слове сообщает историю создания «Ревизора», историко-бытовой комментарий к пьесе (николаевская Россия во времена Гоголя).

На этом же уроке читается и анализируется афиша, происходит предварительное знакомство с действующими лицами, сопровождаемое чтением отрывков из «Замечаний для господ актеров». Этот своеобразный «парад» действующих лиц перед началом чтения в классе может сопровождаться иллюстрациями П. М. Боклевского к комедии (Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. - М.; Л., 1959. - С. 184-187). Сопоставление облика и имени дает возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определенное впечатление о лицах, которым они принадлежат.

Выразительное чтение комедии будет сопровождаться необходимым комментарием и завершаться после каждого действия беседой, вопросы и задания к которой предлагаются далее.

Можно предложить учащимся озаглавить каждое действие комедии цитатами из нее, например:

I действие - «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

II действие - «О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»

III действие - «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

IV действие - «Мне нигде не было такого хорошего приема».

V действие - «Какие-то свиные рыла вместо лиц».

Всей системе уроков предшествует общий опережающий вопрос, материал для ответа на который учащиеся накапливают в течение всех уроков: «Как проявляет себя в комедии единственное, по словам автора, честное, благородное лицо ее - смех?»

Вопросы и задания:

I действие

Что вы можете сказать о комедии «Ревизор», лишь приступая к ее изучению? Что вам подсказывает слово «комедия»? О чем говорит время создания пьесы?

Какие именно слова городничего встревожили всех чиновников и привели в действие сюжет комедии? Что вы считаете завязкой комедии (событие, с которого начинается действие)?

Есть ли в первом действии экспозиция (описание обстановки, предшествующей началу действия)? В чем ее своеобразие? О чем она говорит?

Какое значение для развития действия имеет чтение письма городничим? Что именно в этом чтении особенно характеризует городничего?

Какое чувство движет всеми чиновниками?

Как характеризуются различные учреждения города? Что именно в этих описаниях обосновывает страх чиновников и городничего перед ревизором?

Какими сценами в I действии развитие сюжета как бы тормозится? Для чего автор вводит спор о взятках городничего и судьи, рассказ почтмейстера о чужих письмах? Охарактеризуйте рассказ Бобчинского и Добчинского о «ревизоре».

II действие

Кто такой Иван Александрович Хлестаков? Что мы узнаем о нем из монолога Осипа? (Воспользуйтесь при анализе этого и других монологов из комедии следующими примерными вопросами:

Как характеризует данный монолог героя, его произносящего?

Чем вызван этот монолог? Какие вопросы затронуты в нем?

Каково психологическое состояние героя в данный момент и как оно выражается?

С какой целью введен драматургом монолог?)

Как характеризуют Хлестакова его собственные монологи, поведение с Осипом, трактирным слугой (перед встречей с городничим)?

Что мы знаем об отношениях персонажей на основании предшествующих сцен?

Чем вызвано взаимное непонимание городничего и Хлестакова? Почему Хлестаков мог показаться опытному городничему ревизором? Ведь Хлестаков при встрече говорит правду о себе, а городничий не верит. Что сбивает с толку городничего? Почему он называет Хлестакова «тонкой штукой»?

Перечитайте внимательно авторские ремарки и реплики городничего в сторону, чтобы ответить на вопросы: в чем подтекст поведения и высказываний городничего и Хлестакова? Что они говорят и о чем думают на самом деле? Как мы узнаем об их внутреннем состоянии? Почему у Хлестакова нет реплик в сторону?

Что смешного, комичного во II действии? Какие сцены кажутся особенно смешными? Как, например, понял городничий слова Хлестакова о том, что у него нет денег?

Что вы узнали из II действия о характерах действующих лиц, об их жизненных позициях, взглядах? Как речь персонажей характеризует их?

Какова роль II действия в развитии сюжета и в раскрытии идейного содержания всей комедии?

III действие

На чем основаны постоянные противоречия между матерью и дочерью?

Какую сцену III действия и почему можно назвать кульминацией (высшей точкой в развитии действия) сюжета комедии?

Как раскрывается Хлестаков в сцене вранья? Что в ней особенно смешно? В чем проявляется хлестаковская «легкость необыкновенная в мыслях»?

