Мао цзэдун и культурная революция в китае. Мао цзэдун и культурная революция в китае Результаты и жертвы

Председатель ЦК КП Китая Мао Цзэдун в 1966 году объявил о начале «культурной революции», призванной «реставрировать капитализм» в КНР и «бороться с внутренним и внешним ревизионизмом». Как отмечают историки, эта серия идейно-политических кампаний была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой.

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

В конце 50-х годов наметился разлад в отношениях между СССР и Китаем, что привело к расколу международного коммунистического движения. Мао Цзэдун видел угрозу собственной власти в Коммунистической партии Китая в разоблачении культа личности Сталина на XX съезде КПСС, курсе Хрущева на постепенную либерализацию в экономике.


Источник: wikipedia.org

В свою очередь в СССР также были недовольны политикой Мао и отозвали всех советских специалистов, работавших в КНР. Апогеем конфликта между двумя странами стали столкновения на границе вокруг острова Даманский на реке Уссури.


Источник: wikipedia.org

Еще одной причиной для проведения «культурной революции» стал провал политики «большого скачка». В 1958 году в Китае был объявлен курс на строительство «нового Китая». Изначально направленный на укрепление индустриальной базы и резкий подъем экономики, он обернулся одной из крупнейших трагедий китайского народа.


Источник: wikipedia.org

Выбранный курс обошелся Китаю почти в $70 млрд, примерно 45 млн человек погибли от голода. Недовольные этим политическим курсом стали формировать оппозицию, в которую входили также председатель КНР Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Мао, понимавший, что удерживать власть все сложнее, начал политику массового террора.


Источник: wikipedia.org

Начало «культурной революции» в Китае совпало с очередной кампанией «самокритики», которая заключалась в том, что китайцы (в том числе и партийцы) должны были в письменной форме изложить свои ошибки перед партией. Этой своеобразной традиции должен был последовать и председатель КНР Лю Шаоци, а также его соратники, что использовал в своих интересах Мао.

Компартия Китая. Борьба за власть


Мао Цзэдун и Лю Шаоци, 1966 год. (wikipedia.org)

На XI пленуме ЦК КПК разбиралось письмо Лю Шаоци, после чего он был отстранен от работы до тех пор, «пока Компартия Китая будет определять характер его ошибок». Это была обычная практика для Китая того времени. В таком положении член партии, официально не лишенный своего поста, но фактически отстраненный от работы и находящийся под домашним арестом, мог находиться сколь угодно долго.


Лю Шаоци с семьей. (wikipedia.org)

В итоге отстраненный Лю Шаоци и его семья подвергались многочисленным допросам, возле их дома собирались демонстрации в поддержку Мао. В конечном итоге Лю Шаоци был заключен в тюрьму, где умер там в 1968 году.


Источник: wikipedia.org

«Постановление о великой пролетарской культурной революции», 8 августа 1966 года: «Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облеченных властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных «авторитетов» в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя».

Демонтированные статуи из буддистского храма. (wikipedia.org)

Выдержка из пропагандистской газеты, 1 июня 1966 года: «Решительно, радикально, целиком и полностью искореним засилье и зловредные замыслы ревизионистов! Уничтожим монстров — ревизионистов хрущевского толка!»


Источник: wikipedia.org

Нечеткое определение классовых врагов пролетариата привело к «войне всех против всех». Наибольшее давление ощущали на себе бывшие феодалы, духовенство и интеллигенция. Бороться же с врагами стали молодые «бунтари» — хунвейбины (школьники и студенты) и цзаофани (молодые рабочие).


«Танец верности». (wikipedia.org)

Они формировали банды и искали «ревизионистов», которыми зачастую становились их преподаватели, слабые местные власти и так далее. Пойманных «бунтари» наряжали в шутовские колпаки, раскрашивали им лица и подвергали всяческим издевательствам.


Источник: wikipedia.org

Маршал КНР, считавшийся правой рукой и наследником Мао Цзэдуна, Линь Бяо: «Ну, убивали людей в Синьцзяне: за дело убили или по ошибке — все равно не так уж много. Еще убивали в Нанкине и других местах, но все равно в целом погибло меньше, чем погибает в одной битве. Так что потери минимальны, так что достигнутые успехи максимальны, максимальны. Это великий замысел, гарантирующий наше будущее на сто лет вперед. Хунвейбины — это небесные воины, хватающие у власти главарей буржуазии».


Источник: wikipedia.org

Уже в августе 1967 года все пекинские газеты начали называть тех, кто выступал против политики Мао, «шныряющими по улицам крысами» и открыто призывали к их убийству. При этом арестовывать хунвейбинов (борцов с антимаоистами) запрещалось.

Агитация. (wikipedia.org)

Выдержка из письма одного из студентов университета города Сямынь в провинции Фуцзянь: «Некоторые (преподаватели) не выдерживают собраний критики и борьбы, начинают плохо себя чувствовать и умирают, скажем прямо, в нашем присутствии. Я не испытываю ни капли жалости ни к ним, ни к тем, кто выбрасывается из окна или прыгает в горячие источники и гибнет, сварившись заживо».


Источник: wikipedia.org

Бесчинствам хунвейбинов не то что не мешали, а скорее способствовали. Так, Министерство транспорта КНР выделило «бойцам с врагами пролетариата» бесплатные поезда для поездок по стране с целью «обмена опытом». Фактически остановилась культурная жизнь страны.


Источник: wikipedia.org

Закрывались книжные магазины, запрещалось продавать любые книги, кроме цитатника Мао, который стал средством не только идеологической, но и физической борьбы. Было зафиксировано множество случаев, когда книгой в твердой обложке до смерти забивали видных деятелей партии, выбивая из них таким образом «буржуазный яд».

В театре выходили только «революционные оперы из современной жизни», написанные женой Мао Цзян Цин. Таким образом осуществлялась кампания за «социалистическое перевоспитание».

Мао Цзэдун и Цзян Цин. (wikipedia.org)

Были сожжены все декорации и костюмы спектаклей Пекинской оперы. Сжигались монастыри и храмы, была снесена часть Великой китайской стены. Последнее было объяснено нехваткой кирпичей для «более необходимых» свинарников.


Во второй половине XIX в. в Китае происходили глубокие экономические изменения. Вторжение иностранного капитала способствовало превращению Китая из страны феодальной в полуфеодальную и полуколониальную. Наводнение китайского рынка дешевыми иностранными промышленными товарами подрывало основы натурального хозяйства, разрушало ремесло и кустарную промышленность.

В первом десятилетии XX в. капиталистическое развитие Китая шло значительно быстрее, чем в предшествующий период. Если в 1900г. в стране было 156 крупных национальных промышленных предприятий современного типа с капиталом 50 млн. юаней, то в 1911г. их число выросло до 521, а капитал - до 159 млн. юаней.

Однако развитию национальной промышленности в стране мешали феодальный гнет и господство иностранного капитала. К. началу XX в. Китай был окончательно превращен в полуколонию. Империалистические государства навязывали Китаю все новые и новые неравноправные договоры. Командные высоты в экономике страны - шахты, рудники, железные дороги, финансы - находились под контролем иностранных держав.

Стремясь закрепить экономическую отсталость страны, метрополии препятствовали созданию тяжелой индустрии. В Китае почти отсутствовала машиностроительная промышленность. В 1911г. было лишь три небольших машиностроительных завода. Цинское правительство неспособно было защитить интересы нарождавшейся китайской буржуазии.

Национальная буржуазия формировалась из купцов, помещиков, чиновников и зажиточной части крестьянства. Она страдала от поборов и внутренних пошлин (ли-цзинь), от произвола чиновников, от полной необеспеченности капитальных вложений и поэтому выступала против гнета феодальных отношений, поддерживаемых и консервируемых международным империализмом и реакционной маньчжурской монархией. Однако будучи тесно связанной с феодальным землевладением, буржуазия не могла вести борьбу с феодализмом последовательно и решительно. Верхи национальной буржуазии представляли социальную базу китайского либерализма. Мелкая буржуазия в еще большей степени, чем национальная, испытывала гнет со стороны маньчжурских властей и иностранного капитала. Но она была еще более слаба экономически и политически, чем национальная буржуазия, и не могла возглавить борьбу широких народных масс и привести их к победе.

Крестьянство, составлявшее большинство населения Китая, подвергалось жестокой эксплуатации. Китайские помещики монопольно владели землей. Безземельные и малоземельные крестьяне вынуждены были арендовать у них на кабальных условиях. Положение арендаторов и полуарендаторов было чрезвычайно тяжелым. Арендная плата доходила до 70% урожая. Помещики самовольно чинили суд и расправу над крестьянами.

