И представителей власти в примечании. О понятии «представитель власти» в уголовном праве россии. Смотреть что такое "представитель власти" в других словарях

Феркалюк Ю.И., Международный институт экономики и права.

В статье содержится анализ положений российского уголовного закона, регламентирующих основания уголовной ответственности представителя власти. Предлагаются пути разрешения проблем несогласованности законодательных дефиниций "представитель власти" и "должностное лицо". Аргументируется необходимость формулирования понятия представителя власти в примечании к ст. 318 УК РФ.

В УК РФ 1996 г. впервые на легальном уровне предлагается законодательное определение представителя власти в примечании к ст. 318 УК РФ: представителем власти в статьях УК РФ признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Т.Б. Басова, рассматривая приведенное определение представителя власти, выделяет следующие особенности:

  • оно помещено в главе, предусматривающей ответственность за преступления против порядка управления;
  • содержит оговорку, что указанная дефиниция распространяется не только на ст. 318, но и на другие статьи УК РФ;
  • представитель власти является должностным лицом;
  • в качестве основного критерия определения понятия представителя власти указано на полномочия, выполняемые этим лицом <1>.
<1> Басова Т.Б. Ответственность за служебный подлог по уголовному праву России: Учебное пособие / Под науч. ред. проф. А.И. Коробеева. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. С. 49.

Выделенные особенности позволяют сопоставить указанное определение с законодательной дефиницией должностного лица и выявить разногласия между ними, которые сводятся к следующему.

Во-первых, в примечании к ст. 285 УК РФ употребляется выражение "функции представителя власти", а в примечании к ст. 318 УК РФ речь идет о распорядительных полномочиях. Во-вторых, если представитель власти является должностным лицом, то к чему "разрывать" дефиниции и помещать их в разные главы закона? В-третьих, в преступлениях против порядка управления, помещенных в главе 32 УК РФ, представитель власти выступает в качестве потерпевшего, а не субъекта преступления.

При формулировании примечания к ст. 318 УК РФ законодатель, по справедливому мнению Г.В. Журавлевой, допускает логическую ошибку в определении понятия "представитель власти" по отношению к законодательной дефиниции "должностное лицо", которая выражается в том, что законодатель допускает повторение того же самого другими словами: представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти <2>. В этой связи значимым явилось разъяснение понятия "представитель власти" Верховным Судом РФ в п. 2 Постановления N 6 от 10 февраля 2000 г., согласно которому "к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности..." <3>.

<2> Журавлева Г.В. Уголовная ответственность за служебный подлог: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 104.
<3> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // Российская газета. 23 февраля 2000 г. N 38.

В.И. Динека небезосновательно утверждает, что данная категория должностных лиц осуществляет полномочия, которые носят не ведомственный, а общий публичный характер, и реализуются они не в замкнутых рамках какой-либо организации, а в государственно-административно-территориальных границах <4>.

<4> Динека В.И. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления: Монография / Под ред. проф. Н.И. Ветрова. М.: Юридический институт МВД России, 2000. С. 85 - 87.

К представителям власти относятся депутаты Государственной Думы Федерального Собрания, члены Совета Федерации Федерального Собрания, депутаты законодательных органов субъектов РФ, а также представители исполнительной власти (в системе МВД, Минюста, ФСБ, ФСКН и т.п.), судебной власти, прокуратуры, избирательных комиссий всех уровней, аудиторы и инспекторы Счетной палаты РФ <5>.

<5> Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ от 6 января 1997 г. N 1. Ст. 1; Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля; 1 июля 1993 г.; 15 июня 1996 г.; 31 марта, 6 декабря 1999 г.; 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.; 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г.; 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г.; 10 января, 30 июня, 7 июля, 8 и 23 декабря 2003 г.; 20 июля, 22 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г. N 16. Ст. 503; Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.; 7 ноября 2000 г.; 30 декабря 2001 г.; 7 мая, 25 июля 2002 г.; 10 января, 30 июня 2003 г.; 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. N 15. Ст. 1269; Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г. N 30. Ст. 1792; Федеральный закон от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

В правовой науке возникает вопрос о существующей коллизии терминов "представитель власти" и "должностное лицо". Некоторые ученые по этому поводу отмечают, что не все представители власти согласно административно-правовому пониманию этих понятий являются должностными лицами. Как правило, в этих случаях к категории должностных лиц относятся лишь служащие, имеющие подчиненных; к представителям власти - служащие, полномочия которых распространяются на лиц, непосредственно не подчиненных им по службе <6>. Вместе с тем исключение отдельных представителей власти из числа должностных лиц противоречит общей теоретической посылке, согласно которой должностные лица - это лица, наделенные властными полномочиями, имеющие право в пределах предоставленных им полномочий предъявлять требования к другим гражданам, в том числе не подчиненным им по службе. В этой связи Б.Д. Ахраров делает правильный вывод о том, что между понятиями представителя власти и должностного лица существует соотношение частного и общего, т.е. каждый представитель власти является должностным лицом. Представитель власти может быть наделен как функциями государственной власти, так и полномочиями в сфере государственного управления: указания представителя власти, если они законны, обязательны для всех <7>.