IV действие

Один из исследователей комедии «Ревизор» писал: «Если в сцене вранья Хлестаков одержим стихиею речи, то в сцене сватовства он одержим стихиею поступков. Стихия в нем всегда, она во всем управляет им». Согласны ли вы с этим наблюдением? Подтвердите свое мнение сценами из IV действия (не только сценой сватовства).

Когда Анна Андреевна застает Хлестакова с дочерью, то обе женщины явно смущены. А как себя чувствует и ведет Хлестаков? Чем вы объясните его поведение?

- «Каждый из поступков Хлестакова, как и почти каждое его слово, - это экспромт». Как вы понимаете слово «экспромт»? Подтвердите справедливость этих слов, используя сцены из II, III и IV действий комедии.

Как ведет себя Хлестаков в сценах взятки? Каким образом Гоголь показывает нам процесс превращения человека во взяточника?

Что называет Хлестаков «хорошим приемом»? Что называет унтер-офицерша своим «счастьем»? («А за ошибку-то повели заплатить штраф. Мне от своего счастья неча отказываться...») Только ли смешны эти два высказывания?

V действие

Какая сцена V действия является высшей точкой счастья, успеха власти городничего? Как он проявляет себя в этой сцене?

Как в этой сцене обнаруживает свой характер жена городничего?

Как раскрываются в V действии характеры чиновников и сущность их отношения к городничему?

Утверждают, что в гоголевской комедии не одна, а две развязки (события, завершающие действие). Какие сцены являются развязками действия? Кого затрагивает первая развязка? Что больше всего приводит в бешенство городничего?

Вспомним, что завязка в I действии касалась персонажей и всех приводила в движение. Какая развязка в комедии захватывает всех действующих лиц разом? Чем именно она производит впечатление завершенности? Чего может теперь ожидать зритель?

Не считаете ли вы, что сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора нарушает логику комедии? Чтобы ответить на этот вопрос, перечитайте внимательно письмо Чмыхова, которое читал городничий в I действии.

В одной из статей о «Ревизоре» есть такое замечание: «Если завязка всех сразу привела в движение, всех действующих лиц комедии, то развязка сразу заставила всех замолчать и оцепенеть». Пьеса заканчивается знаменитой немой сценой. Что же заставило всех действующих лиц пьесы онеметь и почти окаменеть?

Эпиграф к комедии говорит: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Как показаны в комедии кривые рожи представителей власти, их «свиные рыла»?

Вопросы и задания ко всей комедии :

I. Ваши первые общие впечатления от комедии .

Почему комедия называется «Ревизор»?

Почему Хлестаков был принят за ревизора, хотя «в этом вертопрахе... ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?

Какие сцены и персонажи показались вам наиболее интересными и чем именно? Кого из персонажей вам хотелось бы «сыграть» в классе?

II. Разберемся в прочитанном , еще раз перечитаем текст комедии .

Какие роды и виды (жанры) литературы вы знаете? К какому роду и виду литературы принадлежит «Ревизор»?

Кратко расскажите (в трех-четырех фразах), как построена комедия «Ревизор»: в чем ее основной конфликт, кто ее главные герои, какие сцены наиболее важны для развития сюжета комедии, для выявления ее главной мысли, идеи?

Где и когда происходит действие комедии? Подтвердите свою мысль конкретным анализом текста.

Будьте внимательны к слову писателя:

Приведите примеры из речи городничего, Хлестакова и других действующих лиц, ярко рисующие особенности их характеров и взаимоотношений, например:

«Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувайлы морские! жаловаться?»

«На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа...»

«Э!» - говорю я Петру Ивановичу... - Нет, Петр Иванович, это я сказал: «Э!» - Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э!» - сказали мы с Петром Ивановичем...»

Комедия «Ревизор» стала источником многих крылатых слов и выражений, вошедших в народную речь, в пословицы, например: «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать», «Легкость необыкновенная в мыслях» и т. д. Вспомните сами крылатые слова и выражения из комедии.

