Крым в литературе. Крым в произведениях русских писателей. «Литературный Крым Литературный крым

Выставка «Литературный Крым», открытая в читальном зале «Отрочество. Юность» 14 февраля 2018 года, посвящена четвертой годовщине присоединения Крыма к России. Идея выставки – показать исконную связь полуострова с русской культурой, ведь многие поэты и прозаики с восхищением описывали Крым. Крымская земля обладает удивительным свойством притягивать творческих людей, с ней связаны судьбы многих известных писателей и поэтов. Крым всегда занимал особое место в литературе, именно здесь были написаны замечательные произведения, сопровождающие нас всю жизнь.

Столицу Крыма, город Симферополь, непременно посещают все, кто прибывает на полуостров, писатели и поэты – не исключение. Например, А.С. Пушкин в начале мая 1820 года посетил Бахчисарай, легенды которого поразили воображение поэта, и была создана поэма «Бахчисарайский фонтан». Восхищение красотой Крыма нашло отражение в ряде стихотворений и знаменитом романе «Евгений Онегин».

Так случилось, что Ялту посещали почти все знаменитые писатели и поэты, такова была традиция во все времена. В Крым ехали на отдых или лечение, иногда оставаясь надолго. Ялта оказалась неотделима от биографии Антона Павловича Чехова, здесь были написаны едва ли не самые знаменитые его произведения – пьесы «Три сестры», «Вишневый сад», рассказ «Дама собачкой». Несколько раз в Ялте останавливались Владимир Маяковский, Михаил Булгаков, Иван Бунин и множество других знаменитостей. Александр Иванович Куприн впервые посетил Ялту в 1900 году, по приглашению А.П. Чехова, который ввел его в круг отдыхающих на полуострове литераторов. Можно сказать, что Крым дал путевку в жизнь Куприну как беллетристу, ввел его в литературную жизнь России того времени. Многие из наиболее известных произведений писателя связаны с удивительным курортом: «Белый пудель», «Гранатовый браслет» и т.д.

Коктебель неотделим от имени известного поэта, публициста, художника и большого оригинала Максимилиана Волошина. Он оставил немало очень точных и художественно безукоризненных описаний различных уголков Крыма, как в стихах, так и в прозе. Благодаря усилиям литератора, обаянию его личности, глухое селение стало одним из духовных и культурных центров Крыма. Гостями М. Волошина были люди, которые составляли цвет русской литературы и искусства начала XX века – А. Толстой, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Грин, М. Булгаков, В. Брюсов, М. Горький, В. Вересаев, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский и др. Здесь, в Коктебеле, писал свой знаменитый роман «Остров Крым» Василий Аксенов.


В Судаке побывали многие известные люди: сестры Цветаевы, В. Иванов, Н Бердяев и др. Осип Мандельштам любил и хорошо знал Крым, здесь он написал стихотворение «Меганом», «Старый Крым».

Город Феодосия навсегда связан с именем Александра Грина, именно здесь открыт литературно-мемориальный музей писателя. Он жил в Феодосии с 1924-го по 1930-й год, здесь написал четыре романа и более тридцати рассказов (среди них: «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога в никуда» и т.п.).

Скромный городок Старый Крым занимает заметное место на литературной карте полуострова. Здесь есть литературно-художественный музей, где можно узнать о многих известных писателях и поэтах, судьба которых так или иначе была связана с этими местами. К примеру, пребывание в Крыму Юлии Друниной с любимым мужем стало отдельной страницей ее творческой биографии. Поэтесса вдохновлялась поэтическими пейзажами гор, вдыхала морской бриз, много писала.

Следующий город на нашей литературной карте – Керчь. Здесь в разное время бывали А.С. Пушкин, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, В.В. Маяковский, И. Северянин, М.А. Волошин, В.П. Аксенов, В.Н. Войнович. Но в русскую литературу город вошел, прежде всего, повестью «Улица младшего сына» Льва Кассиля, рассказывающей о юном герое-керчанине В. Дубинине.

Славный город Севастополь связан с именами многих писателей, его навсегда прославил Лев Николаевич Толстой. Будущий великий писатель служил здесь во времена первой Севастопольской обороны, в осажденном городе он пробыл ровно год. Тогда он написал свои знаменитые «Севастопольские рассказы», принесшие впоследствии всемирную литературную славу. Константин Георгиевич Паустовский называл Крым «землей покоя, размышлений и поэзии», не случайно именно здесь была написана половина его произведений. Крымскими мотивами пестрят романы: «Романтика», «Блистающие облака», «Дым отечества», повести «Черное море», рассказы «Морская прививка», «Парусный мастер», «Бриз», «Черноморское солнце», «Песчинка».

В городе Евпатория бывали многие литературные знаменитости – А. Мицкевич, Л. Украинка, М. Булгаков, В. Маяковский, А. Ахматова, Н. Островский. К. Чуковский. Алексей Николаевич Толстой оставил описание курортного городка в романе «Хождение по мукам».

Наше литературное путешествие заканчивается словами Константина Паустовского: «…Каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и легкую печаль… и надежду еще раз увидеть эту «полуденную землю».

Научно-практическая конференция «Старт в науку».

МБОУ Брасовского района

Локотская средняя общеобразовательная

имени П.А. Маркова

Исследовательская работа

Тема: «Крым в русской литературе»

Выполнила: Зюкова Арина, ученица 10 класса

Руководитель: Кулицкая А.А.,

учитель русского языка и литературы

Локоть-2016 г.

I.Введение…………………………………………………………………………………………...….3 II.Основная часть. Крым в жизни, творчестве и судьбе русских писателей и поэтов 19-20 веков……………………..…………………………………………………………………………….. 5

1. А.С. Пушкин «Погасло дневное светило»……………………………………………..…..6

2. Крымская война. «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого………………………….7

3. Крым в творчестве русских писателей и поэтов 20 века…………………………..……...8

4. Вывод………………………………………………………………...………………...…....17

III.Заключение…………………………………………………………………………………..…….18

Список литературы………………………………………………………………..……………19

Введение

Для исследовательской работы я выбрала тему «Крым в русской литературе», так как этот материал представляет актуальную проблему истории Крыма, а также представляет важную и интересную информацию для людей, которые интересуются творчеством русских писателей и поэтов. В моей работе собраны и исследованы различные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов 19-начала 20 веков, представлявших в своих произведениях многострадальную историю полуострова.

18 марта 2014 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта - республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с 21 марта 2014 года. Это событие имеет важное значение в новейшей российской истории. У Крыма очень богатая, насыщенная в политике, истории, литературе судьба.

Это факт заинтересовал меня, и я решила исследовать, какую роль играет Крым в русской литературе.

Проследить, какое место занимал Крым в творчестве, жизни и судьбе русских писателей и поэтов, познакомиться с произведениями художественной литературы, раскрывающими историческое прошлое страны, выявить особенности стиля авторов.

    Изучить источники информации по теме исследовательской работы.

    Расширить знания о творчестве русских писателей и поэтов.

    Ознакомиться с историей Крымского полуострова.

    Воспитывать интерес к истории, литературе, культуре России, гордость за свою Родину и народ.

    Подобрать музыкальное сопровождение к презентации исследовательской работы.

    Получить наиболее полное представление о значимости Крыма в жизни, творчестве и судьбе писателей и поэтов 19- начала 20 веков.

    Проанализировать содержание поэтических сборников и собраний сочинений писателей того времени, а также выявить ряд произведений, раскрывающих тему Крыма.

Методы исследования:

Отбор материала по теме;

Обработка, анализ информационных источников;

Изучение материалов литературы, учебников по исследуемой проблеме;

Работа с информационными Интернет-ресурсами.

Гипотеза: Литературное наследие, оставленное русскими поэтами и писателями, позволяет современным читателям быть сопричастными к судьбе Крыма и России, формирует способность воспринимать и оценивать события сегодняшних дней в историко-литературном контексте.

Основная часть

Крым в жизни, творчестве и судьбе русских писателей и поэтов

19-20 веков

Древняя Таврида, хранящая дух греко-римской античности, помнящая Крещение Руси и дела древнерусских князей, манящая теплым морем и навевающей романтический пафос природой – издавна служила местом притяжения для русских литераторов. Сюда приезжали и на отдых, и по делам службы, и для интересных творческих встреч, и просто – за вдохновением. Для некоторых прозаиков и поэтов Крым стал постоянным местом жительства, другие сражались здесь на земле и на море в страшные годы войн за Отечество, есть и те, кто окончил в Крыму свой земной путь. Для многих представителей предреволюционной российской интеллигенции Крым оказался местом прощания с Родиной, где они вступили на палубу парохода, уходившего в неизвестность.

Но Крым – это не только адреса писателей, Крым прочно вошел в нашу русскую литературу, и образы полуострова на страницах произведений классиков порой чаруют не меньше, чем крымские пейзажи воочию.

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

«Первый поэт России» провел в Крыму почти целый месяц в 1820 г., прибыв туда во время путешествия по Новоросии вместе со своим другом героем Отечественной войны генералом Николаем Раевским. Путешественники проделали путь из Керчи через Феодосию – морем в Гурзуф, а затем посетили Ялту, Алупку, Бахчисарай, Симферополь. На борту брига по пути в Гурзуф рождается знаменитое стихотворение «Погасло дневное светило...».

«Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный...

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...»

Это первая южная элегия поэта. С ней связанно рождение зрелого элегического стиля Пушкина. Интересно, что в стихотворении впервые возникает лирический характер современника, данный посредством самонаблюдения. Именно в Крымский период поэт стремится раскрыть внутренние стимулы поведения в связи с мотивом свободы.

Стиль Пушкина не оставался неизменным. Он постоянно совершенствовался и прошел путь от романтизма до реализма, основываясь на традиции Байрона, Державина, Жуковского. Особенностью романтического стиля является то, что он основывается на одном образе, а остальные помогают раскрывать чувства и мысли личности. Не менее известна и поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан», в которой слышится прямой авторский голос, возвращающий читателя к личным переживаниям поэта:

«Покинув север наконец,

Пиры надолго забывая,

Я посетил Бахчисарая

В забвенье дремлющий дворец».

В этом стихотворении раскрывается восточный колорит, украшенная метафоричность. Этот стиль помогает ощутить таинственное влияние прошлого. Язык поэмы богат старославянизмами, риторическими вопросами и восклицаниями. Изучая творчество поэта, я заметила, что к половине 20 годов ярко обнаружился процесс преобразования романтической системы экспрессивных форм в систему реалистическую.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Молодой офицер русской армии Лев Толстой, только что произведенный в прапорщики из юнкеров, становится участником кровавых событий Крымской войны, которая по существу и сделала его писателем. Он сражается на 4-м бастионе, защищая город русской славы вплоть до вынужденного оставления его 27 августа 1855 года. Толстой пишет брату о защитниках города: «Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства». Увидевший войну изнутри молодой писатель вскоре станет известен как автор «Севастопольских рассказов». Создавая «Севастопольские рассказы» Толстой нашел своего героя, сформулировал свою задачу писателя. Он тяготел к социальному познанию человека, к принципиально новому изображению человеческого характера познанию тайн его души, к обнажению общественных пружин его духовной жизни. Герой части «Севастополь в мае», «которого я люблю всеми силами души…, есть и будет - правда»-говорил писатель. Важно, на мой взгляд, что Л.Н. Толстому характерен народный взгляд на историю отчизны.

Второй раз Толстой побывал в Крыму в 1885 г., почти через 30 лет, путешествуя с князем С.С. Урусовым, своим другом, также участником Севастопольской обороны. Толстой тогда с интересом осматривал возрожденный Севастополь, а затем поехал к Урусовым в Симеиз. И наконец, последний приезд – в сентябре 1901 г. – в местечко Гаспра, куда пригласила серьезно заболевшего писателя его почитательница княгиня Софья Панина. Во дворце Паниных Толстой гостит и оправляется от болезни до июля 1902 г. Здесь он работает над завершением повести «Хаджи-Мурат». Здесь его посещают Чехов и Горький. Суммируя три пребывания Толстого в Крыму, увидим, что он в общей сложности прожил на полуострове почти два года. А.П. Чехов в письме М. Горькому писал о Толстом: «Ему Крым нравится ужасно, возбуждает в нем радость, чисто детскую».

Крым в творчестве русских писателей и поэтов 20 века

Антон Павлович Чехов (1860–1904)

Крым оказался неотделим от биографии Антона Павловича Чехова. Уроженец соседнего региона Приазовья, он впервые приезжает сюда в 1888 г. и, как многие, оказывается, навсегда очарован природой Крыма. В 1889 г. он ненадолго приезжает в Ялту и работает над повестью «Скучная история». А в 1898 г. усиливающаяся болезнь легких заставляет Чехова подумать о том, чтобы перебраться в Крым на постоянное место жительства. Он покупает здесь участок земли с садом и строит дом. Так начался ялтинский период биографии Антона Павловича. С тех пор реалии ялтинской жизни рубежа веков входят в творчество писателя. Здесь создаются едва ли не самые знаменитые произведения Чехова – пьесы «Три сестры», «Вишневый сад», рассказ «Дама собачкой». Колорит курортной жизни охватывает читателя этого рассказа прямо с первых строк: «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Верне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц...». Вскоре после кончины писателя усилиями его сестры Марии Павловны в доме был открыт мемориальный музей, с тех пор считающийся одной из главных достопримечательностей Ялты.

Александр Иванович Куприн (1870–1938)

По-видимому, первый приезд Куприна в Крым связан с его репортерской деятельностью в последнее десятилетие XIX в. А в 1900 г. Куприн приезжает в Ялту по приглашению А.П. Чехова, который и вводит его в круг отдыхающих в Крыму литераторов. В этом смысле можно сказать, что Крым дал путевку в жизнь Куприну как беллетристу, ввел его в литературную жизнь России того времени. Многие из наиболее известных произведений писателя связаны с Крымом: «Белый пудель», «Гранатовый браслет»... В дальнейшем, объездивший многие крымские места Куприн оказался наиболее тесно связан с Балаклавой, где он даже собирался купить домик. Это период 1904–06 гг., период создания рассказов, от которых веет морем и рыбацким промыслом. Куприн дружит с черноморскими рыбаками, выходит с ними на промысел, «сдает экзамен» рыбацкой науки известному предводителю балаклавских рыбаков Коле Костанди. По мотивам этого периода пишутся очерки «Листригоны», рассказ «Светлана» с посвящением друзьям-рыбакам. Крым оказал значительное влияние на искусство Бунина. Интересно, что в этот период формируются базовые принципы творческой манеры классика, складывается его философия жизни, природы, человека, обогащается арсенал художественных средств. Произведения крымского периода являются пейзажными зарисовками и относятся к раннему творчеству писателя. Читая произведения Бунина, я заметила, что крымская природа имеет вертикальную направленность: от тайных глубин моря до таинственных высот неба. Бунин вводит новую хронологическую единицу – миг, длящийся вечность. Он стремится хотя бы в малой доле запечатлеть свою жизнь, чтобы продлить себя на земле.

Иван Алексеевич Бунин (1870 –1953)

Иван Алексеевич Бунин приехал впервые в Крым девятнадцатилетним юношей в 1889 г. и навсегда полюбил эти места. Кстати, его отец, Алексей Николаевич, был участником Севастопольской обороны, так что о Крыме будущий писатель был наслышан с детства. В первые годы XX в. Бунин неоднократно приезжает в Ялту, где останавливается у Чехова. Крымские страницы биографии писателя нашли отражение в романе «Жизнь Арсеньева». Крымом навеяны стихотворения «Учан-Су», «На морском берегу», «Чатырдаг».

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868–1936)

Первое и достаточно серьезное знакомство с Крымом у Горького, тогда еще Алексея Пешкова, происходит во время его знаменитых странствований по Руси, начатых в 1888 г. Горький знакомится с жизнью Крыма изнутри, нанимаясь то грузчиком, то строителем, то разнорабочим, общаясь по разному поводу с простым людом. «Два босяка», «Херсонес Таврический», «Крымские эскизы» создавались по этим впечатлениям. Ставшая хрестоматийно известной «Песнь о Соколе» родилась из местной легенды, услышанной от чабана под Алуштой. Впоследствии, уже писателем, чья слава быстро растет, Горький живет в Крыму в 1901, 1902, 1905 гг. Здесь он встречается с Чеховым, Буниным, Л. Толстым, Короленко, Шаляпиным, Гариным-Михайловским, Ермоловой. В 1917 г. Горький живет в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Последний приезд пролетарского писателя в Крым состоялся уже при советской власти, в 1935 году. Крымский период творчества Горького связан с романтическим направлением в литературе. Но в целом Горький считается основоположником русского реализма.

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930)

Владимир Маяковский впервые приезжает в Крым в 1913 г. в ходе творческого турне по городам южной России, где он, Игорь Северянин и другие футуристы выступают с лекциями о литературе и с чтением стихов. Последующие визиты поэта в Крым носили такой же характер: литературная работа, выступления. Начиная с 1925 года, Маяковский регулярно посещает Крым, особенно Ялту. Увлекшись кинематографом, он сотрудничал со старейшей в России Ялтинской киностудией, здесь же при виде парохода «Теодор Нетте» у Маяковского рождается замысел известного стихотворения «Товарищу Нетте – пароходу и человеку». Здесь были написаны и многие другие стихотворения, некоторые с характерными названиями: «Крым», «Севастополь – Ялта», «Евпатория», «Ялта – Новороссийск». Творчеству Маяковского характерен своеобразный стиль, размер, построение стихотворений, отражение реальных событий тех лет

Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)

Страшным предстал Крым в трагически знаменитом произведении Ивана Шмелёва «Солнце мертвых». Эта документальная проза навеки осталась памятником обличения практического большевизма, памятником так называемого «красного террора», расстрела многих невинных жертв революции, среди которых оказался сын Шмелева, памятником революционной жестокости новой власти и надругательства над святынями. Иван Шмелёв пережил в Крыму страшные 1921-22 годы и отсюда навсегда отбыл в эмиграцию.