<6>
<7> Ахраров Б.Д. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с злоупотреблением властью или служебным положением: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ташкент, 1989. С. 17.

В правовой литературе также высказано мнение о нецелесообразности использования термина "представитель власти" в административном и уголовном праве и замене его на термин "должностное лицо" <8>. Термин же "представитель власти" рекомендуется употреблять только в отношении депутатов высших и местных представительных органов власти, т.е. в государственно-правовом аспекте, придавая ему исключительно политико-юридический смысл <9>.

<8> Ляпунов Ю.И. Должностные преступления: Учеб. пособие. Киев: Киевская высшая школа МВД СССР им Ф.Э. Дзержинского, 1988. С. 21; Журавлева Г.В. Уголовная ответственность за служебный подлог: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 104.
<9> Гуторова А.Л. Генезис представительной власти в России и современные проблемы // Политическая теория и практика: тенденции и проблемы. М., 1995; Журавлева Г.В. Уголовная ответственность за служебный подлог: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 104.

С этим предложением невозможно согласиться, т.к. использование термина "представитель власти" в уголовном праве подтверждает неоднородность должностных лиц аппарата государственной власти, конкретизирует ответственность тех работников этого аппарата, которые выступают от имени государства и его органов, так как именно они являются проводниками государственной политики <10>.

<10> Басова Т.Б. Указ. соч. С. 51.

В этой связи возникает вопрос о целесообразности употребления в законе выражения "лица, осуществляющие функции представителя власти". При конструировании анализируемой дефиниции отсутствует четкое разграничение между функциями и полномочиями. По сути, там, где речь идет о правах, используется термин "функции". Между тем современная наука административного права достаточно четко разграничивает функции и полномочия, а также решает непростой вопрос о соотношении функций и прав <11>. Не останавливаясь подробно на дискуссионных аспектах этой проблемы, отметим, что в законе, по-видимому, нецелесообразно выделять какие-либо определяющие представителя власти признаки в дефиниции должностного лица. Именно так поступали авторы разработанного проекта УК России, прямо указав на представителей власти как одну из категорий должностных лиц. Указание на представителя власти как одну из категорий должностных лиц согласно материалам судебной практики служит единообразному пониманию субъекта должностных преступлений, в том числе служебного подлога.

<11> Бахрах Д.Н. Предмет и источники административного права России // Административное право России на рубеже веков. Екатеринбург, 2003. С. 14 - 15; Князев С.Д. Административно-правовой статус российских граждан: конституционно-правовые основы реформирования // Журнал российского права. 2004. N 2; Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов, 2001. С. 100; Князев С.Д. Современное российское административное право: состояние и перспективы развития // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. N 4. С. 35 - 36; Минашкин А.В. Основы административно-правового статуса государственных учреждений // Право и экономика. 2003. N 1.

Таким образом, следует отметить, что проблемой совершенствования российского уголовного законодательства является несогласованность законодательных дефиниций представителя власти и должностного лица, отсутствие логической увязки между ними. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать внесение соответствующих дополнений в действующее законодательство. Так, примечание к ст. 318 УК РФ целесообразно изменить следующим образом: "Примечание. Представителями власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признаются лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности".

Предусмотренное в данной статье преступление представляет собой общественно опасное посягательство, так как нарушает нормальную деятельность государственного аппарата. Кроме того, это преступление посягает и на представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Объектом рассматриваемого преступления следует считать нормальную деятельность органов власти (это основной непосредственный объект). Дополнительным объектом является здоровье указанных лиц, телесная неприкосновенность, их безопасность. Потерпевшими от этого преступления могут быть лишь представитель власти и его близкие. При этом закон (примечание к ст. 318 УК) ограничивает круг представителей власти лишь должностными лицами правоохранительного или контролирующего органа, а также должностными лицами, наделенными распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.

Понятие представителя власти дано в главе о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Представитель власти должен обладать властными полномочиями, т.е. иметь возможность принимать решения, предъявлять требования, обязательные для граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. К представителям власти относятся лица, работающие в федеральных органах государственной власти (депутаты Федерального Собрания, Президент, члены Правительства, судьи, работники прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ, депутаты областной, краевой Дум, главы администраций, президенты республик, военнослужащие, исполняющие обязанности по охране общественного порядка, оперативные сотрудники налоговых служб, Комитета по антимонопольной политике, таможенной службы и др.).

