Категории зависимых крестьян в киевской руси. Разряды зависимых крестьян Древней Руси: кто такие смерды, холопы, закупы, рядовичи, их сравнительная характеристика Крестьянство Южной Италии

Группой лично зависимых крестьян управляли воины-землевладельцы, так называемые феодалы , защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка , торговые площади для ярмарок, складские помещения и так далее. Зависимое крестьянство пришло на смену рабству античности . Основное отличие лично зависимого крестьянина (крепостного) от раба был тот факт что за первыми было признано право на жизнь , то есть за убийство крепостного феодал (или помещик) должен был теоретически понести уголовную ответственность по закону , хотя на практике крепостные, особенно в Российской империи, были фактически равны рабам. Положение зависимого крестьянства варьировало по странам и регионам Европы, а также эволюционировало в зависимости от временного периода. На смену зависимым крестьянам и феодалам с распространением капитализма в ХVII-ХIХ веках пришли наёмные рабочие и капиталисты . В отличие от рабов крестьяне могли обладать частной собственностью, заниматься коммерцией Крестьянин сам по себе не мог быть продан, объектом купли-продажи являлась земля к которой он был прикреплён.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Средневековая деревня. Труд и повинности крестьян. (рус.) История средних веков.

    ✪ Клим Жуков про рождение революции: несостоявшаяся буржуазная революция

    ✪ Клим Жуков и Михаил Попов про единство и борьбу противоположностей в президентских выборах

    Субтитры

История

На территориях бывшей Римской империи и в Византии зависимое крестьянство развилось из промежуточного сословия - так называемых колонов поздней античности , которые в отличие от рабов были полусвободными арендаторами батраками , заселявшими окраины империи (Галлия , Испания). В средневековой Испании и Латинской Америке они стали именоваться пеоны . В германских и славянских землях, не знавших долговременного рабства, зависимость крестьян возникала в результате имущественно-ресурсного расслоения общества, а также под влиянием соседних (романских и восточных) регионов. Не все крестьяне средневековой Европы были зависимы от феодалов. Так в Византийской Анатолии жили военные крестьяне акриты . При этом рабство в средневековой Европе также было распространено во многих городах, хотя и в меньших по сравнению с классической античностью размерах. В целом, в X-XII вв. в Западной Европе сложились два главных класса средневекового общества: зависимые крестьяне и воины-землевладельцы. Каждая группа имела свой образ жизни, своё мировоззрение и своё положение в обществе.

Различия положения по странам

В некоторых северных странах с хуторским типом ведения хозяйства (Норвегия, Исландия) зависимые крестьяне не сложились как класс вообще. В каждой стране и даже регионе, где феодализм укрепился, зависимые крестьяне именовались по-разному. Из положение также сильно варьировало. Так в Англии, заселённой германцами в VI веке, крепостничество (в российском понимании этого слова) было крайне слабым и личные формы зависимости крестьян начали исчезать уже в ХII-ХIII веках, полностью ликвидировавшись к ХV веку. Во Франции, знавшей классическое римское рабство, различные формы крепостничества сохранялись гораздо дольше - до конца ХVIII века. В российской историографии зависимые крестьяне стали известны как

В IX веке было образовано государство Киевская Русь . Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян. Киевскую Русь считают раннефеодальным государством – феодальные отношения в этот период только зарождаются, формируются два основных класса: феодалы и феодально-зависимое крестьянство. Основную массу населения составляли крестьяне.

Можно выделить следующие категории зависимых крестьян:

1) холопы – рабы;

2) закупы – крестьяне, взявшие ссуду и до возвращения долга, работающие на своих кредиторов;

3) рядовичи – крестьяне, работающие по договору;

4) смерды – крестьяне, вышедшие из общин под власть князя, а также переселенные на земли князя, представители освобожденных народов. Князь выделял им землю, обеспечивал защиту, а за эту защиту и землю они были обязаны платить оброк и участвовать в военных походах.

Также существовали независимые крестьяне , которые вели свое хозяйство на общинной земле. Со временем общинная земля стала собственностью великого князя.

Класс феодалов составляли: великий князь, представители старшей дружины князя, бояре, потомки старых местных аристократических родов, местные князья.

Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой кодификацию древнерусского права. Свод законов Киевской Руси назывался «Правда Русская». Создана в 1072 году. С 1068 по 1072 разработано новое законодательство под названием «Правда Ярославичей». Это законодательство дополнило старую «Русскую правду», которая не отвечала требованиям развития общества. Кровную месть заменили штрафы. Новая «Правда» карала за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей. В новом законе сделана попытка сохранить внутренний порядок в стране.

Важную роль в развитии феодальных отношений играло христианство, принятое Русью в период княжения Владимира I. Монастыри и церковь были крупными землевладельцами, собиравшие огромные подати с живших на церковных землях крестьян.

Хозяйство Киевской Руси имело преимущественно натуральный характер, главной отраслью являлось земледелие. К XII веку появились более совершенные орудия труда (плуг, бороны), начинают применять трехполье.

Высокого уровня достигло ремесло. Широкое распространение получил гончарный промысел.

Возникли новые формы ремесленного производства, которые были характерны только для Руси – артели и подряды. Строительство городских стен, башен, укладка мостовых выполнялись артелями.

В XI-XII веках ремесло начинает переходить на стадию товарного производства. Ремесленники продавали изделия торговым людям, которые везли их в отдаленные районы.

В Киеве насчитывалось 8 рынков, каждый из которых был специализированным.

Большое значение для Руси имела и внешняя торговля . Киевская Русь находилась на транзитных торговых путях. Торговый путь из Азии в Северную Европу вел по Волге и Днепру к Балтийскому морю. Это позволяло русским купцам торговать на азиатских и европейских рынках.

Развитие торговли привело к возникновению денежной системы.

Изначально на Руси деньгами служили скот и дорогие меха. Использовались золотые монеты из Византии и арабских стран, серебряные западноевропейские монеты, в основном, во внешней торговле.

С конца X в. на Руси начали чеканить свою монету.

Развитие товарно-денежных отношений способствовало концентрации больших денежных сумм в руках купцов, которые начали активно заниматься ростовщичеством. Под влиянием народных волнений княжеская власть пыталась ограничить ростовщичество.

Великий князь Владимир Мономах в 1113 г. издал «Указ о резах», который запрещал ростовщикам устанавливать размеры годового процента свыше 50.

Смерды были свободными и экономически самостоятельными, они передавали свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями, однако закон рассматривал смердов как низкую, неполноправные группу населения. Смерды не были единственной слоем сельского населения. экономическим и правовым положением. Заметное место занимали такие группы, как рядовичи и закупы.

Рядович - обедневший крестьянин. Он заключал договор ряд с феодалом о предоставлении ему какой-то помощи и брал на себя определенные обязанности по феодала, признавал свою зависимость от феодала. Типичным разновидностью рядовичи был закуп. Это название происходит от древнего слова куча - заем. Закупам могли быть и обанкротившиеся купцы, ремесленники, обедневшие феодалы. Закуп должен отрабатывать долг в хозяйстве феодала, часто со своим инвентарем, пока не отрабатывал кучи с соответствующими процентами. В это время он подпадал под юрисдикцию феодала. Но как лицо, находилась во временной зависимости, он имел определенные права и в определенных случаях мог жаловаться на своего господина. Если же закуп убегал от кредитора, он становился рабом.

Хотя формально, юридически закупы считались зависимыми временно, феодалы имели множество способов закабалить закупа, превратить временную зависимость на постоянную.

Кроме рядовичей и закупов в Киевской Руси были еще и другие группы феодально зависимого населения: нравы, прощенникы, заведение-ники, душная люди, изгои и т.д.

Наряду с феодально зависимым и свободным населением существовали рабы или холопы, которых часто называли челядью. Они не были единой массой. Так, в отдельных случаях рабы выполняли всевозможные сельскохозяйственные работы, имели в пользовании участки земли, инвентарь и т.д. и отдавали феодалу часть урожая. Такие холопы постепенно сливались с феодально зависимым крестьянством. Другая часть жила на княжеском или боярском дворе и обрабатывала землю господским инвентарем, доставая за это содержание натурой. Однако чаще рабов использовали как домашних слуг, поваров, ключников, дворовых ремесленников. Рабы были также ценным товаром в торговле с восточными странами.