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (1875–1958)

Сергеев-Ценский стал едва ли не самым большим долгожителем Крыма среди крупных русских писателей. Он прожил в Алуште, на Южном берегу Крыма, с небольшими перерывами более 60-ти лет, пережив там две революции, Гражданскую и Великую Отечественную войну и множество событий советской истории. Там же скончался и похоронен. В конце 1930-х гг. Сергеев-Ценский работает над большим романом «Севастопольская страда», посвященном первой обороне Севастополя в Крымскую войну. Пройдет совсем немного времени и грянет Великая Отечественная и опять крымчанам, российским морякам придется встать на героическую защиту города русской славы. Дом Сергеева-Ценского был разрушен фашистской бомбой, но восстановлен хозяином в 1946 г. Теперь в этом доме, на склоне Орлиной горы, устроен мемориальный музей Сергеева-Ценского. Алушта, курортный городок на берегу моря, привлекала многих писателей. Здесь в 1927-28 гг. выступал Владимир Маяковский, у Сергеева-Ценского бывали А.И. Куприн, Иван Шмелев, Максим Горький, К.И. Чуковский, А.С. Новиков-Прибой.

Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932)

Максимилиан Волошин, поэт и художник, – наверное, может быть назван одним из самых «крымских» деятелей русской культуры. Умирая, он завещал передать собственный дом под Дом творчества литераторов Литфонда, однако фактически еще при жизни Волошина его «Дом Поэта» в Коктебеле, на восточном берегу Крыма неподалеку от Феодосии, стал приютом для множества замечательных писателей и художников России. Сегодня Коктебель не мыслим без памяти о Волошине. Детство поэта прошло в Москве, а в 1893 г. он с матерью Еленой Оттобальдовной переезжает в Феодосию, где поступает в гимназию. Впоследствии он много путешествовал по России и за границей, а в 1903 г. – по возвращении из Франции мать и сын начинают строительство собственного дома в Коктебеле. Здесь Волошин поселяется в годы революции и Гражданской войны, пряча у себя жертв и «красного», и «белого» террора. В 1920-е гг. Коктебель и окрестности стали столь же притягательны для служителей муз из материковой России, как прежде Южный берег Крыма. С одобрения Наркомпроса усадьба Волошина превратилась в бесплатный Дом творчества деятелей теперь уже советской культуры. Скончавшийся 11 августа 1932 г. у себя дома Максимилиан Волошин был похоронен неподалеку – на горе Кучук-Янышар, на каменистом склоне его могила отмечена плоской гранитной плитой. В 1984 г. открыт мемориальный Дом-музей Волошина в Коктебеле, а в 2000 г. на базе музея создан эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М.А. Волошина» (Киммерия – любимое Волошиным древнее греческое название Крыма и Северного Причерноморья). Волошинская Киммерия запечатлена во многих стихотворениях поэта-художника и на его полотнах:

«Как в раковине малой – океана

Великое дыхание гудит,

Как плоть ее мерцает и горит

Отливами и серебром тумана,

А выгибы ее повторены

В движении и завитке волны,–

Так вся душа моя в твоих заливах,

О, Киммерии темная страна,

Заключена и преображена...»

Марина Ивановна Цветаева (1892–1941)

От творческой судьбы Максимилиана Волошина неотделима судьба Марины Цветаевой. Вскоре после их знакомства Марина в 1911 г. впервые приезжает в Коктебель, начинается ее дружба с Максом и увлечение Крымом. После кончины отца Цветаевой Марина с мужем Сергеем Эфроном и маленькой дочкой Ариадной решают сменить обстановку и провести зиму 1913 года в Крыму. Они приезжают в Феодосию, где снимают жилье на Анненской улице. Неподалеку, на Бульварной, поселяется сестра Марины Анастасия с сыном Андреем. Как она впоследствии вспоминала, именно здесь прошел едва ли не самый счастливый период в многострадальной судьбе ее сестры-поэтессы. Сюда приходил к сестрам Волошин, а они навещали его в Коктебеле. После кончины земной жизни Волошина Марина пишет целую книгу-воспоминание «Живое о живом», утверждая бессмертие своего друга-поэта. «Меж трех пустынь: морской, земной, небесной - твое последнее перед нами, за нас предстояние, с посохом странника в одной, с уловом радужной игры в другой, с посохом, чтобы нас миновать, с радугой, чтобы нас одарить...» – пишет Марина Цветаева, мысленно стоя у места погребения Волошина на склоне горы Кучук-Янышар. В 2001 г. в Феодосии был открыт Дом-музей Марины и Анастасии Цветаевых.

Александр Грин (Александр Степанович Гриневский, 1880–1932)

В один год с Волошиным оставил этот мир его сосед по Киммерии, житель городка Старый Крым писатель-романтик Александр Грин, создатель фантастической страны «Гринландии», прославившийся среди юношества нескольких поколений книгами «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Александр еще в юности совершил дальнее плаванье матросом, и с тех пор Черное море вошло в его жизнь и творчество. Уже будучи писателем, автором «Алых парусов», он переезжает на постоянное жительство в Феодосию, где они с женою приобрели маленький домик на Галерейной улице. Здесь написан роман «Бегущая по волнам». В 1930 г. супруги переезжают в городок Старый Крым. Оттуда в Коктебель ведет через горы дорога, которой Грин ходил к Волошину, теперь ее называют тропой Грина. В 1960 г. был открыт музей в доме Грина в Старом Крыму, а в 1970 г. музеефицирован дом Грина в Феодосии.

Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968)

Немного не застал Александра Грина в Старом Крыму впервые приехавший сюда в 1934 г. К. Г. Паустовский. Писатель начал «пробивать стену молчания» вокруг имени Грина. Второй приезд был летом 1935 года, во время работы над вёрсткой повести «Чёрное море». Более продолжительным было пребывание Паустовского в Старом Крыму в 1938 году. Здесь он провёл май-июль вместе с женой Валерией Валишевской и приёмным сыном Сергеем. Это было время работы над книгой «Повести и рассказы», изданной в 1939 году. Паустовский называл Крым землёй «покоя, размышлений и поэзии». Не случайно именно на крымской земле написана половина его произведений. Крымскими мотивами пестрят романы «Романтика», «Блистающие облака», «Дым отечества», повести «Чёрное море» и автобиографическое шестикнижие «Повесть о жизни». Крымской темой наполнены рассказы «Морская прививка», «Парусный мастер», «Бриз», «Черноморское солнце», «Песчинка». Феодосийские впечатления легли в основу рассказов «Потерянный день», «Робкое сердце», коктебельские отражены в «Умолкнувшем звуке», «Синеве», «Встрече». Повесть «Чёрное море» написана в 1935 году в Севастополе, а некоторые главы – «Горная роса», «Сказочник» – созданы под впечатлениями поездок в Старый Крым. Глава «Сказочник» посвящена Александру Грину и месту его последнего приюта в Старом Крыму. О многом говорит и то, что для свадебного путешествия в 1949 г с Татьяной Евтеевой, последней женой, с которой Паустовский прожил двадцать лет, до конца жизни, он выбрал Старый Крым. Татьяна Алексеевна, кстати, стала прототипом героини известной пьесы Арбузова «Таня». Паустовский посвятил ей книгу «Золотая роза». Крым для Паустовского был «землёй покоя, размышлений и поэзии». Константин Георгиевич писал в статье «Воспоминание о Крыме»: «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья» и уже незадолго до смерти, весной 1968 года: «Летучая гряда облаков стояла над Крымом, и непонятно почему этот вечер показался мне значительным. Теплоход гремел на рейде... В каждой малости была заключена великая глубина». В доме в Старом Крыму, где в 1950-х гг. жил Паустовский, с 2006 г. открыт его мемориальный музей. В мае 2007 года открыта мемориальная доска на доме станции мониторинга окружающей среды Карадагской биостанции, где в начале 1950-х годов жил К. Г. Паустовский.

Владимир Владимирович Набоков (1899–1977)

Не миновать было Крыма и Владимиру Владимировичу Набокову, оказавшемуся на полуострове в последний период своей жизни на Родине. Семья Набоковых спасалась от наступавших в ходе Гражданской войны красных войск, оставалась некоторая надежда, что белый Крым устоит, и отец писателя – известный политический деятель Владимир Дмитриевич Набоков – в 1918 г. даже стал министром юстиции в Крымском Краевом правительстве. Одно время Набоковы находят приют во дворце той самой княгини С. В. Паниной в Гаспре, которая в 1901-1902 гг. принимала у себя Льва Толстого. Набоков-младший посещает Ялту, Бахчисарай, недолго живет в Севастополе, навещает М. Волошина в Коктебеле. Из Севастополя весной 1919 г. на корабле с символическим названием «Надежда» Набоковы отплывают в эмиграцию. О Крыме напоминают стихотворения В.В. Набокова «Бахчисарайский фонтан» и «Ялтинский мол».

В 1921 г. в Англии Набоков пишет стихотворение-воспоминание «Крым», начинающееся такими строчками:

«Назло неистовым тревогам

ты, дикий и душистый край,

как роза, данная мне Богом,

во храме памяти сверкай.