Представители власти осуществляют свои полномочия постоянно, временно или по специальному поручению. Общественные работники, осуществляющие свои властные полномочия по специальному поручению, - это общественные инспектора охотинспекций и рыбинспекщий, общественные контролеры на транспорте, народные дружинники и др.

В качестве потерпевших от данного преступления закон называет близких представителя власти. В примечании к ст. 316 УК (укрывательство преступлений) законодатель говорит о близких родственниках, которые не могут отвечать в уголовном порядке за заранее не обещанное укрывательство преступления. А в ст. 318 УК говорится о близких. К ним относятся не только близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, внуки, дед, бабка, родные братья, сестры, супруги), но и лица, забота о которых является важной духовной потребностью (например, друг, любимый человек и т. п.).

Объективная сторона данного преступления может быть выражена в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких.

Под .насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль. Данная форма насилия не должна повлечь причинение кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности или иных более тяжких последствий. Последствия данного преступления, предусмотренные ст. 116 УК, самостоятельной юридической оценки не требуют, они охватываются ч. 1 ст. 318 УК. Под физическим насилием следует понимать и ограничение свободы: связывание, запирание представителя власти или его близких.

Однако под насилием нельзя понимать сопротивление без насилия, воздействие на представителя власти, связанное с уничтожением или повреждением его одежды. Действующее законодательство такие действия не относит к признакам, характеризующим преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 318 УК.

Под угрозой применения насилия понимаются высказывания или иные действия виновного, выражающие реальные намерения применить насилие в отношении представителя власти или его близких. Виновный при этом может угрожать убийством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего (ст. 119 УК). Для квалификации содеянного не имеет значения, намеревался виновный реализовать угрозу или нет. Любой вид угрозы применения насилия в отношении представителя власти или его близких охватывается ч. 1 ст. 318 УК и не требует квалификации по ст. 119 УК.

Важно установить, что между физическим и психическим насилием и исполнением представителем власти своих должностных обязанностей имелась связь.

Применение насилия (физического или психического) в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей трактуется как признак преступления, предусмотренного ст. 318 УК, если это насилие было направлено на прекращение законной деятельности представителя власти, а также если оно совершается в качестве мести за прошлую деятельность представителя власти. Например, нанесение побоев из мести за какие-либо действия, предпринятые представителем власти по службе.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 318 УК, является формальным. Оно признается оконченным с момента применения физического и психического насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 318 УК не имеет значения, была ли в конкретном случае фактически нарушена нормальная деятельность представителя власти.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. В содержание умысла виновного входит сознание им не только своих действий, но и того обстоятельства, что они направлены против представителя власти или его близких, чтобы воспрепятствовать исполнению должностным лицом своих обязанностей или отомстить ему за его деятельность, и желание совершить эти действия.

Законодатель обусловливает насилие в отношении представителя власти исполнением им своих должностных обязанностей. Уже это указывает на обязательность мотива и цели преступления, которое совершается, чтобы изменить или прекратить законную деятельность указанных лиц, заставить их совершить действия вопреки службе, отомстить им за их деятельность или за их принадлежность к представителям власти и т. п.

Если применение насилия в отношении представителя власти обусловлено иными мотивами и целью, то содеянное может быть квалифицировано как преступление против личности.

Если указанные формы насилия применяются в отношении представителей власти, участвующих в отправлении правосудия или в осуществлении расследования уголовных дел либо в исполнении судебных решений (судья, присяжный заседатель, прокурор, следователь, судебный исполнитель и др.), а равно в отношении их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде либо в связи с производством расследования или исполнением судебных актов, то содеянное надлежит квалифицировать лишь по ст. 296 УК (преступление против правосудия). Однако если в отношении указанных лиц осуществляется насилие в связи с иной деятельностью, не связанной с отправлением правосудия, то содеянное охватывается ст. 318 УК.

Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет могут быть привлечены к уголовной ответственности в случае причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью представителя власти или его близких, но не по ст. 318 УК, а по п. "а" ч. 2 ст. 111 УК или по п. "б" ч. 2 ст. 112 УК (преступление против жизни и здоровья).

В ч. 2 ст. 318 УК предусматривается квалифицирующий состав преступления за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении тех же лиц. Насилие может быть выражено в причинении тяжкого, средней тяжести либо легкого вреда здоровью потерпевшего. Опасным для жизни насилие может быть признано, если оно в момент его причинения само по себе угрожает жизни потерпевшего или при обычном его течении заканчивается смертью.