Основную массу сельского и городского населения Киевской Руси составляли свободные общины; "люди", то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора да­ни, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине.



1. Смерды. Обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо­зяйство. Князь давал смерду землю при усло­вии, что тот будет работать на него. В слу­чае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право вла­дения самостоятельным хозяйством смерд пла­тил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. Это обусловило появление самых раз­ных точек зрения на данную категорию населе­ния

2. Закупы. Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полу­ченную у него "купу". Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял заку­пу земельный надел, а также сельскохо­зяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от "господина". Но за­купа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения.

3. Изгои. Изгой - это человек "изжитый", выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Значительный контингент феодаль­но-зависимых изгоев формировался за счет вы­купившихся на волю холопов. Они, как прави­ло, не разрывали связи с господином и оста­вались под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от своего хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, пор­вавшие со своими прежним господином, попада­ли обычно в зависимость от церкви.



4. Челядь и холопы. В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII в.в. рабов-пленников называли "че­лядь". Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, называ­лись холопами. Источниками холопства явля­лись: самопродажа, женитьба на рабе "без ря­ду", вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превра­щался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротивше­гося должника. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи бо­ярским тиуном, он мог выступить в суде в ка­честве "видока". Широкое распространение по­лучило долговое холопство, которое прекраща­лось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые па­шенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.

Как формировалась категория зависимых крестьян?

До конца XI века бояре получали землю без крестьян. Во-первых, бояре сажали на землю своих холопов. Прежде холопы были заняты лишь в домашнем хозяйстве господина, теперь им начали выделять участки земли, чтобы они жили за счет своего хозяйства и выполняли повинности для господина. Во-вторых, бояре закабаляли крестьян. Хозяйство крестьянина постоянно подвергалось угрозе разорения: неурожай, гибель лошади и т.д. Крестьянин вынужден был обращаться к феодалу за ссудой и тем самым попадал к нему в зависимость.

С XIII века в летописях постепенно исчезли названия различных видов крестьян: закупов, изгоев, рядовичей. Словом «крестьяне» или «христьяне» стали называть русских православных людей в отличие от татар, которые были сначала язычниками, а потом стали мусульманами. Но так как подавляющую часть всего населения Руси составляли земледельцы, термин «крестьяне» стал относиться только к ним.

В период феодальной раздробленности основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Главной рабочей силой как вотчины, так и поместья были зависимые крестьяне, которых условно можно разделить на несколько групп. Одну из них составляли «старожильцы», уже в течение нескольких поколений жившие на землях данного феодала. И хотя юридически они были свободными, экономически все больше зависели от феодала, превращаясь в крепостных людей. Следующая группа состояла из «новоприходцев», которые недавно переселились из других вотчин или поместий. Феодалы, заинтересованные в новых работниках, давали им ссуды в виде семян, скота, леса на постройку дома. Через некоторое время новоприходцы переходили в разряд должников, так как не могли полностью и в срок расплатиться с феодалом, что приводило к их закабалению.

Однако вотчины, не говоря уже о поместьях, были лишь островками в море крестьянских общин. Даже во 2-й половине XV века в Северо-Восточной Руси преобладали еще земли черных крестьян. Уровень эксплуатации крестьянства в XIV - первой половине XV века был еще невысоким./При слабом развитии товарно-денежных отношений феодал ограничивался получением лишь тех продуктов сельскохозяйственного производства, которые он мог потребить. Поэтому натуральный оброк был основным видом феодальной ренты. Отработочная рента существовала в виде отдельных повинностей, не играла заметной роли нигде, кроме монастырских хозяйств. Денежная рента занимала совсем небольшое место, И поскольку еще не было сильной централизованной власти, в стране не существовало единых правовых норм для закрепощения крестьян.

Развитие экономики России в XV-XVI веках связано было прежде всего с постепенным закрепощением крестьян. В соответствии с законами и старыми обычаями крестьяне имели право перехода от одного хозяина к другому, надеясь найти на новом месте лучшие условия жизни. С годами крестьянам становилось все труднее переходить на новые места, так как постоянно росла их задолженность землевладельцам.