Помещичья эксплуатация дополнялась и усугублялась ростовщической кабалой. Деревенские ростовщики и скупщики опутывали крестьянина долгами, закупали у него урожай по цене, во много раз ниже рыночной. Помещики использовали свои капиталы для ростовщических операций или покупали чины и должности и грабили население при помощи государственного налогового аппарата. Помещики, как и компрадоры, были главной социальной опорой маньчжурской монархии и господства иностранного империализма.

Засилье иностранного капитала и господство феодальных отношений в деревне приводили к тому, что капитализм в Китае развивался медленно и принимал уродливые формы. В условиях полуколониальной страны это означало, что крестьянин, разоряясь, терял землю, но не находил применения своим силам. Образовывалась громадная армия безземельных. Капиталистическая промышленность могла дать работу лишь ничтожной части разорившихся крестьян. Остальные попадали в кабалу к помещику и подвергались беспощадной феодальной эксплуатации или пополняли шайки туфеев (разбойников). Китайского крестьянина эксплуатировали иностранный капиталист и маньчжурский чиновник, китайский помещик и ростовщик. Крестьянство было кровно заинтересовано в уничтожении господства империализма и феодализма, в разрешении аграрного вопроса.

Препятствия, чинимые развитию национального капитализма маньчжуро-китайской феодальной реакцией и империализмом, угроза полного порабощения Китая империалистическими державами, все большее и большее подчинение цинской династии иностранным правительствам и монополиям, ухудшение положения народных масс - таковы главные причины революции 1911 - 1913гг.

Перед революцией стояли следующие задачи: уничтожение господства империализма в Китае, ликвидация феодального гнета, свержение антинациональной маньчжурской монархии и создание буржуазной республики. На первый план выдвигалась задача свержения политического господства феодалов в лице цинской династии. Капитулировавшая перед империализмом маньчжурская монархия, выражавшая интересы крупных помещиков и компрадоров, была олицетворением всех бед китайского народа. Естественно, что ненависть его направлялась в первую очередь против ближайшего врага — антинациональной цинской династии.

Еще в конце XIX в. в стране начинает складываться революционный лагерь. К нему принадлежали национальная и мелкая буржуазия, рабочие, крестьяне, городская беднота. В 1894г. знаменитым китайским революционером Сунь Ятсеном была создана первая буржуазная революционная организация Синчжунхуэй (Союз возрождения Китая). Программа союза была еще крайне туманной и общей. Но основное ее требование сводилось к насильственному свержению маньчжурской монархии и учреждению власти китайцев, способной возродить страну и направить ее по пути цивилизации и прогресса. Синчжунхуэй дважды пытался поднять восстание на юге Китая, но дважды потерпел поражение, так как действовал методами заговора и не опирался на широкие слои населения.


Сунь Ятсен — китайский революционер

В 1903- 1905гг. было образовано еще несколько антиманьчжурских политических организаций китайской национальной буржуазии: в Шанхае-Гуанфухуэй (Общество восстановления славы), в Хунани — Хуасинхуэй (Общество возрождения Китая), в Учане — Жичжихуэй (Общество повседневных знаний). Ясной революционной программы они, так же как и Синчжунхуэй, не имели, однако сыграли известную роль в распространении прогрессивных идей и таким образом внесли свой вклад в дело подготовки революции. Огромное влияние на подъем национально-освободительной борьбы народов Востока оказала революция 1905-1907гг. в России.

Летом 1905г. в Японии Сунь Ят-сен вместе с видными китайскими революционными деятелями того времени Хуан Сином, Сун Цзяо-жэнем и другими на базе Син-чжунхуэя, Хуасинхуэя, Гуанфухуэя создали новую, более массовую организацию. Она получила название Тунмынхуэй (Союзная лига). Программа ее состояла из трех основных требований:

  1. свергнуть маньчжурскую монархию;
  2. учредить демократическую республику;
  3. осуществить уравнение прав на землю.

В этих требованиях находили свое выражение знаменитые «Три народных принципа» Сунь Ят-сена: принцип нации (свержение маньчжурской монархии), принцип народовластия (учреждение республики) и принцип народного благоденствия (уравнение прав на землю).

Безусловно, лозунг свержения маньчжурской монархии был прогрессивным, тем более что он предполагал замену монархического строя республиканским. Но буржуазные революционеры не призывали китайский народ к борьбе за освобождение от империалистического гнета. Главную причину слабости Китая они видели в господстве маньчжур и считали поэтому, что стоит свергнуть цинскую монархию и заменить ее республиканской формой правления, как Китай станет свободным и независимым.

Программа Тунмынхуэя отражала в конечном счете неразвитость капиталистических отношений в Китае, слабость китайской буржуазии, тысячами нитей связанной с феодальным землевладением, с иностранным капиталом. Тем не менее лозунги свержения монархии, установления республики, уравнения прав на землю — имели большое мобилизующее значение.

Число членов Тунмынхуэя быстро увеличивалось. Уже в 1906г. Союзная лига насчитывала около 10 тыс. человек. Ее отделения имелись почти во всех провинциях Китая, также за границей. В 1906- 1911гг. произошел ряд крупных революционных выступлений на юге, наиболее развитой в промышленном отношении части Китая.

Первое восстание этого периода относится к 1906г. В уездах Пинсян, Люян и Лилин провинции Хунань поднялись несколько десятков тысяч человек: крестьяне, рабочие-шахтеры, студенты. Ими руководило тайное крестьянское общество Гэлаохуэй (Общество старших братьев). Когда весть о событиях в Хунани дошла до Сунь Ят-сена, он организовал специальный комитет по оказанию помощи восставшим. Однако местные власти подавили движение и жестоко расправились с его руководителями. Цинское правительство, установив связь Сунь Ят-сена с пинсянскими повстанцами, добилось высылки революционного вождя из Японии. Ему пришлось перенести свой штаб в Ханой (Вьетнам).

В 1907г. в провинции Гуандун вспыхнуло восстание крестьян округов Ляньчжоу и Циньчжоу. Сунь Ят-сен послан туда членов Тунмынхуэя для организации крестьянских отрядов. В 1908г. революционный отряд, направляясь из Вьетнама в Гуандун, на некоторое время овладел г. Хэкоу в Юньнани. Два восстания под руководством общества Гуанфухуэй имели место в Ань-цине. Многочисленные стихийные выступления против обременительных налогов и бесчинств сельских деспотов происходили в разных частях Китая.

В стране нарастал мощный революционный подъем. Русский посол в Пекине Коростовец писал: «В сущности, все население Китая охвачено духом протеста против существующего строя и готово при первом удобном случае прибегнуть к насилию. В стране почти повсеместно замечается антиправительственное брожение, проявляющееся в восстаниях, бунтах, погромах и в военных мятежах».

Маньчжурское правительство было вынуждено провести некоторые реформы, чтобы предотвратить революционный взрыв и укрепить свою власть в стране. В августе 1908г. центральное правительство обнародовало указ о подготовительных мерах к введению конституционной монархии. Была составлена целая программа, намечавшая создание представительных органов в провинциях и проведение выборов в парламент. В октябре 1909г. в 22 провинциях страны начали действовать совещательные комитеты при наместниках и губернаторах. В октябре 1910г. в Пекине состоялось открытие Совещательной, или Конституционной, палаты. Указом от 4 ноября 1910 г. правительство дало согласие на введение конституции в 1913 г. Однако все эти реформы уже не могли спасти от гибели прогнившую маньчжурскую монархию. В стране складывалась революционная ситуация.

Восстание в Сычуани

Событием, ускорившим выступление хубэйских революционеров, явилось восстание в Сычуани (сентябрь 1911 г.), связанное с решением о национализации строящихся железных дорог и фактической передачи их под контроль иностранных владельцев.

Эти антинациональные акты вызвали резкий протест китайской буржуазии. Население Гуандуна, Хубэя, Хунани, Сычуани выступило против национализации железных дорог и заключения грабительского иностранного займа. Во многих городах начался бойкот иностранных товаров; повсеместно создавались различные патриотические общества и союзы, распространялись листовки и прокламации, устраивались митинги и шествия. Провинциальные совещательные комитеты создавали общества защиты железных дорог, посылали своих представителей в Пекин, чтобы заявить протест правительству, организовывали забастовки учащихся, купцов, призывали население не платить налоги и подати.