К содержанию Уголовное право России

Смотрите также:

УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Следует отметить, что представители власти среди должностных лиц составляют особую группу. Примечание к ст.318 УК раскрывает содержание понятия "представитель власти" применительно ко всем статьям УК . Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Анализ этой дефиниции выявляет некоторую ее неопределенность и тавтологичность: представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти. В связи с этим особую значимость имеют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлении от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", где сказано, что к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиям в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Принципиально новым является признание действующим УК возможности осуществления функций представителя власти по специальному полномочию. Однако в определении понятия специального полномочия нет единого мнения ни в теории, ни в практике уголовного права. Некоторые авторы даже предлагают исключить понятие "специальное полномочие" из уголовного закона, поскольку-де оно не имеет сколько-нибудь определенного правового содержания и лишь вносит логические противоречия в примечание к ст.285 УК.

В свою очередь Пленум Верховного Суда РФ в названном постановлении не дает четкой дефиниции "специального полномочия". Он лишь указывает, что выполнение функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, в течение определенного времени или одноразово либо совмещает их исполнение с основной работой. Но остается неясным: чем же специальное полномочие отличается от временного?

Судебная практика нередко смешивает понятия "специальное полномочие" и "временное полномочие". Так, М., заместитель начальника отдела физической защиты службы на Кавказских Минеральных Водах Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Ставропольскому краю, 28 декабря 1999 г. был отстранен от должности. 13 ноября 2000 г. начальник названного Управления издал на имя М. предписание о проведении рейда по выявлению административных правонарушений в сфере игорного бизнеса. По обстоятельствам проверки возник спор. Дело было передано в суд, который пришел, в частности, к выводу, что М. являлся должностным лицом - представителем власти по специальному полномочию. Однако в данном случае имело место временное исполнение обязанностей должностного лица, поскольку на основании указанного предписания М. получил полномочия на определенное время - на время проведения рейда по выявлению административных правонарушений в сфере игорного бизнеса.

"Специальный" - значит особый, исключительно для чего-нибудь предназначенный. Определение специального полномочия должно содержать в себе признаки, четко отграничивающие его от других понятий. На мой взгляд, специальное полномочие - официально предоставленные (путем издания нормативного или индивидуального акта) представителю общественности права на осуществление административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций, а также функций представителя власти. Таким образом, внештатные сотрудники милиции, внештатные инспекторы технадзора, общественные контролеры, народные и присяжные заседатели, общественные помощники следователя, прокурора, депутата и т.п. являются должностными лицами, осуществляющими функции представителя власти по специальному полномочию.

Поддержку такой позиции можно встретить в юридической литературе. На практике же указанные лица (за исключением народных и присяжных заседателей - о них есть специальная оговорка в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.) должностными не признаются.

Так, в обвинительном приговоре в отношении М., внештатного сотрудника отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД г. Красноярска, суды первой и второй инстанций признали его должностным лицом, исполняющим функции представителя власти по специальному полномочию. Президиум Верховного Суда РФ приговор изменил, указав, что М. признан должностным лицом необоснованно (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. N 12. С. 10, 11). Между тем по делу было ясно, что только использование служебных полномочий позволило М. совершить преступление.

Практика показывает, что необходимо пересмотреть положения, регламентирующие деятельность общественных помощников, внештатных сотрудников правоохранительных органов, и официально признать за ними процессуальные полномочия, которые они фактически имеют. Уголовная же ответственность за нарушение ими этих полномочий действующим УК уже установлена в ст.285.


Н. Ковалева,

аспирант Ставропольского госуниверситета


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Смоляков Евгений Викторович

адъюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

Понятие представителя власти

в уголовном праве

В статье рассмотрены особенности и специфика потерпевших от преступлений, предусмотренных ст. 318 и 319 УК РФ, что стало основанием для особой уголовно-правовой охраны их здоровья, личной неприкосновенности, чести и достоинства. Автор, раскрывая понятие «представитель власти», сопоставляет его с понятием «должностное лицо» и приходит к выводу о том, что представителем власти является должностное лицо государственного правоохранительного или контролирующего органа, должностное лицо иного государственного органа, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Ключевые слова: потерпевший, представитель власти, должностное лицо, уголовно-правовая охрана, государственная власть, здоровье, личная неприкосновенность, честь, достоинство.

E.V. Smolyakov, Adjunct of the Chair of Criminal Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

The notion of a representative of authority in criminal law

The article describes the characteristics and specifics of victims of crimes under art. 318 and 319 of the Criminal code of the Russian Federation, which became the basis for a special criminal law protection of their health, personal integrity, honor and dignity. The author revealing the concept of «representative government» compares it with the concept of «official» and concludes that a representative government is a official of the state law enforcement or supervisory authority, as well as an official of a public body, endowed with the procedure established by law administrative powers in respect of persons who are not in the service of his addiction.

Key words: victim, representative of the authorities, official, criminal legal protection, state power, health, physical integrity, honor, dignity.