Тебя покинул я во мраке:

качаясь, огненные знаки

в туманном небе спор вели

над гулом берегов коварных.

Кругом на столбиках янтарных стояли в бухте корабли...»

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков, 1904–1941)

Впервые посетив Крым (Алупку) в 1924 г., Гайдар затем неоднократно отдыхает и работает на полуострове. Среди прочего, тому есть особенная причина. Ведь Аркадий Петрович один из самых популярных детских писателей, причем не просто человек, пишущий о детях, но друг детей, постоянно находившийся среди них. А в Крыму в 1925 г. был открыт самый главный пионерский лагерь в СССР – Артек. Туда в 1931 г. приезжает Гайдар с сыном Тимуром, поселяется в лагере и проводит целые дни среди пионеров. Здесь он работает над повестью «Дальние страны». Сам Артек стал местом действия повести «Военная тайна». Главная героиня повести – Натка Шегалова – приезжает в Артек в качестве пионервожатой. Вот как описывает Гайдар первое ее знакомство с детской здравницей. «В синих шароварах и майке, с полотенцем в руках, извилистыми тропками спускалась Натка Шегалова к пляжу. Когда она вышла на платановую аллею, то встретила поднимающихся в гору ребят-новичков. Они шли с узелками, баульчиками и корзинками, веселые, запыленные и усталые. Они держали наспех подобранные круглые камешки и хрупкие раковины. Многие из них уже успели набить рты кислым придорожным виноградом. – Здорово, ребята! Откуда? – спросила Натка, поравнявшись с этой шумной ватагой. – Ленинградцы!.. Мурманцы!.. – охотно закричали ей в ответ...» В 1934 г. писатель вновь посещает эти места, а в 1937 г. живет в Ялтинском Доме творчества писателей. В 1972 г. в Артеке была открыта мемориальная доска Аркадию Гайдару, впрочем, демонтированная уже в постсоветский период, когда образ Гайдара стал все чаще подвергаться очернению на современной Украине.

Василий Павлович Аксёнов (1932 – 2009)

Особенную, в какой-то мере пророческую, роль в истории взаимоотношений материковой России и Крыма сыграл своим всемирно известным романом «Остров Крым» Василий Аксенов. Роман писался в 1977 - 1979 гг. отчасти прямо на крымской земле, в Коктебеле. Однако он мог быть опубликован в то время только за границей (в американском издательстве «Ардис»), поскольку, хотя и был написан в жанре фантастики, которой все дозволено, но поверг в шок тогдашних советских литературных начальников. В романе, вопреки географической и исторической истине, Крым описан как остров, который не был сдан белыми во время Гражданской войны и оказался независимым и отделенным от государства Советов «островом свободы».Крым развивается, идя своим собственным путем – и развивается вполне гармонично. С момента опубликования романа он, образно говоря, «выстрелил» трижды: в первый раз самим фактом публикации (за границей), во второй раз – став доступным отечественным читателям в 1990 г., будучи легально напечатан в СССР в журнале «Юность» и сразу став «романом года». И наконец, в третий раз, уже после кончины автора – в марте 2014 года, когда Крым на референдуме проголосовал за независимость, выход из состава Украины в пользу Россиии и действительно оказался своего рода российским «островом». Примечательно, что премьером Автономной Республики Крым и активным борцом за независимость полуострова от «майданной» Украины стал премьер-министр Крыма Сергей Аксенов – однофамилец Василия Павловича Аксенова.

Писатели-маринисты.

С Крымом связаны творческие судьбы целого ряда писателей- маринистов, тех кто сделал морскую тематику одной из главных в своем творчестве. Большинство из них были моряками, служившими в военном или торговом флоте. Одним из основателей этого жанра в русской литературе был Константин Михайлович Станюкович (1843–1903), родившийся в городе русской славы Севастополе в семье адмирала Михаила Николаевича Станюковича, коменданта Севастопольского порта. Одиннадцатилетний Костя – свидетель героической обороны Севастополя во время Крымской войны. Вскоре он начинает учебу в морском кадетском корпусе, затем совершает кругосветное плавание на винтовом корвете «Калевала». Позднее, выйдя в отставку, Станюкович становится профессиональным писателем. Наибольшую известность у массового читателя ему принес сборник «Морские рассказы», регулярно переиздающийся с 1888 года. Советскому читателю и кинозрителю старшего поколения были хорошо известны роман «Севастополь» и снятый по нему одноименный кинофильм. Автором романа был Александр Георгиевич Малышкин (1892–1938), служивший в бригаде тральщиков Черноморского флота в годы революции, а затем ставший профессиональным литератором. Крыму в годы Гражданской войны посвящен и его рассказ «Поезд на юг». Леонид Сергеевич Соболев (1898 – 1971) начал свой путь военно- морского офицера на Балтике, но позднее уже в качестве писателя-мариниста оказался прочно связан с Крымом как главной базой Черноморского флота. В 1936 г. он совершил дальний поход из Севастополя на одной из подводных лодок. В звании капитана I ранга Соболев служит военным корреспондентом и командируется в Севастополь в дни героической обороны города в 1941 г., а затем участвует в освобождении города в 1944-м. Рассказы и очерки Соболева о моряках-черноморцах, о жителях Севастополя и защитниках города вошли в широко известный сборник рассказов и очерков «Морская душа».

Аркадий Алексеевич Первенцев (1905–1981)

капитан первого ранга, автор романа «Матросы» о черноморцах-севастопольцах, так же, как и Соболев, участвовавший в обороне Севастополя и в освобождении города русской славы – в качестве военного корреспондента газеты «Красная звезда». Завершим наш (конечно, не полный) обзор еще одним образцом поэтического искусства, связанного с драматической историей Крыма. Летом 1920 года на Республику Советов началось наступление из Крыма врангелевских войск.

Композитор Самуил Яковлевич Покрасс (1897-1939) и поэт Павел Григорьевич Горинштейн (1895-1961) создали песню (известную в России и других странах под разными названиями и с разными вариантами текста). Изначально её текст был следующий:

Белая армия, черный Барон

Снова готовят нам царский трон,

Но от тайги до британских морей

Красная Армия всех сильней.

Так пусть же Красная

Сжимает властно

Свой штык мозолистой рукой,

С отрядом флотских

Товарищ Троцкий

Нас поведёт на смертный бой!

Красная Армия, марш, марш вперёд!

Реввоенсовет нас в бой зовёт.

Красная Армия всех сильней!

ПРИПЕВ. Мы раздуваем пожар мировой,

Церкви и тюрьмы сравняем с землёй.

Ведь от тайги до британских морей

Красная Армия всех сильней!

Вывод:

Произведения художественной литературы, созданные русскими поэтами и писателями 19- начала 20 веков развивают чувство патриотизма и гордости за свою страну, формируют российскую гражданственность. На основе исторических событий, связанных с судьбой Крыма.

Что же такое Крым для России?

Это, своего рода, лента истории, специальная книга. А произведения литературы помогают их пролистать и дают богатейший материал для читателей разных поколений.

Крым - это край, с его неповторимой природой.

Крым – это целая семья народов и народностей, его населяющих.

Крым - это героико-патриотические страницы военной истории.

Крым – это Севастополь, ныне город Федерального значения, а в годы Великой Отечественной войны – город-герой.

Крым – это судьбы многих лучших представителей русской интеллигенции, в том числе представителей эмиграции.

Крым – это место паломничества русской богемы: поэтов, художников, композиторов.

Крым – это часть России.

Мы - вместе!

Заключение

В результате исследования темы я поняла, что Крым занимает огромное место в жизни, творчестве и судьбе русских писателей. Здесь были созданы замечательные прозаические и поэтические произведения русских писателей, многие из которых определенные периоды жили в Крыму, а некоторые из них и похоронены на этой земле. Чарующая природа Крымского полуострова вдохновляла писателей и поэтов на творчество, помогала каждому из них искать свой путь в литературном творчестве.

Знакомясь с творчеством писателей и поэтов крымского периода, я убедилась в том, что все они искали свои пути в литературе, стремились открыть новые грани литературного процесса, опираясь на русские классические традиции, показать свое лицо, своеобразный взгляд на жизненные и общественно-социальные проблемы.

Полезно было узнать, что история Крыма уникальна. Тысячелетиями по его земле прокатывались волны народов и завоеваний – киммерийцы, эллины, скифы, римляне… Эта история нашла больше отражение в жизни, творчестве и судьбе русских писателей и поэтов. Без этого удивительно края и его истории, мы бы никогда не узнали о «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого, о повести «Поединок» А. И. Бунина, не смогли бы насладиться чудесными стихотворениями М. А. Волошина, о крымских пейзажах. Благословенная Таврида навсегда оставила глубокий и неизгладимый след в истории и литературе.

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности выяснена роль Крыма в судьбе и творчестве русских писателей и поэтов. Эффективно использовалась проектная технология для повышения мотивации в изучении предмета, развивалась и совершенствовалась исследовательская деятельность. Обобщались и анализировались материалы, четко и последовательно излагались мысли.

Я считаю, что материал данной исследовательской работы может быть использован на уроках литературы, истории, во внеклассных мероприятиях, при подготовке к ЕГЭ.