7 сентября 1911 г. губернатор Сычуани Чжао Эр-фын арестовал руководителей местного «Общества защиты железных дорог». Население Чэнду было возмущено. Трехтысячная безоружная толпа направилась к губернаторскому дому с требованием освободить арестованных. Чжао Эр-фын приказал открыть огонь по демонстрации. Этот кровавый инцидент послужил сигналом к восстанию во всей провинции. Первое вооруженное выступление произошло в уездном городе Синьцзине. Восставшие захватили город. Чжао Эр-фын направил туда войска новой армии. Однако солдаты перешли на сторону народа. Вслед за Синьцзяном начались волнения в Жунсяне, Вэйюане, Цзяньвэе и других городах Сычуани. Со всех сторон на Чэнду двигались отряды крестьян, ремесленников, учащихся. Больше месяца город находился на осадном положении. Маньчжурское правительство приказало срочно перебросить в Сычуань часть расположенных в Хубэе и Гуйчжоу войск новой армии. Организация действий по подавлению восстания была поручена директору Гуанчжоу-Ханькоуской и Сычуань-Ханькоуской железных дорог Дуань Фану и бывшему губернатору Сычуани Цзэн Чунь-Сюаню.

Учанское восстание - начало революции

Восстание в Сычуани еще не было подавлено, когда начались революционные события в Учане. Первоначально революционеры наметили выступление на 6 октября. Однако о сроке восстания стало известно маньчжурским властям Хубэя, поэтому решено было перенести его на 16 октября. Наместник Хубэя и Хунани Жуй Чэн ввел е Ухане военное положение. Он вступил в переговоры с иностранными консулами в Ханькоу и просил прислать иностранные военные корабли. К губернаторскому ямы-ню были стянуты войска. Все пристани Уханя день и ночь находились под контролем полиции. Ворота города Ханькоу в 7 часов вечера закрывались, и проход через них разрешался только по специальному паролю. Ханьянский арсенал охранялся большим отрядом войск во главе с полковником Ли Юань-хуном. На реке Янцзы стояли военные суда в полной боевой готовности.

9 октября 1911 г. на территории русской концессии в Ханькоу из-за неосторожности Сунь У произошел взрыв в конспиративной квартире революционеров. На место происшествия прибыла полиция. В руки маньчжурских властей попали список членов революционных организаций и другие документы. В тот же день в Ханькоу было арестовано несколько десятков человек.

Вечером маньчжурские войска напали на штаб Вэньсюэшэ. Цзян И-у удалось бежать, но другие видные деятели хубейских революционных организаций - Лю Яо-чэн, Пэн Чу-фань, Ян Хун-шэн были арестованы. Утром 10 октября по приказу Жуй Чэна их казнили перед зданием губернаторского ямыня.

Жуй Чэн приказал усилить охрану военных казарм, запретил солдатам покидать их, угрожая расстрелом тем, кто будет замечен в связях с революционерами. Но слухи о казни трех патриотов и разгроме штаба Вэньсюэшэ все-таки дошли до казарм. Поскольку имена революционеров были известны властям, многим солдатам и командирам, членам революционных организаций, грозил арест.

Цзян И-у колебался, но под давлением соратников отдал приказ, в котором говорилось, что революционеры должны поднять восстание, чтобы «возродить китайскую нацию» и «изгнать маньчжур»

Первыми восстали вечером 10 октября солдаты 8-го инженерного батальона 8-й дивизии во главе со старшиной Сюн Бин-кунем-членом Гунцзиньхуэя. Они начали наступление на арсенал на холме Чувантай. Охранявшие арсенал солдаты побросали оружие и открыли ворота. Сюн Бин-Кунь послал представителей во все казармы, призывая поддержать выступление.

Однако у восставших не было надежных и опытных руководителей. Вечером 10 октября революционные солдаты выдвинули на пост временного главнокомандующего офицера У Чжао-лиия, который ранее был членом Жи-чжихуэя, но впоследствии отошел от революционной деятельности. Отряды восставших повели наступление на резиденцию наместника. Видя, что сопротивление бесполезно, Жуй Чэн и командир 8-й дивизии генерал Чжан Бяо бежали. Вечером 10 октября Учан был занят революционными войсками. Вслед за Учаном маньчжурская власть была свергнута в Ханьяне (12 октября) и Ханькоу (13 октября). Пламя революционного пожара перекидывалось на другие провинции и города Китая.

11 октября по инициативе У Чжао-линя было созвано собрание представителей войск, а также шэньши, купцов и членов совещательного комитета Хубэя по вопросу об образовании временного революционного правительства. Большинство на этом собрании составляли конституционные монархисты. Председательствовал глава совещательного комитета провинции Хубэй Тан Хуа-лун. Он пытался убедить присутствующих в своих искренних симпатиях к революционерам, впрочем, тут же требуя от них строгой охраны порядка. Главой гражданской администрации вновь образованного временного революционного правительства избрали Тан Хуа-луна, военным губернатором- командира 21-й смешанной бригады полковника Ли Юань-хуна, одного из преданных слуг маньчжурского правительства. 10 октября он лично убил революционера, призывавшего солдат его бригады поддержать начавшееся восстание.

Таким образом, власть в восставшем Ухане оказалась в руках людей, чуждых делу революции. Буржуазные демократы боялись революционного движения широких народных масс и поэтому стремились заручиться поддержкой представителей старого феодального режима.

Собрание, избравшее Учанское временное революционное правительство, приняло резолюцию, в которой провозглашалось свержение маньчжурской династии, создание Китайской республики, учреждение пятицветного республиканского флага, признание всех прав и привилегий иностранцев в Китае. 12 октября Учанское правительство направило ноту консулам всех иностранных государств. Нота еще раз подтверждала, что сохраняются все права и привилегии, полученные ранее империалистическими державами в Китае.

15 октября от имени Ли Юань-хуна было опубликовано обращение Учанского правительства к населению всего Китая. Оно заканчивалось призывом свергнуть маньчжурскую монархию и образовать республику: «Мы надеемся, что отцы и братья из 18 провинций объединятся и вместе двинутся вперед против общего врага, возродят основы нашей державы, смоют позор нашего государства, навсегда установят республиканскую форму правления». Таким образом, выдвигалась только одна задача - свержение маньчжурской монархии и установление республики.

Революционное движение быстро распространилось на Центральный и Южный Китай, охватывая одну провинцию за другой. «Революция в Китае, - писал корреспондент русской газеты «Новая жизнь», - разыгрывается не на шутку. В восстании принимают участие не только массы населения, но и войска, которые во многих местах присоединяются к восставшим… Это уже не’ отдельная вспышка нескольких недовольных, а широкое народное движение, направленное против трона».

Общий революционный подъем захватил и мелкую китайскую буржуазию, учащуюся молодежь, студентов. В боях за Нанкин, который был взят революционными войсками 2 декабря 1911 г., и под Ханькоу храбро сражались студенты. Сотни и тысячи учащихся военных школ различных городов Китая шли в революционную армию. Купцы, рабочие, крестьяне, ремесленники, кули оказывали материальную поддержку революционной армии.

Когда по общему настроению в стране стало видно, что старому режиму пришел конец и что никакие победы горсти маньчжурских солдат не остановят естественного хода вещей, тогда один за другим крупнейшие сановники империи стали переходить на сторону республики. Началось повальное предательство своего правительства. Большинство подобных сановников, руководствовались только одним соображением: не потерять своего доходного места.

Крах маньчжурской монархии был близок. Из Пекина началось повальное бегство. К началу ноября в Маньчжурию уехало более 250 тыс. человек. Современник писал: «Правительство в Пекине было уже мертво, и империя лежала в развалинах. Восстание смело в четыре недели все: правительство, кабинет и министров, исчезнувших из вида. Имперская армия, которая должна была бы взять Учан, оказалась парализованной. Столица была охвачена паникой…». Вскоре вся власть в стране была в руках восставших.

Итоги Синьхайской революции

Основной движущей силой революции являлось крестьянство. Оно было заинтересовано в последовательном разрешении аграрного вопроса. Но буржуазные революционеры больше всего боялись классовой борьбы в деревне. Лозунг «равные права на землю» был забыт. Национальная и мелкая городская буржуазия, руководившая революцией, не сумела повести за собой крестьянство, а пролетариат еще не созрел для того, чтобы возглавить революцию, отстоять ее завоевания.

Революция 1911 - 1913гг. была буржуазной революцией. Аграрного переворота в деревне, составлявшего основу буржуазно-демократической революции, не произошло. Крестьянство не выступило со своей собственной программой, не наложило на весь ход революции отпечаток своих требований. Народные массы проявили большой энтузиазм. Их усилиями была свергнута маньчжурская династия. Однако плодами борьбы масс воспользовались буржуазно-помещичьи и феодально-бюрократические .