Потерпевший от преступления - это фигура, которая «возникает всегда как результат совершения преступления» и является одним из обязательных признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 318 и 319 УК РФ .

Более того, признаки потерпевшего в исследуемых преступлениях нужно рассматривать как составообразующие (конструктивные) при сравнении преступлений, регламентированных ст. 318, 319 УК РФ, с общеуголовными составами преступлений об ответственности за причинение вреда здоровью и побои (ст. 111, 112, 115, 116 УК РФ). Иными словами, специфика характеристики потерпевших от преступлений, предусмотренных ст. 318 и 319 УК РФ, выступила одним из оснований для особой уголовно-правовой охраны их здоровья, личной неприкосновенности, чести и достоинства путем конструирования специальных уголовно-правовых норм.

Как следует из текста уголовного закона, потерпевшим от данных преступлений выступает представитель власти (или его близкие в ст. 318 УК РФ, о чем речь пойдет ниже). В соот-

ветствии с примечанием к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Однако следует отметить, что определение представителя власти в теории уголовного права неоднократно становилось предметом научных дискуссий .

Так, в соответствии с примеч. 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также

в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Н.К. Рудый, например, считает, что «при формулировании понятия «представитель власти» в примечании к ст. 318 УК РФ законодатель допускает логическую ошибку по отношению к законодательной дефиниции «должностное лицо», которая выражается в повторении того же самого другими словами: «представителем власти является должностное лицо», а «должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти», и предлагает примечание к ст. 318 УК РФ изложить в новой редакции .

Аналогичного мнения придерживается и К.В. Третьяков .

И многие авторы рассматривают их как идентичные, не обращая внимания на факт, который в своей работе отмечает С.М. Кисиев, указывая, что если примечание к ст. 318 УК РФ, как это прямо оговаривается в его тексте, распространяется на все статьи уголовного закона, где используется признак «представитель власти», то примеч. 1 к ст. 285 УК РФ в соответствии с его буквальным смыслом распространяет свое действие только на статьи гл. 30 УК РФ. Далее автор предлагает снять вопрос о несогласованности указанных понятий, хотя бы в отношении ст. 318 УК РФ .

В то же время этот вопрос требует дальнейшего изучения, а также теоретически обоснованного внесения предложений по законодательному изменению примеч. 1 к ст. 285 УК РФ, поскольку употребляемые в уголовном законе термины должны пониматься единообразно и должны быть учтены во всех родственных случаях. Такой позиции придерживается ряд авторов . Поэтому следует согласиться с мнением А.Р. Саруханяна, который считает, что понятие должностного лица является более широким по отношению к понятию представителя власти, т.е. представитель власти - это разновидность должностного лица, характеризующаяся принадлежностью к правоохранительным или контролирующим органам либо к иным органам и наделенная распорядительными полномочиями .

Еще на один момент в связи с рассмотрением вопроса о понятии «представитель власти» следует обратить внимание. Некоторые авторы считают, что порядок управления может и должен поддерживаться не только лицами, исполняющими свои обязанности на государственной службе. По их мнению, потерпевшими от преступлений, совершенных в отно-

шении представителей власти, могут быть, в определенных случаях, и представители общественности .

В связи с этим следует поддержать позицию С.М. Кисиева по данному вопросу, который считает, что такой подход авторов преждевременен, т.к. действующим законодательством не регламентируется возможность наделения представителей общественности распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Кроме того, это определенным образом противоречит смыслу родового и видового объектов изучаемых преступлений, т.к. сложно представить деятельность представителей общественности в рамках управленческой деятельности органов государственной власти .

Подтверждением сказанному служит определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ № 43-099-81 по делу Русских, в котором указано, что «по смыслу примечания к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Из материалов дела видно, что потерпевший, работая старшим инспектором безопасности АО "Ижмаш", в установленном законом порядке распорядительными функциями наделен не был и не мог быть признан представителем власти, поэтому действия осужденного по применению насилия к потерпевшему (причинение легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное его расстройство) переквалифицированы с ч. 2 ст. 318 УК РФ на ст. 115 УК РФ» .

В целях недопущения возможных ошибок в правоприменительной практике представляется целесообразным указать в примечании к ст. 318 УК РФ на то, что представителем власти является должностное лицо государственного правоохранительного или контролирующего органа, а также должностное лицо иного государственного органа, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости .

С таким дополнением согласилось 69% респондентов, опрошенных в ходе проведенного нами социологического исследования.

Понимание такого признака представителя власти, как обладание им распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, каких-либо серьезных затруднений не вызывает и достаточно подробно описано в юридической литературе.

Так, А.Р. Саруханян пишет, что «распорядительные полномочия реализуются в праве должностного лица отдавать в пределах своей компетенции указания, обязательные к исполнению другими должностными лицами и гражданами» .