Постепенно феодалы и церковь начали требовать от крестьян увеличения оброка. Помимо натурального оброка с конца XV века заметно возросло количество различных повинностей и отработок в пользу феодала. Барщина стала достигать четырех дней в неделю. Крестьяне не выдерживали такого гнета, бежали на Дон, Южный Урал, в Заволжье.

При Иване III в 1497 г. был издан Судебник, по которому устанавливались правила перехода крестьян от феодала к феодалу. Был утвержден период: одна неделя до осеннего Юрьева дня (26 ноября по старому стилю) и одна неделя после, но предварительно крестьянин должен был уплатить «пожилое» за проживание и пользование землей феодала. В конце XV - начале XVI веков сумма «пожилого» равнялась 1 рублю с человека (стоимость одного рабочего коня или 100 пудов ржи, или 7 пудов меда). Введение такого условия заметно ограничивало возможности крестьян на свободное перемещение и стало первым законодательным шагом к закрепощению крестьян. Массовое бегство крестьян (особенно после неудачной Ливонской войны и опричнины) вело к усилению крепостного права. В 1582-1586 гг. впервые были установлены «заповедные года», во время которых запрещался переход крестьян на Юрьев день. В 1591-1592 гг. проводилась перепись земель и населения. Были составлены «писцовые книги», т.е. юридический документ, где была указана принадлежность крестьян какому-либо владельцу ка период переписи. Можно предположить, что в 1590-1595 гг. фактически произошла полная отмена Юрьева дня по всей стране. В тоже время были установлены «урочные лета», в течение которых объявлялся сыск беглых крестьян. По указу 1597 г. был определен пятилетний срок убежавших с 1592 г.

В период Смуты процесс закрепощения усилился.

В 1607 г. был объявлен 15-летний срок сыска. Когда свободный переход крестьян был практически запрещен, его сменил крестьянский вывоз, или своз. Богатые феодалы перед Юрьевым днем выкупали крестьян, заплатив за них долги, а затем вывозили их в свое хозяйство. Юридическое положение крестьян не менялось. От этого процесса страдали больше всего мелкие и средние помещики.

Итак, в конце XVI - начале XVII века в положении крестьян произошли столь важные перемены, что приходится говорить о переломном этапе в истории становления крепостного права. И хотя официального крепостного права не было, основная часть крестьян находилась в зависимости от феодалов. В течение XVII века власть феодалов над крестьянами непрерывно возрастала. Они полностью распоряжались крестьянами, обменивали их, дарили, закладывали, подвергали телесным наказаниям.

В январе 1649 г. на Земском соборе было принято Соборное уложение, по которому устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян. Крестьяне со своей семьей, имуществом объявлялись собственностью феодала.

Уже в XVI веке большая часть сельскохозяйственных угодий оказалась в руках землевладельцев и церкви. Лишь на севере, в бассейне рек Печора и Северная Двина, почти не было феодальных владений. Там проживали черносошные крестьяне, подчинявшиеся непосредственно государству. Категория государственных крестьян находилась в более благоприятных условиях, чем частновладельческие крестьяне. Они платили только налог государству («тягло»), хотя он был самым высоким в государстве. Главное отличие черносошных крестьян состояло в том, что они, сидя на государственной земле, располагали правом ее отчуждения: продажи, заклада, передачи по наследству. К столь же важным особенностям черносошных крестьян относится их личная свобода. Владельческие крестьяне в XVII веке уже составляли в общей сложности 89,6% тяглового населения страны, численность черносошных крестьян постоянно уменьшалась. Существовала еще одна категория крестьян - дворцовые, обслуживающие непосредственно нужды царского двора. Они управлялись дворцовыми приказчиками, имели своих выборных старост и некоторое самоуправление. По своему положению они были близки к государственным крестьянам.

Царствование Петра I сопровождалось развитием крепостничества. Оно было связано с осуществлением грандиозного по масштабам мероприятия - переписи податного населения и изменения налогового обложения. До переписи единицей обложения был двор, после переписи - мужская душа. В результате податной реформы1 доходы государства возросли в 3 раза. Для многих категорий населения перепись имела социальные последствия. Если раньше кабальные холопы получали свободу после смерти своего господина, то во время первой ревизии их приравняли к крепостным и наравне с ними обязали платить подушную подать. Они превратились в наследственную собственность помещика.