Так у нас в школе мы провели литературный вечер на тему: «Крым в русской литературе», в форме литературно-музыкальной композиции

Список литературы:

    http:// infourok . ru / vneurochnoe - meropriyatie - krim - v - russkoy - literature -913696. html

    http :// velib . com / book / kollektivnye _ sborniki / krym _ v _ russkojj _ literature /

    http :// biblioteki . blogs . imc . edu . ru /2014/12/08/литературный-крым/

    Кунцевская Г.Н. Неповторимый Крым. Крым в судьбе и творчестве русских писателей 2011

    Кунцевская Г.Н. Благословенна Таврида. Крым глазами великих русских писателей 2008

    А.П.Чехов Повести и рассказы Москва « Художественная литература» 1983

    В.В.Маяковский Стихотворения. Поэмы Москва «Художественная литература» 1987

    М.Горький Рассказы Москва «Художественная литература» 1983

    А.И.Куприн Повести « Московский рабочий» 1983

    А.С.Пушкин Стихотворения Москва издательство «Правда» 1978

    М.Цветаева Стихотворения. Поэмы Москва «Советская Россия»1985

Не мало превосходных мастеров слова прошло по крымской земле. Почти повсюду, где Вы побываете, память о них хранят мемориальные доски, скульптурные портреты, названия улиц.

А.С.Пушкин. На крымскую землю поэт ступил 15 августа 1820 г. в районе Керчи. Ничего интересного в ней не нашёл и на следующий день был уже в Феодосии. Остановился у бывшего градоначальника С. М. Броневского. Грот, расположенный на месте его усадьбы, и сейчас называется Пушкинским. Ночь на 19 августа Пушкин провёл на судне, двигаясь вдоль берега к Гурзуфу. На корабле и родилось первое «крымское» стихотворение «Погасло дневное светило». В гурзуфском доме поэт провёл две недели, «счастливейшие» в своей жизни. В начале сентября Пушкин выехал из Гурзуфа в Бахчисарай по севастопольской дороге.

Главную гряду перевалил по Чёртовой лестнице (Шайтан-Мердвен) в районе нынешнего Оползневого (за Симеизом). На Байдарском плоскогорье посетил Георгиевский монастырь с легендарными остатками храма греческой богини Дианы. 7 сентября провёл в Бахчисарае, осмотрел Ханский Дворец. С 8-го по 15-е жил в Симферополе, лечился у доктора Ф.Мюльгаузена от мучившей его лихорадки. Месяц отдыха в Крыму оставил глубокий след в творчестве поэта: на основе крымских воспоминаний он написал более десяти стихотворений, поэтому «Бахчисарайский фонтан», множество строф в «Евгении Онегине».

А.С. Грибоедов. Спустя пять лет после Пушкина, в Крыму побывал Александр Сергеевич Грибоедов. 18 июня 1825 г. он остановился в симферопольской Афинской гостинице (ныне пр. Кирова). 24 июня Грибоедов отправляется путешествовать на Южный берег Крыма. В красной пещере, что под Симферополем, в подземном коридоре выбил своё имя и год посещения; этот коридор и поныне зовут Грибоедовским. Несколько раз поэт поднимался на вершине Чатыр-Дага. Объехал берег моря от Алушты (через Ущельное под Ялтой, где ныне ему поставлен памятник) до Балаклавы, а оттуда – в Севастополь.

По дороге писатель не только любуется природой, но и тщательно изучает исторические памятники. Из Севастополя через Учкуевку добирается Грибоедов до пещерных городов, посещает Бахчисарай и его окрестности, часто бывает в имении Саблы, принадлежавшем видному крымскому деятелю Бороздину (село Партизанское Симферопольского района). О том, что видел в Крыму, с кем встречался, о чём размышлял Грибоедов, можно прочитать в его «Крымском дневнике» и письмах друзьям.

Н. В. Гоголь. Летом 1835 г. профессор истории Петербургского университета Николай Васильевич Гоголь получает каникулярный отпуск. Из двух маршрутов – кавказского и крымского – он выбирает отдых в Крыму, как более близкий; кроме того, именно в Крыму «славятся минеральные грязи и купание в море». В ту пору на полуострове действовал один грязевой курорт- сакский. Там и пачкался грязями Гоголь. Ванны принимали тогда главным образом на свежем воздухе, в ямах, которые имели две трети метра в глубину и два метра в длину. Стоимость процедур и содержания на курорте была очень высокой. Отдых в Крыму не только укрепил здоровье, но и дала «ужасное множество сюжетов и планов».

В.А. Жуковский. Почти по всему крымскому маршруту Грибоедова (за исключением восточного направления) через 12 лет проехал Василий Андреевич Жуковский. По перекопской дороге он прибыл в Симферополь 2 сентября 1872 г. Остановился в доме на углу улиц Гоголя и Садовой (ныне улица Жуковского д.13). Поэт путешествовал в том году, когда погиб А.С. Пушкин. Многие записи в его дневнике и рисунки в альбоме посвящены пушкинским местам в Крыму.

Л.Н. Толстой побывал в Крыму в 1854-1855 и 1901-1902 гг. В Симферополе, Севастополе, в селе Лозовом, в Ялте его пребывание отмечено различными памятниками. Во время легендарной обороны Севастополя 29-летний подпоручик Толстой участвовал во многих сражениях и вылазках. За мужество и храбрость был досрочно произведён в поручики, награждён медалью. Повседневное общение с защитниками города дало ему материал для бессмертных «Севастопольских рассказов», прославивших героизм и мужество русских людей. Во второй раз Л.Н. Толстой десять дней проводит в Симеизе, работает над рассказом «Ильяс».

Когда Толстой приехал на Южный берег Крыма в третий раз, ему было уже более 70 лет. Севастопольцы несколько дней дежурили на вокзале, чтобы встретить писателя. Лев Николаевич был болен, и всё-таки объехал места былых сражений. Писатель поселился на Южном берегу в имении Паниной в Гаспре (ныне в нём расположен санаторий, которому присвоено название родовой усадьбы Толстого «Ясна Поляна»).

Во время тяжёлой болезни царские власти намеревались здесь арестовать рукописи Толстого, но его друзья, во главе с А.М. Горьким своевременно вывезли их. Великий писатель работал в Гаспре над повестью «Хаджи Мурат» и публицистическими произведениями – памятками солдата, офицера, письмом царю и другими. Выехал Толстой из Крыма в конце июня 1902 г.

Н. А. Некрасов . Два месяца, сентябрь и октябрь, 1876 г. провёл в Ялте тяжело больной Николай Алексеевич Некрасов. В этом месяце он смог повидать в Крыму места, где происходили кровопролитные сражения в период осады Севастополя. Об этой войне Некрасов написал немало. Широко популярны были его стихи «Внимая ужасам войны», «Тишина», отзывы о произведениях, посвящённых обороне, в частности о «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

К героической обороне и другим событиям крымской жизни – пребыванию Пушкина в Гурзуфе, строительству железной дороги на полуостров – поэт возвращался ещё не раз. Некрасов видел в Севастополе незалеченные раны, нанесённые Крымской войной. Не налажена были и жизнь многих её участников. Поэт описал мытарства инвалида войны в той части поэму «Кому на Руси жить хорошо», на которой работал в Ялте.

А.П. Чехов . Многое в современной Ялте напоминает об Антоне Павловиче Чехове. Впервые он приехал на отдых в Крым 1888 г. и две недели прожил в Феодосии. Уже тогда писатель заметил контрасты курортной жизни: рядом с чахоточными больными богатых бездельников с их жаждой грошовых наслаждений. Дважды – в 1889 и 1894 гг. – Чехов приезжает на короткие сроки, прежде чем в сентябре 1898 г. поселиться в Ялте навсегда. Здесь он приобретает небольшой участок земли и в течении года строит дом, разводит сад.

В этом доме действительно побывала почти «вся русская литература», многие выдающиеся деятели культуры и среди них – артисты Художественного театра. В ялтинские годы Чехов написал девять крупных рассказов, две пьесы. Крымская действительность отразилась в таких его рассказах, как «Длинный язык», «Чёрная молния», «Арианда», «Дама с собачкой». Музей Чехова в Ялте (ул. Кирова, 112) создан усилиями сестры писателя М.П.Чеховой. Его открытию в 1921 г. способствовал М. Горький.

М. М. Коцюбинский. Не отдыхать, а работать приехал в Крым (весной 1895 г.) Михаил Михайлович Коцюбинский. В составе группы специалистов по борьбе с болезнями виноградников- филлосерой он провёл в Симеизе, Алуште, и Солнечногорском около полутора лет. Изучая одновременно быт крымских крестьян, он создаёт рассказы «В сетях шайтана» и «На камне». Писатель проводит в Крыму свой отпуск летом 1904. В поисках тем посещает монастырь, расположенный в горном Крыму, и Бахчисарай. Эта поездка дала материал для рассказов «В грешный мир», «Под минаретами».