Распорядительные, или иначе - властные, полномочия отличают представителя власти от иных должностных лиц, поскольку обозначенные полномочия распространяются на лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. При этом, конечно же, такие полномочия не безграничны, «...хотя теоретически распорядительные полномочия представителя власти распространяются на неопределенный круг лиц, - отмечает А.Г. Брагина, - они в любом случае имеют силу лишь в определенных ведомственных границах» .

Например, представитель федеральной службы по финансовым рынкам не вправе отдавать распоряжения в сфере фармацевтических услуг и т.п.

Следует отметить, что если потерпевшим от оскорбления представителя власти может быть исключительно представитель власти, то потерпевшими от применения насилия в отношении представителя власти могут быть также близкие представителя власти.

Понятие близких лиц в уголовном законе не раскрывается, однако употребляется неоднократно, в частности в п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

При этом, как разъясняется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)», к близким потерпевшему лицам, наряду с близкими родственниками, могут относиться иные лица, состоящие с ним в родстве, свойстве (родственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений .

Хотя приведенное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ не затрагивает вопросов толкования признаков применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ), мы поддерживаем позицию К.В. Ображи-ева о том, что «идентичность определенного признака (понятия) для ряда составов преступлений предопределяет необходимость его единообразного, универсального понимания» .

В свою очередь, понятие «близкие родственники» раскрывается в ст. 5 УПК РФ, где сказано, что

1. Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. А.И. Коробеева. Т. 1: Преступление и наказание. СПб., 2008.

2. Кисиев С.М. Понятие представителей власти в уголовном праве // Сб. науч. тр. Ставрополь, 2007. Вып. 5.

близкие родственники - это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

По нашему мнению, отнесение законодателем к числу потерпевших от преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, близких лиц, понятие которых раскрыто выше, абсолютно оправданно и вполне логично, поскольку в диспозиции ч. 1 ст. 318 УК РФ указывается на факт совершения этого преступления в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей. Воздействие же на представителя власти путем применения насилия в отношении близких ему лиц, как правило, будет не меньшим, чем если бы насилие применялось к нему самому. А в отдельных случаях, на наш взгляд, применение насилия в отношении лиц, близких представителю власти, будет оказано еще большее, чем тогда, когда насилие применялось бы в отношении самого представителя власти.

Вместе с тем, мы считаем закономерным отсутствие в ст. 319 УК РФ указания на близких лиц представителя власти в качестве потерпевших от данного преступления, т.к. в отличие от применения насилия в отношении близких представителя власти (ст. 318 УК РФ) оскорбление названных лиц не окажет значимого воздействия на самого представителя власти в части осуществления им профессиональной деятельности.

В заключение представляется возможным сделать следующие основные выводы.

Представителем власти является должностное лицо государственного правоохранительного или контролирующего органа, а также должностное лицо иного государственного органа, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости; при этом аргументирована целесообразность дополнения примечания к ст. 318 УК РФ указанием на принадлежность соответствующих органов к органам государственной власти.

Полагаем, что декриминализация общей нормы, предусматривавшей уголовную ответственность за оскорбление (ст. 130 УК РФ) , не исключила честь и достоинство личности из круга объектов уголовно-правовой охраны, сохранив данные правоохраняемые интересы в качестве составляющих видовой объект преступлений, помещенных в гл. 17 УК РФ.

1. Complete course of criminal law: in 5 vol. / ed. by A.I. Konobeev. Vol. 1: Crime and punishment. St. Petersburg, 2008.

2. Kisiev S.M. The concept of authority in criminal law // Coll.of sci. papers. Stavropol, 2007. Iss. 5.

3. Волженкин Б. В. Служебные преступления. М., 2000.

4. Грибунов О. П. Уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003.

5. Таможник Е.Л. Преступления против законной деятельности представителей власти: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2006.

6. Басова Т. Уголовно-правовая дефиниция «представитель власти» // Уголовное право.

7. Кравцова О.В., Блинова-Сычкарь И.В., Дмитриенко С.А. Представитель власти как потерпевший от преступления // Молодой ученый. 2014. № 2.

8. Рудый Н.К. Преступления против порядка управления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти: сравнительный анализ законодательства России и стран СНГ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.

9. Третьяков К. В. Уголовная ответственность за насилие в отношении представителя власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2009.

10. Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М., 1967.

11. Саруханян А. Р. Преступления против порядка управления. Ставрополь, 2003.

12. Брагина А. Г. Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск,

13. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ № 43-099-81 по делу Русских // Бюл. Верховного Суда РФ. 2000. № 7.

14. Яковлева С.А. Уголовно-правовая оценка насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им должностных обязанностей: дис. . канд. юрид. наук. Ульяновск, 2003.