До проведения переписи около миллиона крестьян не принадлежали никому и платили государственную подать. В то же время помещичьи, монастырские, дворцовые крестьяне помимо податей в пользу государства платили оброк своему владельцу или выполняли барщину. Податная реформа объединила все эти категории сельского населения (здесь были черносошные крестьяне Севера, ясачные люди Среднего Поволжья и др.) в единый разряд государственных крестьян и приравняла их по размерам платежей к помещичьим, монастырским, дворцовым.

На положении крестьян тяжело отражался рост государственных повинностей. По сравнению с XVII веком возросли постойная и подворная повинности: крестьяне обязаны были обеспечить на время постоев воинские команды продовольствием, а лошадей - фуражом.

Показателем развития крепостнических отношений в стране было расширение дворянского землевладения, укрепление феодальной собственности на землю. С 1682 по 1710 гг. были розданы из дворцового фонда 273 волости с более чем 43 тысячами крестьянских дворов.

Во 2-й половине XVIII века продолжало ухудшаться и без того бесправное положение крестьян. При Екатерине II завершается процесс превращения крестьян в «рабов», как их и называла Екатерина и ее современники.

Самой темной стороной крепостного права был неограниченный произвол помещиков в распоряжении личностью и трудом крепостных. При Екатерине II, с одной стороны, возрастала власть помещиков над крестьянами, с другой - расширялась область крепостного права. Она раздала в частные руки до 800 тыс. казенных крестьян обоего пола. Указом 1783 г. был запрещен переход крестьян от одного владельца к другому в Малороссии, и таким образом здесь установилось крепостное право. Рост помещичьей власти при Екатерине достиг своего предела. В 1765 г. помещикам было дано право ссылать крестьян на каторжные работы. Сенатский указ 1767 г. запрещал крестьянам жаловаться на своих помещиков - государственная власть отказалась защищать крестьян от произвола их господ, что вело к злоупотреблениям. Телесные наказания и тюремное заключение крепостных помещики применяли по своему усмотрению, развивалась торговля крепостными людьми.

Земли феодалов были поделены между крестьянами. Только небольшая часть средневекового феодального имения - сеньории состояла в непосредственном хозяйственном пользовании землевладельца (господская земля), а большая часть его обрабатывалась крестьянами как самостоятельными хозяевами. Существенные особенности отличали правовое положение крестьянского надела. Крестьяне наследственно владели участками господской земли, пользовались ею как самостоятельные хозяева под условием уплаты оброка и выполнения барщинных работ, подчинялись суду и управе господина.

Крестьяне могли быть либо лично свободными земледельцами, либо зависимыми в разной степени и форме от землевладельцев. Крестьяне делились на три основные группы (категории) сообразно тому, какие повинности они несли в пользу феодалов: лично зависимые крестьяне, поземельно зависимые крестьяне и свободные крестьяне - собственники (аллодисты).

Средневековые юристы различали три вида подчинения крестьянина сеньору. Это были личная, поземельная и судебная зависимость. Юридическими признаками личной зависимости были следующие. Лично зависимый крестьянин не имел права передавать по наследству свой надел кому бы то ни было, не уплатив своему сеньору особого взноса, состоявшего либо из части имущества - лучшая голова скота, венчальное украшение и платье его жены, либо, в более поздние времена - из определенной суммы денег. Он выплачивал «поголовный» налог. Браки между лицами, зависимыми от разных сеньоров, запрещались. За разрешение на такой брак требовался особый взнос. Все прочие повинности не были точно определены и взимались по воле сеньора, когда, где и сколько ему угодно.

Поземельная зависимость вытекала из факта принадлежности крестьянского надела сеньору. Земля крестьянского надела юридически составляла часть вотчины, в силу чего крестьянин должен был нести разнообразные повинности - в форме барщины или оброков, обычно пропорционально размерам надела и сообразно обычному праву.