В. Г. Короленко . Летом 1889 г. Владимир Галактионович Короленко сутки пробыл в Керчи, проникаясь, как он выразился, историческим настроением, а потом почти два месяца жил в Карабахе (ныне село Бондаренково). Весной 1902 г. Короленко приезжает в Ялту, чтобы посоветоваться с Чеховым, что предпринять в ответ на отмену царём выборов А. М. Горького в почётные академики. Тогда же Короленко посетил Л.Н. Толстого в Гаспре. В 1910 и 1913 гг. писатель отдыхал и работал в Алупке и Батилимане. Крымская действительность отразилась в его рассказах «Рыбалка Нечипор» , «Емельян», в некоторых мемуарных и публицистических произведениях.

А.М. Горький. От Перекопа до Ялты, от Севастополя до Керчи, что называется, вдоль и поперёк исходил, и изучил Крым Алексей Максимович Горький. «Я шёл в немом восхищении перед красотой природы этого куска земли, ласкаемого море», - говорил писатель о своих чувствах и дни первого знакомства с Крымом в 1891 г. Эти чувства остались у него неизменными на всю жизнь. Более тридцати произведений Горького отразили события, факты, людей и пейзажи, которые он наблюдал в Крыму. Крымский климат благотворно влиял на здоровье писателя, и он бывал часто приезжал на отдых в Крым. Яркими страницами его биографии стали крымские встречи с великими писателями Л.Н. Толстым и А. П. Чеховым. Жизнь в Форосе и Коктебеле принесла ему ценнейшие наблюдения, которые он передал в пьесе «Яков Богомолов».

А. С. Грин. Более десяти лет прожил в Крыму Алесандр Степанович Грин. Не всегда, правда, он задерживался здесь на долго время по своему желанию: с осени 1903 г. и до осени 1905 г. он просидел в севастопольской тюрьмах за революционную пропаганду среди моряков. До 1903 г. Грин наблюдал крымские пейзажи, плавая матросом на грузовом судне вдоль южного побережья. В советское время Грин недолго жил в Севастополе, затем с 1924 по 1939 г. – в Феодосии. Последние два года жизни он находился в Старом Крыму, где и умер в июле 1932 г.

Здесь бережно сохраняется его могила, восстановлен дом, котором жил писатель. Крымские впечатления отразились во многих произведениях Грина. Среди них можно назвать следующие романы и рассказы: «Дорога никуда», «Золотая цепь», «Блестящий мир», «На досуге», «Посидели на берегу», «История одного ястреба» и другие. Приметы Севастополя, Балаклавы, Ялты, Гурзуфа вошли в гриновские пейзажи и описания фантастических городов Лисса, Зурбагана, Гель-Гью, Гертона.

К. А. Тренёв. В Симферопольском парке цветов установлен монументальный памятник Константину Андреевичу Тренёву. Это не случайность: здесь, в Симферополе, писатель прожил более двух десятилетий, здесь создал свои крупнейшие прозаические произведения, написал пьесу «Любовь Яровая». К.А. Тренёв приехал в Симферополь в 1909 г. Педагог-словесник высокой квалификации, он преподавал русскую литературу и язык в нескольких учебных заведениях.

В учительских коллективах пользовался большим уважением, но у педагогического начальства был «на подозрении», так как до переезда в Крым проявил себя прогрессивным журналистом, был связан с революционным движением среди учащихся. «Педагог то я опальный», - писал Тренёв Горькому в 1911 году. Крымская дореволюционная действительность нашла отражение в его повести «Владыка», в рассказах «Самсон Глечик», «Любовь Бориса Николаевича».

В 1919 г. писатель возглавляет школьный отдел комиссариата просвещения Крыма, преподаёт в народном университете, внимательно изучает события гражданской войны, развернувшейся в Крыму с особой остротой. Из этих наблюдений возникла революционная эпопея – пьеса «Любовь Яровая», вошедшая в золотой фонд советской драматургии. Уехав в 1932 году из Крыма, Тренёв часто возвращался сюда. Он приобрёл дачу в тихом Горном переулке в Ялте, где много и плодотворно работал.

М. А. Волошин . У самого берега моря, в курортном посёлке Коктебель стоит дом оригинальной архитектуры. Бывший его владелец – поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин – провёл здесь не одно десятилетие своей сложной и интересной жизни. Он исходил все окрестности восточного Крыма, который и по сей день носит следы древней культуры киммерийцев – народа, жившего в Крыму в гомеровские времена (тысячелетие до современной эры). В своих стихах Волошин воспевает историю Киммерии, зримо передаёт её ландшафт, быт, нравы. Одарённый художник, он пишет акварели, которые воспринимаются, как стихи…

Крымским курортам очень повезло с рекламой. Лучшие слоганы для него писали настоящие гении литературы. Например, Маяковский обессмертил евпаторийские здравницы своим "Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории". А чего стоит пушкинское: "Холмы Тавриды, край прелестный, Я снова посещаю вас, Пью жадно воздух сладострастья, Как будто слышу близкий глас Давно затерянного счастья"…

Однако классики увозили из Крыма не только восторженные впечатления. Александр Сергеевич, например, в Крыму промотал все деньги и простыл, Булгакова укачивало на теплоходе, а Маяковский жаловался на комаров и грязные пляжи.

В бархатный сезон — время, когда, вплоть до начала прошлого века в Крым приезжала основная масса отдыхающих, прибывали и самые известные крымские курортники от литературы. Но как оказалось, тот период, который сегодня принято называть бархатным, раньше именовался иначе.

"Первоначально было три сезона, — объясняет крымский историк Андрей Мальгин. — Бархатный наступал сразу после Пасхи. Существует несколько версий возникновения этого названия: и по материалу одежды, и по тому, что в это время в Крым приезжало дворянство, вписанное в бархатные книги. Потом наступал ситцевый, самый бедный сезон — в июле-августе Крым посещала публика с доходами ниже средних.

А сезон с 15 августа и до середины октября назывался шелковым, в это время цены вырастали в пять- шесть раз, приезжала самая богатая публика. Как раз поспевал виноград, и этот сезон еще назывался виноградным. Но со временем шелковый сезон стали называть бархатным из-за мягкой погоды".

ПУШКИНУ НЕ ХВАТАЛО ДЕНЕГ

Это в стихах великий классик называл Крым "брегами прекрасными", зато в письмах — "стороной важной и запущенной". Ступив на крымскую землю в августе 1820 года вместе с семьей Раевских, поэт успел пожить в Гурзуфе, побывать в Керчи, Феодосии и Бахчисарае.

"В Гурзуфе не принято было отдыхать до того, как в 1881 году герцог Ришелье не построил здесь дом, где в последующем останавливалась вся путешествующая знать, — рассказывает завотделом музея им. Пушкина в Гурзуфе Светлана Дремлюгина.

В этом же доме провели три недели и Раевские вместе с Александром Сергеевичем, пребывавшем в южной ссылке. За проживание и питание у Ришелье не нужно было платить. Тем не менее, Пушкин умудрился поиздержаться и писал к брату с просьбой выслать ему денег".

Сам поэт писал о времени, проведенном в Гурзуфе, следующее: "...жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество".

21-летний Пушкин с младшим на два года Николаем Раевским развлекались, как могли, ведь тогда Гурзуф, даром что был популярнее Ялты, не мог предложить культурного досуга.

"Дегустировали вина, катались на лодках и лошадях. Однажды они за четыре дня добрались верхом из Гурзуфа в Бахчисарай. В дороге Александр Сергеевич простудился, но даже лихорадка не помешала ему заметить, сколь красива легенда о “фонтане слез” и сколь удручающе само состояние ханской резиденции. Позже он написал в письме: "Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат", — рассказывает Светлана Михайловна.

Понятие пляжного отдыха во времена Пушкина уже существовало, но отличалось от современного. "Загорать было не принято. В моде была светлая кожа. А купаться, по мнению врачей, можно было только до 11 утра и не дольше пяти минут.

Есть сведения, что Пушкин умел плавать, а еще — что они с Раевским из оливковой рощи подглядывали за дамами. Тогда еще не придумали купальные костюмы и погружались в воду неглиже

Еще ходили слухи, будто Александр Сергеевич в Гурзуфе воспылал любовью к одной из дочерей Раевских. Он действительно увлекся, но не одной, а всеми четырьмя сестрами, но любви ни к одной из них он не испытывал. Зато его очень впечатлила некая молодая татарка из ближайшего села".

ЧЕХОВ: "СКУЧНО КАК В СИБИРИ"

Антон Чехов, пожалуй, был самым известным крымским курортником. "Доходило до того, что мошенники по пути в Ялту выдавали себя за него, флиртовали с барышнями, а до Антона Павловича потом доходили слухи о его якобы безнравственном поведении", — рассказывает научный сотрудник музея Чехова в Ялте Алла Головачева.

В 1888 году писатель впервые приезжает в Крым. Его поезд приходит в Севастополь. Оттуда в Ялту нужно было добираться на лошадях. "Ехали или один день, делая остановку у Байдарских ворот для обеда, или два дня с ночевкой у Байдарский ворот, — рассказывает Ирина Ганжа. — Перекладные брички с парой лошадей до Ялты стоили 7,32 руб., фаэтон парой — 15 руб., тройкой лошадей — 20 руб. (средняя зарплата рабочего в это же время 14 руб. — прим)".