15. О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ): постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 янв. 1999 г. № 1 (с изм. от 3 дек. 2009 г.) // Бюл. Верховного Суда РФ. 1999. № 3.

16. Ображиев К. В. Судебный прецедент в уголовном праве России. Ставрополь, 2002.

17. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы: федер. закон от 27 дек. 2009 г. № 377-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2009. № 52, ч. I. Ст. 6453.

3. Volzhenkin B.V. Official crimes. Moscow, 2000.

4. Gribunov O.P. Criminal liability for the use of violence against representative of authorities: diss.... Master of Law. St. Petersburg, 2003.

5. Tamozhnik E.L. Crimes against the legitimate activities of the authorities: criminal-legal and criminological aspects: diss.... Master of Law. Tambov, 2006.

6. Basova T. Criminal-legal definition of «representative government» // Criminal law. 2005. № 3.

7. Kravtsova O.V., Blinova-Sychkar I.V., Dmi-trienko S.A. Representative government as the victim of a crime // Young scientist. 2014. № 2.

8. Rudy N.K. Crimes against public order, encroaching on the service activities and the identity of the authorities: a comparative analysis of the legislation of Russia and CIS countries: auth. abstr. ... Dr of Law. Moscow, 2009.

9. Tretyakov K.V. Criminal liability for violence against a representative of authorities: auth. abstr.... Master of Law. Samara, 2009.

10. Brainin Ya.M. Criminal law and its application. Moscow, 1967.

11. Sarukhanyan A.R. Crimes against public order. Stavropol, 2003.

12. Bragina A.G. Criminal liability for insulting a representative of authorities: diss. ... Master of Law. Krasnoyarsk, 2006.

13. Determination of Judicial Board on criminal cases of the Supreme Court of the Russian Federation № 43-099-81 in the case of Russkih // Bull. of the Supreme Court of the Russian Federation. 2000. № 7.

14. Yakovleva S.A. Criminal-legal assessment of violence against representative of authority in connection with the performance of his official duties: diss.... Master of Law. Ulyanovsk, 2003.

15. About court practice on Affairs about murder (art. 105 of the Criminal code of the Russian Federation: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of Jan. 27,1999 № 1 (with amendments of Dec. 3, 2009) // Bull. of the Supreme Court of the Russian Federation. 1999. № 3.

16. Obraziev K.V. Judicial precedent in criminal law of Russia. Stavropol, 2002.

17. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the enforcement of the provisions of the Criminal code of the Russian Federation and Criminal-executive code of the Russian Federation on the punishment in the form of restriction of freedom: fed. law of Dec. 27, 2009 № 377-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2009 № 52, pt. I. Art. 6453.

Понятие представителя власти

Действующий уголовный закон России предусматривает ответственность за преступления, отличительной особенностью которых является наличие специального субъекта - должностного лица. От преступных действий должностного лица, совершаемых в рамках специфических для него форм, может пострадать любая охраняемая уголовным законом сфера социальной действительности. В этой связи представляется актуальным в теоретическом и практическом отношении глубокое и всестороннее изучение понятий должностного лица и его категорий.

В соответствии с законом (прим.1 к ст.285 УК РФ) под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Отсюда следует, что одну из категорий должностного лица составляют лица, которых именуют представителями власти.

Изучение закона, юридической литературы, а также судебно-следственной практики показывает, что зачастую возникают неясности при решении вопросов отнесения тех или иных лиц к разряду представителя власти в конкретных случаях. В связи с этим особое значение приобретает выяснение сущности этой категории должностного лица

В теории уголовного права имеется немало определений рассматриваемой дефиниции. К примеру, "Под представителями власти, - полагает профессор Ю.И. Ляпунов, - понимаются должностные лица, имеющие в силу предписаний закона, иных нормативных актов либо занимаемой должности властные полномочия, наделенные правом совершать действия, влекущие правовые последствия для значительного количества граждан, не находящихся в их подчинении. Функция властвования - определяющая характеристика представителя власти". Специалистами верно подмечено, что представители власти осуществляют полномочия, которые носят не ведомственный, а общий публичный характер и реализуются не в замкнутых рамках какой-либо организации, а в государственно - административно - территориальных границах.

Исходя из позиции высшего судебного органа России следует выделять две разновидности представителей власти:

1) лица, непосредственно осуществляющие власть (законодательную, исполнительную или судебную);

2) лица, обладающие властными (распорядительными) полномочиями, в соответствии с которыми они могут отдавать распоряжения не подчиненным им физическим лицам или организациям любой ведомственной подчиненности. В целом, выделение таких разновидностей представителя власти не вызывает возражений.