Гоголь усиленно добивался выполнения своих ремарок по отношению к заключительной немой сцене. Он пишет: «Испуг каждого из действующих лиц не похож один на другой, как не похожи их характеры и степень боязни и страха, вследствие великости наделанных каждым грехов». Прочитайте внимательно заключительную ремарку к комедии и объясните, как в ней отразились черты характеров гоголевских персонажей.

Обращаясь к исполнителям комедии «Ревизор», Гоголь писал: «Одна из главных ролей есть Городничий... Русский человек, который не то чтобы был изверг, но в котором извратилось понятие правды, который стал весь ложь, уже даже и сам того не замечая... Может быть, он даже один из тех людей, которые, если бы увидели, что все вокруг стали честны, что честность - требование...» Здесь Гоголь оборвал свою мысль. Как вы ее понимаете? Согласны ли вы с такой авторской оценкой героя? Обоснуйте свое мнение.

Гоголь охарактеризовал других персонажей следующим образом:

«Он даже не охотник творить неправду, но велика страсть к псовой охоте... Из-за нее он наделает множество разных неправд, не подозревая сам того».

«...Человек толстый, но плут тонкий».

«...Ничего более, как только напуганный человек частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что».

«...Простодушный до наивности человек, глядящий на жизнь как на собрание интересных историй для препровождения времени».

«...В нем все сюрприз и неожиданность».

Определите, кого из персонажей имеет в виду автор. Обоснуйте справедливость своего мнения.

Автор комедии писал: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был - смех... насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете...»

Какими приемами добивается Гоголь комизма, как он с помощью смеха разоблачает зло? Каков характер гоголевского смеха в «Тарасе Бульбе» и в «Ревизоре»?

Приведите примеры «значащих» фамилий героев комедии и объясните их смысл.

Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям комедии «Ревизор».

Помните в связи с этим советы Н. В. Гоголя исполнителям: «Больше всего надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру... Чем меньше будет думать актер о том, чтобы смешить и быть смешным, тем более обнаружится смешное во взятой им роли». Как читал «Ревизора» сам Гоголь? Тургенев, присутствовавший на таком чтении, рассказывал: «Гоголь... поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет - есть ли тут слушатели и что они думают».

В лаборатории писателя :

Гоголь был не доволен тем, как он первоначально написал сцену взяток в IV действии: «...не так ловко, что Хлестаков начинает первый просить денег взаймы и... было бы лучше, если бы чиновники сами ему предложили...» В чем, по вашему мнению, смысл переделки этих сцен?

- «Что такое, если разобрать, в самом деле Хлестаков? Молодой человек, чиновник и пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми... Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым...» О каких качествах Хлестакова здесь говорит автор?

Сопоставьте два начала «Ревизора» в первоначальной и окончательной редакциях и сделайте вывод о том, в каком направлении шла переработка текста комедии, чего добивался Гоголь:

Первоначальная редакция

Я пригласил вас, господа... Вот и Артемия Филипповича и Аммоса Федоровича, Луку Лукича и Христиана Ивановича... с тем, чтобы сообщить вам одно пренеприятное известие... Меня уведомляют, что отправился инкогнито из Петербурга, чиновник с секретным предписанием обревизовать в нашей губернии все относящееся по части гражданского управления. «Ревизор ». М., 1966. Э. Л. Войтоловская. Комедия Н. В, Гоголя «Ревизор ». Комментарий. Л., 1971. С. Машинский. Художественный...

  • Н. А. Некрасов Слово учителя о Н. В. Гоголе

    Документ

    Оборудование: портрет Н.В. Гоголя , «Н.В. Гоголь в портретах, иллюстрациях , документах» (под ред. А.М. Докусова); иллюстрации к «Ревизору ». Ход урока. ... представления новой комедии » Гоголь создал в 1836 году под впечатлением премьеры «Ревизора ». Кроме...

  • Поурочное планирование уроков литературы Н. В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести»

    Урок

    НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя , поэма «Мертвые души», карточки-информаторы, иллюстрации и рисунки к произведениям... рублей 4) с полтинника Роль какого персонажа в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор » сыграл наш известный земляк М.С. Щепкин...