Революция сыграла важную роль в пробуждении великого китайского народа, в приобщении его к сознательной революционной борьбе. В результате революции была провозглашена Китайская республика и выработана буржуазная временная конституция, которая имела прогрессивное значение. Идея демократической республики глубоко проникла в сознание китайского народа.

Движение "4 мая", вспыхнувшее в 1919 г., считается духовным источником многих важных событий в современной истории Китая. Непосредственной причиной зарождения движения стали неравноправные договоры, навязанные Китаю империалистическими державами после 1-й мировой войны. Сильный дух патриотизма побудил студентов поднять движение, которое в итоге вылилось в общенациональный протест. Одновременно в Китай проникли различные новые веяния, в частности большое общественное внимание привлекло распространение марксизма-ленинизма в Китае. В 1921 г. Мао Цзэдун и другие деятели, в общей сложности 12 делегатов, представлявших коммунистические ячейки различных районов страны, провели в Шанхае свой первый всекитайский съезд, ознаменовавший создание Коммунистической партии Китая.

В ходе новодемократической революции КПК возглавила упорную борьбу китайского народа, которая включала 4 исторических этапа: Северный поход (1924 - 1927 гг.), Аграрную революционную войну (1927 - 1937 гг.), войну Сопротивления японским захватчикам (1937 - 1945 гг.) и Освободительную войну (1945 - 1949 гг.). В период войны против японских захватчиков под общим руководством КПК и Гоминьдана был дан отпор агрессорам и одержана победа в войне Сопротивления. Но в 1945 г. Гоминьдан развязал гражданскую войну, КПК возглавила трехлетнюю Освободительную войну, в результате в 1949 г. гоминьдановское правительство было свергнуто.

96.Народно-демократическая революция в Северном Вьетнаме, ее государственно-правовое развитие.

После вступления СССР в войну против империалистической Японии конференция компартии Индокитая, состоявшаяся 13-15 августа 1945 г., единогласно приняла решение о начале всеобщего восстания во Вьетнаме для завоевания полной независимости и установления народной власти во всей стране. Решение конференции было одобрено общенациональным конгрессом Вьет-Миня, открывшимся 16 августа 1945 г. Был создан Национальный комитет освобождения Вьетнама во главе с Хо Ши Мином, выполнявший функции временного правительства Вьетнама. 19 августа произошло народное восстание в Ханое, в результате которого власть в столице Вьетнама перешла в руки революционного народа. 23 августа восстание вспыхнуло также в императорской столице Хюэ, 24 августа по требованию Лиги Вьет-Минь император Бао Дай отрекся от престола. 25 августа в Сайгоне власть также перешла в руки Вьет-Миня. Таким образом, в течение 10 дней революция победила на территории всей страны. Разгром Советской Армией основных сил милитаристской Японии и последовавшая затем ее быстрая капитуляция неизмеримо облегчили вьетнамскому народу завоевание власти. Деморализованные известием о капитуляции, японские войска во Вьетнаме не оказали серьезного сопротивления вьетнамской революции, а всенародный характер движения парализовал на время и силы внутренней реакции. 2 сентября 1945 г. созданное в ходе революции Временное правительство Вьетнама провозгласило декларацию независимости Вьетнама и образование демократической Республики Вьетнам. Августовская революция осуществлялась под руководством вьетнамского рабочего класса и его Коммунистической партии. Она носила характер национальной, народно-демократической революции. Победа Августовской революции во Вьетнаме открыла вьетнамскому народу путь некапиталистического развития, в этом ее огромное историческое значение.

97. Народно-демократическая революция в Северной Корее, их государственно-правовое развитие.

98. Лаос и Камбоджа.

Камбоджа.была признана независимым государством по условиям Женевского соглашения 1954 г. Поначалу страну возглавлял король Н. Сианук, который затем отрекся от престола и остался во главе страны в качестве ее президента. В 1970 г. в результате военного переворота к власти пришло правительство Лон Нола, что вызвало реакцию со стороны коммунистического подполья. Захватив в 1975 г. власть в стране, коммунистические отряды красных кхмеров под водительством Пол Пота превратили свою небольшую страну (сегодня в ней ок. 8 млн. населения) в полигон для страшного социального эксперимента, перед которым отходят на задний план даже те, что осуществляли Ким Ир Сен в КНДР или Мао в Китае. Кровавый эксперимент Пол Пота привел к уничтожению всех камбоджийских городов с их промышленностью и развитой инфраструктурой, к физической ликвидации миллионов людей, прежде всего образованных и специалистов, к превращению страны в огромный концлагерь, где безнаказанно распоряжались красные кхмеры. Для полпотовцев, ориентированных на ценности марксистского социализма, жизнь человека ничего не стоила: чтобы не тратить пули, людей убивали лопатами и иными подручными средствами, морили голодом, не говоря уже об изощренных издевательствах. Стоит заметить в этой связи, что попытки коммунистов ряда стран, прежде всего советских, отмежеваться от этих преступлений и не увидеть в них родственные всем коммунистическим диктатурам репрессии малоубедительны. Конечно, кхмерский красный террор может восприниматься как карикатурный, но если присмотреться и сравнить его с тем, что стало известно, скажем, о нашем собственном красном терроре за последние годы открытых публикаций и разоблачений, то сомнений в родстве не будет. Источник убеждений красных кхмеров, равно как и их бесцеремонности и неуважения к жизни людей, все тот же - марксистская теория диктатуры пролетариата, идея уничтожения враждебных классов и вообще всех врагов революции, к которым, как известно, можно отнести любого, кто сам не убивает лопатой (а при случае и его самого тоже).

В начале 1979 г. в результате сложной борьбы политических сил (кхмеров поддерживал Китай, Вьетнам склонялся к тесному союзу с СССР) вьетнамская арми вошла в Камбоджу, после чего остатки полпотовцев вынуждены были уйти в пограничные с Таиландом горные районы, а власть в стране оказалась в руках немногих случайно оставшихся в живых образованных камбоджийцев, проком-мунистически настроенная часть которых объединилась в Единый фронт национального спасения. Была создана народная республика, гарантом независимости которой стал Вьетнам.

Одно время, в 70 - 80-х годах, страна именовалась Кампучией.

Освобожденная от полпотовцев Камбоджа лежала в руинах. Все следовало воссоздавать заново, причем в первую очередь с помощью Вьетнама, который тем самым взял на себя ответственность за все камбоджийские дела. Это вызвало, как известно, международные осложнения: новое правительство Хун Сена не было признано в ООН. Сианук и Китай активно выступали против его признания, видя в нем марионетку Вьетнама. Началась длительная эпоха переговоров и поисков компромисса, в которые были вовлечены многие страны мира, как соседние с Камбоджей, так и весьма далекие от нее. На рубеже 80 - 90-х годов наметились контуры решения проблемы. Были выведены из Камбоджи вьетнамские войска, и на специальных конференциях и встречах заинтересованных сторон выработано решение, суть которого сводилась к тому, что представители всех сторон возвратятся в Пномпень и получат свое определенное место в коллегиальном органе, призванном временно управлять страной и подготовить намеченные на 1993 год выборы. Во главе страны вновь стал Сианук.

Конец 1991 г., когда этот план начал реализовываться, был отмечен в Пномпене и всей Камбодже серией энергичных реформ, направленных на развитие страны по рыночно-капиталистической модели. Были приватизированы предприятия, открыт путь для иностранных инвестиций и приглашены вернуться в страну покинувшие ее в свое время бизнесмены как кхмерского, так и китайского происхождения (китайцы всегда имели прочные экономические позиции в хозяйстве Камбоджи). Словом, был открыт путь для возрождения Камбоджи. 1992 год принес, однако, немало разочарований и был отмечен усилением в стране позиций красных кхмеров. Политическая обстановка в год выборов (1993) заметно накалилась.

В Лаосе, добившемся, как и Камбоджа, независимости по условиям Женевских соглашений 1954 г., уже в 60-х годах создалась обстановка острой политической нестабильности. Борьба враждующих группировок в этой небольшой (ок. 4 млн. чел.) и отсталой стране вела к расколу и гражданской войне. Тот самый 1975 год, который был годом падения сайгонского режима и триумфа в Камбодже красных кхмеров, сыграл роковую роль и в судьбах Лаоса - стоит напомнить в этой связи о так называемой теории домино, которая часто поминалась политиками в то время и смысл которой сводился к тому, что падение южновьетнамского режима неизбежно повлечет за собой крушение нестабильных режимов в соседних странах (примерно так, как упавшая костяшка домино, когда несколько из них стоят на ребре рядом друг с другом, приведет к падению всех остальных. Это-предсказание, как известно, сбылось, во всяком случае в том, что касается Камбоджи и Лаоса.