В этот визит Антон Павлович посетил Георгиевский монастырь, позже приезжал в Феодосию, Коктебель, Бахчисарай. А когда врач сообщил ему неутешительный диагноз, Чехов принимает решение переехать в Крым, климат которого считался полезным для больных туберкулезом.

Поначалу Ялта не нравилась Антону Павловичу, в письмах он называл ее помесью чего-то европейского с чем-¬то мещански-ярморочным: "Коробкоообразные гостиницы, в которых эти рожи бездельников-богачей с жаждой грошовых приключений, парфюмерный запах вместо запаха кедров и моря, жалкая, грязная пристань…"

Позже Чехов начинает называть Ялту "теплой Сибирью" за скуку, царящую в городке в любое время года. В первые приезды писатель останавливался в гостиницах, но уже в 1898 году купил небольшой (800 саженей) участок на окраине Ялты. Земля обошлась Чехову в 4 тыс. руб. Уже через год Антон Павлович переезжает в готовый дом с матерью и сестрой. Здесь пишет и общается с заезжими писателями: Толстым, Горьким, Сулержицким.

А вот привычные для сегодняшних курортников развлечения Чехов позволить себе не мог. Загорать было не принято, а купаться запретил врач.

"Уже поселившись в Ялте, Чехов купил дачу в Гурзуфе (теперь отдел нашего музея) и стал владельцем кусочка берега с пляжем, — рассказывает Алла Головачева. — В письмах он не раз упоминал, что там будут отдыхать его родные. Но сам писатель пляжем ни разу не воспользовался. В то время морские купания проходили под наблюдением медика. А он не рекомендовал писателю водные процедуры".

БУЛГАКОВ: "ПЛЯЖ В ЯЛТЕ ЗАПЛЕВАН"

Своим первым вояжем к крымским берегам Михаил Афанасьевич обязан Максимилиану Волошину, пригласившему Булгакова с женой в гости в Коктебель. "В июне 1925 г. писатель с женой Любовью Белозерской сели на поезд и через 30 часов сошли на станции Джанкой, откуда через семь часов шел поезд до Феодосии", — рассказывает крымский литературовед Галина Кунцевская.

Добравшись до Коктебеля, чета Булгаковых прогостила у Волошина больше месяца, успев приобщиться к местному чудачеству — собиранию полудрагоценных камешков, которое Булгаков охарактеризовал как "спорт, страсть, тихое умопомешательство, принимающее характер эпидемии". А вот в нудистских возлежаниях на пляже и походах в горы, которые ввел в моду Волошин, чета Булгаковых участия не принимала.

"На обратном пути Михаил Афанасьевич с женой отправились на пароходе в Ялту, на котором их сильно качало, отчего писателю было нехорошо. Вечером они отплыли из Феодосии, а рано утром увидели Ялту и отправились на дачу Чехова, которая уже стала музеем и где мечтал побывать Булгаков", — объясняет Галина Кунцевская.

В своих воспоминаниях Михаил Афанасьевич пишет, что в Ялте им пришлось снять слишком дорогой номер в гостинице (других не осталось) за 3 руб. с человека в сутки. Средняя зарплата в это же время — 58 руб. На вопрос, почему не горит электричество, Булгаков услышал ответ: "Курорт-с!".
А вот строки о ялтинском пляже:

"...он покрыт обрывками газетной бумаги... и, понятное дело, нет вершка, куда можно было бы плюнуть, не попав в чужие брюки или голый живот. А плюнуть очень надо, в особенности туберкулезному, а туберкулезных в Ялте не занимать. Поэтому пляж в Ялте и заплеван...

Само собою разумеется, что при входе на пляж сколочена скворешница с кассовой дырой, и в этой скворешнице сидит унылое существо женского пола и цепко отбирает гривенники с одиночных граждан и пятаки с членов профессионального союза".

А вот еще о ялтинском торговом квартале:

"…магазинчики налеплены один рядом с другим, все это настежь, все громоздится и кричит, завалено татарскими тюбетейками, персиками и черешнями, мундштуками и сетчатым бельем, футбольными мячами и винными бутылками, духами и подтяжками, пирожными. Торгуют греки, татары, русские, евреи. Все втридорога, все "по-курортному", и на все спрос".

МАЯКОВСКИЙ ПИАРИЛ КРЫМ

Громогласный футурист бывал в Крыму шесть раз. "Наверное, это была генетическая любовь, — рассуждает Галина Кунцевская. — Ведь в Крыму жили его дед и бабушка. Впервые он приехал в Крым в 1913 году, посетив Симферополь, Керчь и Севастополь с выступлениями. Затем бывал в Ялте и Евпатории".

В 1920 году декретом Совнаркома было решено использовать крымские дачи и дворцы для оздоровления трудящихся, и, начиная с 1924 г., Маяковский ежегодно приезжает в Крым, чтобы выступать перед курортниками-пролетариями.

"Особенно ему нравилось в Евпатории, — рассказывает Галина Кунцевская. — Обычно он жил в гостинице "Дюльбер". Выступал не только в концертных залах. В санатории "Таласса", например, эстрадой послужила терраса, к которой вынесли даже лежачих больных на кроватях".

В начале 20-х годов проживание в "Талассе" и "Дюльбере" обходилось в сумму от 162 до 300 руб. (средняя зарплата в это же время — 58 руб.) Правда, за проживание Маяковский не платил, о чем сам упоминал в письмах: "Получил за чтение перед санаторными больными комнату и стол в Ялте на две недели".

Те строки, которые выдавал на-гора поэт о крымской природе ("Хожу, гляжу в окно ли я — цветы да небо синее, то в нос тебе магнолия, то в глаз тебе глициния"), о санаториях ("Людей ремонт ускоренный в огромной крымской кузнице"), и просто о курорте ("И глупо звать его "Красная Ницца", и скучно звать "Всесоюзная здравница". Нашему Крыму с чем сравниться? Не с чем нашему Крыму сравниваться!") служили Крыму отличной рекламой.
Однако сам Маяковский, оказывается, замечал на полуострове не только хорошее. Вот, например, что он писал о пляжах:

"Простите, товарищ, купаться негде: окурки с бутылками градом упали, — здесь даже корове лежать не годится. А сядешь в кабинку — тебе из купален вопьется заноза-змея в ягодицу".

Возмущал поэта и ассортимент евпаторийского рынка:

"...хоть четверть персика! — Персиков нету. Побегал, хоть версты меряй на счетчике! А персик мой на базаре и во поле, слезой обливая пушистые щечки, за час езды гниет в Симферополе".

И, в конце концов, Маяковский выдает Крыму убийственное резюме: "Страна абрикосов, дюшесов и блох, здоровья и дизентерии".

УКРАИНКЕ ГРЯЗИ НЕ ПОМОГЛИ

Леся Украинка написала в Крыму одни из самых романтичных своих произведений ("Бахчисарай", "Ифигения в Тавриде", "Айша и Мухаммед"). Но ездить сюда ее заставляла не муза, а тяжелая болезнь — туберкулез костей.

По указаниям доктора поэтесса приезжала на полуостров трижды: с матерью в 1890 г. она отдыхала в Саках, с братом — в Евпатории год спустя, и в 1907-м — с мужем в Балаклаве и Ялте.

"Во времена Леси Украинки лечение на Мойнакских грязях было процедурой, которую не все здоровые могли вынести, — рассказывает научный сотрудник Евпаторийского краеведческого музея Людмила Дубинина. — Человека укладывали на цементированные площадки, обмазывали глиной с головы до ног.
Так он лежал, потел и не мог пошевелиться. Потом нужно было еще лежать обмотанным простыней. Так вот сейчас все это занимает двадцать минут, а в те времена — больше двух часов. Эти процедуры очень тяжело давались Лесе Украинке, и она писала в письмах, что от них ее самочувствие ухудшилось".
Процедуры были не только изматывающими, но и дорогими. Курс грязелечения в 1910 г. стоил 45 руб. — для простых людей (больные лежали по несколько десятков в одном зале) и 130 руб. — для пациентов побогаче (процедуры проходили в отдельной комнате). А ведь приходилось еще каждый день платить 5—15 руб. лечащему врачу. Для сравнения: корова в те годы тоже стоила 5 руб.

Лечили поэтессу еще и водными процедурами, но уже в Евпатории. "Курортники проходили в надстройку над водой, из которой можно было спуститься в воду. Там раздевались и окунались. Раздевались — это, конечно, громко сказано. Купальные костюмы были очень закрытые: длинные рубахи для мужчин и короткие платья для женщин", — рассказывает Людмила Дубинина.

В 1907 г. Леся Украинка приезжает с мужем в Севастополь. Но затем, по совету врачей, пара перебирается в Ялту, где поэтесса вновь лечится и вновь напрасно. Своей сестре она пишет: "... здесь я дошла до такого состояния, что лежала в городских скверах — настолько кружилась голова". Возможно, поэтому Крым отразился в произведениях Леси Украинки отнюдь не курортными настроениями.