  • Урок по литературе в 8 классе «Это честное, благородное лицо был смех»

    Урок

    Имени Киселева. Мультимедийная установка (показ иллюстраций к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор ») Ход урока. Вступление. Сегодня наш... интерес к его творчеству. Понравилась ли комедия Гоголя «Ревизор »? Если будет возможность, пойдете ли...

  • В этот день 200 лет назад появился на свет русский художник, график, политический карикатурист, автор гротескных портретов и один из лучших иллюстраторов классических произведений русской литературы своего времени Пётр Михайлович Боклевский. Сын отставного подпоручика, участника штурма Измаила Михаила Фёдоровича Боклевского и дочери небогатого помещика Марии Даниловны, урожденной Сазоновой, увлекавшейся акварельной живописью, сызмальства проявлял интерес к рисованию. В седьмом классе За отличные успехи в рисовальном искусстве он был даже награжден памятным подарком.


    Пётр Михайлович Боклевский. Автопортрет

    Однако учиться Боклевский поступил на юридический факультет Московского университета, который не закончил из-за конфликта с руководством по поводу его критических взглядов на систему крепостного права в России. Вернувшись на родину, поработал заведующим хлебными магазинами и параллельно совершенствовал своё мастерство в рисовании. Уехав в Петербург в 1845 году, Пётр Михайлович стал вольнослушателем Петербургской Императорской Академии художеств в мастерской Карла Брюллова, но и здесь он на долго не задержался, показав свой непростой характер. Ученик со скандалом покинул мастера, отказавшись переделывать картину Тайная Вечеря , на которой он изобразил Иисуса Христа и апостолов на крыше здания, сидящими на восточный манер , а не согласно классическим канонам. Боклевский перешёл в мастерскую Петра Клодта, работавшего в то время над своей знаменитой конной группой для Аничкова моста, где рисовал для скульптора эскизы.


    Женский портрет


    Крестьянская баба

    За один из созданных портретов Боклевский получил звание художника портретной и акварельной живописи и право на двухлетнюю заграничную командировку по Европе, которую использовал для совершенствования своих живописных навыков. Художник стажировался в школе Латура и Видаля в Париже, работал на пленэре в Швейцарии, Италии, Испании, Германии, Франции. А после возвращения на родину Пётр Михайлович начал работать как профессиональный художник, получая и частные заказы и работая для популярных иллюстрированных изданий.

    Боклевский прославился как политический карикатурист, создав в 1855 году альбом На нынешнюю войну , с карикатурами на англичан времен Крымской войны. К сожалению, найти что-то приличное по качеству из этого альбома мне не удалось.



    Карикатуры на английского премьер-министра Пальмерстона

    Этот альбом имел огромный успех, особенно рисунок, изображавший Пальмерстона под сапогом русского солдата. По нему было изготовлено много пепельниц из фарфора и бронзы. Их и сейчас можно встретить в старинных домах и в лавках антикваров. Карикатуры эти очень понравились только что вступившему на престол императору Александру II, который наградил Боклевского бриллиантовым перстнем (Художник-иллюстратор П.М. Боклевский, его жизнь и творчество К. Кузьминский, 1910)


    Пётр Боклевский, автопортрет


    Свои люди


    Мужской портрет, акварель


    Портрет молодого человека, акварель


    Онегин


    Евгений Базаров Иллюстрация к роману Тургенева Отцы и дети


    Герасим Муму

    Высшим достижением Боклевского считаются ироничные, яркие, характерные портреты и иллюстрации к произведениям русских литераторов – Пушкина, Грибоедова, Островского, Тургенева, Достоевского, Мельникова-Печерского и особенно Гоголя. К сожалению, во время пожара, случившегося в имении жены художника, в огне погибли многие его работы, в том числе цикл рисунков к Запискам охотника Тургенева. Семья художника оказалась почти без средств к существованию и для того, чтобы дать детям возможность получить образование, Боклевский вынужден был уехать в Москву и заняться адвокатской практикой.

    Здесь художник сблизился с литературным миром Москвы, подружился с многими писателями и создал циклы-альбомы литографий и рисунков к их сочинениям. Вот ими я и предлагаю вам полюбоваться...

    Иллюстрации к пьесам Александра Островского. Пётр Михайлович проиллюстрировал пять пьес драматурга.