В 1975 г. коммунистически настроенные повстанцы одержали победу над всеми своими соперниками и провозгласили Лаос народно-демократической республикой. Ведущим сектором экономики стал государственный, были национализированы банки, поставлена под строгий контроль мелкая частная собственность и декларировано движение к социализму марксистского толка. Лаос счастливо избежал катастрофы, подобной той, что принесли в Камбоджу красные кхмеры. Но отсталая его экономика пришла в результате марксистско-социалистического эксперимента в еще более убогое состояние. Дух реформ конца 80-х годов способствовал тому, что к такого рода реформам приступили и в Лаосе, благодаря чему тяжелое экономическое положение стало понемногу выправляться.

99. Развитие политических систем латиноамериканских государств после первой мировой войны.

Государства Латинской Америки в XIX–XX вв.

Колониальный период исторического развития Латинской Америки. Борьба за независимость и образование независимых латиноамериканских государств. Первые конституции. Каудилизм и диктаторские режимы. Конституционное развитие Аргентины, Мексики и Бразилии. Развитие политических систем латиноамериканских государств после Первой мировой войны. Авторитарные и демократические режимы. Борьба сторонников консервативной, реформистской и революционной альтернатив общественного развития. Новые тенденции в развитии латиноамериканских государств в конце ХХ – начале XXI вв.

Мексика

К началу XX века в Мексике, как и в большинстве стран Латинской Америки обострились региональные, этнические противоречия, проблемы политического устройства. Одновременно с развитием капитализма возникает рабочее движение, расширяется забастовочная и стачечная борьба трудящихся, распространяются идеи социальной солидарности. Особое внимание следует уделить Мексиканской революции 1910–1917 гг., оказавшей решающее влияние на государственно-политическое развитие латиноамериканского региона. Итогом революции стало свержение диктатуры Диаса, политического государства помещичье – буржуазной олигархии, принятие Конституции 5 февраля 1917 г. Необходимо более подробно остановиться на последующем законодательстве, отстаивающем национальные интересы и развитие демократии.

Куба Характерными чертами государственно-политического развития Кубы в первой половине ХХ века стали засилье иностранного капитала, особенно США, диктаторские режимы (Мачадо, а затем Батисты), антиимпериалистическая борьба прогрессивных сил. При рассмотрении вопроса революционной борьбы кубинского народа необходимо отразить предпосылки и этапы революции, роль лидера «Движения 26 июля» Ф. Кастро, международное значение Кубинской революции. Следует также проанализировать ход радикальных перемен, решение социальных проблем, особенности конституционного развития. Оставаясь страной альтернативного капитализму общества, Куба продолжала курс упорядочения государственного управления экономикой, сильной социальной политики, но в 80–90 гг. под влиянием политических перемен в Европе оказалась в условиях экономической блокады и нарастания трудностей во всех сферах общественно – политической жизни. В 1990 году на Кубе провозглашается «особый период в мирное время». Следует подчеркнуть, что на современном этапе отстаивается вариант обновления экономики, развития торговых отношений, сохранения оригинальной самобытности.

Чили Государственно-правовая история Чили в XX веке насыщена борьбой революционно-демократических и консервативных сил. Президентские режимы сменялись диктаторскими. Вслед за массовыми выступлениями и забастовочной борьбой трудящихся в начале 20-х годов развивается революционный кризис в Чили. На волне провозглашенной в 1932 г. «социалистической республики» в Чили складывается влиятельное социалистическое движение, а позднее, в 1936 г., образуется Народный фронт. В данном аспекте следует отразить позитивный характер программы и деятельности правительства Народного фронта. Одновременно с этим, необходимо подчеркнуть, что в 40-е годы в политической жизни Чили преобладала тенденция широкого единства левых и демократических сил; в сфере экономики складываются промышленно-финансовые монополии, проводится «импортзамещающая индустриализация». Следует рассмотреть также период военно-террористической диктатуры Пиночета с 1973 по 1990 гг. и реакционный вариант модернизации страны. После поражения на плебисците власть от военной хунты перешла конституционному правительству. Государственное регулирование важных сфер экономики, поддержка национального предпринимательства, развитие инфраструктуры, участие в интеграционных региональных процессах, – все это составляет важные компоненты современного развития Чили.

100 .Основной закон Кубинской Республики 1959 г. Характеристика конституции 1976 г.

7 февраля 1959 Революционное правительство, которому налезала законодательная власть, принял Основной закон Республики. В нем декларировались основные демократические положения Конституции 1940 года. Куба провозглашалась независимым и суверенным государством, организованной в форме унитарной и демократической республики. Возобновлялись демократические права и свободы. При этом, в конституции было узаконено незаконную конфискацию имущества местной и иностранной буржуазии, отчуждение земельных наделов, национализации предприятий, которые были собственностью США. Закреплялось объединения законодательной и исполнительной власти в руках правительства. Президент выполнял в основном представительские функции. Правительство имело право вносить изменения в Основной закон и выдавать конституционные законы.

В 1975 году партийно-правительственная комиссия подготовила проект новой конституции. Который после одобрения на Пленуме ЦК Компартии Кубы был вынесен на всенародное обсуждение. 24 февраля 1976 новая Конституция, после проведенного референдума в силу. В референдуме приняло участие 98% зарегистрированных избирателей из них 97,7% проголосовали за принятие новой конституции табы Фернандо Альварес Комментарий к социалистической Конституции Республики Куба. - М.: Прогресс, 1986. - С. 331. (!).

Конституция республики Куба состоит из преамбулы и 141 статьи, расположенных в 12 разделах. Характерной для конституции Кубы, как и всех социалистических конституций, есть тенденция к расширению границ конституционного регулирования, Основной закон Кубы охватывает своими регламентациями все сферы жизни кубинского общества. Конституция определяла не только политические, но и социальные, экономические принципы развития государства, принципы развития образования, культуры, устройство семьи. Иными словами, проникновение государства во все сферы общественной жизни было тотальным.

Несмотря на декларирование большого количества прав и свобод которые мы можем встретить в конститиции, все они были декларативными. Наряду с этим закрепляется руководящая и направляющая роль коммунистической партии - "Коммунистическая партия Кубы - ... - является высшей руководящей силой общества и государства (Статья 5)"

Таким образом, на Кубе было конституционно закреплено основы тоталитарного общества которое продолжает существовать и поныне.

101. Подъем национально-освободительного движения в Индии после первой мировой войны.

Обострение внутреннего экономического и политического положения в стране

Усиленное ограбление Индии Англией во время первой мировой войны, когда Англия в значительной степени перекладывала военные расходы на свою главную колонию, тяжело сказалось на положении трудящихся города и деревни.

Сокращение экспорта важнейших видов сельскохозяйственного сырья (джута, хлопка, маслосемян и др.), вызванное нарушением во время войны мирохозяйственных связей, тяжело ударило по интересам сельских товаропроизводителей. Помещики и торговцы пытались возместить потери за счет усиления эксплуатации крестьян - непосредственных производителей. Ростовщическая задолженность крестьянства в 1911-1925 гг. удвоилась, достигнув, по примерным оценкам, общей суммы 6 млрд. рупий.

Усиление феодально-помещичьей, налоговой и торгово-рос-товщической эксплуатации крестьянства привело в конце войны к значительному возрастанию числа закладов и продажи крестьянской земли. Процесс обезземеления крестьянства охватывал все новые группы.

Наряду с крестьянством в наиболее тяжелом положении оказались ремесленники и их семьи. Происшедшее накануне н во время мировой войны сокращение производства в ряде отраслей ремесла и кустарной промышленности (в особенности в хлопкоткачестве) вызвало значительное снижение доходов миллионов ремесленников, кустарей и связанных с ними мелких торговцев.

Появление на рынке труда сотен тысяч разорившихся ремесленников отрицательно сказалось на положении фабрично-заводского пролетариата, реальная заработная плата которого в условиях возраставшей дороговизны снижалась.

Экономическое положение в стране осложнилось последствиями двух неурожайных лет (1918-1919 и 1920-1921 гг.). Значительное сокращение производства продовольствия в условиях продолжавшегося экспорта зерновых вызвало массовый голод, усугубившийся эпидемией испанки, которая унесла 13 млн. жизней.

Нехватка продуктов питания и дороговизна затронули интересы не только основных классов трудящихся, но и низших прослоек предпринимателей, интеллигенции, служащих (так называемых средних слоев).