Судебная зависимость крестьян вытекала из иммунитетных прав сеньора. Иммунитетная грамота давала право феодалу осуществлять суд на территории, в ней указанной, которая была больше вотчины. Эта зависимость выражалась в том, что население должно было судиться в суде иммуниста. Все судебные штрафы, равно как и те повинности, которые шли раньше королю или его представителям за отправление ими судебных и административных функций, шли уже не в пользу короля, а в пользу сеньора. Как представитель административной власти сеньор следил за порядком в общественных местах, например, на рынках, больших дорогах и в соответствии с этим взимал рыночные, дорожные, паромные, мостовые и прочие пошлины и имел право на доход с так называемых баналитетов - феодальных монополий.

Наиболее распространенными были три вида баналитетов - баналитеты печи, мельницы и виноградного пресса. Лица, зависимые от сеньора в судебном отношении, обязаны были печь хлеб только в печи, специально указанной сеньором или принадлежащей ему, обязаны были давить вино только под прессом сеньора и молоть зерно только на его мельнице.

С судебно-административными правами сеньора было связано право сеньора требовать барщину по починке дорог, мостов и т. д. Феодалы переводили барщину по исправлению дорог на свои поля и превращали общественную повинность в обычную господскую барщину.

Землевладение лично зависимых крестьян

Лично-зависимые крестьяне - сервы во Франции, вилланы в Англии и грундгольды в Германии находились в личной, поземельной и судебной зависимости от своего господина. Они имели лишь право владения и пользования земельным наделом, собственником которого признавался господин этого крестьянина. За владение и пользование наделом лично-зависимые крестьяне должны были ежегодно платить господину натуральный оброк в форме домашних животных, урожая, зернового хлеба, продуктов или денежный, размер которого устанавливался господином.

Барщину также устанавливал господин по своему усмотрению. Барщина - это обязательный даровой труд в феодальном хозяйстве, так как были необходимы рабочие руки для обработки земли феодала - пахота, сев, пастьба, жатва, молотьба. Это была обработка господской земли крестьянами под наблюдением приказчика. К барщинным работам относилась обязанность крестьян поставлять подводы и возить господские товары из одного имения в другое или в город на продажу. Наиболее характерным признаком личной зависимости являлись неопределенность барщинных повинностей и возможность их произвольного повышения феодалом.

Лично-зависимые крестьяне были лишены права покидать землю, на которой работали, без согласия господина. В случае бегства лично-зависимого крестьянина феодал обладал правом преследования и возвращения его обратно. Это право ограничивалось давностью, которая во многих случаях определялась сроком в один год и один день. Лично - зависимых крестьян иногда называют крепостными крестьянами, что неточно. В отличие от лично - зависимых крестьян крепостные крестьяне подлежали бессрочному розыску государственной власти и возврату к прежним владельцам. С течением времени лично-зависимые крестьяне получили право покидать феодала, но, заблаговременно предупредив его об этом, и оставляли в его пользу свой участок и движимое имущество.

Лично-зависимых крестьян могли продавать, дарить вместе с семьей, но их нельзя было убивать и изувечивать. Они подлежали суду своего господина, который имел право телесно наказывать их. Они были лишены возможности искать против своего господина защиты в королевском суде.

Лично-зависимый крестьянин не мог совершать с земельным наделом никаких сделок без согласия господина. После смерти лично-зависимого крестьянина все его имущество мог забрать господин, то есть существовало так называемое право мертвой руки. Рука крестьянина была мертва для передачи сыну наследства, живой оказывалась рука феодала. Избавиться от этого положения наследники умершего могли только посредством выкупа, передав своему господину лучшую свою вещь, обычно лучшую голову скота. Для вступления в брак лично-зависимым крестьянам требовалось разрешение господина, поэтому они уплачивали свадебную пошлину сеньору.

Лично-зависимый крестьянин являлся собственником движимых вещей - рабочего скота, орудий труда, кормов для скота, семян для посева, продуктов труда, мог их отчуждать, даже если иногда на это требовалось разрешение его господина. Такое разрешение было лишь ограничением права распоряжения лично-зависимого крестьянина его движимым имуществом, но не полным отрицанием за ним данного права. Ограничением права собственности было и «право мертвой руки»

Таким образом, лично-зависимые крестьяне были свободными лицами, субъектами права, но их правоспособность и дееспособность были ограничены. Это было связано с властью господина над личностью земледельца.