    Свои люди – сочтемся , действие III, явление 4


    Свои люди – сочтемся


    Бедная невеста . Действие I, явление 2


    Бедная невеста . Действие II, явление 5


    Бедность не порок . Действие III, явление 1


    Бедность не порок . Любим Торцов


    Не в свои сани не садись . Действие I, явление 8


    Не в свои сани не садись . Действие II, явление 9


    Не так живи, как хочется

    Иллюстрации к гоголевскому Ревизору


    Хлестаков


    Осип


    ...к нам едет ревизор


    Сцена из Ревизора


    Городничий


    Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, Городничий, Артемий Филиппович Земляника


    Анна Андреевна и Мария Антоновна


    Полиция. Иллюстрация к пьесе Н.В. Гоголя Ревизор, 1856 год


    Иллюстрация к комедии Н. В. Гоголя Ревизор


    Хлестаков

    Пётр Михайлович Боклевский так проникался в образы героев пьес, выразительно подчеркивая их жизненность и реалистичность, что многие актёры нередко вплоть до Михаила Чехова, игравшего Хлестакова, специально гримировались под Боклевского .

    Несколько иллюстраций к другим произведениям Николая Васильевича Гоголя:


    Иллюстрация к повести Старосветские помещики , 1887 год
    Пульхерия Ивановна была несколько сурьёзна, почти никогда не смеялась; но на лице и в глазах её было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было лучшего, что вы верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для её доброго лица


    Акакий Акакиевич Башмачкин Шинель


    Иллюстрация к пьесе Н.В.Гоголя Тяжба а

    Но вершиной творчества Петра Боклевского стали альбомы иллюстраций в поэме Николая Васильевича Гоголя Мёртвые души . Он работал над гоголевскими типами постоянно, вплоть до самой смерти, не боялся изображать в истинном свете чиновников, бюрократию и сильных мира сего, наверное, поэтому его галерея стала самой выразительной и любимой.


    Иллюстрации Петра Боклевского к поэме Мёртвые души Н.В. Гоголя


    Чиновники города NN, 1866 год


    Чичиков


    Чичиков


    Петрушка и Селифан


    Лакей Петрушка и учитель Чичикова


    Чичиков, Петр Боклевский, 1895 год


    Коробочка и Кувшинное рыло


    Гоголь, Коробочка


    Собакевич


    Собакевич


    Собакевич


    Ноздрёв


    Ноздрёв


    Плюшкин


    Манилов


    Манилов


    Коробочка и Петух


    Породистая стройная девка Тентетникова

    Ещё один альбом Гоголевских типов, располагаю иллюстрации в таком порядке, в каком они даны в книге.


    Чичиков


    Селифан


    Петрушка


    Учитель Чичикова


    Манилов


    Приказчик Манилова


    Коробочка


    Иван Петрович правитель канцелярии


    Фетинья горничная Коробочки


    Ноздрёв


    Мижуев, зять Ноздрёва


    Собакевич


    Плюшкин


    Иван Антонович Кувшинное рыло


    Председатель палаты


    Полицмейстер


    Губернатор


    Дочь губернатора

    Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» в иллюстрациях художников

    Вступление Н. Г. Гоголь один из величайших русских писателей 19-го века. Как говорит сам Гоголь в "Ревизоре " я решился собрать в одну кучу всё дурное в России - все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем" В основе сюжета комедии лежит переполох среди чиновников маленького уездного города, которые ждали ревизора, а также стремление скрыть от проверяющего свои "грешки". В этой комедии отсутствует один центральный герой, таким героем стали все чиновники. Гоголь в этой комедии высмеивает лицемерие, ложь, ничтожность интересов, суеверия, сплетни и т. д.

    П. Боклевский. Хлестаков. Литография. 1863 г. *Литогра́фия - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Отзыв одноклассника: Мне очень понравилась эта картина. Хлестаков на ней получился очень выразительным и красивым молодым человеком, как я его себе и представляла. (Шишканова Алина)

    Боклевский Пётр Михайлович Боклевский Пётр Михайлович - один из крупнейших русских художников-иллюстраторов. Родился в селе Елшино. Учился в Московском университете, служил губернским секретарем в Рязани. Брал уроки у живописца А. Е. Егорова. В Рязани скандальную славу получили его карикатуры на губернатора П. С. Кожина. Позднее жил в Москве. Последний период жизни художника был труден из-за бедности и болезней, но над иллюстрациями он работал почти до самой смерти.