Однако следует отметить, что толкования понятия "представитель власти" Пленум Верховного Суда России по существу не дал, а лишь обозначил разновидности этой категории должностного лица и привел примерный перечень лиц, охватываемых данным понятием. К представителям власти, в частности, он относит членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судей федеральных судов и мировых судей, наделенных соответствующими полномочиями работников прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящих на государственной службе аудиторов, государственных инспекторов и контролеров, военнослужащих при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

Можно предположить, что высший судебный орган счел необходимым не давать определения представителя власти в связи с тем, что в действующем уголовном законе оно официально закреплено в примечании к ст.318 УК РФ. В нем сказано, что представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Анализируя приведенное определение представителя власти, можно выделить следующие его особенности:

оно помещено в главе, предусматривающей ответственность за преступления против порядка управления;

содержит оговорку, что указанная дефиниция распространяется не только на ст.318, но и на другие статьи УК РФ;

представитель власти является должностным лицом;

основными критериями определения понятия представителя власти названы распорядительные полномочия, выполняемые этим лицом.

Выделенные особенности позволяют сопоставить это определение с приведенной выше законодательной дефиницией должностного лица и выявить разногласия между ними, которые в основном сводятся к следующему.

Во-первых, если представитель власти является должностным лицом, то нецелесообразно "разрывать" дефиниции и помещать их в разные главы закона. Во-вторых, в преступлениях против порядка управления, помещенных в главу 32 УК РФ, представитель власти выступает в качестве потерпевшего, а не субъекта преступления. Однако в законе на этот момент не обращено внимания. В-третьих, в примечании к ст.285 УК РФ употребляется выражение "функции представителя власти", а в примечании к ст.318 УК РФ речь идет о "распорядительных полномочиях". А это означает, что под легальное определение представителя власти не подпадает первая разновидность рассматриваемой категории должностного лица из числа выделенных нами выше на основе толкования мнения Пленума Верховного Суда России, а именно - "лица, непосредственно осуществляющие власть".

Логическая ошибка в определении понятия представителя власти по отношению к законодательной дефиниции должностного лица состоит в том, что определение подменяется изменением словесной формы определяемого понятия. Иначе говоря, допускается повторение того же самого другими словами: представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что серьезной проблемой совершенствования российского законодательства является несогласованность законодательных дефиниций представителя власти и должностного лица. Это свидетельствует о недостаточной юридической проработке УК РФ. Выходом из создавшегося положения, на наш взгляд, могло бы стать внесение в него соответствующих изменений и дополнений.

Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации как от представителя законодательного (представительного органа) субъекта Федерации определен ст. 3 Федерального закона от 3 декабря № 229- ФЗ...

Конституционно-правовой статус депутат Государственной Думы и члена Совета Федерации

Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации как представителя от исполнительной власти субъекта Федерации урегулирован ст. 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ...

Понятие и виды представительства

Понятие и виды представительства в гражданском праве

В ст. 182 ГК РФ говорится, что действия представителя непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого. Но эти действия не должны выходить за пределы полномочий представителя...

Всякому государству для осуществления его функций необходимы материальные ресурсы и личный штаб управления Вебер М. Избранные произведения. М.: Норма. 1990. С. 644-648., субъектов которого государственная власть...

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

После Октябрьской революции 1917 г. преступления против порядка управления в системе Особенной части появились в Уголовном кодексе 1922 г., который относил эти преступления к государственным...

Правовые последствия представительства без полномочий

В ст. 182 ГК РФ говорится, что действия представителя непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого. Но эти действия не должны выходить за пределы полномочий представителя...

В статье 3 Конституции Республики Казахстан говорится, что единственным источником государственной власти является народ, который делегирует осуществление своей власти государственным органам...

Преступления против порядка управления

Объектом рассматриваемого преступления является нормальная деятельность органов управления. Дополнительным объектом - здоровье и личная неприкосновенность представителей власти и их близких. Объективная сторона преступления...

Судебный представитель по гражданским делам

Правоспособность -- это возможность человека иметь определенные права и обязанности, которой наделены абсолютно все люди, вне зависимости от каких-либо характеристик. Указанное качество возникает у нас с момента рождения...

Уголовно-правовая характеристика оскорбления представителя власти

С момента образования русского государства представители власти стремились защитить разные сферы публичной деятельности, установив уголовную ответственность за ряд общественно опасных деяний...

Уголовно-правовая характеристика оскорбления представителя власти

Оскорбление представителя власти и предусмотренная за данное преступление уголовная ответственность по уголовному законодательству зарубежных стран является не менее интересным для изучения...

Уголовно-правовая характеристика оскорбления представителя власти

Уголовно-правовая характеристика оскорбления представителя власти

Одним из самых распространенных преступлений наряду с применением насилия, посягательством на уполномоченного лица государственной власти по прежнему остается оскорбление представителя власти...