Индийская национальная буржуазия, в период войны расширившая сферу своей предпринимательской деятельности и укрепившаяся экономически, еще острее почувствовала колониальный гнет, последствия дискриминационных мер колониальных властей в различных областях экономической, политической и культурной жизни.

К началу 20-х годов в Индии произошло обострение двух групп противоречий: между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами внутри страны; между основными классами и социальными слоями индийского общества и английским империализмом, который продолжал опираться на феодально-помещичий класс, князей, компрадорскую буржуазию и связанный с этими группами торгово-ростовщический капитал.

Подъем национально-освободительной борьбы начался с выступлений рабочего класса. В 1918 г. в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде произошло несколько довольно крупных по масштабу того времени стачек. По своему характеру это были стихийно возникшие экономические забастовки, в значительной степени вызванные массовыми увольнениями рабочих в связи со свертыванием военного производства. На волне стачечной борьбы стали возникать профсоюзы (несколько организаций рабочих и служащих профсоюзного типа, созданных в Индии в начале XX в., к концу первой мировой войны полностью распались). Их организаторами были буржуазные националисты и филантропы. Первый профсоюз был создан в Мадрасе в 1918 г. Б. П. Вадиа, затем несколько союзов были основаны в Бомбее и некоторых других промышленных центрах, в частности в Ахмадабаде, где при участии М. К. Ганди в том же году была создана Ассоциация рабочих-текстильщиков.

Нарастанию революционных настроений в стране способствовали сведения о революции в России, которые стали постепенно проникать в Индию.

102. Обретение политической независимости Бирмы.

Бирмаобреланезависимость4 января 1948, но онаникогдаполностьюне покорялась иноземцам.Партизанскаяборьбапродолжалась до 1890, в 1900-х годах развернулось движение буддистов, в 1920-х происходили студенческие бунты и демонстрации; в 1930-1932 вспыхнуловосстание. Критическаяобстановкасложилась вовремяВтороймировойвойны. В 1941 японскиевойскавторглись на территорию Бирмы и к маю 1942 захватили бльшуючастьстраны. Во главе националистов, выступивших на стороне японцев, стояли "тридцать товарищей",срединих Аун Сан,которыйк концу войны выступилпротивяпонцев, а в 1945 сталлидером Антифашистской лиги народного освобождения (АЛНО). Аун Сан началпереговорыс колониальными властями о предоставлении Бирме независимости, но был убит в июле 1947.Странаобрела независимость в 1948, уже при У Ну.

По конституции 1947, Бирма провозглашалась федеративной республикой, в которой пяти национальным меньшинствам (шанам, качинам, кая, каренам и чинам) гарантировался полуавтономный статус.Конституцияпредусматривалаформированиедвухпалатного законодательногооргана, в которомпалатадепутатовизбиралась на основе прямых всеобщих выборов, а палата национальностей отражалаэтническийсоставнаселения.

В периодпосле завоевания независимости на политической арене доминировала АЛНО (переименованная вСоюзную партию в 1960), лидер которой У Ну возглавлялправительствов 1947-1956, 1957-1958 и 1960-1962. У Ну был политиком умеренно-левого толка и, стремясьдостичьнационального согласия, объявилбуддизмгосударственной религией в 1961. При нембыларазработана восьмилетняяпрограммаразвития и проведены переговоры с Японией о репарациях.Упорделался на восстановлении разрушенных войной и находившихся в упадке транспорта, средствсвязи, электроэнергетики, портов и судоходства, атакжена совершенствовании ирригационных систем, строительстве дешевого жилья и создании ключевых отраслей промышленности.

103. Национально-освободительные революции на Арабском Востоке.

104. Образование Демократической Республики Афганистан.

Вооруженное восстание (1973 г.) и свержение монархии. Режим Дауда. Апрельская (1978 г.) революция и образование ДРА. Программа Тараки о переустройстве экономики. Конституция 1987 г. Государственные перевороты. Гражданская война с вооруженной оппозицией.

105. Национальная революция в Египте.

106. Национально-освободительная война в Алжире.

1945-47 гг. Определение статуса и устройства послевоенного Алжира1946г.- переход инициативы к радикально настроенным националистическим силам. В ноябре 1954 г. Алжирская коммунистическая партия, Ассоциация Улемов, Демократический союз Алжирии и т.п.- образовывают ФНО (Фронт Национального Освобождения), поднимают антиколониальное вооруженное восстание, целями которого были поставлены: национальная независимость, демократическая социальная Республика, ликвидация феодальных пережитков и колониальных структур в экономике страны. Конечный успех восьмилетней кровопролитной войны алжирского народа против колонизаторов был обусловлен сочетанием ряда объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов: - На начальном этапе войны Армия Национального Освобождения (АНО) ФНО базировалась в труднодоступных горных районах, в т. ч. в Кабилии, и вела борьбу против неподготовленных к антипартизанской войне французских войск (обученные этому подразделения еще не вернулись из Вьетнама) - Переход к вооруженной борьбе стимулировал объединительные процессы в НОД. Так, в 1955 г. между ФНО и АКП было подписано соглашение о вступлении боевых групп АКП в АНО "при условии отказа их от организационно-политических связей с АКП" до конца войны (из 8 членов ЦК АКП, влившихся в АНО, 4 погибли) - Удалось сохранить единое военно-политическое руководство революцией, несмотря на попытки французской и американской спецслужб противопоставить алжирских политиков и военных, ФНО и АНО, ФНО - АКП, внешнюю АНО внутренней АНО. США, стремясь создать на будущее социально-политическую опору в алжирском обществе, сумели одно время столкнуть радикалов ФНО и умеренных националистов "мессалистов" (только на территории Франции в ходе столкновений ФНО с мессалистами погибло 900 чел. и 1,5 тыс. чел. были ранены). - АНО одерживала победы, поскольку она была народной по социальному составу Армией (преимущественно крестьянская беднота и с/х рабочие). "Внешняя" АНО (50 тыс. бойцов, базируется на территории Марокко и Туниса) постоянно пополнялась и возрождалась после поражений за счет сотен тысяч алжирских беженцев на территориях указанных стран и подпитки вооружением из арабских и социалистических государств (с 1957 г. на ее вооружении уже была артиллерия). "Внутренняя" АНО численностью 25 тыс. бойцов была менее оснащена военно-технически, но чрезвычайно мобильна в сравнении с французскими войсками. - Наряду с партизанской тактикой АНО практиковала разрушение экономических объектов и инфраструктуры, что крайне удорожало ведение войны для Франции- Успеху борьбы алжирских патриотов способствовала интернациональная военно-техническая и дипломатическая поддержка развивающихся и социалистических стран. Так, в 1955 г. СССР поставил в ООН вопрос о "международном характере" алжирской войны и праве Алжира считаться "воюющей стороной", а не взбунтовавшейся частью Франции. Хотя ФНО опирался на общенародную поддержку населения страны и широкую международную солидарность, война за независимость затянулась на 8 лет из-за упорного противодействия Франции. Поколения евроалжирцев и населения метрополии выросли в убеждении, что Алжир столь же неотъемлемая часть Франции, как Бретань или Корсика. Поэтому попытка освобождения этой страны привела к оживлению реакционных правоэкстремистских сил, перешедших в открытое наступление против демократии во Франции. Для французских ультраколониалистов удержание Алжира стало своего рода "делом чести". К тому же, обнаруженные в 50 гг. в Сахаре нефть и газ считались в экономических кругах Парижа средством превращения Франции в великую энергетическую державу. Поэтому французское правительство с самого начала квалифицировало алжирскую войну как исключительно внутрифранцузское дело, как мятеж "кучки религиозных фанатиков", оторванных от основной массы алжирского народа, с которыми возможен "только один вид переговоров - война". В сер. 50 гг. шовинистическому угару во Франции не поддалась только ФКП. К к. 50 гг. шовинистические настроения во французском обществе пошли на спад. Общие расходы на войну за 1954-57 гг. составили половину всех расходов на 8-летнюю войну во Вьетнаме. Война заставила Францию держать под ружьем 6% самодеятельного населения, однако почти полумиллионного контингента в Алжире едва хватало на осуществление оккупационных функций. Экономическое положение Франции становилось угрожающим. Произошла поляризация сил в обществе по вопросу о продолжении войны. Ультраправые даже американскую идею создания Средиземноморского Пакта на манер Багдадского расценили как намерение "полной ликвидации" французских позиций в Северной Африке и требовали сказать "нет унижениям и капитуляциям". Военно-колониалистский путч 1958 г. положил конец IV Республике. Пришедший к власти генерал Де Голль полагал необходимым предоставить Алжиру независимость и обеспечить тем самым за Францией в независимом Алжире преимущественные военно-политические, экономические и культурные позиции. К этому времени даже союзники Парижа по НАТО и ЕЭС выражали свое недовольство "дорогостоящим упрямством" Франции в продолжении войны. Впервые генерал сказал о "самоопределении" Алжира в октябре 1959 г., однако противодействие Армии, "черноногих" и правобуржуазных партий затянуло процесс выхода Франции из войны до марта 1962 г. На переговорах с ФНО Париж добивался реализации планов отторжения нефтегазоносной Сахары и сохранения привилегий евроалжирцев. Сам факт ведения переговоров был расценен последними как предательство их интересов. Созданная ультраколониалистами секретная террористическая организация ОАС вела борьбу не только с ФНО, но и с официальной Францией. Де Голль с одной стороны подавлял ОАС, а с другой стороны рассчитывал воспользоваться плодами ее деятельности для ослабления позиций ФНО на переговорах. В марте 1962 г. были подписаны Эвианские Соглашения. ФНО и его власть в зонах контроля АНО были легализованы. Франция обязалась освободить политзаключенных, содействовать возвращению беженцев и оказать содействие в восстановлении экономики Алжира. Предусматривалось проведение референдума о независимости страны. Несогласные с Эвианскими Соглашениями оасовцы терроризировали французскую администрацию и алжирцев побережья, добиваясь создания чисто французской приморской зоны. Встретив противодействие официальных французских властей и АНО, ОАС перешла к тактике выжженной земли и поощрению бегства "черноногих" во Францию, но тем самым ультра подорвали собственнную социальную базу. На проведенном в июне 1962 г. общеалжирском референдуме 99% нас. высказались за независимость. 3 июля 1962 г. Алжир стал независимым.