    Константиновский А. И.«Ревизор». Хлестаков рассказывает. 1951г. На этой иллюстрации Хлестаков показан в минуту вдохновения, в сцене хвастовства. Глядя на эту картину я понял, что Хлестаков своим образом был похож на ревизора. Его поведение и его рассказы заставляли чиновников верить каждому его слову. (Вова Сорокин) Отзыв одноклассника:

    Константиновский А. И. 1951 г. Когда Анна Андреевна застает Хлестакова с дочерью, то обе женщины явно смущены. А как себя чувствует Хлестаков? Во всяком случае, смущения мы не видим. Отзыв одноклассника: На этой картине мы увидели удивление жены Хлестакова и смущение Анны Андреевны. Хлестаков ведет себя очень некрасиво по отношению к дамам. (Маша Зубарева)

    Константиновский А. И. 1951 г. В сценах с купцами, слесаршей и унтер-офицершей Хлестаков уже самый настоящий ревизор в каждом своем слове. Он уже действует как опытный взяточник и как обладающий полномочиями «деятель». Отзыв одноклассника: Хлестаков стоит в развязной позе с сигарой в руках. У служливость городничего, его семьи и всех других чиновников ревизору также видна на этой картине. (Аня Китляр)

    Константиновский Александр Иосифович Константиновский Александр Иосифович - художник театра, график. Учился в Киевском художественном институте, в еврейской театральной студии. Творческую деятельность начал в Театре студийных постановок, где оформил в два спектакля. В 1925 г. уехал в Москву, где учился на театральном отделении живописного факультета и одновременно посещал театральную студию. Участник войны 1941–1945.

    Савицкий К. А. 1900г. Савицкий К. А. дает нам почувствовать эту несуразность, нелепость правопорядка, комичность изображаемого. Отзыв одноклассника: Здесь мы видим дачу взятки Хлестакову. Городничий не испытывает никаких негативных эмоций при этом действии. Из этого мы можем понять, что он не в первый раз совершает это преступление. (Яна Полуэктова)

    Савицкий Константин Аполлонович Константи́н Аполло́нович Сави́цкий - русский жанровый живописец, академик, член Императорской Академии художеств, педагог. Родился в Таганроге в семье военного врача. Рано потеряв родителей, был отдан родственниками на воспитание в частный пансион, по окончании которого, К. А. Савицкий поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи.

    Приезд городничего в гостиницу. Художник Д. Кардовский. 1933 г. Мы почти не видим выражения лица Хлестакова, но сразу догадываемся, что он очень напуган. Он не в силах побороть в себе страх! Хлестаков – трус. Он боится наказания. Оба героя ведут себя естественно в соответствии со своим истинным положением, хотя каждое слово друг друга собеседники воспринимают в искажённом смысле. Отзыв одноклассника: Я вижу на этой иллюстрации что слева стоит испуганный Хлестаков. Справа Городничий, который хочет дать взятку "ревизору ". Хлестаков, как показано на картине, от испуга схватил бутылку, он хотел ударить Городничего. (Женя Керимова)

    Дми́трий Никола́евич Кардо́вский Дми́трий Никола́евич Кардо́вский (1866-1943) - русский и советский график и педагог, профессор. Происходил из дворян. Родился в деревне Осурово. Среднее образование получил во Владимирской гимназии, после чего поступил на юридический факультет Московского университета, одновременно посещая Классы изящных искусств. В 1892-1896 годах обучался в Академии художеств. В 1902 году удостоен звания художника. С 1903 года на преподавательской работе в Академии художеств, помощник в мастерской Репина. Умер 9 февраля 1943 года. Похоронен на территории Горицкого монастыря.