Вот, например, что она пишет о путешествии на плато Ай-Петри: "Солнце палящее сыплет стрелы на мел белый, ветер вздымает порох, душно... ни капли воды... это будто дорога в Нирвану, страну всесильной смерти..."…

ЖЕМЧУЖИНА ОТ ЕКАТЕРИНЫ

Крымский историк, директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин, поясняет, что в 1783 г., когда Крым присоединили к России, климат его считался нездоровым.

"Русские люди были убеждены, что, кроме лихорадки, здесь получить ничего невозможно. Поэтому путешественники прибывали в Крым не на курорт, а за впечатлениями. Первой сюда приехала Екатерина II в 1787 году. Тогда она и назвала Крым лучшей жемчужиной в ее короне", — рассказывает Андрей Витальевич.
По его словам, в качестве лечебного ресурса полуостров начал использоваться в 20-х годах XIX века, когда открылись свойства сакских грязей. Саки, таким образом, стали первым курортом в Крыму.

"Дома здесь первоначально строили представители знати: Воронцов, Бороздин и им подобные. Это было дорогостоящее увлечение. А массовое паломничество в Крым начинается в 50-х годах XIX.
Ливадия стала царской резиденцией, после чего прокладывается железная дорога, строится первая гостиница "Россия". После этого приближенная ко двору публика начинает ездить в Ялту.
В 90-е годы был введен новый тариф. Железная дорога стала госпредприятием, что дало возможность уменьшить цену на билет, и в Крым начал ездить средний класс, — рассказывает Андрей Мальгин.

Пути из Москвы до Симферополя и от Симферополя до Ялты стоили одинаково — около 12 рублей (при средней стоимости работы за день 20 коп.). Это было по карману средним чиновникам. А купцы, рабочие и крестьяне не ездили в Крым.

И дело было не только в деньгах. Просто в силу кругозора никому не пришло бы в голову бросать работу и хозяйство, чтобы ехать куда-то".

МОРОЖЕНОЕ С КОФЕ — КАК БУТЫЛКА ВОДКИ

В конце XIX века ялтинские цены были на уровне московских. Особенно это касалось гостиниц и ресторанов при них. Например, в 1903 г. в первоклассной гостинице "Россия" в центре Ялты цены с ноября по август были от 1,5 руб. за сутки, а с августа по ноябрь — от от 3 руб. Для сравнения: земский учитель получал 25 руб. в месяц.

В отеле "Ялта" (возле современной канатной дороги) номер обходился в сумму от 75 коп. до 5 руб. за сутки. В этом же году в московской гостинице "Боярский двор" номер стоил от 1,25 руб. до 10 руб. в сутки.

В ресторане ялтинского городского сада в курортный сезон завтраки из 2-х блюд стоили 75 коп. и подавались от 11 до 1 часа дня. Обеды из 2-х блюд - 60 коп., из 3-х - 80 коп., из 4-х - 1 руб., подавались с 13.00 до 18.00.
В кондитерской Флорена, расположенной на набережной Ялты напротив гостиницы "Мариино", в 1890-м году стакан чая стоил 10 коп., кофе — 15 коп., чашка шоколада с бисквитами — 25 коп., а порция мороженого — 25 коп. В это же время в Москве за 40 коп. можно было купить бутылку водки.

Самые известные поэты, посвятившие полуострову свои стихи

Жизнь и творчество этих людей так или иначе были связаны с Крымом. Причем некоторые из них, не будучи уроженцами полуострова, приезжали сюда, чтобы уединиться от мирской суеты и рифмовать свои поэмы, стихи и оды. Видимо, крымская атмосфера стала для них лучшим источником вдохновения

№ 1. Максимилиан Волошин

Несмотря на то что Максимилиан Волошин, художник, поэт и литературный критик, родился в Киеве, детство он провел в Севастополе, а свою творческую деятельность осуществлял в основном в Коктебеле. Переехав сюда сразу после революции, творец испытал здесь великое вдохновение. В 1918 году он пишет знаменитое стихотворение, посвященное Коктебелю, и многие другие, а также большинство своих самых известных картин, среди которых «Два дерева в долине. Коктебель» (1921) и «Розовые сумерки» (1925).

№ 2. Римма Казакова

Уроженка Севастополя, она автор многочисленных сборников стихов. Миллионам людей на постсоветском пространстве она известна как автор стихов к песням «Ты меня любишь», «Мадонна», «Ненаглядный мой». Композиторы Игорь Крутой, Анна Пахмутова, Александр Зацепин писали к ним музыку, а исполняли и до сих пор исполняют эти песни Александр Серов, Филипп Киркоров, Ирина Аллегрова, Валерия и многие другие звезды эстрады. С 1958 по 2008 год вышло в свет более двадцати поэтических сборников Риммы Казаковой.

№ 3. Борис Серман

Первую книгу стихов Серман выпустил в 1934 году, в возрасте 22 лет. С 1941 по 1946 год Борис Евгеньевич работал военным корреспондентом. За участие в обороне Севастополя, Кавказа, в освобождении советских, румынских, венгерских и австрийских городов награжден боевыми орденами и медалями. После войны Серман поселился в Симферополе и до своей кончины в 1996 году успел написать в Крыму более двадцати поэтических сборников, среди которых наиболее известны «Сердца мо-его дневник» (1962), «Человек остается...» (1971), «Иду» (1980), «Письма пришли потом» (1985).


№4. Анатолий Милявский

Милявский в первую очередь известен тем, что написал знаменитую песню «Мой Симферополь — ворота Крыма», ставшую гимном крымской столицы. Свою литературную деятельность он начал в 1945 году в армейской газете, а первый сборник стихов «Заре навстречу» увидел свет в 1950-м. Спустя некоторое время вышли собрания «Горный ключ», «Рассветы в пути» и «Поколение».

Интересно, что Анатолий, родившись в Симферополе, в семье потомственных медиков, и сам стал врачом — доктором медицинских наук, профессором кафедры дерматологии. Но это не помешало ему реализоваться и в творчестве.

№ 5. Алексей Малин

Автор стихотворных басен, эпиграмм, пародий и каламбуров регулярно печатался в журналах «Звезда», «Крокодил», «Перец». Родился он в 1912 году в городе Велиже Смоленской области. Во время Великой Отечественной войны служил на Дальнем Востоке, участвовал в битве за Кавказ, за освобождение Тамани и Керчи. После войны остался жить в Крыму. В 1953 году Малин был принят в Союз писателей СССР и 15 лет проработал ответственным секретарем и председателем писательской организации Крыма.

№ 6. Николай Тарасенко

Крымский поэт и писатель, уроженец Симферополя, в 1937 году он поступил в Крымский педагогический институт, а в 1940-м перешел в военное морское училище Севастополя. Принимал участие в Великой Отечественной войне, освобождал Варшаву и дошел до Берлина. На протяжении всей войны печатал стихи во фронтовых газетах, а вернувшись в родной город, стал работать и над сборниками стихотворений, и над романами. Самые известные поэтические сборники — «Призвание» (1958), «Сердцем и памятью» (1960), «Синь-море» (1967), «Скифское эхо» (1974), «Киммерийские маки» (1977) и т. д.

№ 7. Петр Градов

Почетный гражданин Севастополя, родившийся в городе-герое в 1925 году, стал популярен в 1980-х, после выпуска первых поэтических сборников. Песни на его стихи включали в свой репертуар Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Людмила Краева, Людмила Гурченко и многие другие известные исполнители.

Кстати, сын Петра Градова Андрей — известный киноактер, заслуженный артист России, а дочь Татьяна — исполнительница роли беспокойной девочки в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».

№ 8. Саша Красный

Он же — Александр Давыдович Брянский, родился в Севастополе в 1882 году и прожил до 1995-го, успев повоевать в Первой мировой и Гражданской войнах, пережил Великую Отечественную и застал всю историю Советского Союза, от его создания до развала. Причем в Союз писателей СССР Саша Красный вступил в возрасте 102 лет, а последний сборник стихов выпустил в 111 лет. Находясь на службе в личной охране Ленина в 1919-м, писал рифмованные агитки, а в середине 1920-х годов основал собственный агитационный эстрадный коллектив синеблузников «Театр Саши Красного». В последние годы жизни ударился в любовную лирику.

№ 9. Илья Сельвинский

Знаменитый крымский поэт и драматург родился в Симферополе, учился в Евпатории — сначала в училище, затем в гимназии. В возрасте 16 лет в 1915 году в газете «Евпаторийские вести» вышла его первая публикация. А уже в 1927-1930 годах он вел острую полемику с Маяковским, будучи выпускником Московского государственного университета. С 1937-го стал писать исторические драмы в стихах, среди которых наиболее известны «Юность. Корона сонетов», «Арктика», «Три богатыря».


№ 10. Лев Рябчиков

Русский писатель и поэт, первый в Укра-ине писатель, удостоенный Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства. Родился в 1942 году в Ярославле, но свои произведения создает в Крыму, работая журналистом и публикуя свои стихи в энциклопедических антологиях «Душа России. Пятнадцать веков русской поэзии», «Прекрасны вы, брега Тавриды... Крым в русской поэзии» и других. Его стихи — о любви, о Крыме, о подвиге советских людей в годы войны.

Подготовил Алексей ПРАВДИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 258 от 22 ноября 2013 года