История Китая всегда была наполнена жестокими и кровопролитными событиями. В 1966 году, в ходе противостояния Мао Цзэдуна и Лю Шаоци, начался жестокий и неприятный процесс, прозванный историками как «Культурная революция в Китае». Она стала результатом накопившегося за долгие годы общественного недовольства и накалом отношений с соседними странами.

Что представляет собой

Сама идея изменений пришла в голову правителю ЦК КПК, Мао Цзэдуну еще в 1950 году. Он для того, чтобы укрепить свою власть, решил поднять бедных крестьян против своих угнетателей, буржуев и капиталистов. Дата начала культурной революции в Китае май 1966 года.

Началась повальная пропаганда граждан и чистки в рядах партии. Враг обрисовывался как типичный феодал, который не заботится о судьбе простого народа. Людям в голову вбивали мысль, что для того чтобы жить лучше, необходимо устроить революцию и уничтожить врага.

Идея революционеров

Основной идеей революции, которую преследовал лидер Китая, это воспитание удобного для себя народа. Сторонники должны были слепо верить в благонамеренность своего вождя, не жалея времени и сил для претворения в жизнь его идей.

Для этого пропагандировалась идея социалистического устройства государства. Отсутствие господ и вышестоящих начальников грезилось людям в их воображении. Для того чтобы прийти к такому обществу нужно было в начале революции искоренить:

  • Нежелательные идеи.
  • Ошибочные культурные ценности.
  • Старые ритуалы и обычаи.
  • Вредные привычки.

На их место должны были стать новые ценности, привнесенные Мао. По сути, людей насильно перевоспитывали.

Начало революции – гонения и репрессии

К 1966 году Мао был ослаблен болезнью, что пошатнуло незыблемость власти коммунистической партии. На мировой и внутренней арене сторонники лидера партии начали испытывать притеснение своих прав. Начало культурной революции предполагало уничтожение в КНР правительства, считавшее коммунизм ошибочным режимом.

Сторонники Мао начинают прослеживать вредные для революции идеи в литературных произведениях, театральных постановках и газетных статьях. Оппозиционеры не ожидали, что после того как болезнь лидера отступит, тот начнет жестокое преследование тех, кто выступал против его власти.

Организованное правительством движение «Хунвэйбинов» встало на защиту идей вождя. Это была радикально настроенная группировка, в составе которой находились в основном молодые приверженцы режима. Они организовали гонение тех, чье мировоззрение отличалось от нужного. Людей стали избивать и пытать. Любой прохожий мог подвергнуться расправе лишь за то, что у того не было с собой книги Мао. Жертвами революционной группировки стали более миллиона людей, включая тех, кого довели до самоубийства постоянными издевательствами.

Для того чтобы стимулировать любовь к правящим властям, в высших кругах стали проводить ужасные встречи, на которых приглашенные занимались каннибализмом. Таким образом, насаждалась нелюбовь к противникам и неверным. Так называемые «банкеты плоти» повторялись более сотни раз. Для того чтобы доказать свою верность приглашенных заставляли убивать пойманных оппозиционеров их съедать их внутренние органы в приготовленном или сыром виде. О них стало известно только после того, как родственники жертв перестали бояться гонений и рассказали всю правду журналистам.

В тот период произошло поистине ужасное для коммунистов событие. В 1953 году скончался лидер коммунистической партии СССР И. В. Сталин. Пришедший в то время к власти Хрущев стал вести политику, осуждающую великого вождя. Для того чтобы не потерять влияние, Мао Цзэдун намеренно ухудшал отношение с соседней державой. Начались стычки на границе и из страны были изгнаны все послы из СССР.

Для того чтобы не вызывать недовольство у простого населения, коммунистическая партия объявила, что началась «Великая культурная китайская революция». Под этим предлогом, на газеты стали давить, чтобы они публиковали только правильные статьи. В детских школах начали учить детей любви к своему вождю и шпионажу за неверными родителями. Таким образом, народ программировали на слепую любовь к Мао.

Те, кто ранее был беден, начали понимать выгоды от таких перемен и власть, которую они получили. Нелицеприятными стали все богатые и хорошо одетые граждане. За нападение и наказание таких людей правительство поощряло. Успешных и состоятельных мужчин начали избивать обычные крестьяне, а ухоженным женщинам отрезали волосы, и вырывали ногти. То, что было отобрано у богатых, нужно было в обязательном порядке предоставлять местным органам власти. Но практически ничего не было доставлено до места, народ переплавлял или перепродавал награбленное.

Дошло до того что образовавшиеся банды начали делиться и враждовать между собой за зону влияния. Они уже начали действовать стихийно, вождь это понимал, но нечего не предпринимал, так как его устраивала такая ситуация. Некоторые группировки, обзаведясь огнестрельным оружием, захватывали целые населенные пункты. Есть данные, что в стычках между бандами использовались артиллерийские установки.

Противостоять данному течению событий пытались оппозиционеры в лице Лю Шаоци и Дэна Сяопина. Однако уже в 1969 году была провозглашена безоговорочная власть и идеология вождя Мао.

Школы кадров 7 мая

После того как первый этап был пройден, было объявлено о создании школ кадров. В них людей обучали необходимым для страны профессиям и попутно выявляли опасных и неверных личностей. За небольшое несовпадение в идеологических ценностях, обычного человека могли отправить на тяжелый каторжный труд. За два года существования таких школ, было сослано более 10 миллионов неверных, по большей части, это были молодые студенты.

Второй этап революции

Второй этап революции предусматривал изменение конституции. Мао решил, что пост председателя коммунистической партии, а следовательно, и стороння власть в стране, должен быть упразднен. Таким образом, Мао становился единственным человеком, обладающим безоговорочной властью. Препятствовать этому пытались Линь Бяо и Чэнь Бода, которые предприняли попытку гражданского переворота. Но неудачное восстание привело к тому, что они были публично казнены как предатели.

В 1973 году, было решено укрепить идеи Мао и в армии. Начали функционировать органы, которые выявляли военных с отличными от правильных идеями. То же самое было проведено в профсоюзах и молодежных организациях.

Ввысь в горы, вниз в села

Данная программа была разработана для того, чтобы поднимать небольшие села и деревни. Молодежь и военные начали насильно свозиться в места, где нужно было тяжело трудиться. Также, в такую ссылку отправляли провинившихся или неугодных граждан. Тех кто выступал против данной программы казнили.

Третий этап – политическая борьба

Последний этап революции характеризуется постепенным утрачиванием власти коммунистической партией. В 1976 году скончался Мао Цзэдун, дата смерти — 9 сентября. Во главу государства встали приближенные к нему ранее люди, это были:

  • Цзян Цин – жена Мао.
  • Чжан Чуньцяо.
  • Яо Веньюань.
  • Ван Хунвэнь.

Так завершилась «Великая китайская революция». Тем, кто прекратил беспорядки, и жестокие репрессии был маршал Цзяньин. Именно он, во главе войска, арестовал четырех новых жестоких правителей.