    С. Грибков. Обед Хлестакова. 1868г. На картине Грибкова Хлестаков сидит за столом в пол-оборота. Он высказывает слуге возмущение обедом, который ему принесли. Отзыв одноклассника: На этой картине мы можем увидеть обед Хлестакова. Его лицо выражает недовольство едой, которую ему принесли. Однако, он не заплатил за нее ни копейки. Я считаю, что в его случае жаловаться на обед неуместно. (Настя Лагутина)

    Сергей Иванович Грибков Сергей Иванович Грибков ― русский живописец, иконописец. Из семьи мелкого торговца. Живописью стал заниматься поздно. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник различных московских выставок. В 1880-1890-е годы преподавал в собственной художественной студии. В последние годы картин не писал, писал иконы, расписывал в Москве церкви. Умер Сергей Иванович в бедности. В. А. Гиляровский пишет, что хоронили его на собранные деньги, поскольку «в доме не оказалось ни гроша». С.Грибков. В лавке

    Спасибо за внимание!!!

    Слайд 2

    Гоголь за кулисами во время репетиции комедии «Ревизор» в Александринском театре в Петербурге. Акварель актера П.А.Каратыгина, 1836. « Никто не догадывался, какой великий талант скрывался в этом слабом теле, какие страдания он испытывал, предугадывая, что ни актеры-исполнители, ни большинство публики не оценят и не поймут «Ревизора» при его первом представлении». (П. П. Каратыгин со слов П. А. Каратыгина. Ист. Вестн., 1883, сент., 735.)

    Слайд 3

    П.М.Боклевский. Автопортрет, 1848. Считая Гоголя величайшим из русских писателей, П.М.Боклевский посвятил всю жизнь иллюстрированию его произведений. Огромное количество вариантов портретов героев «Ревизора» создано художником за сорок лет.

    Слайд 4

    В 1858 году появилась "Галерея гоголевских типов". Альбом состоит из 14 больших литографий. Персонажи "Ревизора" изображены во весь рост. Портреты их снабжены подписями, взятыми из текста комедии. "Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почёсывался..."

    Слайд 5

    Осип, слуга Хлестакова. В противоположность своему барину, он неряшлив, нечёсан, лицо заросло. Брови насуплены, взгляд угрюмый, даже дикий. Осип чистит с остервенением изящный, тонкой кожи сапожок Хлестакова.В эту минуту злосчастный сапог заменяет Осипу его пустого и дрянного барина.

    Слайд 6

    Городничиха с дочкой. Утрируя дородность городничихи, Боклевский стремится подчеркнуть ее грубость и тупость. Самодовольство и тщеславие Анны Андреевны оттеняет ее дочка. Марья Антоновна робко выглядывает из-за мощного плеча своей маменьки.

    Слайд 7

    Слайд 8

    Боклевский после реформы 1861 года ещё раз обращается к "Ревизору". В 1863 году появилсяего знаменитый "Бюрократический катехизис" – пять литографированных сцен из "Ревизора". Теперь Боклевский, используя сцены из "Ревизора", хотел показать не злоупотребления отдельных чиновников, а систему взглядов, широко бытующую среди государственных служащих.

    Слайд 9

    Городничий: «Насчет того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить. Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят».

    Слайд 10

    Чиновники перед дверью Хлестакова. «Слушайте, эти дела не так делаются в благоустроенном государстве. Зачем нас здесь целый эскадрон? Представиться нужно поодиночке, да между четырех глаз и того... как там следует; чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается.»

    Слайд 11

    «Ведь почему хочется быть генералом?..»

    Слайд 12

    «Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские...»

    Слайд 13

    Работа над «Ревизором» не оканчивается и после «Бюрократического катехизиса». Популярны две более поздние серии портретов героев «Ревизора» во весь рост – контурная и тоновая. В серии тоновых рисунков обращает на себя внимание новая трактовка городничего.

    Слайд 14

    Городничий. «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там – стой, городничий...»

    Слайд 15

    Бобчинский и Добчинский. «Э, нет позвольте уж я... позвольте, позвольте... вы уж и слога такого не имеете...»

    Слайд 16

    «Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга»

    Слайд 17

    «Хлестаков. несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…»

    Слайд 18

    «Хлестаков. водин вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях.»

    Слайд 19

    «Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе.»