Результаты и жертвы

Вскоре после печальных событий, были сделаны примерные подсчеты тех, кто пострадал от репрессий и карательных операций. Цифра ужасает, более 100 миллионов граждан Китая стали жертвами режима Мао.

Жертвы присутствовали как среди гражданского населения, так и среди членов коммунистической партии. Число неугодных власти коммунистов достигло 5 миллионов. На их место были поставлены приближенные к Мао чиновники.


Большие потери китайская культура понесла от рук хунвейбинцев, которые уничтожали памятники культуры и грабили храмы и музеи. Множество бесценных полотен и предметов древности было уничтожено, переплавлено и продано на черном рынке. Были сожжены старейшие монастыри на Тибете, и в некоторых местах разбита Великая Китайская стена.

Множество молодых людей было замучены до смерти в ссылках и колониях. Ученые были убиты. Экономика страны после такого удара десятилетиями восстанавливалась.

Почему культурная революция не удалась

Идеи Мао были с самого начала обречены на провал, по мнению историков. Слишком большой объем изменений, и большое количество репрессий были слишком тягостным бременем для населения страны. Политика тотального контроля, после смерти великого вождя была уничтожена.

Положительное влияние событий на страну

К положительным событиям и результатом можно отнести только реформу образования, которая была введена для обучения молодых специалистов. А все остальное было направлено только на устрашение неверных. Поэтому о положительных сторонах события историки умалчивают, на фоне кровопролития они незаметны.

Заключение

«Великая культурная революция» вовсе не является положительным событием в истории Китая. Число репрессированных и убитых человек составляет более 100 миллионов. Это наиболее кровавое событие за всю историю человечества. Самый большой урон был нанесен обычным гражданам и рабочим людям. Они после десятков лет тяжелой работы стали подвергаться гонениям и нападениям со стороны не добропорядочных элементов и власти.

В начале ХХ века Китай пережил глубокое потрясение, навсегда изменившее облик государства и его общественное устройство. Победа Синьхайской революции означала крушение абсолютной монархии. Несмотря на то, что спустя всего несколько лет, завоевания революционеров были частично отвергнуты сначала пришедшим к власти Юань Шикаем, а затем — коммунистической партией, события 1911-12 годов были началом новой эпохи в китайской истории.

Причины революции

Начало Синьхайской революции было спровоцировано целым комплексом причин. В стране назрел системный кризис, требовалась ломка старых, отживших форм общественных отношений. К числу причин революции учёные относят:

  • Недовольство коренных китайцев тем фактом, что ими правят иноземцы — маньчжурская династия Цин;
  • Ослабление вертикали власти после смерти императрицы Цы Си, конфликт цинского двора и местной бюрократии в провинциях;
  • Разрушение самоизоляции Китая и его превращение в полуколонию. Китай всегда был очень консервативной страной, бережно оберегавшей свои традиционалистские конфуцианские устои. Но вместе с европейцами в Поднебесную стали проникать новые философские и политические идеи. Многие молодые китайцы стали уезжать учиться в западные страны и возвращались оттуда людьми с абсолютно новыми для Китая ценностями и взглядами;
  • Влияние русской революции 1905 года;
  • Очередной циклический кризис. Развитие Китая на протяжении тысяч лет шло по кругу: новая династия приносила стране порядок, спокойствие и богатство, но через несколько веков императоры уже не могли справляться с народным недовольством или напором внешнего врага. Государство погружалось в хаос, но через несколько лет снова возвращалось к старым порядкам, восстановленным очередной династией. Синьхайская революция, на первый взгляд, выглядела ещё одним таким закономерным кризисом. Но в начале ХХ века ситуация усложнялась многими новыми факторами.

События, предшествовавшие революции

С 1901 года в разных уголках Китая вспыхивали крестьянские бунты и восстания рабочих, но они пока были слишком слабы и неорганизованны, чтобы представлять настоящую угрозу для Цин. Однако внутри государства появилась новая куда более грозная оппозиция:

  • либеральная и националистическая интеллигенция, поддерживавшая связи с русскими революционерами и впитавшая многие западные идеи. Они желали дарования гражданских свобод всему населению, свержения монархии и изгнания маньчжуров;
  • богатые землевладельцы, желавшие, чтобы в стране установилась конституционная монархия. Такой строй позволил бы им создать парламент, представлявший их интересы на высшем уровне.

Ослабевшие Цины, которые не могли в полной мере опираться ни на чиновников, ни на армию, ни на крупных помещиков, были готовы пойти на ряд уступок. Но их умеренные либеральные преобразования устраивали только высший слой землевладельцев. Монархия не решалась пойти на слишком большие уступки и наделить политическими правами и земельными наделами бедняков.

Ход событий

Неудовлетворённые этими полумерами рабочие, крестьяне и мелкое купечество были готовы перейти к масштабному выступлению. В какой-то момент к их недовольствам присоединилась и крупная буржуазия, возмущённая тем, что иностранные предприниматели получают больше льгот и прав в Китае, чем местное купечество. Главным идеологом оппозиционеров был Сунь Ятсен — общественный деятель, обучавшийся в миссионерской школе на Гавайях и успевший пожить в Японии и Великобритании. Он желал предложить своим соотечественникам новый политический строй, в котором китайский традиционализм сочетался бы с европейским либерализмом. Сунь Ятсен видел корень китайских проблем в маньчжурской династии, узурпировавшей власть 250 лет назад. Сунь Ятсен желал поднять общекитайское восстание. Сторонники революционера вели агитацию в деревне и армии. Первая попытка народного бунта была предпринята весной 1911, однако, она завершилась неудачей.

Второе выступление началось 10 октября 1911 года (год «синьхай», согласно китайскому календарю). Первыми взбунтовались солдаты учанского гарнизона в провинции Хубэй. Вскоре восстание перекинулось на всю провинцию. Солдаты сместили реакционную администрацию, многие из них заняли важные посты в местном правительственном аппарате. Они объявили Китай республикой и провозгласили начало войны с маньчжурами. В соседних провинциях стали формироваться вооружённые крестьянские отряды. К ноябрю революция охватила весь юг страны

Императорский двор попытался обратиться за помощью в подавлении восстания к западным державам. Однако те не решились вмешиваться. Осенью 1911 года Сунь Ятсена не было в Китае, однако, он активно работал против маньчжуров в эмиграции, настраивая соседние державы против Цинской династии. В конце года Сунь Ятсен вернулся на родину, где был объявлен президентом китайской республики. Столицей молодой республики стал Нанкин.

Для того чтобы противостоять революции, император и его окружение передали все бразды правления генералу Юань Шикаю, назначенному премьер-министром. К нему примкнули богатые помещики и умеренная оппозиция севера. Эти люди сначала поддерживали революцию, но стали отходить от Сунь Ятсена по мере нарастания радикальных настроений среди восставших. Юань Шикай же преследовал собственные цели. Он надеялся стать полноправным правителем Китая, а в качестве орудия воздействия на императорский двор использовать республиканцев. Поскольку обе стороны не желали гражданской войны, Юань Шикай предложил республиканцам пойти на взаимные уступки и прекратить вражду. Предложение было поддержано. 12 февраля 1912 года был опубликован указ об отречении малолетнего императора Пуи от престола. Издание этого документа, ликвидирующего монархию в Китае, считают завершающим моментом Синьхайской революции.

Итоги

Через два дня после окончания революции для того чтобы объединить консервативный север и мятежный юг, Сунь Ятсен передал президентские полномочия Юань Шикаю. Лидер революции решил уступить свой пост генералу, чтобы окончательно не отпугнуть от революции крупных землевладельцев. Юань Шикай, обещавший повстанцам сохранить революционные завоевания, немедленно стал разрушать республиканские институты. Он перенёс столицу обратно в Пекин и с помощью армии подавил последние очаги восстания. Юань Шикая активно поддерживали либералы и помещики. Сунь Ятсен попытался противостоять новому президенту и создал партию Гоминьдан, которая должна была представлять интересы беднейших слоёв населения в парламенте.

Однако Гоминьдан был плохо организован и не представлял для Юань Шикая большой угрозы. В 1913 году президент лишил гоминьдановцев депутатских мест, а затем и вовсе распустил парламент. Теперь ничто не мешало Юань Шикаю демонтировать республиканский строй и объявить себя императором. Но неудачи во внешней политике и внутренний кризис негативно сказались на популярности бывшего цинского генерала. В 1916 году Юань Шикай был отстранён от власти. Дальнейшие попытки восстановить республику в Китае были прерваны вступлением страны в Первую Мировую войну.